<ПИСЬМО> МАП РФ от 23.02.2001 n 03/2466 <РЕШЕНИЕ КОМИССИИ МАП РФ от 20.02.2001 О ДЕЛЕ n АЦ/12Ф-73500>


МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ПИСЬМО
от 23 февраля 2001 г. N 03/2466
РЕШЕНИЕ
20 февраля 2001 года г. Москва

Комиссия Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии - руководителя Департамента развития конкуренции на рынке финансовых услуг, информационной политики и комплексного анализа Дудкина С.Н., членов Комиссии: начальника отдела антимонопольного контроля рынка страховых услуг и деятельности негосударственных пенсионных фондов Жарковой Л.Б., заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Юридического департамента Гридневой Е.А., заместителя начальника отдела антимонопольного контроля рынка страховых услуг и деятельности негосударственных пенсионных фондов Смирновой И.Ф.,
рассмотрев дело N АЦ/12Ф-73500 по признакам нарушения статей 6 и 12 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" в отношении Министерства культуры Российской Федерации, выразившегося в создании необоснованно благоприятных условий отдельным страховым организациям и ограничении потребителей страховых услуг в выборе страховых организаций, установила:
Министерство культуры Российской Федерации 1 апреля 2000 года подписало Генеральный полис с ЗАО "Марш - страховые брокеры" и шестью страховыми компаниями: ОАО "Ингосстрах", САО "Ингосстрах - Санкт - Петербург", САО "Ингосстрах - Россия", ЗАО СК "Ост - Вест - Альянс", ОАО "Ресо - Гарантия", ООО "Транснациональная страховая компания", в соответствии с которым указанным страховым компаниям предоставлялось право на страхование всех вывозимых за рубеж культурных ценностей.
МАП России направил запрос в Минкультуры России с просьбой сообщить, на каком основании осуществлялся отбор страховых компаний для страхования культурных ценностей, вывозимых за рубеж. В полученном ответе указано, что Минкультуры России выступает страхователем в отношении музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в федеральной собственности, а Генеральный полис подписан с ведущими на данный момент российскими страховыми компаниями, специализирующимися на рынке страхования рисков "Fine art". Отбор страховых организаций на осуществление страхования культурных ценностей, вывозимых за рубеж, не проводился, так как данный вид страхования не финансируется из средств федерального бюджета или бюджетов других уровней. Однако Минкультуры России в указанном письме не сообщило основания выбора шести страховых организаций из общего числа, имеющих соответствующую лицензию, и процедуру отбора страхового брокера - ЗАО "Марш - страховые брокеры", хотя в Российской Федерации имеют зарегистрированные представительства ряд крупнейших мировых брокеров (например, Aon Group Inc.).
Комиссия МАП России в ходе рассмотрения дела установила, что брокерская компания "МАРШ" (ранее "Джонсон и Хиггинс", "Марш и МакЛеннан") выступила инициатором разработки программы страхования культурных ценностей, вывозимых за рубеж, и известна Минкультуры России в качестве постоянного партнера ОСАО "Ингосстрах".
Минкультуры России письмом от 12.01.00 N 13-01-48/1-14 делегировало ЗАО "Марш - страховые брокеры" функции единого посредника между страхователем и страховщиками, а также поручило разработку единой формы страхового полиса для обеспечения страховой защиты культурных ценностей, направляемых на зарубежные выставки российскими музеями. Кроме того, ЗАО "Марш - страховые брокеры" по поручению Минкультуры России осуществляет проверку страхового покрытия, предлагаемого страховщиками, определяет круг российских и зарубежных страховых компаний, участвующих в страховании культурных ценностей, вывозимых за рубеж, определяет степень полноты покрытия рисков зарубежными партнерами.
Брокерской фирмой ЗАО "Марш - страховые брокеры", по поручению Минкультуры, был проведен отбор страховых организаций - претендентов на участие в программе страхования культурных ценностей, вывозимых за рубеж, с каждой из которых проводились переговоры об участии в данной программе.
По объяснению ЗАО "Марш - страховые брокеры", основными критериями отбора страховых организаций были требования западных партнеров российских музеев при решении вопроса о страховании ценностей, вывозимых за рубеж, стандартам, которым удовлетворяют только компании с западными инвестициями или дочерние компании ведущих мировых страховщиков AIG Россия, Ост Вест Альянс и Цюрих Русь, а также корпоративные требования страхового брокера, по субъективной оценке которого были отобраны все участники данной программы и выбран лидер - группа "Ингосстрах".
Кроме того, брокерской фирмой ЗАО "Марш - страховые брокеры", являющейся дочерней компанией брокерской фирмы MARSH Ltd., был разработан Генеральный полис по страхованию культурных ценностей, в котором предусмотрено соотношение долей при распределении ответственности между страховыми организациями и перестрахование не менее 90% рисков в зарубежных перестраховочных компаниях. При разработке условий Генерального полиса (квота, схемы) ЗАО "Марш - страховые брокеры" ориентировалось прежде всего на стандарты и требования только перестраховочной компании Ллойд, хотя на западном рынке работают ряд крупных перестраховщиков - Munich Re, Cologne Re и др., условия и требования которых могли быть более выгодны для российских страховщиков. Так, при размещении программы по перестрахованию культурных ценностей, в которой брокер МАРШ выступал как прямой, так и перестраховочный брокер, условием размещения программы с лимитом ответственности в 1 млрд. долларов США со стороны перестраховщиков (андеррайтеров) Лондонского рынка явилось требование установить долю всех российских компаний не более 10 млн. долларов США.
В соответствии с Генеральным полисом страховые организации являются "состраховщиками", что предусматривает равные права участников программы. Однако подписанный полис дает право лидера только одному участнику программы - группе "Ингосстрах", прежде всего это относится к неадекватной схеме распределения ответственности и премии между российскими страховщиками. При разработке условий полиса ОСАО "Ингосстрах" как лидеру было предложено в первую очередь определить долю участия в программе.
В ходе рассмотрения дела представители ЗАО "Марш - страховые брокеры" указали на то, что любая страховая организация, подписавшая Генеральный полис, при определенных условиях может стать лидером, однако эти условия не были доведены до участников программы страхования культурных ценностей, вывозимых за рубеж. Это послужило основанием отказа для отдельных страховых компаний в подписании полиса. Кроме того, окончательные условия Генерального полиса, разработанного ЗАО "Марш - страховые брокеры", не соответствовали первоначально достигнутым договоренностям со страховыми организациями, что также послужило причиной отказа ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота" от участия в программе страхования культурных ценностей, вывозимых за рубеж.
Минкультуры России письмом от 02.08.00 N 01-130/16-25 "О страховании культурных ценностей" проинформировал музеи Российской Федерации о том, что в соответствии с условиями Генерального полиса страхование культурных ценностей, входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации, направляемых на зарубежные выставки, осуществляется только в Российской Федерации и оформляется в страховых организациях, подписавших указанный Генеральный полис, в соглашение с зарубежными партнерами в пункт для "принимающей стороны" оформляется подтверждение о перестраховании 90% рисков на рынке Ллойдс (Лондон) через страхового брокера "Марш" (MARSH Ltd. и ЗАО "Марш - страховые брокеры"). По мнению Комиссии МАП России, реализация указанного письма приводит к ограничению конкуренции на рынке страховых услуг и ущемлению интересов страховых организаций, имеющих соответствующие лицензии, но не подписавших данное Генеральное соглашение.
По решению Комиссии в Минфин России был направлен Генеральный полис от 01.04.2000 N 11-05/030/00 в связи с необходимостью получения его оценки на соответствие страховому законодательству. Минфин России, рассмотрев указанный Генеральный полис, установил в нем ряд нарушений:
- возложенная на ЗАО "Марш - страховые брокеры" обязанность по выплате убытка страхователю (пункт 3) противоречит действующему страховому законодательству Российской Федерации;
- применение условий международной практики, в том числе "Оговорок Лондонских страховщиков" (пункт 11), возможно в случае, если правила страхования, послужившие основанием для выдачи страховщику лицензии, содержат указанные условия и оговорки;
- пункт 22 "Определение стоимости культурных ценностей на момент убытка" не соответствует пункту 2 статьи 947 Гражданского кодекса Российской Федерации в части момента определения рыночной стоимости застрахованного имущества.
Одновременно Минфин России сообщил, что при более детальном изучении Генерального полиса и выявлении норм, не соответствующих действующему законодательству Российской Федерации и нормативным актам, регулирующим страховую деятельность, Минфином России будут применены соответствующие санкции к страховым компаниям, заключившим данное соглашение.
Комиссия МАП России, рассмотрев документы и заслушав доверенных представителей Министерства культуры Российской Федерации, ЗАО "Марш - страховые брокеры", страховых организаций, привлеченных к рассмотрению дела, а также ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота" и страхового брокера "Kuhn & Bulow", установила, что действия Министерства культуры Российской Федерации привели к созданию условий, препятствующих деятельности участников страхового рынка, что привело к ограничению конкуренции на рынке страховых услуг и нарушению статьи 12 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".
Учитывая изложенное, Комиссия Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:
1. Признать Министерство культуры Российской Федерации нарушившим статью 12 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", что выразилось в создании условий, препятствующих деятельности участников страхового рынка, имеющих соответствующую лицензию или внесенных в Реестр страховых брокеров, который ведет Минфин России.
2. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации при разработке и реализации программы страхования культурных ценностей, входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации и направляемых на зарубежные выставки, обеспечивать равные условия для всех участников страхового рынка, которые имеют соответствующую лицензию либо внесены в Реестр страховых брокеров, который ведет Минфин России.
Председатель Комиссии
С.Н.ДУДКИН
Члены Комиссии
Л.Б.ЖАРКОВА
Е.А.ГРИДНЕВА
И.Ф.СМИРНОВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФЭК РФ от 23.02.2001 n 12/3 О ТАРИФАХ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ, ПОСТАВЛЯЕМУЮ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ (ОБЩЕРОССИЙСКИЙ) ОПТОВЫЙ РЫНОК ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ)  »
Постановления и Указы »
Читайте также