ПРИКАЗ Минобразования РФ от 22.06.1994 n 215 О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ДОКУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (вместе с ОСНОВНЫМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ОСТ 9 ПО 01.01-93, ПЕРЕЧНЕМ ПРОФЕССИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ОСТ 9 ПО 01.04-94, МОДЕЛЬЮ УЧЕБНОГО ПЛАНА ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ОСТ 9 ПО 01.03-93, СИСТЕМОЙ КОДИФИКАЦИИ (ОБОЗНАЧЕНИЙ) ДОКУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ОСТ 9 ПО 01.02-93)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 22 июня 1994 г. N 215
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ДОКУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО
СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В целях реализации Закона Российской Федерации "Об образовании", Постановлений Правительства Российской Федерации от 28.02.94 N 174 "Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие федеральных компонентов государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования" и от 23.04.94 N 384 "Об утверждении Перечня профессий и специальностей начального профессионального образования", а также решения коллегии Министерства образования Российской Федерации от 30.06.93 N 14/3 "О ходе разработки государственного стандарта начального профессионального образования" приказываю:
1. Принять к руководству и исполнению следующие документы государственного стандарта начального профессионального образования:
Основные положения государственного стандарта начального профессионального образования, утвержденные решением коллегии Министерства образования Российской Федерации от 30.06.93 N 14/3 (Приложение 1);
Перечень профессий и специальностей начального профессионального образования, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.94 N 384 (Приложение 2) <*>;
--------------------------------
<*> Перечень не приводится.
Модель учебного плана для учреждений начального профессионального образования, утвержденную решением коллегии Министерства образования Российской Федерации от 30.06.93 N 14/3 (Приложение 3);
Систему кодификации (обозначений) документов государственного стандарта начального профессионального образования, утвержденную решением коллегии Министерства образования Российской Федерации от 30.06.93 N 14/3 (Приложение 4).
2. Установить, что учреждения начального профессионального образования осуществляют переход на подготовку кадров в соответствии с Перечнем профессий и специальностей начального профессионального образования (в дальнейшем - Перечень) по мере готовности федеральных компонентов государственного стандарта начального профессионального образования и примерной учебно - программной документации на профессии, а также учебно - материальной базы.
3. Главному управлению профессионального образования (А.В. Елистратов) совместно с Институтом профессионального образования Министерства образования Российской Федерации (И.П. Смирнов) организовать работу по созданию, рассмотрению, согласованию и утверждению в установленном порядке федеральных компонентов государственного стандарта начального профессионального образования по профессиям нового Перечня.
4. Главному планово-экономическому управлению (З.И. Филимонова) на основе предложений Главного управления профессионального образования (А.В. Елистратов) и Института профессионального образования Министерства образования Российской Федерации (И.П. Смирнов) осуществлять финансирование работ по созданию, тиражированию и введению в действие документов федерального компонента государственного стандарта начального профессионального образования в пределах средств, выделяемых на указанные цели.
5. Институту профессионального образования Министерства образования Российской Федерации (И.П. Смирнов):
5.1. Представить на утверждение в Министерство образования Российской Федерации в III квартале 1994 года график создания федеральных компонентов государственного стандарта начального профессионального образования по профессиям нового Перечня и предложения по финансированию работ, указанных в п. 4 настоящего Приказа.
5.2. Осуществлять создание проектов федеральных компонентов государственного стандарта начального профессионального образования по профессиям Перечня с привлечением ведущих специалистов соответствующих отраслей экономики и образовательных учреждений.
5.3. Разработать в IV квартале 1994 года концепцию учебной книги профессионального образования нового поколения и научно - методические требования к ней с учетом профессий и специальностей нового Перечня и требований государственного стандарта начального профессионального образования.
5.4. Представить до 01.10.94 Главному управлению профессионального образования Минобразования России предложения по корректировке Перспективной программы подготовки учебников, учебных и методических пособий, справочников и плакатов для профессионального образования на 1995 - 1997 годы, утвержденной совместным Постановлением Министерства образования Российской Федерации и Министерства печати и информации Российской Федерации от 18.08.93 N 360/157, в соответствии с номенклатурой профессий и специальностей нового Перечня.
6. Экспертному совету по профессиональному образованию Министерства образования Российской Федерации (И.П. Смирнов) создать секцию по экспертизе федеральных компонентов государственного стандарта начального профессионального образования и примерной учебно-программной документации по профессиям Перечня.
7. Органам управления образованием республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, г. г. Москвы и Санкт-Петербурга, органам управления профессиональным образованием:
7.1. Обеспечить реализацию документов государственного стандарта начального профессионального образования.
7.2. Обеспечить разработку, экспертизу и утверждение национально-региональных компонентов государственного стандарта начального профессионального образования и рабочей учебно - программной документации для конкретных образовательных учреждений в соответствии с требованиями государственного стандарта начального профессионального образования.
8. Руководителям учебных заведений среднего индустриально - педагогического и высшего инженерно-педагогического образования при подготовке педагогических кадров для системы начального профессионального образования учесть требования документов государственного стандарта начального профессионального образования.
9. Всероссийскому институту повышения квалификации инженерно - педагогических работников и специалистов профессионально - технического образования Министерства образования Российской Федерации (И.П. Кузьмин), Институту профессионального образования Министерства образования Российской Федерации (И.П. Смирнов) осуществлять повышение квалификации педагогических кадров в соответствии с требованиями документов государственного стандарта начального профессионального образования.
10. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на Главное управление профессионального образования (А.В. Елистратов).
Заместитель Министра
образования России
Ю.М.РОГОВСКИЙ



Приложение 1
к Приказу Минобразования РФ
от 22 июня 1994 г. N 215
Дата введения 22 июня 1994 года
СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ:
НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОСТ 9 ПО 01.01-93
Государственный стандарт начального профессионального образования разработан в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и имеет целью:
- повышение качества профессиональной подготовки рабочих за счет регламентации требований к результатам обучения и упорядочения системы контроля за эффективностью работы образовательных учреждений;
- сохранение и развитие единого образовательного и экономического пространства в Российской Федерации;
- четкое определение и разграничение компетенций федеральных, региональных и местных органов управления образованием;
- обеспечение эквивалентности профессионального образования внутри страны и за ее пределами для участия Российской Федерации в международном рынке труда.
Настоящий документ определяет концепцию и методологию стандартизации начального профессионального образования.
Раздел 1. Общие сведения
Стандарт профессионального образования - это совокупность требований к уровню, содержанию и качеству профессионального образования, отраженных в соответствующих нормативных документах.
К документам государственного стандарта начального профессионального образования, утверждаемым на федеральном уровне, относятся:
- Основные положения государственного стандарта начального профессионального образования;
- Перечень профессий и специальностей начального профессионального образования;
- профессиональные характеристики;
- обязательные компоненты содержания профессионального образования по конкретным профессиям и специальностям, а также по отдельным предметам общеотраслевого и межотраслевого характера;
- Модель учебного плана для учреждений начального профессионального образования;
- требования к примерной (типовой) учебно-программной документации;
- перечень и описание стандартных параметров качества профессионального образования;
- общие требования по составлению контрольных заданий для проверки качества знаний и умений учащихся;
- описание и порядок проведения контрольной процедуры по проверке соответствия знаний и умений учащихся требованиям стандарта профессионального образования;
- требования к инженерно-педагогическим кадрам системы профессионального образования (определяются в рамках стандартизации высшего образования);
- образцы документов, удостоверяющих профессиональное образование;
- Система кодификации (обозначений) документов государственного стандарта начального профессионального образования.
Государственный стандарт начального профессионального образования включает два компонента: федеральный и национально - региональный.
Федеральный компонент стандарта отражает требования, обеспечивающие эквивалентность профессионального образования на всей территории России, и представляет собой совокупность перечисленных выше нормативных документов, разрабатываемых на федеральном уровне.
Документы федерального компонента распространяются на все формы организации профессионального обучения рабочих в рамках государственных и негосударственных структур независимо от их правового статуса и ведомственной принадлежности и имеют юридическую силу во всех регионах Российской Федерации.
Руководители региональных органов управления образованием (профессиональным образованием), образовательных учреждений несут ответственность за невыполнение требований федерального компонента стандарта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Национально-региональный компонент стандарта отражает национально-региональные требования к качеству и содержанию профессионального образования и представляет собой совокупность нормативных документов, разрабатываемых и утверждаемых на региональном уровне: образовательные стандарты на профессии, не вошедшие в федеральный Перечень; дополнения к обязательному минимуму содержания обучения по профессиям федерального Перечня, учитывающие специфику регионов; контрольные задания для оценки уровня и качества подготовки по определенным профессиям и т.п. Национально-региональный компонент стандарта действителен только для конкретного региона.
В соответствии с Государственной системой стандартизации России образовательные стандарты являются отраслевыми. Образовательной отрасли присвоен индекс 9 и все стандарты, утверждаемые Министерством образования Российской Федерации, должны иметь обозначение ОСТ 9.
В рамках Министерства образования Российской Федерации могут утверждаться стандарты как по общему, так и по профессиональному образованию. Для обозначения документов государственного стандарта начального профессионального образования следует добавлять аббревиатуру ПО и в общем виде обозначение стандартов записывается ОСТ 9 ПО. После чего следует индекс, соответствующий отраслевой системе кодификации (обозначений).
Раздел 2. Составляющие государственного стандарта
начального профессионального образования
2.1. Квалификационная структура
Ключевой составляющей стандарта профессионального образования является квалификация, которая характеризуется ступенью и уровнем.
Ступень квалификации - это этап подготовки профессиональных кадров в системе непрерывного образования, отражающий объем и соотношение общего и профессионального образования и завершаемый получением соответствующего документа об образовании.
Сложность и наукоемкость профессионального поля определяют требования к объему и соотношению общего и профессионального образования. Профессии и специальности федерального Перечня ранжируют по ступеням квалификации. В системе непрерывного профессионального образования выделяют 5 ступеней квалификации (таблица).
Совокупность ступеней квалификации составляет квалификационную структуру профессионального образования России, которая отражает традиции и тенденции развития профессиональной подготовки в России, определяет роль и место профессии в экономической системе и учитывает квалификационные требования стран Европейского Сообщества.
Таблица
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
--------T---------------T----------------------------------------¬
¦Ступень¦Уровень общего ¦ Уровень профессионального образования ¦
¦квали- ¦ образования, ¦ ¦
¦фикации¦ требуемый для ¦ ¦
¦ ¦ получения ¦ ¦
¦ ¦ профессии ¦ ¦
+-------+---------------+----------------------------------------+
¦1 ¦Основное ¦Ускоренная профессиональная подготовка ¦
+-------+---------------+----------------------------------------+
¦2 ¦Основное ¦Начальное профессиональное образование, ¦
¦ ¦ ¦по профессиям, для овладения которыми ¦
¦ ¦ ¦не требуется среднего общего образования¦
+-------+---------------+----------------------------------------+
¦3 ¦Среднее ¦Начальное профессиональное образование ¦
¦ ¦(полное) ¦по профессиям, для овладения которыми ¦
¦ ¦ ¦требуется среднее общее образование ¦
+-------+---------------+----------------------------------------+
¦4 ¦Среднее ¦Повышенное профессиональное образование ¦
¦ ¦(полное) ¦рабочих (в высших профессиональных учи- ¦
¦ ¦ ¦лищах, лицеях и т.п.). ¦
¦ ¦ ¦Среднее профессиональное образование ¦
¦ ¦ +----------------------------------------+
¦ ¦ ¦Повышенное профессиональное образование ¦
¦ ¦ ¦специалистов среднего звена (в коллед- ¦
¦ ¦ ¦жах) ¦
+-------+---------------+----------------------------------------+
¦5 ¦Среднее ¦Бакалореат ¦
¦ ¦(полное) +----------------------------------------+
¦ ¦ ¦Магистратура ¦
¦ ¦ +----------------------------------------+
¦ ¦ ¦Послевузовское профессиональное ¦
¦ ¦ ¦образование ¦
L-------+---------------+-----------------------------------------
Уровень квалификации характеризует профессиональное мастерство в рамках данной ступени. Существенными характеристиками уровня квалификации являются:
- объем и диапазон знаний и умений;
- качество знаний и умений;
- способность рационально организовывать и планировать работу;
- способность быстро адаптироваться при изменении техники, технологии, организации и условий труда.
Требования к различным уровням квалификации применительно к конкретным профессиям и специальностям регламентируются соответствующими документами системы тарификации и аттестации.
2.2. Перечень профессий
Перечень включает номенклатуру профессий и специальностей, подготовка по которым регулируется на государственном уровне в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и определяет наиболее общие параметры обучения.
В этом документе профессии ранжированы по ступеням квалификации, что регламентирует объем и соотношение общего и профессионального образования, требуемого для их освоения. Применительно к каждой профессии определены минимальные (базовые) сроки обучения, возможные специальности.
Национально-региональный компонент стандарта может уточнять и дополнять федеральный Перечень профессий и специальностей с учетом местных особенностей при условии соблюдения квалификационной структуры и Основных положений государственного стандарта начального профессионального образования.
2.3. Профессиональная характеристика
Профессиональная характеристика, являясь описательной моделью профессии, определяет конечные цели профессиональной подготовки.
Профессиональная характеристика отражает общие интегрированные требования к знаниям и умениям по профессии (безотносительно разрядов, классов и категорий) и требования к отдельным специальностям.
Профессиональная характеристика предназначена для научно обоснованного отбора содержания обучения по интегрированным профессиям, разработки системы контроля за качеством профессиональной подготовки, организации работы по профориентации, определения форм повышения квалификации рабочих.
Структура и параметры профессиональной характеристики обеспечивают эквивалентность требований к уровню подготовки профессиональных кадров на всей территории Российской Федерации.
Профессиональная характеристика разрабатывается на профессии и специальности федерального Перечня и отражает:
- название профессии;
- интегрируемые специальности;
- номер профессии по Перечню;
- назначение и сферу применения профессии;
- основные виды деятельности в рамках профессий и группируемых специальностей;
- теоретические основы профессиональной деятельности (требования к знаниям);
- требования к личности рабочего (служащего), уровню его общего образования;
- специфические требования.
2.4. Содержание профессионального образования
Общая структура содержания профессионального образования, соотношение различных форм обучения (теоретического и практического), ограничения на учебную нагрузку устанавливаются стандартной моделью учебного плана.
Составной частью образовательного стандарта по профессиям и специальностям, включенным в федеральный Перечень, являются обязательные компоненты содержания профессионального образования.
Обязательные компоненты содержания профессионального образования раскрываются через укрупненные учебные элементы и параметры качества усвоения учебного материала.
На основе модели учебного плана и обязательных компонентов содержания начального профессионального образования федеральные научно-методические органы разрабатывают примерную учебно - программную документацию.
Рабочие учебные планы и программы разрабатываются образовательными учреждениями. Порядок разработки и утверждения рабочей учебно-программной документации устанавливается территориальными органами управления образованием, которые несут ответственность за реализацию федерального компонента стандарта.
2.5. Документы, удостоверяющие профессиональное
образование
Документы государственного образца о профессиональном образовании являются основанием для получения работы по профессии или специальности соответствующей ступени квалификации на всех предприятиях (организациях) России независимо от их формы собственности или продолжения учебы при последующем повышении профессиональной квалификации.
Документы, удостоверяющие профессиональное образование, отражают ступень квалификации, к которой отнесена профессия.
Раздел 3. Обеспечение государственного стандарта
начального профессионального образования
3.1. Организация деятельности образовательных учреждений
Государственные и негосударственные образовательные учреждения осуществляют подготовку профессиональных кадров в соответствии со стандартом профессионального образования.
Образовательные учреждения свободны в выборе технологии обучения, но ответственны за качество подготовки профессиональных кадров.
Контроль за соблюдением стандарта профессионального образования осуществляет государственная аттестационная служба, статус и характер деятельности которой определяется соответствующим законодательством.
3.2. Контроль за качеством профессионального образования
Для обеспечения соответствия результатов профессионального обучения стандарту профессионального образования предусматривается проведение контрольной процедуры в три этапа:
- входной контроль (собеседование, тестирование, вступительные экзамены и др.);
- промежуточный контроль (экзамены, тестирование, поэтапная профессиональная аттестация, защита курсовых работ и проектов и др.);
- выходной контроль (выпускные государственные экзамены, выпускные квалификационные работы, защита дипломных проектов и др.).
На всей территории Российской Федерации действуют единые требования по порядку проведения контрольной процедуры.
Контрольные задания разрабатываются в соответствии с общими (стандартными) требованиями.
Граждане России имеют право на приобретение профессионального образования в форме экстерната с получением соответствующего документа об образовании, при соблюдении стандарта контрольной процедуры. Ограничение экстерната определяется Перечнем профессий, устанавливаемым федеральными органами.
3.3. Требования к преподавательским кадрам
Теоретическое обучение в образовательных учреждениях осуществляется специалистами с высшим профессиональным образованием.
Практическое (производственное) обучение осуществляется рабочими, уровень квалификации которых превышает планируемый для выпускников учреждений начального профессионального образования, и имеющими стаж работы по профессии не менее 3 лет, а также специалистами, окончившими средние профессиональные или высшие учебные заведения.
Преподавательские кадры, не имеющие педагогического образования, в течение первых двух лет работы в учебном заведении обязаны пройти педагогическую подготовку.
Требования к педагогическим кадрам определяются соответствующими стандартами педагогического, инженерно - педагогического и инженерного образования.
3.4. Повышение квалификации и переподготовка
Повышение квалификации с целью достижения более высокой ступени профессиональной квалификации осуществляется в рамках системы непрерывного образования путем поэтапного обучения в образовательных учреждениях соответствующих ступеней.
Переподготовка кадров, связанная с приобретением новой профессии или специальности, осуществляется в учреждениях начального профессионального образования (или других образовательных структурах) в соответствии со стандартом.



Приложение
к Приложению 1
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Профессиональное поле - сфера трудовой деятельности рабочих или специалистов.
Профессия - относительно постоянный вид трудовой деятельности, требующий определенной подготовки.
Специальность - конкретизация вида трудовой деятельности в рамках данной профессии.
Профессиональная характеристика - описательная модель профессии (специальности), определяющая ее место в народном хозяйстве, содержание трудовой деятельности, требования к профессиональной подготовке и контингенту обучаемых.
Квалификация - это подготовленность индивидуума к профессиональной деятельности.
Квалификационная структура - иерархия ступеней квалификации.
Ступень квалификации - этап подготовки профессиональных кадров в системе непрерывного образования, отражающий объем и соотношение общего и профессионального образования.
Уровень квалификации - степень профессионального мастерства в рамках конкретной ступени квалификации.
Перечень профессий и специальностей начального профессионального образования - реестр профессий и специальностей, подготовка по которым осуществляется в системе начального профессионального образования. Он определяет наиболее общие параметры обучения.
Профессиональное образование - процесс или/и результат овладения определенными видами профессиональной деятельности.
Профессиональная подготовка - в широком смысле: организация обучения профессиональных кадров через различные формы получения профессионального образования; в узком смысле: ускоренная форма приобретения профессиональных навыков (ускоренная профессиональная подготовка).
Учебный план - официальный документ, отражающий объем и содержание обучения.
Модель учебного плана - форма представления учебного плана, отражающая основные инвариантные структурные компоненты содержания профессионального образования.
Примерный учебный план - документ, устанавливающий на федеральном уровне перечень и объем учебных циклов и предметов применительно к профессии и специальности с учетом ступени квалификации, минимального (базового) срока обучения и определяющий степень самостоятельности территориальных органов управления образованием (профессиональным образованием), а также образовательных учреждений в разработке рабочей учебной документации.
Рабочий учебный план - учебный план, разработанный для конкретного образовательного учреждения на основе примерного с учетом выбранной специализации и требований национально - регионального компонента образовательного стандарта.
Учебная программа - документ, детально раскрывающий содержание обучения по конкретному предмету (курсу).
Примерная учебная программа - документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету примерного (типового) учебного плана.
Рабочая учебная программа - учебная программа, разработанная на основе примерной (типовой) применительно к конкретному учебному заведению с учетом национально-регионального компонента стандарта.



Приложение 2
к Приказу Минобразования РФ
от 22 июня 1994 г. N 215
Дата введения поэтапно, начиная
с 1 сентября 1994 года
СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ:
НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НАЧАЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОСТ 9 ПО 01.04-94
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Перечень профессий и специальностей начального профессионального образования (в дальнейшем - Перечень) является составной частью государственного стандарта начального профессионального образования, в него включены профессии, подготовка по которым определяется требованиями, устанавливаемыми на федеральном уровне.
Перечень разработан на основании современных принципов формирования общегосударственной номенклатуры профессий с учетом структурных изменений в экономике Российской Федерации, необходимости интеграции профессионально-квалификационной структуры рабочих, подготавливаемых в России, и аналогичных структур в промышленно развитых странах мира. Перечень учитывает возросшую самостоятельность органов управления образованием, образовательных учреждений и заказчиков кадров в решении вопросов содержания и организации начального профессионального образования на региональном уровне.
Перечень является нормативным документом федерального уровня, который содержит наименование профессий и основных специальностей рабочих и служащих (графы 2, 3) с указанием ступеней квалификации (графа 4), минимальных сроков получения начального профессионального образования для выпускников основной общеобразовательной школы без получения или с получением среднего (полного) общего образования и выпускников средней (полной) общеобразовательной школы (графы соответственно 5, 6, 7) и половозрастных ограничений (графы 8, 9). В Перечень включены профессии, подготовка по которым осуществляется в учреждениях начального профессионального образования.
Наименования основных специальностей в Перечне соответствуют Классификатору профессий рабочих и должностей служащих, введенному в действие 1 января 1987 года.
Структура Перечня соответствует укрупненным направлениям и видам хозяйственной деятельности. Перечень включает профессии, отражающие потребности экономики в подготовке кадров на современном этапе.
В целях расширения профиля подготовки, унификации учебно - программной документации и усиления социальной защиты рабочих (служащих) в условиях конкуренции на рынке труда большинство профессий Перечня являются интегрированными, которые объединяют основные специальности по технико-технологическим параметрам, трудовым функциям либо по обоим этим признакам.
Перечень является открытым документом, который при необходимости может быть дополнен новыми профессиями или специальностями. Введение в Перечень новых профессий осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании", по предложению федерального органа управления образованием, согласованному с федеральным органом по труду, а введение новых специальностей - по решению соответствующего местного органа управления образованием, согласованному с местным органом по труду и занятости. Кроме того, в случае необходимости одна профессия Перечня может дополняться специальностями другой профессии Перечня. В этом случае необходима корректировка федерального компонента государственного стандарта начального профессионального образования на профессию, учитывающая специфику дополняемой специальности.
Каждая профессия в Перечне отнесена к определенной ступени квалификации (графа 4) в соответствии с квалификационной структурой профессионального образования, установленной Основными положениями государственного стандарта начального профессионального образования.
Ступень квалификации указывает на сложность профессии и требуемый уровень общего образования для ее освоения. Как правило, все специальности профессии отнесены к одной ступени квалификации, указываемой в графе 4 против наименования профессии. В тех случаях, когда ступени квалификации отдельных специальностей отличаются от ступени квалификации профессии, это дополнительно указывается в графе 4 против наименований специальностей.
Основную часть Перечня составляют профессии начального профессионального образования (2 и 3 ступени квалификации). Для овладения профессиями 2 ступени квалификации достаточен уровень основного общего образования, а для овладения профессиями 3 ступени квалификации необходимо среднее (полное) общее образование.
В Перечень также включены особо сложные профессии, получение которых соответствует повышенному профессиональному образованию (4 ступень квалификации). Для овладения такими профессиями необходимы среднее (полное) общее образование, а также некоторые профессионально значимые знания и умения на уровне среднего профессионального образования.
В Перечне приведен минимальный срок получения начального профессионального образования, обеспечивающий овладение общепрофессиональной основой всех специальностей профессии (федеральный компонент содержания образования), а также начальным уровнем квалификации по отдельным специальностям профессии. Минимальные сроки дифференцированы (графы 5, 6, 7) в зависимости от требований к общеобразовательному уровню, необходимому для овладения профессией, и контингента обучаемых.
Фактический срок обучения по профессии устанавливается образовательным учреждением при разработке рабочего учебного плана на основе государственных образовательных стандартов, примерного (типового) учебного плана, рекомендуемого федеральным органом управления образованием, с учетом минимального срока получения начального профессионального образования, количества специальностей, по которым организуется подготовка, планируемого уровня квалификации выпускников, а также национально - регионального компонента содержания образования.
Присвоение конкретных уровней квалификации (разрядов, классов, категорий и т.п.) производится не по всем специальностям, входящим в профессию, а только по тем, которые были освоены в процессе обучения. Для подготовки конкурентоспособного на рынке труда рабочего (служащего) необходимо освоение, как правило, нескольких специальностей, входящих в профессию. Вместе с тем, в отдельных случаях, после изучения базового блока (курса) на профессию, возможно освоение и одной из специальностей, входящих в профессию. Количество осваиваемых специальностей определяется требованиями заказчика на подготовку кадров и пожеланием самого обучающегося.
Присвоение конкретных уровней квалификации осуществляется в установленном порядке.
Присвоение уровней квалификации в форме экстерната не допускается по профессиям и специальностям, подготовка по которым является подконтрольной органам Госгортехнадзора.
Основные половозрастные ограничения при приеме на работу (графы 8, 9) указаны справочно. При планировании и организации обучения необходимо руководствоваться действующим Списком производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, и Списком производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин. Медицинские противопоказания к работе и производственному обучению подростков также приведены в соответствующем перечне, утвержденном в 1985 году Минздравом СССР и Госпрофобром СССР.
Другие обязательные требования к подготовке по профессиям Перечня устанавливаются соответствующими документами государственного стандарта начального профессионального образования.
Настоящий Перечень регламентирует подготовку квалифицированных кадров рабочих (служащих) со 2 по 4 ступень квалификации. В Перечень не включены профессии 1 ступени квалификации. Профессиональная подготовка по ним осуществляется в различных профессиональных образовательных учреждениях по ускоренной форме обучения. В учреждениях начального профессионального образования также может осуществляться подготовка рабочих по профессиям 1 ступени квалификации и по отдельно взятым специальностям профессии Перечня. В этом случае требования Перечня в части общеобразовательного уровня не являются обязательными, а сроки обучения по каждой конкретной специальности устанавливаются при разработке рабочего учебного плана. При этом следует иметь в виду, что подготовка по профессиям 1 ступени квалификации и по отдельным специальностям профессий Перечня не сопровождается повышением образовательного уровня.
Переход на подготовку кадров в соответствии с новым Перечнем осуществляется поэтапно, начиная с 1994/95 учебного года, по мере готовности федеральных компонентов государственного стандарта начального профессионального образования и примерной учебно - программной документации на профессии, а также учебно - материальной базы.



Приложение 3
к Приказу Минобразования РФ
от 22 июня 1994 г. N 215
Дата введения 22 июня 1994 года
СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ:
НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
МОДЕЛЬ УЧЕБНОГО ПЛАНА ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОСТ 9 ПО 01.03-93
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Разработка учебного плана для подготовки рабочих и служащих в учреждениях начального профессионального образования включает в себя три этапа: создание модели учебного плана, составление на ее основе типового (примерного) учебного плана по профессиям в соответствии с Перечнем профессий и специальностей начального профессионального образования и разработку рабочего учебного плана для конкретного образовательного учреждения.
2. Модель учебного плана - это документ, отражающий основные инвариантные структурные компоненты содержания начального профессионального образования.
Модель содержит информацию о циклах, курсах и предметах, составляющих обучение рабочих и служащих в учреждениях начального профессионального образования, применительно к различным ступеням квалификации и формам получения начального профессионального образования, с указанием ориентировочного количества часов, отводимого на циклы, консультации, экзамены, резервы времени в зависимости от срока обучения и достигаемой ступени квалификации. В модели показано распределение ответственности между федеральными и территориальными органами управления образованием (профессиональным образованием) за поддержание стандарта начального профессионального образования и обеспечение потребностей рынка труда (федеральный и национально-региональный компоненты учебного плана).
Модель учитывает ориентацию профессионального образования на обучение рабочих и служащих по профессиям широкого профиля, предполагающее широкую базовую подготовку, на основе которой идет последующая специализация. Это обеспечивает мобильность подготовки кадров в нестабильных условиях рынка.
3. Модель предусматривает подготовку в учреждениях начального профессионального образования рабочих и служащих 2 и 3 ступеней квалификации, определенных Основными положениями государственного стандарта начального профессионального образования.
Обучение рабочих и служащих 2 ступени квалификации ведется на базе основного общего образования без получения среднего (полного) общего образования (срок обучения 1 - 2 года).
Подготовка рабочих и служащих 3 ступени квалификации осуществляется на базе основного общего образования с одновременным получением среднего (полного) общего образования (срок обучения 3 - 4 года) и на базе среднего (полного) общего образования (срок обучения 1 - 2 года).
4. Модель имеет единую структуру для всех форм подготовки. Все обучение делится на два вида:
1) обязательное (раздел "А"), дополняемое предметами из перечня Предметов по выбору (раздел "Б"), - в рамках учебной недели;
2) факультативное (раздел "В") - за рамками учебной недели.
Объем учебной нагрузки в неделю не превышает 36 часов (за исключением периода производственной практики при обучении выпускников средней общеобразовательной школы).
Обязательное обучение составляет 34 часа в неделю для подготовки рабочих и служащих на базе основного общего образования и 35 часов - на базе среднего (полного) общего образования и включает разделы: "Общеобразовательная подготовка" и "Профессиональная подготовка", а также резерв времени на профессиональную подготовку, консультации и экзамены.
Объем времени на обязательное обучение, приведенный в модели для обучения без получения среднего (полного) общего образования, увеличивается в зависимости от продолжительности производственной практики, т.к. на ее прохождение отводится 36 часов в неделю для подготовки рабочих на базе основного общего образования и до 40 часов в неделю - на базе среднего (полного) общего образования.
Раздел "Общеобразовательная подготовка" подразделяется на два цикла: гуманитарный и естественно-научный, а раздел "Профессиональная подготовка" - на три цикла: общетехнический, общепрофессиональный (отраслевой) и профессиональный.
Повышение самостоятельности педагогических коллективов и учащихся в определении содержания обучения отражено в двух других разделах модели учебного плана: разделе "Б" - "Предметы по выбору" (2 часа в неделю только для подготовки рабочих и служащих 3 ступени квалификации на базе основного общего образования) и разделе "В" - "Факультативные предметы" (2 часа в неделю за рамками 36-часовой учебной недели).
5. Структура (набор предметов и время, отводимое на их изучение) федерального компонента гуманитарного цикла определяется на основе государственного стандарта среднего (полного) общего образования с учетом специфики начального профессионального образования и едина для всех учебных планов, ориентированных на конкретную форму подготовки.
Русский язык является обязательным для изучения. В предмете "Русский язык и литература" соотношение русского языка и литературы, а также время, отводимое на их изучение, определяется территориальными органами управления образованием и образовательными учреждениями в зависимости от специфики национально-регионального компонента стандарта начального профессионального образования и уровня подготовки поступающих на обучение.
Иностранный язык как язык международного общения вводится в обязательное обучение при дальнейшей разработке примерного (типового) учебного плана. За счет времени, отведенного на раздел "Предметы по выбору", выделяется минимальный объем на изучение иностранного языка, который не учитывается в модели в итоговом количестве часов по разделу "Обязательное обучение". При необходимости объем времени может быть увеличен за счет того же раздела или раздела "Резерв времени для учета специфики региона".
Выделяемый на федеральном уровне резерв времени для учета специфики региона (национально-региональный компонент гуманитарного цикла) используется для формирования национально - регионального компонента образовательного стандарта, который может включать язык, литературу, историю региона, а также для повышения общечеловеческой культуры и обеспечения разностороннего развития личности.
6. Естественно-научный цикл является дифференцированным по объему и содержанию в зависимости от исходного уровня образования выпускников школ, принимаемых на обучение, а также профиля подготовки.
При разработке типового (примерного) учебного плана для обучения по профессии на базе основного общего образования с одновременным получением среднего (полного) общего образования предметы естественно-научного цикла включаются как в федеральный компонент учебного плана, так и в раздел "Предметы по выбору".
Федеральный компонент естественно-научного цикла составляют предметы, отобранные из образовательных областей, определяемых базисным учебным планом для старшей ступени средней школы, с учетом их значимости для подготовки по конкретной профессии.
Содержание этих предметов включает две составляющие: базисный компонент, определяемый государственным стандартом среднего (полного) общего образования как инвариантный для всех типов средних образовательных учреждений, и вариативный, профилированный по группам профессий и обеспечивающий потребности профессиональной подготовки в области естественно-научных знаний.
Предметы естественно-научного цикла, не вошедшие в федеральный компонент, помещают в раздел "Предметы по выбору".
При обучении выпускников основной школы без одновременного получения среднего (полного) общего образования и выпускников средней школы на федеральном уровне выделяется резерв времени для повышения уровня естественно-научной подготовки.
Содержание резерва раскрывается учебным заведением. Он может быть использован для ликвидации пробелов в знаниях учащихся по профессионально значимым предметам школьного курса, а также для изучения профильного естественно-научного материала, в том числе в рамках предметов, включенных в профессиональную подготовку.
7. Раздел "Профессиональная подготовка" является наиболее гибкой частью модели.
Общетехнический и общепрофессиональный (отраслевой) циклы раздела формируются на федеральном уровне в рамках выделяемого на них обязательного минимально необходимого объема времени. Содержание предметов общепрофессионального (отраслевого) цикла в значительной мере определяется конкретным производством (видом деятельности) и отраслью, где применяется профессия, по которой идет подготовка, а содержание предметов общетехнического цикла, как правило, унифицируется для группы отраслей (производств).
Профессиональный цикл формируется по конкретной профессии.
В соответствии с ориентацией профессионального образования на подготовку специалистов широкого профиля профессиональный цикл разделяется на базовый и специальный курсы.
Содержание базового курса составляют общие основы профессий (теоретические и практические), на базе которых происходит специализация по конкретным специальностям и обеспечивается быстрая адаптация специалистов в изменяющихся условиях производства.
Специальный курс относится к вариативной части профессионального цикла. На федеральном уровне формируется структура специального курса - перечень обязательных предметов и ориентировочный объем времени, выделяемый на них. Специальный курс представляется набором альтернативных блоков специальных предметов (в том числе и практического обучения), если специализация осуществляется на альтернативной основе, или набором последовательных блоков, когда подготовка по каждой последующей специальности предполагает освоение предыдущей.
Специальный курс относится к национально-региональному компоненту и окончательно формируется в учебном заведении на основе выбранных блоков предметов, обеспечивающих подготовку по специальности или набору специальностей, требуемых в регионе.
Расширение участия образовательных учреждений и заказчиков кадров в формировании содержания профессионального образования также нашло отражение в выделяемом резерве времени на профессиональную подготовку.
Этот резерв времени может быть использован не только для изучения новейшей техники и технологии, экономического механизма рыночных отношений и других вопросов, не включенных в учебные программы, но и для введения, при необходимости, новых предметов.
8. Перечень предметов по выбору формируется при разработке типового (примерного) учебного плана из предметов, не вошедших в гуманитарный и естественно-научный циклы и взятых в объеме, обеспечивающем базовый уровень среднего (полного) общего образования.
Выбор предметов из предлагаемого перечня осуществляется непосредственно в учебном заведении в соответствии с планируемым уровнем полноты получаемого среднего (полного) общего образования, после чего эти предметы становятся обязательными для изучения. При этом соответственно увеличивается объем времени, выделяемый на обязательное обучение.
Излишки времени по разделу "Предметы по выбору" могут быть использованы на национально-региональном уровне для усиления профилирования как общеобразовательной, так и профессиональной подготовки вплоть до введения дополнительных предметов.
9. Перечень факультативных предметов определяется на уровне образовательного учреждения, они являются не только свободно выбираемыми предметами, но и свободно посещаемыми.
10. Разработка на основе модели типового (примерного) учебного плана для конкретной профессии означает наполнение курсов и циклов учебного плана предметами в соответствии с отраслью, производством или видом деятельности, к которым относится профессия.
Предусмотренная в модели учебного плана последовательность расположения циклов и курсов отражает уменьшение доли унифицированного и увеличение доли профилированного содержания обучения при переходе от одного цикла (или курса) типового (примерного) учебного плана к следующему.
В структуре типового учебного плана выделяется инвариантная часть (стандарт), обеспечивающая обязательный минимум содержания профессионального образования для конкретной профессии (группы профессий), и вариативная часть, содержание которой определяется спецификой рынка труда и особенностями подготовки в регионе и конкретном учебном заведении.
11. Разработка рабочего учебного плана на основе типового (примерного) учебного плана осуществляется учебным заведением и является последним этапом проектирования учебного плана.
При этом уточняются срок обучения, структура учебного года, календарный график учебного процесса (включая темп изучения предметов по неделям), структура специального курса, число учебных дней в неделе (5 или 6), состав предметов по выбору и факультативных предметов, перечень предметов, выносимых на экзамены, резерв времени, консультации и др.



Утверждена
решением коллегии
Минобразования России
от 30 июня 1993 г. N 14/3
МОДЕЛЬ УЧЕБНОГО ПЛАНА <*>
ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
----------------------------------T-------------T----------------¬
¦ ¦Срок обучения¦ Ступень ¦
¦ ¦ ¦ квалификации ¦
+---------------------------------+-------------+----------------+
¦Обучение на базе основного общего¦1 - 2 года ¦ 2 ¦
¦образования без получения средне-¦ ¦ ¦
¦го (полного) общего образования ¦ ¦ ¦
¦Обучение на базе среднего (полно-¦1 - 2 года ¦ 3 ¦
¦го) общего образования ¦ ¦ ¦
¦Обучение на базе основного общего¦3 - 4 года ¦ 3 ¦
¦образования с получением среднего¦ ¦ ¦
¦(полного) общего образования ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-------------+----------------+
¦Типовая структура учебного года ¦ Экзамены ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦Продолжительность учебного года -¦Предметы гуманитарного, есте- ¦
¦52 недели, в том числе: ¦ственно-научного, общетехни- ¦
¦I полугодие - 17 недель; ¦ческого, общепрофессионального¦
¦зимние каникулы - 2 недели; ¦(отраслевого) и профессиональ-¦
¦II полугодие - 22 недели; ¦ного циклов. ¦
¦экзамены - 1 неделя (не более ¦Квалификационный экзамен ¦
¦3 экзаменов в неделю); ¦ ¦
¦летние каникулы - 9 недель; ¦ ¦
¦праздничные дни - 1 неделя ¦ ¦
L---------------------------------+-------------------------------
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ
--------------------------------T--------------------------------¬
¦Циклы ¦ Количество часов на базе: ¦
¦ +-----------T---------T----------+
¦ курсы ¦основного ¦среднего ¦основного ¦
¦ ¦общего об- ¦(полного)¦общего об-¦
¦ предметы ¦разования ¦общего ¦разования ¦
¦ ¦без полу- ¦образова-¦с получе- ¦
¦ ¦чения сред-¦ния ¦нием сред-¦
¦ ¦него (пол- ¦ ¦него (пол-¦
¦ ¦ного) обще-¦ ¦ного) об- ¦
¦ ¦го образо- ¦ ¦щего обра-¦
¦ ¦вания ¦ ¦зования ¦
+---------------------T---------+-----------+---------+----------+
¦Федеральный компонент¦Нацио- ¦ Сроки обучения ¦
¦ ¦нально - +----------T----------T----------+
¦ ¦регио- ¦1 - 2 года¦1 - 2 года¦3 - 4 года¦
¦ ¦нальный ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦компонент¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+---------+----------+----------+----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+---------------------+---------+----------+----------+----------+
¦А. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ¦ 1394 - ¦ 1433 - ¦ 4436 - ¦
¦ ¦ 2768 ¦ 2866 ¦ 5812 ¦
¦ ¦ (34 ¦ (35 ¦ (34 ¦
¦ ¦ ч/нед.) ¦ ч/нед.) ¦ ч/нед.) ¦
¦1. Общеобразователь- ¦ ¦240 - 488 ¦ 165 - 280¦ 1450 - ¦
¦ ная подготовка ¦ ¦ ¦ ¦ 1630 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1500 - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1680 ¦
¦1.1. Гуманитарный ¦ ¦160 - 240 ¦135 - 230 ¦720 - 680 ¦
¦ цикл: ¦ ¦ ¦ ¦770 - 730 ¦
¦- Русский язык и ¦ ¦ - ¦ - ¦190 - 150 ¦
¦ литература ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- История ¦ ¦70 - 80 ¦ - ¦ 200 ¦
¦- Обществоведческие ¦ ¦ - ¦75 - 100 ¦ 100 ¦
¦ предметы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- Основы российского ¦ ¦ 30 ¦ - ¦ 30 ¦
¦ законодательства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- Физическая культура¦ ¦60 - 130 ¦60 - 130 ¦200 - 250 ¦
¦- Иностранный язык ¦ ¦ - ¦ - ¦(70) <**> ¦
¦ ¦Резерв ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦времени ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦для уче- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦та спе- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦цифики ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦региона ¦20 - 80 ¦ - ¦90 - 130 ¦
+---------------------+---------+----------+----------+----------+
¦Основы безопасности ¦ ¦60 - 80 ¦ ¦140 ¦
¦жизнедеятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+---------+----------+----------+----------+
¦1.2. Естественно-на- ¦ ¦ ¦ ¦500 - 680 ¦
¦учный цикл (профили- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦рованный): ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- Математика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- Основы информатики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и вычислительной тех-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Варианты сочетания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦следующих предметов: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- Физика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- Химия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- Биология ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- География ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- Астрономия ¦Резерв ¦ ¦ ¦ ¦
¦- Экология ¦времени ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦для по- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вышения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уровня ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦естест- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦венно-на-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подго- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦товки ¦- 108 ¦30 - 50 ¦ - ¦
+---------------------+---------+----------+----------+----------+
¦2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА:¦ 1036 - ¦ 1150 - ¦ 2428 - ¦
¦ ¦ 2064 ¦ 2350 ¦ 2248 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 3704 - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 3524 ¦
¦2.1. Общетехнический ¦ ¦ x ¦ x ¦ x ¦
¦цикл: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Варианты сочетания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦следующих предметов: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- Черчение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- Электротехника ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- Другие предметы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.2. Общепрофессио- ¦ ¦ x ¦ x ¦ x ¦
¦нальный (отраслевой) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦цикл: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- Материаловедение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- Общая технология ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ производства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- Охрана труда ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- Автоматизация про- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦изводства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- Экономика отрасли и¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦предприятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- Другие предметы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.3. Профессиональный¦ ¦ x ¦ x ¦ x ¦
¦цикл: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.3.1. Базовый курс: ¦ ¦ x ¦ x ¦ x ¦
¦- Специальные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦предметы (основы) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- Производственное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦обучение (лаборатор- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦но-практические рабо-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ты, практика) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦2.3.2. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Специ- ¦ x ¦ x ¦ x ¦
¦ ¦альный ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦курс: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- Спе- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦циальные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предметы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(специа- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лизация) ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- Произ- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦водст- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦венное ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обучение ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- Практи-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ка ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Резерв ¦50 - 100 ¦50 - 100 ¦ 100 ¦
¦ ¦времени ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦для про- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фессио- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нальной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подго- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦товки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Консуль- ¦50 - 80 ¦50 - 100 ¦350 - 400 ¦
¦ ¦тации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Экзамены ¦18 - 36 ¦18 - 36 ¦ 108 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Б. ПРЕД- ¦ - ¦ - ¦до до ¦
¦ ¦МЕТЫ ПО ¦ ¦ ¦234 312 ¦
¦ ¦ВЫБОРУ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(до ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦2 час. в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦неделю) ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Выбор ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предме- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тов осу- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ществля- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ется ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учебным ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦заведе- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нием ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦В.ФА- ¦до 78 - ¦до 78 - ¦до до ¦
¦ ¦КУЛЬТА- ¦до 156 ¦до 156 ¦234 312¦
¦ ¦ТИВНЫЕ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ПРЕДМЕТЫ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(до ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦2 час. в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦неделю) ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Перечень ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предме- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тов оп- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ределя- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ется ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учебным ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦заведе- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нием ¦ ¦ ¦ ¦
¦ИТОГО А + Б + В ¦ ¦ 1472 - ¦ 1511 - ¦ 4904 - ¦
¦ ¦ ¦ 2924 ¦ 3022 ¦ 6136 ¦
L---------------------+---------+----------+----------+-----------
--------------------------------
<*> При разработке типового (примерного) и рабочего учебного плана для профессий 4 ступени квалификации нового Перечня до утверждения Модели учебного плана и Основных требований к повышенному профессиональному образованию рабочих и служащих необходимо руководствоваться настоящей Моделью учебного плана.
<**> Предмет "Иностранный язык" включается в обязательное обучение за счет времени, отведенного на раздел "Предметы по выбору", и поэтому не учитывается при расчете общего количества часов на Обязательное обучение.



Образец
ПРИМЕРНЫЙ (ТИПОВОЙ) УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ
ПО ПРОФЕССИИ МАСТЕР ОТДЕЛОЧНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
(НА БАЗЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПОЛУЧЕНИЕМ
СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)
--T------T-------T-------------T--------¬
¦N¦ Шифр ¦Профес-¦Специальности¦ Ориен- ¦ Базовый срок обучения -
¦ ¦по Пе-¦ сии ¦ ¦тировоч-¦ 1 г. 10 мес.
¦ ¦речню ¦ ¦ ¦ный срок¦ Типовая структура учеб-
¦ ¦ ¦ ¦ ¦обучения¦ ного года:
+-+------+-------+-------------+--------+ ------------------------
¦1¦104 ¦Мастер ¦Маляр строи- ¦3 года ¦ Продолжительность учеб-
¦ ¦ ¦отде- ¦тельный ¦ ¦ ного года - 52 недели,
¦ ¦ ¦лочных ¦Штукатур ¦ ¦ в том числе:
¦ ¦ ¦строи- ¦Облицовщик - ¦ ¦ I полугодие - 17 недель,
¦ ¦ ¦тельных¦плиточник ¦ ¦ зимние каникулы - 2 не-
¦ ¦ ¦работ ¦Облицовщик - ¦ ¦ дели;
¦ ¦ ¦ ¦мозаичник ¦ ¦ II полугодие - 22 неде-
¦ ¦ ¦ ¦Облицовщик ¦ ¦ ли, экзамены - 1 неделя
¦ ¦ ¦ ¦синтетически-¦ ¦ (не более 3 экзаменов
¦ ¦ ¦ ¦ми материала-¦ ¦ в неделю),
¦ ¦ ¦ ¦ми ¦ ¦ летние каникулы - 9 не-
¦ ¦

ПРИКАЗ Минобразования РФ от 20.02.2001 n 569 ОБ АККРЕДИТАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО УСЫНОВЛЕНИЮ (УДОЧЕРЕНИЮ) ДЕТЕЙ  »
Постановления и Указы »
Читайте также