<ИНФОРМАЦИЯ> ЦБ РФ ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС И ВНЕШНЯЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ РОССИИ В ЯНВАРЕ - СЕНТЯБРЕ 2000 ГОДА


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ
ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС И ВНЕШНЯЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ РОССИИ
В ЯНВАРЕ - СЕНТЯБРЕ 2000 ГОДА
I. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС ЗА ЯНВАРЬ - СЕНТЯБРЬ 2000 ГОДА
СЧЕТ ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ
Активное сальдо по счету текущих операций превысило 33,6 млрд. долларов США, в соответствующем периоде 1999 года оно составляло 14,3 млрд. долларов.
Во взаимоотношениях со странами дальнего зарубежья баланс текущих операций сложился в размере 33,1 млрд. долларов (при 13,8 млрд. долларов в базисном периоде), со странами Содружества Независимых Государств он остался практически на уровне сравниваемого периода и равнялся 0,6 млрд. долларов.
СООТНОШЕНИЕ БАЗОВЫХ ПАРАМЕТРОВ СЧЕТА
ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ В ПЛАТЕЖНЫХ БАЛАНСАХ РОССИИ
ЗА ЯНВАРЬ - СЕНТЯБРЬ 1995 - 2000 ГГ.
1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
млрд. 46 T-----------------------------------------------------------------------T 46
долл. ¦ 44,5 ¦
США ¦ --¬ ¦
¦ ¦/¦ ¦
42 +------------------------------------------------------------+/+--------+ 42
¦ ¦/¦ ¦
¦ ¦/¦ ¦
¦ ¦/¦ ¦
38 +------------------------------------------------------------+/+--------+ 38
¦ ¦/¦ ¦
¦ ¦/¦ ¦
¦ ¦/¦ ¦
34 +------------------------------------------------------------+/+--------+ 34
¦ ¦/¦ *33,6 ¦
¦ ¦/¦ ¦
¦ ¦/¦ ¦
30 +------------------------------------------------------------+/+--------+ 30
¦ ¦/¦ ¦
¦ ¦/¦ ¦
¦ ¦/¦ ¦
26 +------------------------------------------------------------+/+--------+ 26
¦ ¦/¦ ¦
¦ 22,8 ¦/¦ ¦
¦ --¬ ¦/¦ ¦
22 +------------------------------------------------+/+---------+/+--------+ 22
¦ ¦/¦ ¦/¦ ¦
¦ ¦/¦ ¦/¦ ¦
¦ ¦/¦ ¦/¦ ¦
18 +------------------------------------------------+/+---------+/+--------+ 18
¦ 16,4 ¦/¦ ¦/¦ ¦
¦ --¬ ¦/¦ ¦/¦ ¦
¦ ¦/¦ 14,2 ¦/¦ 14,3 ¦/¦ ¦
14 +--+/+--------T-T--------------------------------+/+*--------+/+--------+ 14
¦ ¦/¦ ¦/¦ 12,8 ¦/¦ ¦/¦ ¦
¦ ¦/¦ ¦/¦ --¬ ¦/¦ ¦/¦ ¦
¦ ¦/¦ ¦/¦ ¦/¦ ¦/¦ ¦/¦ ¦
10 +--+/+--------+/+--------+/+---------------------+/+---------+/+--------+ 10
¦ ¦/¦ ¦/¦ ¦/¦ ¦/¦ ¦/¦ ¦
¦ ¦/¦ ¦/¦ ¦/¦ 6,9 ¦/¦ ¦/¦ ¦
¦ ¦/¦ *7,3 ¦/¦ *7,2 ¦/¦ --¬ ¦/¦ ¦/¦ ¦
6 +--+/+--------+/+--------+/+---------+/+---------+/+---------+/+--------+ 6
¦ ¦/¦ ¦/¦ ¦/¦ ¦/¦ ¦/¦ ¦/¦ ¦
¦ ¦/¦ ¦/¦ ¦/¦ ¦/¦ ¦/¦ ¦/¦ ¦
¦ ¦/¦ ¦/¦ ¦/¦ 2,1 ¦/¦ ¦/¦ ¦/¦ ¦
2 +--+/+--------+/+--------+/+--*------+/+---------+/+---------+/+--------+ 2
¦ ¦/¦ 0,0 ¦/¦ ¦/¦ ¦/¦ ¦/¦ 0,2 ¦/¦ 0,1 ¦
+--+-+-T-T--+++-+-T-T--T++-+-T-T---T++-+-T-T---T++-+-T-T---+++-+-T-T---++
¦ ¦¦x¦ ¦¦x¦-0,1 ¦¦x¦-0,2 ¦¦x¦-0,4 ¦¦x¦ ¦¦x¦ ¦
-2 +----++-+------+¦x+------+¦x+-------+¦x+-------+¦x+-------+¦x+----+ -2
¦ ¦¦-2,0 ¦+-- ¦¦x¦ L-+x¦ L-+x¦ ¦¦x¦ ¦
¦ ¦¦ L---3,1 L-+x¦ -3,5¦x¦ -3,0¦x¦ ¦+-- ¦
¦ ¦¦ -3,9 -4,2¦x¦ ¦x¦ L-- -5,6L---5,4 ¦
-6 +----++---------------------+-+--------*+x+----------------------------+ -6
¦ L-- -6,3 -6,0¦x¦ -5,8 ¦
¦ -7,0 ¦x¦ ¦
¦ L---9,1 ¦
-10 +-----------------------------------------------------------------------+ -10
--¬
¦/¦ - сальдо торгового баланса
L--
--¬
¦¦ - сальдо баланса услуг
L--
--¬
¦x¦ - сальдо доходов
L--
* - сальдо по счету текущих операций
----¬ - сальдо текущих трансфертов
L----
Внешнеторговый оборот вырос до 106,7 млрд. долларов, т.е. на 33% по отношению к сопоставимому периоду. Стоимость экспорта увеличилась в 1,5 раза, импорта - на 8 процентов. В результате положительное сальдо торгового баланса достигло 44,5 млрд. долларов, тогда как в январе - сентябре 1999 года оно не превышало 23 млрд. долларов.
Решающее влияние оказали благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и проводимая Банком России курсовая политика, стимулировавшие развитие экспортоориентированных и импортозамещающих производств.
Практически это означало, что в условиях высоких контрактных цен на основные экспортные товары российские предприятия - поставщики увеличивали физические объемы продаж за рубеж, а расширение внутреннего спроса экономики сопровождалось заметными структурными изменениями в импорте в пользу товаров с относительно низкой долей добавленной стоимости. Последнее нашло отражение в снижении общего уровня цен на ввозимую продукцию.
ИЗМЕНЕНИЕ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА ТОВАРОВ В ЯНВАРЕ - СЕНТЯБРЕ
2000 ГОДА ПО СРАВНЕНИЮ С ЯНВАРЕМ - СЕНТЯБРЕМ 1999 ГОДА
(млрд. долларов США)
----------------------T--------------T---------------------------¬
¦ ¦ Прирост (+), ¦ В том числе за счет ¦
¦ ¦снижение (-) -¦ изменения: ¦
¦ ¦ всего +------------------T--------+
¦ ¦ ¦физических объемов¦ цен ¦
+---------------------+--------------+------------------+--------+
¦Экспорт товаров ¦ +24,1 ¦ +4,7 ¦ +19,4 ¦
+---------------------+--------------+------------------+--------+
¦Импорт товаров ¦ +2,4 ¦ +7,9 ¦ -5,5 ¦
+---------------------+--------------+------------------+--------+
¦Внешнеторговый оборот¦ +26,5 ¦ +12,6 ¦ +13,9 ¦
+---------------------+--------------+------------------+--------+
¦Сальдо торгового ¦ +21,7 ¦ -3,2 ¦ +24,9 ¦
¦баланса ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------------+--------------+------------------+---------
Экспорт товаров за девять месяцев сложился в размере 75,6 млрд. долларов, в том числе в страны дальнего зарубежья - 65,1 млрд. долларов, в страны СНГ - 10,5 млрд. долларов. Его величина была не только максимальной по сравнению с аналогичными показателями в 1994 - 1999 гг., но и превышала годовые объемы экспорта, зарегистрированные в 1994 и 1998 гг. Стоимость вывоза в страны дальнего зарубежья выросла к уровню января - сентября 1999 года на 51%, в страны СНГ - на 27 процентов.
Индекс контрактных цен на поставки товаров составил 135%, в том числе в страны дальнего зарубежья - 139%, в страны СНГ - 116 процентов. Цены на нефть и продукты ее переработки превысили уровень сопоставимого периода почти в 2 раза, на природный газ - в 1,6 раза, на металлы и изделия из них - на 19 процентов.
Наряду с этим продовольственные товары, продукция легкой промышленности и машиностроения реализовывались на внешнем рынке на 5 - 20% дешевле, чем год назад. В среднем эффективность экспортных операций в страны дальнего зарубежья снизилась по сравнению с базисным периодом только на 5 процентов.
Увеличение экспорта в физическом измерении наблюдалось по всему спектру укрупненной товарной номенклатуры и в целом составило примерно 11%, что на 2 процентных пункта выше, чем прирост производства товаров в стране.
Опережающее наращивание экспорта в ряде случаев обусловило увеличение доли экспортируемой продукции в объеме производства. Так, удельный вес целлюлозы, реализуемой на внешнем рынке, превысил 84% ее выпуска при 78% в сопоставимом периоде, аналогичные показатели по легковым автомобилям составили соответственно 11 и 7 процентов. Что касается товаров нефтегазового комплекса, то здесь государство предпринимало различные меры тарифного и нетарифного регулирования (периодическое увеличение экспортных пошлин, установление балансовых заданий по поставкам нефти для внутренней переработки и т.п.) с целью обеспечения потребностей отечественного рынка. В результате экспортная квота в объеме производства нефти и газа оставалась примерно на уровне января - сентября 1999 года.
Ценовой фактор обусловил и заметные структурные изменения в экспорте в пользу роста доли товаров ТЭК с 43% в базисном периоде до 54%, в том числе в поставках в страны дальнего зарубежья она увеличилась с 42 до 55 процентов.
Во взаимоотношениях со странами СНГ продолжали сохраняться проблемы недостаточного платежеспособного спроса экономик Содружества и непогашенной задолженности за товары, поставленные Россией в прошлые периоды. Вследствие этого, даже несмотря на рост стоимости экспорта, его размеры не восстановились до уровня января - сентября 1998 года.
Доля стран СНГ в объеме экспорта составила 14% против 16% в сопоставимом периоде 1999 года.
Наиболее крупными потребителями российских товаров оставались Германия, на долю которой приходилось 9% экспорта, Италия - 7%, Белоруссия - 5,5%, Украина - 5 процентов.
Импортировано товаров на 31,1 млрд. долларов, в том числе из стран дальнего зарубежья - 21,7 млрд. долларов, из стран СНГ - 9,4 млрд. долларов. Стоимость продукции, ввезенной из дальнего зарубежья, увеличилась к уровню базисного периода на 2%, из стран СНГ - на 27 процентов.
Физические объемы поступления продукции (по кругу учета ГТК России) увеличились на четверть, в том числе из стран дальнего зарубежья - на 21%, из стран СНГ - на 37 процентов. Позитивная динамика ввоза товаров стала следствием роста внутреннего спроса экономики: объем ВВП вырос на 7,7%, реальные располагаемые доходы населения - на 9,3 процента. Кроме того, спрос дополнительно стимулировался относительным удешевлением импорта. Индекс - дефлятор на товары отечественного производства составил 146%, в то время как цены на зарубежные изделия в рублевом эквиваленте увеличились только на 2 процента.
Общая стоимость импорта, однако, была значительно меньше, чем за аналогичные периоды докризисных лет, в частности, она составила лишь 65% от уровня января - сентября 1998 года.
Продолжал действовать эффект девальвации, позитивное влияние которой на экономику страны состояло в устойчиво высоких темпах роста производства импортозамещающих потребительских товаров и смещении спроса на импорт в сторону сырья, материалов, комплектующих, т.е. товаров с меньшей долей добавленной стоимости.
Закупки товаров за рубежом в долларовом выражении производились по ценам более низким, чем в сопоставимом периоде. Это было связано как с общемировым процессом снижения цен на товары, преобладающие в отечественном импорте, так и с девальвацией евро относительно доллара США.
Вместе с тем в ряде случаев заметное уменьшение закупочных цен свидетельствовало об ухудшении качества импортируемой продукции. Так, по данным Госторгинспекции, удельный вес некачественных импортных непродовольственных товаров в розничной торговле вырос по 10 из 14 инспектируемых товарных позиций.
В целом индекс контрактных цен на импорт составил 87%, в том числе из стран дальнего зарубежья - 80%, из стран СНГ - 106 процентов. Снижение цен зафиксировано по всем товарам, кроме топливно - энергетических. Наиболее существенным оно было по продукции машиностроения, что явилось одним из факторов сокращения доли последней в объеме импорта на 3,4 процентного пункта.
Однако и в этих условиях закупки за рубежом машин, оборудования и транспортных средств были наиболее весомой позицией (31%). Удельный вес продовольствия и сельскохозяйственного сырья составил 22% против 27% в базисном периоде.
В географическом распределении импорта укреплялась тенденция увеличения доли товаров из стран СНГ. Она составила свыше 30% против 26% в соответствующем периоде 1999 года и 25% - в январе - сентябре 1998 года.
Наиболее крупными официальными поставщиками продукции в нашу страну были Германия (12% российского импорта), Белоруссия (11%), Украина (10%) и США (8%).
Баланс услуг сведен с отрицательным сальдо - 5,6 млрд. долларов, его абсолютная величина выросла в 1,9 раза. Экспорт увеличился на 6%, импорт - на 32 процента.
Определяющими для данной категории международных операций были услуги, учитываемые в платежном балансе по статьям "Транспорт" и "Поездки", на долю которых приходилось две трети внешнего оборота.
Предоставленные иностранцам услуги, связанные с туризмом, частными и деловыми поездками, оцениваются в 3 млрд. долларов, что на 4% больше, чем в январе - сентябре 1999 года. Количество въехавших в страну нерезидентов выросло на 28%, однако затраты, приходящиеся в среднем на одну поездку, снизились. Это связано с изменением в распределении въезжающих по целям поездок: количество дорогостоящих деловых поездок сократилось на 12 процентов. Заметно возросло число краткосрочных посещений нерезидентов, проживающих в сопредельных государствах, в рамках "приграничной торговли".
Рост экспорта услуг транспорта составил 11% и был обеспечен увеличением перевозок всеми его видами. Наиболее высокие темпы - 115% к базисному периоду - зарегистрированы по воздушному транспорту.
Динамично восстанавливался импорт услуг, в первую очередь за счет операций сектора домашних хозяйств. Расходы резидентов, учитываемые в статье "Поездки", выросли на 52%, количество выезжавших за рубеж граждан России увеличилось на 29%, в том числе в туристические поездки в дальнее зарубежье - в 2 раза. Рост доходов населения в сочетании с реальным укреплением рубля привел к возобновлению докризисной поведенческой модели, когда туристы расходуют значительные средства на личные покупки за рубежом. Частным примером может служить рост в 1,6 раза количества легковых автомобилей, ввезенных в Россию физическими лицами.
Импорт транспортных услуг вырос на 6%, в том числе из стран СНГ - на 30 процентов.
Относительно дорогостоящие услуги транспорта стран дальнего зарубежья по-прежнему были малопривлекательны для экономики, их использование увеличилось лишь на 0,5 процента.
Баланс оплаты труда сформировался с положительным сальдо 133 млн. долларов, что на 19% меньше уровня этого показателя в базовом периоде.
Оплата иностранного наемного труда оценивается в 214 млн. долларов. Наблюдалось дальнейшее сокращение численности работавших нерезидентов, что отчасти было связано с дополнительным привлечением в экономику ранее не занятых резидентов. Кроме того, ниша на отечественном рынке труда, динамично заполнявшаяся в предшествующие годы ресурсами из стран СНГ, по всей вероятности, исчерпала себя. Что касается трудоустроенных в тот период в России выходцев из других государств, то в соответствии с методологией составления платежного баланса они рассматриваются уже как резиденты нашей страны.
Доходы россиян, трудоустроенных за рубежом, сохранились на прежнем уровне и составили 0,3 млрд. долларов.
Отрицательное сальдо баланса доходов от инвестиций составило -5,5 млрд. долларов и снизилось по сравнению с базисным периодом на 8 процентов.
Ожидаемые к получению доходы оцениваются в 3,6 млрд. долларов, что на 16% больше, чем в соответствующем периоде 1999 года. Хотя значительная их часть, как и в прежние годы, приходилась на обслуживание кредитов, предоставленных еще бывшим СССР, однако доля этой статьи в общем объеме начисленных доходов снизилась. Наряду с этим в 2,2 раза увеличились доходы от инвестиций банковского сектора и в 2,5 раза - сектора нефинансовых предприятий.
Сумма доходов, подлежащих выплате, по отношению к январю - сентябрю 1999 года не изменилась и составила 9,1.
Основная нагрузка (81%) по текущему обслуживанию внешних долговых обязательств приходилась на сектор государственного управления. При этом по данному сектору размер выплачиваемых доходов по привлеченным портфельным инвестициям снизился на 8%, а по обслуживанию кредитов он вырос на 6 процентов.
Доходы к выплате другими секторами экономики не претерпели сколько-нибудь значимых изменений.
По текущим трансфертам зафиксировано положительное сальдо в размере 80 млн. долларов. В соответствующем периоде 1999 года оно также было положительным и составляло 234 млн. долларов.
СЧЕТ ОПЕРАЦИЙ С КАПИТАЛОМ И ФИНАНСОВЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ
Счет операций с капиталом
Сальдо капитальных трансфертов, не предполагающих встречных потоков экономических ценностей между резидентами и нерезидентами, зафиксировано положительным в размере 11,0 млрд. долларов, что стало итогом неординарной операции по безвозмездному списанию (прощению) части внешнего долга в связи с реструктуризацией задолженности России перед Лондонским клубом кредиторов, происшедшей в отчетном периоде.
В то же время баланс трансфертов мигрантов, традиционно составляющих основу счета операций с капиталом платежного баланса России, был равен -0,1 млрд. долларов (-0,3 млрд. долларов в январе - сентябре 1999 года). Снижение дефицита по данной компоненте объяснялось резким сокращением по сравнению с базовым периодом (на 30 процентов) количества эмигрантов, чему способствовали улучшение общеэкономической и стабилизация политической ситуации в стране.
Финансовый счет
По итогам отчетного периода нетто - отток капитала из России незначительно вырос: отрицательное сальдо финансового счета в аналитическом представлении составило -12,9 млрд. долларов (без учета суммы списания по реструктуризации долга Лондонскому клубу) против -11,4 млрд. долларов в январе - сентябре 1999 года.
Финансовый счет, как и годом ранее, характеризовался низкими объемами поступления новых инвестиций из-за рубежа и напряженным графиком платежей резидентов по внешним долгам. Однако в отличие от предыдущих периодов, когда рост положительных показателей текущих внешнеэкономических операций сопровождался активизацией вывоза капитала частным сектором, в январе - сентябре 2000 года аналогичной тенденции при почти двукратном росте торгового баланса отмечено не было. Более того, если не учитывать нерегистрируемые потоки капитала, частично составляющие статью "ошибки и пропуски", инвестиции резидентов в иностранные активы по сравнению с базовым периодом даже несколько сократились, что позволило существенно нарастить официальные валютные резервы.
Иностранные обязательства экономики снизились <*> на 0,6 млрд. долларов (в январе - сентябре 1999 года сопоставимый показатель вырос на 1,6 млрд. долларов).
--------------------------------
<*> Без учета частичного списания обязательств по долгу перед Лондонским клубом кредиторов.
Основной формой поступления капитала извне, как и в базовом периоде, оставались прямые инвестиции. В то же время иностранные обязательства, связанные с другими категориями инвестиций, впервые с 1992 года снизились (на 13,4 млрд. долларов с учетом списания части долга Лондонскому клубу), отражая сокращение внешней задолженности страны.
СТРУКТУРА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ <*>
В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ В ЯНВАРЕ - СЕНТЯБРЕ
1995 - 2000 ГГ.
(млрд. долларов США)
------------T--------T--------T--------T--------T--------T--------¬
¦ Вид ¦Январь -¦Январь -¦Январь -¦Январь -¦Январь -¦Январь -¦
¦инвестиций ¦сентябрь¦сентябрь¦сентябрь¦сентябрь¦сентябрь¦сентябрь¦
¦ ¦1995 г. ¦1996 г. ¦1997 г. ¦1998 г. ¦1999 г. ¦2000 г. ¦
+-----------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦Прямые ¦ 1,1 ¦ 1,5 ¦ 3,4 ¦ 1,5 ¦ 2,1 ¦ 1,8 ¦
+-----------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦Портфельные¦ -0,8 ¦ 2,6 ¦ 16,3 ¦ 9,3 ¦ -0,7 ¦ -9,7 ¦
+-----------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦Прочие ¦ 5,9 ¦ 12,9 ¦ 6,7 ¦ 10,0 ¦ 0,2 ¦ -3,7 ¦
+-----------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦Всего ¦ 6,2 ¦ 17,0 ¦ 26,5 ¦ 20,9 ¦ 1,6 ¦ -11,6 ¦
L-----------+--------+--------+--------+--------+--------+---------
--------------------------------
<*> Нетто - прирост обязательств перед нерезидентами.
Примечание. Знак "-" означает снижение иностранных обязательств резидентов.
Иностранные обязательства сектора государственного управления, включающего федеральные и местные органы управления, сократились на 13,0 млрд. долларов, а без учета списания части долга перед Лондонским клубом кредиторов - на 2,1 млрд. долларов (в январе - сентябре 1999 года соответствующий показатель вырос на 0,9 млрд. долларов).
Задолженность перед нерезидентами по федеральным долговым ценным бумагам снизилась на 9,6 млрд. долларов, что главным образом стало результатом реализации соглашения о реструктуризации долга перед Лондонским клубом кредиторов. Были произведены частичное списание задолженности (около 30%) и обмен ранее обращавшихся обязательств Внешэкономбанка (PRINs, IANs) на суверенные еврооблигации с окончательными сроками погашения в 2010 и 2030 годах. При этом снижение обязательств по "старым" ценным бумагам составило 30,6 млрд. долларов, а выпуск "новых" оценивается в 21,2 млрд. долларов.
Фактические платежи по внешнему долгу федеральных органов управления в форме ценных бумаг составили, включая проценты, 2,4 млрд. долларов (в том числе 0,8 млрд. долларов - по рублевым ценным бумагам).
Обязательства перед нерезидентами по еврооблигациям местных органов управления (0,4 млрд. долларов) были урегулированы в срок.
В форме ссуд и займов федеральными органами управления использовано 1,0 млрд. долларов (в январе - сентябре 1999 года - 1,9 млрд. долларов), из них только 0,6 млрд. долларов в рамках несвязанного финансирования. Основным кредитором выступил Международный банк реконструкции и развития (0,5 млрд. долларов).
По привлеченным ссудам и займам фактически погашено 5,8 млрд. долларов (4,3 млрд. долларов - по основному долгу и 1,4 млрд. долларов - по процентам) из подлежавших погашению по графику 9,6 млрд. долларов (5,4 и 4,2 млрд. долларов соответственно). Своевременно и в полном объеме были осуществлены платежи по задолженности, накопленной с 1992 года, а по долгу бывшего СССР - лишь частично. Объем перенесенных платежей составил 3,3 млрд. долларов, просроченных - 0,4 млрд. долларов.
В январе - сентябре 2000 года наибольшие объемы погашения пришлись на кредиты международных финансовых организаций (2,6 млрд. долларов по основному долгу и 0,7 млрд. долларов процентных платежей).
ДВИЖЕНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ РОССИИ ПЕРЕД МВФ И МБРР
В ЯНВАРЕ - СЕНТЯБРЕ 2000 ГОДА
(млрд. долларов США)
----------------------T----------T-------T------T-----T----------¬
¦Механизм кредитования¦Задолжен- ¦Исполь-¦Пога- ¦Кур- ¦Задолжен- ¦
¦ ¦ность на ¦зовано ¦шено в¦совая¦ность на ¦
¦ ¦01.01.2000¦в ¦отчет-¦пере-¦01.10.2000¦
¦ ¦ ¦отчет- ¦ном ¦оцен-¦ ¦
¦ ¦ ¦ном ¦перио-¦ка ¦ ¦
¦ ¦ ¦периоде¦де ¦ ¦ ¦
+---------------------+----------+-------+------+-----+----------+
¦Кредиты МВФ ¦ 15,2¦ 0 ¦ 2,4¦ -0,8¦ 12,1¦
+---------------------+----------+-------+------+-----+----------+
¦Кредит системной ¦ 2,1¦ 0 ¦ 0,4¦ -0,1¦ 1,6¦
¦трансформации, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1993 - 1994 гг. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+----------+-------+------+-----+----------+
¦Резервный кредит, ¦ 2,5¦ 0 ¦ 2,0¦ -0,1¦ 0,5¦
¦1995 - 1996 гг. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+----------+-------+------+-----+----------+
¦Расширенное кредито- ¦ 7,0¦ 0 ¦ 0 ¦ -0,4¦ 6,6¦
¦вание, 1996 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1998 гг. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+----------+-------+------+-----+----------+
¦Компенсационное и ¦ 3,0¦ 0 ¦ 0 ¦ -0,2¦ 2,8¦
¦чрезвычайное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦финансирование <*>, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1998 г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+----------+-------+------+-----+----------+
¦Резервный кредит, ¦ 0,6¦ 0 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0,6¦
¦1999 г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+----------+-------+------+-----+----------+
¦Кредиты МБРР ¦ 6,7¦ 0,5¦ 0,2¦ -0,1¦ 6,9¦
L---------------------+----------+-------+------+-----+-----------
--------------------------------
<*> Задолженность Банка России.
Зафиксировано сокращение просроченной задолженности сектора государственного управления на 1,7 млрд. долларов. Можно констатировать улучшение в области обслуживания официальных внешних обязательств по сравнению с базовым периодом, когда, напротив, наблюдался прирост данного показателя (1,0 млрд. долларов).
В результате заключения соглашения с Лондонским клубом кредиторов удалось снизить неурегулированную задолженность по ценным бумагам на 2,1 млрд. долларов. В то же время по ссудам и займам увеличение просроченной задолженности составило 0,4 млрд. долларов.
Обязательства банковского сектора перед нерезидентами увеличились на 0,6 млрд. долларов (в январе - сентябре 1999 года было отмечено снижение данного показателя на 1,0 млрд. долларов). Если в I полугодии 2000 года поступление иностранного капитала не компенсировало снижение пассивов, связанное с погашением привлеченных ранее кредитов, то в III квартале нетто - приток иностранных инвестиций составил 0,7 млрд. долларов. При этом увеличение обязательств происходило практически во всех формах, включая ссуды и депозиты. Отметим также, что столь значимые объемы привлечения внешних средств банковским сектором последний раз отмечались еще до финансового кризиса 1998 года.
Выполнение долговых обязательств перед нерезидентами осуществлялось своевременно, значимого прироста просроченной задолженности не зафиксировано.
По состоянию на 1 октября 2000 года иностранные обязательства кредитных организаций оценивались в 9,1 млрд. долларов (в том числе краткосрочные - в 6,3 млрд. долларов, или 69%). Валютная структура внешней задолженности банков характеризовалась преобладанием обязательств, номинированных в долларах США (80%). Обязательства, выраженные в российских рублях, составили 12% общей суммы долга, выраженные в евро и валютах стран, входящих в Европейский валютный союз, - 7 процентов.
Имело место существенное уменьшение объемов иностранных инвестиций в сектор нефинансовых предприятий: прирост обязательств перед нерезидентами составил 0,8 млрд. долларов, значительно уступая показателю девяти месяцев 1999 года (2,1 млрд. долл.). С одной стороны, увеличились объемы погашения внешней задолженности (с 2,0 до 2,3 млрд. долларов), с другой - сократилось внешнее кредитование реального сектора экономики: новые привлечения составили 1,3 млрд. долларов против 1,9 млрд. долларов в январе - сентябре 1999 года.
В то же время прямые иностранные инвестиции (1,6 млрд. долларов) остались примерно на уровне прошлого года. Наиболее крупными инвесторами выступали резиденты США и Нидерландов. Основными объектами вложений были предприятия транспорта, пищевой и топливной промышленности, а также торговли.
Зарегистрированный прирост иностранных активов резидентов составил 12,2 млрд. долларов (в январе - сентябре 1999 года аналогичный показатель равнялся 12,9 млрд. долларов).
Структура вывоза капитала не претерпела существенных изменений: основной формой вложений за границей оставались "прочие инвестиции" - их доля составляет 88 процентов.
СТРУКТУРА ИНВЕСТИЦИЙ <*> РЕЗИДЕНТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В ИНОСТРАННЫЕ АКТИВЫ (КРОМЕ РЕЗЕРВНЫХ АКТИВОВ)
В ЯНВАРЕ - СЕНТЯБРЕ 1995 - 2000 ГГ.
(млрд. долларов США)
------------T--------T--------T--------T--------T--------T--------¬
¦ Вид ¦Январь -¦Январь -¦Январь -¦Январь -¦Январь -¦Январь -¦
¦инвестиций ¦сентябрь¦сентябрь¦сентябрь¦сентябрь¦сентябрь¦сентябрь¦
¦ ¦1995 г. ¦1996 г. ¦1997 г. ¦1998 г. ¦1999 г. ¦2000 г. ¦
+-----------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦Прямые ¦ 0,3 ¦ 0,6 ¦ 2,1 ¦ 0,7 ¦ 1,3 ¦ 1,2 ¦
+-----------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦Портфельные¦ 1,5 ¦ -0,1 ¦ 0,2 ¦ 0,3 ¦ -0,1 ¦ 0,2 ¦
+-----------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦Прочие ¦ -5,7 ¦ 18,0 ¦ 22,9 ¦ 9,4 ¦ 11,7 ¦ 10,8 ¦
+-----------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦Всего ¦ 3,9 ¦ 19,6 ¦ 25,2 ¦ 10,3 ¦ 12,9 ¦ 12,2 ¦
L-----------+--------+--------+--------+--------+--------+---------
--------------------------------
<*> Нетто - прирост иностранных активов резидентов.
Примечание. Знак "-" означает снижение иностранных активов резидентов.
Прирост иностранных активов сектора государственного управления (1,5 млрд. долларов) представлял собой, как и ранее, накопление требований по невыплаченным процентам по кредитам, предоставленным иностранным правительствам бывшим СССР, а также Россией - странам СНГ.
Из подлежащих к выплате в соответствии с графиком 6,1 млрд. долларов (основной долг и проценты) суммарно по государственным активам бывшего СССР и России было урегулировано (погашено и перенесено) лишь 0,5 млрд. долларов.
Под воздействием увеличения валютных доходов резидентов в связи с улучшением условий внешней торговли продолжился рост иностранных активов банковского сектора, составивший 3,5 млрд. долларов <*> и превысивший соответствующий показатель 1999 года (3,4 млрд. долларов).
--------------------------------
<*> Без учета резервных валютных активов Банка России.
Накопление требований к нерезидентам происходило главным образом в форме роста остатков на текущих счетах, в депозитах до востребования и в краткосрочных депозитах (доля краткосрочных финансовых инструментов в банковских активах по сравнению с началом года выросла с 82 до 85 процентов).
По состоянию на 1 октября 2000 года иностранные активы коммерческих банков оценивались в 17,0 млрд. долларов (в том числе краткосрочные - 14,5 млрд. долларов). Около 83% активов размещено в долларовых финансовых инструментах, по 5% - в евро и валютах стран, входящих в Европейский валютный союз, а также российских рублях.
Показатель чистой международной инвестиционной позиции кредитных организаций (разница между иностранными активами и пассивами) в отчетном периоде увеличился с 5,5 до 7,9 млрд. долларов.
Наиболее значимой для платежного баланса формой инвестиций сектора нефинансовых предприятий за рубеж продолжает оставаться увеличение внешних активов, связанное с внешнеторговыми операциями. Прирост торговых кредитов нерезидентам составил 1,7 млрд. долларов против 3,9 млрд. долларов в январе - сентябре 1999 года.
Зафиксировано снижение темпов накопления активов в виде непоступления экспортной выручки, а также товаров и услуг в счет погашения импортных авансов, ассоциируемого с нелегальным вывозом капитала, как в абсолютном (с 3,8 до 3,7 млрд. долларов), так и в относительном выражении (с 5 до 3% внешнеторгового оборота).
По сравнению с предкризисным периодом степень влияния операций резидентов с наличной иностранной валютой на платежный баланс России существенно снизилась, тем не менее этот показатель остается важным индикатором инвестиционных предпочтений населения, а также динамики процессов дедолларизации внутреннего денежного обращения.
По оценке Банка России, в январе - сентябре 2000 года сокращение наличной СКВ в небанковском секторе составило 0,6 млрд. долларов против 0,9 млрд. долларов в базовом периоде, т.е. отмечена некоторая активизация спроса на наличную валюту, вызванная большей частью ростом реальных располагаемых доходов населения (за девять месяцев 2000 года на 10 процентов). Однако относительный показатель доли покупки иностранной валюты в структуре использования доходов по сравнению с январем - сентябрем 1999 года даже несколько снизился: с 8,3 до 7,0 процента.
Необычайно высокий профицит текущих внешнеэкономических операций обеспечил в январе - сентябре 2000 года устойчивое превышение предложения иностранной валюты над спросом на внутреннем рынке. Банк России с целью недопущения укрепления рубля выше уровня, подрывающего конкурентоспособность российской экономики, проводил интервенции, снимая избыточное валютное предложение. В результате операций, отражаемых в платежном балансе, официальные валютные резервы увеличились на 13,3 млрд. долларов.
По состоянию на 1 октября 2000 года золотовалютные резервы страны достигли 25 млрд. долларов (прирост с начала года - 100%), и их отношение к "широкой" денежной базе выросло с 0,8 до 1,06, свидетельствуя о повышении степени устойчивости национальной валюты.
II. ВНЕШНИЙ ДОЛГ РОССИИ В ЯНВАРЕ - СЕНТЯБРЕ 2000 ГОДА
Совокупная иностранная задолженность резидентов России сократилась со 179,7 до 161,5 млрд. долларов. При этом в результате фактических операций с долговыми инструментами снижение составило 2,4 млрд. долларов в результате прощения части долга в связи с реструктуризацией задолженности бывшего СССР Лондонскому клубу кредиторов - 11 млрд. долларов, в результате прочих изменений, основой которых является валютная переоценка (главным образом снижение обменного курса евро к доллару США), - 4,8 млрд. долларов.
Ключевой составляющей внешнего долга России (80%) по-прежнему являются обязательства сектора государственного управления - 129,6 млрд. долларов, в том числе задолженность федерального Правительства России - 128,2 млрд. долларов, долг органов местного управления - 1,4 млрд. долларов.
В структуре иностранных обязательств Правительства большую долю (68%) занимает задолженность, принятая на себя Россией в качестве правопреемницы бывшего СССР.
Обязательства бывшего СССР в форме кредитов по состоянию на 1 октября 2000 года состояли из: долга Парижскому клубу кредиторов (38,8 млрд. долларов, или 45% долга бывшего СССР), задолженности перед бывшими социалистическими странами (14,3 млрд. долларов, или 16%), а также прочей задолженности (11,7 млрд. долларов, или 13%), состоящей преимущественно из долгов странам - не членам Парижского клуба.
Основным элементом долга бывшего СССР в форме ценных бумаг является задолженность перед Лондонским клубом кредиторов, которая была переоформлена в отчетном периоде в суверенные еврооблигации. При этом часть долга была прощена, и на 1 октября 2000 года задолженность в этой форме оценивалась в 20,8 млрд. долларов (24% долга бывшего СССР).
Для России как самостоятельного заемщика важнейшими источниками внешних ресурсов являлись: кредиты международных финансовых организаций, прежде всего МВФ и МБРР (на 1 октября 2000 года - 16,4 млрд. долларов, или 40% нового российского официального долга), кредиты иностранных государств (8,6 млрд. долларов, или 21% долга), существенная часть которых предоставлялась в нефинансовой форме, а также эмиссия валютных (10,7 млрд. долларов, или 26% долга) и рублевых (2,2 млрд. долларов, или 5%) ценных бумаг.
Улучшение ситуации в области государственных финансов позволило Правительству не прибегать, как это практиковалось прежде, к помощи Банка России для финансирования платежей по внешнему долгу. Суммарно по всем категориям иностранной задолженности им было фактически выплачено 8,2 млрд. долларов (5,5 млрд. долларов по основному долгу и 2,7 млрд. долларов по процентам). Перенесено выплат на сумму 3,3 млрд. долларов, просрочено - 0,4 млрд. долларов.
Внешнюю задолженность местных органов управления составляют еврооблигации (0,7 млрд. долларов) и привлеченные кредиты (0,8 млрд. долларов). По этой категории долга в январе - сентябре 2000 года было фактически выплачено 0,6 млрд. долларов (0,5 млрд. долларов по основному долгу и 0,1 млрд. долларов процентных платежей), перенесено - 0,1 млрд. долларов.
Долг Банка России перед МВФ оценивался на 1 октября 2000 года в 2,8 млрд. долларов. Снижение задолженности по сравнению с началом 2000 года объясняется переоценкой курса СПЗ (SDR) к доллару США. В отчетном периоде Банк России в соответствии с имеющимся графиком погашения осуществлял только процентные платежи (0,1 млрд. долларов).
Внешний долг кредитных организаций, который отличается от их валовых иностранных обязательств на сумму участия нерезидентов в капитале банковской системы, вырос за девять месяцев на 0,3 млрд. долларов и на 1 октября составил 8,5 млрд. долларов.
Внешняя задолженность нефинансовых предприятий осталась на уровне начала 2000 года - 20,6 млрд. долларов. Долгосрочные ресурсы из-за рубежа на протяжении последних лет привлекали в основном предприятия топливно - энергетического комплекса, имеющие стабильные контракты на экспорт энергоресурсов. Весомая часть средств предоставлялась российским аффилированным предприятиям материнскими компаниями - нерезидентами. Кроме того, имели место операции, при которых иностранные фирмы предоставляли ресурсы в форме производственного оборудования на условиях финансового лизинга.
Коэффициент обслуживания внешнего долга (отношение объема фактических долговых платежей к экспорту товаров и услуг) по сравнению с январем - сентябрем 1999 года снизился с 14 до 11%, а соотношение фактических платежей по внешнему долгу и доходов консолидированного бюджета сократилось с 26 до 18 процентов.
Таким образом, реальная нагрузка на экономику и бюджет по обслуживанию внешнего долга была ниже, чем год назад.
Заместитель Председателя
Банка России
О.В.МОЖАЙСКОВ



Приложение 1
ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ
2000 ГОДА (АНАЛИТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ)
(млн. долларов США)
----------------------------------T-------------------------------T----------------¬
¦ ¦ 2000 год ¦ Справочно: ¦
¦ +-------T-------T-------T-------+ 1999 год ¦
¦ ¦ I ¦ II ¦ III ¦ 9 +---------T------+
¦ ¦квартал¦квартал¦квартал¦месяцев¦9 месяцев¦ 1999 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦2000 г.¦ 1999 г. ¦ г. ¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦СЧЕТ ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ ¦ 12014 ¦ 10989 ¦ 10614 ¦ 33618 ¦ 14284 ¦ 25049¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Торговый баланс ¦ 14373 ¦ 14583 ¦ 15575 ¦ 44531 ¦ 22810 ¦ 36156¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Экспорт ¦ 24249 ¦ 24934 ¦ 26446 ¦ 75629 ¦ 51513 ¦ 75692¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ сырая нефть ¦ 5882 ¦ 6013 ¦ 6667 ¦ 18562 ¦ 9214 ¦ 14155¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ нефтепродукты ¦ 2431 ¦ 2585 ¦ 2979 ¦ 7995 ¦ 3670 ¦ 5446¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ природный газ ¦ 4706 ¦ 3555 ¦ 3482 ¦ 11742 ¦ 7451 ¦ 11352¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ прочие ¦ 11230 ¦ 12782 ¦ 13319 ¦ 37330 ¦ 31179 ¦ 44739¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Импорт ¦ -9876 ¦-10351 ¦-10871 ¦-31099 ¦ -28703 ¦-39537¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Баланс услуг ¦ -1499 ¦ -2000 ¦ -2129 ¦ -5628 ¦ -2960 ¦ -4172¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Экспорт ¦ 1804 ¦ 2343 ¦ 2918 ¦ 7065 ¦ 6672 ¦ 9055¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ транспортные услуги ¦ 679 ¦ 860 ¦ 865 ¦ 2404 ¦ 2168 ¦ 3007¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ поездки ¦ 657 ¦ 965 ¦ 1390 ¦ 3011 ¦ 2883 ¦ 3723¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ прочие услуги ¦ 469 ¦ 518 ¦ 663 ¦ 1649 ¦ 1622 ¦ 2325¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Импорт ¦ -3304 ¦ -4343 ¦ -5047 ¦-12693 ¦ -9632 ¦-13227¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ транспортные услуги ¦ -481 ¦ -588 ¦ -630 ¦ -1698 ¦ -1595 ¦ -2218¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ поездки ¦ -1754 ¦ -2712 ¦ -3377 ¦ -7842 ¦ -5157 ¦ -7097¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ прочие услуги ¦ -1069 ¦ -1043 ¦ -1040 ¦ -3153 ¦ -2879 ¦ -3912¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Баланс оплаты труда ¦ 52 ¦ 42 ¦ 39 ¦ 133 ¦ 165 ¦ 221¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Баланс инвестиционных доходов ¦ -960 ¦ -1716 ¦ -2821 ¦ -5497 ¦ -5965 ¦ -7695¦
¦ (проценты, дивиденды) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Доходы к получению ¦ 2407 ¦ 602 ¦ 584 ¦ 3593 ¦ 3095 ¦ 3456¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Доходы к выплате ¦ -3367 ¦ -2318 ¦ -3405 ¦ -9090 ¦ -9059 ¦-11151¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Федеральные органы управления ¦ -746 ¦ -1494 ¦ -2732 ¦ -4971 ¦ -4725 ¦ -6248¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Доходы к получению ¦ 1949 ¦ 115 ¦ 128 ¦ 2191 ¦ 2449 ¦ 2525¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Доходы к выплате ¦ -2694 ¦ -1609 ¦ -2860 ¦ -7163 ¦ -7174 ¦ -8773¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Местные органы управления ¦ -63 ¦ -50 ¦ -44 ¦ -156 ¦ -167 ¦ -226¦
¦ (доходы к выплате) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Центральный банк (проценты ¦ -39 ¦ -34 ¦ -38 ¦ -111 ¦ -133 ¦ -173¦
¦ к выплате по кредитам МВФ) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Банки ¦ 183 ¦ 326 ¦ 330 ¦ 839 ¦ 147 ¦ 306¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Доходы к получению ¦ 307 ¦ 425 ¦ 422 ¦ 1154 ¦ 546 ¦ 805¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Доходы к выплате ¦ -124 ¦ -99 ¦ -92 ¦ -315 ¦ -399 ¦ -498¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Нефинансовые предприятия ¦ -295 ¦ -464 ¦ -338 ¦ -1098 ¦ -1086 ¦ -1355¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Доходы к получению ¦ 152 ¦ 62 ¦ 34 ¦ 248 ¦ 100 ¦ 126¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Доходы к выплате ¦ -447 ¦ -526 ¦ -372 ¦ -1346 ¦ -1185 ¦ -1482¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Баланс текущих трансфертов ¦ 49 ¦ 80 ¦ -49 ¦ 80 ¦ 234 ¦ 539¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦СЧЕТ ОПЕРАЦИЙ С КАПИТАЛОМ И ¦ -6244 ¦ -2934 ¦ -3721 ¦-12899 ¦ -11631 ¦-15990¦
¦ФИНАНСОВЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Счет операций с капиталом ¦ 22 ¦ -39 ¦ 10968 ¦ 10950 ¦ -250 ¦ -328¦
¦ (капитальные трансферты) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Финансовый счет (кроме ¦ -6266 ¦ -2895 ¦-14688 ¦-23849 ¦ -11381 ¦-15662¦
¦ резервных активов) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Обязательства ("+" - рост, ¦ 516 ¦ -1264 ¦-10876 ¦-11623 ¦ 1564 ¦ 1338¦
¦ "-" - снижение) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Федеральные органы управления ¦ 332 ¦ -1100 ¦-11776 ¦-12544 ¦ 1092 ¦ 1032¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Портфельные инвестиции ¦ 79 ¦ -1052 ¦ -8652 ¦ -9625 ¦ -712 ¦ -783¦
¦ (долговые ценные бумаги) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ выпуск ¦ 107 ¦ 82 ¦ 21237 ¦ 21426 ¦ 2978 ¦ 3372¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ погашение (график) ¦ -491 ¦ -1901 ¦-30039 ¦-32430 ¦ -5918 ¦ -7287¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ корпусов ¦ -70 ¦ -360 ¦-29770 ¦-30200 ¦ -3196 ¦ -3215¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ купонов ¦ -421 ¦ -1541 ¦ -269 ¦ -2231 ¦ -2722 ¦ -4072¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ реинвестирование доходов ¦ 1027 ¦ 1029 ¦ 943 ¦ 3000 ¦ 3233 ¦ 4196¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ вторичный рынок ¦ -564 ¦ -263 ¦ -793 ¦ -1620 ¦ -1005 ¦ -1063¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Ссуды и займы ¦ -51 ¦ -1144 ¦ -33 ¦ -1228 ¦ 875 ¦ -4¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ использование ¦ 454 ¦ 133 ¦ 369 ¦ 956 ¦ 1938 ¦ 2734¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ погашение (график) ¦ -1995 ¦ -1427 ¦ -2012 ¦ -5433 ¦ -5443 ¦ -7339¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ реструктуризация ¦ 1490 ¦ 150 ¦ 1610 ¦ 3250 ¦ 4380 ¦ 4600¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Просроченная задолженность ¦ 274 ¦ 1096 ¦ -3096 ¦ -1727 ¦ 958 ¦ 1832¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ накопление ¦ 333 ¦ 1175 ¦ 251 ¦ 1758 ¦ 5055 ¦ 6330¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ погашение / реструктуризация¦ -59 ¦ -79 ¦ -3347 ¦ -3485 ¦ -4096 ¦ -4498¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Прочие обязательства ¦ 30 ¦ 1 ¦ 4 ¦ 35 ¦ -29 ¦ -13¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Местные органы управления ¦ -124 ¦ -289 ¦ -91 ¦ -505 ¦ -179 ¦ -249¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Центральный банк (в части ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0 ¦ -454 ¦ -917¦
¦ операций с кредитами МВФ) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Банки ¦ 58 ¦ -138 ¦ 661 ¦ 581 ¦ -993 ¦ -879¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Прямые инвестиции ¦ 40 ¦ 44 ¦ 51 ¦ 134 ¦ 377 ¦ 495¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Ссуды и депозиты ¦ -77 ¦ -290 ¦ 407 ¦ 40 ¦ -1629 ¦ -1406¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Прочие обязательства ¦ 96 ¦ 108 ¦ 203 ¦ 407 ¦ 259 ¦ 33¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Нефинансовые предприятия ¦ 251 ¦ 264 ¦ 330 ¦ 845 ¦ 2098 ¦ 2351¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Прямые инвестиции ¦ 529 ¦ 474 ¦ 643 ¦ 1646 ¦ 1675 ¦ 2814¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Портфельные инвестиции ¦ 469 ¦ -171 ¦ -136 ¦ 162 ¦ 256 ¦ -225¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Ссуды и займы ¦ -747 ¦ -39 ¦ -176 ¦ -963 ¦ -89 ¦ -269¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Прочие обязательства ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 256 ¦ 31¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Активы, кроме резервных ¦ -6782 ¦ -1632 ¦ -3813 ¦-12227 ¦ -12946 ¦-17000¦
¦ ("+" - снижение, "-" - рост) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Федеральные органы управления ¦ -1677 ¦ 243 ¦ -61 ¦ -1495 ¦ -1190 ¦ -1466¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Ссуды и займы ¦ 1851 ¦ 944 ¦ 958 ¦ 3754 ¦ 4550 ¦ 4576¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Просроченная задолженность ¦ -3715 ¦ -668 ¦ -1033 ¦ -5416 ¦ -5505 ¦ -5712¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Прочие активы ¦ 187 ¦ -33 ¦ 13 ¦ 167 ¦ -234 ¦ -330¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Банки ¦ -1551 ¦ -559 ¦ -1430 ¦ -3540 ¦ -3368 ¦ -3388¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Прямые инвестиции ¦ -1 ¦ 4 ¦ -235 ¦ -232 ¦ -34 ¦ -37¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Ссуды и депозиты ¦ -1867 ¦ -464 ¦ -1243 ¦ -3573 ¦ -3136 ¦ -3281¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Прочие активы ¦ 317 ¦ -99 ¦ 48 ¦ 266 ¦ -198 ¦ -71¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Нефинансовые предприятия и ¦ -3554 ¦ -1316 ¦ -2322 ¦ -7192 ¦ -8388 ¦-12146¦
¦ домашние хозяйства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Прямые и портфельные ¦ -396 ¦ -221 ¦ -866 ¦ -1482 ¦ -1227 ¦ -1673¦
¦ инвестиции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Наличная иностранная валюта ¦ -117 ¦ 454 ¦ 297 ¦ 634 ¦ 888 ¦ 1031¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Торговые кредиты и авансы ¦ -947 ¦ 211 ¦ -936 ¦ -1673 ¦ -3856 ¦ -5660¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Задолженность по товарным ¦ -580 ¦ -45 ¦ 307 ¦ -318 ¦ 86 ¦ -195¦
¦ поставкам на основании ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ межправительственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ соглашений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Непоступившая экспортная ¦ -1231 ¦ -1438 ¦ -1051 ¦ -3719 ¦ -3806 ¦ -5051¦
¦ выручка и своевременно не ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ погашенные импортные авансы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ Прочие активы ¦ -283 ¦ -278 ¦ -72 ¦ -633 ¦ -474 ¦ -599¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ЧИСТЫЕ ОШИБКИ И ПРОПУСКИ ¦ -2669 ¦ -1836 ¦ -2914 ¦ -7419 ¦ -3102 ¦ -7281¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+------+
¦ИЗМЕНЕНИЕ ВАЛЮТНЫХ РЕЗЕРВОВ ¦ -3102 ¦ -6219 ¦ -3979 ¦-13300 ¦ 449 ¦ -1778¦
¦("+" - снижение, "-" - рост) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------+-------



Приложение 2
ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗА 1994 - 1999 ГОДЫ И ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2000 ГОДА
(НЕЙТРАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ)
ОСНОВНЫЕ АГРЕГАТЫ
(млн. долларов США)
-----------------------T------T------T------T------T------T-------T-------T-------T-------T------T-------T-------T-------T-------¬
¦ ¦ 1994 ¦ 1995 ¦ 1996 ¦ 1997 ¦ 1998 ¦ I ¦ II ¦ III ¦ IV ¦ 1999 ¦ I ¦ II ¦ III ¦ 9 ¦
¦ ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦квартал¦квартал¦квартал¦квартал¦ г. ¦квартал¦квартал¦квартал¦месяцев¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1999 г.¦1999 г.¦1999 г.¦1999 г.¦ ¦2000 г.¦2000 г.¦2000 г.¦2000 г.¦
+----------------------+------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+
¦СЧЕТ ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ ¦ 8360¦ 7401¦ 11753¦ 2060¦ 721¦ 4425 ¦ 4210 ¦ 5649 ¦ 10764 ¦ 25049¦ 12014 ¦ 10989 ¦ 10614 ¦ 33618 ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+
¦ Товары и услуги ¦ 10506¦ 10699¦ 17115¦ 11107¦ 12902¦ 5558 ¦ 5931 ¦ 8361 ¦ 12133 ¦ 31984¦ 12873 ¦ 12583 ¦ 13446 ¦ 38902 ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+
¦ Экспорт ¦ 76250¦ 93481¦103844¦103088¦ 87255¦ 17336 ¦ 19259 ¦ 21591 ¦ 26561 ¦ 84747¦ 26053 ¦ 27277 ¦ 29364 ¦ 82694 ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+
¦ Импорт ¦-65744¦-82781¦-86729¦-91980¦-74353¦-11777 ¦-13328 ¦-13230 ¦-14428 ¦-52763¦-13180 ¦-14694 ¦-15918 ¦-43792 ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+
¦ Товары ¦ 17374¦ 20310¦ 22471¦ 17025¦ 16869¦ 6453 ¦ 6868 ¦ 9489 ¦ 13346 ¦ 36156¦ 14373 ¦ 14583 ¦ 15575 ¦ 44531 ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+
¦ Экспорт ¦ 67826¦ 82913¦ 90563¦ 89008¦ 74884¦ 15564 ¦ 16976 ¦ 18973 ¦ 24179 ¦ 75692¦ 24249 ¦ 24934 ¦ 26446 ¦ 75629 ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+
¦ Импорт ¦-50452¦-62603¦-68092¦-71983¦-58015¦ -9111 ¦-10108 ¦ -9484 ¦-10833 ¦-39537¦ -9876 ¦-10351 ¦-10871 ¦-31099 ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+
¦ Услуги ¦ -6868¦ -9611¦ -5356¦ -5918¦ -3967¦ -895 ¦ -937 ¦ -1128 ¦ -1212 ¦ -4172¦ -1499 ¦ -2000 ¦ -2129 ¦ -5628 ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+
¦ Экспорт ¦ 8424¦ 10567¦ 13281¦ 14080¦ 12371¦ 1771 ¦ 2283 ¦ 2618 ¦ 2382 ¦ 9055¦ 1804 ¦ 2343 ¦ 2918 ¦ 7065 ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+
¦ Импорт ¦-15292¦-20178¦-18637¦-19998¦-16338¦ -2666 ¦ -3221 ¦ -3745 ¦ -3595 ¦-13227¦ -3304 ¦ -4343 ¦ -5047 ¦-12693 ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+
¦ Доходы от инвестиций ¦ -1840¦ -3372¦ -5434¦ -8692¦-11773¦ -1084 ¦ -1797 ¦ -2918 ¦ -1674 ¦ -7474¦ -907 ¦ -1674 ¦ -2783 ¦ -5364 ¦
¦ и оплата труда ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+
¦ К получению ¦ 3500¦ 4278¦ 4333¦ 4366¦ 4301¦ 2277 ¦ 721 ¦ 420 ¦ 463 ¦ 3881¦ 2510 ¦ 718 ¦ 713 ¦ 3941 ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+
¦ К выплате ¦ -5340¦ -7650¦ -9768¦-13058¦-16075¦ -3361 ¦ -2518 ¦ -3339 ¦ -2137 ¦-11355¦ -3417 ¦ -2392 ¦ -3496 ¦ -9305 ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+
¦ Оплата труда ¦ -114¦ -303¦ -406¦ -342¦ -164¦ 57 ¦ 59 ¦ 49 ¦ 56 ¦ 221¦ 52 ¦ 42 ¦ 39 ¦ 133 ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+
¦ Полученная ¦ 108¦ 166¦ 102¦ 227¦ 301¦ 102 ¦ 111 ¦ 111 ¦ 102 ¦ 425¦ 103 ¦ 116 ¦ 129 ¦ 348 ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+
¦ Выплаченная ¦ -222¦ -469¦ -507¦ -568¦ -465¦ -45 ¦ -53 ¦ -62 ¦ -45 ¦ -204¦ -50 ¦ -73 ¦ -91 ¦ -214 ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+
¦ Доходы от инвестиций¦ -1726¦ -3069¦ -5029¦ -8350¦-11609¦ -1141 ¦ -1856 ¦ -2967 ¦ -1730 ¦ -7695¦ -960 ¦ -1716 ¦ -2821 ¦ -5497 ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+
¦ К получению ¦ 3392¦ 4112¦ 4232¦ 4140¦ 4000¦ 2175 ¦ 610 ¦ 310 ¦ 361 ¦ 3456¦ 2407 ¦ 602 ¦ 584 ¦ 3593 ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+
¦ К выплате ¦ -5118¦ -7181¦ -9260¦-12490¦-15610¦ -3317 ¦ -2466 ¦ -3277 ¦ -2091 ¦-11151¦ -3367 ¦ -2318 ¦ -3405 ¦ -9090 ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+
¦ Текущие трансферты ¦ -306¦ 73¦ 72¦ -356¦ -409¦ -49 ¦ 77 ¦ 206 ¦ 305 ¦ 539¦ 49 ¦ 80 ¦ -49 ¦ 80 ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+
¦ Полученные ¦ 238¦ 810¦ 773¦ 410¦ 269¦ 52 ¦ 220 ¦ 330 ¦ 426 ¦ 1027¦ 165 ¦ 193 ¦ 82 ¦ 440 ¦
+----------------------+------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+
¦ Вып

<ПИСЬМО> ГТК РФ от 15.02.2001 n 01-20/6063 О СКЛАДЕ ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ И ТАМОЖЕННОМ СКЛАДЕ ООО ТИТАН-Р АББАКУМОВО  »
Постановления и Указы »
Читайте также