СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 023100 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ЮРИСТ (утв. Минобразованием РФ 08.02.2001)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
8 февраля 2001 года
Согласовано
Первый заместитель
Министра внутренних дел
Российской Федерации
Н.Г.СОЛОВЬЕВ
6 февраля 2001 года
Номер государственной
регистрации
1 э-гум/сп
Вводится в действие
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ
СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ВЫПУСКНИКОВ)
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 023100 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КВАЛИФИКАЦИЯ - ЮРИСТ
1. Общая характеристика специальности
023100 Правоохранительная деятельность
1.1. Специальность 023100 Правоохранительная деятельность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 18 января 2001 г. N 155.
1.2. Квалификация выпускника - юрист. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки юриста по специальности 023100 Правоохранительная деятельность при очной форме обучения - 5 лет. Учитывая, что в вузах правоохранительных органов продолжительность каникул определяется в соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок прохождения службы, в случае, когда продолжительность каникул меньше установленной государственным образовательным стандартом, по заключению УМО образовательных учреждений профессионального образования в области правоохранительной деятельности, допускается сокращение срока освоения основной образовательной программы подготовки юриста до 4 лет 6 месяцев (без сокращения объема времени теоретического обучения).
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Юрист должен:
- знать роль и место правоохранительных органов в системе государственных органов Российской Федерации;
- знать особенности правоохранительной деятельности, ее роль и место в укреплении законности и правопорядка;
- знать правовые и организационные основы правоохранительной деятельности в соответствии с профилем подготовки;
- обладать гражданской зрелостью, глубоким уважением к закону и социальным ценностям правового государства, чувством профессионального долга, соблюдать нормы профессиональной этики;
- осознавать безусловный приоритет в служебной деятельности таких ценностей, как права, свободы и законные интересы граждан, законность и дисциплина;
- понимать сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, понимать их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности;
- обладать профессионально значимыми волевыми и моральными качествами и психологической устойчивостью;
- уметь толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты;
- уметь юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;
- уметь принимать правовые решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
- знать и уметь использовать в профессиональной деятельности особенности тактики и методики предупреждения, пресечения, выявления, раскрытия и расследования преступлений и административных правонарушений в соответствии с профилем подготовки;
- уметь осуществлять защиту безопасности личности, общественного порядка и общественной безопасности, пресекать противоправные действия, в том числе с применением физической силы, специальных средств, с применением и использованием огнестрельного оружия;
- уметь осуществлять профилактическую работу по обеспечению законности и укреплению правопорядка, проводить пропаганду правовых знаний среди населения;
- уметь осуществлять свою профессиональную деятельность во взаимодействии с сотрудниками иных правоохранительных органов, представителями других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, с трудовыми коллективами, гражданами, муниципальными органами охраны общественного порядка, со средствами массовой информации;
- иметь навыки профессионального общения с различными категориями граждан;
- уметь в сложных условиях, экстремальных ситуациях, связанных с выполнением служебных обязанностей, принимать правильные управленческие решения; организовывать собственную работу и работу исполнителей на основе современных представлений о научной организации труда сотрудников правоохранительных органов;
- уметь использовать специальную технику, применяемую в деятельности правоохранительных органов, а также средства вычислительной техники;
- систематически повышать свою профессиональную квалификацию, анализировать и обобщать положительный опыт деятельности правоохранительных органов и использовать его в своей профессиональной деятельности.
Область профессиональной деятельности - правоохранительная деятельность, направленная на обеспечение законности и правопорядка, борьбу с преступностью и иными правонарушениями.
Объекты профессиональной деятельности - юридические факты и правовые отношения, возникающие в сфере правоохранительной деятельности.
1.4. Возможности продолжения образования.
Юрист, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 023100 Правоохранительная деятельность, подготовлен к продолжению образования в аспирантуре (адъюнктуре).
2. Требования к уровню подготовки абитуриентов
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или высшем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования.
2.3. При приеме на обучение по специальности с зачислением на службу в правоохранительные органы образовательное учреждение имеет право проводить дополнительные вступительные испытания профессиональной направленности.
3. Общие требования к основной образовательной
программе подготовки юриста по специальности
023100 Правоохранительная деятельность
3.1. Основная образовательная программа подготовки юриста разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки юриста, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки юриста формируется из дисциплин федерального, национально-регионального (вузовского) компонентов, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины федерального компонента.
3.4. Основная образовательная программа подготовки юриста должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специализации;
цикл ФТД - факультативы
и итоговую государственную аттестацию.
3.5. Содержание национально-регионального (вузовского) компонента основной образовательной программы подготовки юриста должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки юриста
по специальности 023100 Правоохранительная деятельность
-----------T----------------------------------------------T------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции; лексический минимум в объеме ¦ ¦
¦ ¦4000 учебных лексических единиц общего и ¦ ¦
¦ ¦терминологического характера; понятия ¦ ¦
¦ ¦дифференциации лексики по сферам применения ¦ ¦
¦ ¦(бытовая, терминологическая, общенаучная, ¦ ¦
¦ ¦официальная и др.); понятие о свободных и ¦ ¦
¦ ¦устойчивых словосочетаниях, фразеологических ¦ ¦
¦ ¦единицах; понятие об основных способах ¦ ¦
¦ ¦словообразования; грамматические навыки, ¦ ¦
¦ ¦обеспечивающие коммуникацию общего характера ¦ ¦
¦ ¦без искажения смысла при письменном и устном ¦ ¦
¦ ¦общении; основные грамматические явления, ¦ ¦
¦ ¦характерные для профессиональной речи; ¦ ¦
¦ ¦понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы; основные особенности научного ¦ ¦
¦ ¦стиля; культура и традиции стран изучаемого ¦ ¦
¦ ¦языка, правила речевого этикета; говорение; ¦ ¦
¦ ¦диалогическая и монологическая речь с ¦ ¦
¦ ¦использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения; основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад); ¦ ¦
¦ ¦аудирование; понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение; виды ¦ ¦
¦ ¦текстов: несложные прагматические тексты и ¦ ¦
¦ ¦тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности; письмо; виды речевых ¦ ¦
¦ ¦произведений: аннотация, реферат, тезисы, ¦ ¦
¦ ¦сообщения, частное письмо, деловое письмо, ¦ ¦
¦ ¦биография ¦ ¦
+----------+----------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура <1> ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура: ее общекультурная и ¦ ¦
¦ ¦профессиональная значимость; физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности; основы здорового образа ¦ ¦
¦ ¦жизни студента; общая физическая и ¦ ¦
¦ ¦специальная подготовка в системе физического ¦ ¦
¦ ¦воспитания; профессионально-прикладная ¦ ¦
¦ ¦физическая подготовка студентов; основы ¦ ¦
¦ ¦методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма; ¦ ¦
¦ ¦организационно-правовые основы физической ¦ ¦
¦ ¦подготовки сотрудников правоохранительных ¦ ¦
¦ ¦органов; особенности двигательного режима ¦ ¦
¦ ¦работы сотрудников различных служб ¦ ¦
¦ ¦правоохранительных органов; профессионально ¦ ¦
¦ ¦важные физические качества сотрудников ¦ ¦
¦ ¦различных служб правоохранительных органов; ¦ ¦
¦ ¦общепедагогические и специфические принципы ¦ ¦
¦ ¦физической подготовки сотрудников ¦ ¦
¦ ¦правоохранительных органов; средства, методы ¦ ¦
¦ ¦и формы физической подготовки; построение ¦ ¦
¦ ¦процесса физической подготовки в ¦ ¦
¦ ¦образовательных учреждениях правоохранительных¦ ¦
¦ ¦органов; броски; приемы борьбы лежа; удушающие¦ ¦
¦ ¦приемы; приемы задержания и сопровождения ¦ ¦
¦ ¦правонарушителей; удары и защиты от ударов; ¦ ¦
¦ ¦уходы из опасных положений при единоборствах ¦ ¦
¦ ¦и борьбе с правонарушителями; приемы ¦ ¦
¦ ¦обезоруживания правонарушителей; наружный ¦ ¦
¦ ¦осмотр и связывание правонарушителя; способы ¦ ¦
¦ ¦помощи сотруднику правоохранительных органов ¦ ¦
¦ ¦при задержании сопротивляющихся ¦ ¦
¦ ¦правонарушителей; приемы рукопашного боя с ¦ ¦
¦ ¦автоматом; действия с использованием средств ¦ ¦
¦ ¦активной обороны (резиновой палки); учебно- ¦ ¦
¦ ¦тренировочные поединки по борьбе, боксу, ¦ ¦
¦ ¦рукопашному бою; отработка правомерных ¦ ¦
¦ ¦действий по силовому пресечению ¦ ¦
¦ ¦правонарушений, задержанию и сопровождению ¦ ¦
¦ ¦сопротивляющихся правонарушителей на основе ¦ ¦
¦ ¦моделирования типовых ситуаций оперативно- ¦ ¦
¦ ¦служебной деятельности сотрудников ¦ ¦
¦ ¦правоохранительных органов; формирование

<ПИСЬМО> Минздрава РФ от 08.02.2001 n 2510/1322-01-32 О БЕСПЛАТНОМ ПИТАНИИ В ДНЕВНЫХ СТАЦИОНАРАХ ПСИХИАТРИЧЕСКОГО И НАРКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ  »
Постановления и Указы »
Читайте также