ПРИКАЗ Минздрава РФ от 06.02.2001 n 33 О ВВЕДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ СТОМАТОЛОГИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 6 февраля 2001 г. N 33
О ВВЕДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ "СТОМАТОЛОГИЯ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ"
В целях развития и совершенствования профилактической стоматологии и повышения качества оказания стоматологической помощи населению приказываю:
1. Внести дополнения в Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.08.97 N 249 "О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала":
1.1. Приложение 1 "Номенклатура специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала" дополнить пунктом 27 следующего содержания:
"27. Стоматология профилактическая".
1.2. Приложение 3 "Положения о специалистах со средним медицинским и фармацевтическим образованием" дополнить разделом XXVII согласно Приложению N 1.
1.3. Приложение 4 "Квалификационные характеристики специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием" дополнить разделом XXVII согласно Приложению N 2.
2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра Стуколову Т.И.
Министр
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО



Приложение N 1
к Приказу Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 6 февраля 2001 г. N 33
ДОПОЛНЕНИЕ В ПРИЛОЖЕНИЕ 3
"ПОЛОЖЕНИЯ О СПЕЦИАЛИСТАХ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ
И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ" ПРИКАЗА МИНЗДРАВА
РОССИИ ОТ 19.08.97 N 249:
"XXVII. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ "СТОМАТОЛОГИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ"
1. Общие положения
1.1. К профессиональной деятельности по специальности "Стоматология профилактическая" допускаются лица, получившие среднее медицинское образование по специальности "Стоматология профилактическая" и квалификацию "гигиенист стоматологический".
1.2. Специалист "гигиенист стоматологический" занимает должность, соответствующую специальности "Стоматология профилактическая", назначается на должность и освобождается от должности в соответствии с действующим законодательством.
1.3. Гигиенист стоматологический осуществляет свою деятельность в:
- стоматологических амбулаторно - поликлинических учреждениях для детей и взрослых;
- стоматологических отделениях и кабинетах лечебно - профилактических учреждений;
- учреждениях социальной защиты населения и образования;
- санаторно - курортных учреждениях.
1.4. В своей работе руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами и другими документами Минздрава России.
2. Обязанности
2.1. Выполнять мероприятия по профилактике стоматологических заболеваний и гигиене полости рта под руководством врача - стоматолога, а также самостоятельно в рамках своей компетенции.
2.2. Готовить рабочее место, инструменты, документацию.
2.3. Собирать анамнез, осматривать полость рта, регистрировать стоматологический статус пациента.
2.4. Вести учетные медицинские документы (статистические талоны, бланки направления на диагностические исследования, карты кабинета гигиены).
2.5. Проводить персональный учет обслуживаемого контингента.
2.6. Соблюдать санитарно - гигиенический режим, правила асептики и антисептики, условия стерилизации инструментария и материалов, меры предупреждения постинъекционных осложнений, сывороточного гепатита, ВИЧ-инфекции, согласно действующим инструкциям и приказам.
2.7. Проводить профилактические осмотры среди населения.
2.8. Обучать пациентов и население разных возрастных групп методам гигиены полости рта.
2.9. Участвовать в проведении санитарно - просветительной работы: пропаганда здорового образа жизни, рационального питания, беседы о профилактике стоматологических заболеваний, оформление уголков гигиены в детских садах, школах, женских консультациях, поликлиниках, на предприятиях.
2.10. Повышать, усовершенствовать свой профессиональный уровень знаний, профессиональную культуру.
2.11. Оказывать больным и пострадавшим первую медицинскую и неотложную помощь при травмах, отравлениях, аллергических реакциях, острой сердечной недостаточности, обмороке, шоке, коллапсе.
2.12. Выполнять правила внутреннего трудового распорядка, медицинской этики и деонтологии, требования по охране труда и технике безопасности.
3. Права
3.1. Получать информацию, необходимую для качественного выполнения профессиональных обязанностей.
3.2. Вносить предложения по вопросам организации труда, обеспечения необходимыми медикаментами, средствами профилактики, инструментами, перевязочным материалом, а также по вопросам улучшения лечебно - профилактической помощи населению в пределах своей компетенции.
3.3. Принимать участие в совещаниях по вопросам лечебно - профилактической и организационной работы.
3.4. Повышать свою квалификацию, проходить аттестацию на присвоение квалификационных категорий.
4. Ответственность
Специалист за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации.".



Приложение N 2
к Приказу Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 6 февраля 2001 г. N 33
ДОПОЛНЕНИЕ В ПРИЛОЖЕНИЕ 4
"КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ"
ПРИКАЗА МИНЗДРАВА РОССИИ ОТ 19.08.97 N 249:
"XXVII. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ "СТОМАТОЛОГИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ"
В соответствии с требованиями специальности "Стоматология профилактическая" специалист должен знать и уметь:
1. Общие знания
- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде;
- основные принципы организации здравоохранения;
- основы медицинского страхования;
- структуру стоматологической помощи населению;
- анатомию и физиологию человека, основы патологии, микробиологии, вирусологии, иммунологии;
- действие и взаимодействие лекарств, осложнения медикаментозного лечения;
- общие вопросы организации профилактической стоматологической помощи взрослому и детскому населению в лечебно - профилактических и организованных коллективах;
- принципы диспансеризации населения, социальную значимость заболеваний;
- принципы онкологической и ВИЧ настороженности;
- принципы противоэпидемической защиты населения;
- медицинскую этику и деонтологию, психологию профессионального общения;
- охрану труда в учреждениях здравоохранения;
- основы медицины катастроф.
2. Общие умения
- Оформлять медицинскую документацию;
- оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях;
- соблюдать санитарно - эпидемиологический и гигиенический режим лечебно - профилактических учреждений;
- соблюдать принципы онкологической и ВИЧ настороженности;
- определять необходимость применения специальных методов исследования (лабораторного, рентгенологического и др.);
- повышать профессиональный уровень знаний, умений, навыков.
3. Специальные знания
- Анатомо - физиологические особенности челюстно - лицевой области в норме и при патологических состояниях;
- возрастные изменения челюстно - лицевой области;
- вопросы организации работы, инструменты, медикаменты терапевтического, хирургического, ортопедического, ортодонтического отделений стоматологических амбулаторно - поликлинических учреждений, а также стоматологических отделений и кабинетов лечебно - профилактических учреждений;
- современные пломбировочные материалы;
- сравнительную характеристику различных анестетиков, методы и способы обезболивания при профилактических вмешательствах;
- организацию работы, оснащение, инструменты, медикаменты и вспомогательные средства профилактического кабинета;
- принципы организации диспансеризации больных со стоматологическими заболеваниями;
- классификацию зубных отложений и методы их выявления;
- методы чистки зубов, контролируемую чистку зубов;
- индивидуальную и профессиональную гигиену полости рта, методы и средства;
- особенности обучения гигиене полости рта населения различных возрастных групп; организацию гигиенического обучения пациентов в условиях стоматологической поликлиники, организованных детских и взрослых коллективах;
- особенности ухода за полостью рта пациентов с различными стоматологическими заболеваниями; пациентов, носящих ортодонтические аппараты, съемные протезы, брекет - системы;
- значение гигиенического состояния полости рта для профилактики стоматологических заболеваний;
- основы эпидемиологии стоматологических заболеваний, распространенность и интенсивность стоматологических заболеваний, индексы интенсивности кариеса и болезней пародонта;
- вопросы эпидемиологического стоматологического обследования (задачи, этапы, методики регистрации результатов); вопросы этиологии, патогенеза, клиники и диагностики основных стоматологических заболеваний; общие и местные факторы, вызывающие болезни зубов и полости рта; профилактические мероприятия, направленные на предупреждение возникновения основных стоматологических заболеваний;
- методы и средства профилактики кариеса и его осложнений, заболеваний твердых тканей зубов некариозного происхождения;
- методы и средства профилактики заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта;
- методы и средства профилактики аномалий и деформаций зубочелюстной системы у детей;
- групповую профилактику кариеса зубов и заболеваний пародонта в организованных детских коллективах;
- общие принципы диагностики, лечения и профилактики воспалительных заболеваний, травм и опухолей челюстно - лицевой области;
- изменения в полости рта при системных заболеваниях организма;
- стоматологическое просвещение: цели, задачи, средства и формы;
- роль стоматологического просвещения в профилактике стоматологических заболеваний;
- методы и средства стоматологического просвещения;
- особенности проведения стоматологического просвещения среди различных контингентов населения.
4. Специальные умения
- Регистрировать стоматологический статус во время эпидобследования населения с помощью индексов и критериев ВОЗ;
- проводить стоматологический профилактический осмотр пациентов различных возрастных групп и регистрировать стоматологический статус;
- выявлять больных, нуждающихся в стоматологическом лечении;
- определять состояние твердых тканей зубов;
- выявлять зубные отложения;
- владеть методиками чистки зубов;
- обучать методике чистки зубов пациентов различных возрастных групп;
- осуществлять индивидуальный подбор щетки и пасты пациенту;
- проводить обучение чистке зубов взрослых и детей в организованных коллективах;
- применять дополнительные средства для индивидуальной и профессиональной гигиены;
- диагностировать кариес и некариозные поражения зубов;
- проводить профилактику кариеса с помощью местных фторидсодержащих препаратов, проводить профилактику фиссурного кариеса, осуществлять реминерализирующую терапию, определять состояние тканей пародонта, выявлять факторы риска возникновения зубочелюстных аномалий у детей;
- осуществлять профессиональную гигиену полости рта;
- давать рекомендации по уходу за полостью рта при наличии протезов, брекет - систем;
- осуществлять гигиенические мероприятия у пациентов после хирургических вмешательств в челюстно - лицевой области;
- проводить стоматологическое просвещение среди населения разных возрастных групп, медицинского персонала, воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей образовательных учреждений;
- проводить групповую профилактику стоматологических заболеваний у детей в организованных коллективах;
- проводить анкетирование населения.
5. Манипуляции
- Определение индексов интенсивности кариеса зубов и поверхностей (КПУ, кп);
- определение гигиенических индексов по Федорову - Володкиной, Грин - Вермиллиону, РНР (индекс эффективности гигиены полости рта);
- проведение контролируемой чистки зубов;
- удаление зубного налета с помощью флоссов, зубных ершиков;
- покрытие зубов фторлаком, фторгелем;
- приготовление и применение растворов для реминерализирующей терапии индивидуально и в группах детей;
- приготовление и применение растворов фторидов натрия в разных концентрациях индивидуально и в группах детей;
- проведение герметизации фиссур (неинвазивная методика);
- проведение витального окрашивания пятен эмали;
- регистрация состояния тканей пародонта с помощью индексов CPITN, РМА;
- подбор инструментов и удаление над- и поддесневых зубных отложений;
- проведение аппликационной анестезии;
- искусственное дыхание;
- непрямой массаж сердца;
- остановка кровотечений из поверхностно - расположенных сосудов;
- транспортная иммобилизация;
- промывание желудка и кишечника.".

ПИСЬМО Минобразования РФ от 06.02.2001 n 01-50-30ин/32-03 О ПОРЯДКЕ ПРИСУЖДЕНИЯ УЧЕНЫХ СТЕПЕНЕЙ И ПРИСВОЕНИЯ УЧЕНЫХ ЗВАНИЙ  »
Постановления и Указы »
Читайте также