ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 31.01.2001 n 10 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ ПО ПРАВОВОЙ РАБОТЕ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 31 января 2001 г. N 10
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ ПО ПРАВОВОЙ РАБОТЕ
В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Утвердить прилагаемое Наставление по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации.
2. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов (флотами), командующему Воздушно - десантными войсками, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командующим объединениями, командирам соединений и воинских частей, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, военным комиссарам обеспечить:
изучение Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации всеми генералами, адмиралами и офицерами;
правильное применение законодательства, нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации должностными лицами органов военного управления при издании приказов, директив, других правовых актов и решении различных вопросов жизни, быта и деятельности войск (сил) и органов военного управления.
3. Считать не действующими в Вооруженных Силах Российской Федерации Приказ Министра обороны 1987 г. N 250, директиву Генерального штаба 1977 г. N ДГШ-31.
4. Приказ разослать до отдельной воинской части.
Министр обороны
Российской Федерации,
Маршал Российской Федерации
И.СЕРГЕЕВ



Приложение
к Приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 31 января 2001 г. N 10
НАСТАВЛЕНИЕ
ПО ПРАВОВОЙ РАБОТЕ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Правовая работа - комплекс мер, осуществляемых органами военного управления, командирами (начальниками), подразделениями юридической службы, органами воспитательной работы, по реализации требований нормативных правовых актов Российской Федерации, общевоинских уставов, нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации соблюдению общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, в целях успешного решения задач боевой подготовки, повышения боевой и мобилизационной готовности войск и сил флота, укрепления правопорядка, воинской и трудовой дисциплины, защиты прав и законных интересов центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуются воинские части), а также военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации по вопросам их служебной деятельности.
2. Правовая работа в Вооруженных Силах Российской Федерации проводится:
на стадии формирования правовых норм;
на стадии возникновения правоотношений;
на стадии соблюдения, исполнения и применения правовых норм.
3. Комплекс мер, указанных в пункте 1 настоящего Наставления, включает в себя меры, осуществляемые органами военного управления, командирами (начальниками) при:
подготовке законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, проектов международных договоров, нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации;
упорядочении и систематизации правовых актов Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации;
ведении справочной работы по нормативным правовым актам Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации;
обеспечении законности и укреплении воинской дисциплины в Вооруженных Силах Российской Федерации;
осуществлении трудовых отношений;
осуществлении финансовой и хозяйственной деятельности;
организации правового обеспечения защиты интересов Министерства обороны Российской Федерации и его структурных подразделений;
прохождении военной службы;
организации службы войск и обеспечении безопасности военной службы;
проведении мероприятий по обеспечению экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации;
рассмотрении предложений, заявлений и жалоб военнослужащих, лиц гражданского персонала и других граждан;
организации консультирования военнослужащих, лиц гражданского персонала, членов их семей и даче справок правового характера;
проведении мероприятий по правовому обучению и воспитанию личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации;
обучении соблюдению норм международного гуманитарного права в мирное время, во время ведения боевых действий и при выполнении задач по поддержанию или восстановлению мира и безопасности (других военных операций, связанных с применением оружия);
обеспечении правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
4. Подразделения юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации (начальники юридических служб, групп, старшие юрисконсульты, юрисконсульты, помощники командиров по правовой работе) под руководством соответствующих командиров и начальников, проводя мероприятия правовой работы, непосредственно осуществляют следующие основные функции:
правовая экспертиза проектов приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, его заместителей и других должностных лиц;
правовое обеспечение договорной, претензионной и исковой работ;
проверка состояния правовой работы в войсках (силах) и органах военного управления;
организация справочной работы по приказам, директивам и другим нормативным актам, ведение их контрольных экземпляров;
консультации и справки по правовым вопросам, возникающим в деятельности органов военного управления;
участие в организации и работе нештатных юридических консультаций;
участие в организации и проведении правового обучения;
руководство по специальным вопросам нижестоящими подразделениями юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Задачи, права и обязанности должностных лиц юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации изложены в Положении о юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1998 г. N 100).
5. Твердое знание командирами и начальниками законодательства, их высокая правовая культура <*> являются необходимым условием четкой организации служебной деятельности, успешного исполнения должностных и специальных обязанностей.
--------------------------------
<*> Под правовой культурой командиров и начальников понимается совокупность социально - полезных качеств, которые находят свое проявление в организаторской, административной и воспитательной деятельности, основанной на знании и глубоком уважении российского законодательства, его правильном понимании, исполнении и применении в соответствии с определенными в этих законах требованиями.
6. Каждый командир и начальник должен обладать минимумом правовых знаний, определяемых директивой Министра обороны Российской Федерации 1999 г. N Д-6 "О правовых минимумах", другими нормативными правовыми актами Министра обороны Российской Федерации, и требовать этого от подчиненных.
7. Методическое руководство правовой работой в Вооруженных Силах Российской Федерации направлено на обеспечение единообразной практики использования правовых средств должностными лицами воинских частей.
Оно осуществляется должностными лицами юридической службы, указанными в Положении о юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации, и включает в себя следующие основные мероприятия:
текущее и перспективное планирование правовой работы;
выявление наиболее актуальных, сложных вопросов в практике правовой работы, разработку и внедрение в войска научно обоснованных и проверенных практикой форм и методов правовой работы;
организацию общей и индивидуальной системы профессиональной подготовки (повышения квалификации) для офицеров нижестоящих подразделений юридической службы;
анализ состояния правовой работы по итоговым докладам должностных лиц юридических служб органов военного управления;
обзоры практики правовой работы, рассылаемые в войска (силы).
Методическое руководство может осуществляться в форме методических указаний и (или) рекомендаций.
8. Начальник юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации, юридические службы видов Вооруженных Сил, заместителей Министра обороны Российской Федерации, начальников центральных органов военного управления Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, старшие юрисконсульты объединений в процессе методического руководства осуществляют обязательные проверки (изучение) состояния правовой работы в соответствии с прилагаемыми Рекомендациями (Приложение N 1 к настоящему Наставлению).
Раздел II. ПРАВОВАЯ РАБОТА
ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТОВ ДОКУМЕНТОВ
ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ, ПРАВОВЫХ АКТОВ МИНИСТЕРСТВА
ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРИКАЗОВ
И ДИРЕКТИВ КОМАНДИРОВ И НАЧАЛЬНИКОВ
9. Подготовка правовых актов в Министерстве обороны Российской Федерации осуществляется в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 (с изменениями и дополнениями), Приказом Министра обороны Российской Федерации 1997 г. N 450 "О порядке подготовки, оформления и государственной регистрации официальных документов Министерства обороны Российской Федерации" с изменениями, внесенными Приказом Министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 155. Отдельные вопросы, связанные с подготовкой нормативных актов, изложены в Регламенте Правительства Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 г. N 604 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 5 октября 2000 г. N 760).
10. В зависимости от содержания вопросов, которые следует решить в том или ином органе государственной власти в соответствии с его полномочиями, закрепленными Конституцией Российской Федерации, нормативными актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, разрабатываются проекты писем (записок), справочные и аналитические материалы, а при необходимости принятия по ним решений - проекты федерального конституционного закона, федерального закона, указа (распоряжения) Президента Российской Федерации, постановления (распоряжения) Правительства Российской Федерации, а также и проекты международных договоров.
11. Ответственность за соответствие действующему законодательству, а также согласование с заинтересованными сторонами проектов документов, представляемых в органы государственной власти, несут руководители органов военного управления.
12. Подготовка проектов документов, представляемых в органы государственной власти, осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке подготовки, оформления проектов документов, представляемых в органы государственной власти Российской Федерации (приложение N 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации 1997 г. N 450), с обязательным участием соответствующих подразделений юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
13. Проекты международных договоров разрабатываются в центральных органах военного управления по указанию Министра обороны Российской Федерации в соответствии с требованиями Приказа Министра обороны Российской Федерации 1997 г. N 25 "О порядке подготовки, оформления и выполнения международных договоров в Министерстве обороны Российской Федерации".
В необходимых случаях центральные органы военного управления могут разрабатывать проекты международных договоров по своей инициативе.
14. К основным правовым актам Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации относятся: приказ, директива, указание, приказание.
Командиры и начальники в рамках своей компетенции издают приказы, директивы, указания, приказания.
Нормативные правовые акты издаются в виде приказов. Правовые акты по оперативным и иным текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в виде директив и указаний.
Кроме того, издаются инструкции, положения, руководства, наставления, постановления, планы и т.п., которые вводятся в действие приказами, являются их составной частью и регламентируют отдельные стороны жизни, быта и деятельности войск (сил).
15. При подготовке проектов правовых актов Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, приказов и директив командиров и начальников должны учитываться следующие основные требования:
структура проекта правового акта должна быть простой и удобной для работы и обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования;
дублирование требований нормативного характера (правовых норм), установленных ранее изданными правовыми актами, не допускается;
термины должны соответствовать терминологии, принятой в законодательстве Российской Федерации, международных договорах, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, и употребляться в одном и том же значении во всем тексте проекта правового акта;
проект правового акта должен быть оформлен в соответствии с определенными требованиями машинописи и делопроизводства;
до представления на подпись проект правового акта должен быть согласован с заинтересованными органами военного управления (федеральными органами исполнительной власти и другими органами государственной власти, если такое согласование является обязательным, в соответствии с законодательством Российской Федерации);
проекты правовых актов Министра обороны Российской Федерации и его заместителей представляются на подпись через Управление делами Министерства обороны Российской Федерации или в исключительных случаях - непосредственно Министру обороны Российской Федерации и его заместителям, но с визой начальника Управления делами Министерства обороны Российской Федерации.
16. Подготовка проектов правовых актов осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке подготовки и представления на подпись проектов приказов и директив Министра обороны Российской Федерации и его заместителей (приложение N 2 к Приказу Министра обороны Российской Федерации 1997 г. N 450).
17. Подразделения (должностные лица) юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации проводят правовую экспертизу разрабатываемых проектов правовых актов Министерства обороны

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СФ ФС РФ от 31.01.2001 n 3-СФ О ПОДТВЕРЖДЕНИИ НАЧАЛА ПОЛНОМОЧИЙ ЧЛЕНОВ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также