ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 31.01.2001 n 10 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ ПО ПРАВОВОЙ РАБОТЕ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 31 января 2001 г. N 10
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ ПО ПРАВОВОЙ РАБОТЕ
В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Утвердить прилагаемое Наставление по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации.
2. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов (флотами), командующему Воздушно - десантными войсками, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командующим объединениями, командирам соединений и воинских частей, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, военным комиссарам обеспечить:
изучение Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации всеми генералами, адмиралами и офицерами;
правильное применение законодательства, нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации должностными лицами органов военного управления при издании приказов, директив, других правовых актов и решении различных вопросов жизни, быта и деятельности войск (сил) и органов военного управления.
3. Считать не действующими в Вооруженных Силах Российской Федерации Приказ Министра обороны 1987 г. N 250, директиву Генерального штаба 1977 г. N ДГШ-31.
4. Приказ разослать до отдельной воинской части.
Министр обороны
Российской Федерации,
Маршал Российской Федерации
И.СЕРГЕЕВ



Приложение
к Приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 31 января 2001 г. N 10
НАСТАВЛЕНИЕ
ПО ПРАВОВОЙ РАБОТЕ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Правовая работа - комплекс мер, осуществляемых органами военного управления, командирами (начальниками), подразделениями юридической службы, органами воспитательной работы, по реализации требований нормативных правовых актов Российской Федерации, общевоинских уставов, нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации соблюдению общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, в целях успешного решения задач боевой подготовки, повышения боевой и мобилизационной готовности войск и сил флота, укрепления правопорядка, воинской и трудовой дисциплины, защиты прав и законных интересов центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуются воинские части), а также военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации по вопросам их служебной деятельности.
2. Правовая работа в Вооруженных Силах Российской Федерации проводится:
на стадии формирования правовых норм;
на стадии возникновения правоотношений;
на стадии соблюдения, исполнения и применения правовых норм.
3. Комплекс мер, указанных в пункте 1 настоящего Наставления, включает в себя меры, осуществляемые органами военного управления, командирами (начальниками) при:
подготовке законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, проектов международных договоров, нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации;
упорядочении и систематизации правовых актов Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации;
ведении справочной работы по нормативным правовым актам Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации;
обеспечении законности и укреплении воинской дисциплины в Вооруженных Силах Российской Федерации;
осуществлении трудовых отношений;
осуществлении финансовой и хозяйственной деятельности;
организации правового обеспечения защиты интересов Министерства обороны Российской Федерации и его структурных подразделений;
прохождении военной службы;
организации службы войск и обеспечении безопасности военной службы;
проведении мероприятий по обеспечению экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации;
рассмотрении предложений, заявлений и жалоб военнослужащих, лиц гражданского персонала и других граждан;
организации консультирования военнослужащих, лиц гражданского персонала, членов их семей и даче справок правового характера;
проведении мероприятий по правовому обучению и воспитанию личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации;
обучении соблюдению норм международного гуманитарного права в мирное время, во время ведения боевых действий и при выполнении задач по поддержанию или восстановлению мира и безопасности (других военных операций, связанных с применением оружия);
обеспечении правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
4. Подразделения юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации (начальники юридических служб, групп, старшие юрисконсульты, юрисконсульты, помощники командиров по правовой работе) под руководством соответствующих командиров и начальников, проводя мероприятия правовой работы, непосредственно осуществляют следующие основные функции:
правовая экспертиза проектов приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, его заместителей и других должностных лиц;
правовое обеспечение договорной, претензионной и исковой работ;
проверка состояния правовой работы в войсках (силах) и органах военного управления;
организация справочной работы по приказам, директивам и другим нормативным актам, ведение их контрольных экземпляров;
консультации и справки по правовым вопросам, возникающим в деятельности органов военного управления;
участие в организации и работе нештатных юридических консультаций;
участие в организации и проведении правового обучения;
руководство по специальным вопросам нижестоящими подразделениями юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Задачи, права и обязанности должностных лиц юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации изложены в Положении о юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1998 г. N 100).
5. Твердое знание командирами и начальниками законодательства, их высокая правовая культура <*> являются необходимым условием четкой организации служебной деятельности, успешного исполнения должностных и специальных обязанностей.
--------------------------------
<*> Под правовой культурой командиров и начальников понимается совокупность социально - полезных качеств, которые находят свое проявление в организаторской, административной и воспитательной деятельности, основанной на знании и глубоком уважении российского законодательства, его правильном понимании, исполнении и применении в соответствии с определенными в этих законах требованиями.
6. Каждый командир и начальник должен обладать минимумом правовых знаний, определяемых директивой Министра обороны Российской Федерации 1999 г. N Д-6 "О правовых минимумах", другими нормативными правовыми актами Министра обороны Российской Федерации, и требовать этого от подчиненных.
7. Методическое руководство правовой работой в Вооруженных Силах Российской Федерации направлено на обеспечение единообразной практики использования правовых средств должностными лицами воинских частей.
Оно осуществляется должностными лицами юридической службы, указанными в Положении о юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации, и включает в себя следующие основные мероприятия:
текущее и перспективное планирование правовой работы;
выявление наиболее актуальных, сложных вопросов в практике правовой работы, разработку и внедрение в войска научно обоснованных и проверенных практикой форм и методов правовой работы;
организацию общей и индивидуальной системы профессиональной подготовки (повышения квалификации) для офицеров нижестоящих подразделений юридической службы;
анализ состояния правовой работы по итоговым докладам должностных лиц юридических служб органов военного управления;
обзоры практики правовой работы, рассылаемые в войска (силы).
Методическое руководство может осуществляться в форме методических указаний и (или) рекомендаций.
8. Начальник юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации, юридические службы видов Вооруженных Сил, заместителей Министра обороны Российской Федерации, начальников центральных органов военного управления Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, старшие юрисконсульты объединений в процессе методического руководства осуществляют обязательные проверки (изучение) состояния правовой работы в соответствии с прилагаемыми Рекомендациями (Приложение N 1 к настоящему Наставлению).
Раздел II. ПРАВОВАЯ РАБОТА
ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТОВ ДОКУМЕНТОВ
ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ, ПРАВОВЫХ АКТОВ МИНИСТЕРСТВА
ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРИКАЗОВ
И ДИРЕКТИВ КОМАНДИРОВ И НАЧАЛЬНИКОВ
9. Подготовка правовых актов в Министерстве обороны Российской Федерации осуществляется в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 (с изменениями и дополнениями), Приказом Министра обороны Российской Федерации 1997 г. N 450 "О порядке подготовки, оформления и государственной регистрации официальных документов Министерства обороны Российской Федерации" с изменениями, внесенными Приказом Министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 155. Отдельные вопросы, связанные с подготовкой нормативных актов, изложены в Регламенте Правительства Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 г. N 604 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 5 октября 2000 г. N 760).
10. В зависимости от содержания вопросов, которые следует решить в том или ином органе государственной власти в соответствии с его полномочиями, закрепленными Конституцией Российской Федерации, нормативными актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, разрабатываются проекты писем (записок), справочные и аналитические материалы, а при необходимости принятия по ним решений - проекты федерального конституционного закона, федерального закона, указа (распоряжения) Президента Российской Федерации, постановления (распоряжения) Правительства Российской Федерации, а также и проекты международных договоров.
11. Ответственность за соответствие действующему законодательству, а также согласование с заинтересованными сторонами проектов документов, представляемых в органы государственной власти, несут руководители органов военного управления.
12. Подготовка проектов документов, представляемых в органы государственной власти, осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке подготовки, оформления проектов документов, представляемых в органы государственной власти Российской Федерации (приложение N 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации 1997 г. N 450), с обязательным участием соответствующих подразделений юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
13. Проекты международных договоров разрабатываются в центральных органах военного управления по указанию Министра обороны Российской Федерации в соответствии с требованиями Приказа Министра обороны Российской Федерации 1997 г. N 25 "О порядке подготовки, оформления и выполнения международных договоров в Министерстве обороны Российской Федерации".
В необходимых случаях центральные органы военного управления могут разрабатывать проекты международных договоров по своей инициативе.
14. К основным правовым актам Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации относятся: приказ, директива, указание, приказание.
Командиры и начальники в рамках своей компетенции издают приказы, директивы, указания, приказания.
Нормативные правовые акты издаются в виде приказов. Правовые акты по оперативным и иным текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в виде директив и указаний.
Кроме того, издаются инструкции, положения, руководства, наставления, постановления, планы и т.п., которые вводятся в действие приказами, являются их составной частью и регламентируют отдельные стороны жизни, быта и деятельности войск (сил).
15. При подготовке проектов правовых актов Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, приказов и директив командиров и начальников должны учитываться следующие основные требования:
структура проекта правового акта должна быть простой и удобной для работы и обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования;
дублирование требований нормативного характера (правовых норм), установленных ранее изданными правовыми актами, не допускается;
термины должны соответствовать терминологии, принятой в законодательстве Российской Федерации, международных договорах, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, и употребляться в одном и том же значении во всем тексте проекта правового акта;
проект правового акта должен быть оформлен в соответствии с определенными требованиями машинописи и делопроизводства;
до представления на подпись проект правового акта должен быть согласован с заинтересованными органами военного управления (федеральными органами исполнительной власти и другими органами государственной власти, если такое согласование является обязательным, в соответствии с законодательством Российской Федерации);
проекты правовых актов Министра обороны Российской Федерации и его заместителей представляются на подпись через Управление делами Министерства обороны Российской Федерации или в исключительных случаях - непосредственно Министру обороны Российской Федерации и его заместителям, но с визой начальника Управления делами Министерства обороны Российской Федерации.
16. Подготовка проектов правовых актов осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке подготовки и представления на подпись проектов приказов и директив Министра обороны Российской Федерации и его заместителей (приложение N 2 к Приказу Министра обороны Российской Федерации 1997 г. N 450).
17. Подразделения (должностные лица) юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации проводят правовую экспертизу разрабатываемых проектов правовых актов Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, приказов, директив и других служебных документов командиров и начальников.
Проекты правовых актов должны пройти обязательную правовую экспертизу в том органе военного управления, в котором они разрабатываются.
18. Для правовой экспертизы направляются проекты правовых актов, полностью подготовленные к докладу командиру (начальнику), завизированные начальниками структурных подразделений (отделов, служб), в которых они разрабатывались, согласованные с заинтересованными отделами и службами.
19. Проекты правовых актов, поступившие для правовой экспертизы, рассматриваются подразделением юридической службы в кратчайшие сроки.
20. При осуществлении правовой экспертизы подразделение юридической службы:
определяет целесообразность издания проекта правового акта. Если он дублирует уже имеющиеся нормы, то следует предложить исполнителю (его начальнику) отказаться от его издания либо одновременно переработать (отменить) ранее изданные по данному вопросу правовые акты;
проверяет законность проекта правового акта, соответствие его приказам и директивам Министра обороны Российской Федерации и других вышестоящих должностных лиц;
определяет, правильно ли сформулированы в проекте правового акта поручения должностным лицам, указано ли, кому они адресованы и в какие сроки должны быть выполнены;
определяет, какие правовые акты следует признать утратившими силу или изменить в связи с изданием нового правового акта;
уточняет расчет рассылки правового акта;
проверяет правильность оформления проекта правового акта (реквизиты, гриф секретности и т.п.), изложения текста (ясность и четкость), согласования с заинтересованными должностными лицами (визы).
21. Проекты правовых актов, не соответствующие требованиям законодательства, приказов и директив Министра обороны Российской Федерации и других должностных лиц, имеющие существенные недостатки или не согласованные в установленном порядке, возвращаются для доработки или согласования, о чем руководитель подразделения юридической службы докладывает командиру (начальнику) со своим письменным заключением (при необходимости).
22. Проекты правовых актов, не вызывающие возражений, визируются руководителем подразделения юридической службы. Виза включает в себя наименование воинской должности, воинское звание, личную подпись визирующего, расшифровку подписи и дату и проставляется на оборотной стороне последнего листа второго экземпляра текста проекта правового акта.
23. В целях упорядочения и правильной организации работы по подготовке проектов правовых актов руководителю подразделения юридической службы следует разработать инструкцию о порядке подготовки и представления на подпись проектов правовых актов, которая вводится в действие приказом соответствующего командира. В этой инструкции рекомендуется выделить следующие разделы: общие положения; требования, предъявляемые к проектам правовых актов; представление проектов правовых актов на подпись (в том числе и правовая экспертиза проектов приказов (директив)).
24. Руководителю подразделения юридической службы необходимо регулярно проводить с должностными лицами занятия с анализом наиболее характерных ошибок, допускаемых при подготовке проектов приказов (директив); инструктировать вновь прибывших офицеров (гражданский персонал); периодически проверять законность издания и правильность оформления правовых актов в подчиненных воинских частях и представлять командованию предложения по улучшению этой работы.
Для удобства в работе может изготовляться памятка, в которой кратко излагаются реквизиты правового акта, обязательные пункты распорядительной части правового акта, а также другие необходимые для работы над проектами правовых актов данные.
25. Порядок представления на государственную регистрацию нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке представления нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации на государственную регистрацию, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации 1997 г. N 450 (в редакции Приказа Министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 155) и Разъяснениями о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (Приказ Министра юстиции Российской Федерации 1999 г. N 217).
26. Государственная регистрация нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации. Общее руководство представлением нормативных правовых актов на государственную регистрацию возлагается на Управление делами Министерства обороны Российской Федерации, которому предоставлено право давать методические указания по этому вопросу в соответствии с рекомендациями Министра юстиции Российской Федерации. Непосредственное представление нормативных правовых актов на государственную регистрацию возлагается на должностных лиц органов военного управления, осуществляющих подготовку проектов нормативных правовых актов.
Государственной регистрации подлежат изданные после 14 мая 1992 г. нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
27. Решение о направлении нормативного правового акта на государственную регистрацию принимается начальником Управления делами Министерства обороны Российской Федерации.
28. Не позднее 10 дней со дня подписания нормативный правовой акт с присвоенным ему соответствующим порядковым номером, пять его копий, одна из которых может быть представлена на магнитном носителе, и справка, подписанная начальником Управления делами Министерства обороны Российской Федерации, представляются исполнителем в Министерство юстиции Российской Федерации на государственную регистрацию. Нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, представляются в двух экземплярах (подлинник и одна копия).
29. После присвоения номера государственной регистрации нормативный правовой акт поступает в Управление делами Министерства обороны Российской Федерации.
Нормативный правовой акт вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования в "Российской газете", если иной, более поздний срок вступления в силу не оговорен в самом акте.
Нормативный правовой акт, не подлежащий в соответствии с законодательством опубликованию, вступает в силу со дня присвоения ему номера государственной регистрации, если иной, более поздний срок вступления в силу не оговорен в самом акте.
30. Нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, рассылаются для исполнения и публикуются только после присвоения им номера государственной регистрации. При издании и опубликовании нормативного правового акта ссылка на номер и дату его государственной регистрации является обязательной.
31. В случае отказа в государственной регистрации и получения об этом письменного извещения Управление делами Министерства обороны Российской Федерации докладывает об этом должностному лицу, подписавшему нормативный правовой акт, и направляет копию письменного извещения в орган военного управления, осуществлявший подготовку нормативного правового акта.
Указанный орган военного управления в течение 10 дней со дня получения отказа в государственной регистрации представляет должностному лицу, подписавшему нормативный правовой акт, проект акта об отмене акта, в регистрации которого отказано. Копия указанного нормативного правового акта направляется в Министерство юстиции Российской Федерации.
Решение Министерства юстиции Российской Федерации об отказе в государственной регистрации нормативного правового акта может быть обжаловано в Правительство Российской Федерации или в суд в установленном порядке. При этом копия жалобы направляется в Министерство юстиции Российской Федерации.
32. Издание и рассылка правовых актов военного управления осуществляются в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 333 "О порядке издания и рассылки приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, заместителя Министра обороны Российской Федерации и директив Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации".
Раздел III. ПРАВОВАЯ РАБОТА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ
КОНТРОЛЯ И ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ
33. Исполнительская дисциплина в Вооруженных Силах Российской Федерации - есть выполнение всеми военнослужащими и гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации требований правовых актов Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, а также приказаний, распоряжений, указаний, поручений командиров и начальников по конкретным вопросам.
Исполнительская дисциплина включает контроль за исполнением поручений командиров (начальников) и исполнением служебных документов <*>.
--------------------------------
<*> Служебный документ - приказ, директива, приказание, указание, постановление, положение, предписание, рапорт, доклад, донесение, договор (контракт), план, расписание занятий, отчет, протокол, акт, справка, служебное письмо, заявка, телеграмма, командировочное удостоверение, отпускной билет и другие разработанные в установленном порядке документы.
34. Командиры (начальники), отдавая поручения, обязаны учитывать объективные возможности, которые имеются у подчиненных для надлежащего качественного и своевременного исполнения этих поручений.
О выполнении поручения должностное лицо должно доложить командиру (начальнику), давшему это поручение.
В случае невозможности исполнения поручения в установленный срок по каким-либо причинам должностное лицо, которому дано поручение, обязано до истечения установленного срока его исполнения доложить об этом соответствующему командиру (начальнику) и получить его разрешение на продление срока.
Командиры и начальники обязаны контролировать качественное и своевременное исполнение данных ими поручений.
35. Контроль за исполнением служебных документов - это комплекс мероприятий, направленных на качественное и своевременное исполнение данных в документах поручений.
Контроль за исполнением служебных документов включает в себя сбор и обобщение информации о состоянии и результатах исполнения документов, доведение этой информации до соответствующих должностных лиц, которыми давались поручения, принятие необходимых мер по своевременному и качественному исполнению документов, а в случае необходимости - применение мер дисциплинарного воздействия к лицам, виновным в несвоевременном и некачественном исполнении документов.
36. Командир (начальник) органа военного управления при осуществлении контроля за исполнением служебных документов обязан:
организовать упреждающий контроль за исполнением служебных документов в подчиненных органах военного управления, включающий определение средств и методов контроля за своевременным исполнением поручения, направление ответственным исполнителям предупредительных запросов (карточек контроля) в целях получения и анализа промежуточной информации о принятых мерах по исполнению поручения, осуществление контрольных проверок хода исполнения поручения, другие мероприятия;
назначить должностных лиц, ответственных за ведение контроля за исполнением служебных документов в подчиненных органах военного управления;
обеспечить представление в вышестоящий контролирующий орган информации о состоянии и результатах исполнения служебных документов;
при получении из вышестоящего контролирующего органа уведомления о неисполнении в установленный срок или недостаточной проработке документов принимать строгие меры к нарушителям исполнительской дисциплины, о чем указывать в представляемых докладах командиру (начальнику), давшему поручение.
37. Непосредственное ведение работы по контролю за исполнением служебных документов возлагается на лиц, назначенных приказами соответствующих командиров (начальников) органов военного управления.
38. Должностные лица, непосредственно осуществляющие контроль за исполнением служебных документов, обязаны:
иметь всю необходимую информацию по контролируемым документам;
не позднее чем через 3 дня (по документам с указанием "срочно" - немедленно) после получения поручения представить в вышестоящий контролирующий орган информацию об исполнителе (должность, воинское звание, фамилия, имя, отчество, номер служебного телефона);
осуществлять постоянный контроль за исполнением служебных документов и периодически, в зависимости от важности и срочности документов, получать текущую информацию о ходе их исполнения;
не менее чем за 7 дней (по срочным документам - за 1 день, по документам с указанием "оперативно" - за 3 дня) до окончания срока исполнения, а при получении запроса - немедленно представлять в соответствующий контролирующий орган военного управления информацию о состоянии исполнения каждого контролируемого им документа;
в случае, когда ход исполнения контролируемого документа не гарантирует исполнения служебного документа в установленный срок, принимать все необходимые меры, обеспечивающие своевременное его исполнение. Если принимаемые меры не дают должных результатов, следует сообщать об этом в вышестоящий орган и выполнять его рекомендации;
периодически проводить анализ состояния исполнения документов, результаты которого докладывать соответствующим командирам (начальникам);
разрабатывать мероприятия по усилению контроля за исполнением служебных документов и вносить командирам (начальникам) предложения по улучшению этой работы.
39. Состояние контроля за исполнением служебных документов проверяется два раза в год (по состоянию на 1 января и 1 июля) специально назначаемыми комиссиями. Результаты проверок отражаются в актах.
40. Контроль осуществляется за исполнением служебных документов, как поступающих из вышестоящих органов, так и направляемых в подчиненные органы военного управления.
41. Служебные документы, подлежащие контролю, учитываются по журналу (карточке) контроля за исполнением служебных документов или заносятся в память персональных электронных вычислительных машин (ПЭВМ), в которых должны быть отражены: дата, регистрационные номера, краткое содержание документа, поручения должностных лиц, срок исполнения, фамилия исполнителя, отметка об исполнении и другие необходимые данные.
42. Служебный документ считается исполненным и снимается с контроля, когда:
выполнены все данные по нему поручения;
результаты рассмотрения представленных документов должностным лицом, которому давалось первоначальное поручение, не требуют повторных докладов, а все документы, им подписанные, отправлены адресатам;
результаты исполнения сообщены в вышестоящий контролирующий орган, где получено подтверждение о снятии данного документа с контроля.
43. Все служебные документы должны исполняться в установленный срок.
44. Если срок исполнения служебного документа в поручении или самом документе не указан, документ должен быть исполнен в срок не более месяца, а документы с отметкой "срочно" - не более 3 дней. В 10-дневный срок исполняются поручения, содержащие в тексте указание "оперативно".
Срок исполнения исчисляется в календарных днях от даты подписания первоначального поручения вышестоящим должностным лицом.
По служебным документам, содержащим обращение депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, срок исполнения - 30 дней, депутатский запрос - 30 дней, парламентский запрос - 15 дней со дня их первичной регистрации в органе военного управления.
45. При необходимости продления срока исполнения поручения не позднее чем за 3 дня (по срочным документам - за 1 день) до истечения срока исполнения должностному лицу, давшему поручение, представляется доклад с мотивированной просьбой о продлении срока исполнения с обязательным указанием причин задержки, принимаемых мер и срока, необходимого для исполнения (доработки) поручения.
Доклад с ходатайством о продлении срока допускается представлять без согласования с должностными лицами, указанными в поручении в качестве соисполнителей.
46. Если поручение по исполнению служебного документа дается нескольким должностным лицам, то указывается должностное лицо, ответственное за исполнение документа в целом.
Если в поручении ответственное лицо не указано, то за исполнение документа в целом ответственным является должностное лицо, указанное в поручении первым, которое обязано организовать в установленный срок исполнение и согласование документа с должностными лицами, указанными в поручении, а в случае необходимости - и с другими должностными лицами.
47. Соисполнители должны представить все необходимые материалы, при согласии с проектами подготовленных документов их завизировать, а в случае несогласия дать мотивированное заключение. Соисполнители несут ответственность за своевременное и качественное исполнение поручений наряду с ответственным исполнителем документа.
48. Служебные документы, не отвечающие установленным требованиям, в которых не содержится ответов на все поставленные в поручениях вопросы, не согласованные с необходимыми должностными лицами, не прошедшие в установленном порядке юридический контроль или представленные с нарушениями сроков исполнения без указания причин задержки и мер воздействия к нарушителям, возвращаются для доработки и повторного представления или докладываются с проектами приказов о наказании виновных.
Возвращение служебных документов, не отвечающих установленным требованиям, не является уважительной причиной задержки срока исполнения.
49. При организации контроля и проверки исполнения в органе военного управления, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации необходимо руководствоваться требованиями Приказа Министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 350 "О мерах по дальнейшему совершенствованию контроля за исполнением служебных документов в Министерстве обороны Российской Федерации" и директивы Министра обороны Российской Федерации 2000 г. N Д-9 "О повышении эффективности контроля за исполнением поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации".
Раздел IV. ПРАВОВАЯ РАБОТА
ПРИ УПОРЯДОЧЕНИИ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ, ПРИКАЗОВ И ДИРЕКТИВ
КОМАНДИРОВ И НАЧАЛЬНИКОВ
50. Упорядочение правовых актов Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, приказов и директив командиров (начальников) - приведение их в точное соответствие с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации и других должностных лиц, современными задачами войск (сил), полномочиями и структурой органов военного управления, устранение множественности приказов и директив по одному и тому же вопросу, выявление и отмена приказов (директив), потерявших практическое значение, обеспечение четкости правового регулирования жизни и деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.
51. При организации работы по упорядочению приказов и директив следует иметь в виду, что по одному и тому же вопросу, как правило, должен издаваться один приказ (директива) соответствующего должностного лица.
52. В целях проведения работы по упорядочению приказов и директив Управлением делами Министерства обороны Российской Федерации ежегодно издается и рассылается в войска (силы) и органы военного управления справочник по приказам и директивам Министра обороны Российской Федерации, в котором указаны по состоянию на 1 января года издания справочника действующие нормативные приказы и директивы.
53. Нормативные приказы (директивы) по мере их исполнения или утраты практического значения подлежат отмене приказами (директивами) должностных лиц, которые их издали, или вышестоящих должностных лиц.
54. Ненормативные приказы (директивы) по мере их исполнения или утраты практического значения подлежат уничтожению в установленном порядке.
При этом для определения практической надобности, научной и исторической ценности для данной воинской части ненормативных приказов и директив Министра обороны Российской Федерации приказом командира воинской части ежегодно назначается комиссия, которая производит отбор и представляет на утверждение начальнику штаба воинской части перечень приказов (директив), подлежащих уничтожению.
55. Упорядочение нормативных приказов и директив осуществляется путем:
признания утратившими силу приказов и директив, потерявших практическое значение;
внесения в действующие приказы и директивы необходимых изменений или их переработки. При этом особое внимание обращается на устранение множественности приказов и директив;
составления указателей (перечней) действующих нормативных приказов и директив.
56. Подразделение юридической службы органа военного управления, приказы (директивы) которого предполагается упорядочить, выявляет все ранее изданные нормативные приказы (директивы). Осуществляется это в основном путем изучения книг учета приказов и директив, дел, в которые они подшиваются.
57. Все выявленные приказы (директивы) сводятся в перечни по соответствующим управлениям, отделам (службам), к ведению которых они относятся, то есть устанавливается, в чьем ведении находится решение вопросов, регламентированных приказом (директивой), кто их разрабатывал.
58. Приказы и директивы в перечнях располагаются по грифам секретности и в хронологическом порядке (по годам издания и номерам). Перечни изготавливаются в двух экземплярах.
59. Для определения возможности признания утратившими силу приказов (директив) или отдельных их пунктов, целесообразности их переработки или оставления в числе действующих учитывается ряд обстоятельств:
количество содержащихся в них требований нормативного характера;
время их действия;
наличие по тем же вопросам иных приказов и директив;
количество внесенных в приказы (директивы) изменений;
соответствие наименований органов военного управления нынешней их структуре;
соответствие применяемой в приказах и директивах терминологии, установленной в Вооруженных Силах Российской Федерации в настоящее время;
наличие запаса приказов (директив) и т.д.
60. Перечни завершаются заключением руководителя (должностного лица) подразделения юридической службы.
61. Наряду с перечнями руководитель подразделения юридической службы представляет командиру (начальнику) доклад о мероприятиях по упорядочению приказов и директив и проект приказа по этому вопросу.
62. После представления управлениями, отделами (службами) своих предложений по упорядочению приказов и директив подразделение юридической службы обобщает их и готовит проект приказа командира (начальника) данного органа военного управления о признании утратившими силу потерявших практическое значение приказов и директив.
Данный проект приказа согласовывается подразделением юридической службы со всеми заинтересованными управлениями, отделами (службами) и представляется на подпись.
63. Свои предложения о переработке устаревших приказов и директив подразделение юридической службы представляет начальнику штаба и по его поручению готовит проект приказа командира (начальника), которым определяются порядок и сроки переработки, то есть подготовки новых приказов взамен устаревших или внесения в них соответствующих изменений.
64. После завершения работы по упорядочению приказов и директив подразделению юридической службы необходимо их систематизировать.
Систематизация нормативных правовых документов заключается в их изложении по определенной системе в виде справочников (указателей), сборников и т.п.
Справочник (указатель) состоит из:
алфавитно - предметного раздела (указателя);
хронологического перечня действующих приказов и директив.
В алфавитно - предметном разделе справочника (указателя) рекомендуется перечислить в алфавитном порядке вопросы (предметы, понятия), по которым изданы нормативные приказы и директивы. Хронологический перечень должен состоять из разделов, в которые последовательно внесены несекретные приказы, несекретные директивы, секретные приказы, секретные директивы, совершенно секретные приказы, совершенно секретные директивы. В каждом разделе приказы и директивы располагаются по годам издания и в порядке номеров.
В конце справочника (указателя) целесообразно иметь перечень всех, в том числе и ненормативных приказов и директив, утративших практическое значение в предыдущем году.
65. В справочник (указатель) не следует включать приказы и директивы, в частности:
приказы, касающиеся узкого круга должностных лиц;
приказы и директивы временного значения;
приказы персонального характера (о назначении комиссий, о поощрениях, налагаемых взысканиях и т.п.), если в них нет нормативных требований.
66. Справочник (указатель) издается ежегодно по состоянию на 1 января. Справочник (указатель) рассылается подчиненным органам военного управления, воинским частям.
Если количество нормативных приказов (директив) небольшое, то можно исключить алфавитно - предметный указатель, оставив только хронологический перечень приказов (директив).
67. Работа по упорядочению и систематизации осуществляется во всех органах военного управления, воинских частях и учреждениях. Она должна проводиться командирами (начальниками) регулярно при активном участии подразделений юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Раздел V. СПРАВОЧНАЯ РАБОТА
ПО НОРМАТИВНЫМ ПРАВОВЫМ АКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
НОРМАТИВНЫМ ПРАВОВЫМ АКТАМ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ПРИКАЗАМ И ДИРЕКТИВАМ КОМАНДИРОВ
И НАЧАЛЬНИКОВ
68. Справочная работа заключается в учете и постоянном поддержании в выверенном (контрольном) состоянии всех находящихся в воинской части нормативных актов.
Цель справочной работы - получение точных сведений о том, какими правовыми актами регламентирован тот или иной вопрос, какие правовые акты действуют по тому или иному вопросу, наличие данных актов, а также о внесенных в них изменениях и дополнениях.
69. В каждой воинской части постоянно должны быть необходимые для повседневной деятельности командиров и начальников соответствующие правовые акты, приказы и директивы Министра обороны Российской Федерации и другие нормативные акты.
70. Справочную работу, как правило, ведут подразделения юридической службы, а там, где они по штату не предусмотрены, - другие квалифицированные работники, назначенные приказом командира воинской части.
Ответственность за состояние справочной работы по приказам и директивам возлагается на начальника штаба воинской части.
71. Справочная работа по нормативным актам проводится путем:
учета, хранения и содержания нормативных актов (в зависимости от грифа секретности). При этом учет приказов и директив Министра обороны Российской Федерации ведется отдельно. Они комплектуются в сборники путем брошюровки в отдельные папки (дела) по годам издания и грифам секретности отдельно от других нормативных актов (а приказы, кроме того, - отдельно от директив);
ведения контрольного экземпляра каждого нормативного акта, то есть своевременного нанесения на него соответствующих отметок о признании акта (или отдельных его положений) утратившим силу, внесении в акт изменений и дополнений (Приложение N 2 к настоящему Наставлению).
72. Контрольные экземпляры приказов и директив в воинской части ведутся на основании:
получаемых приказов и директив соответствующих должностных лиц, предусматривающих отмену ранее изданных приказов и директив или внесение в них изменений и дополнений;
рассылаемых в войска (силы) и органы военного управления справочника по приказам и директивам Министра обороны Российской Федерации, издаваемого Управлением делами Министерства обороны Российской Федерации, справочников по приказам и директивам главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации, справочников по приказам и директивам заместителей Министра обороны Российской Федерации, справочников по приказам и директивам командующих войсками военных округов, флотами, справочников (указателей) по приказам и директивам командующих объединениями, флотилиями.
73. Регулярное ведение справочной работы обеспечивает своевременное получение точных сведений, показывает, какой (какие) нормативный акт (акты) действует (действуют) по тому или иному вопросу, и позволяет пользоваться нормативным актом, имеющим точный текст (с учетом внесенных в него изменений и дополнений).
74. Ежегодно состояние справочной работы проверяется комиссией, назначаемой приказом соответствующего командира (начальника).
75. Подразделения юридической службы должны оказывать помощь командованию в организации справочной работы в подчиненных воинских частях, проводить занятия с лицами, назначенными для ведения справочной работы, и с членами комиссий по проверке справочной работы и отбору приказов и директив, подлежащих уничтожению.
При этом необходимо иметь в виду, что ненормативные приказы и директивы уничтожаются не ранее чем через 3 года после того, как комиссия признала их практическую ненадобность и отсутствие научной и исторической ценности для данной воинской части.
Раздел VI. ПРАВОВАЯ РАБОТА
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УКРЕПЛЕНИЮ
ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ПРАВОПОРЯДКА
76. Воинская дисциплина как строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников), основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего отечества и беззаветной преданности своему народу.
77. В своей работе по укреплению воинской дисциплины командиры (начальники) должны использовать, прежде всего, метод убеждения. Мерами убеждения являются:
разъяснение (беседа);
обсуждение;
внушение.
Однако убеждение не исключает применения мер принуждения к тем, кто недобросовестно относятся к выполнению своего воинского долга.
78. В целях обеспечения условий для соблюдения военнослужащими уставного порядка и требований воинской дисциплины командиры (начальники) проводят мероприятия:
по поддержанию установленных воинскими уставами правил взаимоотношений между военнослужащими;
по строгому соблюдению всеми военнослужащими твердого внутреннего порядка в подчиненных воинских частях (подразделениях);
по правильному размещению подразделений в военном городке и военнослужащих в помещениях;
по целесообразному распределению времени в повседневной деятельности воинской части;
по организации боевого дежурства;
по организации службы суточного наряда;
по противопожарной охране;
по охране окружающей среды в районе деятельности воинской части (подразделения), целевому и рациональному использованию закрепленных земельных участков.
79. В целях поддержания уставного порядка и требований воинской дисциплины командиры (начальники) обязаны применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания.
Применяемые командирами и начальниками поощрения и налагаемые ими дисциплинарные взыскания должны быть обоснованы.
80. Основаниями для поощрения подчиненного военнослужащего являются проявленная им разумная инициатива, его усердие, подвиги и отличия по службе.
Основанием для наложения на подчиненного военнослужащего дисциплинарного взыскания является нарушение воинской дисциплины или общественного порядка, а также норм международного гуманитарного права.
81. Применяя поощрение или налагая дисциплинарное взыскание, командиры и начальники должны учитывать данные, характеризующие личность военнослужащего: общий уровень развития и подготовки, психологические качества, продолжительность военной службы и т.п.
82. Применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания могут только прямые начальники.
83. Поощрение должно быть соразмерно проявленному усердию по службе, а дисциплинарное взыскание - тяжести совершенного дисциплинарного проступка.
84. Важным принципом дисциплинарной практики является своевременность применения поощрений и наложения взысканий. Применение поощрения или наложение взыскания сразу же за проявлением отличия или совершением дисциплинарного проступка военнослужащим повышает эффективность этих мер.
85. Во всех подразделениях, воинских частях Министерства обороны Российской Федерации ведется в обязательном порядке учет поощрений и дисциплинарных взысканий.
86. Все поощрения и дисциплинарные взыскания, предусмотренные Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, должны быть записаны в служебную карточку, в том числе и поощрения, объявленные командиром (начальником) всему личному составу подразделения (команды), воинской части.
Каждый военнослужащий не реже чем один раз в год должен быть ознакомлен со своей служебной карточкой под личную подпись.
87. Работа подразделений юридической службы по оказанию помощи командованию в укреплении воинской дисциплины должна быть направлена на обеспечение:
эффективного использования правовых средств в интересах укрепления воинской дисциплины;
применения должностными лицами поощрений и наложения взысканий в строгом соответствии с требованиями законодательства, общевоинских уставов;
качественной организации и проведения правового обучения, пропаганды и разъяснения личному составу законодательства и практики его применения;
защиты прав, чести и достоинства военнослужащих;
соблюдения законности при издании актов военного управления.
88. Должностные лица юридической службы участвуют в организуемых командованием проверках состояния воинской дисциплины в подчиненных воинских частях.
При этом изучается и анализируется:
организация повседневной жизни и деятельности личного состава - выполнение распорядка дня, предоставление военнослужащим времени для личных нужд, соблюдение порядка увольнения из расположения части и т.д.;
законность правового регулирования гарнизонной, караульной, дежурной, вахтенной и внутренней служб;
обеспечение военнослужащих положенным довольствием; организация материального, торгово - бытового, медицинского обеспечения и культурного обслуживания;
дисциплинарная практика;
законность реагирования должностных лиц на факты преступлений, происшествий, утрат и порчи материальных ценностей;
объективность докладов должностных лиц старшим начальникам о состоянии воинской дисциплины в подчиненных подразделениях и воинских частях;
качество изучения причин и условий, способствующих правонарушениям, и эффективность мер по их устранению;
реагирование командования на протесты и представления военных прокуроров, частные определения военных судов;
работа дознавателей, внутренних проверочных комиссий, торгово - бытовых предприятий, жилищных комиссий;
работа по профилактике травматизма, пьянства и наркомании, нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;
работа по разрешению предложений, заявлений и жалоб, организации приема посетителей;
организация правового обучения и правового воспитания личного состава.
Для получения необходимых сведений о состоянии воинской дисциплины и работе командования по ее укреплению должностные лица юридической службы используют:
беседы с должностными лицами, военнослужащими и гражданским персоналом;
материалы ранее проводившихся проверок состояния воинской дисциплины;
приказы по вопросам воинской дисциплины, изданные командиром воинской части, а также вышестоящими начальниками в отношении этой воинской части;
материалы прокурорских проверок, протесты, представления военных прокуроров, частные определения военных судов и судов общей юрисдикции, информацию органов внутренних дел;
донесения и доклады о преступлениях, происшествиях и грубых дисциплинарных проступках, о воинской дисциплине и морально - психологическом состоянии личного состава;
материалы административных (служебных) расследований, дознания;
книги предложений, заявлений и жалоб, а также дела с этими документами, книги учета посетителей, другие необходимые документы.
89. По окончании работы должностным лицом юридической службы составляется справка о результатах проведенной проверки. Справка докладывается командиру воинской части (подразделения).
В справке отражаются выявленные недостатки, причины их появления, меры, принятые для их устранения в ходе проверки, а также аргументированные предложения по устранению недостатков, исключить которые не удалось.
Результаты работы могут быть обсуждены на служебном совещании руководящего состава воинской части.
90. При необходимости командованию оказывается помощь в подготовке проекта приказа о мерах по устранению выявленных недостатков и других документов правового характера.
Приказ (директива) должен содержать:
анализ состояния воинской дисциплины;
анализ деятельности командования по укреплению воинской дисциплины в данной ситуации;
требования по устранению недостатков в работе командования, а также причин и условий, способствующих правонарушениям;
юридически правильное описание и оценку случившегося и действий отдельных военнослужащих и других лиц;
анализ причин и условий, способствовавших правонарушению;
установление причинной связи между действиями виновных в правонарушении и наступившими последствиями и определение вида и степени их ответственности.
91. При осуществлении правовой экспертизы проектов приказов и директив по вопросам укрепления воинской дисциплины подразделениям юридической службы следует также обращать внимание на:
конкретность указаний по преодолению имеющихся недостатков;
недопустимость дублирования ранее установленных требований по данному вопросу (вместо них в проектах документов даются анализ работы по выполнению ранее установленных требований и указания по устранению выявленных недостатков);
обязательную оценку в описательной части приказа всех действий лиц, о которых говорится в распорядительной части документа;
правомочность должностного лица, подписывающего документ, поощрять и взыскивать с виновных в правонарушении;
правильное формулирование меры поощрения и дисциплинарного взыскания.
92. При изучении состояния дисциплинарной практики необходимо обращать внимание на следующие возможные недостатки в работе должностных лиц:
отсутствие реагирования на действия подчиненных, заслуживающие поощрения или наложения дисциплинарного взыскания;
отсутствие реагирования вышестоящих начальников на пассивность в дисциплинарной практике подчиненных начальников;
применение не предусмотренных Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации мер дисциплинарного воздействия;
применение мер воздействия должностными лицами, которым такие полномочия не предоставлены;
наложение дисциплинарных взысканий при отсутствии вины, в том числе наложение дисциплинарных взысканий на командиров (начальников) в связи с недисциплинированностью их подчиненных;
наложение дисциплинарных взысканий без учета тяжести совершенного проступка, личности провинившегося, обстоятельств, отягчающих или смягчающих ответственность;
нарушение порядка приведения в исполнение дисциплинарных взысканий и реализации поощрений;
несвоевременный и неправильный учет дисциплинарной практики;
отсутствие гласности применения мер дисциплинарного воздействия, недостатки в использовании воспитательных возможностей воинских коллективов и общественных организаций.
93. Предложения командованию по результатам изучения состояния дисциплинарной практики могут касаться:
поощрения должностных лиц, правильно осуществляющих дисциплинарную практику, и применения мер дисциплинарного воздействия к должностным лицам, осуществляющим ее с нарушениями законности, особенно при попытках скрыть правонарушения;
проведения занятий с должностными лицами, осуществляющими дисциплинарную практику, служебных совещаний по этому вопросу;
отмены старшими начальниками неправомерно объявленных поощрений и дисциплинарных взысканий, возбуждения уголовных дел при обнаружении признаков совершенных преступлений.
Правовая работа
при производстве административного расследования
94. Административное расследование - это деятельность командира (начальника) по установлению фактических обстоятельств совершения военнослужащими, гражданским персоналом проступков (правонарушений), а также наступления иных событий и фактов, не имеющих признаков преступления, с целью принятия по ним законного и обоснованного решения.
95. Административное расследование назначается приказом командира (начальника) либо его распоряжением в виде резолюции на документе, послужившим поводом для принятия решения о назначении расследования.
96. Административное расследование может проводиться лично командиром (начальником) или по его указанию одним из офицеров, а в необходимых случаях - назначаемой комиссией.
97. Проведение административного расследования может поручаться любому офицеру. Административное расследование не может проводиться офицером, являющимся подчиненным того лица, чьи действия необходимо расследовать, а также офицером, который прямо или косвенно заинтересован в исходе дела.
98. Командир (начальник) воинской части при обнаружении материального ущерба обязан немедленно назначить административное расследование для установления причин его возникновения, размера и виновных лиц. Если же эти обстоятельства установлены ревизией, проверкой, дознанием, следствием или судом, то административное расследование может не проводиться.
99. Административное расследование обязательно назначается и проводится:
в случае причинения материального ущерба;
при необходимости выдачи инспекторского свидетельства на списание суммы ущерба, причиненного военнослужащими, гражданским персоналом государству, утратами материальных и денежных средств, когда сумма ущерба не может быть возмещена за счет виновных;
для установления виновных лиц и размера нанесенного государству ущерба, а также определения необходимости отнесения части или полной суммы этого ущерба за счет государства;
при обнаружении утрат, недостач или незаконного расходования материальных средств с целью выявления причин обнаруженных нарушений и виновных в этом лиц;
по каждому случаю незаконного использования машин войскового назначения или перерасхода моторесурсов;
при наличии пережога горючего;
при утрате воинских перевозочных документов, незаконном использовании денежных средств, выделенных на оплату воинских перевозок, для оплаты штрафов;
при утрате денежного аттестата;
при утрате бланков строгого учета;
при утрате воинской частью контрольной книжки;
в случае выявления переплаты пенсии (пособия);
при утрате архивных дел и описей;
при утрате или порче военнослужащим удостоверения личности;
по каждому случаю возвращения из войск начавшего военную службу солдата, матроса, неправильно призванного по состоянию здоровья;
по каждому факту травмирования военнослужащего, повлекшего за собой временную или стойкую утрату трудоспособности (при отсутствии состава преступления), по рапорту начальника медицинской службы;
в случаях разглашения сведений, составляющих государственную тайну, а также утраты (хищения) секретных, совершенно секретных и особой важности документов (изделий). В этих случаях для проведения расследования создается комиссия;
при несчастных случаях с гражданским персоналом и другими лицами (невоеннослужащими) в воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации;
в случае происшествия;
в других случаях, предусматриваемых законодательством.
100. Административное расследование проводится по указанию командира (начальника) также в случаях:
установления виновных должностных лиц и размера ущерба, причиненного каждым из них, если это не представляется возможным установить в процессе проведения ревизии (проверки);
выяснения причин и условий, способствовавших возникновению недостач, хищений, порчи и незаконного расходования материальных и денежных средств.
101. Во всех случаях результаты административного расследования оформляются в письменной форме с приложением соответствующих документов. Материалы административных расследований брошюруются в отдельные дела и хранятся в соответствии с правилами организации делопроизводства в воинской части.
102. В процессе проведения административного расследования готовятся следующие документы:
рапорт, другие документы, на основании которых проводится административное расследование, с резолюцией командира (начальника) о назначении административного расследования;
объяснения должностных лиц, свидетелей и т.п.;
справка финансового органа о денежном размере причиненного ущерба с учетом применения соответствующих коэффициентов;
в случае причинения ущерба здоровью - медицинское заключение о характере и степени повреждений;
постановление об отказе в возбуждении уголовного дела;
заключение лица, проводившего расследование, с указанием условий, причин, характера нарушений и рекомендаций командованию по привлечению к дисциплинарной и (или) материальной ответственности и некоторые другие.
103. Объяснение подписывается лицом, от которого оно получается, и офицером, проводящим расследование. Круг лиц, от которых может быть получено объяснение, не ограничен и определяется лицом, проводящим расследование. Однако брать объяснения у командира воинской части, назначившего это расследование, не разрешается. Если требуется получить объяснение от военнослужащего, убывшего к новому месту военной службы, необходимый запрос направляется командиру соответствующей воинской части. В запросе кратко сообщается о характере расследуемого проступка, данные на лицо, от которого требуется объяснение, и какие перед ним нужно поставить вопросы.
104. При необходимости к материалам расследования могут приобщаться подлинные документы или выписки из них. Если тот или иной документ нельзя приобщить к материалам, то он рассматривается и о его содержании составляется справка. Для наглядности к материалам могут прилагаться схемы и таблицы. Во время проведения административного расследования необходимо соблюдать воинскую этику, быть вежливым и тактичным. Запрещается получать какие-либо объяснения от лиц, находящихся в нетрезвом состоянии.
105. В ходе расследования выяснению подлежат следующие вопросы:
действительно ли имел место проступок (событие или факт), в чем он выразился;
где, когда, при каких обстоятельствах, какими средствами и с какой целью он был совершен;
наличие вины в действиях (бездействии) конкретных лиц и степень вины каждого в случае совершения проступка несколькими лицами;
каковы последствия проступка;
обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновного лица;
причины и условия, способствовавшие совершению проступка.
106. При административном расследовании не проводятся:
обыски;
выемки;
допросы и некоторые другие следственные действия, предусмотренные Уголовно - процессуальным кодексом РСФСР.
Вместе с тем, если в ходе административного расследования будут выявлены признаки преступления, то командир воинской части возбуждает уголовное дело, о чем немедленно уведомляет военного прокурора. Все материалы административного расследования, послужившие поводом для возбуждения уголовного дела, приобщаются к данному делу.
107. Административное расследование должно быть закончено в месячный срок. В необходимых случаях этот срок может быть продлен вышестоящим начальником еще на один месяц, о чем в материалах расследования должно быть соответствующее подтверждение.
108. Административное расследование завершается составлением заключения офицера, его проводившего, о всех установленных обстоятельствах, о лицах, допустивших нарушения установленных норм и правил, с указанием предложений для принятия решения. Такое заключение составляется на имя командира (начальника) и должно иметь три составные части: вводную, описательную и резолютивную.
В вводной части должно быть указано: на основании чего и по какому факту проводилось расследование, кто, где и когда его проводил.
В описательной части подробно излагаются обстоятельства расследованного проступка (правонарушения) с указанием: какое именно нарушение имело место в данном случае, кем, когда, где, каким способом, с какой целью и по каким мотивам оно совершено; умышленно или неосторожно действовало (бездействовало) лицо; какие при этом законы, нормы воинских уставов, приказов, наставлений или правил нарушены; во время службы или в иной обстановке; есть ли и какова причинная связь между действиями (бездействиями) лица и наступившими вредными последствиями. Здесь же дается анализ причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, характеристика личности виновного. Обязательно отражается отношение виновного лица к совершенному проступку.
В резолю

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СФ ФС РФ от 31.01.2001 n 3-СФ О ПОДТВЕРЖДЕНИИ НАЧАЛА ПОЛНОМОЧИЙ ЧЛЕНОВ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также