ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 22.01.2001 n 10 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ НОРМАТИВОВ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ


МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2001 г. N 10
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ НОРМАТИВОВ
ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА
В ОРГАНИЗАЦИЯХ
Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, разработанные Центральным бюро нормативов по труду Минтруда России, согласно Приложению.
2. Установить, что Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях рекомендуются для применения во всех организациях независимо от форм собственности и организационно - правовых форм.
3. Центральному бюро нормативов по труду Минтруда России обеспечить издание необходимого количества указанных Межотраслевых нормативов численности в соответствии с заявками организаций.
Министр труда
и социального развития
Российской Федерации
А.ПОЧИНОК



Приложение
Утверждены
Постановлением
Министерства труда
и социального развития
Российской Федерации
от 22 января 2001 г. N 10
МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ НОРМАТИВЫ
ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА
В ОРГАНИЗАЦИЯХ
Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 января 2001 г. N 10 с учетом мнения Федерации Независимых Профсоюзов России и рекомендуются для применения в организациях независимо от форм собственности и организационно - правовых форм.
Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях разработаны Центральным бюро нормативов по труду Министерства труда и социального развития Российской Федерации при участии Департамента условий и охраны труда Минтруда России.
Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях предназначены для определения и обоснования необходимой численности работников этой службы, установления должностных обязанностей, распределения работы между исполнителями.
1. Общая часть
1.1. Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях (далее - нормативы численности) предназначены для определения и обоснования необходимой численности работников службы охраны труда, установления должностных обязанностей, распределения работы между работниками и рекомендуются для применения в организациях независимо от форм собственности и организационно - правовых форм.
1.2. Нормативы численности предусматривают также и условия формирования организационной структуры службы охраны труда в организации (специалист, бюро, отдел).
1.3. Нормативы численности охватывают следующие направления деятельности работников службы охраны труда в организации:
управление охраной труда;
организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний;
организация работы по приведению аттестации рабочих мест на соответствие их требованиям условий и охраны труда;
организация пропаганды по охране труда;
проведение вводного инструктажа;
организация проведения инструктажей, обучения, проверки знаний требований охраны труда работников;
планирование мероприятий по охране труда, составление статистической отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда;
оперативный контроль за состоянием охраны труда в организации и ее структурных подразделениях;
контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда;
участие в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников организации;
расследование и учет несчастных случаев.
1.4. В основу разработки нормативов численности положены:
данные оперативного учета и статистической отчетности служб охраны труда;
материалы изучения существующей организации труда в структурных подразделениях.
1.5. Нормативы численности разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3702), Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. N 279 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 13, ст. 1595).
1.6. Наименования должностей работников службы охраны установлены в соответствии с тарифно - квалификационными характеристиками (требованиями) по общеотраслевым должностям служащих, утвержденными в установленном порядке.
1.7. Нормативами охвачены следующие должности: начальник отдела (бюро), специалисты всех категорий.
1.8. Штатная численность работников санитарно - промышленных лабораторий и санитарных врачей данными нормативами не предусмотрена.
1.9. Приведенные в сборнике числовые значения нормативов с указанием "до" следует понимать включительно.
1.10. В тех случаях, когда отдельные производственные подразделения удалены друг от друга на расстояние от 0,5 км до 1,5 км, к рассчитанной по нормативам численности следует устанавливать коэффициент 1,2, а на расстоянии от 1,5 км и более - коэффициент 1,4.
1.11. В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и свыше, численность работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой единицы. Обособленной производственной структурой следует считать предприятия, цехи, управления автомобильного транспорта и жилищно - коммунального хозяйства, входящие в структуру организации, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.
2. Организация труда
Работники службы охраны труда в своей деятельности руководствуются законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда Российской Федерации, коллективным договором и соглашением по охране труда организации, нормативной документацией организации и осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими службами организации, а также совместным комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива, органами государственного управления охраной труда, надзора и контроля за охраной труда.
Организация труда работников службы охраны труда предусматривает строгую регламентацию их должностных обязанностей и закрепление за каждым из них определенных структурных подразделений или направлений работы.
Рабочее место работника службы охраны труда рекомендуется оборудовать столом, стулом, книжным шкафом для хранения документов; обеспечить ПЭВМ, телефонной связью и необходимыми канцелярскими принадлежностями, а также нормативно - справочной литературой, приборами оперативного контроля опасных и вредных производственных факторов, необходимыми для данного вида производства с учетом специфики работ.
3. Нормативная часть
3.1. Создание службы охраны труда
3.1.1. Условия формирования службы охраны труда
Служба охраны труда находится непосредственно в подчинении работодателя. В организациях со среднесписочной численностью работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) до 700 человек эти функции могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью создается бюро охраны труда при штатной численности работников 3 - 5 единиц (включая начальника) или отдел - при штатной численности работников от 6 единиц.
3.1.2. Руководитель службы охраны труда
Состав работ:
Осуществляет руководство службой охраны труда, планирует и организует ее работу, разрабатывает должностные инструкции работников, несет персональную ответственность за эффективное и качественное выполнение возложенных на службу задач и функций, отвечает за представление отчетности. Координирует работу уполномоченных по охране труда.
Обеспечивает своевременное рассмотрение представляемых документов, писем, предложений, заявлений по вопросам, входящим в компетенцию службы.
Представляет работодателю предложения по вопросам подбора и расстановки кадров в службе охраны труда, о поощрении отличившихся работников или о применении дисциплинарных взысканий к работникам за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.
Обеспечивает систематическое повышение квалификации работников службы охраны труда.
3.2. Основная деятельность работников
службы охраны труда
3.2.1. Организация работы по предупреждению
производственного травматизма, профессиональных
и производственно - обусловленных заболеваний
в организации
Состав работ:
Изучение и анализ причин аварий и производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний. Участие в расследовании аварий и несчастных случаев на производстве и разработке мероприятий по предупреждению и устранению причин производственного травматизма, а также в подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью работника в результате несчастного случая на производстве или профзаболевания. Контроль за выполнением мероприятий по устранению причин производственного травматизма.
Доведение приказов, писем вышестоящих организаций по предупреждению производственного травматизма до коллективов цехов; подготовка проектов приказов, предписаний, писем по вопросам охраны труда (по организации).
Таблица 1
-----T--------------T--------------------------------------------¬
¦ N ¦Среднесписоч- ¦ Численность рабочих, занятых на тяжелых и ¦
¦п/п ¦ная числен- ¦связанных с вредными условиями труда работах¦
¦ ¦ность работни-+--------T------T------T------T-------T------+
¦ ¦ков в органи- ¦ до 100 ¦101 - ¦351 - ¦501 - ¦1001 - ¦5000 и¦
¦ ¦зации ¦ ¦350 ¦500 ¦1000 ¦3500 ¦свыше ¦
¦ ¦ +--------+------+------+------+-------+------+
¦ ¦ ¦ Нормативная численность, человек ¦
+----+--------------+--------T------T------T------T-------T------+
¦ 1 ¦до 500 ¦ 0,13 ¦ 0,14 ¦ 0,16 ¦ - ¦ - ¦ - ¦
+----+--------------+--------+------+------+------+-------+------+
¦ 2 ¦501 - 750 ¦ 0,14 ¦ 0,16 ¦ 0,17 ¦ - ¦ - ¦ - ¦
+----+--------------+--------+------+------+------+-------+------+
¦ 3 ¦751 - 1000 ¦ 0,16 ¦ 0,17 ¦ 0,19 ¦ - ¦ - ¦ - ¦
+----+--------------+--------+------+------+------+-------+------+
¦ 4 ¦1001 - 1500 ¦ 0,19 ¦ 0,21 ¦ 0,24 ¦ 0,27 ¦ - ¦ - ¦
+----+--------------+--------+------+------+------+-------+------+
¦ 5 ¦1501 - 3000 ¦ 0,28 ¦ 0,31 ¦ 0,34 ¦ 0,37 ¦ - ¦ - ¦
+----+--------------+--------+------+------+------+-------+------+
¦ 6 ¦3001 - 5000 ¦ 0,40 ¦ 0,43 ¦ 0,46 ¦ 0,51 ¦ 0,56 ¦ - ¦
+----+--------------+--------+------+------+------+-------+------+
¦ 7 ¦5001 - 7500 ¦ 0,55 ¦ 0,58 ¦ 0,63 ¦ 0,68 ¦ 0,74 ¦ 0,81 ¦
+----+--------------+--------+------+------+------+-------+------+
¦ 8 ¦7501 - 10000 ¦ 0,70 ¦ 0,75 ¦ 0,80 ¦ 0,86 ¦ 0,93 ¦ 1,02 ¦
+----+--------------+--------+------+------+------+-------+------+
¦ 9 ¦10001 - 20000 ¦ 1,30 ¦ 1,35 ¦ 1,41 ¦ 1,48 ¦ 1,57 ¦ 1,68 ¦
+----+--------------+--------+------+------+------+-------+------+
¦10 ¦20001 и свыше ¦ 1,60 ¦ 1,65 ¦ 1,71 ¦ 1,79 ¦ 1,88 ¦ 1,99 ¦
+----+--------------+--------+------+------+------+-------+------+
¦инд.¦ а ¦ б ¦ в ¦ г ¦ д ¦ е ¦ ж ¦
L----+--------------+--------+------+------+------+-------+-------
3.2.2. Организация работы по проведению аттестации
рабочих мест на соответствие их требованиям
условий и охраны труда в организации
Состав работ:
Организационное и методическое руководство работой по аттестации и рационализации рабочих мест в части соответствия рабочих мест требованиям условий охраны труда.
Формирование необходимой нормативно - правовой базы для проведения аттестации рабочих мест и организация ее изучения.
Учет рабочих мест и классификация работ:
по категориям работников; наименованию профессий (должностей); их количеству и виду работ (подвижные, сезонные, периодического использования и др.) с целью выявления наиболее травмоопасных участков, работ, оборудования и приспособлений.
Оценка рабочих мест по условиям труда: соответствие санитарно - гигиеническим нормативам и требованиям охраны труда; составление перечня опасных и вредных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса; кодирование производств, цехов, участков, рабочих мест для проведения автоматизированной обработки результатов; обеспеченность работающих спецодеждой и спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты и их соответствие стандартам безопасности труда и установленным нормам; проведение оценки условий труда инструментальными, лабораторными и эргономическими методами исследований.
Организация оформления документов о результатах аттестации рабочих мест (протокол аттестации рабочих мест, карты аттестации, ведомости рабочих мест, формы которых должны соответствовать требованиям машинной обработки).
Доведение информации о результатах аттестации рабочих мест до сведения работодателя.
Разработка предложений, с учетом результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, о порядке подготовки организации к сертификации работ по охране труда и определение мероприятий, конкретизирующих содержание подготовки.
Таблица 2
-----T-------------T------------------------------------------------------¬
¦ N ¦Среднесписоч-¦ Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных ¦
¦п/п ¦ная числен- ¦ с вредными условиями труда работах ¦
¦ ¦ность работ- +--------T---------T---------T----------T-------T------+
¦ ¦ников в орга-¦ до 100 ¦101 - 350¦351 - 500¦501 - 1000¦1001 - ¦3501 и¦
¦ ¦низации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3500 ¦свыше ¦
¦ ¦ +--------+---------+---------+----------+-------+------+
¦ ¦ ¦ Нормативная численность, человек ¦
¦ ¦ +------------------------------------------------------+
¦ ¦ ¦ при количестве самостоятельных производственных ¦
¦ ¦ ¦ структурных подразделений

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 22.01.2001 n 11 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МОНИТОРИНГЕ ГОРОДОВ И ДРУГИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ С МОНОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРОЙ И ВЫСОКИМ УРОВНЕМ БЕЗРАБОТИЦЫ  »
Постановления и Указы »
Читайте также