ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИЯМ ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2001 - 2002 ГОДЫ (Заключено 18.01.2001) (Зарегистрировано Минтрудом РФ 19.01.2001 n 416-ВЯ)


ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
ПО ОРГАНИЗАЦИЯМ ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 2001 - 2002 ГОДЫ
Настоящее Отраслевое тарифное соглашение (в дальнейшем - Соглашение) заключено на основании Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях" с учетом изменений и дополнений к нему, других законодательных и нормативных правовых актов и является правовым актом, регулирующим социально - трудовые отношения в области организации, оплаты и охраны труда, социальных гарантий, занятости, найма и увольнения работников, и направлено на обеспечение защиты социальных и экономических прав и интересов работников, поддержание достаточного уровня их жизни, создание социально - экономических условий для производительного труда, укрепление трудовой дисциплины, предотвращение трудовых конфликтов.
Сторонами Соглашения являются:
работники в лице их представителя - Центрального совета профсоюза работников предприятий пищевой промышленности и производственных кооперативов Российской Федерации;
работодатели в лице их представителя - Союза товаропроизводителей пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации.
Участником Соглашения является:
Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
Соглашение действует с 1 января 2001 года по 31 декабря 2002 года.
Стороны согласились обсудить вопрос о продлении срока действия или принятии нового соглашения за три месяца до окончания действия данного Соглашения.
Соглашение может быть дополнено или изменено только при взаимной договоренности сторон, его подписавших, о чем заинтересованная сторона вносит соответствующее предложение другой стороне не менее чем за две недели до начала переговоров.
Ни одна из сторон не может в течение установленного срока действия Соглашения в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых обязательств.
В случае реорганизации одной из сторон Соглашения ее обязательства переходят к правопреемнику.
I. Сфера действия Соглашения
1.1. Соглашение распространяется на всех работников предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, входящих в Союз товаропроизводителей пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации, а также других юридических и физических лиц, делегировавших ему соответствующие полномочия.
1.2. Соглашение устанавливает минимальные социальные гарантии работникам при заключении коллективных договоров и соглашений и не ограничивает права организаций в их расширении за счет своих собственных средств.
II. Обязательства договаривающихся Сторон
Стороны Соглашения обязуются:
2.1. Принимать меры к обеспечению работодателями и профсоюзными организациями выполнения установленных настоящим Соглашением социальных гарантий и льгот работникам и их семьям, при условии включения их в коллективные договора и соглашения.
2.2. Сотрудничать на паритетных началах при решении социально - экономических проблем в пищевой и перерабатывающей промышленности для защиты социально - трудовых прав работников.
2.3. Вносить в Правительство Российской Федерации предложения по решению трудовых и социально - экономических вопросов, учитывающих специфику труда работников отрасли.
2.4. Проводить политику, направленную на повышение доходов работников, в зависимости от роста эффективности производства и уровня жизни в стране.
2.5. Способствовать созданию благоприятных социально - трудовых отношений в организациях, сотрудничеству между работодателями и трудовыми коллективами по вопросам, представляющим общий интерес, укреплению трудовой дисциплины, внедрению новых методов управления и хозяйствования.
III. Социально - трудовые отношения
3.1. Во всех случаях, предусмотренных КЗоТ Российской Федерации, работодатель обязан при приеме на работу заключить с работником в письменной форме договор (контракт).
При изменении периода найма или должности работника на предприятии необходимо составить новый письменный договор (контракт) о найме.
3.2. Работодатель обязан доводить до работников сведения о применяемых в производстве вредных веществах, результатах аттестации рабочих мест, степени воздействия вредных и опасных производственных факторов и установленных в связи с этим льготах и размерах компенсационных выплат.
3.3. Работодатель гарантирует, что работники получат в удобное время достаточные для работы сведения и обучение, инструкции и практику, необходимость чего должна быть оценена работодателем.
3.4. В случае рассмотрения работодателем вопроса о:
а) передаче контроля над своим предприятием или его частью;
б) объединении или слиянии;
в) закрытии предприятия целиком или его существенной части;
г) значительном сокращении производственной деятельности профсоюзная организация должна быть немедленно поставлена в известность, с условием неразглашения информации, и приглашена для консультаций.
Работодатель должен представить профорганизации разработанные планы, касающиеся перевода, объединения, сокращения производственной деятельности или закрытия предприятия, включая предложения о последствиях этих акций для занятости работников.
Если реализация этих планов будет иметь последствия для работников или некоторых из них, работодатель совместно с профсоюзной организацией разрабатывают мероприятия по социальной защите работников.
При массовом увольнении (свыше 5 процентов от численности работающих) работодатель обеспечивает трудоустройство не менее 75 процентов высвобождаемых работников, в первую очередь слабозащищенных - женщин, имеющих маленьких детей, инвалидов, ветеранов войны и труда.
3.5. Расторжение трудового договора (контракта) по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным Кодексом законов о труде, должно производиться с предварительного согласия соответствующего выборного профсоюзного органа.
IV. Рабочее время и время отдыха
4.1. В соответствии с действующим законодательством нормальная продолжительность рабочего времени работников, занятых в основном и вспомогательном производствах, не может превышать 40 часов в неделю. Режим труда и отдыха работников устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, согласованными с профсоюзным комитетом организации.
4.2. Рабочее время работников, занятых во вредном производстве и для которых установлен сокращенный рабочий день, определяется "Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день".
4.3. При необходимости работодатель может привлечь работника к работе в выходные и праздничные дни только с его согласия и разрешения профсоюзного комитета. В случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 3 статьи 63 КЗоТ Российской Федерации, согласия работника на привлечение к работе в выходные дни не требуется.
4.4. Всем работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка продолжительностью не менее 24 рабочих дней в расчете на шестидневную рабочую неделю. Порядок и условия предоставления дополнительных отпусков за работу во вредных условиях труда, ненормированный рабочий день, за длительную непрерывную работу устанавливаются в соответствии с действующим законодательством.
Другие дополнительные отпуска предоставляются за счет средств организаций, исходя из их финансовой и производственной возможностей и оговариваются в коллективных договорах.
V. Оплата труда
5.1. Вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, должностных окладов, премий, иных поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями работников устанавливаются организациями самостоятельно в пределах имеющихся средств и фиксируются в коллективных договорах.
Все изменения о размерах и условиях оплаты производятся работодателем с обязательным извещением работников организации не позднее чем за 2 месяца.
Установление систем оплаты труда и форм материального поощрения производится работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом.
5.2. Минимальная месячная тарифная ставка I разряда (оклада) при работе в нормальных условиях труда и при полной отработке нормы рабочего времени с 1 января 2001 г. устанавливается на уровне до 60% величины прожиточного минимума в соответствующем регионе и является основой для дифференциации тарифных ставок (окладов) других категорий работников при заключении коллективных договоров.
В случаях, когда экономическое положение отдельных организаций позволяет обеспечить более высокий уровень оплаты, установленный минимальный размер тарифной ставки (оклада) I разряда может быть повышен до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения соответствующего региона.
Порядок и сроки индексации минимального размера тарифной ставки (оклада) I разряда определяются коллективными договорами организаций исходя из индекса потребительских цен и роста производительности труда.
5.3. Размер повышенной оплаты труда за тяжелые и вредные условия труда, сверхурочную работу, работу в вечернее и ночное время и т.д. устанавливается коллективными договорами, но не ниже размера, предусмотренного законодательством.
5.4. Оплата времени простоя не по вине работника производится из расчета не ниже тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада).
5.5. Выплата заработной платы производится в денежном исчислении не реже 2-х раз в месяц.
5.6. Порядок и сроки индексации минимальных размеров тарифных ставок и должностных окладов работников определяются в коллективном договоре в соответствии с действующим законодательством.
VI. Занятость
Союз товаропроизводителей пищевой и перерабатывающей промышленности и отраслевой профсоюз содействуют проведению государственной политики занятости.
В этих целях организациям рекомендуется:
6.1. Работодателям совместно с профсоюзными организациями и органами исполнительной власти осуществлять разработку и реализацию программы содействия занятости работников на предприятиях и организациях пищевой и перерабатывающей промышленности на 2001 - 2002 годы, не допуская при этом создания рабочих мест в организациях с оплатой ниже прожиточного минимума в регионе.
6.2. При заключении коллективных договоров предусматривать обязательства по обеспечению подготовки рабочих мест, фронта работ и занятости работников, организации профессиональной подготовки и переподготовки высвобождаемых работников до наступления срока расторжения трудового договора, другие меры, способствующие социальной защищенности работников, увольняемых при сокращении численности (штата) и ликвидации организации. Предоставлять лицам, уволенным с работы по сокращению численности штатов, преимущественное право на занятие вакантных мест в данной организации или на предприятии.
6.3. Организовывать постоянную профессиональную подготовку кадров, обучение вторым и смежным профессиям рабочих и специалистов, повышение их квалификации. Конкретное количество работников, подлежащих профессиональному обучению и повышению квалификации, предусматривать в коллективных договорах.
6.4. Массовое высвобождение работников, связанное с рационализацией производства, совершенствованием организации труда, ликвидацией, перепрофилированием организации или ее структурных подразделений, полной или частичной приостановкой производства по инициативе работодателя, осуществлять лишь при условии предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления в письменной форме органов службы занятости, соответствующих профсоюзных органов и иных представительных органов работников.
6.5. Проводить с профорганами взаимные консультации по проблемам занятости высвобождаемых работников, предоставления им социальных гарантий и источников их финансирования.
6.6. Предусматривать в коллективных договорах обеспечение приоритетных условий занятости работников предпенсионного возраста (в пределах 2-х лет), имеющих продолжительный стаж работы в данной организации, и лиц, особо нуждающихся в социальной защите.
Обеспечивать доплату к пенсиям пенсионерам, проработавшим длительный срок на одном месте в организации, на предприятии, в размерах, согласованных в коллективных договорах.
VII. Охрана труда
7.1. Работодатели и работники несут общую ответственность за безопасность на работе. Работодатели обязаны обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте.
7.2. Работодатели обеспечивают:
7.2.1. Проведение аттестации рабочих мест и на ее основе разработку и своевременное выполнение мероприятий по приведению условий труда в соответствие с требованиями действующих норм и правил по охране труда.
Проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно - технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям труда.
Разработку совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами; оказание организационно - методической помощи по выполнению запланированных мероприятий.
7.2.2. Организацию обучения и инструктирования работников по охране труда.
7.2.3. Организацию хранения, своевременной выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты.
7.2.4. Проведение за счет собственных средств предварительных (при приеме на работу) и периодических медицинских осмотров для всех работающих во вредных условиях труда.
Внесение предложений по изменению и дополнению списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда.
7.2.5. Сохранение и укрепление материально - технической базы имеющихся у организаций санаториев - профилакториев, медико - санитарных частей и других лечебно - оздоровительных учреждений.
7.2.6. Совместно с профсоюзными комитетами надлежащие условия и гарантии деятельности уполномоченных (доверенных)

ПРИКАЗ Минсельхоза РФ от 19.01.2001 n 58 О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ К ПРИКАЗУ МИНСЕЛЬХОЗА РОССИИ ОТ 8 НОЯБРЯ 2000 Г. n 903  »
Постановления и Указы »
Читайте также