ПРИКАЗ МАП РФ от 16.01.2001 n 13 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ (вместе с МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ УПРАВЛЕНИЯМИ МАП РОССИИ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В СФЕРЕ УСЛУГ АЭРОПОРТОВ)


МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ПРИКАЗ
от 16 января 2001 г. N 13
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
В соответствии с решением коллегии МАП России от 29.02.2000 приказываю:
1. Утвердить Методические рекомендации по осуществлению территориальными управлениями МАП России контроля за деятельностью субъектов естественных монополий в сфере услуг аэропортов.
2. Довести данные Методические рекомендации до сведения всех территориальных управлений МАП России.
3. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя Министра Голомолзина А.Н.
Министр
И.А.ЮЖАНОВ



Утверждены
Приказом МАП России
от 16 января 2001 г. N 13
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ УПРАВЛЕНИЯМИ
МАП РОССИИ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СУБЪЕКТОВ
ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В СФЕРЕ УСЛУГ
АЭРОПОРТОВ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящие Методические рекомендации разработаны для территориальных управлений МАП России (далее - ТУ) с целью их эффективного участия в государственном регулировании и контроле деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в сфере услуг аэропортов и включенных в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль (далее - аэропортов).
Методические рекомендации разработаны в соответствии со следующими нормативными актами:
Федеральным законом от 17.08.95 N 147-ФЗ "О естественных монополиях";
Воздушным кодексом Российской Федерации от 19.03.97 N 60-ФЗ;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.99 N 793 "Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.00 N 257 "Об утверждении Положения о рассмотрении федеральными органами исполнительной власти по регулированию естественных монополий дел о нарушениях Федерального закона "О естественных монополиях";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.99 N 1158 "Об обеспечении соблюдения экономически обоснованных принципов формирования цен на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий";
Положением о государственном регулировании сборов и тарифов на услуги аэропортов Российской Федерации, утвержденным правлением МАП России;
Положением о территориальном управлении Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, утвержденным Приказом МАП России от 17.11.99 N 441;
Положением о Реестре субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, утвержденным Приказом МАП России от 09.07.99 N 215;
Положением о порядке представления органам регулирования естественных монополий на транспорте ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статьи 7 Закона РФ "О естественных монополиях" (в настоящее время разрабатывается).
Методические рекомендации определяют принципы разграничения полномочий и взаимодействия центрального аппарата МАП России и его территориальных управлений при осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности аэропортов, а также порядок участия ТУ МАП России:
в осуществлении государственного ценового регулирования деятельности аэропортов,
в формировании и ведении Реестра субъектов естественных монополий на транспорте (раздел 2 "Услуги аэропортов"),
в осуществлении государственного контроля за соблюдением аэропортами требований законодательства о естественных монополиях.
II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЦЕНОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЭРОПОРТОВ
Ценовое регулирование деятельности аэропортов осуществляется МАП России в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О естественных монополиях" (далее - Закона) и заключается в утверждении перечня регулируемых аэропортовых сборов и тарифов, размера регулируемых аэропортовых сборов и тарифов (фиксированный или предельный уровень), а также в последующем контроле правомерности их применения.
1. Цели, принципы и задачи ценового регулирования
деятельности аэропортов
Целью государственного ценового регулирования услуг аэропортов является реализация государственной политики по обеспечению:
баланса интересов аэропортов и потребителей авиатранспортных услуг;
доступности услуг аэропортов;
устойчивого и экономически эффективного функционирования аэропортов.
Государственное ценовое регулирование услуг аэропортов основывается на следующих принципах:
применение на всей территории Российской Федерации единой структуры и системы построения аэропортовых сборов и тарифов;
выработка решений по регулированию аэропортовых сборов и тарифов на базе всестороннего анализа экономического и финансового состояния объектов регулирования;
дифференцированный подход к регулированию аэропортовых сборов и тарифов с учетом конкретных производственно - технологических условий деятельности аэропортов;
обеспечение для потребителей равного доступа к инфраструктуре аэропортов;
обеспечение открытости принимаемых решений.
При осуществлении ценового регулирования услуг аэропортов решаются следующие практические задачи:
сдерживание инфляционных процессов в экономике;
соблюдение экономически обоснованных принципов формирования сборов и тарифов на услуги аэропортов;
государственный контроль за применением аэропортовых сборов и тарифов;
стимулирование с помощью сборов и тарифов качества оказываемых услуг, а также удовлетворения спроса на них;
обеспечение раздельного учета затрат по видам деятельности аэропортов.
2. Регулирование аэропортовых сборов и тарифов
за наземное обслуживание воздушных судов
эксплуатантов Российской Федерации
Регулированию подлежат сборы и тарифы на услуги аэропортов, организационно и технологически связанные с обеспечением полетов и обслуживанием воздушных судов, пассажиров, грузов и почты, выполняемые предприятиями и организациями независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности на основании сертификатов и лицензий, выданных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области гражданской авиации.
Перечень аэропортовых сборов, тарифов и цен за наземное обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах Российской Федерации, порядок их применения, порядок оформления и производства расчетов для их взимания, а также методические рекомендации аэропортам по их расчету, которыми должны руководствоваться аэропорты в своей деятельности, утверждены Приказом Федеральной авиационной службы России (ФАС России) от 11.10.96 N 71 "О совершенствовании системы аэропортовых сборов тарифов и цен за наземное обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации" и приложениях к нему. Аэропорты самостоятельно рассчитывают ставки сборов, тарифов и цен, руководствуясь требованиями данного Приказа.
Перечень регулируемых аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание воздушных судов российских эксплуатантов, а также порядок их утверждения приведены в "Положении о государственном регулировании сборов и тарифов на услуги аэропортов Российской Федерации".
В соответствии с названными документами государственному регулированию подлежат следующие услуги аэропортов:
1) по обеспечению взлета - посадки;
2) по обеспечению авиационной безопасности;
3) по пользованию аэровокзалом (отдельно для внутренних и международных перевозок);
4) по обслуживанию пассажиров (отдельно для внутренних и международных перевозок).
Ставки сборов и тарифов за эти услуги аэропортов, перечень которых приведен в приложении 1 "Положения о государственном регулировании сборов и тарифов на услуги аэропортов Российской Федерации", утверждаются решениями правления МАП России.
Для этого аэропорты направляют в центральный аппарат МАП России и соответствующее ТУ МАП России заявку произвольной формы на пересмотр действующих сборов и тарифов. К заявке прикладываются необходимые обоснования, документы финансовой и бухгалтерской отчетности (перечень приведен в приложениях 2 и 3 "Положения о регулировании..."). В течение 25 дней после получения ими информации территориальное управление информирует Департамент регулирования деятельности естественных монополий на транспорте о своей позиции по вопросу пересмотра сборов и тарифов на основе:
анализа представленных аэропортом документов;
имеющейся у ТУ информации о деятельности аэропорта;
материалов ранее проведенных проверок соблюдения аэропортом требований законодательства о естественных монополиях.
В течение 30 дней после получения заявки Департамент представляет в правление проект решения с учетом мнения соответствующего ТУ МАП России.
Утвержденные правлением МАП России ставки сборов и тарифов подлежат обязательной регистрации в Центре расписания и тарифов (далее - ЦРТ) Транспортной Клиринговой Палаты. Процесс регистрации занимает 30 дней. ЦРТ кроме функции регистрации осуществляет еще и функцию опубликования применяемых в аэропортах сборов и тарифов и доведения их до потребителей (авиакомпаний). Днем ввода в действие утвержденных МАП России сборов и тарифов считается день регистрации в ЦРТ.
3. Регулирование аэропортовых сборов за наземное
обслуживание воздушных судов иностранных
эксплуатантов
Перечень аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов утвержден Приказом ФАС России от 24.02.99 N 43 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах и тарифах за обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов в Российской Федерации".
Государственному регулированию подлежат следующие услуги аэропортов:
1) по обеспечению взлета - посадки;
2) по обеспечению сверхнормативной стоянки;
3) по обеспечению авиационной безопасности;
4) по пользованию аэровокзалом;
5) по аэронавигационному обслуживанию в районе аэродрома.
Эти сборы утверждаются решениями правления МАП России для всех международных аэропортов Российской Федерации. Порядок их утверждения аналогичный утверждению сборов и тарифов за наземное обслуживание воздушных судов российских эксплуатантов. Сборы утверждаются в долларах США.
После утверждения решением правления МАП России эти сборы подлежат опубликованию в "Сборнике аэронавигационной информации" (АИП) Российской Федерации. Ввод в действие утвержденных ставок сборов осуществляется по согласованию с Международной ассоциацией воздушного транспорта (ИАТА), обычно через 2 месяца после опубликования в АИП РФ.
Участие ТУ МАП России в работе по рассмотрению и утверждению сборов и тарифов за наземное обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов не предусмотрено.
III. ВЕДЕНИЕ РЕЕСТРА СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
НА ТРАНСПОРТЕ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ
(Раздел 2 "Услуги аэропортов")
Реестр субъектов естественных монополий на транспорте формируется в соответствии с "Положением о Реестре субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль", утвержденным Приказом МАП России от 09.07.99 N 215.
ТУ МАП России собирают информацию обо всех хозяйствующих субъектах в регионе, осуществляющих свою деятельность в сфере услуг аэропортов. На основании собранной информации ТУ МАП России представляют предложения с необходимыми обоснованиями в Управление информационных технологий и реестров о необходимости отнесения хозяйствующего субъекта к числу субъектов естественных монополий на транспорте, а также включения (исключения) его в (из) Реестр(а). Управление информационных технологий и реестров совместно с Департаментом регулирования деятельности естественных монополий на транспорте рассматривает представленные документы и готовит проект решения правления МАП России по данному вопросу.
IV. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРАХ ЕСТЕСТВЕННЫХ
МОНОПОЛИЙ НА ТРАНСПОРТЕ
Государственный контроль услуг аэропортов ТУ МАП России осуществляют посредством:
1) рассмотрения ходатайств и уведомлений на совершение сделок, предусмотренных статьей 7 Федерального закона "О естественных монополиях";
2) проведения контрольных проверок соблюдения аэропортами требований Закона.
1. Рассмотрение ходатайств и уведомлений на совершение
сделок, предусмотренных статьей 7 Закона
Порядок рассмотрения ТУ МАП России ходатайств и уведомлений аэропортов регионального значения на совершение сделок, предусмотренных статьей 7 Закона, определяется "Положением о порядке представления органам регулирования естественных монополий на транспорте ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статьи 7 Закона РФ "О естественных монополиях".
2. Проведение ТУ МАП России контрольных проверок
соблюдения аэропортами требований Закона
Решение о проведении контрольной проверки аэропорта принимается руководством МАП России по представлению руководителя Департамента регулирования деятельности естественных монополий на транспорте или руководителя территориального управления МАП России.
Основанием для проверки может быть:
1) решение Правительства Российской Федерации;
2) публикации в прессе;
3) жалобы граждан и юридических лиц;
4) справки Департамента регулирования деятельности естественных монополий на транспорте, территориальных управлений МАП России по изучению текущих годовых отчетов предприятий, а также планов капитальных вложений;
5) предложения ТУ МАП России, основанные на имеющихся фактах нарушений.
Перед проведением контрольной проверки работниками контролирующего подразделения, задействованными в проверке, изучаются материалы, относящиеся к проверяемому субъекту естественной монополии, составляется задание по проверке по поставленному вопросу.
В Юридическом департаменте, Департаменте регулирования деятельности естественных монополий на транспорте, Управлении по антимонопольной политике в ТЭК, транспорте и связи, Управлении информационных технологий и реестров, Управлении информации и экономико - правового анализа подбираются нормативно - методические документы, сборы, тарифы, выписка из Реестра с реквизитами предприятия, информация о производственной деятельности за проверяемый период, справка о принятых решениях исполнительными органами федерального и регионального

РАСПОРЯЖЕНИЕ Минимущества РФ от 16.01.2001 n 69-р О ЗАКРЕПЛЕНИИ ИМУЩЕСТВА ЗА ОРЛОВСКИМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ТЕХНИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТОМ  »
Постановления и Указы »
Читайте также