МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С УЧЕТОМ ЕСТЕСТВЕННОГО ИЗНОСА И ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ НА МОМЕНТ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ. РД 37.009.015-98 (С ИЗМЕНЕНИЕМ n 1) (утв. Минэкономики РФ 04.07.1998)


Утверждено
Министерством экономики
Российской Федерации
4 июля 1998 года
Заместитель Министра
С.Г.МИТИН
Утверждаю
Зам. Генерального
директора ГНЦ НАМИ
О.И.ГИРУЦКИЙ
22 июля 1999 года
Согласовано
Директор НТЦ НАМИ
А.С.ПОРОШИН
20 июля 1999 года
Разработано
Зав. ОЦО НАМИ
А.П.ИВАНОВ
20 июля 1999 года
С.н.с. ОЦО НАМИ
Л.С.САМОХОДКИН
22 июля 1999 года
Дата ввода в действие -
4 июля 1998 года
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
С УЧЕТОМ ЕСТЕСТВЕННОГО ИЗНОСА И ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
НА МОМЕНТ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ
РД 37.009.015-98
(с Изменением N 1)
1. Разработано и внесено Государственным Научным Центром Российской Федерации "НАМИ"
Первый заместитель Генерального директора ГНЦ РФ "НАМИ", член
- корреспондент Академии качества РФ, к.э.н. А.А.Ипатов
Зав. отделом технического обслуживания, ремонта автомобильной
техники и сертификации услуг В.И.Фомичев
Зам. зав. отделом технического обслуживания, ремонта
автомобильной техники и сертификации услуг Ю.Н.Глумов
Зав. отделом ценообразования А.П.Иванов
Федеральный Центр судебной экспертизы:
Зам. зав. лабораторией судебно - автотехнической
экспертизы В.Ф.Алексеев
Консультационный Центр "ТК Сервис":
Генеральный директор В.И.Тихомиров
2. Согласовано
Главный таможенный комитет Российской Федерации. Центральная таможенная лаборатория - письмо N 01-15/125 от 15.01.98.
Общество потребителей автотехники России - письмо N 01/135-Э от 06.04.98.
Межрегиональная общественная организация "Лига автоэкспертов" - письмо N 12 от 07.04.98.
3. Утверждено и введено в действие 4 июня 1998 года Министерством экономики Российской Федерации.
4. Введено взамен РД 37.009.015-92 и РД 37.009.019-89.
Настоящее Руководство разработано сотрудниками Государственного Научного Центра "НАМИ" совместно с сотрудниками Федерального Центра судебной экспертизы и при участии ТК "Сервис" взамен РД 37.009.015-92 и РД 37.009.019-89.
Настоящее Руководство определяет методы и устанавливает порядок расчета стоимости автотранспортного средства (далее - АМТС) с учетом его технического состояния, комплектности и дополнительной оснащенности; естественного и морального износа, старения; стоимости запасных частей, работ и материалов, необходимых для его восстановления до состояния, отвечающего общим техническим и требованиям безопасности, регламентированным действующим законодательством.
Материалы Руководства позволяют также выполнить работы по определению полной и остаточной восстановительной стоимости АМТС с учетом нормативного износа, предусмотренного Едиными нормами амортизационных отчислений на полное восстановление подвижного состава автомобильного транспорта.
Руководство предназначено для практического использования в работе организациями, выполняющими услуги по определению стоимости АМТС, определению величины ущерба в результате дорожно - транспортного происшествия или стихийного бедствия, определению стоимости запасных частей, материалов и работ при выполнении ремонта АМТС; выполняющими товарную оценку АМТС, страхование имущества; правоохранительными, судебными, налоговыми и таможенными органами; предприятиями, выполняющими услуги по ремонту АМТС.
Руководство предназначено для использования при определении стоимости легковых и грузовых автомобилей, прицепов к ним, автобусов любых марок, как отечественного, так и иностранного производства.
Руководство, не регламентируя общий порядок и правила предоставления услуг по определению стоимости АМТС, устанавливает отдельные требования, обязательное исполнение которых продиктовано действующими законодательными и правовыми нормами.
Руководство устанавливает основы взаимоотношений и определяет особенности взаимодействия с различными категориями заказчиков услуг по определению стоимости АМТС; рекомендуемые формы конечных документов, необходимый и достаточный объем информации, составляющий их содержание; квалификационные требования к персоналу, информационному обеспечению деятельности по определению стоимости АМТС.
При разработке Руководства использован обобщенный опыт применения РД 37.009.015-92 "Методическое руководство по определению стоимости транспортного средства с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления" экспертными организациями, предприятиями автотехобслуживания, судебными и правоохранительными учреждениями стран СНГ.
В структуре и содержании Руководства учтены рекомендации Академии оценки недвижимости, предприятий (бизнеса), машин и оборудования, интеллектуальной собственности и инвестиционных проектов Российского Общества Оценщиков.
Математический аппарат Руководства и его методологические основы совместимы с информационным обеспечением, предоставляемым фирмами "Евротакс", "Аудатекс", "Митчелл", "ДАТ", "Мотор" по автомобилям европейского и американского производства.
Руководство рекомендуется к использованию при сертификации соответствия услуг по определению стоимости АМТС с учетом естественного износа и технического в Системе сертификации ГОСТ Р.
1. Общие положения
1.1. Руководство позволяет выполнять следующие работы:
- определение общего технического состояния АМТС;
- определение стоимости АМТС с учетом естественного износа, на основе фактического технического состояния, комплектности и дополнительной оснащенности;
- определение стоимости аварийного АМТС с учетом доаварийного технического состояния, естественного износа, комплектности и дополнительной оснащенности;
- определение стоимости восстановления (ремонта) АМТС по конкретному аварийному повреждению (стоимость необходимых запасных частей, ремонтных работ и материалов);
- определение стоимости восстановления (ремонта) АМТС с учетом стоимости необходимых запасных частей, ремонтных работ и материалов по устранению эксплуатационных дефектов и аварийных повреждений;
- определение размера ущерба по величине затрат на восстановление (ремонт) АМТС, поврежденного в дорожно - транспортном происшествии (ДТП), при стихийном бедствии, в результате противоправных действий третьих лиц;
- определение величины дополнительной утраты товарной стоимости (далее - УТС) автотранспортного средства в результате аварийного повреждения и последующих ремонтных воздействий по их устранению;
- определение общей суммы ущерба по конкретному повреждению АМТС по величине затрат на его восстановление (ремонт) и утраты товарной стоимости в результате повреждения и последующих ремонтных воздействий;
- определение полной и остаточной восстановительной стоимости АМТС с учетом нормативного износа.
Перечисленные работы выполняются на основании заключения о техническом состоянии, составленном при осмотре АМТС, без применения диагностического и контрольно - измерительного оборудования, органолептическим методом.
1.2. Результаты расчетов, выполненных по методике Руководства, могут быть использованы в следующих случаях:
- при определении стартовой цены для аукционов и конкурсов по продаже и сдаче в аренду единичных АМТС или предприятий, имеющих АМТС в числе основных фондов;
- при определении стоимости АМТС или предприятий, имеющих АМТС в числе основных фондов, с целью приватизации или передаче в доверительное управление;
- при определении величины арендной платы при заключении договоров аренды АМТС или предприятий, имеющих АМТС в числе основных фондов;
- при определении стоимости АМТС или предприятий, имеющих в числе основных фондов АМТС, с целью продажи;
- при использовании АМТС в качестве залога;
- при страховании АМТС физических и юридических лиц;
- при определении ущерба, причиненного АМТС;
- при оценке стоимости для разрешения имущественных споров;
- при переоценке основных фондов юридических лиц;
- при определении стоимости налогооблагаемой базы;
- при оценке стоимости предприятия (бизнеса);
- при определении размера пошлин и сборов;
- при оформлении нотариусом договоров купли - продажи;
- при составлении брачных контрактов и при разделе имущества;
- при ликвидации и утилизации АМТС.
1.3. При осмотре АМТС определяется соответствие параметров его технического состояния требованиям законодательных и нормативных документов Российской Федерации по эксплуатации АМТС, обеспечивающих безопасность жизни, здоровья, предотвращение нанесения вреда имуществу граждан, а также охрану окружающей среды.
Перечень законодательных и нормативных актов РФ, рекомендуемых для использования консультационными пунктами, приведен в Приложении 1.
1.4. Исполнителями данных работ могут быть организации любых организационно - правовых форм, имеющие соответствующую производственную базу, необходимый нормативный фонд, персонал соответствующей квалификации, а также экспертные учреждения системы Минюста РФ.
1.5. Заказчиками перечисленных работ могут быть владельцы АМТС (физические и юридические лица) или их доверенные представители, а также заинтересованные организации - торгующие и страховые организации, правоохранительные и судебные органы, таможня, налоговая инспекция, нотариат, банки и другие финансово - кредитные учреждения, автообслуживающие предприятия.
1.6. Основанием для выполнения перечисленных работ является заявление владельца АМТС, оформленное в юридически действенной форме, или официальный запрос заинтересованной организации.
1.7. Судебные, товароведческие экспертизы могут быть выполнены экспертными организациями в пределах их компетенции и в объеме, согласованном с заказчиком такой услуги.
1.8. Основанием для проведения судебных экспертиз АМТС служит постановление (определение) лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи о назначении экспертизы. При этом специалист, назначенный экспертом, в соответствии с нормами гражданско- и уголовно - процессуального законодательства предупреждается об ответственности за отказ или уклонение от дачи заключения или за дачу заведомо ложного заключения.
1.9. Для исполнения заказа владелец (доверенное лицо) предоставляет для осмотра автотранспортное средство и следующие документы:
- удостоверение личности или удостоверение (доверенность) на право управления АМТС;
- паспорт транспортного средства (технический паспорт, свидетельство о регистрации) АМТС;
- документ органа внутренних дел (ГИБДД) о повреждениях участвовавшего в ДТП транспортного средства, обнаруженных осмотром на месте ДТП;
- направление, постановление, определение, в случае наличия заинтересованной организации (правоохранительные, судебные, страховые и т.п.);
- документ, подтверждающий вызов, при наличии ответчика.
1.10. Нетранспортабельное АМТС, независимо от его комплектности, может быть осмотрено по месту хранения (стоянки) за дополнительную плату. При этом владелец (заказчик) должен создать условия для проведения осмотра (свободный подход, освещение, возможность осмотра снизу и т.д.).
1.11. Осмотр транспортного средства осуществляется в присутствии заказчика (или его доверенного представителя) и, как правило, других заинтересованных лиц (сторон).
1.12. Заинтересованные лица (доверенные представители) приглашаются заказчиком услуг. Приглашение в обязательном порядке должно быть персонифицировано, в нем указывается дата, время и место проведения осмотра. Приглашение, как правило, осуществляется телеграммой с уведомлением о вручении таковой.
1.13. Извещение (телеграмма) должно быть вручено адресату не позднее чем за 3 дня до проведения осмотра, если приглашаемый живет в этом же городе (районе), и за 6 дней - иногороднему (не считая дня вручения и необходимого времени на дорогу).
1.14. Осмотр АМТС может проводиться в отсутствие приглашенного лица (с отметкой в Акте осмотра АМТС), если заказчик предъявит документ о его своевременном вызове и если ответчик не явился в течение получаса после назначенного времени.
1.15. По каждой выполненной услуге оформляется и выдается заказчику комплект документов, форма и содержание которых должны отвечать запросу заказчика услуги.
В общем случае заказчику выдаются следующие документы:
- акт осмотра АМТС;
- заключение о стоимости АМТС на момент предъявления;
- заключение (калькуляция) о стоимости восстановления (ремонта) поврежденного АМТС;
- заключение о дополнительной утрате товарной стоимости АМТС.
Рекомендуемые формы документов приведены в Приложениях 2, 3, 4, 5.
1.16. Документы должны быть подготовлены и выданы заказчику не позднее десяти дней после осмотра АМТС.
Примечание. Сроки исполнения заказа могут быть установлены по согласованию с заказчиком.
1.17. Документы должны быть оформлены на бланке предприятия, выполнявшего заказ, подписаны исполнителем и руководителем экспертной организации и заверены печатью.
1.18. Копии выданных документов и материалы сопутствующих расчетов хранятся в экспертной организации в течение трех лет и могут быть выданы по официальному запросу организаций, имеющих на это полномочия, или по заявлению заказчика.
1.19. В случае отказа одной из заинтересованных сторон (истца или ответчика) от проведения осмотра, по причине недоверия экспертной организации, несоответствующего места и времени осмотра, приоритет решения о проведении осмотра и выполнения услуги остается за заказчиком услуги.
1.20. При несогласии с результатами осмотра любая из заинтересованных сторон может опротестовать их в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ.
1.21. При выполнении услуги по месту хранения АМТС оплата услуги производится авансом при ее заказе или на месте стоянки транспортного средства.
1.22. При выполнении услуги, окончательная стоимость которой может быть определена только после окончания работ, с заказчика взимается аванс в размере предполагаемой стоимости услуги после оформления Акта осмотра, а окончательный расчет производится при выдаче остальных документов.
1.23. Заказчик услуги вправе отказаться от ее выполнения, оплатив стоимость выполненных работ на момент расторжения заказа.
1.24. Вызов специалиста - автоэксперта (далее - эксперта) в суд или следственные органы для консультаций, разъяснений (кроме случаев, связанных с некачественной работой) оплачивается в установленном Законом порядке из расчета часового заработка эксперта.
1.25. К экспертам, непосредственно

РАСПОРЯЖЕНИЕ Госкомимущества РФ от 27.10.1995 n 1555-р (с изм. от 31.12.2000) <ОБ АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ НЕФТЯНАЯ КОМПАНИЯ ЛУКОЙЛ>  »
Постановления и Указы »
Читайте также