ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 09.09.1996 n 1062 (с изм. от 30.12.2000) О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ НА 1997 - 2000 ГОДЫ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 1996 г. N 1062
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНТЕГРАЦИИ
ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ
НАУКИ
НА 1997 - 2000 ГОДЫ"
(с изм.,
внесенными Постановлением Правительства
РФ
от 30.12.2000 N 1034)
Во исполнение Указа
Президента Российской Федерации от 13 июня
1996 г. N 903 "О государственной поддержке
интеграции высшего образования и
фундаментальной науки" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1996,
N 25, ст. 3008), в целях развития фундаментальных
научных исследований, выполняемых
совместно учеными высшей школы, Российской
академии наук, государственных научных
центров Российской Федерации,
научно-исследовательских организаций, и
повышения качества фундаментального
образования Правительство Российской
Федерации постановляет:
1. Утвердить
прилагаемую Федеральную целевую программу
"Государственная поддержка интеграции
высшего образования и фундаментальной
науки на 1997 - 2000 годы" (далее именуется -
Программа) и представить ее Президенту
Российской Федерации для решения вопроса о
придании Программе статуса
президентской.
2. Утвердить
Министерство общего и профессионального
образования Российской Федерации и
Российскую академию наук государственными
заказчиками Программы.
3. Министерству
экономики Российской Федерации и
Министерству финансов Российской
Федерации при формировании федерального
бюджета на 1997 - 2000 годы включать Программу в
перечень федеральных целевых программ,
подлежащих финансированию за счет средств
федерального бюджета.
Председатель
Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 сентября 1996 г.
N 1062
------------------------------------------------------------------
Указом Президента РФ от 05.12.96 N 1641
Федеральной целевой программе присвоен
статус президентской программы.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНТЕГРАЦИИ
ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ
НАУКИ
НА 1997 - 2000 ГОДЫ
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНТЕГРАЦИИ
ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ
НАУКИ
НА 1997 - 2000 ГОДЫ"
Наименование
Программы - Федеральная целевая
программа
"Государственная поддержка интеграции
высшего образования и
фундаментальной
науки
на 1997 - 2000 годы"
Основание для разработки -
Указ Президента Российской Федерации
Программы от 13 июня 1996 г. N 903
"О государственной поддержке
интеграции
высшего
образования и фундаментальной
науки"
Государственный заказчик -
Министерство общего и профессионального
Программы образования
Российской Федерации,
Российская академия наук
Основные
исполнители - высшие учебные заведения и
научные
Программы учреждения,
определяемые по конкурсу
проектов
Основные разработчики -
межведомственная рабочая группа,
Программы образованная
поручением Правительства
Российской Федерации, экспертная группа
специалистов высшей школы
и Российской
академии
наук
Сроки и этапы - 1997 - 2000 годы
реализации Программы
Цель и задачи
Программы, - развитие фундаментальных
исследований,
важнейшие целевые
выполняемых совместно учеными
показатели Российской академии
наук и высшей школы
и
способствующих обеспечению научной и
экономической
независимости,
безопасности государства, повышению
его научного потенциала;
повышение качества
фундаментального
образования, основанного на традициях
отечественной системы
высшего
профессионального образования, развитие
уникальных, занимающих
передовые
позиции в
мировой науке научных школ и
участие студентов, аспирантов и
преподавателей в разработке
проблем
фундаментальной
и прикладной науки
непосредственно в лабораториях научных
институтов Российской
академии наук;
подготовка и издание учебников,
аккумулирующих новые достижения
науки;
повышение
престижа фундаментального
образования и создание благоприятных
условий для успешного
обучения
студентов,
развитие новых форм,
включая магистратуру;
создание современных образовательных
программ, учитывающих
взаимодействие
естественнонаучных и гуманитарных
знаний;
поддержка различных форм научного
творчества молодежи;
создание современной уникальной
приборно-аналитической базы
совместных
фундаментальных исследований в вузах и
научных институтах,
модернизация
учебных
лабораторных практикумов;
создание баз данных по математическим,
естественнонаучным и
другим
фундаментальным
дисциплинам;
обеспечение инфраструктуры
фундаментальной науки
Основные
направления - развитие совместных
фундаментальных
реализации
исследований, проводимых высшими
Программы учебными заведениями,
Российской
академией
наук, отраслевыми академиями
наук и государственными научными
центрами Российской
Федерации;
обеспечение
взаимодействия
академической науки с образовательным
процессом в высших учебных
заведениях;
формирование информационной базы
фундаментальных исследований в
целях
совершенствования
учебного процесса в
высших учебных заведениях;
развитие опытно-экспериментальной и
приборной базы
фундаментальных
исследований для совместного
использования научными
сотрудниками,
преподавателями, студентами и
аспирантами высших учебных заведений
и
научно-исследовательских организаций;
поддержка экспедиционных и
полевых
исследований,
выполняемых научными
сотрудниками, преподавателями и
студентами высших учебных
заведений
совместно с
учеными Российской академии
наук;
создание
условий для повышения
престижности изучения фундаментальных
наук в высших учебных
заведениях
Ожидаемые конечные -
создание наиболее эффективной системы
результаты реализации развития
фундаментальных наук благодаря
Программы кооперации ученых
университетов,
высших
учебных заведений и институтов
Российской академии наук,
оптимальное
решение
проблем сохранения ведущих
научных школ и развития приоритетных
направлений, определяемых
государственной
научно-технической
политикой;
повышение
качества математического и
естественнонаучного образования,
обновление его содержания и
создание
современных
образовательно -
профессиональных программ;
обновление приборной и информационной
базы фундаментального
образования;
развитие
новых форм организации
учебного процесса, индивидуализация
обучения и выявление
талантливой
молодежи;
создание
научно-образовательных
комплексов, обеспечивающих
взаимодействие фундаментальной
академической и вузовской науки
как
основы подготовки
кадров высшей
квалификации
Объемы и источники -
всего - 3158 млрд. рублей
финансирования
(в ценах 1996 года) за счет средств
Программы федерального бюджета,
из них:
Министерству общего и профессионального
образования Российской
Федерации -
2729 млрд.
рублей,
Российской
академии наук -
429 млрд.
рублей
Система организации - контроль
за исполнением Программы
контроля за
осуществляют Министерство общего и
исполнением профессионального
образования
Программы
Российской Федерации и Российская
академия наук. Ход работы по
проектам и
их итоги,
оценка их социальной и
экономической эффективности, а также
научной значимости
рассматриваются
советом
Программы и принимаются
заказчиком в установленном порядке.
Министерство общего и
профессионального
образования Российской Федерации и
Российская академия наук
направляют
ежегодно, до 1
февраля года,
следующего
за отчетным, в Министерство
экономики Российской Федерации и
Министерство финансов
Российской
Федерации
доклады о ходе работ,
предусмотренных Программой, и
эффективности использования
финансовых
средств
I.
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ
ПРОГРАММЫ
Одним из существенных
недостатков в развитии научно -
технического потенциала страны является
все увеличивающийся разрыв между
академической и вузовской фундаментальной
наукой. Это приводит к распылению средств,
разобщенности ученых и к снижению качества
образования, делает практически
недоступными для студентов и аспирантов
лаборатории и уникальные установки
институтов Российской академии наук и
отраслевых академий. Вследствие
недостаточного финансирования значительно
снижена эффективность таких форм
подготовки специалистов, которые основаны
на взаимодействии ученых высших учебных
заведений и Российской академии наук, и
прежде всего таких форм, как научно -
исследовательские институты при ряде
ведущих университетов страны и базовые
кафедры при научных учреждениях Российской
академии наук.
В то же время развитие
новых форм образования, предполагающее
обеспечение его непрерывности в цепочке
школа - вуз - аспирантура - докторантура,
требует формирования крупных учебно -
научных комплексов, центров. Для своего
функционирования эти центры должны
обладать хорошо развитой инфраструктурой,
в том числе и социальной, иметь уникальную
научную аппаратуру и установки,
необходимые объемы лабораторного
оборудования и реактивов.
Все большую
роль в подготовке специалистов играет и
информационное обеспечение развития
фундаментальной науки и образования.
Однако реальная ситуация ведет к тому, что
его уровень неуклонно снижается -
устаревают учебники, ученые и студенты
крайне ограничены в поездках на
международные научные мероприятия,
отсутствует возможность стажировок.
Одной из существенных трудностей в
современной системе высшего
профессионального образования является
недостаточная разработка некоторых
теоретических вопросов, в частности,
вопросов соотношения естественнонаучных и
гуманитарных знаний при подготовке
специалистов.
Решение вопросов
интеграции высшего образования и
фундаментальной науки требует разработки
федеральной целевой программы, увязанной
по ресурсам, исполнителям и срокам
реализации комплекса
научно-исследовательских,
социально-экономических, правовых,
организационно-хозяйственных и других
мероприятий.
Федеральная целевая
программа "Государственная поддержка
интеграции высшего образования и
фундаментальной науки на 1997 - 2000 годы" (далее
именуется - Программа) разработана в
соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 903.
Программа предусматривает развитие всех
форм взаимодействия академической и
вузовской науки, поддержку совместных
исследований, проводимых на базе
Российской академии наук