ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.09.1995 n 963 (ред. от 28.08.1997) О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РОССИЙСКИЕ ВЕРФИ


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 1995 г. N 963
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РОССИЙСКИЕ ВЕРФИ"
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.08.1997 N 1083)
В целях сохранения и развития производственного и научно - технического потенциала судостроительной промышленности Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу "Российские верфи" (далее именуется Программа), внесенную Государственным комитетом Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности.
2. Утвердить Министерство экономики Российской Федерации государственным заказчиком Программы.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.08.1997 N 1083)
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации включить Программу в перечень федеральных целевых программ, финансируемых из федерального бюджета, имея в виду, что в 1996 - 1997 годах финансирование указанных в Программе научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности в пределах выделяемых ему ассигнований.
4. Государственному комитету Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности представить в 2-месячный срок в Правительство Российской Федерации предложения по созданию межведомственной комиссии, имея в виду возложить на комиссию рассмотрение вопросов целесообразности закупки за рубежом для государственных нужд судов, плавучих технических сооружений и комплектующего оборудования для них.
5. Внести на рассмотрение Президента Российской Федерации проект указа о присвоении Программе статуса президентской программы.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН



Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 сентября 1995 г. N 963
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РОССИЙСКИЕ ВЕРФИ"
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РОССИЙСКИЕ ВЕРФИ"
Наименование Программы Федеральная целевая программа
"Российские верфи"
Дата принятия решения Поручения Президента Российской
о разработке Программы, дата Федерации от 19 декабря 1994 года
ее утверждения (наименование (ПР-1867) и Правительства Российской
и номер соответствующего Федерации от 22 декабря 1994 года
нормативного акта) (ОС-П7-40134).
Постановление Правительства
Российской Федерации от 26 сентября
1995 г. N 963 "О Федеральной
целевой программе "Российские верфи"
Государственный заказчик, Госкомоборонпром России
директор Программы
Основные разработчики Госкомоборонпром России,
Программы Минтранс России,
Минэкономики России,
Минфин России,
МВЭС России,
ГТК России,
Госналогслужба России
Цели и задачи Программы, Сохранение и развитие научно -
важнейшие целевые технического потенциала
показатели судостроительной промышленности
России, обеспечение необходимых
условий для создания современных
конкурентоспособных судов,
существенное освобождение российских
судостроителей и судовладельцев
от импортной зависимости в части
судового комплектующего
оборудования, обеспечение
возможности строительства
крупнотоннажных судов
Сроки реализации Программы 1996 - 2000 годы
(подпрограмм)
Перечень подпрограмм Комплекс научно - технических,
и основных проектных, производственно -
мероприятий технологических, организационных и
финансовых мероприятий, направленных
на обеспечение конкурентоспособности
продукции отрасли и сохранение
передовых позиций в прорывных
технологиях
Исполнители подпрограмм и Государственные научные центры
основных мероприятий России: Центральный научно -
исследовательский институт (ЦНИИ)
им. академика А.Н. Крылова,
ЦНИИ конструкционных материалов
"Прометей",
судостроительные заводы,
конструкторские бюро и научно -
исследовательские институты
Объемы и источники 4175 млрд. рублей (в ценах начала
финансирования 1995 года) на период с 1996
по 2000 год, в том числе из средств
федерального бюджета
650 млрд. рублей. Объем
финансирования в 1996 году
предусмотрен соответственно в сумме
730 млрд. рублей и 110 млрд. рублей
Ожидаемые конечные Сохранение и модернизация до
результаты реализации 1 млн. рабочих мест в судостроении
Программы и смежных отраслях, сохранение и
развитие уникальных технологий,
повышение конкурентоспособности
продукции отечественного
судостроения, обеспечение морского
и речного транспортного и
промыслового флота современными
судами и плавсредствами, расширение
номенклатуры и увеличение объемов
производства отечественного
комплектующего оборудования
и материалов
Система организации контроля Госзаказчиком и координатором
за исполнением Программы Программы выступает Госкомоборонпром
России, который ежегодно
до 1 февраля представляет
в Минэкономики России, Минфин
России и в Миннауки России
(в части выполнения научно -
исследовательских и опытно -
конструкторских работ) доклады
о ходе работ по Программе
и эффективности использования
средств федерального бюджета
Федеральная целевая программа "Российские верфи" (далее именуется Программа) разработана по инициативе Президента Российской Федерации.
Содержание проблемы и необходимость ее решения
программными методами
Судостроительная промышленность России сегодня включает в себя более 200 промышленных предприятий (из них 44 верфи), проектных и научно - исследовательских организаций различных форм собственности.
Общая численность занятых в отрасли работников составляла на конец 1994 года около 370 тыс. человек.
Аккумулируя в себе результаты работы огромного числа предприятий различных отраслей промышленности (металлургической, машиностроительной, радиоэлектронной, электротехнической, деревообрабатывающей, химической), судостроительная промышленность обеспечивает занятость около миллиона трудоспособного населения России.
Кроме решения оборонных задач, связанных с созданием Военно - Морского Флота, отечественное судостроение много делало для обеспечения транспортными средствами морского и речного флота страны, добывающими судами промыслового флота, а также плавучими буровыми и обслуживающими судами нефтегазодобывающей промышленности, осваивающей морской шельф России.
Свыше 50 процентов тоннажа морского транспортного флота страны построено на отечественных судостроительных заводах. Для экономики страны морской флот является основным средством осуществления внешнеторговых перевозок и важнейшим источником валютных поступлений. Доля морского транспорта во внешнеторговых перевозках грузов достигает 90 процентов. В 1994 году при морском внешнеторговом обороте около 190 млн. тонн стоимость морской перевозки внешнеторговых грузов составила около 6 млрд. долларов США, что сопоставимо с валютными поступлениями от продажи нефти. Кроме того, флот служит мощным средством осуществления национальной политики на международной арене.
Доля российского судостроения в создании флота промысловых судов, обеспечивающего страну рыбопродуктами, составляет более 60 процентов.
Речной флот России на 80 процентов состоит из судов, построенных на отечественных верфях.
Кроме того, российское судостроение принимало основное участие в создании платформ для добычи нефти и газа на морском шельфе, а также в создании разнообразного флота для их обслуживания.
В настоящее время возможности судостроительной промышленности России существенно изменились. В России остались в основном заводы, расположенные во внутренних районах, способные строить лишь малотоннажные и среднетоннажные суда.
К этому добавилось тяжелое экономическое положение, в котором оказались судостроительные заводы.
Отсутствие в России принятой в большинстве зарубежных стран с развитым судостроением практики финансирования строительства судов вынуждает отечественных судовладельцев все в большей степени пользоваться для обновления и пополнения флота услугами зарубежных судостроителей.
Так, из намечаемых Министерством транспорта Российской Федерации к закупке в 1996 году 73 судов торгового морского флота российским верфям предполагается заказать только 35 судов. Аналогичная ситуация складывается и по другим видам флота.
Существующая в России налоговая, кредитная и таможенная политика приводит к значительному росту строительной стоимости судов отечественной постройки, превышающей зачастую на 15 - 25 процентов цены судов зарубежной постройки, что делает продукцию отечественной промышленности неконкурентоспособной даже на внутреннем рынке.
Эти обстоятельства не позволяют полностью загрузить производственные мощности и рабочие места в российском судостроении, что значительно снижает эффективность конверсионных мероприятий, и отрасли все более грозит полное разрушение. В связи с сокращением заказов загрузка производственных мощностей в 1994 году составила 40 процентов, а общая численность работников отрасли сократилась на 35 процентов.
В результате судостроительная промышленность страны опустилась с 6 - 8 места в мире в 80-е годы на 19 - 20 место.
В силу присущих судостроительной промышленности особенностей (большая фондоемкость, длительные циклы постройки судов и окупаемости капитальных вложений, огромное число поставщиков - контрагентов) она не может существовать и развиваться без постоянной и мощной государственной поддержки. Так, США, лишив в 80-е годы государственной поддержки национальное гражданское судостроение, практически полностью потеряли его. В настоящее время, осуществляя конверсию военного судостроения, они вынуждены принять национальную программу возрождения своего гражданского судостроения.
В большинстве стран Европы и Азии, имеющих развитую судостроительную промышленность, государство берет на себя гарантии по кредитованию постройки судна в размере 80 процентов его стоимости на мировом рынке при ставке кредита в 8 процентов с рассрочкой платежа на 8 - 10 лет. В США, согласно принятой Конгрессом в конце 1993 года программе Президента Клинтона "Возрождение национального гражданского судостроения (NSI)", предусмотрены государственные гарантии кредитования постройки судов на верфях США в размере 87,5 процента стоимости с рассрочкой платежа до 25 лет. Это позволяет заказчику судна платить за время постройки судна от 12,5 до 20 процентов его стоимости, а остальную часть стоимости выплачивать из доходов, получаемых от эксплуатации судна.
Отсутствие такой системы и законодательного подкрепления ее в России вынуждает отечественных судовладельцев либо изыскивать и замораживать средства на весь период постройки судна на российской верфи в размере 100 процентов его стоимости, либо заказывать судно за рубежом, где надо платить в период постройки не более 20 процентов его стоимости. Естественно, что при равных прочих условиях выбирается последний вариант.
В связи с этим для успешной реализации настоящей Программы, направленной на сохранение и развитие производственного потенциала судостроения России, необходимы разработка и принятие законодательных актов, обеспечивающих допоставочное финансирование строительства судов и государственные гарантии его кредитования.
Кроме того, за рубежом постоянно осуществляются следующие меры государственной поддержки национального судостроения:
прямое финансирование науки государством в размере до 50 процентов всего объема проводимых отраслью научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ (НИОКР);
прямое дотирование правительством (2/3) и местными органами власти (1/3) разницы между себестоимостью и мировыми ценами на суда (до 15 - 25 процентов от стоимости судна), строящиеся для государственных нужд;
государственные дотации на модернизацию и реконструкцию верфей в размере 30 - 50 процентов расходов на эти цели;
таможенные льготы на ввозимые импортное оборудование для комплектования судов и судостроительные материалы.
На все эти цели ежегодные расходы государства (например, в Японии, Южной Корее, Германии) составляют 400 - 600 млн. долларов США, что на порядок выше, чем сегодняшние расходы на эти цели в России (около 20 млн. долларов США в 1994 году на Конверсионную программу "Возрождение российского флота" и около 20 млн. долларов США на программу Министерства транспорта Российской

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.09.1995 n 963 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РОССИЙСКИЕ ВЕРФИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также