ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 03.05.1994 n 437 (с изм. от 30.12.2000) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1994 - 1996 ГОДАХ И НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 мая 1994 г. N 437
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В 1994 - 1996 ГОДАХ И НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА"
(с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ
от 30.12.2000 N 1034)
В целях обеспечения устойчивого функционирования Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, улучшения гидрометеорологического обеспечения отраслей экономики, обороны и населения страны Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Развитие системы гидрометеорологического обеспечения народного хозяйства Российской Федерации в 1994 - 1996 годах и на период до 2000 года" (далее именуется - программа), разработанную Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
2. Определить государственным заказчиком программы Федеральную службу России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
3. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству науки и технической политики Российской Федерации предусматривать ежегодное выделение Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды бюджетных ассигнований (с учетом индексации цен) на реализацию программы.
Министерству финансов Российской Федерации при рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания проекта федерального бюджета на 1994 год внести предложения об увеличении ассигнований на гидрометеорологию и мониторинг окружающей среды до 300 млрд. рублей.
Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству науки и технической политики Российской Федерации рассмотреть вопрос об увеличении ассигнований на научно-техническую деятельность и капитальных вложений на 1994 год для Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды при доработке федерального бюджета по замечаниям Государственной Думы Федерального Собрания.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН



Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 мая 1994 г. N 437
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1994 - 1996
ГОДАХ И НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА"
I. СОСТОЯНИЕ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ
СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ
ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
В соответствии с Конституцией Российской Федерации метеорологическая служба находится в федеральном ведении наряду с обороной, информацией и связью, деятельностью в космосе. Успешное функционирование отраслей экономики в значительной мере зависит от эффективности работы организаций и учреждений Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромета). Основными задачами Росгидромета являются гидрометеорологическое обеспечение защиты жизни населения, собственности, функционирования и развития экономики, обороны страны, информирование руководства России о действительном состоянии загрязнения окружающей природной среды. Своевременное прогнозирование неблагоприятных явлений позволяет исключить человеческие жертвы, существенно снизить материальный ущерб.
Деятельность Росгидромета направлена на обеспечение конституционно закрепленных обязательств государства предоставлять достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
Как орган федеральной исполнительной власти Росгидромет возглавляет единую многофункциональную систему, предназначенную для обеспечения народного хозяйства, обороны и населения страны необходимой гидрометеорологической, гелиогеофизической, природно - ресурсной информацией и информацией о состоянии загрязнения окружающей природной среды, а также для проведения работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы.
Основными структурными элементами этой системы являются территориальные управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, научно-исследовательские учреждения, военизированные службы по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы.
В Росгидромете создан ряд обслуживающих отрасли экономики тематических направлений - метеорологических, гелиогеофизических, агрометеорологических, гидрологических, снеголавинных, авиационных и других прогнозов, наземных гидрометеорологических наблюдений, активных воздействий на гидрометеорологические процессы, гелиогеофизических наблюдений, наблюдений за состоянием загрязнения окружающей природной среды.
Экономическая эффективность гидрометеорологических служб (по зарубежным данным) оценивается в расчете на год 15-кратным доходом относительно первоначальных финансовых затрат. Годовой экономический эффект, в том числе от предотвращенного ущерба в сельском хозяйстве, авиации, энергетике и других отраслях народного хозяйства России, существенно выше затрат на получение гидрометеорологической продукции. Ущерб, причиняемый народному хозяйству страны стихийными гидрометеорологическими явлениями (наводнения, засухи, лавины, бури и др.), достигает 10 - 15 млрд. рублей в год (в ценах 1990 года).
Наземная гидрометеорологическая сеть Росгидромета насчитывает 1975 наблюдательных гидрометеорологических станций и 3625 постов, в том числе 325 труднодоступных станций, 383 авиаметеорологических центра и станции, 5 станций в Антарктиде и 3 станции ракетного зондирования; в 149 пунктах проводится высотное радиозондирование атмосферы, в 57 пунктах осуществляются метеорологические радиолокационные наблюдения, в 21 пункте - ионосферно-магнитные наблюдения и в 30 пунктах - озонометрические наблюдения.
Наблюдения за состоянием загрязнения окружающей природной среды проводятся на 6317 наблюдательных пунктах, постах, станциях, в том числе на 1428 радиометрических, в 225 аналитических лабораториях и центрах, включая центры по контролю за радиоактивностью и токсичными ингредиентами.
Росгидромет обеспечивает развитие и эксплуатацию российских оперативных метеорологических, океанографических и природно-ресурсных космических систем. Спутники "Метеор-2" и "Метеор-3" позволяют получать изображения Земли и ее облачного покрова в интересах гидрометеорологии. Спутники "Ресурс-01" и "Океан-01" предназначены соответственно для решения природно - ресурсных задач и океанографических исследований.
Наземный комплекс приема, обработки и распространения оперативной космической информации состоит из трех центров (гг. Москва, Новосибирск, Хабаровск) и сети малых автономных пунктов.
Около 1000 российских организаций используют результаты космических съемок для наведения судов на районы промысла, управления лесными ресурсами, контроля за экологической ситуацией, мониторинга посевов, поиска полезных ископаемых, контроля за состоянием окружающей природной среды и решения других задач.
В оперативном режиме спутниковые данные используются в гидрометеорологии для мониторинга и прогноза погоды. Высокая оперативность получения космической информации позволяет использовать ее для подготовки прогнозов и предупреждений о возникновении опасных и стихийных гидрометеорологических явлений. Большой эффект дает применение данных космического зондирования для обеспечения флота информацией о состоянии и структуре ледяного покрова, выбора оптимальных маршрутов плавания судов.
В условиях кризисного состояния экономики система гидрометеорологических наблюдений находится в неудовлетворительном состоянии, идет процесс количественной и качественной деградации наблюдательных сетей Росгидромета.
Гидрометеорологическая служба страны, занимавшая передовые позиции в мире, за последние 10 лет претерпела значительные изменения, отрицательно отразившиеся на ее структуре и качестве работы. Неполное и нерегулярное финансирование Росгидромета в последние годы фактически ведет к развалу службы. Сокращено более 25 процентов пунктов наблюдений, что особенно сказывается на своевременности обнаружения и прогноза неблагоприятных и стихийных гидрометеорологических явлений, увеличивает угрозу жизни населения, материальные потери в экономике, снижает обороноспособность страны, безопасность мореплавания, авиационных полетов и многое другое.
Критическое положение сложилось с жизнеобеспечением полярных и труднодоступных станций арктического региона.
Крайне тяжела ситуация с приборами, системами, оборудованием для гидрометеорологических наблюдений. Парк имеющихся технических средств изношен, большинство из них нуждаются в проверке, ремонте, замене. Резко сократились объемы закупок важнейших видов технических средств (метеорологических и аэрологических локаторов, гидрометеорологических приборов). Закупка некоторых видов техники практически прекращена (передвижные лаборатории контроля за состоянием загрязнения атмосферы, хроматографы). Часть заводов по выпуску гидрометеорологических приборов осталась за пределами России, отечественная промышленность развита недостаточно. Все это может привести к необходимости закупки некоторых типов средств наблюдений за рубежом.
По уровню автоматизации наблюдений Росгидромет значительно отстает от развитых стран. Важнейшей целью автоматизации национальной наблюдательной сети на современном этапе является сохранение наблюдений в труднодоступных и малообжитых районах. Неудовлетворительно обстоят дела с автоматизацией рабочих мест специалистов сетевых организаций Росгидромета, осуществляющих оперативно-производственные функции по обработке и обобщению материалов наблюдений.
Нормальное функционирование подсистемы сбора и распространения информации серьезно осложняется резким удорожанием стоимости услуг связи, аренды каналов связи и передатчиков.
В условиях сокращения количества наблюдений качество обслуживания прогнозами погоды пока сохраняется благодаря использованию данных зарубежных гидрометеорологических служб. Не исключается возможность прекращения поступления этой информации или перехода на коммерческие условия ее распространения. В последнем случае может возникнуть сильная зависимость от иностранных государств.
Функционирование подразделений Росгидромета поддерживается лишь благодаря заложенной в 60 - 70-е годы прочной материальной базе, сохранившимся кадрам.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В 1994 - 1996 ГОДАХ И НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА"
Федеральная целевая программа "Развитие системы гидрометеорологического обеспечения народного хозяйства Российской Федерации в 1994 - 1996 годах и на период до 2000 года" (далее именуется - программа) направлена на сохранение в условиях перехода к рыночной экономике технической и технологической базы гидрометеорологической службы, системы мониторинга загрязнения окружающей природной среды Российской Федерации с целью обеспечения федеральных органов государственной власти, отраслей экономики, обороны страны и населения гидрометеорологической и другой информацией, в том числе о состоянии загрязнения окружающей природной среды.
Основными задачами программы являются:
стабилизация функционирования, техническое переоснащение системы наблюдений, в том числе в труднодоступных районах страны. Повышение эффективности мониторинга состояния загрязнения окружающей природной среды для решения региональных и территориальных задач;
создание отвечающей современным требованиям эффективной системы обработки данных, выдачи гидрометеорологических, гелиогеофизических прогнозов и предупреждений большой заблаговременности о возникновении опасных и стихийных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлений;
развитие наземных комплексов приема и использования спутниковых данных оперативных космических систем Росгидромета;
создание системы оперативного выявления и прогнозирования опасных экологических ситуаций, связанных с загрязнением, в том числе аварийным, окружающей природной среды;
модернизация инфраструктуры с целью обеспечения эффективного функционирования сетевых наблюдательных организаций Росгидромета;
усовершенствование существующих, создание новых технических средств и методов воздействия на гидрометеорологические процессы;
восстановление эффективного функционирования научно - исследовательского и экспедиционного флота Росгидромета.
III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основными направлениями реализации программы являются:
совершенствование технологии гидрометеорологического обеспечения;
развитие, жизнеобеспечение сетевых наблюдательных организаций;
сохранение, автоматизация наблюдательной сети;
совершенствование мониторинга состояния загрязнения окружающей природной среды;
совершенствование инфраструктуры Росгидромета;
совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность Росгидромета;
научно-техническое обеспечение деятельности Росгидромета;
подготовка, повышение квалификации кадров.
1. Совершенствование технологии гидрометеорологического
обеспечения
Вычислительные мощности Гидрометеорологического научно - исследовательского центра Российской федерации, имеющего в рамках Всемирной метеорологической организации статус мирового метеорологического центра, составляют всего 0,01 миллиарда операций в секунду. Современные гидродинамические модели прогноза погоды требуют применения вычислительных мощностей порядка одного миллиарда операций в секунду. В России вычислительные системы требуемого уровня производительности не выпускаются.
Для создания отвечающей современным требованиям системы обработки данных, выдачи гидрометеорологических прогнозов и предупреждений большой заблаговременности о возникновении опасных и стихийных гидрометеорологических явлений программой предусматривается закупка за рубежом суперкомпьютера класса CRAY стоимостью около 18 млн. долларов США.
В целях развития и совершенствования технологии гидрометеорологического обеспечения предполагается создание центров автоматизированной обработки информации четырех уровней:
федерального центра гидродинамических расчетов;
2 - 3 региональных центров обработки данных;
18 - 25 территориальных центров обработки данных;
около 400 областных центров обработки данных и центров обслуживания авиации.
На всех уровнях будет обеспечен выпуск прогностической продукции, ранее в стране не выпускавшейся. Будут созданы принципиально новые условия для взаимодействия центров обработки данных Росгидромета с автоматизированными системами управления различных

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 23.04.1994 n 376 (с изм. от 30.12.2000) О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ НЕОТЛОЖНЫХ МЕР ПО УЛУЧШЕНИЮ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ Г. БРАТСКА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также