ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.11.1992 n 879 (с изм. от 30.12.2000) О ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ РОССИИ


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 ноября 1992 г. N 879
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ
ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ РОССИИ
(с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ
от 30.12.2000 N 1034)
В целях сохранения и расширенного воспроизводства плодородия почв, повышения интенсивности сельскохозяйственного производства Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Государственную комплексную программу повышения плодородия почв России.
2. Рекомендовать органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований на основе Государственной программы разработать в 1992 году программы повышения плодородия почв по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям и автономным образованиям и обеспечить их выполнение.
Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации, Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Российской академии сельскохозяйственных наук оказать помощь в разработке этих программ.
3. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации, Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации с участием заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации разработать в 1992 году порядок финансирования работ, намеченных Государственной комплексной программой повышения плодородия почв России.
4. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации, Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Российской академии сельскохозяйственных наук с участием заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации разработать нормативные документы по реализации Государственной комплексной программы повышения плодородия почв России.
5. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации, Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации с участием Государственного комитета Российской Федерации по статистике разработать формы отчетности по выполнению основных показателей Государственной комплексной программы повышения плодородия почв России.
Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации с участием заинтересованных министерств и ведомств образовать межведомственный консультативный совет по контролю за реализацией Государственной комплексной программы повышения плодородия почв России.
Е.ГАЙДАР



Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 ноября 1992 г. N 879
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ РОССИИ
I. ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ
Государственная комплексная программа повышения плодородия почв России разработана в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 11 октября 1991 г. "О введении в действие Закона РСФСР "О плате за землю" Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации совместно с Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации, Российской академией сельскохозяйственных наук и с участием Министерства экономики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации на основе материалов, представленных республиками в составе Российской Федерации, краями, областями и автономными образованиями.
Программа одобрена коллегией Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, президиумом Российской академии сельскохозяйственных наук, Комитетом по социальному развитию села, аграрным вопросам и продовольствию Верховного Совета Российской Федерации, Ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России, Аграрным союзом России.
II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УГОДИЙ
Одной из главных причин низкого уровня и неустойчивого развития сельскохозяйственного производства России наряду с неблагоприятными климатическими условиями является неудовлетворительное состояние сельскохозяйственных угодий, постоянно снижающееся их плодородие, которое уже в ближайшем будущем может быть необратимо утрачено на обширных территориях сельскохозяйственных угодий.
Общая площадь сельскохозяйственных угодий в республике составляет 222,1 млн. гектаров, или 13 процентов от площади земельных ресурсов, из них 132,5 млн. гектаров (58,9 процента) - пашня, 88 млн. гектаров (40 процентов) - сенокосы и пастбища.
Качественное состояние значительной части пашни и кормовых угодий неудовлетворительное. Более 38 млн. гектаров (18 процентов) переувлажнены, заболочены и засорены камнями. Около 40 млн. гектаров (20 процентов) засолены и имеют солонцовые комплексы. На больших площадях происходит разрушение почвенного слоя, уменьшается содержание гумуса. В отдельные годы более половины земель республики подвержены засухе.
Опасные размеры приобрели процессы зарастания сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем. В основном по этой причине во влагообеспеченных зонах выбыло из сельскохозяйственного оборота 3,7 млн. гектаров высокопродуктивных угодий.
Процессы заболачивания, засоления, подкисления и зарастания кустарниками земель продолжаются.
Значительных масштабов достигла водная и ветровая эрозия почв. По данным генеральной схемы противоэрозионных мероприятий, площади эрозионноопасных и подверженных эрозии сельскохозяйственных угодий составляют 124 млн. гектаров (56 процентов), в том числе пашни - 87,3 млн. гектаров. Эрозия почв ведет к истощению пашни, загрязнению водоемов и рек, резкому ухудшению экологической обстановки на больших территориях.
Почти повсеместно проявляются тенденции ухудшения почвенного покрова в результате антропогенной деятельности. Площади земель, загрязненных в разной степени выбросами промышленных предприятий, достигли 62 млн. гектаров, а сами выбросы составляют ежегодно 30 - 35 млн. тонн вредных веществ.
Возрастающее применение тяжелой техники вызывает переуплотнение пахотного и подпахотного слоев, усиление деградации и эрозии почв.
Серьезные нарушения наносятся почвенному покрову лесозаготовительными, нефтедобывающими и другими организациями, которые в результате применения тяжелой техники уничтожают почвенный покров.
Многочисленные негативные изменения почвы и, в первую очередь, загрязнение и переуплотнение, отрицательно сказываются на ее биологических свойствах.
В ряде регионов республики сложилась тяжелая экологическая обстановка. На Черных землях и Кизлярских пастбищах опустыниванию подвержено более 9 млн. гектаров. В результате чернобыльской катастрофы загрязнено радиоактивными элементами около 2 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий.
Слабое влияние на улучшение качественного состояния сельскохозяйственных угодий оказывают проводимые химические, водные мелиорации и другие работы из-за их небольших объемов.
Недостаточно восполняется в почве органическое вещество. В 1986 - 1990 годах внесение удобрений в среднем составляло ежегодно 60 - 70 процентов от научно обоснованной потребности. За последние два - три года объемы агрохимических работ резко сократились. Не в полной мере выполняются ремонтно-эксплуатационные мероприятия. Это отрицательно сказывается на техническом уровне систем и мелиоративном состоянии орошаемых и осушенных земель.
Ежегодно не удобряется 20 млн. гектаров зерновых и 15 млн. гектаров кормовых культур. В полевых севооборотах постоянно складывается отрицательный баланс питательных веществ.
Слабо внедряются биологические методы борьбы с вредителями, болезнями и сорняками.
Работы по коренному улучшению сельскохозяйственных угодий как важное мероприятие повышения плодородия почв выполняются некомплексно и в небольших объемах. Медленно осуществляется освоение новых земель под сельскохозяйственные угодья.
Недостаточными темпами восстанавливаются земли, нарушенные при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении геологоразведочных, строительных и других работ. В России имеется около 1,2 млн. гектаров таких земель, в том числе 388 тыс. гектаров отработанных и подлежащих рекультивации.
В неудовлетворительном состоянии находится материально - техническая база для приема, хранения и применения удобрений и пестицидов. В целом по республике ежегодные потери минеральных удобрений достигают 1,5 - 2 млн. тонн.
Ухудшилось в последние годы положение дел с мелиорацией земель и заготовкой торфа.
Низкое плодородие почв, их мелиоративная неустроенность, большие масштабы и интенсивность деградации земель в сочетании с неблагоприятными климатическими условиями приводят к недобору в республике ежегодно 37 - 40 млн. тонн сельскохозяйственной продукции в пересчете на зерно. Наибольшие потери происходят в таких важных сельскохозяйственных регионах, как Нечерноземная зона, Поволжье, Урал, Западная Сибирь.
Осуществление комплексных мер по предотвращению процессов деградации почв позволит повысить их плодородие.
III. КОМПЛЕКС МЕР ПО ПОВЫШЕНИЮ И СОХРАНЕНИЮ
ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ
Основой осуществления аграрной реформы, выполнения государственных программ увеличения производства сельскохозяйственной продукции является повышение почвенного плодородия. В этих целях необходимо осуществить комплекс мероприятий, включающих выполнение агротехнических, мелиоративных, культуртехнических, агрохимических работ, защиту почв от эрозии.
Проведение этих мероприятий позволит увеличить в 1995 году производство сельскохозяйственной продукции на 30 - 35 млн. тонн в пересчете на зерно, в том числе на 10 - 15 млн. тонн с мелиорированных угодий, значительно сократить площади эродированных, кислых, засоленных и других деградированных земель и повысить устойчивость сельскохозяйственного производства. Большое значение эти мероприятия будут иметь для развития многоукладности экономики и решения социальных проблем на селе.
Выполнение намечаемых мероприятий обеспечивается имеющимися мощностями специализированных организаций при совершенствовании их деятельности в условиях рыночной экономики.
1. ЗАЩИТА ПОЧВ ОТ ЭРОЗИИ
Эрозия почв является наиболее негативным процессом, вызывающим деградацию, разрушение и уничтожение почвенного покрова и наносящим невосполнимый ущерб земельным ресурсам, окружающей среде, народному хозяйству.
В комплексе мер по борьбе с эрозией почв первостепенное место отводится организационно-хозяйственным, агротехническим, гидротехническим и лесомелиоративным мероприятиям. В этих целях необходимо:
развивать контурно-мелиоративное и ландшафтное земледелие с введением почвозащитных севооборотов и размещением культур с учетом крутизны склонов, нарезкой границ полей, рабочих участков, дорог по горизонталям местности или под углом к ним, выполнением комплекса гидротехнических, лесо-лугомелиоративных, противоэрозионных мероприятий. Такое земледелие должно быть внедрено в первую очередь на землях с крутизной склонов более 2°;
применительно к природным зонам республики ввести нормативные ограничения на размещение пропашных культур на склоновых землях, осуществить залужение 1,3 млн. гектаров пашни, подверженной эрозии в сильной степени, и провести посевы многолетних трав на 3,4 млн. гектаров пашни внесевооборотных участков, подверженной эрозии в средней степени;
применить в полном объеме почвозащитные технологии возделывания сельскохозяйственных культур на основе минимизации обработки почв, внедрить безотвальную обработку почвы с учетом почвенно-климатических условий конкретных регионов. Довести до оптимальных объемов (площади) применение других агротехнических противоэрозионных мероприятий, включая щелевание почв, полосное размещение сельскохозяйственных культур, создание кулис, пожнивное мульчирование почвы, посев сидератов, возделывание пропашных культур с использованием постоянных гребней;
осуществить меры по предотвращению переуплотнения почв путем создания и применения сельскохозяйственной техники, отвечающей современным требованиям сельскохозяйственного производства. Освоить технологические приемы снижения отрицательного воздействия технических средств на почву: совмещение операций, применение широкозахватных агрегатов, ограничение проведения полевых работ при высокой влажности почвы, перегрузочные и перевалочные процессы на уборке, при перевозке урожая и других грузов, внесение в почву высоких доз органических удобрений, соломы, сидератов, разуплотнение почв глубоким рыхлением.
Большое значение имеют защитные лесные насаждения. В соответствии с требованиями генеральных схем противоэрозионных мероприятий республик в составе Российской Федерации, краев и областей и генеральной схемы по борьбе с опустыниванием Черных земель и Кизлярских пастбищ на землях сельскохозяйственных предприятий необходимо иметь 5,4 млн. гектаров защитных лесных насаждений, из них полезащитных лесных полос - 2,2 млн. гектаров.
В целях получения максимального эффекта от защитного лесоразведения предусматривается:
1. Заложить защитные лесные насаждения на площади 225 тыс. гектаров, в том числе 72 тыс. гектаров полезащитных лесных полос, 153 тыс. гектаров защитных лесонасаждений по оврагам и балкам. На склонах более 0,5° полезащитные лесные полосы размещать поперек склонов и контурно в соответствии с противоэрозионной организацией территории.
2. Осуществить реконструкцию и ремонт ранее созданных полезащитных лесных полос на площади 11 тыс. гектаров и проведение рубок ухода в них на площади 265 тыс. гектаров.
3. Сосредоточить проведение работ по защитному лесоразведению в регионах Северного Кавказа, Центрально-Черноземного района, Среднего Поволжья и Западной Сибири, а также на орошаемых землях. Особое внимание уделить лесомелиорации опустыненных и деградированных пастбищ в аридных зонах, закреплению и сельскохозяйственному освоению песков в районах интенсивного земледелия. Провести пастбищезащитные фитомелиоративные насаждения на площади 296 тыс. гектаров.
4. Провести в течение двух лет инвентаризацию защитных лесонасаждений, созданных на землях сельскохозяйственных предприятий и организаций. На основе полученных материалов разработать и осуществить в 1994 - 2005 годах меры, направленные на своевременное проектирование,

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.09.1998 n 1044 (с изм. от 30.12.2000) О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА  »
Постановления и Указы »
Читайте также