ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 25.11.1994 n 1306 (с изм. от 30.12.2000) О КОМПЛЕКСНОЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОХРАНЫ ОЗЕРА БАЙКАЛ И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ЕГО БАССЕЙНА


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 1994 г. N 1306
О КОМПЛЕКСНОЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ОХРАНЫ ОЗЕРА БАЙКАЛ И РАЦИОНАЛЬНОГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
ЕГО БАССЕЙНА
(с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ
от 30.12.2000 N 1034)
Правительство Российской Федерации постановляет: Постановлением Правительства РФ от 07.12.2001 N 860 утверждена подпрограмма "Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории" Федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)". 1. Одобрить прилагаемую Комплексную федеральную программу по обеспечению охраны озера Байкал и рационального использования природных ресурсов его бассейна (далее именуется - Программа).
2. Определить государственными заказчиками Программы Правительство Республики Бурятия, администрацию Иркутской области, администрацию Читинской области, соответствующие министерства и ведомства (по конкретным мероприятиям Программы).
3. Финансирование мероприятий Программы осуществлять в соответствии с действующим порядком в пределах средств, предусматриваемых на выполнение программных мероприятий.
4.Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации осуществлять координацию деятельности по выполнению предусмотренных Программой мероприятий, включая подготовку сводных бюджетных заявок на ассигнования из федерального бюджета для финансирования Программы, и контроль за ходом ее реализации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН



Одобрена
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 ноября 1994 г. N 1306
КОМПЛЕКСНАЯ ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОХРАНЫ ОЗЕРА БАЙКАЛ И РАЦИОНАЛЬНОГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
ЕГО БАССЕЙНА
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Комплексная федеральная программа по обеспечению охраны озера Байкал и рационального использования природных ресурсов его бассейна разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 1992 г. N 295 "О неотложных мерах по государственной поддержке экономики Бурятской ССР".
Программа предусматривает разработку и реализацию взаимоувязанных природоохранных проектов и социально-экономических мероприятий, а также создание организационно-управленческих условий (согласно Приложению), обеспечивающих устойчивое развитие Байкальского региона, сохранение и воспроизводство уникальных экологических систем озера Байкал. Она направлена на решение важнейших региональных проблем, концентрацию сил и средств, согласование деятельности большого числа предприятий и организаций, расположенных как в бассейне озера Байкал, так и за его пределами.
2. ОСНОВНЫЕ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ
ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНА
2.1. Современный уровень развития производственных комплексов
2.1.1. Промышленный и сельскохозяйственный комплексы
Несмотря на развитие отраслей топливно-энергетического комплекса, не удалось полностью обеспечить растущие потребности региона в топливе и электроэнергии. Продолжает действовать большое количество малых котельных без газоочистного оборудования.
Негативные тенденции в развитии машиностроения выражаются в сокращении нового строительства и расширении действующих предприятий без существенного повышения их технического уровня. Слабо развиты связи между предприятиями, вследствие чего увеличился удельный вес ремонтно-механических производств в основных производственных фондах.
Черная и цветная металлургия продолжает снижать объемы производства из-за низкого технического и технологического уровня предприятий, не отвечающего элементарным природоохранным требованиям. На предприятиях по добыче и обогащению руд цветных металлов извлекается главным образом профилирующая продукция, а побочные и попутные компоненты выбрасываются в отвалы, создавая напряженную экологическую обстановку.
В последнее время усилилась диспропорция между производственными звеньями лесопромышленного комплекса, включающего в себя крупнейшие по масштабам переработки древесины предприятия (Байкальская и Селенгинская лесоперевалочные базы, Онохойский и Катагаранский лесопромышленные комбинаты, Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат). В условиях снижения эффективности лесоэксплуатации в южных районах бассейна, тяготеющих к железнодорожным магистралям, потребовалось освоение новых удаленных и труднодоступных лесосырьевых районов с более низкими таксационными характеристиками древостоев, вовлечение в эксплуатацию ресурсов менее ценных древесных пород.
Сельскохозяйственное производство региона развивается на экстенсивной основе. Среднегодовое производство продукции в последние 15 лет остается практически на одном уровне, что привело к снижению его объема, приходящегося на одного жителя, на 12 процентов. Рост производства продукции растениеводства и животноводства обеспечивался не увеличением продуктивности, а ростом посевных площадей и численности поголовья скота. Уже сейчас плотность содержания скота на 100 га условной пашни самая высокая среди районов Сибири.
Общий уровень сельскохозяйственного производства в значительной мере определяется неустойчивостью развития земледелия в регионе. Из-за несоблюдения научных рекомендаций по структуре пашни и недостаточного внимания к соблюдению агротехнических условий происходит постепенное снижение плодородия земель.
2.1.2. Транспорт
Транспортная структура региона уже не обеспечивает объемы грузовых перевозок, необходимые для нормального функционирования народного хозяйства.
На железнодорожном транспорте слабым звеном является станционное хозяйство и вспомогательные службы. Сдерживается развитие водного транспорта из-за отсутствия сквозного судоходства "река - озеро", необходимого портового хозяйства, задержки перехода на прогрессивные способы перевозок (пакетные, контейнерные, лихтерные).
2.1.3. Строительный комплекс
Строительный комплекс региона не удовлетворяет возросшим потребностям развития народно-хозяйственных объектов. Темпы производства строительных материалов не обеспечивают намеченные объемы строительно-монтажных работ. Несмотря на значительные сырьевые ресурсы, в регионе постоянно ощущается недостаток стеновых материалов, потребность в которых удовлетворяется только на 75 процентов.
2.2. Социальная сфера и трудовые ресурсы
Численность населения бассейна озера Байкал составляет 2,5 млн. человек. В целом регион характеризуется достаточно высокими показателями абсолютного прироста населения. Однако в последние годы прослеживаются неблагоприятные демографические тенденции.
Социальный климат в Байкальском регионе в значительной степени определяется мерами по охране и укреплению здоровья населения. Наибольшее опасение вызывает состояние здоровья населения в городах, подверженных повышенному техногенному воздействию.
В Республике Бурятия за последние 10 лет наблюдается абсолютный рост числа врожденных заболеваний и уродств, увеличивается удельный вес женщин с осложнениями в период беременности, снизился удельный вес детей, находящихся на естественном вскармливании.
Отмечаются неуклонный рост травматизма, сердечно-сосудистых патологий, психических и онкологических заболеваний, снижение иммунного статуса населения.
Ухудшение здоровья населения связано также с недостаточным удовлетворением его потребностей в экологически чистых продуктах питания.
2.3. Влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду
Уникальность проблем региона характеризуется совокупностью природных особенностей, не имеющих аналогов на планете. Его природный комплекс включает собственно озеро Байкал, ландшафты побережья озера, воздушный бассейн, лесные, водные, рыбные, охотничье-промысловые, растительные и другие биологические ресурсы.
Озеро обладает рядом редких качеств: исключительное своеобразие и живописность побережья, относительно мягкий приморский климат, обилие солнечной радиации, общее релаксирующее воздействие на психику человека. Кроме того, Байкал - мощный гидроэнергетический и технологический ресурс, место обитания ценнейших пород рыб и нерпы. Однако численность омуля, сига, хариуса, осетра снижается под воздействием антропогенного загрязнения, усиливающегося браконьерства.
Сброс сточных вод, вырубка лесных массивов на водоразделах, разработка месторождений песчано-гравийной смеси в руслах рек, развитие транспорта и другая хозяйственная деятельность приводят к загрязнению важнейших нерестовых рек, гибели естественных нерестилищ и сокращению кормовой базы омуля и других ценных видов рыб.
В бассейн озера ежегодно поступает со сточными водами свыше 70 тыс. тонн загрязняющих веществ. Наибольший объем загрязненных сточных вод приходится на Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, Петровск-Забайкальский металлургический завод, города Улан-Удэ, Гусиноозерск и Закаменск.
Загрязнение вод бассейна Байкала происходит также через атмосферу и за счет смыва загрязняющих веществ с городских и сельскохозяйственных территорий.
Наибольшие объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников наблюдаются в городах: Улан-Удэ - 42 тыс. тонн, Байкальск - 12,1 тыс. тонн и Селенгинск - 4,8 тыс. тонн в год. Кроме того, одним из самых интенсивных загрязнителей атмосферного воздуха является автотранспорт.
Существующий уровень загрязнения воздушного бассейна обусловлен применением устаревших технологий, неэффективной работой имеющихся газо- и пылеулавливающих установок, а во многих случаях их полным отсутствием. Например, в Бурятии оснащенность источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу воздухоочистным оборудованием составляет около 30 процентов.
Значительные площади нарушенных земель расположены вблизи горнорудных предприятий региона (Джидинский комбинат, Гусиноозерское шахто- и карьероуправление, Тугнуйский разрез и др.).
Таким образом, уровень антропогенного воздействия на среду региона уже сейчас создает опасность непредвиденных последствий для экологической системы Байкала и окружающих его территорий в связи с наблюдаемыми изменениями в состоянии природных сфер.
Экологические проблемы Байкальского региона неразрывно связаны с кризисным состоянием экономики и сложившимися тенденциями развития народно-хозяйственного комплекса, который характеризуется несовершенством отраслевой структуры, относительно низким технологическим, техническим и организационным уровнем, неэффективностью промышленного и сельскохозяйственного производства, неразвитостью инфраструктуры. Отсутствуют внутрирегиональная специализация и кооперирование производств, недостаточны глубина и комплексность использования природных ресурсов, низка экологичность социально-хозяйственной системы в целом.
Большая часть региона относится к энергодефицитным районам. Поэтому к числу приоритетных задач относятся разработка и внедрение новых технологий сжигания топлива, ликвидация малых экологически ненадежных котельных.
Все это свидетельствует о сложности эколого-экономической ситуации в Байкальском регионе и о неразрывности совместного решения задач повышения уровня жизни населения, сохранения окружающей среды и здоровья людей.
2.4. Выполнение предшествующих директивных документов
В целях сохранения экосистемы бассейна озера Байкал, рационального использования его природных богатств в 1969 - 1992 годах было принято 4 правительственных постановления, в результате реализации которых решены отдельные аспекты байкальской проблемы.
Однако многие важные мероприятия остались невыполненными. Не обеспечено выполнение заданий по перепрофилированию Байкальского целлюлозно-бумажного комбината в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 1992 г. N 925 "О перепрофилировании Байкальского целлюлозно-бумажного комбината и создании компенсирующих мощностей по производству целлюлозы". Не реализован сводный проект лесоустройства в водоохранной зоне озера Байкал в части мероприятий противопожарного назначения. До настоящего времени не разработано технико-экономическое обоснование (ТЭО) газификации предприятий, расположенных в районах городов Иркутска, Шелехова, Ангарска, Усолья-Сибирского и Черемхово. Приостановлены на стадии ТЭО работы по переводу на электроснабжение объектов жилищно-коммунального хозяйства в городах и других населенных пунктах, расположенных на побережье озера Байкал. Не в полном объеме осуществлен комплекс мер по строительству природоохранных сооружений, защите земель от эрозии, организации туризма и отдыха населения.
3. ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Главной целью Программы является оптимизация взаимоотношений между человеком и природой, направленных на эффективное воспроизводство природных ресурсов, улучшение состояния окружающей среды и устойчивое развитие региона.
Одновременно Программой предусматривается стимулирование научно-технического прогресса в области рационального природопользования с целью создания производственно - технологического потенциала, соответствующего современным экологическим требованиям, особенно в тех районах, где велика уязвимость экосистем. Организационной основой для решения этих вопросов является экологическое зонирование бассейна озера Байкал в соответствии с уточненными границами территорий и регламентами хозяйственной деятельности на них.
Реализация Программы позволит осуществить практические меры по стабилизации и частичному улучшению экологической обстановки за счет снижения негативного воздействия на отдельные природные сферы и постепенного перехода к рациональному режиму использования естественных ресурсов. Это будет достигнуто как применением традиционных методов борьбы с загрязнением окружающей среды, так и внедрением нового экономического механизма природопользования.
В результате реализации предусмотренных Программой мероприятий будут разработаны нормативно-правовые акты, регламентирующие режим хозяйственной деятельности в Байкальском регионе, снижены современные уровни загрязнения окружающей среды, внедрены современные технологии в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве, создана геоинформационная система для оценки экологической ситуации в бассейне озера Байкал (ГИС-Байкал), позволяющая принимать оптимальные решения в области охраны и рационального использования природных ресурсов.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ РАЦИОНАЛЬНОГО
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ
ОГРАНИЧЕНИЙ
Регион находится в состоянии финансовой и экономической дестабилизации. Это определяет необходимость всемерного использования природных, экономических и демографических предпосылок для обеспечения стабилизации, а затем и роста

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 10.11.1997 n 1414 (с изм. от 30.12.2000) О ФЕДЕРАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПРОГРАММЕ НА 1998 - 2000 ГОДЫ  »
Постановления и Указы »
Читайте также