ИНСТРУКЦИЯ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ И УЧЕТУ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ В РАБОТЕ ЭНЕРГОСИСТЕМ, ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ, КОТЕЛЬНЫХ, ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ И ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ. РД 153-34.0-20.801-2000 (утв. Минэнерго РФ, РАО ЕЭС России 29.12.2000) (вместе с ПОРЯДКОМ ЗАПОЛНЕНИЯ ОТЧЕТНОЙ ФОРМЫ ПО АВАРИЙНОСТИ)


Утверждаю
Заместитель Министра
энергетики Российской
Федерации
В.В.КУДРЯВЫЙ
29 декабря 2000 года
Председатель Правления
РАО "ЕЭС России"
А.Б.ЧУБАЙС
29 декабря 2000 года
Согласовано
Начальник Департамента
Госэнергонадзора Минэнерго
России
Б.П.ВАРНАВСКИЙ
Начальник Департамента
генеральной инспекции по
эксплуатации электрических
станций и сетей
РАО "ЕЭС России"
В.К.ПАУЛИ
ИНСТРУКЦИЯ
ПО РАССЛЕДОВАНИЮ И УЧЕТУ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ
В РАБОТЕ ЭНЕРГОСИСТЕМ, ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ, КОТЕЛЬНЫХ,
ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ И ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ
РД 153-34.0-20.801-2000
Разработана Департаментом генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО "ЕЭС России", Департаментом Госэнергонадзора Минэнерго России.
Настоящая Инструкция содержит основные указания по расследованию и учету нарушений работоспособности энергоустановок в энергосистемах, на электростанциях, в котельных, в электрических и тепловых сетях.
Соблюдение требований настоящей Инструкции является обязательным для организаций электро- и теплоэнергетики независимо от форм их собственности и управления.
С выходом настоящей Инструкции утрачивают силу Инструкции по расследованию и учету технологических нарушений в работе электростанций, сетей и энергосистем РД 34.20.801-93, РД 34.20.801-90 на территории Российской Федерации.
1. Общие указания
1.1. Расследованию и учету подлежат:
- повреждения основного и вспомогательного энергетического оборудования, а также его элементов, в том числе поверхностей нагрева котлов, происшедшие или выявленные во время работы, простоя, ремонта, опробования, профилактических осмотров и испытаний;
- недопустимые отклонения параметров технического состояния энергоустановок или их элементов, вызвавшие вывод их из работы, нарушение качества электрической и тепловой энергии, а также превышения установленных пределов выбросов (сбросов) объектами энергетического производства вредных веществ в окружающую среду;
- полные или частичные незапланированные отключения энергоснабжающими организациями оборудования энергоустановок и энергоприемников потребителей;
- нарушения требований Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте.
1.2. Основными задачами расследования и учета являются установление причин и предпосылок нарушений для разработки организационно - технических профилактических мероприятий по предотвращению подобных нарушений.
1.3. Содержащиеся в материалах расследования мероприятия по устранению причин нарушения надежной эксплуатации оборудования подлежат обязательному исполнению.
1.4. В зависимости от характера и тяжести последствий (воздействия на персонал, потери устойчивости электрической сети, отклонения параметров энергоносителя, экологического воздействия, объемов повреждения оборудования, других факторов снижения надежности энергопроизводств) нарушения в работе энергоустановок подразделяются на аварии и инциденты.
1.5. Перерывы энергоснабжения потребителей, происшедшие вследствие нарушения работоспособности установок, принадлежащих потребителю или сторонней посреднической организации, независимо от последствий классифицируются потребительскими отключениями и учитываются потребителями, за исключением случаев, когда установка находится на обслуживании энергоснабжающей организации.
1.6. Каждое отдельно учитываемое нарушение должно классифицироваться по наиболее тяжелому последствию.
При этом нарушения, вызванные несоблюдением потребителями действующих Правил устройства электроустановок (ПУЭ) и правил энергоснабжения, в определении тяжести последствий учитываться не должны.
1.7. Перевод оборудования из аварийного ремонта в плановый не является основанием для отказа от расследования и учета данного нарушения.
1.8. Контроль соблюдения требований, изложенных в настоящей Инструкции, осуществляют органы госэнергонадзора и ведомственного энергетического технического надзора.
2. Признаки технологических нарушений
Авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
2.1. Аварией является:
2.1.1. Взрыв или пожар с обрушением несущих элементов технологических зданий, сооружений энергетического объекта, если они привели к групповому несчастному случаю или несчастному случаю со смертельным исходом.
2.1.2. Повреждение энергетического котла (водогрейного котла производительностью более 50 Гкал/час) с разрушением, деформацией или смещением элементов каркаса, барабана, главных паропроводов, питательных трубопроводов, если они привели к вынужденному простою котла в ремонте на срок более 25 сут.
2.1.3. Повреждение турбины, приведшее к повреждению строительных конструкций здания и вынужденному останову на срок более 25 сут.
2.1.4. Повреждение генератора, приведшее к необходимости полной перемотки статора и вынужденному простою в ремонте на срок более 25 сут.
2.1.5. Повреждение силового трансформатора, если это привело к вынужденному останову генерирующего оборудования или ограничению потребителей электрической энергии на срок 25 сут. и более.
2.1.6. Повреждение главного паропровода или питательного трубопровода, если он привел к несчастному случаю или к ограничению генерирующей мощности электростанции на срок 25 сут. и более.
2.1.7. Работа энергосистемы или ее части с частотой 49,2 Гц и ниже в течение одного часа и более или суммарной продолжительностью в течение суток более 3 часов.
2.1.8. Аварийное отключение потребителей суммарной мощностью более 500 МВт или 50% от общего потребления энергосистемой вследствие отключения генерирующих источников, линий электропередачи, разделения системы на части.
2.1.9. Повреждение магистрального трубопровода тепловой сети в период отопительного сезона, если это привело к перерыву теплоснабжения потребителей на срок 36 ч и более.
2.1.10. Повреждение гидросооружения, приведшее к нарушению его безопасной эксплуатации и вызвавшее понижение уровня воды в водохранилище (реке) или повышение его в нижнем бьефе за предельно допустимые значения.
2.1.11. Нарушение режима работы электростанции, вызвавшее увеличение концентрации выбрасываемых в атмосферу вредных веществ на 5 ПДВ и более или сбрасываемых в водные объекты со сточными водами веществ на 3 ПДС и более, продолжительностью более одних суток.
2.1.12. Нарушение режима работы электрической сети, вызвавшее перерыв электроснабжения города на 24 ч и более.
2.2. Инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте (если они не содержат признаков аварии).
2.2.1. Нарушение договорных обязательств по отношению к потребителям из-за полного или частичного прекращения производства и передачи электрической и тепловой энергии.
2.2.2. Повреждение технологических зданий и сооружений.
2.2.3. Разделение энергосистемы на части.
2.2.4. Полный сброс электрической или тепловой нагрузки электростанцией.
2.2.5. Повреждение оборудования электростанции.
2.2.6. Повреждение оборудования электрических сетей напряжением 6 кВ и выше.
2.2.7. Повреждение гидросооружений.
2.2.8. Повреждение оборудования тепловых сетей.
2.2.9. Неправильное действие защит и автоматики.
2.2.10. Отключение оборудования электростанции, электрической подстанции, электрической или тепловой сети, котельной действием автоматических защитных устройств или персоналом из-за недопустимых отклонений технологических параметров.
2.2.11. Невыполнение АО-энерго оперативно заданных диспетчером ОДУ значений сальдо - перетоков при частоте 49,6 Гц и ниже в течение 1 ч и более с учетом коррекции по частоте.
2.2.12. Превышение выбросов (сбросов) в окружающую среду вредных веществ по сравнению с предельно установленными значениями.
2.2.13. Нарушение работы СДТУ, вызвавшее полную потерю связи диспетчера с управляемым объектом на срок более 1 часа.
3. Определение и классификация нарушений
по причинам их возникновения и развития
3.1. При расследовании причин и обстоятельств технологических нарушений должны быть изучены и оценены:
- действия обслуживающего персонала, соответствие объектов и организации их эксплуатации действующим нормам и правилам;
- качество и сроки проведения ремонтов, испытаний, профилактических осмотров и контроля состояния оборудования; соблюдение технологической дисциплины при производстве ремонтных работ;
- своевременность принятия мер по устранению аварийных очагов и дефектов оборудования, выполнение требований распорядительных документов, противоаварийных циркуляров и мероприятий, направленных на повышение надежности оборудования, выполнение предписаний надзорных органов, относящихся к происшедшему технологическому нарушению;
- качество изготовления оборудования и конструкций, выполнения проектных, строительных, монтажных и наладочных работ;
- соответствие параметров стихийных явлений (толщины стенки гололеда, скорости ветра и т.п.) величинам, принятым в проекте, и установленным нормам.
3.2. При расследовании должны быть выявлены и описаны все причины возникновения и развития нарушения, его предпосылки, а также причинно - следственные связи между ними.
3.3. Классификационными признаками нарушения условий безопасной эксплуатации опасного промышленного объекта являются повреждения:
3.3.1. Котельного оборудования.
3.3.2. Турбинного оборудования.
3.3.3. Вспомогательного тепломеханического оборудования.
3.3.4. Электротехнического оборудования.
3.3.5. Подъемно - транспортного оборудования.
3.3.6. Оборудования газового хозяйства.
3.3.7. Оборудования, содержащего вредные или опасные вещества.
3.3.8. Элементов гидротехнических сооружений.
3.3.9. Зданий и сооружений энергетического объекта.
3.4. Классификационными признаками организационных причин нарушений являются:
3.4.1. Ошибочные или неправильные действия оперативного персонала.
3.4.2. Ошибочные или неправильные действия персонала служб (подразделений) энергопредприятия, энергосистемы.
3.4.3. Ошибочные или неправильные действия привлеченного персонала.
3.4.4. Ошибочные или неправильные действия ремонтного и наладочного персонала.
3.4.5. Ошибочные или неправильные действия руководящего персонала.
3.4.6. Неудовлетворительное качество производственных или должностных инструкций.
3.4.7. Несоблюдение сроков, невыполнение в требуемых объемах технического обслуживания оборудования.
3.4.8. Воздействие посторонних лиц и организаций.
3.4.9. Воздействие стихийных явлений.
4. Порядок сообщения о нарушениях
4.1. О каждом нарушении, содержащем признаки аварии, предприятие обязано передать срочное оперативное сообщение диспетчеру энергосистемы, в управление госэнергонадзора в субъекте Российской Федерации и в территориальный центр ведомственного надзора.
4.2. Дальнейшая передача информации должна производиться параллельно по каналам:
- диспетчер энергосистемы - диспетчеру ОДУ, в управления госэнергонадзора в субъектах Российской Федерации (по принадлежности) и в территориальный центр ведомственного надзора;
- диспетчер ОДУ - диспетчеру ЦДУ ЕЭС России, по принадлежности в Региональное управление госэнергонадзора, региональное предприятие энерготехнадзора;
- диспетчер ЦДУ ЕЭС России - руководству Госэнергонадзора Минэнерго России, руководству РАО "ЕЭС России", ДГИЭС.
4.3. Объем и сроки регламента передачи оперативной информации по происшедшим инцидентам устанавливаются специальными документами Госэнергонадзора Минэнерго России и РАО "ЕЭС России".
5. Организация расследования технологических
нарушений
5.1. Каждая авария или инцидент должны быть расследованы комиссией, состав которой устанавливается в зависимости от характера и тяжести происшедшего нарушения.
Комиссии для расследования нарушений в работе на энергообъектах могут быть назначены приказом РАО "ЕЭС России", соответствующего регионального предприятия "Энерготехнадзор", АО-энерго и их филиалов, АО-электростанции, МЭС, организацией - собственником энергообъекта. Аварии и инциденты, охватившие электростанции и сети смежных энергосистем, а также связанные с разрушением зданий, сооружений и оборудования, расследуются комиссиями, назначенными приказом РАО "ЕЭС России".
Участие представителя органа госэнергонадзора при расследовании аварии обязательно, а инцидента - по решению начальника управления госэнергонадзора в субъекте Российской Федерации.
5.2. Расследование инцидентов, не связанных с нарушением условий безопасной эксплуатации опасных промышленных объектов, может производиться постоянно действующими или специально назначенными комиссиями. Назначение таких комиссий должно производиться приказами по каждому энергопредприятию или его филиалу.
5.3. Все нарушения в работе, причинами которых явились дефекты проектирования, изготовления, строительства, монтажа или ремонта, должны расследоваться с привлечением компетентных специалистов причастных организаций, в т.ч. представителей заводов - изготовителей. При невозможности соблюдения этого требования порядок расследования должен быть согласован с представителем госэнергонадзора и ведомственного надзора.
5.4. Определение последствий технологических нарушений у потребителя должно производиться с участием представителей потребителя и государственного энергетического надзора.
5.5. Расследование нарушения на объектах, подконтрольных органам государственного надзора, проводится с учетом требований этих органов, а также действующих указаний и инструкций.
5.6. Расследование нарушений с повреждением проточной части турбин должно проводиться в соответствии с действующими Методическими указаниями по расследованию причин повреждения металла рабочих лопаток и дисков турбин.
5.7. Определение недоотпуска энергии потребителям должно производиться в соответствии с правилами энергоснабжения

РАСПОРЯЖЕНИЕ МПР РФ от 29.12.2000 n 312-р О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАПАДНО-ЧЕРНОМОРСКИМ УЧАСТКОМ НЕДР ЧЕРНОГО МОРЯ  »
Постановления и Указы »
Читайте также