ПРИКАЗ Госстроя РФ от 28.12.2000 n 302 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФИНАНСОВОМУ ОБОСНОВАНИЮ ЦЕН НА ВОДУ И ОТВЕДЕНИЕ СТОКОВ


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ
ПРИКАЗ
от 28 декабря 2000 г. N 302
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ФИНАНСОВОМУ ОБОСНОВАНИЮ ЦЕН НА ВОДУ
И ОТВЕДЕНИЕ СТОКОВ
В целях совершенствования нормативно - методической базы ценообразования в жилищно - коммунальном хозяйстве и в соответствии с Концепцией реформы ЖКХ в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 425, приказываю:
1. Утвердить Методические рекомендации по финансовому обоснованию цен на воду и отведение стоков (далее - Методические рекомендации), разработанные Государственным унитарным предприятием "Центр нормирования и информационных систем в жилищно - коммунальном хозяйстве" (ЦНИС), выполняющим функции Федерального центра по ценовой и тарифной политике в жилищно - коммунальном хозяйстве Российской Федерации, одобренные Научно - техническим советом Госстроя России (протокол N 01-НС-31/4 от 27.10.2000) и представленные Управлением реформирования ЖКХ.
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления использовать указанные Методические рекомендации для разработки региональных нормативно - методических документов по ценообразованию.
3. Поручить Управлению реформирования ЖКХ (Дронову А.А.), ЦНИС (Пушкину М.Е.) организацию издания Методических рекомендаций и доведение их до жилищно - коммунальных предприятий и других заинтересованных организаций, а также оказание методической помощи в их применении.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на начальника Управления реформирования ЖКХ Дронова А.А.
И.о. Председателя,
Заместитель Председателя
Н.В.МАСЛОВ



Утверждены
Приказом Госстроя России
от 28 декабря 2000 г. N 302
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ФИНАНСОВОМУ ОБОСНОВАНИЮ ЦЕН НА ВОДУ
И ОТВЕДЕНИЕ СТОКОВ
Методические рекомендации предназначены для определения цен на воду и отведение стоков государственных и муниципальных унитарных предприятий водопроводно - канализационного хозяйства и могут быть использованы предприятиями и организациями, осуществляющими подъем, очистку и транспортировку воды, а также перекачку, очистку, транспортирование и утилизацию сточной жидкости независимо от формы собственности и организационно - правовой формы, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (органами по регулированию цен и тарифов).
Методические рекомендации по финансовому обоснованию цен на воду и отведение стоков утверждены Приказом Госстроя России от 28.12.00 N 302.
Рекомендации разработаны Центром нормирования и информационных систем в ЖКХ (ЦНИС) Госстроя России, выполняющим функции Федерального центра ценовой и тарифной политики в жилищно - коммунальном хозяйстве Российской Федерации при участии Фонда "Институт экономики города", Российской Ассоциации водоснабжения и водоотведения (Светлополянский А.В.), а также ряда организаций жилищно - коммунального хозяйства и регулирующих органов (Комитет ценовой политики ХМАО Тюменской области, МУП "Уфаводоканал", МУП "Водоканал", г. Н. Новгород, МУП "Водоканал", г. Архангельск, МУП "Сарапульский водоканал", МУП "Водоканал", г. Подольск Московской области, ГОУП "Мурманскводоканал", ЗАО "Тобольский водоканал").
Ответственная за разработку - В.А. Межецкая.
Введение
Важным элементом реформы жилищно - коммунального хозяйства является совершенствование системы ценообразования в процессе постепенного перехода к полной оплате услуг потребителями.
При этом изменение системы оплаты жилищно - коммунальных услуг связано с системой мер адресной социальной защиты населения, осуществлением ресурсосберегающих мероприятий, выявлением резервов оптимизации себестоимости и цен (тарифов), повышением их экономической обоснованности.
Обоснование уровня цен на воду и отведение стоков остается ключевым вопросом, от решения которого зависят возможности нормальной эксплуатации и развития организации водопроводно - канализационного хозяйства (ВКХ). Создание системы ценового регулирования позволяет защитить интересы потребителей от монопольного повышения цен и обеспечить условия для эффективной деятельности предприятий в современных условиях.
Процесс регулирования цен на воду и отведение стоков должен характеризоваться открытостью и доступностью информации для регулирующих органов, что позволит устанавливать цены на уровне, необходимом для нормального функционирования предприятий.
В соответствии с действующим законодательством регулирование цен на воду и отведение стоков осуществляется на региональном уровне, за исключением предприятий, находящихся в муниципальной собственности, которые устанавливаются органами местного самоуправления. В настоящее время лишь в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях разработаны и действуют нормативно - методические документы, регламентирующие процедуру и методику формирования и утверждения цен на воду и отведение стоков. Это создает ситуацию экономической неопределенности для предприятий, потребителей и регулирующих органов. Поэтому все стороны заинтересованы в создании объективной и прозрачной системы ценового (тарифного) регулирования.
Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий водопроводно - канализационного хозяйства в виде согласования представляемой предприятием производственной и инвестиционной программ на очередной период регулирования, определяют объемы финансирования, необходимые для выполнения данных программ.
В процессе рассмотрения и утверждения цен на воду и отведение стоков предприятие водопроводно - канализационного хозяйства представляет на рассмотрение в регулирующий орган:
- определение (экономическое обоснование) потребности в финансовых средствах (себестоимости и прибыли) по регулируемой деятельности на период регулирования;
- разработанную производственную и инвестиционную программу;
- предлагаемое значение цены на воду и отведение стоков.
По результатам рассмотрения представленных предприятием водопроводно - канализационного хозяйства материалов регулирующий орган согласует представленные производственную и инвестиционную программы, определяет источники и объемы финансирования данных программ и утверждает цены на воду и отведение стоков (с учетом платежеспособности потребителей). В случае необходимости изменить объем финансирования предприятия регулирующий орган обязан скорректировать предлагаемую предприятием производственную и инвестиционную программу с тем, чтобы объем данных программ полностью соответствовал объему их финансирования.
С целью реализации эффективной ценовой (тарифной) политики необходима система нормативно - методических документов, включая методические рекомендации по финансовому обоснованию цен на воду и отведение стоков.
1. Основные положения
1.1. "Методические рекомендации по финансовому обоснованию цен на воду и отведение стоков" (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с действующим законодательством, включая Постановление Правительства Российской Федерации "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" от 07.03.95 N 239, Федеральный закон Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.95 N 154-ФЗ, Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 24.12.92 N 4218-1, "Концепцию ценовой и тарифной политики в жилищно - коммунальном хозяйстве Российской Федерации", утвержденную Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Густовым В.А. 29.01.99, "Методику планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно - коммунального хозяйства", утвержденную Постановлением Госстроя России от 23.02.99 N 9.
1.2. Разработка определяет методические вопросы ценообразования на воду и отведение стоков и является рекомендательным документом.
Указанные рекомендации, наряду с Положением о регулирующем органе и Порядком (процедурой) представления, рассмотрения и утверждения тарифов, являются частью системы нормативно - методических документов, регулирующих ценообразование (формирование тарифов на основные жилищно - коммунальные услуги).
1.3. Настоящие рекомендации предназначены для муниципальных (государственных) унитарных предприятий водопроводно - канализационного хозяйства.
Методические рекомендации могут быть использованы предприятиями и организациями, осуществляющими подъем, очистку и транспортировку воды, а также перекачку, очистку, транспортирование и утилизацию сточной жидкости, независимо от формы собственности и организационно - правовой формы.
1.4. Понятия, используемые в Методических рекомендациях, означают следующее:
водоснабжение - технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу потребителям воды;
водоотведение - технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод с последующей их очисткой, отведением сточных вод в водные объекты и обработка осадка сточных вод;
организация водопроводно - канализационного хозяйства - предприятие (организация), осуществляющее отпуск воды из системы водоснабжения и (или) прием сточных вод в систему канализации и эксплуатирующее эти системы;
потребитель - физическое или юридическое лицо, потребляющее жилищно - коммунальные услуги;
прибыль - разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость;
регулируемая деятельность - деятельность в сфере оказания услуг по водоснабжению и водоотведению, подлежащая регулированию;
регулируемая цена - цена на услуги систем водоснабжения и водоотведения, складывающаяся на рынке при воздействии экономических и административных методов, в том числе путем установления ее предельной или фиксированной величины;
регулирующий орган - орган по регулированию цен, создаваемый органами местного самоуправления в рамках исполнительных органов местной власти (органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации);
себестоимость - стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и реализацию.
1.5. Настоящие рекомендации применяются при экономическом обосновании потребности муниципальных (государственных) унитарных предприятий водопроводно - канализационного хозяйства в финансовых средствах для выполнения согласованной с собственником имущества производственной и инвестиционной программ в целях обеспечения потребителей водой и отведения сточной жидкости, а также при рассмотрении и утверждении регулирующим органом цен на воду и отведение стоков.
1.6. В общем виде потребность организации ВКХ в финансовых средствах определяется по формуле
Ф x С = С + П ,
в(с) в(с) р
где: С - себестоимость (затраты);
в(с)
П - прибыль.
р
Себестоимость определяется исходя из предлагаемых к реализации производственной и инвестиционной программ, действующих норм и нормативов материальных, трудовых и финансовых затрат с учетом анализа данных организаций водопроводно - канализационного хозяйства за период, предшествующий регулируемому.
1.7. Цены на воду и отведение стоков определяются следующим образом
Ц = Ф x С : В(С),
в(с) в(с)
где В(С) - отпуск воды (пропуск сточной жидкости) потребителям (от потребителей).
1.8. Регулирование цен на воду и отведение стоков осуществляется посредством установления их уровня с целью недопущения необоснованного их роста и учета интересов организаций водопроводно - канализационного хозяйства.
1.9. Регулирование цен на воду и отведение стоков производится по инициативе организации ВКХ, оказывающей эти услуги, или по инициативе регулирующего органа.
1.10. Для регулирования цен на воду и отведение стоков организация водопроводно - канализационного хозяйства на основе разработанной производственной и инвестиционной программ представляет в регулирующий орган предложения, состоящие из обосновывающих материалов (форм), составленных в соответствии с Приложениями 1 - 16 к настоящим Методическим рекомендациям.
2. Определение себестоимости
2.1. Общие положения
2.1.1. Себестоимость воды и отведения сточной жидкости определяется по стадиям технологического процесса и по калькуляционным статьям затрат калькуляций себестоимости, рекомендуемым для организаций водопроводно - канализационного хозяйства "Методикой планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно - коммунального хозяйства" (Приложения 3, 4).
Расчет себестоимости осуществляется на основании основных показателей системы водоснабжения и водоотведения (Приложения 1, 2).
Группировка затрат по основным стадиям производства и статьям калькуляции позволяет определить себестоимость и основные направления ее снижения на каждом этапе технологического процесса (цикла).
2.1.2. Себестоимость определяется раздельно по водоснабжению и водоотведению по основным стадиям технологического процесса производства воды (пропуска сточной жидкости):
- подъем воды (перекачка сточной жидкости);
- очистка воды (очистка сточной жидкости, обработка осадка и его захоронение);
- транспортирование воды (транспортирование и утилизация сточной жидкости).
2.1.3. При определении себестоимости оказываемых услуг в организациях водопроводно - канализационного хозяйства устанавливается группировка затрат по стадиям производства и статьям калькуляции (таблица 2.1).
2.1.4. Полная себестоимость отпущенной воды в стоимостных измерителях определяется как сумма всех расходов по стадиям технологического процесса и расходов на оплату покупной воды, проведение аварийно - восстановительных работ, ремонтный фонд, прочих прямых, общеэксплуатационных и внеэксплуатационных расходов.
2.1.5. Полная себестоимость отвода сточной жидкости в стоимостных измерителях определяется как сумма всех расходов по стадиям технологического процесса, расходов на проведение аварийно - восстановительных работ, ремонтный фонд, прочих прямых, общеэксплуатационных и внеэксплуатационных расходов.
2.1.6. Основанием для определения полной себестоимости отпущенной воды (отвода сточной жидкости) являются расчеты по каждой статье затрат (Приложения 5 - 12).
2.1.7. Себестоимость единицы услуги по водоснабжению (водоотведению) на соответствующий данной услуге измеритель (куб. м отпущенной воды и куб. м отведенной сточной жидкости) определяется делением полной себестоимости на плановый объем услуги в натуральном выражении.
Таблица 2.1
ГРУППИРОВКА ЗАТРАТ ПО СТАДИЯМ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
ПРОЦЕССА И СТАТЬЯМ КАЛЬКУЛЯЦИИ ПРОДУКЦИИ
--------------------------------T--------------------------------¬
¦ Вода ¦ Сточная жидкость ¦
+-------------------------------+--------------------------------+
¦ I. Подъем воды ¦ I. Перекачка сточной жидкости ¦
¦ - электроэнергия ¦ - электроэнергия ¦
¦ - амортизация ¦ - амортизация ¦
¦ - ремонт и техническое ¦ - ремонт и техническое ¦
¦ обслуживание, в том числе¦ обслуживание, в том числе ¦
¦ капитальный ремонт ¦ капитальный ремонт ¦
¦ - затраты на оплату труда ¦ - затраты на оплату труда ¦
¦ - отчисления на социальные ¦ - отчисления на социальные ¦
¦ нужды ¦ нужды ¦
¦ - цеховые расходы ¦ - цеховые расходы ¦
+-------------------------------+--------------------------------+
¦II. Очистка воды ¦ II. Очистка сточной жидкости ¦
¦ - материалы ¦ - материалы ¦
¦ (химические реагенты) ¦ (химические реагенты) ¦
¦ - электроэнергия ¦ - электроэнергия ¦
¦ - амортизация ¦ - амортизация ¦
¦ - ремонт и техническое ¦ - ремонт и техническое ¦
¦ обслуживание, в том числе¦ обслуживание, в том числе¦
¦ капитальный ремонт ¦ капитальный ремонт ¦
¦ - затраты на оплату труда ¦ - затраты на оплату труда ¦
¦ - отчисления на социальные ¦ - отчисления на социальные ¦
¦ нужды ¦ нужды ¦
¦ - цеховые расходы ¦ - цеховые расходы ¦
+-------------------------------+--------------------------------+
¦III. Транспортирование воды ¦ III. Транспортирование и ¦
¦ - электроэнергия ¦ утилизация сточной ¦
¦ - амортизация ¦ жидкости ¦
¦ - ремонт и техническое ¦ - электроэнергия ¦
¦ обслуживание, в том числе¦ - амортизация ¦
¦ капитальный ремонт ¦ - ремонт и техническое ¦
¦ - затраты на оплату труда ¦ обслуживание, в том числе¦
¦ - отчисления на социальные ¦ капитальный ремонт ¦
¦ нужды ¦ - затраты на оплату труда ¦
¦ - цеховые расходы ¦ - отчисления на социальные ¦
¦ ¦ нужды ¦
¦ ¦ - цеховые расходы ¦
L-------------------------------+---------------------------------
2.2. Определение затрат по стадиям
производственного процесса систем водоснабжения
2.2.1. Определение расходов на подъем воды
В расходы на подъем воды включаются затраты на электроэнергию, расходуемую всеми насосными станциями на подъем воды; амортизацию указанных зданий, сооружений, оборудования и других основных средств, применяемых для подъема воды; ремонт и техническое обслуживание, в том числе капитальный ремонт; оплату труда рабочих, непосредственно занятых на насосных станциях всех подъемов, а также обслуживающих другие сооружения для подъема воды; отчислений на социальные нужды этих рабочих и цеховые расходы на стадии подъема воды:
под под под под под под
С = С + С + С + С + С + С ,
под эл ам рем и то о.т соц.н цех
где:
С - затраты на подъем воды (всего);
под
под
С - затраты на электроэнергию на подъем и подачу воды;
эл
под
С - затраты на амортизацию основных средств по подъему
ам
воды;
под
С - затраты на ремонт и техническое обслуживание, в
рем и то
том числе капитальный ремонт сооружений и оборудования по подъему
воды;
под
С - затраты на оплату труда рабочих, занятых на подъеме
о.т
воды;
под
С - отчисления на социальные нужды;
соц.н.
под
С - затраты на цеховые расходы по подъему воды.
цех
Расходы на подъем воды состоят из затрат на эксплуатацию:
1. Водозаборных сооружений, к которым относятся сооружения для забора подземных вод или водоприемные сооружения (водозаборные скважины, шахтные колодцы, горизонтальные водозаборы, комбинированные водозаборы, лучевые водозаборы, каптажные устройства) и сооружения для забора поверхностной воды (водозаборы).
2. Зданий, сооружений и насосно - энергетического оборудования насосных станций всех подъемов.
2.2.1.1. По статье "Электроэнергия" определяются расходы по действующим тарифам на силовую электроэнергию, расходуемую на подъем воды и создание необходимого напора в сети, а также на оплату присоединенной мощности электрооборудования (электродвигателей, трансформаторов, насосов и т.д.) (Приложение 5):
под с пр.м
С = С + С ,
эл эл эл
где:
под
С - расходы на электроэнергию;
эл
с
С - оплата силовой электроэнергии;
эл
пр.м
С - оплата присоединенной мощности.
эл
под
Затраты на электроэнергию (С ) определяются с учетом
эл
применения одно- и двухставочных тарифов, действующих на момент
определения цены на воду:
С = Т x М + Т x Э,
эл м э
где:
Т - ставка тарифа за электрическую мощность, руб./кВт;
м
М - присоединенная мощность, кВт;
Т - ставка тарифа за электроэнергию, руб./кВт;
э
Э - объем потребленной энергии.
Общий расход электроэнергии (кВт.ч) на подъем воды и создание необходимого напора в сети может определяться по паспортным данным оборудования (результатам испытаний), а также путем суммирования умножения объемов поданной в сеть воды в тыс. куб. м на удельную норму расхода электроэнергии в кВт.ч на 1000 куб. м по каждой насосной станции (насосной установке).
Электроэнергия, расходуемая на освещение, относится на соответствующие статьи цеховых расходов.
Предприятия, имеющие двигатели внутреннего сгорания, расходы на топливо выделяют в отдельную статью.
2.2.1.2. По статье "Амортизация" определяются амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов насосных станций и других сооружений по подъему воды: водозаборных сооружений, зданий насосных станций всех подъемов, насосно - энергетического оборудования, самотечных линий (Приложение 7).
Сумма амортизационных отчислений рассчитывается по нормам амортизации со всей суммы первоначальной стоимости основных средств (производственных зданий, сооружений, павильонов, передаточных устройств, рабочего и энергетического оборудования, измерительных и регулирующих приборов, инструмента и производственного инвентаря), используемых на стадии подъема воды с учетом их поступления и выбытия. Применение ускоренной амортизации допускается по согласованию с регулирующим органом.
Стоимость основных фондов регулируемого (планируемого) периода определяется по плану капитальных вложений как средняя стоимость основных фондов следующим образом: к стоимости основных фондов на начало года прибавляется среднегодовая стоимость основных фондов, вводимых в действие, и исключается среднегодовая стоимость основных фондов, выбывающих из эксплуатации.
Для определения среднегодовой стоимости вводимых в действие основных фондов в планируемом году необходимо их стоимость умножить на число полных месяцев и работы, начиная с месяца, следующего за вводом их в эксплуатацию, и результат разделить на 12.
Для определения среднегодовой стоимости основных фондов, выбывающих из эксплуатации в планируемом году, необходимо стоимость выбывающих основных фондов (по первоначальной стоимости) умножить на число месяцев, остающихся до конца планируемого года, и результат разделить на 12.
Норма (процент) амортизации определяется по действующим нормам амортизационных отчислений <*>.
--------------------------------
<*> При начислении амортизации следует руководствоваться Едиными нормами амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденными Постановлением Совмина СССР от 22.12.90 N 1072.
под
Затраты на амортизацию (С ) определяются исходя из
а
среднегодовой стоимости основных фондов i-го вида (Ф ) и норм
i
амортизации основных фондов i-го вида (Н ):
i
под n
С = SUM Ф x Н .
а i=1 i i
В случае если насосная и фильтровальная станции совмещены в одном здании, его амортизация относится на соответствующие стадии производства пропорционально занимаемой площади.
Объектами для начисления амортизации являются объекты основных средств, находящиеся в организации водопроводно - канализационного хозяйства на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, кроме объектов основных средств, по которым амортизация не начисляется в соответствии с действующим законодательством. Начисление амортизации по арендованным объектам основных средств не производится (за исключением амортизационных отчислений, производимых арендатором по имуществу по договору аренды предприятия, и в случаях, предусмотренных в договоре финансовой аренды).
2.2.1.3. По статье "Ремонт и техническое обслуживание" или "Резерв расходов на оплату всех видов ремонтов" определяются затраты на проведение всех видов ремонта сооружений и оборудования по подъему воды, включая капитальный ремонт и техническое обслуживание при условии, если на предприятии не создается ремонтный фонд или создается только по основным средствам.
Затраты по статье "Ремонт и техническое обслуживание" определяются при выполнении работ собственными силами организации (хозяйственным способом) на основе расчета сметной стоимости в соответствии с действующими нормативными документами по каждому виду проводимых в планируемом периоде работ по ремонту сооружений и оборудования по подъему воды (Приложение 8).
Затраты по статье "Резерв расходов на оплату всех видов ремонтов" определяются при выполнении работ сторонними организациями и складываются из сумм заключенных договоров.
2.2.1.4. Затраты по статье "Капитальный ремонт" или "Резерв расходов на оплату капитального ремонта" выделяются в отдельную статью из статьи "Резерв и техническое обслуживание" и "Резерв расходов на оплату всех видов ремонта".
Затраты по данной статье определяются на основе расчета сметной стоимости работ капитального ремонта сооружений и оборудования по подъему воды с учетом всех видов затрат при условии выполнения работ собственными силами или на основе заключенных договоров со сторонними предприятиями в соответствии с действующими нормативными документами.
2.2.1.5. По статье "Затраты на оплату труда" определяется нормативный фонд заработной платы рабочих (Приложение 9) насосных станций водопровода, насосных установок для подкачки воды, водозаборов подземных вод, водозаборных сооружений из поверхностных источников следующих профессий:
- машинист насосных установок;
- оператор водозаборных сооружений;
- электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования;
- слесарь по контрольно - измерительным приборам и автоматике, и другие профессии <*> рабочих, непосредственно занятых на сооружениях по подъему воды.
--------------------------------
<*> Наименования профессий рабочих определяются в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОКПДТР).
Работники автотранспорта (водители автомобилей и др.), подсобные рабочие и другой персонал, обслуживающий насосные станции, относятся к цеховому персоналу, и заработная плата по этой категории работников учитывается в статье "Цеховые расходы".
Для определения затрат на оплату труда рабочих первоначально необходимо определить их оптимальную численность, которую рекомендуется устанавливать, применяя отраслевые федеральные и региональные нормативные документы (нормативы численности <*>, нормы обслуживания, нормы времени).
--------------------------------
<*> Нормативы численности могут определяться в соответствии с "Рекомендациями по нормированию труда работников водопроводно - канализационного хозяйства", утвержденными Приказом Госстроя России от 22.03.99 N 66.
Заработная плата С рабочих, участвующих в подъеме воды,
З.П
складывается из основной и дополнительной заработной платы:
под m под под
С = SUM (C + С ) ,
З.П i=1 З.П. ос З.П. доп i
где:
под под
С и С - фонд основной и дополнительной
З.П. ос З.П. доп
заработной платы рабочих i-профессии, разряда;
m - число профессий, разрядов.
Фонд основной заработной платы состоит из размера заработной платы рабочих, рассчитанного по месячным тарифным ставкам (при тарифной системе оплаты труда на предприятии) и коэффициентов квалификационного уровня (при бестарифной системе оплаты труда на предприятии).
Фонд дополнительной заработной платы состоит из доплат и надбавок, выплачиваемых за счет себестоимости:
- доплаты за работу в ночное время, тяжелые, вредные, особо тяжелые, особо вредные условия труда;
- суммы выплат по текущему премированию, вознаграждения по итогам работы за год;
- выплаты по районному регулированию и другие выплаты и расходы, определенные действующими законодательными и нормативно - методическими документами <*>, коллективным договором и другими локальными нормативными актами предприятия.
--------------------------------
<*> В качестве практического пособия по определению данной статьи затрат Госстроем России и ЦК профсоюза рекомендуются "Методические рекомендации по организации оплаты труда в жилищно - коммунальном хозяйстве", утвержденные Приказом Госстроя России от 31.03.99 N 81 и Постановлением ЦК Профсоюза от 05.05.99 N 16, "Локальные нормативные акты по организации труда и заработной платы на предприятиях ЖКХ", ЦНИС, 2000 г.
По указанной статье затрат определяется и резерв на отпуска для рабочих, непосредственно занятых эксплуатацией сооружений по подъему воды.
2.2.1.6. По статье "Отчисления на социальные нужды" определяются размеры отчислений по установленным законодательством нормам в государственные внебюджетные социальные фонды от затрат на оплату труда работников, определенных в статье "Затраты на оплату труда".
Затраты на социальное страхование (С ) определяются исходя из
сс
затрат на оплату труда работников, на которые начисляются
страховые взносы (От ), и размеров тарифов страховых взносов
сс
(Т ):
св
С = От x Т .
сс сс св
2.2.1.7. По статье "Цеховые расходы" рассчитываются комплексные затраты (Приложение 10). В них включаются расходы на:
- содержание аппарата управления;
- содержание прочего цехового персонала;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация;
- износ малоценного и быстроизнашивающегося инвентаря;
- ремонт и техническое обслуживание основных средств;
- содержание зданий, сооружений и инвентаря;
- охрану труда;
- прочие расходы.
В расходы на "Содержание аппарата управления" включаются затраты на оплату труда и резерв на оплату отпусков руководителей, специалистов и других служащих, осуществляющих оперативное руководство эксплуатацией водопроводных сооружений по подъему воды (начальники эксплуатационных участков, районов, цехов, смен, насосных станций, инженеры, техники, мастера).
Порядок определения расходов на содержание аппарата управления аналогичен порядку расчета по статье "Затраты на оплату труда" при определении расходов на подъем воды (п. 2.2.1.5).
В расходы на "Содержание прочего цехового персонала" включаются затраты на оплату труда и резерв на оплату отпусков рабочих, связанных с процессом подъема (подачи) воды, но непосредственно не обслуживающих сооружения (водители автомобилей, слесари - ремонтники, подсобные рабочие и др.). Порядок определения расходов на содержание прочего цехового персонала аналогичен порядку расчета по статье "Затраты на оплату труда" при определении расходов на подъем воды (п. 2.2.1.5).
"Отчисления на социальные нужды" определяются от расходов на оплату труда работников аппарата управления цеха и прочего цехового персонала. Порядок определения затрат по данной статье аналогичен порядку расчета отчислений на социальные нужды по п. 2.2.1.6.
В расходы на "Амортизацию" включаются амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств общецехового назначения (отдельно стоящие общецеховые здания, сооружения, инвентарь и т.п.), которые не могут быть отнесены непосредственно на производственный процесс данного технологического цикла, кроме основных средств, амортизация по которым отнесена на прямые затраты или по которым она не начисляется. Порядок определения затрат по данной статье аналогичен порядку расчета отчислений на амортизацию основных фондов (п. 2.2.1.2).
В расходы по "Износу малоценного и быстроизнашивающегося инвентаря" включается сумма износа инструментов, производственного инвентаря, приспособлений, спецодежды, спецобуви, не относящихся к основным средствам предприятия.
В расходы на "Ремонт и техническое обслуживание основных средств" включаются затраты на текущий ремонт производственного оборудования, сооружений и устройств по каждому цеху в отдельности, не учтенные при определении затрат п. 2.2.1.З. Порядок расчета затрат по данной статье аналогичен порядку расчета п. 2.2.1.3.
В расходы на "Содержание зданий, сооружений и инвентаря" включаются:
- затраты на заработную плату с отчислениями на социальное страхование работников, занятых на работах по содержанию и уборке производственных помещений, по промазке рам, протирке и вставке стекол, очистке дымоходов и крыш от снега, вывозу мусора, очистке и уборке относящихся к цеху проездов, тротуаров и пр.;
- затраты на материалы и инвентарь, расходуемые на цеховые нужды (электролампы, метлы, тряпки, мыло и прочие материалы и инвентарь, необходимые для содержания помещений в чистоте, потребность в которых определяется нормативными документами <*>);
- затраты на электроэнергию для освещения, на водоснабжение и канализацию, на топливо, пар, воду для отопления и горячего водоснабжения цеховых помещений.
--------------------------------
<*> Для определения затрат по данной статье можно использовать применительно "Рекомендации по нормированию расхода материальных ресурсов на работы по содержанию и ремонту жилищного фонда", утвержденные Приказом Госстроя России от 22.08.2000 N 191.
Порядок определения расходов на содержание зданий, сооружений и инвентаря аналогичен порядку расчета затрат по соответствующим статьям, изложенным выше.
В расходы на "Охрану труда" включаются затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности:
- устройство и содержание ограждений, люков, отверстий, оборудование рабочих мест специальными устройствами некапитального характера;
- обеспечение работников специальной одеждой, обувью, питанием по нормам, предусмотренным действующим законодательством <*>;
- устройство и содержание дезинфекционных камер, умывальников и другого оборудования для создания необходимых санитарно - гигиенических условий труда работников;
- другие мероприятия по охране труда, предусмотренные действующим законодательством, коллективным договором и локальными нормативными актами предприятия.
--------------------------------
<*> Для определения расходов по данной статье необходимо использовать Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам жилищно - коммунального хозяйства, утвержденные рядом постановлений Минтруда России.
В "Прочие цеховые расходы" включаются расходы на испытания, рационализацию и другие цеховые расходы, не предусмотренные предыдущими статьями, в том числе затраты на страхование имущества, учитываемого в составе производственных фондов цехового назначения.
2.2.2. Определение расходов на очистку воды
оч
Расходы по очистке воды (С ) включают затраты на материалы
оч
(химические реагенты) на очистку воды (С ); электроэнергию,
м
оч
расходуемую очистными сооружениями (С ), амортизацию основных
эл
оч
средств по очистке воды (С ), ремонт и техническое обслуживание,
ам
в том числе капитальный ремонт очистных сооружений; оплату труда
оч
рабочих очистных сооружений (С ), отчисления на социальные
З.П
оч оч
нужды этой категории работников (С ), цеховые расходы (С ):
сод.с. цех
оч оч оч оч оч оч
С = С + С + С + С + С + С ,
оч м ам рем и то о.т соц.н цех
где:
С - затраты на очистку воды (всего);
оч
оч
С - затраты на материалы (химические реагенты) на очистку
м
воды;
оч
С - затраты на электроэнергию на очистку воды;
эл
оч
С - затраты на амортизацию основных средств по очистке
ам
воды;
оч
С - затраты на ремонт и техническое обслуживание, в
рем и то
том числе капитальный ремонт сооружений и оборудования по очистке
воды;
оч
С - затраты на оплату труда рабочих, занятых на очистке
о.т
воды;
оч
С - отчисления на социальные нужды;
соц.н
оч
С - затраты на цеховые расходы по очистке воды.
цех
Расходы на очистку воды состоят из затрат на эксплуатацию станций водоподготовки и очистных сооружений:
- по осветлению и обесцвечиванию воды: сетчатые барабанные фильтры, реагентное хозяйство (растворные и расходные баки, мешалки, трубопроводы и т.п.), смесительные устройства (устройства ввода реагентов и смесители), воздухоотделители, камеры хлопьеобразования, вертикальные и горизонтальные отстойники, осветлители со взвешенным осадком, сооружения для осветления высокомутных вод, фильтры, контактные осветлители;
- по обеззараживанию воды: хлораторные (расходный склад хлора, испарители хлора и хлордозаторные помещения, хлораторы), вспомогательные помещения хлорного хозяйства (компрессорная, венткамеры и т.п.), хлоропроводы, трубопроводы для хлорной воды, орошаемые скрубберы, растворные баки, электролизеры, установки для аммонизации, оборудование аммиачного хозяйства, бактерицидные установки;
- по обезжелезиванию, умягчению, опреснению и обессоливанию воды: аэраторы, фильтры, умягчительные установки, установки опреснения и обессоливания воды.
2.2.2.1. По статье "Электроэнергия" определяются расходы по действующим тарифам на электроэнергию, расходуемую на очистку воды, а также на оплату присоединенной мощности электрооборудования:
с пр.м
С = С + С ,
эл эл эл
где:
с
С - оплата силовой электроэнергии;
эл
пр.м
С - оплата присоединенной мощности <*>.
эл
--------------------------------
<*> В случае, если присоединенная оплачиваемая мощность 750 кВт и выше.
Порядок расчета по данной статье аналогичен порядку расчета по аналогичной статье при определении расходов на подъем воды (п. 2.2.1.1).
2.2.2.2. По статье "Материалы" определяются затраты на химические реагенты: коагулянт, жидкий хлор, аммиак, полиакриламид, известь и другие виды реагентов, применяемых в конкретных условиях для очистки воды (Приложение 6):
n
С = SUM П Ц ,
м i=1 i i
где:
С - затраты на материалы;
м
П - годовая потребность в химическом реагенте i-го вида в
i
натуральном выражении;
Ц - стоимость единицы реагента i-го вида;
i
n - количество применяемых реагентов.
Суммирование производится по всем видам реагентов.
Годовая потребность в химических реагентах определяется путем умножения объема очищаемой воды Q на норматив удельного расхода химических реагентов Д (среднюю дозу i-го химического реагента):
n
П = SUM Q Д ,
i i=1 i i
где:
Q - объем очищаемой воды i-ым видом химических реагентов;
i
Д - удельный расход i-го вида реагентов.
i
Нормы расхода химических реагентов определяются на основании действующих нормативно - технических документов <*> с учетом местных условий.
--------------------------------
<*> Для определения расходов по данной статье рекомендуется применять действующий СНиП "Водопровод. Наружные сети и сооружения".
2.2.2.3. По статье "Амортизация" определяются амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов по очистке воды: производственных зданий, смесителей, камер реакции, отстойников, фильтров, баков затворных и растворных, компрессоров, хлораторных установок и других сооружений для очистки воды.
Определение затрат по данной статье производится аналогично порядку расчета по статье "Амортизация" при определении расходов на подъем воды (п. 2.2.1.2).
2.2.2.4. По статье "Ремонт и техническое обслуживание" или "Резерв расходов на оплату всех видов ремонтов" определяются затраты на проведение всех видов ремонтов (включая капитальный) и технического обслуживания оборудования и сооружений по очистке воды при условии, если на предприятии не создается ремонтный фонд и, соответственно, не определяются затраты по статье "Ремонтный фонд".
Определение затрат по данной статье производится аналогично порядку расчета по статье "Ремонт и техническое обслуживание" при определение расходов на подъем воды (п. 2.2.1.3).
2.2.2.5. Затраты по статье "Капитальный ремонт" или "Резерв расходов на оплату капитального ремонта" выделяются в отдельную статью из статьи "Ремонт и техническое обслуживание" или "Резерв на оплату всех видов ремонта". Затраты по данной статье определяются на основе расчета сметной стоимости работ капитального ремонта сооружений и оборудования по очистке воды.
2.2.2.6. По статье "Затраты на оплату труда" определяется фонд заработной платы рабочих, работающих на очистных сооружениях:
- операторов на фильтрах;
- операторов хлораторной установки;
- коагулянтщиков;
- машинистов компрессорных установок;
- озонаторщиков;
- операторов установок УФ-обеззараживания <*> и других профессий, непосредственно занятых на сооружениях по очистке воды.
--------------------------------
<*> В настоящее время профессия оператор установок УФ-обеззараживания в ОК 016-94 отсутствует.
Расходы по заработной плате лаборантов, пробоотборщиков, слесарей и электромонтеров по ремонту оборудования, подсобных рабочих, электрогазосварщиков, машинистов бульдозера (скрепера), водителей автомобилей и других профессий рабочих, не занятых на сооружениях очистки воды, но участвующих в процессе очистки воды, относятся на статью "Цеховые расходы".
Определение затрат по данной статье производится аналогично порядку расчета по статье "Затраты на оплату труда" при определении расходов на подъем воды (п. 2.2.1.5).
2.2.2.7. Определение затрат по статье "Отчисления на социальные нужды" производится аналогично порядку расчета по статье "Отчисления на социальные нужды" при определении расходов на подъем воды (п. 2.2.1.6).
2.2.2.8. По статье "Цеховые расходы" определяются затраты, связанные с управлением и обслуживанием технологической стадии "очистка воды". Указанная статья является комплексной, состав элементов по данной статье, а также порядок определения затрат по каждому из них аналогичен порядку расчета цеховых расходов на стадии "подъем воды".
При этом по статье "Содержание аппарата управления" включаются затраты па оплату труда и резерв на оплату отпусков руководителей, специалистов и служащих, осуществляющих:
- оперативное руководство эксплуатацией станций водоподготовки (начальники станций водоподготовки, цеха, участка, смены, инженеры, техники, мастера);
- контроль качества воды (начальник лаборатории, инженер, техник, лаборант химико - бактериологического анализа, лаборант химического анализа).
В "Содержание прочего цехового персонала" включаются затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды слесарей по контрольно - измерительным приборам и автоматике, электромонтеров по ремонту и обслуживанию электрооборудования, лаборантов химико - бактериологического анализа, лаборантов химического анализа, пробоотборщиков, подсобных рабочих, электрогазосварщиков, машинистов бульдозеров (скреперов), водителей автомобилей и других профессий рабочих, не занятых на сооружениях очистки воды, но участвующих в процессе очистки воды.
В "Прочие цеховые расходы" включаются затраты воды по цеховой себестоимости, потребляемой на собственные технологические нужды (на промывку фильтров или контактных осветлителей, на чистку отстойников, на продувку осветлителей с взвешенным осадком и другие производственные нужды). При этом количество воды, используемой на собственные нужды, должно быть обосновано расчетами, исходя из принятой технологии очистки воды и проектных данных.
2.2.3. Определение расходов на оплату воды,
полученной со стороны
По статье "Оплата воды, полученной со стороны" определяются затраты на оплату покупной воды, приобретаемой со стороны, по установленным тарифам (Приложение 11). Затраты на оплату покупной воды рассчитываются исходя из общего объема реализации, наличия собственных мощностей, обеспечивающих этот объем, а также цены 1 куб. м покупной воды.
Расходы на оплату воды, полученной со стороны (С ),
пв
определяются в соответствии с заключенными договорами с
предприятиями, исходя из объема получаемой воды:
С = Ц x Q ,
пв пв
где:
Ц - установленная цена на покупку 1 куб. м воды, руб.;
Q - количество покупаемой воды, куб. м.
пв
2.2.4. Определение расходов на транспортирование
воды
Определение расходов на транспортирование воды включает в себя расчет затрат на содержание и ремонт водопроводной сети.
Расходы по содержанию и ремонту сети включает затраты на электроэнергию, амортизацию, ремонт и техническое обслуживание сети (в том числе капитальный ремонт), оплату труда производственных рабочих, отчисления на социальные нужды, цеховые расходы:
с с с с с с с
С = С + С + С + С + С + С ,
эл ам рем и то о.т соц.н цех
где:
с
С - сумма расходов на содержание и ремонт сети;
с
С - затраты на электроэнергию;
эл
с
С - затраты на амортизацию по сетевому хозяйству;
ам
с
С - затраты на ремонт и техническое обслуживание, в
рем и то
том числе капитальный ремонт сети;
с
С - оплата труда производственных рабочих сетевого
о.т
хозяйства;
с
С - отчисления на социальные нужды производственных
соц.н
рабочих сетевого хозяйства;
с
С - цеховые расходы по сетевому хозяйству.
цех
2.2.4.1. По статье "Электроэнергия" определяются расходы по действующим тарифам на электроэнергию, расходуемую на транспортирование воды, а также на оплату присоединенной мощности электрооборудования:
с пр.м
С = С + С ,
эл эл эл
где:
с
С - оплата силовой электроэнергии;
эл
пр.м
С - оплата присоединенной мощности.
эл
Порядок расчета по данной статье аналогичен порядку расчета по аналогичной статье при определении расходов на подъем воды (п. 2.2.1.1).
2.2.4.2. По статье "Амортизация" определяются амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов сетевого хозяйства: водоводов, разводящей сети, пожарных гидрантов, колодцев, водоразборных колонок и прочего оборудования на сети.
Определение затрат по данной статье производится аналогично порядку расчета по статье "Амортизация" при определении расходов на подъем воды (п. 2.2.1.2).
2.2.4.3. По статье "Ремонт и техническое обслуживание" или "Резерв расходов на оплату всех видов ремонта" определяются затраты на проведение всех видов ремонтов (включая капитальный) и технического обслуживания сетевого хозяйства при условии, если на предприятии не создается ремонтный фонд и, соответственно, не определяются затраты по статье "Ремонтный фонд".
Определение затрат по данной статье производится аналогично порядку расчета по статье "Ремонт и техническое обслуживание" при определении расходов на подъем воды (п. 2.2.1.3).
2.2.4.4. Затраты по статье "Капитальный ремонт" или "Резерв расходов на оплату капитального ремонта" выделяются в отдельную статью из статьи "Ремонт и техническое обслуживание" или "Резерв на оплату всех видов ремонта". Затраты по данной статье определяются на основе расчета сметной стоимости работ капитального ремонта водопроводной сети.
2.2.4.5. По статье "Затраты на оплату труда" определяется фонд заработной платы рабочих, занятых содержанием и текущим ремонтом сооружений и оборудования сетевого хозяйства: обходчиков водопроводной сети и др.
Фонд заработной платы рабочих, обслуживающих сетевое хозяйство, рассчитывается так же, как на стадии подъема воды (п. 2.2.1.5).
2.2.4.6. Определение затрат по статье "Отчисления на социальные нужды" производится аналогично порядку расчета по статье "Отчисления на социальные нужды" при определении расходов на подъем воды (п. 2.2.1.6).
2.2.4.7. По статье "Цеховые расходы" определяются затраты, связанные с управлением и обслуживанием технологической стадии "транспортирование воды". Указанная статья является комплексной, состав элементов по данной статье, а также порядок определения затрат по каждому из них аналогичен порядку расчета цеховых расходов на стадии "подъем воды".
При этом по статье "Содержание аппарата управления" включаются затраты на оплату труда и резерв отпусков руководителей, специалистов и служащих, осуществляющих оперативное руководство эксплуатацией водопроводных сетей (начальник службы, района, участка, инженер, техник, мастер). По статье "Содержание прочего цехового персонала" включаются затраты на оплату труда электрогазосварщиков, водителей автомобилей, подсобных рабочих и других профессий рабочих, участвующих в процессе транспортирования воды.
2.3. Определение затрат по стадиям
производственного процесса систем водоотведения
2.3.1. Определение расходов
на перекачку сточной жидкости
В расходы на перекачку сточной жидкости включаются затраты на электроэнергию, амортизацию, ремонт и техническое обслуживание (в том числе капитальный ремонт), затраты на оплату труда рабочих, отчисления на социальные нужды, цеховые расходы:
пер пер пер пер пер пер пер
С = С + С + С + С + С + С ,
эл ам рем и то о.т соц.н цех
где:
пер
С - расходы на перекачку сточной жидкости (всего);
пер
С - расходы на электроэнергию;
эл
пер
С - амортизация;
ам
пер
С - затраты на ремонт и техническое обслуживание, в
рем и то
том числе капитальный ремонт;
пер
С - затраты на оплату труда производственных рабочих;
о.т
пер
С - отчисления на социальные нужды;
соц.н
пер
С - цеховые расходы на перекачку сточной жидкости.
цех
Расходы на перекачку сточной жидкости включают затраты по всем станциям перекачки: насосным станциям (машинные залы, подъемно - транспортное оборудование, приемные резервуары, насосные агрегаты, всасывающие и напорные трубопроводы, решетки с ручной очисткой и решетки - дробилки). В случае нахождения насосов для перекачки сточных вод в производственных помещениях станций очистки сточных вод необходимо выделить их для определения по ним расходов по данному технологическому циклу.
2.3.1.1. По статье "Электроэнергия" определяются расходы по действующим тарифам на электроэнергию, потребляемую для перекачки сточной жидкости, а также на оплату присоединенной мощности электрооборудования:
с пр.м
С = С + С ,
эл эл эл
где:
с
С - оплата силовой электроэнергии;
эл
пр.м.
С - оплата присоединенной мощности.
эл
Порядок расчета по данной статье аналогичен порядку расчета по аналогичной статье при определении расходов на подъем воды (п. 2.2.1.1).
2.3.1.2. По статье "Амортизация" определяются амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов станций перекачки: помещений решеток и дробилок, приемного резервуара, машинного отделения, насосно - энергетического оборудования и других сооружений и оборудования по перекачке сточной жидкости.
Порядок расчета по данной статье аналогичен порядку расчета по аналогичной статье при определении расходов на подъем воды (п. 2.2.1.2).
2.3.1.3. По статье "Резерв и техническое обслуживание" ("Резерв расходов на оплату всех видов ремонтов"), а также "Капитальный ремонт" ("Резерв расходов на оплату капитального ремонта") затраты определяются аналогично порядку расчета затрат на подъем воды (п. 2.2.1.3 и п. 2.2.1.4).
2.3.1.4. По статье "Затраты на оплату труда" определяется нормативный фонд заработной платы рабочих, обслуживающих сооружения и оборудование станций перекачки: машинистов насосных установок, операторов на решетках (на насосных станциях канализации), слесарей по контрольно - измерительным приборам и автоматике, электромонтеров по ремонту и обслуживанию электрооборудования.
Порядок расчета по данной статье, а также по статье "Отчисления на социальные нужды" аналогичен порядку определения затрат по статье "Затраты на оплату труда" и "Отчисления на социальные нужды" при подъеме воды (п. 2.2.1.5 и п. 2.2.1.6).
2.3.1.5. По статье "Цеховые расходы" определяются затраты, связанные с управлением и обслуживанием технологической стадии "Перекачка сточной воды", состав элементов по данной статье, а также порядок определения затрат по каждому из них аналогичен порядку расчета цеховых расходов на стадии "подъем воды".
При этом по статье "Содержание аппарата управления" включаются затраты на оплату труда и резерв отпусков руководителей, специалистов и служащих, осуществляющих оперативное руководство эксплуатацией канализационных насосных станций (начальник цеха, участка, канализационной насосной станции, инженер, техник, мастер).
2.3.2. Определение расходов на очистку
сточной жидкости
В расчет расходов на очистку сточной жидкости включаются затраты на материалы (химические реагенты), электроэнергию, амортизацию, ремонт и техническое обслуживание (в том числе капитальный ремонт), рассчитываемые аналогично статьям затрат по перекачке сточной жидкости, а также затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды и цеховые расходы:
оч оч оч оч оч оч оч оч
С = С + С + С + С + С + С + С ,
м эл ам рем и то о.т соц.н цех
где:
оч
С - затраты на очистку сточной жидкости (всего);
оч
С - затраты на материалы (химические реагенты) на очистку
м
сточной жидкости;
оч
С - затраты на электроэнергию на очистку сточной жидкости;
эл
оч
С - затраты на амортизацию основных средств по очистке
ам
сточной жидкости;
оч
С - затраты на ремонт и техническое обслуживание, в
рем и то
том числе капитальный ремонт сооружений и оборудования по очистке
сточной жидкости;
оч
С - затраты на оплату труда рабочих, занятых на очистке
о.т
жидкости;
оч
С - отчисления на социальные нужды;
соц.н
оч
С - затраты на цеховые расходы по очистке сточной жидкости.
цех
Расходы на очистку сточной жидкости состоят из затрат на эксплуатацию очистных сооружений канализации:
- для механической очистки сточных вод (решетки, песколовки, усреднители, двухъярусные и первичные отстойники, осветлители - перегниватели, септики, гидроциклоны, центрифуги, флотационные установки, дегазаторы);
- для биологической очистки сточных вод (преаэраторы, биокоагуляторы, биофильтры, аэротенки, аэрационные установки на полное окисление, циркуляционные окислительные каналы, поля фильтрации, песчано - гравийные фильтры, фильтрующие траншеи и колодцы, биологические пруды);
- для насыщения очищенных сточных вод кислородом (многоступенчатые водосливы - аэраторы, быстротоки или барботажные сооружения);
- для обеззараживания сточных вод (хлораторные и электролизные установки, электрооборудование, шкаф управления, смесители любого типа, контактные резервуары);
- для глубокой очистки сточных вод (фильтры с зернистой и полимерной загрузкой различных конструкций, сетчатые барабанные фильтры, биологические пруды, биосорберы);
- для физико - химической очистки сточных вод (нейтрализация сточных вод: отстойники, шламовые площадки, вакуум - фильтры или фильтры - прессы, резервуары, трубопроводы; реагентные установки: гидравлические, механические и аэрируемые смесители, аэрируемые песколовки или преаэраторы, камеры хлопьеобразования; обезвреживание циансодержащих сточных вод: установки периодического действия, состоящие из камер реакции и т.д.);
- для адсорбционной очистки сточных вод (адсорберы, насосы, гидроэлеваторы и т.д.);
- для ионообменной очистки сточных вод (ионообменные установки, катионитовые и анионитовые фильтры, фильтры смешанного действия);
- для электрохимической очистки сточных вод (электролизеры, электрокоагуляторы);
- для обработки осадка сточных вод (уплотнители и сгустители, метантенки, аэробные стабилизаторы, сооружения для механического обезвоживания осадка, иловые площадки, сооружения для обеззараживания, компостирования, термической сушки и сжигания осадка, сооружения для хранения и складирования осадка);
- ультрафиолетовые (бактерицидные) установки на системах канализации;
- склады с материалами для очистки, илопроводы.
2.3.2.1. По статье "Материалы" определяются затраты на материалы (химические реагенты), применяемые для очистки сточной жидкости:
n
С = SUM П x Ц ,
м i=1 i i
где:
С - расходы на материалы;
м
П - потребность в материалах i-го вида в натуральном
i
выражении;
Ц - стоимость единицы материала по цене франко - предприятия,
i
руб.;
n - количество применяемых видов материалов.
Потребность в материалах П определяется путем умножения
i
объема очищаемой сточной жидкости на норму расхода материалов в
зависимости от стадии очистки сточной жидкости.
Нормы расхода материалов определяются на основании действующих
нормативно - технических документов <*> с учетом местных условий.
--------------------------------
<*> Для определения расходов по данной статье рекомендуется применять действующий СНиП "Канализация. Наружные сети и сооружения".
2.3.2.2. По статьям "Затраты на оплату труда" и "Отчисления на социальные нужды" определяется нормативный фонд заработной платы и отчисления на социальные нужды рабочих, обслуживающих оборудование и сооружения по очистке сточной жидкости: операторов на решетках, операторов на песколовках, операторов на отстойниках, операторов на метантенках, операторов на биофильтрах, операторов на фильтрах, операторов на аэротенках, операторов сооружений по удалению осадка, операторов на иловых площадках, операторов полей орошения и фильтрации, операторов установок по обезвоживанию осадка, операторов установки по сушке осадка, операторов хлораторной установки, машинистов насосных установок, машинистов компрессорных установок и т.д.
Порядок определения затрат по данным статьям аналогичен порядку определения затрат по статьям "Затраты на оплату труда" и "Отчисления на социальные нужды" при подъеме воды (п. 2.2.1.5 и п. 2.2.1.6).
2.3.2.3. По статье "Цеховые расходы" определяются затраты, связанные с управлением и обслуживанием технологической стадии "Очистка сточной жидкости". Состав элементов по данной статье, а также порядок определения затрат по каждому из них аналогичен порядку расчета цеховых расходов на стадии "Перекачка сточной жидкости".
При этом по статье "Содержание аппаратов управления" включаются затраты на оплату труда и резерв отпусков руководителей, специалистов и служащих, осуществляющих:
- оперативное руководство эксплуатацией очистных сооружений канализации (начальник очистных сооружений канализации, инженер, инженер - технолог, технолог, техник, мастер);
- контроль приема (сброса) сточных вод абонентов (инженер, техник, лаборант).
2.3.3. Определение расходов на транспортирование
и утилизацию сточной жидкости
Расходы на транспортирование и утилизацию сточной жидкости включают затраты на эксплуатацию (ремонт и содержание) сетевого хозяйства канализационной сети (уличной, внутриквартальной, внутридворовой), коллекторов, каналов, смотровых и перепадных колодцев, камер, промывных устройств, переходов под полотном железных и автомобильных дорог, эстакад, дюкеров, канализационных напорных трубопроводов, выпусков, вентиляционных киосков, сливных станций и других сооружений.
Расходы на содержание и ремонт сетевого хозяйства включают затраты на электроэнергию, амортизацию, ремонт и техническое обслуживание (в том числе капитальный ремонт), затрату на оплату труда, отчисления на социальные нужды, цеховые расходы:
с с с с с с с
С = С + С + С + С + С + С ,

ПРИКАЗ Госстроя РФ от 28.12.2000 n 304 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФИНАНСОВОМУ ОБОСНОВАНИЮ ЦЕНЫ НА ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ И ТЕПЛОНОСИТЕЛЬ  »
Постановления и Указы »
Читайте также