ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА СОДЕРЖАНИЕ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН В ИСПРАВНОМ СОСТОЯНИИ. РД 10-30-93 (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 26.07.1993 n 27) (ред. от 28.12.2000)


Утверждена
Постановлением
Госгортехнадзора России
от 26 июля 1993 г. N 27
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ДЛЯ ИНЖЕНЕРНО - ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ,
ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА СОДЕРЖАНИЕ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН <*>
В ИСПРАВНОМ СОСТОЯНИИ
РД 10-30-93
(в ред. Изменения N 1 (РДИ 10-395(30)-00),
утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ
от 28.12.2000 N 70)
--------------------------------
<*> Далее - грузоподъемные краны (в связи с введением в действие с 10.01.01 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов).
Настоящая Типовая инструкция разработана в соответствии с Правилами применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.98 N 1540, Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 N 263, Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00) <*>, утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.99 N 98, и устанавливает должностные обязанности инженерно - технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии.
--------------------------------
<*> Далее - Правила.
На основании Типовой инструкции владельцы грузоподъемных кранов должны разработать и утвердить должностную инструкцию для инженерно - технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии.
Должностная инструкция должна содержать: основные указания настоящей Типовой инструкции; дополнительные требования, вытекающие из местных условий эксплуатации грузоподъемных кранов; указания по содержанию грузоподъемных кранов в исправном состоянии, изложенные в руководствах по эксплуатации кранов.
С выходом настоящей Типовой инструкции отменяется Типовая инструкция для лиц, ответственных за исправное состояние грузоподъемных кранов, утвержденная Госгортехнадзором РСФСР 9 апреля 1965 г.
1. Общие положения
1.1. В соответствии с Правилами руководители организаций и индивидуальные предприниматели - владельцы грузоподъемных кранов назначают инженерно - технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии.
1.2. Ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии назначается инженерно - технический работник соответствующей квалификации, в подчинении у которого будет находиться персонал (кроме стропальщиков), обслуживающий грузоподъемный кран.
Функции инженерно - технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, должны быть изложены в Положении о производственном контроле на опасном производственном объекте организации.
1.3. Инженерно - технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, назначается после прохождения им проверки знаний Правил, его должностной инструкции, производственных инструкций обслуживающего персонала (кроме стропальщиков), другой нормативной документации, касающейся его компетенции, комиссией с участием инспектора госгортехнадзора и выдачи ему соответствующего удостоверения и должностной инструкции. Периодическая проверка знаний ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии проводится не реже одного раза в 3 года комиссией с участием инспектора госгортехнадзора.
1.4. Номер и дата приказа о назначении инженерно - технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, а также его должность, фамилия, имя, отчество и подпись должны заноситься в паспорт крана до его регистрации в органах госгортехнадзора, а также каждый раз после назначения другого ответственного лица.
1.5. Если владелец не имеет соответствующих специалистов, то по согласованию с органом госгортехнадзора ответственность за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии может быть возложена на работника специализированной организации.
1.6. На время отпуска, командировки, болезни и в других случаях отсутствия инженерно - технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, исполнение его обязанностей должно быть возложено на другого работника в порядке, установленном Правилами.
1.7. Инженерно - технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, должен знать:
1) Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов;
2) Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (для кранов с электроприводом);
3) настоящую Типовую инструкцию для инженерно - технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и должностную инструкцию;
4) требования руководств (инструкций) по эксплуатации грузоподъемных кранов, в частности периодичность технического обслуживания и ремонта узлов и механизмов, возможные повреждения металлоконструкций и способы их устранения, периодичность и способы проверки приборов безопасности, способы регулировки тормозов, перечень быстроизнашивающихся деталей и допуски на их износ, критерии предельного состояния кранов для отправки в капитальный ремонт;
5) типовые и производственные инструкции для обслуживающего персонала (крановщиков, слесарей, электромонтеров, наладчиков приборов безопасности);
6) Инструкцию по надзору за изготовлением, ремонтом и монтажом подъемных сооружений;
7) Методические указания по обследованию грузоподъемных кранов, отработавших нормативный срок службы;
8) информационные письма и другие указания органов госгортехнадзора по предупреждению аварий и несчастных случаев при эксплуатации грузоподъемных кранов;
9) устройство грузоподъемных кранов, приборов безопасности, крановых путей и съемных грузозахватных приспособлений;
10) порядок регистрации и снятия с учета грузоподъемных кранов, установки и пуска их в эксплуатацию;
11) порядок направления кранов для работы в другие области (округа) и передачи кранов в аренду другим организациям;
12) систему планово - предупредительного ремонта грузоподъемных кранов, порядок вывода их в ремонт и ввода в эксплуатацию после ремонта;
13) организацию и порядок проведения монтажа, ремонта, реконструкции и технического освидетельствования кранов, а также обследования грузоподъемных кранов, отработавших нормативный срок службы;
14) порядок оформления и выдачи нарядов - допусков в случаях, предусмотренных Правилами;
15) порядок применения марочной системы при работе мостовых кранов;
16) порядок выделения и направления стреловых кранов на объекты;
17) Положение о производственном контроле, организацию надзора и обслуживания грузоподъемных кранов на предприятии;
18) нормы браковки стальных канатов.
2. Обязанности
2.1. Инженерно - технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, обязан обеспечить:
1) содержание грузоподъемных кранов, съемных грузозахватных приспособлений, тары и крановых путей (если содержание последних не возложено на другие службы) в исправном состоянии путем проведения периодических осмотров, технических обслуживаний и ремонтов в установленные графиком сроки, систематического контроля за правильным ведением журнала периодических осмотров и своевременного устранения выявленных неисправностей, а также регулярного личного осмотра грузоподъемных кранов, крановых путей, съемных грузозахватных приспособлений и тары;
2) обслуживание и ремонт грузоподъемных кранов обученным и аттестованным персоналом, имеющим необходимые знания и достаточные навыки для выполнения возложенных на него обязанностей, а также проведение периодической проверки знаний и инструктажей обслуживающего персонала;
3) контроль за выполнением крановщиками и ремонтным персоналом требований производственных инструкций по обслуживанию грузоподъемных кранов;
4) своевременную подготовку грузоподъемных кранов к техническому освидетельствованию, а также подготовку к обследованию кранов, отработавших нормативный срок службы, результаты обследования (диагностирования) заносить в паспорт крана;
5) вывод в ремонт грузоподъемных кранов согласно графику. Сведения о ремонтах, вызывающих необходимость внеочередного полного технического освидетельствования крана, записать в его паспорт;
6) соблюдение марочной системы при эксплуатации мостовых кранов;
7) выполнение установленного порядка допуска обслуживающего персонала и других рабочих на крановые пути мостовых и передвижных консольных кранов для производства ремонтных и других работ;
8) хранение паспортов и технической документации на грузоподъемные краны, съемные грузозахватные приспособления и тару, а также ведение журнала периодической проверки знаний обслуживающего персонала;
9) выполнение предписаний органов госгортехнадзора, работника, ответственного за осуществление производственного контроля, и инженерно - технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов.
2.2. Инженерно - технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, допускает в эксплуатацию вновь установленный кран или кран, смонтированный на новом месте работ, только после проведенного его технического освидетельствования, наличия разрешения на эксплуатацию, записанного в паспорт крана, а также при наличии обученного обслуживающего и ремонтного персонала.
2.3. Инженерно - технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, обнаружив в процессе монтажа или эксплуатации недостатки в их конструкции или изготовлении, а также несоответствие крана требованиям Правил, обязан совместно со службой надзора подготовить предприятию - изготовителю рекламацию, копия которой направляется также органу госгортехнадзора, выдавшему разрешение на изготовление крана.
2.4. При монтаже, ремонте и реконструкции грузоподъемных кранов инженерно - технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, обязан строго соблюдать требования Правил и при этом не допускать выполнение указанных работ предприятиями, не имеющими разрешения (лицензии) органов госгортехнадзора на выполнение этих работ, а также без разработки проектов и технических условий.
2.5. Инженерно - технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, должен присутствовать при технических освидетельствованиях кранов, обследовании кранов, отработавших нормативный срок службы, а также при проверках кранов инспектором госгортехнадзора, работником, ответственным за осуществление производственного контроля, и инженерно - техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов.
2.6. Инженерно - технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, должен подготовить кран к техническому освидетельствованию. При этом проверяются в работе его механизмы и электрооборудование, приборы безопасности, тормоза, ходовые колеса, аппараты управления, освещение, сигнализация. Если ответственному за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии поручалось проведение осмотра отдельных узлов и механизмов грузоподъемного крана до его полного технического освидетельствования, то при полном техническом освидетельствовании крана он должен проверить:
1) состояние металлоконструкций, сварных, болтовых, клепаных соединений (отсутствие трещин, деформаций, утонения стенок деталей вследствие коррозии, ослабления болтовых и клепаных соединений и других дефектов), а также состояние кабины, лестниц, площадок и ограждений;
2) состояние крюка, ходовых колес, блоков, барабанов, элементов тормозов. На металлургических предприятиях у грузоподъемных кранов, транспортирующих расплавленный металл и жидкий шлак, у механизмов подъема и кантовки ковша ревизия кованых и штампованных крюков должна производиться лабораторией этого предприятия по специальной инструкции с применением неразрушающего контроля. Заключение лаборатории должно храниться вместе с паспортом крана. При неразрушающем контроле должно быть проверено отсутствие трещин в нарезанной части кованого (штампованного) крюка, отсутствие трещин в нарезанной части вилки пластинчатого крюка и оси его соединения с вилкой или траверсой. Такая проверка должна проводиться не реже одного раза в 12 мес. Необходимость и периодичность проверки других деталей подвески устанавливаются владельцем крана;
3) состояние изоляции проводов и заземления электрического крана;
4) состояние канатов и их крепления;
5) соответствие массы противовеса и балласта у крана стрелового типа значениям, указанным в его паспорте;
6) результаты осмотров и проверок должны оформляться актом, подписанным инженерно - техническим работником, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии. Работы, предусмотренные подпунктами 1 - 5, могут быть проведены отдельно, но не ранее чем за 10 дней до технического освидетельствования крана. Результаты осмотров и проверок должны оформляться актом, подписанным инженерно - техническим работником, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии.
2.7. При замене изношенных грузовых, стреловых, вантовых, несущих и тяговых канатов инженерно - технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, должен:
1) произвести выбор каната в соответствии с паспортными данными;
2) произвести расчет каната;
3) проверить правильность запасовки и надежность крепления концов каната;
4) произвести обтяжку каната рабочим грузом;
5) занести сведения о выполненных работах в паспорт крана.
2.8. При осмотре приборов безопасности инженерно - технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, обязан проверить:
1) установку концевого выключателя механизма подъема. При этом зазор между грузозахватным органом после его остановки и упором должен составлять для грузоподъемных кранов не менее 200 мм, для электродеталей - не менее 50 мм;
2) установку концевого выключателя механизма передвижения. При этом отключение его двигателя должно происходить на расстоянии до упора, составляющем не менее половины пути торможения механизмов, а у башенных, портальных и козловых кранов и мостовых перегружателей - не менее полного пути торможения. При установке взаимных ограничителей хода

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ИНЖЕНЕРНО - ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА СОДЕРЖАНИЕ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН В ИСПРАВНОМ СОСТОЯНИИ. РД 10-30-93 (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 26.07.1993 n 27)  »
Постановления и Указы »
Читайте также