ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ИНЖЕНЕРНО - ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА СОДЕРЖАНИЕ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН В ИСПРАВНОМ СОСТОЯНИИ. РД 10-30-93 (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 26.07.1993 n 27)


Утверждена
Постановлением
Госгортехнадзора России
от 26 июля 1993 г. N 27
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ДЛЯ ИНЖЕНЕРНО - ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ОТВЕТСТВЕННЫХ
ЗА СОДЕРЖАНИЕ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН В ИСПРАВНОМ СОСТОЯНИИ
РД 10-30-93
Настоящая Инструкция является типовой, на основании которой владельцы грузоподъемных машин обязаны разработать и утвердить должностную инструкцию для инженерно - технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.
Должностная инструкция должна содержать основные указания настоящей Типовой инструкции, дополнительные требования, вытекающие из местных условий эксплуатации грузоподъемных машин, и указания по содержанию машин в исправном состоянии, изложенные в руководствах по эксплуатации грузоподъемных машин.
С выходом настоящей Типовой инструкции отменяется Типовая инструкция для лиц, ответственных за исправное состояние грузоподъемных кранов, утвержденная Госгортехнадзором РСФСР 9 апреля 1965 г.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. В соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденными Госгортехнадзором России 30 декабря 1992 г. <*>, ответственность за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии владелец должен возложить на инженерно - технического работника соответствующей квалификации, в подчинении у которого будет находиться персонал (кроме стропальщиков), обслуживающий кран.
--------------------------------
<*> Далее по тексту - Правила.
1.2. Ответственность за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии должна быть возложена на одного инженерно - технического работника.
1.3. Инженерно - технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, назначается после прохождения им проверки знаний Правил, должностной инструкции и других нормативных документов, касающихся его компетенции, комиссией с участием инспектора госгортехнадзора и выдачи ему соответствующего удостоверения (форма удостоверения приведена в Приложении 1) и должностной инструкции. Периодическая проверка знаний инженерно - технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, проводится не реже одного раза в 3 года комиссией без участия инспектора госгортехнадзора.
1.4. Номер и дата приказа о назначении инженерно - технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, а также его должность, фамилия, имя, отчество и подпись должны заноситься в паспорт машины до ее регистрации в органах госгортехнадзора, а также каждый раз после назначения другого ответственного лица.
1.5. Если владелец не имеет соответствующих специалистов, то по согласованию с органами госгортехнадзора ответственность за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии может быть возложена на работника специализированной организации или на специалиста инженерного центра по заключенному с ними договору.
1.6. На время отпуска, командировки, болезни и в других случаях отсутствия инженерно - технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, исполнение его обязанностей должно быть возложено на другого работника в порядке, установленном Правилами.
1.7. Инженерно - технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, должен знать:
1) Правила;
2) Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (для кранов с электроприводом);
3) должностную инструкцию;
4) требования руководств по эксплуатации грузоподъемных машин, в частности периодичность технического обслуживания и ремонта узлов и механизмов, возможные повреждения металлоконструкций и способы их устранения, периодичность и способы проверки приборов безопасности, способы регулировки тормозов, перечень быстроизнашивающихся деталей и допуски на их износ, критерии предельного состояния машин для отправки в капитальный ремонт;
5) производственные инструкции для обслуживающего персонала (крановщиков, слесарей, электромонтеров, наладчиков приборов безопасности);
6) инструкцию по надзору за изготовлением, ремонтом и монтажом подъемных сооружений;
7) методические указания по обследованию грузоподъемных машин, отработавших нормативный срок службы;
8) информационные письма и другие указания органов госгортехнадзора по предупреждению аварий и несчастных случаев при эксплуатации грузоподъемных кранов и кранов - манипуляторов;
9) устройство грузоподъемных машин, приборов безопасности, крановых путей и съемных грузозахватных приспособлений;
10) порядок регистрации и снятия с учета грузоподъемных машин, установки и пуска их в эксплуатацию;
11) порядок направления кранов для работы в другие области (округа) и передачи кранов и кранов - манипуляторов в аренду другим организациям;
12) систему планово - предупредительного ремонта грузоподъемных машин, порядок вывода их в ремонт и ввода в эксплуатацию после ремонта;
13) организацию и порядок проведения монтажа, ремонта, реконструкции и технического освидетельствования машин, а также обследования грузоподъемных кранов, отработавших нормативный срок службы;
14) порядок оформления и выдачи нарядов - допусков в случаях, предусмотренных Правилами;
15) порядок применения марочной системы при работе мостовых кранов;
16) порядок выделения и направления стреловых самоходных кранов и кранов - манипуляторов на объекты;
17) организацию надзора и обслуживания грузоподъемных машин на предприятии;
18) нормы браковки стальных канатов (Приложение 2).
2. ОБЯЗАННОСТИ
2.1. Инженерно - технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, обязан обеспечить:
1) содержание грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений, тары и крановых путей (если ответственность за содержание последних не возложена на другие службы) в исправном состоянии путем проведения периодических осмотров, технических обслуживаний и ремонтов в установленные графиком сроки, систематического контроля за правильным ведением журнала периодических осмотров и своевременного устранения выявленных неисправностей, а также регулярного осмотра грузоподъемных машин, крановых путей, съемных грузозахватных приспособлений и тары;
2) обслуживание и ремонт грузоподъемных машин обученным и аттестованным персоналом, имеющим необходимые знания и достаточные навыки для выполнения возложенных на него обязанностей, а также проведение периодической проверки знаний и инструктажей обслуживающего персонала;
3) контроль за выполнением крановщиками и ремонтным персоналом требований производственных инструкций по обслуживанию грузоподъемных машин;
4) своевременную подготовку грузоподъемных машин к техническому освидетельствованию, а также подготовку к обследованию кранов, отработавших нормативный срок службы;
5) вывод в ремонт грузоподъемных машин в соответствии с графиком;
6) соблюдение марочной системы при эксплуатации мостовых кранов;
7) выполнение установленного порядка допуска обслуживающего персонала и других рабочих на крановые пути мостовых и передвижных консольных кранов для производства ремонтных и других работ;
8) хранение паспортов и технической документации на грузоподъемные машины, съемные грузозахватные приспособления и тару, а также ведение журнала периодической проверки знаний обслуживающего персонала;
9) выполнение предписаний органов госгортехнадзора и инженерно - технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин.
2.2. Инженерно - технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, должен допускать в эксплуатацию вновь установленный кран или кран, смонтированный на новом месте работ, только после проведения технического освидетельствования, при наличии разрешения на эксплуатацию, записанного в паспорт крана, и обученного обслуживающего ремонтного персонала.
2.3. Инженерно - технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, обнаружив в процессе монтажа или эксплуатации недостатки в конструкции или изготовлении, а также несоответствие машины требованиям Правил, обязан совместно со службой надзора подготовить для предприятия - изготовителя рекламацию, копия которой направляется также в органы госгортехнадзора, выдавшие разрешение на изготовление машины.
2.4. При монтаже, ремонте и реконструкции грузоподъемных кранов инженерно - технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, обязан строго соблюдать требования Правил и при этом не допускать выполнение указанных работ предприятиями, не имеющими разрешения (лицензии) органов госгортехнадзора на выполнение этих работ, а также без разработки проектов и технических условий.
2.5. Инженерно - технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, должен присутствовать при технических освидетельствованиях машин, обследовании кранов, отработавших нормативный срок службы, а также при проверках кранов инспектором госгортехнадзора и инженерно - техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин.
2.6. Инженерно - технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, должен подготовить машину к техническому освидетельствованию. При этом проверяются в работе механизмы и электрооборудование, приборы безопасности, тормоза, ходовые колеса, аппараты управления, освещение, сигнализация. Если инженерно - техническому работнику, ответственному за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, поручалось проведение осмотра отдельных узлов и механизмов грузоподъемной машины до ее полного технического освидетельствования, то при полном техническом освидетельствовании он должен проверить:
1) состояние металлоконструкций, сварных, болтовых, клепаных соединений (отсутствие трещин, деформаций, утонения стенок деталей вследствие коррозии, ослабление болтовых и клепаных соединений и других дефектов), а также состояние кабины, лестниц, площадок и ограждений;
2) состояние крюка, ходовых колес, блоков, барабанов, элементов тормозов. На металлургических предприятиях ревизия кованых и штампованных крюков грузоподъемных машин, транспортирующих расплавленный металл и жидкий шлак, и механизмов подъема и кантовки ковша должна производиться лабораторией этого предприятия по специальной инструкции с применением методов неразрушающего контроля. Заключение лаборатории должно храниться вместе с паспортом крана. При неразрушающем контроле должно быть проверено отсутствие трещин в нарезанной части кованого (штампованного) крюка, в нарезанной части вилки пластинчатого крюка и оси его соединения с вилкой или траверсой. Такая проверка должна проводиться не реже одного раза в 12 мес. Необходимость и периодичность проверки других деталей подвески устанавливаются владельцем крана;
3) состояние изоляции проводов и заземления электрического крана;
4) состояние канатов и их крепления;
5) соответствие массы противовеса и балласта у крана стрелового типа значениям, указанным в его паспорте. Результаты осмотров и проверок должны оформляться актом, подписанным инженерно - техническим работником, ответственным за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.
2.7. При замене изношенных грузовых, стреловых, вантовых, несущих и тяговых канатов инженерно - технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, должен:
1) произвести выбор каната в соответствии с паспортными данными;
2) произвести расчет каната;
3) проверить правильность запасовки и надежность крепления концов каната;
4) произвести обтяжку каната рабочим грузом;
5) занести сведения о выполненных работах в паспорт крана.
2.8. При осмотре приборов безопасности инженерно - технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, обязан проверить:
1) установку концевого выключателя механизма подъема. При этом зазор между грузозахватным органом после его остановки и упором должен составлять для грузоподъемных машин не менее 200 мм, для электродеталей - не менее 50 мм;
2) установку концевого выключателя механизма передвижения. При этом отключение его двигателя должно происходить на расстоянии до упора, составляющем не менее половины пути торможения механизмов, а у башенных, портальных и козловых кранов и мостовых перегружателей - не менее полного пути торможения. При установке взаимных ограничителей хода механизмов передвижения мостовых и консольных передвижных кранов, работающих на одном крановом пути, указанное расстояние может быть уменьшено до 500 мм. Путь торможения механизма указывается в паспорте крана;
3) действие ограничителя грузоподъемности контрольным грузом. При этом он должен автоматически отключать механизмы подъема груза и изменения вылета в случае подъема груза, масса которого превышает номинальную грузоподъемность более чем на 10% (для башенных кранов с грузовым моментом до 20 т.м и портальных кранов - более чем на 15%, для кранов мостового типа - более чем на 25%). Результаты проверки ограничителя должны быть отражены в журнале периодических осмотров грузоподъемной машины;
4) правильность установки шкалы указателя грузоподъемности и вылета. При замене шкалы и ее градуировке замер вылета следует производить на горизонтальной площадке с грузом на крюке, соответствующим данному вылету, а нанесение отметки на шкале необходимо производить после снятия груза.
2.9. Если на инженерно - технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, возложены обязанности по содержанию в исправном состоянии кранового пути, то он обязан:
1) проверить соответствие кранового пути проекту и готовность пути к эксплуатации согласно акту;
2) произвести осмотр пути и обеспечить измерение сопротивления его заземления в соответствии с нормативными документами;
3) обеспечить своевременное проведение инструментальной проверки (нивелировки) кранового пути в соответствии с графиком; допуски на размер колеи, прямолинейность и горизонтальность пути не должны превышать требований нормативных документов;
4) произвести своевременный ремонт кранового пути в соответствии с графиком и обеспечить устранение неисправностей, выявляемых при осмотрах и нивелировке.
2.10. Если на инженерно - технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, возложены обязанности по

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомстата РФ от 09.08.1999 n 68 (ред. от 28.12.2000) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОДОВОЙ ФОРМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ОСТАТКАМИ ДРЕВЕСИНЫ НА ЛЕСОСЕКАХ И ОЧИСТКОЙ МЕСТ РУБОК  »
Постановления и Указы »
Читайте также