ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ И КОДИРОВАНИЯ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ И УНИФИЦИРОВАННЫХ СИСТЕМ ДОКУМЕНТАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПР 50.1.019-2000 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 25.12.2000 n 409-ст)


Утверждены
Постановлением
Госстандарта России
от 25 декабря 2000 г. N 409-ст
Дата введения -
1 апреля 2001 года
ПРАВИЛА ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ И КОДИРОВАНИЯ
ТЕХНИКО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
И УНИФИЦИРОВАННЫХ СИСТЕМ ДОКУМЕНТАЦИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПР 50.1.019-2000
Предисловие
Разработаны Всероссийским научно - исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России, Главным межрегиональным центром обработки и распространения статистической информации (ГМЦ) Госкомстата России.
Внесены Научно - техническим управлением Госстандарта России.
Приняты и введены в действие Постановлением Госстандарта России от 25 декабря 2000 г. N 409-ст.
Взамен ПР 50-733-93.
1. Область применения
Настоящие Основные положения определяют содержание работ по классификации и кодированию технико - экономической и социальной информации и унификации документации, проводимых в области создания и развития Единой системы классификации и кодирования технико - экономической и социальной информации (ЕСКК) и унифицированных систем документации (УСД) в Российской Федерации, категории классификаторов и унифицированных форм документов, стадии их разработки, порядок введения в действие и применения, методы классификации и кодирования информации и унификации документации, международное сотрудничество в этой области.
Основные положения предназначены для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов, осуществляющих лицензирование, хозяйствующих субъектов, являющихся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, действующими на территории Российской Федерации независимо от их формы собственности и организационно - правовой формы, при проведении работ по классификации и кодированию технико - экономической и социальной информации и унификации документации.
Порядок разработки общероссийских классификаторов приведен в [1], а процесс их ведения - в [2].
2. Определения
В области ЕСКК и УСД применяются следующие термины с соответствующими определениями:
2.1. Классификация - разделение множества объектов на подмножества по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами классификации.
2.2. Объект классификации - элемент классифицируемого множества.
2.3. Признак классификации - свойство или характеристика объекта классификации, по которому проводится классификация.
2.4. Классификационная группировка - подмножество объектов, полученное в результате классификации.
2.5. Ступень классификации - этап классификации при иерархическом методе классификации, результатом которого является совокупность классификационных группировок.
2.6. Глубина классификации - число ступеней классификации.
2.7. Код: Знак (символ) или совокупность знаков (символов), принятых для обозначения классификационной группировки или объекта классификации.
2.8. Кодирование - присвоение кода классификационной группировке или объекту классификации.
2.9. Алфавит кода - система знаков (символов), принятых для образования кода.
2.10. Иерархический метод классификации - метод классификации, при котором заданное множество последовательно делится на подчиненные подмножества.
2.11. Фасетный метод классификации - метод классификации, при котором заданное множество объектов делится на подмножество независимо, по различным признакам классификации.
2.12. Последовательный метод кодирования - метод кодирования, при котором в кодовом обозначении знаки на каждой ступени деления зависят от результатов разбиения на предыдущих ступенях.
2.13. Параллельный метод кодирования - метод кодирования, при котором признаки классификации кодируются независимо друг от друга определенными разрядами или группой разрядов кодового обозначения.
2.14. Порядковый метод кодирования - метод кодирования, при котором кодовыми обозначениями служат числа натурального ряда.
2.15. Серийно - порядковый метод кодирования - метод кодирования, при котором кодовыми обозначениями служат числа натурального ряда с закреплением отдельных диапазонов (серий) этих чисел за объектами классификации с одинаковыми признаками.
2.16. Классификатор технико - экономической и социальной информации (классификатор) - нормативный документ, представляющий систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации.
2.17. Общероссийский классификатор (ОК) - классификатор, принятый Госстандартом России и обязательный для применения при межотраслевом обмене информацией.
2.18. Отраслевой (ведомственный) классификатор - классификатор, принятый федеральным органом исполнительной власти (министерством, ведомством), на который возложено выполнение определенных видов экономической деятельности, и не подлежащий применению при межотраслевом обмене информацией.
2.19. Классификатор организации - классификатор, принятый организацией, предприятием или их группами, занимающимися аналогичными видами экономической деятельности, применяемый только этими хозяйствующими субъектами.
2.20. Международная классификация - классификация, принятая международной организацией.
2.21. Ведение классификатора - поддержание классификатора в достоверном состоянии и информационное обслуживание заинтересованных юридических и физических лиц.
2.22. Гармонизация классификаторов - приведение данного классификатора в соответствие с классификатором, выбранным в качестве основы, установленными путями гармонизации.
2.23. Переходной ключ - таблица, устанавливающая соответствие каждой группировке или объекту классификации одного классификатора одной или нескольким группировкам или объектам классификации другого классификатора.
2.24. Унифицированная форма документа (УФД) - созданная с использованием методов унификации документации совокупность реквизитов, установленных в соответствии с решаемыми в данном виде экономической деятельности задачами и расположенных в определенном порядке на носителе информации.
2.25. Унифицированная система документации - созданная с использованием методов унификации документации совокупность взаимоувязанных унифицированных форм документов, отвечающих единым требованиям и объединенных в зависимости от сферы их применения в общероссийские унифицированные системы документации, отраслевые (ведомственные) унифицированные системы документации, унифицированные системы документации организаций.
2.26. Общероссийская унифицированная форма документа - унифицированная форма документа, входящая в состав общероссийской унифицированной системы документации и обязательная для применения на всей территории Российской Федерации в определенном виде экономической деятельности.
2.27. Отраслевая (ведомственная) унифицированная форма документа - унифицированная форма документа, входящая в состав отраслевой (ведомственной) унифицированной системы документации и не предназначенная для межотраслевого применения.
2.28. Унифицированная форма документа организации - унифицированная форма документа, входящая в состав унифицированной системы документации организации и обязательная для применения только в данной организации (предприятии) или их группах, занимающихся аналогичными видами экономической деятельности.
3. Общие положения
3.1. Создание и развитие ЕСКК в Российской Федерации осуществляются в соответствии с:
Законом Российской Федерации "О стандартизации" от 10 июня 1993 г. N 5154-1;
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 121 "О мерах по реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 100 "Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 г. N 1251 "О Федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 г. N 1410 "О Федеральной целевой программе "Реформирование статистики в 1997 - 2000 годах";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 1999 г. N 1212 "О развитии единой системы классификации и кодирования технико - экономической и социальной информации".
3.2. ЕСКК представляет собой систему, включающую:
общероссийские классификаторы технико - экономической и социальной информации (далее - общероссийские классификаторы);
нормативные и методические документы, регламентирующие разработку, ведение и применение общероссийских классификаторов.
Перечень общероссийских классификаторов и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их ведение, приведен в Приложении А.
3.3. УСД состоят из совокупности взаимосвязанных унифицированных форм документов, обеспечивающих документированное представление данных в определенных видах экономической деятельности; средств их ведения; нормативных и методических документов по их разработке, ведению и применению.
Перечень общероссийских унифицированных систем документации, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации, и федеральных органов исполнительной власти или иных организаций, ответственных за их ведение, приведен в Приложении Б.
3.4. Объектами классификации и кодирования в ЕСКК являются технико - экономические и социальные объекты и их свойства, используемые в различных видах экономической деятельности при межотраслевом обмене информацией.
3.5. Работы по классификации и кодированию технико - экономической и социальной информации и унификации документации проводятся в различных видах экономической деятельности, включая статистику, налоговую, финансовую и правоохранительную деятельность, банковское дело, бухгалтерский учет, стандартизацию, сертификацию, производство продукции и предоставление услуг, таможенное дело, образование, транспорт, торговлю, внешнеэкономическую, лицензионную деятельность, и осуществляются с целью унификации и стандартизации информационного обеспечения процессов экономической деятельности.
3.6. Общероссийские классификаторы создаются федеральными органами исполнительной власти или соответствующими организациями (далее - учреждения, ответственные за разработку общероссийских классификаторов) по согласованию с Госстандартом России, Госкомстатом России и Минэкономразвития России в части основных видов технико - экономической и социальной информации, используемой при межотраслевом обмене.
Могут создаваться отраслевые (ведомственные) классификаторы технико - экономической и социальной информации и классификаторы указанной информации, используемые группой организаций, занимающихся аналогичными видами деятельности, или одной организацией.
На этапе принятия общероссийских классификаторов Госстандарт России совместно с учреждением, ответственным за разработку общероссийского классификатора, определяет федеральный орган исполнительной власти или организацию, ответственные за ведение общероссийских классификаторов (далее - учреждения, ответственные за ведение общероссийских классификаторов), а также организации, с которыми эти классификаторы должны быть согласованы в обязательном порядке.
3.7. Межотраслевую координацию работ по разработке, ведению и развитию ЕСКК осуществляют Госстандарт России и Всероссийский научно - исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России.
Госстандарт России в соответствии с Законом Российской Федерации "О стандартизации" устанавливает порядок разработки, принятия, введения в действие, применения и ведения общероссийских классификаторов.
3.8. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы, осуществляющие лицензирование, при создании информационных систем и ресурсов на федеральном и региональном уровнях управления и разработке правовых актов обеспечивают обязательное применение общероссийских классификаторов.
Банку России и органам местного самоуправления рекомендуется обеспечить применение общероссийских классификаторов.
3.9. Федеральные органы исполнительной власти при разработке проектов правовых актов, связанных с созданием и ведением государственных информационных систем и ресурсов, согласовывают с Госкомстатом России эти проекты в части обязательного применения общероссийских классификаторов в целях обеспечения сопоставимости экономико - статистических данных о деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
3.10. Госкомстат России и Госстандарт России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и учреждениями, ответственными за ведение общероссийских классификаторов, обеспечивают их автоматизированное ведение и предоставление в установленном порядке пользователям на всей территории Российской Федерации информации об общероссийских классификаторах и вносимых в них изменениях, записанных на машинных носителях, в том числе с использованием средств телекоммуникаций на базе информационно - вычислительной сети Госкомстата России.
3.11. Минюст России при осуществлении государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти учитывает требования об обязательном применении общероссийских классификаторов.
3.12. Госстандарт России принимает и обеспечивает официальное типографское издание общероссийских классификаторов и изменений к ним.
3.13. Минфин России при разработке проекта федерального бюджета на соответствующий год предусматривает выделение Госстандарту России средств на развитие ЕСКК.
4. Общие принципы функционирования
Единой системы классификации и кодирования
технико - экономической и социальной информации
Общими принципами функционирования ЕСКК и ведения работ, связанных с ее развитием, являются:
учет социально - экономических изменений в стране;
открытость и общедоступность ЕСКК для пользователей в той части, которая не содержит сведений, составляющих государственную тайну;
автоматизация процесса обработки технико - экономической и социальной информации;
обеспечение методического и организационного единства ЕСКК;
комплексность ЕСКК, предусматривающая наиболее полный охват технико - экономической и социальной информации, используемой при межотраслевом обмене;
постоянная

<ПИСЬМО> МПР РФ от 25.12.2000 n 10-07/112 О МЕЖОТРАСЛЕВЫХ НОРМАХ ВРЕМЕНИ НА ПОГРУЗКУ, РАЗГРУЗКУ ВАГОНОВ, АВТОТРАНСПОРТА И СКЛАДСКИЕ РАБОТЫ  »
Постановления и Указы »
Читайте также