ПРИКАЗ Минобразования РФ от 18.12.2000 n 3705 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГРАНТАХ НА ПРОВЕДЕНИЕ МОЛОДЫМИ УЧЕНЫМИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ВЕДУЩИХ НАУЧНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 декабря 2000 г. N 3705
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГРАНТАХ
НА ПРОВЕДЕНИЕ МОЛОДЫМИ УЧЕНЫМИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В ВЕДУЩИХ НАУЧНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ ВЫСШИХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях развития и совершенствования организации научных исследований, финансируемых на основе грантов, и поддержки научных исследований, проводимых молодыми учеными вузов и научных организаций Минобразования России, приказываю:
Утвердить прилагаемое Положение о грантах на проведение молодыми учеными научных исследований в ведущих научно - педагогических коллективах высших учебных заведений и научных организаций Министерства образования Российской Федерации.
Заместитель Министра
Б.А.ВИНОГРАДОВ



Утверждено
Приказом
Минобразования России
от 18 декабря 2000 г. N 3705
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГРАНТАХ НА ПРОВЕДЕНИЕ МОЛОДЫМИ УЧЕНЫМИ
НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ВЕДУЩИХ НАУЧНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
КОЛЛЕКТИВАХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И НАУЧНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Общие положения
1.1. Положение о грантах на проведение молодыми учеными научных исследований в ведущих научно - педагогических коллективах высших учебных заведений и научных организаций Министерства образования Российской Федерации (далее - Положение) разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами "О науке и государственной научно - технической политике" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Положением о Министерстве образования Российской Федерации, утвержденным Постановлениями Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 N 258, с изменениями и дополнениями от 12.10.2000 N 774.
1.2. Гранты Министерства образования Российской Федерации являются формой государственной поддержки фундаментальных научных исследований, выполняемых в высших учебных заведениях и научных организациях Министерства образования Российской Федерации (далее - Министерство). Гранты выделяются на конкурсной основе в качестве целевых адресных субсидий на проведение за определенный период времени конкретных научно - исследовательских работ (далее - НИР).
1.3. Настоящее Положение определяет порядок организации конкурсов на соискание грантов и порядок проведения НИР, финансируемых по грантам Министерства на проведение молодыми учеными научных исследований в ведущих научно - педагогических коллективах высших учебных заведений и научных организаций Минобразования России.
1.4. Основной целью конкурса является предоставление молодым ученым дополнительных возможностей для проведения научных исследований в ведущих научно - педагогических коллективах вузов и научных организаций системы Министерства. Конкурс также решает задачу дополнительной поддержки успешно работающих научно - педагогических коллективов и эффективного использования их потенциала для подготовки научных и научно - педагогических кадров.
1.5. Условия владения, пользования и распоряжения научными и (или) научно - техническими результатами (продукцией) НИР по грантам определяются законодательством Российской Федерации.
2. Порядок организации конкурса
2.1. Конкурс проводится на базе вуза или научной организации Министерства (далее - головная организация) под руководством научного совета конкурса.
Головная организация обеспечивает необходимое организационное, экспертное и информационное сопровождение конкурса. К организации конкурса головная организация может привлекать другие вузы и научные организации Министерства.
2.2. Головная организация утверждается приказом Министерства.
2.3. По поручению Министерства руководитель головной организации представляет в Министерство предложения по составу научного совета конкурса и кандидатуру научного руководителя конкурса - председателя научного совета конкурса. Число представителей одного вуза (научной организации) в научном совете не должно превышать четверти от общей численности его состава.
2.4. Министерство:
утверждает состав научного совета и научного руководителя конкурса;
определяет научные направления, по которым проводится конкурс;
определяет плановые объем средств на финансирование НИР по грантам для данного конкурса и средний размер гранта;
определяет сроки проведения конкурса и срок действия грантов для данного конкурса.
2.5. Головная организация обеспечивает рассылку во все вузы (научные организации) Министерства информационного сообщения о конкурсе. Информационное сообщение (Приложение N 1) включает условия участия в конкурсе, сроки проведения конкурса и адрес представления заявок. К информационному сообщению прилагаются правила оформления заявок (Приложение N 2).
Информационное сообщение рассылается не позднее чем за четыре месяца до окончания срока приема заявок, при этом период приема заявок должен составлять не менее одного месяца.
2.6. На финансирование работ, связанных с организацией и проведением конкурса (сопровождение конкурса), по решению научного совета конкурса, согласованному с Министерством, может быть использовано до 5% от объема финансирования конкурса в целом.
3. Условия участия в конкурсе
3.1. В конкурсе участвуют проекты молодых ученых (далее - соискатель гранта) на проведение научного исследования в вузе или научной организации (далее - принимающая организация), находящихся в ведении Министерства.
3.2. Соискателями грантов могут быть кандидаты наук, которым в год проведения конкурса исполняется не более 35 лет.
3.3. Заявляемое научное исследование должно проводиться под руководством работника принимающей организации (далее - научный руководитель), являющегося ведущим специалистом в данной научной области.
3.4. Соискатель гранта совместно с научным руководителем представляет на конкурс заявку, оформленную в соответствии с требованиями, изложенными в информационном сообщении.
Подписывая заявку, соискатель и научный руководитель гарантируют, что они:
согласны с условиями участия в данном конкурсе;
не претендуют на конфиденциальность представленных в заявке научных материалов;
заявили тему проекта, не имеющую финансирования за счет средств федерального бюджета;
обязуются в публикациях результатов научных исследований по выделенному гранту ссылаться на финансовую поддержку в форме гранта Министерства.
Подписывая заявку, соискатель также гарантирует, что в случае выделения гранта он обязуется быть исполнителем НИР по гранту, а научный руководитель гарантирует, что в случае выделения гранта он обязуется быть руководителем НИР по гранту.
Плановый срок выполнения НИР по гранту не должен превышать двух лет.
Каждый соискатель гранта в рамках данного конкурса может подать не более одной заявки.
3.5. Титульный лист заявки подписывает руководитель принимающей организации. Администрация принимающей организации при выделении гранта обязуется:
на период действия гранта принять соискателя гранта (исполнителя НИР по гранту) на должность научного работника с установлением персональной надбавки к окладу, обеспечивающей размер заработной платы исполнителя в соответствии со сметой расходов на проведение НИР по гранту;
при необходимости предоставить иногороднему исполнителю НИР по гранту место для проживания в общежитии принимающей организации;
обеспечить проведение НИР по выделенному гранту в соответствии с разделом 5 настоящего Положения.
3.6. Материалы заявки не должны содержать сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, а также конфиденциальной информации служебного характера. Заявки, документы и материалы, имеющие ограничительные грифы, к рассмотрению не принимаются.
3.7. Заявки, не соответствующие условиям участия в конкурсе, представленные с нарушением правил оформления или поступившие на конкурс после указанного в информационном сообщении срока, не рассматриваются.
4. Экспертиза проектов и принятие решений
по итогам конкурса
4.1. Проекты, поступившие на конкурс, проходят экспертизу. Задачами экспертизы являются оценка научных достоинств заявляемой НИР, возможности проведения ее в срок, целесообразности проведения НИР в данной принимающей организации за счет грантов Министерства, обоснованности сметы расходов на проведение НИР и определение объема финансирования НИР.
4.2. В конкурсе предусмотрены три уровня экспертизы. Результаты экспертизы на каждом уровне фиксируются соответствующими экспертными документами.
4.3. Первый уровень экспертизы заключается в предварительном рассмотрении заявок и решении следующих задач:
выявление заявок, не удовлетворяющих условиям участия в конкурсе, и составление мотивированных заключений по ним;
назначение экспертов по каждому проекту, удовлетворяющему условиям участия в конкурсе.
Специалисты из вуза (научной организации), в котором работает соискатель гранта либо научный руководитель заявляемой НИР, не могут выступать в качестве экспертов по данной заявке.
Причиной отклонения заявок на первом уровне экспертизы может являться только нарушение условий участия в конкурсе.
4.4. На втором уровне экспертизы проект рассматривается независимо двумя экспертами. Результат рассмотрения фиксируется каждым экспертом путем заполнения эксперт - анкеты проекта. На основании эксперт - анкет рассчитывается рейтинг проекта.
При значительно отличающихся оценках двух экспертов научный совет вправе назначить дополнительную экспертизу данного проекта.
Форма эксперт - анкеты и методика расчета рейтинга определяются научным советом конкурса.
4.5. На третьем уровне экспертизы научный совет конкурса принимает решение о результатах конкурса в целом, которое утверждается научным руководителем конкурса.
На основании решения научного совета конкурса головная организация обеспечивает формирование и представление в Министерство сводной ведомости проектов - победителей (Приложение N 3) для утверждения начальником соответствующего управления (подразделения), а также справки о результатах конкурса (Приложение N 4).
4.6. Министерство по итогам анализа результатов конкурса с учетом количества поступивших заявок может корректировать плановое назначение средств федерального бюджета на проведение НИР по грантам и на сопровождение конкурса.
В случае изменения Министерством планового суммарного объема грантов по конкурсу научный совет конкурса осуществляет необходимую корректировку перечня проектов - победителей.
4.7. Головная организация по проведению конкурса в месячный срок после утверждения Министерством результатов конкурса информирует соискателей грантов о результатах рассмотрения их заявок и направляет руководителям принимающих организаций извещения о выделении грантов (Приложение N 5).
4.8. Научный руководитель конкурса при необходимости обеспечивает авторам отклоненных заявок возможность ознакомиться с мотивами отклонения и экспертными заключениями по их заявкам (без разглашения имен экспертов).
4.9. Материалы заявок, поданных на конкурс, хранятся в головной организации по проведению конкурса в течение года с момента окончания срока действия грантов данного конкурса.
5. Организация НИР по грантам и контроль
за их проведением
5.1. Основанием для проведения в принимающей организации НИР по гранту является извещение головной организации по проведению конкурса о выделении гранта, выданное на основании утвержденной Министерством сводной ведомости проектов - победителей конкурса.
Администрация принимающей организации обеспечивает:
контроль за целевым использованием средств, выделенных Министерством на проведение НИР по грантам (при этом доля заработной платы исполнителя НИР должна составлять не менее 35%, а накладные расходы не должны превышать 15% от объема гранта);
учет проводимых НИР по грантам;
плановый и бухгалтерский учет расходования средств на проведение НИР отдельно по каждому гранту.
5.2. Финансирование НИР по гранту осуществляется, как правило, прямым перечислением средств в принимающую организацию.
Размер каждого выделенного по итогам конкурса гранта рассматривается как плановое назначение средств федерального бюджета и не изменяется до окончания срока выполнения НИР по гранту, за исключением случаев досрочного прекращения финансирования гранта, предусмотренных настоящим Положением. Фактическое исполнение плановых назначений осуществляется в зависимости от фактически выделенных Министерству средств федерального бюджета.
5.3. Проведение НИР по гранту осуществляется в соответствии со сложившейся в принимающей организации практикой проведения НИР, финансируемых из средств федерального бюджета.
5.4. Научный руководитель несет ответственность за качество и сроки проведения НИР по гранту, целевое и рациональное использование выделенных средств, повышение научной квалификации исполнителя НИР по гранту.
5.5. Головная организация по проведению конкурса обеспечивает плановый и текущий контроль за проведением НИР по грантам.
5.6. Плановый контроль предусматривает:
экспертизу результатов НИР по завершении годового этапа;
заключительную экспертизу результатов выполненных по гранту исследований.
Для проведения планового контроля исполнитель НИР по гранту обязан представить отчетные документы (Приложение N 6).
О сроках, порядке проведения планового контроля и форме представления отчетных документов головная организация конкурса извещает руководителей принимающих организаций и исполнителей НИР по грантам.
По завершении годового этапа проведения НИР по грантам и по окончании срока проведения НИР по грантам головная организация представляет в Министерство отчетные материалы (Приложение N 7).
5.7. Непредставление исполнителем НИР по гранту необходимых отчетных материалов в установленный срок без уважительных причин является основанием для прекращения финансирования данной НИР и лишения исполнителя права участвовать в конкурсах на соискание грантов Министерства в течение двух лет.
5.8. Текущий контроль за ходом проведения НИР по грантам осуществляется выборочно на любой стадии работ. Исполнитель и научный руководитель НИР по гранту, а также администрация принимающей организации обязаны предоставлять экспертам, уполномоченным научным руководителем конкурса, необходимые материалы и документы для проведения текущего контроля. О результатах текущего контроля информируются исполнитель и научный руководитель НИР, а также администрация принимающей организации.
5.9. Результаты планового и текущего

РАСПОРЯЖЕНИЕ Минимущества РФ от 18.12.2000 n 1286-р <О ПЕРЕДАЧЕ ИМУЩЕСТВА НА БАЛАНС СОЗДАВАЕМОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ РОСОБОРОНЭКСПОРТ>  »
Постановления и Указы »
Читайте также