МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ НА ОБЪЕКТАХ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ И ДОБЫЧИ НЕФТИ И ГАЗА, ПОДЗЕМНОГО ХРАНЕНИЯ ГАЗА (утв. МПР РФ 20.11.2000)


Утверждаю
Заместитель Министра
МПР России
А.Я.ХВОСТОВ
20 ноября 2000 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
НА ОБЪЕКТАХ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ И ДОБЫЧИ
НЕФТИ И ГАЗА, ПОДЗЕМНОГО ХРАНЕНИЯ ГАЗА
1. ВВЕДЕНИЕ
Государственный геологический контроль за рациональным использованием и охраной недр предусмотрен Законом РФ "О недрах" и осуществляется органами государственного геологического контроля Министерства природных ресурсов Российской Федерации и его территориальных органов в соответствии с Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации.
В соответствии с законодательством государственный геологический контроль проводится на протяжении всех стадий геологического изучения недр и эксплуатации месторождений полезных ископаемых на объектах недропользования независимо от видов и форм собственности, путем ознакомления с проектно - сметной документацией и непосредственной проверкой результатов работ.
В Методических указаниях по организации и проведению государственного геологического контроля территориальными органами МПР России, 1999 г., изложены общие принципы без конкретизации специфических особенностей контрольной деятельности применительно к объектам недропользования с определенными полезными ископаемыми.
Настоящие Методические рекомендации разработаны с учетом законодательной и нормативной базы, применительно к объектам нефти и газа, на основе практики контрольной деятельности Северо - Кавказского регионального отдела государственного геологического контроля, территориальных отделов субъектов Федерации на Северном Кавказе.
Помимо вопросов контроля за соблюдением недропользователями правил и норм ведения работ по геологическому изучению, разведке недр и добыче полезных ископаемых, значительное внимание уделено порядку представления недр в пользование через лицензирование, обязательным платежам за пользование недрами, отчислениям на воспроизводство минерально - сырьевой базы, порядку прекращения права пользования недрами и всем случаям, из которых вытекает необходимость приостановки работ и прекращения этого права.
Краткое содержание и характер проверяемых работ на нефть и газ изложены в свете современных представлений об очередности их проведения на этапах - региональном и поисково - оценочном, этапе разработки (включая разведку) нефтяных и газовых месторождений, создания и эксплуатации подземных хранилищ углеводородов (ПХГ, ПХН). Изложен также состав работ и конечная цель каждого этапа, дается оценка результатов и принимаемые меры при выявлении недостатков и нарушений в ведении работ, лицензионных условий в соответствии с существующей законодательной и правовой базой. Систематизированы основные виды нарушений существующего законодательства, правил и требований при осуществлении недропользования на объектах нефти, газа и ПХГ, хранении геологической информации, первичных материалов, мониторинге недр и окружающей среды.
Настоящие Методические рекомендации по ведению государственного геологического контроля на объектах геологического изучения и добычи нефти и газа, подземного хранения газа составлены в Северо - Кавказском региональном отделении ВИЭМС (СКРО ВИЭМС).
Их составителями являются: начальник Северо - Кавказского регионального отдела государственного геологического контроля Кузнецов Ю.В., главный специалист по нефти и газу этого отдела Собкович Б.И.
Редакцию Методических рекомендаций осуществлял директор СКРО ВИЭМС, к.э.н. Савин С.В.
2. ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ НЕДРАМИ В ЦЕЛЯХ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО
ИЗУЧЕНИЯ И ДОБЫЧИ НЕФТИ И ГАЗА
2.1. Порядок предоставления недр в пользование
С принятием в 1992 г. Закона РФ "О недрах" коренным образом изменились порядок предоставления недр в пользование, источники финансирования геологоразведочных работ по всем видам полезных ископаемых, включая нефть и газ.
В соответствии с Законом право пользования недрами для поисков, разведки и добычи нефти и газа, их подземного хранения оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, выполненной на государственном бланке и дополненной лицензионным соглашением, текстовыми, графическими и другими приложениями, являющимися неотъемлемой составной частью лицензии и определяющими основные условия пользования недрами.
Порядок оформления и выдачи лицензий на право пользования недрами регламентируется утвержденным в законодательном порядке Положением о порядке лицензирования пользования недрами, ведомственными инструктивно - методическими материалами.
Организационное обеспечение лицензирования возложено на Министерство природных ресурсов Российской Федерации как федеральный орган управления государственным фондом недр, его региональные и территориальные ораны (ДПР, КПР).
Пользователями недр могут быть юридические и физические лица Российской Федерации и других государств, если действующим законодательством им не воспрещается заниматься соответствующим видом деятельности.
Основанием получения права пользования недрами является:
- совместное решение федерального (или его территориального) органа управления государственным фондом недр и органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, принятое по результатам конкурса или аукциона для целей разведки и добычи нефти и газа на месторождениях в пределах территории субъекта РФ (для пользователей недр, проводивших геологическое изучение и открывших месторождение за счет собственных средств - аналогичное решение без конкурса или аукциона);
- решение федерального (или его территориального) органа управления государственным фондом недр, согласованное с органами исполнительной власти субъекта РФ для целей геологического изучения участков недр в пределах территории соответствующего субъекта, внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа;
- совместное решение федерального (или его территориального) органа управления государственным фондом недр и органа исполнительной власти субъекта РФ для целей строительства и эксплуатации подземных нефте- и газохранилищ, закачки попутных пластовых вод в процессе разработки нефтяных и газовых месторождений;
- решение Правительства Российской Федерации, принятое по результатам конкурса или аукциона для целей разведки и добычи нефти и газа на месторождениях территориального моря и континентального шельфа РФ (для пользователей недр, проводивших работы по геологическому изучению недр за счет собственных средств и открывших месторождение, - аналогичное решение без конкурса или аукциона);
- совместное решение федерального (или его территориального) органа управления государственным фондом недр и органа исполнительной власти субъекта РФ о предоставлении краткосрочного (до 1 года) пользования недрами на участках, право пользования которыми досрочно прекращено;
- переход права пользования недрами другому юридическому лицу (по решению органов, выдавших лицензию первому юридическому лицу);
- вступившее в силу соглашение о разделе продукции в соответствии с ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (СРП).
Недра предоставляются в пользование для целей:
- геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений нефти и газа (на срок до 5 лет);
- добычи (включая разведку) нефти, газа и конденсата (на срок отработки месторождения);
- закачки промышленных и попутных пластовых вод (на срок отработки разрабатываемого месторождения);
- строительства и эксплуатации подземных нефте- и газохранилищ (без ограничения срока).
Законодательством допускается выдача совмещенной лицензии на право пользования недрами, включающей поиски, разведку и добычу углеводородов. При этом добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и по его завершению. Сроки представления геологической информации на государственную экспертизу в данном случае фиксируются в лицензионном соглашении.
В отдельных случаях (необходимость завершения разработки месторождения, выполнения ликвидационных мероприятий) по инициативе владельца лицензии и по решению органов, выдавших лицензию, срок ее действия может быть продлен.
Законом РФ "О СРП" разрешено предоставление в пользование участков недр на условиях раздела продукции. Основанием для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено в соответствии с данным Законом, являются:
- обусловленная объективными факторами убыточность разработки месторождения;
- отсутствие финансовых и технических средств для освоения нового крупного месторождения;
- необходимость привлечения специальных высокозатратных технологий разработки крупного месторождения с трудноизвлекаемыми запасами;
- необходимость привлечения финансовых и технических средств для обеспечения экологической безопасности и охраны недр при разработке крупных месторождений на особо охраняемых территориях;
- необходимость обеспечения дотационных регионов собственным топливно - энергетическим сырьем, создания новых рабочих мест;
- наличие обязательств Российской Федерации перед инвесторами о проведении переговоров об условиях соглашения.
Право пользования участками недр на условиях раздела продукции при наличии положительного заключения Правительства Российской Федерации и решений представительных органов соответствующих субъектов Российской Федерации закрепляется федеральным законом.
Для месторождений нефти с извлекаемыми запасами до 25 млн. т и месторождений газа с запасами до 250 млрд. куб. м право пользования недрами на условиях раздела продукции может закрепляться по решению Правительства Российской Федерации и органа государственной власти субъекта Российской Федерации без утверждения федеральным законом.
Участок недр, согласно Закону РФ "О СРП", предоставляется в пользование в соответствии с условиями соглашения, заключенного государством в лице Правительства Российской Федерации и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации с победителем конкурса или аукциона, выступающего в качестве инвестора. При этом лицензия на право пользования участком недр выдается инвестору федеральным (или его территориальным) органом управления государственным фондом недр и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в течение 30 дней с даты подписания соглашения. Указанная лицензия выдается на срок действия соглашения.
Срок действия лицензий на право пользования недрами, права и обязанности пользователя недр наступают с момента ее государственной регистрации в федеральном или соответствующем территориальном геологическом фонде, а при предоставлении недр на условиях Закона РФ "О СРП" - с момента вступления соглашения в силу.
При государственной регистрации лицензии в 10-дневный срок проверяются комплектность лицензионных материалов, качество копий прилагаемых документов, наличие необходимых подписей и т.д. В целях учета объектов недропользования лицензии присваивается государственный регистрационный номер, под которым она заносится в государственный реестр объектов недропользования. На бланке лицензии ставится отметка (штамп) регистрации геолфонда.
Лицензионные материалы должны содержать:
- данные о пользователе недр, а также основание предоставления лицензии;
- целевое назначение работ, связанных с пользованием недрами;
- пространственные границы предоставленного в пользование участка недр (горный или геологический отводы);
- контуры земельного отвода;
- сроки действия лицензий, условия их продления;
- сроки начала работ;
- платежи за недра и отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы;
- уровни добычи нефти, газа и конденсата, их долевое распределение;
- право собственности на геологическую информацию, полученную в процессе пользования недрами;
- условия выполнения мониторинга по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ;
- объемы закачиваемых в недра промышленных, сточных и попутных пластовых вод.
Получения лицензии на право пользования недрами не требуется при ведении региональных геолого - геофизических и иных работ, проводимых без существенного нарушения целостности недр. Разрешение на проведение этих работ выдается федеральным (или территориальным) органом управления фондом недр, а условия их проведения согласовываются с органами местного самоуправления.
2.2. Платежи за пользование недрами
Пользование недрами для целей нефти и газа является платным. Платежи за пользование недрами, их распределение по бюджетам различных уровней регламентируются утвержденными Правительством Российской Федерации Положением о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна, Предельными уровнями регулярных платежей за право на добычу полезных ископаемых, инструкциями соответствующих министерств и ведомств. Конкретные размеры платежей за право пользования недрами для геологического изучения, добычи нефти и газа, подземного их хранения устанавливаются органами, предоставившими лицензию, и зафиксированы в лицензионном соглашении как основное условие недропользования.
Платежи за право на поиски и оценку месторождений (залежей) нефти и газа взимаются в форме разовых и (или) регулярных взносов в течение всего периода их проведения в размере 1 - 2% сметной (договорной) стоимости выполненных работ.
Платежи за право на разведку месторождений (залежей) нефти и газа взимаются на тех же условиях в размере 3 - 5% сметной (договорной) стоимости выполненных работ.
В случаях продления сроков пользования недрами для завершения поисковых и разведочных работ размер установленных платежей увеличивается в 1,5 раза.
Платежи за право на поиски и разведку месторождений (залежей) нефти и газа включаются в издержки поисковых и разведочных работ.
Платежи за право на разведку недр в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи нефти и газа, не взимаются.
Платежи за право на добычу углеводородов взимаются в формах разового, а также последующих регулярных платежей в размерах Предельных уровней, составляющих для нефти, газа и конденсата, в зависимости от количества и качества запасов, горно - геологических условий 6 - 16% от стоимости объема их добычи с учетом нормативных потерь.
Величина нормативных потерь обосновывается в проекте (технологической схеме) разработки и согласовывается в установленном порядке с органами Госгортехнадзора России.
Сверхнормативные потери определяются как разность между фактическими и нормативными (расчетными) потерями.

<ТЕЛЕГРАММА> ЦБ РФ от 20.11.2000 n 26-1-8/3765А <О ЗАКРЫТИИ ФИЛИАЛА РОССИЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА (ОАО) (Г. МОСКВА)>  »
Постановления и Указы »
Читайте также