ПИСЬМО Минобразования РФ от 30.10.2000 n 01-52-489/16-13 О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРИНЯТЫХ МЕР В СООТВЕТСТВИИ С ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 28.09.2000 n 21-19-2000


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 октября 2000 г. N 01-52-489/16-13
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРИНЯТЫХ МЕР В СООТВЕТСТВИИ
С ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 28.09.2000 N 21-19-2000
В соответствии с представлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации "Об устранении нарушений федерального законодательства о начальном и среднем профессиональном образовании" от 28.09.2000 N 21-19-2000 Министерство образования Российской Федерации сообщает.
Минобразование России совместно с отраслевыми министерствами и ведомствами, органами управления образованием субъектов Российской Федерации, образовательными учреждениями начального профессионального и среднего профессионального образования провело анализ нарушений законодательства об образовании, указанных в представлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации. По результатам анализа Минобразованием России приняты меры по устранению названных нарушений.
В 21 субъект Российской Федерации, федеральные министерства, имеющие в своем ведении образовательные учреждения среднего профессионального образования, подведомственные Минобразованию России образовательные учреждения, в которых допущены нарушения законодательства об образовании, отмеченные Генеральной прокуратурой Российской Федерации, направлены письма о представлении объяснений по фактам нарушений и о необходимости их устранения.
В поступивших ответах содержатся объяснения причин допущенных нарушений и сообщается, что имевшие место нарушения законодательства об образовании устранены.
В целях недопущения подобных нарушений, усиления контроля за реализацией государственной политики в области начального профессионального и среднего профессионального образования Минобразованием России подготовлен Приказ от 30.10.2000 N 3118 "О нарушениях законодательства Российской Федерации об образовании". Осуществлена детальная проработка указанных нарушений с руководством Всероссийской ассоциации руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации "Роспрофтех" и Союза директоров средних специальных учебных заведений России.
По результатам анализа причин и устранению конкретных нарушений законодательства Российской Федерации Минобразование России сообщает следующее.
В части нарушения ст. 33 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ по регламентации деятельности образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования
В соответствии с п. 11 ст. 28 Закона Российской Федерации "Об образовании" к компетенции Российской Федерации в области образования отнесено установление порядка лицензирования образовательных учреждений. Функции же непосредственного лицензирования образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования закреплены за субъектами Российской Федерации (п. 7 ст. 29 Закона Российской Федерации "Об образовании").
Для обеспечения методического руководства и контроля лицензионной деятельности в области начального профессионального и среднего профессионального образования Минобразованием России проводится регулярная работа с представителями органов управления образованием субъектов Российской Федерации в рамках курсов повышения квалификации, региональных совещаний, семинаров и т.д. Минобразованием России проводятся проверки регламентации деятельности образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, в том числе их государственной регистрации, регистрации в налоговых органах, соблюдения порядка лицензирования образовательных учреждений.
В целях совершенствования процедуры лицензирования образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования и обеспечения адекватного содержания лицензионной экспертизы Минобразованием России в декабре 2000 года будет подготовлено методическое письмо в органы управления образованием субъектов Российской Федерации.
Вопросы регламентации деятельности образовательных учреждений, в том числе их лицензирования, будут рассмотрены на зональных совещаниях с органами управления образованием субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Минобразования России от 30.10.2000 N 3118 органам управления образованием, директорам образовательных учреждений рекомендуется обеспечить упорядочение деятельности образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, в том числе в части лицензирования образовательных учреждений и оформления учредительных документов.
В части несоответствия уставов образовательных учреждений ст. 13 Закона Российской Федерации "Об образовании", заключения договоров между учредителем и образовательным учреждением
В соответствии с Приказом Минобразования России от 26.12.95 N 648 "О полномочиях учредителя учреждений начального профессионального образования" органам управления образованием субъектов Российской Федерации был делегирован ряд полномочий федерального (центрального) органа управления образованием - учредителя образовательных учреждений начального профессионального образования, в том числе в части утверждения уставов.
Однако данный Приказ вступил в противоречие с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации "Об образовании".
В связи с этим министерством в целях приведения существующей практики в соответствие с действующим законодательством были разработаны примерный учредительный договор образовательного учреждения начального профессионального образования с введением двух учредителей (Минобразование России и орган управления образованием субъекта Российской Федерации, т.к. управление образовательными учреждениями осуществляется по двухзвенной схеме), четким разграничением компетенции каждого учредителя, а также новая редакция примерного устава образовательного учреждения.
Проекты указанных документов выносились на обсуждение органов управления образованием субъектов Российской Федерации, согласовывались со структурными подразделениями министерства и направлены в регионы для практического использования (письмо Минобразования России от 03.09.99 N 268/17-12). В настоящее время каждый устав образовательного учреждения перед утверждением проходит в министерстве строгую процедуру экспертизы и согласований.
При разработке новой редакции уставов образовательных учреждений министерством были отмечены существенные недоработки и нарушения органов управления образованием субъектов Российской Федерации, прежде всего в части установления конкурсности при приеме в образовательные учреждения начального профессионального образования, недостаточного отражения прав обучающихся. В новой редакции уставов отмеченные недостатки устранены.
В настоящее время министерством осуществляется работа по заключению учредительных договоров и утверждению уставов образовательных учреждений начального профессионального образования. На 15.10.2000 Минобразованием России заключено 474 учредительных договора с органами управления образованием 18 субъектов Российской Федерации, утверждено 400 уставов. Кроме того, в стадии проработки и согласования находится около 300 договоров и 400 уставов. Работа в этом направлении продолжается.
В целях обеспечения заключения договоров между учредителем и образовательным учреждением Минобразованием России разработана примерная форма договора между Министерством образования Российской Федерации и подведомственным образовательным учреждением среднего профессионального образования (Приказ Минобразования России от 30.07.99 N 137). Примерная форма договора определяет права и обязанности учредителя и образовательного учреждения, а также условия ликвидации, реорганизации, изменения статуса образовательного учреждения.
В 1999 - 2000 годах Минобразованием России осуществлено заключение договоров с подведомственными образовательными учреждениями среднего профессионального образования (более 600 договоров).
В части отнесения к дополнительным образовательным услугам на платной основе экстерната в соответствии с письмом Минобразования России от 15.09.99 N 06-51-67ин/17-06 "Об экономике образовательных учреждений начального профессионального образования"
При подготовке указанного письма Минобразования России имелось в виду, что оказание дополнительных образовательных услуг на платной основе в учреждениях начального профессионального образования возможно только для лиц, получающих начальное профессиональное образование не впервые, т.е. не для выпускников 9 - 11-х классов общеобразовательных школ.
В связи с этим министерство подготовило разъяснительное письмо руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации и образовательных учреждений начального профессионального образования (письмо Минобразования России от 27.10.2000 N 06-51-94ин/17-06).
В части нарушения порядка стипендиального обеспечения обучающихся, невыполнения социальных гарантий, предусмотренных федеральным законодательством для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Данное нарушение связано прежде всего со сложным финансовым положением образовательных учреждений, недостаточностью и нерегулярностью выделения бюджетных ассигнований. Несвоевременное финансирование явилось причиной формирования задолженности по выплате стипендии, что имело место в профтехучилищах Кировской области и других субъектов Российской Федерации.
Сметные назначения на материальное обеспечение обучающихся определены в соответствии с перечнями предметов вещевого обеспечения и натуральными нормами продуктов питания, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.92 N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
При этом необходимо отметить, что в целом объем бюджетного финансирования в 2000 году увеличился по сравнению с уровнем 1999 года по начальному профессиональному образованию на 64%, по среднему профессиональному образованию на 62%. В 2001 году проектом федерального бюджета предусмотрено увеличение объема бюджетного финансирования по сравнению с уровнем 2000 года соответственно на 64% и 36%. Указанный рост бюджетных ассигнований на начальное профессиональное и среднее профессиональное образование свидетельствует об обеспечении государственных гарантий на получение образования соответствующих уровней, в том числе для социально незащищенных слоев молодежи.
Минобразованием России проводятся проверки соблюдения прав обучающихся, в том числе в части стипендиального обеспечения обучающихся.
В соответствии с Приказом Минобразования России от 30.10.2000 N 3118 органам управления образованием, директорам образовательных учреждений рекомендуется обеспечить реальное предоставление лицам, обучающимся в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, льгот, установленных законодательством Российской Федерации.
В части неудовлетворительной организации производственной (профессиональной) практики, нарушения порядка оплаты за практику
В настоящее время крайне затруднено взаимодействие образовательных учреждений с предприятиями - заказчиками кадров. Как следствие существуют серьезные проблемы в подборе баз производственной (профессиональной) практики обучающихся, адекватной организации и оплаты практики.
В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.94 N 1168) "технологическая и преддипломная производственная практика студентов и слушателей средних специальных учебных заведений проводится, как правило, на предприятиях, в организациях и учреждениях различных организационно - правовых форм на основе прямых договоров, заключаемых между предприятием, организацией и учреждением и средним специальным учебным заведением". Однако в связи со спадом производства, сложным финансовым положением предприятий, нарушением системы традиционных связей между профессиональным образованием и сферой труда практика заключения указанных договоров не имеет должного развития.
В целях улучшения организационно - методического обеспечения производственной (профессиональной) практики Минобразованием России подготовлены рекомендации по применению Положения о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования (письмо Минобразования России от 16.09.99 N 16-51-198/16-15) и по разработке примерных программ производственной (профессиональной) практики по специальностям среднего профессионального образования (письмо Управления учебных заведений среднего профессионального образования Минобразования России от 13.07.98 N 12-52-109ин/12-23).
Вопросы организации практики регулярно рассматриваются в рамках системы повышения квалификации руководящих и педагогических работников образовательных учреждений.
В части реализации программ среднего профессионального образования в учреждениях начального профессионального образования
Министерство разработало конкретные меры, направленные на упорядочение реализации программ среднего профессионального образования в учреждениях начального профессионального образования, и письмами от 13.06.2000 N 273/17-12 "Об упорядочении реализации программ среднего профессионального образования в учреждениях начального профессионального образования" и от 27.06.2000 N 16-51-185ин/16-13 "О нарушениях при реализации программ среднего профессионального образования в учреждениях начального профессионального образования" рекомендовало органам управления образованием субъектов Российской Федерации принять указанные меры.
В соответствии с Приказом Минобразования России от 30.10.2000 N 3118 органам управления образованием субъектов Российской Федерации, директорам образовательных учреждений рекомендуется обеспечить принятие мер по недопущению реализации программ среднего профессионального образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования.
В части нарушений при приеме в образовательные учреждения
Минобразованием России проводится работа по разъяснению установленного порядка приема. Такая работа ведется как в рамках системы повышения квалификации руководящих и педагогических работников образовательных учреждений, так и на выездных совещаниях и семинарах. В период приемной кампании в министерстве функционирует "горячая линия", обеспечивающая оперативное решение вопросов руководителей образовательных учреждений, абитуриентов и их родителей.
В 2000 году Минобразованием России подготовлена памятка для абитуриента, поступающего в образовательное учреждение среднего профессионального

ПРИКАЗ Минобразования РФ от 30.10.2000 n 3118 О НАРУШЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ (вместе с ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ Генпрокуратуры РФ от 28.09.2000 n 21-19-2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также