ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 24.06.1999 n 4234-ii ГД (ред. от 11.10.2000) ОБ ОБРАЩЕНИИ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 1999 г. N 4234-II ГД
ОБ ОБРАЩЕНИИ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 11.10.2000 N 692-III ГД)
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, руководствуясь статьей 125 (пункт "б" части 2) Конституции Российской Федерации, подпунктом "б" части первой статьи 3, статьями 36, 37, 84 и 85 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", постановляет:
1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с прилагаемым запросом о соответствии Конституции Российской Федерации Законов Курской области от 22 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной закон) Курской области" и "Об отмене Закона Курской области от 15 августа 1996 года "О муниципальных образованиях Курской области", опубликованных в газете "Курская правда" от 24 марта 1999 года.
2. Поручить депутату Государственной Думы Корнеевой Надежде Анатольевне представлять Государственную Думу при рассмотрении данного запроса в Конституционном Суде Российской Федерации.
(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 11.10.2000 N 692-III ГД)
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАПРОС
О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКОНОВ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В УСТАВ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) КУРСКОЙ
ОБЛАСТИ" И "ОБ ОТМЕНЕ ЗАКОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 15 АВГУСТА 1996 ГОДА "О МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЯХ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации (г. Москва, ул. Охотный ряд, д. 1) на основании Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 июня 1999 г. N 4234-II ГД, руководствуясь статьей 125 (пункт "б" части 2) Конституции Российской Федерации, подпунктом "б" части первой статьи 3, статьями 36, 37, 84 и 85 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", просит Конституционный Суд Российской Федерации проверить соответствие Конституции Российской Федерации Законов Курской области "О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной закон) Курской области" и "Об отмене Закона Курской области от 15 августа 1996 года "О муниципальных образованиях Курской области", принятых 22 марта 1999 года и опубликованных в газете "Курская правда" от 24 марта 1999 года.
Основанием для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли указанные законы Курской области положениям Конституции Российской Федерации.
Допустимость настоящего запроса на основании статьи 85 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" обусловлена тем, что указанные Законы Курской области регулируют правоотношения в области общих принципов организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые в соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также правоотношения в области обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, отнесенных к правам и свободам человека и гражданина (статья 32 Конституции Российской Федерации), регулирование и защита которых в соответствии с пунктом "в" статьи 71 Конституции Российской Федерации относится к ведению Российской Федерации, и не подлежат действию в связи с противоречиями Конституции Российской Федерации, обнаружившимися в их положениях.
Позиция Государственной Думы по поставленным в настоящем запросе вопросам состоит в следующем.
1. Статьей 1 Закона Курской области "О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной закон) Курской области" Устав Курской области (далее - Устав) дополняется главой 4 (статьи 15 - 21), содержащей нормы, противоречащие положениям Конституции Российской Федерации.
Так, статьей 15 данной главы Устава устанавливается, что "на территории административно-территориальных единиц (районов) для осуществления полномочий государственной власти Курской области, исходя из принципа разделения властей, создаются представительные и исполнительные органы государственной власти района". Статьей 16 Устава устанавливается, что "органом представительной государственной власти административно-территориальной единицы (района) является районный Совет народных депутатов", в статье 17 определяются полномочия районного Совета народных депутатов. В статье 18 устанавливается, что "органами исполнительной государственной власти административно-территориальной единицы (района) являются администрация района, сельские и поселковые администрации, входящие в единую систему органов исполнительной государственной власти Курской области", статьей 19 устанавливаются полномочия глав указанных администраций. Статьей 20 Устава устанавливается, что "сельские, поселковые администрации создаются в тех населенных пунктах, где население самостоятельно и добровольно отказалось от своего права на организацию местного самоуправления", а также устанавливается право органов местного самоуправления передавать часть своих полномочий органам государственной власти Курской области.
1.1. Анализ содержания указанных статей показывает, что положения статьи 15 Устава сформулированы исходя из неверного толкования принципов и положений Конституции Российской Федерации, устанавливающих основы конституционного строя Российской Федерации. Так, положение части 1 статьи 11 Конституции Российской Федерации определяет, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 78 Конституции Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы. Однако данные органы не могут именоваться органами государственной власти Российской Федерации определенной территории (что противоречило бы части 1 статьи 11 Конституции Российской Федерации), так как являются территориальными структурными подразделениями соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с частью 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Порядок принятия федеральных законов Федеральным Собранием - представительным и законодательным органом Российской Федерации - установлен главой 5 Конституции Российской Федерации. Из указанных норм следует, что для исполнения полномочий представительного и законодательного органа Российской Федерации не могут создаваться его территориальные органы или подразделения, так как это нарушило бы принцип единства федерального законодательства. Данные положения, устанавливающие систему органов государственной власти Российской Федерации, основываются на положениях статьи 10 Конституции Российской Федерации.
Конституцией Российской Федерации установлены аналогичные принципы организации государственной власти субъектов Российской Федерации. В части 2 статьи 5 Конституции Российской Федерации установлено, что субъекты Российской Федерации имеют свое законодательство, а в части 3 этой же статьи установлено, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности и единстве системы государственной власти.
Следовательно, создание для осуществления полномочий государственной власти Курской области исполнительных органов государственной власти районов Курской области, не являющихся территориальными структурными подразделениями исполнительных органов государственной власти Курской области, противоречит указанным выше положениям Конституции Российской Федерации.
Создание представительных органов государственной власти районов для осуществления государственной власти Курской области, то есть для исполнения полномочий законодательного (представительного) органа власти Курской области, противоречит конституционному принципу единства законодательства субъекта Российской Федерации.
1.2. Рассматривая по форме статью 15 Устава, которой указанным Законом Курской области дополнен Устав, следует учитывать, что в данной статье применяются понятия, не определенные в Конституции Российской Федерации, федеральных законах и правоприменительной практике. Термин "полномочие" в Конституции Российской Федерации и нормативных правовых актах применяется в отношении конкретных субъектов, обладающих полномочиями (например, в отношении конкретных органов государственной власти или должностных лиц). Термин "государственная власть" является доктринальным термином, обозначающим абстрактное понятие, и поэтому соединение терминов "полномочие" и "государственная власть" не несет правового смысла.
В Конституции Российской Федерации слово "представительный" для характеристики органов государственной власти не применяется обособленно от слова "законодательный" (часть 2 статьи 66, статья 94 Конституции Российской Федерации). Статья 10 Конституции Российской Федерации устанавливает разделение государственной власти в Российской Федерации на законодательную, исполнительную и судебную. Применение понятия "представительный орган государственной власти" не соответствует Конституции Российской Федерации.
Анализ применения в Конституции Российской Федерации понятия "органы государственной власти" показывает, что данное понятие применяется в отношении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которые являются государствами (статья 1, части 2 и 4 статьи 5 Конституции Российской Федерации). Если допустить правомерность введения в Уставе понятия "органы государственной власти административно-территориальных единиц", то следует допустить правомерность образования субъектами Российской Федерации территорий, обладающих атрибутами собственной государственности, что противоречит принципам федеративного устройства Российской Федерации.
Таким образом, обнаруживается, что понятийный аппарат статьи 15 Устава не соответствует Конституции Российской Федерации.
1.3. Положения статьи 10 Конституции Российской Федерации в равной мере распространяются на принципы организации системы органов государственной власти Российской Федерации и системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Анализ указанного дополнения Устава с точки зрения установленного Конституцией Российской Федерации разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную приводит к выводу, что представительные органы государственной власти районов Курской области не могут быть отнесены ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Указанные органы не могут быть отнесены к законодательным органам государственной власти, поскольку такое положение нарушило бы единство законодательства субъекта Российской Федерации, что нашло отражение и в статье 17 (внесенной в Устав рассматриваемым Законом Курской области), определяющей полномочия данных органов, поскольку правовое регулирование не отнесено к компетенции данных представительных органов. Данные органы не могут быть отнесены к органам исполнительной власти, а также и к органам судебной власти. В таком случае "представительный орган государственной власти административно-территориальной единицы (района)" Курской области не может быть отнесен ни к одной из ветвей государственной власти в соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации, следовательно, у него не может быть предмета собственного ведения. Таким образом, обнаруживается противоречие данной нормы статье 10 Конституции Российской Федерации и, кроме того, внутреннее противоречие указанной нормы, так как она обосновывается принципом разделения властей (под которым, очевидно, подразумевается положение статьи 10 Конституции Российской Федерации).
1.4. Пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации. Поскольку принятый Государственной Думой Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в настоящее время не вступил в силу, в законах и иных нормативных правовых актах (в том числе и в уставах) субъектов Российской Федерации не должны содержаться нормы, вводящие иные принципы организации системы органов государственной власти, отличающиеся от существовавших на дату вступления в силу Конституции Российской Федерации, что подтверждается нормой прямого действия, установленной в части 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации. Исходя из норм части 1 и части 2 раздела второго Конституции Российской Федерации, система органов государственной власти субъектов Российской Федерации должна соответствовать Закону Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", который применяется в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации, до принятия федеральных законов в соответствии с указанными выше положениями Конституции Российской Федерации. В указанном Законе Российской Федерации органы государственной власти административно-территориальных единиц субъектов Российской Федерации не предусмотрены. Таким образом, с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации данное положение внесено в Устав органами государственной власти Курской области с превышением полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. В статье 21 Устава (новая редакция) вводятся не предусмотренные Конституцией Российской Федерации положения о передаче полномочий органов местного самоуправления органам государственной

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 24.06.1999 n 4234-ii ГД ОБ ОБРАЩЕНИИ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также