ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНОЙ ОБРАБОТКЕ ВАГОНОВ ПОСЛЕ ПЕРЕВОЗКИ ЖИВОТНЫХ, ПРОДУКТОВ И СЫРЬЯ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ (утв. МПС РФ 09.10.2000 n ЦМ-787, Минсельхозом РФ 04.10.2000 n 13-8-01/7100)


Утверждаю
Заместитель Министра
путей сообщения
Российской Федерации
С.А.ГРИШИН
9 октября 2000 г. N ЦМ-787
Первый заместитель Министра
сельского хозяйства
Российской Федерации
С.А.ДАНКВЕРТ
4 октября 2000 г. N 13-8-01/7100
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ВЕТЕРИНАРНО - САНИТАРНОЙ ОБРАБОТКЕ ВАГОНОВ
ПОСЛЕ ПЕРЕВОЗКИ ЖИВОТНЫХ, ПРОДУКТОВ И СЫРЬЯ
ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
Инструкция по ветеринарно - санитарной обработке вагонов регламентирует порядок выполнения операций по промывке и дезинфекции вагонов после перевозки животных, продуктов и сырья животного происхождения на дезинфекционно - промывочных станциях железных дорог Российской Федерации. Устанавливает распределение обязанностей между работниками железных дорог и органами Государственного ветеринарного надзора на транспорте и государственной границе, а также порядок документального оформления.
Разработка Инструкции по ветеринарно - санитарной обработке вагонов выполнена специалистами Департамента грузовой и коммерческой работы МПС (В.Д. Ткачев, Л.Д. Кропоткина), Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства (С.В. Захаров, Н.И. Жуков), ГУП ВНИИЖТ (А.П. Дюбко, Л.И. Волкова).
1. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция устанавливает единый порядок проведения ветеринарно - санитарной обработки железнодорожных крытых, специализированных для перевозки животных и изотермических вагонов (далее - вагоны) после перевозки животных всех видов (включая птиц, пушных зверей, лабораторных, цирковых, зоопарковых и домашних животных, морских зверей, пчел, рыб, раков), продуктов и сырья животного происхождения (включая мясо и рыбу) и других подконтрольных пограничному государственному ветеринарному надзору (далее - Госветнадзор) грузов.
1.2. Государственный ветеринарный надзор за проведением мероприятий по ветеринарно - санитарной обработке вагонов после перевозки животных, грузов животного происхождения и других подконтрольных Госветнадзору грузов, осуществляют специалисты органа Госветнадзора в соответствии с Законом Российской Федерации "О ветеринарии", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственными нормативными актами в области ветеринарии, а также требованиями, предусмотренными настоящей Инструкцией.
1.3. Ветеринарно - санитарная обработка вагонов проводится на дезинфекционно - промывочных станциях (ДПС), дезинфекционно - промывочных пунктах (ДПП) и пунктах промывки (ПП), на которых имеются специалисты органа Госветнадзора.
1.4. В соответствии со статьей 48 Федерального закона "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 218) ветеринарно - санитарная обработка (дезинфекция) вагонов проводится средствами железной дороги за счет грузополучателей.
2. Ветеринарно - санитарная характеристика вагонов
2.1. В зависимости от характера перевозимых грузов и их ветеринарно - санитарной оценки вагоны обрабатывают по одной из трех категорий: первой, второй или третьей.
Категорию ветеринарно - санитарной обработки вагонов и метод ее проведения на ДПС, ДПП и ПП определяет специалист органа Госветнадзора (пограничного контрольного ветеринарного пункта - ПКВП или транспортного контрольного ветеринарного пункта - ТКВП), который выдает ветеринарное назначение (Приложение 1 к настоящей Инструкции) на каждый вагон или рефрижераторную секцию.
2.2. Обработке по первой категории подлежат вагоны, в которых перевозили:
здоровых животных всех видов из пунктов, благополучных по заразным болезням;
мясо и мясопродукты от здоровых животных;
сырье животного происхождения от здоровых животных, полученное на мясокомбинате;
отечественное кожевенное сырье, исследованное на сибирскую язву с отрицательным результатом, а также другое животноводческое сырье небоенского происхождения (кроме сборной и полевой кости), заготовленное в пунктах, благополучных по заразным болезням животных;
импортное сырье животного происхождения от здоровых животных, подвергнутое технологической обработке (полуфабрикаты);
шерсть от здоровых животных, в том числе импортную, подвергнутую горячей мойке на отечественных фабриках первичной обработки шерсти;
кость пищевую, в том числе вываренную сухую.
Обработке по первой категории подлежат также вагоны, подаваемые для погрузки убойных животных, мяса, мясопродуктов, фуражного зерна и концентрированных кормов, перевозимых насыпью, если ранее вагоны не использовались под перевозку грузов животного происхождения, а также вагоны, направляемые для погрузки мяса и мясопродуктов на железнодорожные станции (далее - станции) иностранных железных дорог.
2.3. Обработке по второй категории подлежат вагоны, в которых перевозили:
животных больных, подозреваемых в заболевании (или заражении) заразными болезнями (кроме болезней, перечисленных в пункте 2.4 настоящей Инструкции);
мясо, яйцо, сырье животного происхождения, полученные от животных из пунктов, неблагополучных по заразным болезням;
импортных животных и импортное кожевенное сырье боенского происхождения;
живую товарную рыбу, а также вагоны, подаваемые под погрузку живой рыбы, оплодотворенной икры, раков, предназначенных для целей разведения и акклиматизации;
импортное мясо на особых ветеринарно - санитарных условиях поставки;
отечественную шерсть, не подвергнутую горячей мойке;
импортную шерсть, подвергнутую горячей мойке в стране - экспортере;
импортное мясо и кишечное сырье, направляемые на промышленную переработку.
Обработке по второй категории также подлежат вагоны, подаваемые для погрузки племенных, цирковых, зоопарковых животных и животных, отправляемых на соревнования, выставки, а также для погрузки животных, мяса, мясопродуктов и сырья животного происхождения на экспорт.
2.4. Обработке по третьей категории подлежат вагоны, в которых в пути следования или при выгрузке обнаружены:
животные больные или подозреваемые в заболевании (или заражении) следующими заразными болезнями животных: ящуром, везикулярным стоматитом, везикулярной болезнью свиней, чумой крупного рогатого скота и мелких жвачных, контагиозной плевропневмонией и заразным узелковым дерматитом крупного рогатого скота, лихорадкой долины Рифт, катаральной лихорадкой овец, оспой овец и коз, африканской чумой лошадей и свиней, классической чумой свиней, высокопатогенным гриппом птиц, болезнью Ньюкасла, а также сибирской язвой, эмфизематозным карбункулом, сапом, столбняком, эпизоотическим лимфангоитом, брадзотом овец, орнитозом, губкообразной энцефалопатией крупного рогатого скота, эпизоотическим лимфангитом;
трупы животных.
Обработке по третьей категории также подлежат вагоны, в которых перевозили:
кожевенное сырье небоенского происхождения и не исследованные на сибирскую язву полевую или сборную кость;
импортное сырье животного происхождения, поступившее из стран Азии, Африки и Южной Америки;
импортную шерсть, щетину, волос, пух, перо, очес, линьку, не прошедшие дезинфекционной обработки и горячей мойки;
грузы животного происхождения, прибывшие без ветеринарных сопроводительных документов;
сырье и полуфабрикаты животного происхождения, поступившие из стран, неблагополучных по заразным болезням животных, не встречающихся на территории России.
2.5. Не подлежат ветеринарно - санитарной обработке вагоны после выгрузки скоропортящихся продуктов, полученных от здоровых животных и перевозившихся в твердой упаковке, топленых жиров животного происхождения, яиц, яичного меланжа, меда, воска, вощины и сот, пищевых сывороток и плазмы крови в замороженном виде.
2.6. ДПС должны иметь три зоны обработки вагонов: в одной проводится обработка вагонов по первой категории, в другой - по второй категории, в третьей находится депо для проведения ветеринарно - санитарной обработки вагонов по третьей категории; ДПП должны иметь две зоны обработки вагонов: по первой и по второй категории; ПП должны иметь одну зону обработки вагонов: по первой категории.
3. Порядок направления вагонов
на ветеринарно - санитарную обработку
3.1. После выгрузки подконтрольных Госветнадзору грузов вагоны направляют на станции для ветеринарно - санитарной обработки в соответствии с ветеринарным назначением, выданным специалистом органа Госветнадзора.
Ветеринарное назначение выдается на каждый вагон или рефрижераторную секцию.
3.2. Направлять вагоны на ветеринарно - санитарную обработку разрешается только на станцию, указанную в перевозочных документах и в ветеринарном назначении.
Изменение станции назначения ветеринарно - санитарной обработки вагонов в пределах одной железной дороги допускается в исключительных случаях по распоряжению начальника (заместителя) соответствующей службы управления железной дороги, согласованному с соответствующим зональным управлением Госветнадзора, а на другие железные дороги - по распоряжению МПС России, согласованному с Департаментом ветеринарии Минсельхоза России.
Запрещается направлять на ДПС, ДПП и ПП вагоны с остатками твердых сыпучих грузов, цемента, гипса, извести и суперфосфата.
3.3. Для ветеринарно - санитарной обработки по первой категории вагоны направляют на ДПС, ДПП и ПП, по второй категории - на ДПС, ДПП, а по третьей категории - только на ДПС.
На ветеринарно - санитарную обработку вагоны отправляют со всем оборудованием, навозом и остатками кормов, с закрытыми дверями и люками, а при необходимости с установленными запорно - пломбировочными устройствами (ЗПУ).
3.4. Вагоны для ветеринарно - санитарной обработки по первой категории направляют по пересылочным ведомостям с указанием "На ветсанобработку" с приложением ветеринарных назначений специалиста органа Госветнадзора и с установкой на дверях "Закрутки". Уведомительные телеграммы (телефонограммы) об отправлении вагонов направляет начальник станции выгрузки совместно со специалистом органа Госветнадзора начальнику станции назначения и специалисту органа Госветнадзора на ДПС (ДПП или ПП).
О прибытии вагонов на ДПС (ДПП или ПП) станция назначения сообщает начальнику станции и специалисту органа Госветнадзора станции отправления (выгрузки).
3.5. Вагоны для ветеринарно - санитарной обработки по второй и третьей категории направляются по полным перевозочным документам с приложением ветеринарных назначений специалиста органа Госветнадзора (ПКВП, ТКВП) с установкой ЗПУ на дверях.
В перевозочных документах в графе "Наименование груза" на вагоны, подлежащие ветеринарно - санитарной обработке по второй или третьей категории, станцией указывается "В дезинфекцию" и категория обработки. В вагонном листе делается отметка о находящемся в вагоне оборудовании. На обеих сторонах дверей вагона работником станции наносятся наклейки размером 20 x 30 см или четкие меловые надписи "В дезинфекцию". На вагоны, подлежащие ветеринарно - санитарной обработке по третьей категории, вместе с ЗПУ навешивают бирки размером 7 x 12 см, окрашенные в ярко - красный цвет с выдавленной надписью "В дезинфекцию".
Наклейки и бирки предоставляют органы Госветнадзора.
3.6. О времени отправления, номере и индексе поезда, а также номерах вагонов, направляемых на ветеринарно - санитарную обработку по второй или третьей категории, начальник станции отправления (выгрузки) совместно со специалистом органа Госветнадзора обязаны немедленно по телеграфу сообщить начальнику станции и специалисту органа Госветнадзора станции расформирования прямого поезда, с которым отправлены вагоны, а также специалисту органа Госветнадзора на ДПС (ДПП), на которую направлены вагоны, начальникам служб грузовой и коммерческой работы и служб перевозок управлений железных дорог отправления, проследования и назначения.
Начальник станции расформирования прямого поезда вместе со специалистом органа Госветнадзора этой станции обязаны по прибытии поезда проверить фактическое поступление вагонов, принять необходимые меры по отправлению их по назначению с прямым поездом и направить информацию станции назначения и следующей попутной станции расформирования прямого поезда.
При следовании поезда, в котором имеются вагоны, подлежащие ветеринарно - санитарной обработке по второй или третьей категории, до станции расформирования или назначения менее одних суток начальник станции дополнительно обязан дать информацию по телефону об их отправлении.
О прибытии вагонов для ветеринарно - санитарной обработки по второй или третьей категории начальник ДПС (ДПП) совместно со специалистом органа Госветнадзора на ДПС (ДПП) должен в тот же день уведомить начальника станции и начальника ПКВП (ТКВП), а также начальников служб грузовой и коммерческой работы и служб перевозок управлений железных дорог отправления и назначения.
Уведомительные сообщения о проследовании вагонов на ветеринарно - санитарную обработку должны храниться в отдельных папках на станциях отправления, проследования и назначения в течение года.
3.7. Запрещается снимать с контроля по станциям отправления и назначения вагоны, подлежащие ветеринарно - санитарной обработке по второй и третьей категории, до их прибытия на ДПС (ДПП).
Порядок следования вагонов от места выгрузки из них грузов до места ветеринарно - санитарной обработки в пределах одной и той же станции устанавливает начальник станции по согласованию со специалистом органа Госветнадзора.
3.8. В случае обнаружения на станции вагонов, не обработанных после перевозки подконтрольных Госветнадзору грузов, их направляют по указанию начальника станции и специалиста органа Госветнадзора на ветеринарно - санитарную обработку в порядке, предусмотренном пунктом 3.5 настоящей Инструкции. В графе "Наименование груза" в перевозочных документах станцией указывается: "В дезинфекцию, неизвестного происхождения". Ветеринарно - санитарную обработку таких вагонов проводят по третьей категории.
3.9. На вагоны, прошедшие ветеринарно - санитарную обработку, специалист органа Госветнадзора на ДПС (ДПП) и ПП выдает станции удостоверение, форма которого предусмотрена в Приложении 2 к настоящей Инструкции.
После ветеринарно - санитарной обработки рефрижераторных секций механикам обслуживающих бригад выдаются копии удостоверений, которые служат основанием для использования транспортных средств под погрузку скоропортящихся грузов, в том числе подконтрольных Госветнадзору. Копии удостоверений хранятся до конца поездки бригады рефрижераторной секции.
Отправка вагонов с территории ДПС, ДПП и ПП без указанных удостоверений запрещается.
После проведения ветеринарно - санитарной обработки вагонов работники станции или ДПС, ДПП, ПП должны навесить на двери вагонов по одной механической закрутке на каждую дверь.
3.10. Для учета очистки, промывки и дезинфекции вагонов на ДПС и ДПП ведется журнал учета очистки, промывки и дезинфекции вагонов формы ГХУ-7, утвержденной указанием МПС России от 13.04.2000 N Ш-961у.
3.11. Вагоны после перевозки животных всех видов (включая птиц, пушных зверей, лабораторных, цирковых, зоопарковых и домашних животных, морских зверей, пчел, рыб, раков), продуктов и сырья животного происхождения (включая мясо и рыбу) и других подконтрольных Госветнадзору грузов, не прошедшие ветеринарно - санитарную обработку, использовать под погрузку любых грузов запрещается.
3.12. До проведения ветеринарно - санитарной обработки вагонов запрещается направлять их для планового ремонта (заводского, деповского, текущего).
В случае вынужденной отцепки вагона, подлежащего ветеринарно - санитарной обработке, для замены или ремонта ходовых частей работниками вагонного хозяйства в уведомлении на ремонт вагонов (форма ВУ-23) указывается категория ветеринарно - санитарной обработки вагона.
Начальник станции, на которой была произведена вынужденная отцепка такого вагона, обязан по телеграфу сообщить начальникам станций и специалистам органов Госветнадзора станций отправления и назначения, а также начальнику службы грузовой и коммерческой работы, начальнику службы перевозок управлений железных дорог отправления и назначения о задержании вагона, подлежащего ветеринарно - санитарной обработке по второй или третьей категории, и о предполагаемом сроке ремонта ходовых частей вагона.
Во время ремонта ходовых частей вагона, подлежащего ветеринарно - санитарной обработке по второй или третьей категории, запрещается снимать с дверей ЗПУ, бирки и закрутки, а также имеющиеся наклейки или надписи, указывающие на категорию обработки.
После окончания ремонта ходовых частей при отправлении вагона по полным перевозочным документам начальник станции обязан дать информацию по телеграфу в порядке, предусмотренном в пункте 3.6 настоящей Инструкции.
4. Порядок розыска вагонов, не прибывших
на ветеринарно - санитарную обработку
4.1. Если вагоны, отправленные на ветеринарно - санитарную обработку, не прибыли на станцию расформирования или назначения (ДПС, ДПП, ПП), начальник станции расформирования или назначения совместно со специалистом органа Госветнадзора немедленно организуют их розыск.
Сообщение о непоступлении вагонов на ветеринарно - санитарную обработку дает начальнику станции в установленном порядке начальник ДПС (ДПП, ПП) совместно со специалистом органа Госветнадзора на ДПС (ДПП, ПП), которые предъявляют уведомление на розыск.
4.2. Розыск вагонов начинают с оперативной связи по телефону с работниками станций отправления и проследования вагонов, отправления телеграмм с отметкой "Розыскная" в адрес начальников отделов грузовой и коммерческой работы отделений железных дорог, а при их отсутствии - в адрес служб грузовой и коммерческой работы железных дорог отправления и проследования, начальников станций, специалистов органа Госветнадзора станций отправления и проследования и их копий службам грузовой и коммерческой работы, службам перевозок управлений железных дорог отправления и проследования и зональным управлениям Госветнадзора.
4.3. По прибытии разыскиваемого вагона на станцию ветеринарно - санитарной обработки начальник станции обязан в течение суток уведомить о прекращении розыска станцию, специалиста органа Госветнадзора станции, службу грузовой и коммерческой работы и службу перевозок управления железной дороги, которой был адресован последний запрос, и соответствующее зональное управление Госветнадзора.
4.4. При обнаружении в пути следования порожнего вагона, следующего на ветеринарно - санитарную обработку по второй или третьей категории (согласно наклейке или надписи на дверях вагона, или ярко - красной бирке, установленной вместе с ЗПУ) без перевозочных документов, станция составляет акт общей формы и сообщает о случившемся:
начальнику зонального управления Госветнадзора;
станции формирования поезда;
станции назначения вагона (при наличии сведений о ней).
Если информация на вагоне содержит сведения о станции ветеринарно - санитарной обработки, специалист органа Госветнадзора выдает ветеринарное назначение на эту станцию, а станция составляет новые перевозочные документы.
Если сведения о станции назначения на вагоне отсутствуют, то новые перевозочные документы составляются станцией на основании ветеринарного назначения, которое должен выдать специалист органа Госветнадзора.
Ветеринарное назначение и второй экземпляр акта общей формы прикладываются к перевозочным документам.
Дальнейшая информация о проследовании вагона на станцию ветеринарно - санитарной обработки передается согласно пункту 3.6 настоящей Инструкции.
4.5. Станция, обнаружившая перевозочные документы без вагона, следующего на ветеринарно - санитарную обработку по второй или третьей категории, составляет коммерческий акт, второй экземпляр его вместе с перевозочными документами отправляет почтой на станцию назначения.
О случившемся станция сообщает:
начальнику зонального управления Госветнадзора;
станции формирования поезда;
станциям отправления и назначения вагона.
Если будет установлено, что вагон на станцию назначения не прибыл, то организуется его розыск.
4.6. Начальник станции, на которой расположен ПКВП (ТКВП), начальник ПКВП (ТКВП), зональное управление Госветнадзора ведут дело по учету и отчетности розыска вагонов, а также проводят анализ случаев неприбытия вагонов.
Если в процессе расследования причин неприбытия вагонов, подлежащих ветеринарно - санитарной обработке по второй и третьей категории, установлено, что в них находятся грузы, подлежащие уничтожению или технической переработке, материал расследования должен быть передан в установленном порядке в соответствующие органы для принятия мер.
4.7. О каждом случае неприбытия вагонов для ветеринарно - санитарной обработки по второй и третьей категории и организации их розыска сообщается: департаментам грузовой и коммерческой работы, перевозок МПС России, Департаменту ветеринарии Минсельхоза России.
5. Ветеринарно - санитарная обработка вагонов
5.1. Грузовые помещения вагонов, подлежащие ветеринарно - санитарной обработке по первой категории, сначала очищают от навоза, мусора, остатков груза и других загрязнений, а затем промывают. В изотермических вагонах очищают и промывают также и напольные решетки. Промывку вагонов и приспособлений в них проводят горячей водой. Струя воды у стенки вагона должна иметь температуру не ниже 60 град. C и давление при выходе из брандспойта не менее двух атмосфер. Вначале промывают пол и приспособления вагонов, затем стены, потолок, внутренние стороны дверей и решетки. Неотмытые загрязнения удаляют вручную с помощью вспомогательных инструментов (скребков, щеток, метел). Затем вторично промывают пол и приспособления до полного исчезновения помутнения стекающей из вагона воды. Заканчивают промывку вагона обработкой стен, а далее промывают наружные стороны, подножки и тормозные площадки вагонов.
При использовании вагономоечной машины неотмытые загрязнения, особенно в углах вагонов, очищают вручную или с помощью механизмов и вторично промывают.
5.1.1. Для промывки вагонов наиболее эффективно использовать принцип подачи воды под высоким давлением (давление струи воды должно быть 14 атмосфер).
5.1.2. Для промывки вагонов используют воду, соответствующую ГОСТу 2874-82 "Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством".
5.2. Вагоны, подлежащие ветеринарно - санитарной обработке по второй категории, подвергают механической очистке, промывке и дезинфекции. Перед механической очисткой внутренние стены, пол, потолок вагона или поверхностный слой навоза, а также все находящиеся в вагоне приспособления увлажняют дезинфицирующим раствором (далее - дезраствор). Очистку и промывку вагонов проводят в порядке, предусмотренном в пункте 5.1 настоящей Инструкции. Химический контроль технологического процесса дезинфекции проводят специалисты органа Госветнадзора одним из методов, указанных в Приложении 3 к настоящей Инструкции. Дезинфекцию проводят влажным или аэрозольным методами.
5.2.1. Для влажной дезинфекции используют специальные установки или аппараты, снабженные распыляющими наконечниками. Дезинфекции подвергают вначале пол, затем стены и потолок, после чего вторично дезинфицируют пол. Дезраствор распыляют под возможно прямым углом с равномерным нанесением его на всю внутреннюю поверхность вагона. Особенно тщательно орошают раствором углы, щели, двери и задверные пространства. Обязательно дезинфицируют наружные стены вагона и тормозные площадки.
При влажной дезинфекции вагонов применяют дезинфицирующие средства:
осветленный раствор хлорной извести, содержащий 3% активного хлора, раствор хлорамина с содержанием 5% действующего вещества (далее - ДВ), 2% раствор формальдегида, горячий (60 - 70 град. C) 4% раствор каустической соды, щелочной раствор формальдегида с содержанием 3% каустической соды и 3% формальдегида. Норма расхода дезрастворов не менее 0,5 л/кв. м площади и экспозиции 1 час;
5-процентный раствор глутарового альдегида при норме расхода 0,75 л/кв. м и экспозиции 1 час;
раствор гипохлорита натрия или кальция с содержанием 3% активного хлора;
препарат Глак в 0,2-процентной концентрации (по ДВ) при норме расхода 0,5 л/кв. м и экспозиции 3 часа;
препарат гипохлорит кальция нейтральный марки Б с содержанием в растворе 3% активного хлора при расходе 1,0 л/кв. м и экспозиции 3 часа;
горячий (70 - 80 град. C) 15% раствор фрезота однократно из расчета 1 л/кв. м при экспозиции 1 час;
препарат "Феновет хвойный" 0,2% раствор при норме расхода 0,6 л/кв. м и экспозиции 3 часа;
другие дезинфицирующие средства, указанные в таблице 1:
Таблица 1
-----------------------------T---------T----------T---------T----¬
¦ Дезинфектант ¦Метод ¦Концентра-¦Расход ¦Экс-¦
¦ ¦дезинфек-¦ция рабо- ¦дезинфи- ¦по- ¦
¦ ¦ции ¦чего раст-¦цир. ¦зи- ¦
¦ ¦ ¦вора (ДВ),¦раствора,¦ция,¦
¦ ¦ ¦% ¦л/кв. м ¦час ¦
+----------------------------+---------+----------+---------+----+
¦Хлорная известь <*> ¦Влажный ¦3,0 ¦0,5 ¦ 1 ¦
+----------------------------+---------+----------+---------+----+
¦Формальдегид ¦- " - ¦2,0 ¦0,5 ¦ 1 ¦
+----------------------------+---------+----------+---------+----+
¦Каустическая сода <*> ¦- " - ¦4,0 ¦0,5 ¦ 1 ¦
+----------------------------+---------+----------+---------+----+
¦Щелочной раствор формаль- ¦- " - ¦3,0 ¦ ¦ ¦
¦дегида (каустик и формаль- ¦ ¦каустика ¦ ¦ ¦
¦дегид) <*> ¦ ¦3,0 ¦0,5 ¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦формальде-¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦гида ¦ ¦ ¦
+----------------------------+---------+----------+---------+----+
¦Глутаровый альдегид ¦- " - ¦5,0 ¦0,75 ¦ 1 ¦
+----------------------------+---------+----------+---------+----+
¦Гипохлорит натрия ¦- " - ¦3,0 ¦0,5 ¦ 3 ¦
¦(кальция) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+---------+----------+---------+----+
¦Глак ¦- " - ¦0,2 ¦0,5 ¦ 3 ¦
+----------------------------+---------+----------+---------+----+
¦Фрезот ¦- " - ¦15,0 ¦1,0 ¦ 1 ¦
+----------------------------+---------+----------+---------+----+
¦Гипохлорит нейтральный ¦- " - ¦3,0 ¦1,0 ¦ 3 ¦
¦марки Б ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+---------+----------+---------+----+
¦Феновет хвойный ¦- " - ¦0,2 ¦0,6 ¦ 3 ¦
+----------------------------+---------+----------+---------+----+
¦Хлорамин ¦- " - ¦5,0 ¦0,5 ¦ 1 ¦
+----------------------------+---------+----------+---------+----+
¦Формальдегид ¦Аэрозоль-¦40 ¦40 ¦ 1 ¦
¦ ¦ный ¦ ¦мл/куб. м¦ ¦
+----------------------------+---------+----------+---------+----+
¦Надуксусная кислота ¦- " - ¦5,0 ¦50 ¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦ ¦мл/куб. м¦ ¦
+----------------------------+---------+----------+---------+----+
¦Глутаровый альдегид ¦- " - ¦25,0 ¦65 ¦ 2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦мл/куб. м¦ ¦
+----------------------------+---------+----------+---------+----+
¦Феновет хвойный ¦Аэрозоль-¦1,5 ¦20 ¦ 3 ¦
¦ ¦ный ¦ ¦мл/куб. м¦ ¦
+----------------------------+---------+----------+---------+----+
¦Формальдегид ¦Парофор- ¦40 ¦50 ¦ 3 ¦
¦ ¦малиновый¦ ¦мл/куб. м¦ ¦
L----------------------------+---------+----------+---------+-----
--------------------------------
<*> За исключением изотермических вагонов.
5.2.2. Аэрозольную дезинфекцию проводят с применением аэрозольных насадок в комплекте с компрессором производительностью не менее 30 куб. м/ч. При аэрозольной дезинфекции грузовые помещения вагонов должны быть герметичны, температура воздуха в них должна быть не менее +12 град. C при относительной влажности выше 60%. Давление воздуха, подаваемого к аэрозольной насадке, должно быть не менее 4 атмосфер.
При аэрозольном методе при дезинфекции грузового помещения вагонов применяют 40-процентный раствор формальдегида, расходуя не менее 40 мл/куб. м при экспозиции 1 час, или раствор гипохлора, содержащий не менее 5% активного хлора при расходе 100 мл/куб. м и экспозиции 6 часов.
Изотермические вагоны дезинфицируют объемными аэрозолями надуксусной кислоты (5% по ДВ) при расходе 65 мл/куб. л и экспозиции 2 часа или 1,5% раствором феновета хвойного при норме расхода 20 мл/куб. м (1,5 л на 75 куб. м) и экспозиции 3 часа. Для дезинфекции вагонов пароформалиновым методом расходуют формалин или щелочной раствор пароформа из расчета 50 мл/куб. м и экспозиции 3 часа согласно таблице 1 настоящей Инструкции.
Наружные поверхности вагонов дезинфицируют распыленной струей или направленными аэрозолями 8-процентного формальдегида при расходе 60 мл/кв. м или глутарового альдегида (4% по ДВ) при расходе 150 мл/кв. м.
5.2.3. Дезинфекцию изотермических вагонов по второй категории можно осуществлять с помощью пара по следующему режиму: после механической очистки вагон промывают горячей водой под высоким давлением не менее 14 атм. (140 кг/кв. см) при температуре 80 град. C, затем внутренний объем вагона (предварительно загерметизированного) заполняют текучим паром (120 град. C) при давлении 5 атм. в течение 15 мин. и 30-минутной экспозиции поступления пара в вагон.
5.2.4. После перевозки животных и сырья животного происхождения, подозреваемых в заражении туберкулезом, дезинфекцию вагонов проводят одним из следующих дезинфицирующих средств: щелочным раствором формальдегида с содержанием 3% формальдегида и 3% едкого натра, раствором гипохлора, осветленным раствором хлорной извести с содержанием 5% активного хлора при норме расхода 0,5 л/кв. м и экспозиции 1 час или 0,2% раствором феновета хвойного при норме расхода 0,6 л/кв. м и экспозиции 3 часа.
5.2.5. После перевозки животных и сырья животного происхождения, подозреваемых в заражении стригущим лишаем, применяют для дезинфекции вагонов щелочной раствор формальдегида с содержанием 2% формальдегида и 1% едкого натра при норме расхода 0,5 л/кв. м и экспозиции 1 час или 0,2% раствор феновета хвойного при норме расхода 0,6 л/кв. м и экспозиции 3 часа.
5.2.6. Для лучшего смачивания обеззараживаемой поверхности к растворам дезинфицирующих средств добавляют 0,2% поверхностно - активных веществ (ОП-7, ОП-10 или сульфонат). При использовании феновета хвойного следует учитывать, что он уже содержит поверхностно - активные и дезодорирующие вещества.
5.2.7. Применение растворов каустической соды, щелочных растворов формальдегида, хлорной извести для дезинфекции изотермических вагонов запрещается, кроме случаев дезинфекции вагонов по третьей категории.
По истечении экспозиции обеззараживания и последующей промывки изотермические вагоны обязательно просушивают.
5.2.8. Вагоны для перевозки живой рыбы и их оборудование дезинфицируют 20% свежеприготовленным раствором негашеной извести при норме расхода 1 л/кв. м или 2% раствором едкого натра из расчета 0,5 л/кв. м. Раствор наносят двукратно с интервалом 30 мин., а затем все обработанные поверхности промывают горячей (60 - 70 град. C) водой и вагон просушивают.
5.3. Вагоны, подлежащие ветеринарно - санитарной обработке по третьей категории, подвергают очистке от загрязнений и навоза и двукратной дезинфекции.
Перед механической очисткой внутренние стены, пол, поверхностный слой навоза, а также оборудование и приспособления орошают дезраствором. Непригодное для повторного использования внутреннее оборудование, навоз и мусор сжигают.
При первой дезинфекции дезинфицирующее вещество наносят на внутреннюю и наружную поверхности вагона и через 30 мин. тщательно промывают его со всех сторон горячей водой (не ниже 60 град. C) до полного исчезновения помутнения стекающей воды. После промывки вагон повторно дезинфицируют таким же дезраствором путем четырех-, пятикратного орошения внутренней поверхности распыленной струей. Через 30 мин. после повторной дезинфекции вагон снова промывают горячей водой.
5.3.1. Влажную дезинфекцию вагонов по третьей категории проводят однократно одним из методов:
сначала вагон обрабатывают изнутри и снаружи осветленным раствором хлорной извести или гипохлорита кальция, содержащими не менее 5% активного хлора, или 4% раствором формальдегида при норме расхода 0,5 л/кв. м; через 30 мин. поверхности тщательно промывают горячей водой с температурой не ниже 60 град. C до полного исчезновения помутнения стекающей воды и вторично дезинфицируют внутреннюю поверхность вагона таким же раствором при норме расхода 1 л/кв. м, затем двери вагона закрывают и таким же раствором дезинфицируют наружные поверхности, подножки и тормозные площадки при расходе 0,5 л/кв. м. Через 30 мин. после вторичной дезинфекции вагон снова промывают горячей водой;
вагон дезинфицируют изнутри и снаружи однократно 5% (по ДВ) водным раствором глутарового альдегида при норме расхода 1 л/кв. м и экспозиции 3 часа с последующей промывкой горячей водой или 1% раствором феновета хвойного при норме расхода 1,5 л/кв. м и экспозиции 3 часа.
Дезинфицирующие растворы, применяемые для дезинфекции вагонов по третьей категории, указаны в таблице 2.
Таблица 2
---------------------T-----------T-------T----------T------------¬
¦ Дезинфектант ¦ Метод ¦Концен-¦ Расход, ¦ Экспозиция ¦
¦ ¦дезинфекции¦трация ¦ л/кв. м ¦ ¦
¦ ¦ ¦раб. ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦раство-¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ра (ДВ,¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦%) ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----------+-------+----------+------------+
¦Гипохлорит кальция ¦Влажный ¦ 5 ¦0,5 + 1,0 ¦30 + 30 мин.¦
+--------------------+-----------+-------+----------+------------+
¦Хлорная известь ¦Влажный ¦ 5 ¦0,5 + 1,0 ¦30 + 30 мин.¦
+--------------------+-----------+-------+----------+------------+
¦Формальдегид ¦Влажный ¦ 4 ¦0,5 + 1,0 ¦30 + 30 мин.¦
+--------------------+-----------+-------+----------+------------+
¦Глутаровый альдегид ¦Влажный ¦ 5 ¦1,0 ¦3 часа ¦
+--------------------+-----------+-------+----------+------------+
¦Феновет хвойный ¦Влажный ¦ 1 ¦1,5 ¦3 часа ¦
+--------------------+-----------+-------+----------+------------+
¦Формальдегид ¦Аэрозольный¦ 40 ¦60 ¦3 часа ¦
¦ ¦ ¦ ¦мл/куб. м ¦ ¦
+--------------------+-----------+-------+----------+------------+
¦Феновет хвойный ¦Аэрозольный¦ 1,5 ¦26,7 ¦4 часа ¦
¦ ¦ ¦ ¦мл/куб. м ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦(2 л на ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦75 куб. м)¦ ¦
+--------------------+-----------+-------+----------+------------+
¦Формальдегид ¦Парофармо- ¦ 40 ¦100 ¦6 часов ¦
¦ ¦линовый ¦ ¦мл/куб. м ¦ ¦
+--------------------+-----------+-------+----------+------------+
¦Формальдегид ¦Парофармо- ¦ 40 ¦175 ¦3 часа ¦
¦ ¦линовый ¦ ¦мл/куб. м ¦ ¦
L--------------------+-----------+-------+----------+-------------
5.3.2. При аэрозольной дезинфекции по третьей категории вагоны дезинфицируют аэрозолями 40% раствором формальдегида при расходе 60 мл/кв. м и экспозиции 3 часа, 1,5% раствором феновета хвойного при норме расхода 2 л на 75 куб. м (26,7 мл/куб. м) и экспозиции 4 часа.
5.3.3. После окончания дезинфекции вагона раствором формальдегида проводят его нейтрализацию путем введения аэрозоля 25% раствора аммиака в дозе, равной половинной норме расхода формальдегида, и выдерживают 30 мин. После этого вагон промывают и просушивают.
Если продолжительность следования к месту погрузки крытого вагона после дезинфекции будет составлять не менее 12 часов, то нейтрализацию формальдегида не проводят. После обработки вагона феноветом хвойным вход в него персонала и размещение животных разрешается не ранее чем через 24 часа.
5.3.4. После окончания работ по аэрозольной дезинфекции вагонов всю аппаратуру тщательно промывают теплой водой и просушивают. Аэрозольные насадки не реже одного раза в неделю разбирают для проведения механической очистки.
5.3.5. Для проведения пароформалиновой дезинфекции вагонов необходимо иметь источник сухого пара (котельная ДПС, ДПП или пар промышленного предприятия) и установку для преобразования дезинфектанта в паровоздушную смесь.
В зимнее время пароформалиновую дезинфекцию вагонов проводят в обогреваемом помещении (депо, ангар) при температуре воздуха не ниже +5 град. C.
Вентиляционная система в депо (ангаре) ДПС (ДПП) должна быть в рабочем состоянии, а освещение достаточным для проведения дезинфекционных работ.
Установка для получения пароформалиновой смеси состоит из емкости для дезраствора, соединенной трубкой подвода жидкости к паропроводу, и распыляющего устройства в виде Т-образного тройника, которая подключается на выходной конец паропровода с помощью гибкого шланга. Для контроля за наличием и расходом дезраствора в емкости устанавливают градуированное водомерное стекло.
Пароформалиновую смесь получают путем смешивания пара с формалином или щелочным раствором пароформа. Для ускорения растворения пароформа и усиления его дезинфекционных свойств в горячей (90 град. C) воде растворяют 1,0% каустической соды, а затем нужное количество пароформа. Смесь подается в вагон под давлением не менее 4 атм.
Дезинфекции пароформалиновым методом подвергают вагоны, подлежащие ветеринарно - санитарной обработке по второй и третьей категории.
Перед проведением пароформалиновой дезинфекции вагон очищают от загрязнений и навоза, промывают горячей водой в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 настоящей Инструкции.
После промывки вагона закрывают боковые и потолочные люки и одну дверь. Установив внутри вагона на высоте 40 - 50 см от уровня пола распылитель, закрывают вторую дверь, плотно прижимая ее к дверному пролету. Распылительные трубки направляют в стороны торцовых стен вагона.
Перед началом работы установку в течение 3 - 5 минут прогревают паром (в целях предотвращения образования водного конденсата в рабочей системе), после чего открывают кран емкости дезраствора. При нормальной подаче пара и дезраствора время введения смеси в вагон должно быть в пределах 15 мин. Во время введения пароформалиновой смеси по водомерному стеклу емкости следят за равномерной подачей дезраствора.
Для дезинфекции вагонов по второй категории расходуют формалин или щелочной раствор пароформа из расчета 50 мл, а по третьей категории 100 мл на 1 куб. м объема. Экспозиция после введения смеси должна быть не менее 3 часов при дезинфекции по второй категории и 6 часов по третьей категории. При увеличении расхода формалина для дезинфекции вагонов по третьей категории до 175 мл/куб. м экспозицию сокращают до 3 часов.
Наружные стороны вагонов дезинфицируют влажным методом или направленными аэрозолями.
Нейтрализацию формальдегида проводят в соответствии с требованиями подпункта 5.3.3 настоящей Инструкции. Нейтрализатор вводят через ту же систему, что и формалин.
6. Дезинфекция вагонов при отрицательной температуре
наружного воздуха
6.1. При отрицательной температуре наружного воздуха ввиду замерзания дезраствора, наносимого на поверхности вагонов, необходимо, чтобы во время дезинфекции температура обрабатываемых поверхностей была выше 0 град. C. Для этого следует:
промывку вагонов проводить горячей (не ниже 80 град. C) водой при закрытых люках и прикрытых дверях;
дезинфекцию вагонов проводить сразу после их промывки горячими дезрастворами при температуре растворов у выхода распылителя не ниже 50 град. C, кроме раствора хлорной извести, температура которого должна быть не выше 25 град. C. Перед дезинфекцией к растворам дезинфицирующих средств добавляют поваренную соль в количестве 15%.
6.2. Для дезинфекции вагонов по второй категории применяют:
7,5% раствор перекиси водорода, 15% раствор однохлористого йода при двукратном нанесении по 0,25 л/кв. м;
7,5% раствор (0,3% по ДВ) надуксусной кислоты, расходуя по 0,5 л/кв. м при каждом нанесении с интервалом 30 мин., экспозиция после второго нанесения 3 часа;
3% раствор натриевой соли дихлорризоциануровой кислоты, 5% (1% ДВ) раствор глутарового альдегида при двукратном нанесении с нормой расхода по 0,25 л/кв. м с экспозицией 3 часа;
препарат дезхол 5% концентрации (по ДВ) с добавлением хлористого кальция (от 5 до 20% в зависимости от температуры). Норма расхода 1 л/кв. м при экспозиции 1 час. Температура раствора не ниже 60 град. C;
0,3% раствор феновета хвойного при норме расхода 0,6 л/кв. м и экспозиции 3 часа.
6.3. Для дезинфекции вагонов по третьей категории применяют дезхол 7% концентрации (по ДВ) с добавлением хлористого кальция. Норма расхода 1,5 л/кв. м, двукратное нанесение по 0,75 л/кв. м с интервалом 30 мин. Общая экспозиция - 1,5 часа. Температура раствора 60 град. C.
Кроме того, применяют 10% раствор перекиси водорода, 10 - 15% (0,4 - 0,5% по ДВ) раствор надуксусной кислоты при двукратном нанесении по 0,25 л/кв. м с интервалом между нанесениями 1 час, экспозиция после второго нанесения - 3 часа, 1,0% раствор феновета хвойного при норме расхода 1,5 л/кв. м и экспозиции 3 часа.
Обработку вагонов при отрицательной температуре наружного воздуха производят дезрастворами, указанными в таблице 3.
Таблица 3
-------------------------T----------------T---------------T------¬
¦ Дезинфектант ¦ Концентрация ¦ Расход ¦Экспо-¦
¦ ¦ рабочего ¦ ¦зиция ¦
¦ ¦раствора (ДВ), %¦ ¦ ¦
+------------------------+----------------+---------------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+------------------------+----------------+---------------+------+
¦ Вторая категория обработки ¦
+------------------------T----------------T---------------T------+
¦Перекись водорода ¦7,5 ¦Двукратно по ¦ 3 ¦
¦ ¦ ¦0,25 л/кв. м, ¦ ¦
¦ ¦ ¦через 30 мин. ¦ ¦
+------------------------+----------------+---------------+------+
¦Однохлористый йод ¦15 ¦То же ¦ 3 ¦
+------------------------+----------------+---------------+------+
¦Надуксусная кислота ¦0,3 ¦Двукратно по ¦ 3 ¦
¦ ¦ ¦0,5 л/кв. м, ¦ ¦
¦ ¦ ¦через 30 мин. ¦ ¦
+------------------------+----------------+---------------+------+
¦Натриевая соль дихлор- ¦3 ¦Двукратно по ¦ 3 ¦
¦ризоциануровой кислоты ¦ ¦0,25 л/кв. м, ¦ ¦
¦ ¦ ¦через 30 мин. ¦ ¦
+------------------------+----------------+---------------+------+
¦Глутаровый альдегид ¦1 ¦То же ¦ 3 ¦
+------------------------+----------------+---------------+------+
¦Дезхол (с добавлением ¦5 ¦1 л/кв. м ¦ 1 ¦
¦хлористого кальция от ¦ ¦ ¦ ¦
¦5 до 20%) ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+----------------+---------------+------+
¦Феновет хвойный ¦0,3 ¦0,6 л/кв. м ¦ 3 ¦
+------------------------+----------------+---------------+------+
¦ Третья категория обработки ¦
+------------------------T----------------T---------------T------+
¦Дезхол (с добавлением ¦7 ¦Двукратно по ¦ 1 ¦
¦хлористого кальция) ¦ ¦0,75 л/кв. м, ¦ ¦
¦ ¦ ¦через 30 мин. ¦ ¦
+------------------------+----------------+---------------+------+
¦Перекись водорода ¦10 ¦Двукратно по ¦ 3 ¦
¦ ¦ ¦0,25 л/кв. м, ¦ ¦
¦ ¦ ¦через 1 час ¦ ¦
+------------------------+----------------+---------------+------+
¦Надуксусная кислота ¦0,4 - 0,5 ¦То же ¦ 3 ¦
+------------------------+----------------+---------------+------+
¦Феновет хвойный ¦1 ¦1,5 л/кв. м ¦ 3 ¦
L------------------------+----------------+---------------+-------
Температура дезрастворов, указанных в таблице 3, должна быть не ниже 50 - 60 град. C, а раствора хлорной извести - не выше 25 град. C.
7. Противоплесневая обработка изотермических вагонов
7.1. Изотермические вагоны, в которых было обнаружено мясо или другие грузы, пораженные плесенью, или испорченные остатки мясных продуктов, после очистки и промывки дезинфицируют растворами гипохлора, гипохлорита кальция, содержащими 5% активного хлора, или 4% (по ДВ) раствором глутарового альдегида при расходе дезрастворов 1 л/кв. м. Через 1 час после дезинфекции вагоны вторично промывают горячей водой и просушивают.
7.2. Для противоплесневой обработки применяют также препарат комплекцид, содержащий 1,5% ДВ и 0,2 ПАВ. Норма расхода 1 л/кв. м, экспозиция 1 час. По истечении экспозиции вагоны промывают горячей водой и проветривают.
8. Дезодорация изотермических вагонов
8.1. Изотермические вагоны, имеющие посторонний запах, промываются горячей водой (60 - 70 град. C) с добавлением 1 - 5% кальцинированной соды при помощи щеток или орошения раствором гипохлора или гипохлорита кальция с содержанием 5% активного хлора из расчета 1 л/кв. м двукратно с интервалом 30 мин. и экспозицией после второго нанесения 1 час, затем поверхности промывают горячей водой и просушивают.
8.2. Для дезодорации (удаление стойких запахов) применяют также препарат комплекцид в 3% концентрации, норма расхода 1 л/кв. м, температура раствора 60 град. C, экспозиция 1 час, 0,3% раствор феновета хвойного при норме расхода 0,6 л/кв. м и экспозиции 3 часа.
9. Комплексная обработка вагонов
9.1. Для одновременной дезинфекции вагонов по второй категории, дезодорации и противоплесневой обработки применяется препарат комплекцид с содержанием 3% формальдегида при расходе препарата 1 л/кв. м с экспозицией 1 час или 0,2% раствор феновета хвойного при норме расхода 0,6 л/кв. м и экспозиции 3 часа.
9.2. Для одновременной дезинфекции вагонов по третьей категории, дезодорации и противоплесневой обработки применяется препарат комплекцид с содержанием 3,5% формальдегида при расходе препарата 1,5 л/кв. м (нанесение дробное, сначала по 1 л/кв. м, а через 30 мин. - по 0,5 л/кв. м) с экспозицией после второго нанесения - 1 час или 1,0% раствор феновета хвойного при норме расхода 1,5 л/кв. м и экспозиции 3 часа. После нейтрализации водным раствором аммиака вагон промывают горячей водой и проветривают.
После окончания дезинфекции вагонов специалистами органа Госветнадзора проводится бактериологический контроль качества дезинфекции согласно Приложению 4 к настоящей Инструкции.
10. Дезинфекция спецодежды и других предметов
10.1. Спецодежду и обувь после обработки вагонов по первой категории просушивают в сушилке или специально отведенном помещении, грязную спецодежду отправляют в стирку.
10.2. Спецодежду и обувь после обработки вагонов по второй или третьей категории дезинфицируют одним из следующих методов:
хлопчатобумажную, брезентовую спецодежду, изделия из кожи, меха, резины, войлока, металлов, дерева дезинфицируют в пароформалиновых камерах согласно режимам, указанным в таблице 4:
Таблица 4
--------------------------T---------T--------T---------T---------¬
¦ Вид спецодежды и обуви ¦Плотность¦Темпера-¦ Расход ¦Срок ¦
¦ ¦загрузки ¦тура ¦формалина¦обработки¦
¦ ¦вещей на ¦паровоз-¦на 1 куб.¦с момента¦
¦ ¦1 куб. м ¦душной ¦м камеры,¦пуска ¦
¦ ¦ камеры, ¦смеси, ¦ мл ¦формали- ¦
¦ ¦комплекты¦град. C ¦ ¦на, мин. ¦
+-------------------------+---------+--------+---------+---------+
¦Спецодежда, обувь после ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦обработки вагонов: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------+---------+--------+---------+---------+
¦по второй категории ¦ 5 ¦58 - 59 ¦ 100 ¦ 120 ¦
+-------------------------+---------+--------+---------+---------+
¦по третьей категории ¦ 3 ¦58 - 59 ¦ 250 ¦ 180 ¦
L-------------------------+---------+--------+---------+----------
брезентовые, хлопчатобумажные и войлочные вещи дезинфицируют текучим паром в камерах Крупина или автоклавах: при неспоровой микрофлоре (вторая категория) - при температуре 120 +/- 2 град. C и давлении 1 кгс/кв. см в течение 30 - 40 мин.), при споровой микрофлоре (третья категория) - при температуре 132 +/- 2 град. C и давлении 2 кгс/кв. см в течение 90 мин.;
изделия из хлопчатобумажных тканей, брезента, дерева и металла дезинфицируют путем кипячения в воде или 1% растворе кальцинированной соды в течение 30 мин. при неспоровой и 90 мин. при спорообразующей микрофлоре;
вещи и изделия из резины, войлока, хлопчатобумажных тканей, брезента, металла, дерева, а также не портящихся под воздействием дезрастворов полимерных материалов и тканей из синтетического волокна дезинфицируют методом замачивания в дезрастворах, приведенных в таблице 5:
Таблица 5
---------------T----------------T--------------T----------T------¬
¦ Характер ¦Обеззараживаемые¦Дезинфицирую- ¦Концентра-¦Экспо-¦
¦ загрязнения ¦ материалы ¦щее средство ¦ция раст- ¦зиция ¦
¦ спецодежды ¦ ¦ ¦вора, % ¦обез- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦зара- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦жива- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ния, ч¦
+--------------+----------------+--------------+----------+------+
¦После обработ-¦Изделия из хлоп-¦Хлорамин ¦1 ¦ 5 ¦
¦ки вагонов по ¦чатобумажных и ¦- " - ¦3 ¦ 2 ¦
¦второй катего-¦прорезиненных ¦Лизол ¦3 ¦ 2 ¦
¦рии ¦тканей, войлока,¦Формальдегид ¦2 ¦ 2 ¦
¦ ¦брезента, рези- ¦Хлорамин ¦2 ¦ 2 ¦
¦ ¦ны, металла, ¦Формальдегид ¦5 ¦ 2 ¦
¦ ¦синтетических ¦Щелочной ¦4 ¦ 2 ¦
¦ ¦волокон, поли- ¦раствор ¦3% фор- ¦ ¦
¦ ¦мерных материа- ¦формальдегида ¦мальдегида¦ 2 ¦
¦ ¦лов, изделия из ¦ ¦и 3% натра¦ ¦
¦ ¦кожи ¦ ¦едкого ¦ ¦
+--------------+----------------+--------------+----------+------+
¦После обработ-¦Изделия из хлоп-¦Активированный¦1% хлора- ¦ ¦
¦ки вагонов по ¦чатобумажных и ¦раствор хлора-¦мина плюс ¦ ¦
¦третьей кате- ¦прорезиненных ¦мина ¦1% серно -¦ ¦
¦гории ¦тканей, войлока,¦ ¦кислого ¦ ¦
¦ ¦брезента, рези- ¦ ¦или хло- ¦ ¦
¦ ¦ны, металла ¦ ¦ристого ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦аммония ¦ ¦
¦ ¦Изделия из кожи ¦Формальдегид ¦4 ¦ 4 ¦
¦ ¦ ¦Хлорамин ¦5 ¦ 4 ¦
L--------------+----------------+--------------+----------+-------
10.3. Изделия из металла (инвентарь для уборки, предметы ухода за животными, клетки для мелких животных и другие изделия) дезинфицируют путем погружения их на 30 - 60 мин. в один из дезрастворов, рекомендованных для дезинфекции вагонов, или обжигают огнем паяльной лампы.
11. Обеззараживание навоза и сточных вод
11.1. Навоз и подстилка, выгружаемые из вагонов после перевозки в них животных, относятся по ветеринарно - санитарной обработке к той же категории, к которой отнесен вагон.
11.2. Навоз из вагонов, подлежащих обработке по первой категории, разрешается вывозить на поля для удобрений без ограничений.
11.3. Навоз из вагонов, подлежащих к обработке по второй категории, подлежит биотермическому обеззараживанию на специальных площадках на территории ДПС (ДПП) в течение 12 месяцев (при туберкулезе - 2 года). После обеззараживания его можно вывозить для удобрения на поля с разрешения органов Госветнадзора и по согласованию с местными ветеринарными органами. Навоз из вагонов после перевозки животных больных или подозреваемых в заболевании (или заражении) заразными болезнями животных, кроме указанных в пункте 2.4 настоящей Инструкции, подлежит сжиганию в специальных или мусоросжигательных печах на территории ДПС (ДПП).
11.4. Навоз и мусор из вагонов, подлежащих обработке по третьей категории, сжигают в обязательном порядке. Подлежат сжиганию также непригодный для повторного использования инвентарь, оборудование и остатки фуража, а также различная сепарация (доски, щиты).
11.5. Утилизации в условиях пограничного контрольного ветеринарного пункта и ДПС (ДПП) подвергаются павшие животные, отходы, остатки грузов из вагонов, пересекающих границу. Под остатками грузов подразумеваются: остатки пищи, остатки от приготовления пищи, упаковочный материал для пищевых продуктов, мусор, остатки перевозимых грузов, непригодный для повторного использования инвентарь, оборудование и остатки фуража, а также различная сепарация (доски, щиты).
11.6. Сточные воды после промывки и дезинфекции вагонов очищают, обеззараживают на ДПС (ДПП, ПП) силами и средствами этих предприятий с помощью имеющихся сооружений, которые должны отвечать требованиям Санитарных правил и норм охраны поверхностных вод от загрязнения, утвержденных главным санитарным врачом СССР 04.07.1988 N 4360-88. Руководство ДПС, ДПП и ПП несет ответственность за эффективность работы очистных сооружений.
11.7. Сточные воды после ветеринарно - санитарной обработки вагонов по первой категории направляют в сеть городской канализации или в общую систему сточных вод.
11.8. Сточные воды после ветеринарно - санитарной обработки вагонов по второй категории после механической и биологической очистки обеззараживают хлорированием. Для хлорирования применяют осветленный раствор хлорной извести, содержащий 5% активного хлора, доза хлора должна составлять 30 - 60 мг/л воды, экспозиция - не менее 30 мин. После завершения обеззараживания и лабораторного контроля (через 1 - 2 часа после хлорирования остаточного хлора должно быть не менее 0,5 - 1,0 мг/л) сточные воды спускают в сборный канализационный коллектор или в водоем по согласованию с центрами государственного санитарно - эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте (далее - ЦГСЭН) и под контролем их представителей. Осадок из отстойников и иловых площадок вывозят на площадку для биотермического обеззараживания в смеси с навозом или сжигают в специальных или мусоросжигательных печах.
11.9. Сточные воды после ветеринарно - санитарной обработки вагонов по третьей категории собирают и обеззараживают отдельно от других сточных вод. Сточные воды обеззараживают автоклавированием (при 120 град. C в течение 1 - 1,5 часов), предварительно коагулируя по принятой технологии. При дальнейшем хлорировании сточные воды обязательно осветляются в специальном отстойнике в течение 12 часов, затем подаются насосом в отстойник - смеситель, где смешиваются с раствором хлорной извести, содержащей 5% активного хлора, доза хлора в воде должна составлять 200 - 1000 мг/л. Затем сточные воды поступают в контактный резервуар, где их выдерживают в течение 30 мин. и после лабораторного контроля (через 1 - 2 часа количество остаточного хлора должно составлять 0,5 - 1,0 мг/л) направляют в общую систему сточных вод. Осадок из отстойников подлежит сжиганию или автоклавированию (2 атм.) в течение не менее 1 часа.
11.10. Наблюдение и контроль за правильной очисткой и обеззараживанием сточных вод возлагается на органы Госветнадзора. Регулирование спуска сточных вод с ДПС, ДПП и ПП находится в ведении ЦГСЭН.
11.11. Сточные воды контролируют каждый раз перед спуском их из очистных сооружений. Если величина содержания остаточного хлора, указанная в пунктах 11.8 и 11.9 настоящей Инструкции, не достигнута, спуск сточных вод запрещается и они подвергаются повторному обеззараживанию.
11.12. На пограничных станциях устанавливают мусоросжигательные установки для обеззараживания мусора и других отходов.
12. Меры личной профилактики и техники безопасности
работников ДПС, ДПП, ПП
12.1. В местах работы с дезинфицирующими средствами должны быть аптечки первой помощи с растворами нейтрализаторов дезинфицирующих веществ, а также созданы все условия для осуществления мер личной профилактики работников ДПС, ДПП, ПП. На рабочих местах вывешивают памятки о правилах работы с дезинфицирующими средствами и оказания первой помощи при отравлениях.
12.2. Ветеринарно - санитарную обработку вагонов по второй и третьей категории проводят только под контролем и в присутствии специалиста органа Госветнадзора.
12.3. Все работы по очистке, промывке и дезинфекции вагонов должен проводить специально обученный персонал, который обеспечивают по установленным нормам спецодеждой, обувью и защитными средствами. После дезинфекции спецодежда, обувь и защитные средства подлежат обеззараживанию и хранению в индивидуальных ящиках (шкафах).
12.4. Приготовление растворов дезинфицирующих средств проводят в особом помещении, оборудованном вытяжной и приточной вентиляцией, согласно Приложению 5 настоящей Инструкции. Готовят растворы и проводят дезинфекцию в спецодежде, защитных очках, резиновых перчатках, респираторах (с противогазными патронами марки РУ-60М, РПГ-60 или РПГ-67, Л или Ф-46), а при использовании формальдегидосодержащих средств - в противогазах.
12.5. При попадании дезинфицирующих средств на кожные покровы, слизистую глаз проводят их обильное промывание водой, при раздражении носоглотки делают полоскание 2% раствором питьевой соды.
12.6. Курить и принимать пищу во время работы с дезинфицирующими средствами запрещается.
12.7. После работы лицо и руки необходимо вымыть теплой водой с мылом и принять душ.
12.8. При выполнении мер личной профилактики и техники безопасности работники ДПС, ДПП и ПП, кроме того, должны соблюдать требования разделов 18 - 20 Санитарных правил для дезинфекционно - промывочных предприятий и комплексных пунктов подготовки крытых вагонов железнодорожного транспорта, утвержденных Главным санитарным врачом железнодорожного транспорта 05.07.96 N ЦУВСС-6/19.
12.9. В установленном порядке должны проводиться проверка знаний и инструктаж персонала, работающего с дезинфицирующими средствами, по правилам личной профилактики и техники безопасности.
Инструкция по ветеринарно - санитарной обработке вагонов после перевозки животных, продуктов и сырья животного происхождения, утвержденная МПС СССР и Госагропромом СССР 17 декабря 1985 г. N 432-5, на территории Российской Федерации не применяется.



Приложение 1
к Инструкции
по ветеринарно - санитарной
обработке вагонов после
перевозки животных, продуктов
и сырья животного происхождения
______________________________________________________ ТКВП (ПКВП)
____________________________________________ зонального управления
__________________________________________________________________
(станция ж.д., населенный пункт, район, аэропорт, порт)
ВЕТЕРИНАРНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ N ___________
от "__" ________ ____ г.
________________________________ N _______________, освободившееся
(транспортное средство, объект)
после выгрузки ____________________, неблагополучных по __________
(вид груза)
_________________________________________________ направляется для
ветеринарно - санитарной обработки по _______________ категории на
дезинфекционно - промывочную станцию, дезинфекционно - промывочный
пункт, промывочный пункт, санитарный причал, санитарную площадку
(нужное подчеркнуть) _____________________________________________
(станция ж.д.; порт; аэропорт и другие пункты
назначения)
Специалист органа Госветнадзора
(ТКВП или ПКВП) _______________
(подпись)
М.П.



Приложение 2
к Инструкции
по ветеринарно - санитарной
обработке вагонов после
перевозки животных, продуктов
и сырья животного происхождения
__________________________________________________________________
(наименование дезинфекционно - промывочной станции,
дезинфекционно - промывочного пункта, промывочного
пункта, санитарного причала, санитарной площадки)
УДОСТОВЕРЕНИЕ N _____________
от "___" ___________ ______ г.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(наименование и номер транспортных средств)
всего ________________ единиц подвергнуты ветеринарно - санитарной
обработке по ________________ категории.
Указанные транспортные средства допускаются к отправке для
использования под погрузку на общих основаниях.
Специалист органа Госветнадзора
на ДПС (ДПП, ПП, ПКВП или ТКВП) _______________________
(подпись)
М.П.



Приложение 3
к Инструкции
по ветеринарно - санитарной
обработке вагонов после
перевозки животных, продуктов
и сырья животного происхождения
МЕТОДЫ ХИМИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ДЕЗИНФЕКЦИИ
1. Отбор средней пробы порошкообразных форм дезинфицирующих средств проводят с помощью щупа послойно сверху до дна каждой упаковки. Отобранные пробы смешивают в одной приемной таре. Масса средней пробы должна быть 0,2 - 0,5 кг.
Пастообразные формы дезинфицирующих средств отбирают путем выемки пробы из разных мест упаковки с поверхности до центра с помощью пробоотборника типа щупа - ножа. Масса средней пробы должна быть 0,2 - 0,5 кг.
Жидкие формы дезинфицирующих средств отбирают с помощью стеклянной трубки диаметром 9 мм и емкостью 50 мл. Перед отбором каждой пробы содержимое емкости перемешивают любым подходящим способом (в

ПИСЬМО Госстроя РФ от 09.10.2000 n СК-4434/9, ГУГПС МВД РФ от 28.09.2000 n 20/2.2/3438 О ПОВЫШЕНИИ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ  »
Постановления и Указы »
Читайте также