ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 04.10.2000 n 751 О НАЦИОНАЛЬНОЙ ДОКТРИНЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 октября 2000 г. N 751
О НАЦИОНАЛЬНОЙ ДОКТРИНЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях осуществления скоординированных действий, направленных на развитие образования в стране, Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Одобрить подготовленную по поручению Правительства Российской Федерации Министерством образования Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций национальную доктрину образования в Российской Федерации.
2. Министерству образования Российской Федерации:
обеспечить доведение национальной доктрины образования в Российской Федерации до заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений и педагогической общественности;
оперативно осуществлять координацию работ по реализации указанной доктрины.
3. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации учитывать основные положения национальной доктрины образования в Российской Федерации при разработке и реализации мер государственной поддержки и регулирования в сфере образования, а также при разработке программ развития субъектов Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ



Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 4 октября 2000 г. N 751
НАЦИОНАЛЬНАЯ ДОКТРИНА ОБРАЗОВАНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Введение
Национальная доктрина образования в Российской Федерации (далее - доктрина) - основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития.
Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.
Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая:
создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества;
кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью;
утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.
Доктрина отражает интересы граждан многонационального Российского государства и призвана создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни.
Доктрина признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов, а также признает образование сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала.
Доктрина отражает новые условия функционирования образования, ответственность социальных партнеров - государства, общества, семей, работодателей - в вопросах качества общего и профессионального образования, воспитания подрастающего поколения.
Доктрина определяет основные направления совершенствования законодательства в области образования и является основой для разработки программ развития образования.
Принятие нормативных актов, противоречащих доктрине, в том числе снижающих уровень гарантий прав граждан в области образования и уровень его финансирования, не допускается.
Доктрина отражает решимость и волю государства принять на себя вместе с общественностью ответственность за настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой социально-экономического и духовного развития России.
Основные цели и задачи образования
Система образования призвана обеспечить:
историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
формирование культуры мира и межличностных отношений;
разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;
формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;
непрерывность образования в течение всей жизни человека;
многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание;
преемственность уровней и ступеней образования;
создание программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие открытого образования;
академическую мобильность обучающихся;
развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности;
подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;
воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;
противодействие негативным социальным процессам;
экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.
Основные задачи государства в сфере образования
Образование является сферой ответственности и интересов государства и его институтов.
Государство в сфере образования призвано обеспечить:
реализацию конституционного права и равные возможности для различных социальных слоев и территориальных групп населения на получение бесплатного образования высокого качества;
сохранение и развитие единого образовательного пространства России;
участие органов государственной власти в обеспечении деятельности муниципальных образовательных учреждений;
формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства; расширение участия общества в управлении образованием;
участие профессиональных образовательных сообществ в разработке образовательной политики на федеральном и региональном уровнях;
светский характер образования;
условия для полноценного и ответственного обучения и воспитания детей в семье, образовательных учреждениях всех форм, типов и видов;
всестороннюю заботу о сохранности жизни, здоровья и физическом воспитании и развитии детей, учащихся и студентов;
условия для получения всеми детьми основного общего образования, предусмотрев ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления и родителей (лиц, их заменяющих) за нарушение конституционных прав детей на получение основного общего образования;
ликвидацию детской беспризорности, предотвращение преступности среди молодежи;
воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону;
создание социально-экономических условий для приоритетного развития системы образования;
открытость системы образования и учебных заведений для общественного контроля;
нормативное финансирование образовательных учреждений;
стимулирование негосударственных инвестиций в систему образования, в том числе путем предоставления установленных законодательством налоговых и иных льгот для юридических и физических лиц, участвующих в развитии образовательных учреждений;
привлечение работодателей и других заказчиков, специалистов к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда;
доступ обучающихся и преподавателей каждого образовательного учреждения к информационно-дидактическим программам, технологиям, сетям и базам данных, методической, учебной и научной литературе;
предоставление бесплатных учебников для учащихся общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования из социально уязвимых слоев населения;
свободный выбор направлений и форм образования с учетом потребностей, возможностей граждан, а также ситуации на рынках труда и образовательных услуг;
высокую занятость трудоспособного населения, прежде всего молодежи;
единое правовое пространство функционирования и развития образовательных учреждений различных форм собственности;
законодательное определение сфер материальной, административной и имущественной ответственности учредителей образовательных учреждений;
повышение ответственности работодателей за соблюдение трудового законодательства, в первую очередь в части полной и своевременной оплаты труда, реализацию социальных гарантий работников образования и обучающихся;
гармонизацию национальных и этнокультурных отношений;
сохранение и поддержку этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур;
сохранение языков и культур всех народов Российской Федерации;
развитие образования и культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;
сохранение и развитие значимости русского языка как одного из объединяющих факторов многонационального Российского государства;
качественное образование в общеобразовательной школе, в том числе в сельской, на основе развития ее материальной базы, использования современных технологий обучения, сохранения дополнительных социальных гарантий для учащихся и педагогов в сельской местности;
государственную поддержку образовательных учреждений всех форм собственности, обеспечивающих реализацию государственной политики в области образования;
создание правовых условий получения образования как за счет средств бюджетов всех уровней, так и за счет средств обучающихся и их семей, предприятий и организаций;
создание правовых условий для предоставления образовательных кредитов учащимся и студентам из малообеспеченных семей;
создание и реализацию условий для получения общего и профессионального образования детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми-инвалидами и детьми из малообеспеченных семей;
развитие высших учебных заведений как центров образования, культуры, науки и новых технологий;
интеграцию образования, науки и производства, включая интеграцию научных исследований с образовательным процессом, научных организаций с образовательными учреждениями, науки и образования с производством;
развитие системы профессиональной ориентации населения, реализующей меры по содействию в выборе профессии, направлений и форм образования, трудовой мотивации, становлению профессиональной карьеры;
создание условий для профессиональной подготовки и переподготовки работающего населения, высвобождаемых работников и безработных граждан;
поддержку различных форм самоорганизации обучающихся как неотъемлемую часть всей системы образования и формирования гражданской правовой культуры молодежи;
активное включение средств массовой информации в пропаганду и реализацию основных целей и задач образования, установленных настоящей доктриной;
доведение доли образовательных программ в сетке вещания государственных и муниципальных средств массовой информации не менее чем до 15%;
интеграцию российской системы образования в мировое образовательное пространство с учетом отечественного опыта и традиций;
активный выход на рынок образовательных услуг, широкое участие учебных заведений и педагогов в образовательных программах международных организаций и сообществ.
Педагогические кадры
Признавая ведущую роль педагога в достижении целей образования, государство призвано обеспечить:
дошкольные и общеобразовательные учреждения учителями и воспитателями, как правило, с высшим образованием;
условия для творческого роста, повышения квалификации и своевременной переподготовки педагогов всех уровней образования, порядок проведения которых определяется учредителями и уставом образовательного учреждения;
привлечение в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс, вести научные исследования, осваивать новые технологии и информационные системы, воспитывать у обучающихся духовность и нравственность, готовить специалистов высокой квалификации;
ответственность педагогических и научных работников за качество обучения и воспитания детей и молодежи;
условия для подготовки и закрепления в высших учебных заведениях докторов и кандидатов наук с целью расширения фундаментальных и прикладных научных исследований и повышения научного уровня обучения студентов и аспирантов;
условия для неуклонного повышения престижа и социального статуса преподавателей и работников сферы образования.
Ожидаемые результаты реализации доктрины
Качество образования
Государственная политика в области образования обеспечивает:
создание демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия для полноценного качественного образования на всех уровнях;
индивидуализацию образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности;
конкурентоспособный уровень образования как по

<ПИСЬМО> Минфина РФ от 03.10.2000 n 05-03-03 <О ЦЕНАХ НА ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ И РАЗМЕРЕ КОМПЕНСАЦИЙ ПРИ ВЫКУПЕ ОБЛИГАЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЦЕЛЕВОГО БЕСПРОЦЕНТНОГО ЗАЙМА 1990 ГОДА НА ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ>  »
Постановления и Указы »
Читайте также