ПОСТАНОВЛЕНИЕ Центризбиркома РФ от 29.09.2000 n 110/1163-3 О СООТВЕТСТВИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЯДА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ


ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2000 г. N 110/1163-3
О СООТВЕТСТВИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РЯДА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
Заслушав сообщение Секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации О.К. Застрожной, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации отмечает, что в субъектах Российской Федерации в последнее время активизировался процесс внесения изменений в региональное законодательство о выборах и референдумах и приведения его в соответствие с федеральным законодательством.
Вместе с тем Центральная избирательная комиссия Российской Федерации полагает, что имеющиеся в законодательстве ряда субъектов Российской Федерации несоответствия действующему федеральному законодательству о выборах существенно затрудняют процесс реализации избирателями своего конституционного права избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Этот вопрос приобретает особую актуальность в связи с истечением до конца 2000 года полномочий органов государственной власти в 38 субъектах Российской Федерации.
Состояние законодательного регулирования выборов в Республике Дагестан, Республике Марий Эл, Республике Татарстан, Владимирской, Курганской, Новосибирской областях, городе Санкт - Петербурге, Таймырском (Долгано - Ненецком), Ханты - Мансийском автономных округах и некоторых других субъектах Российской Федерации вызывает серьезные замечания. Нормативные правовые акты указанных субъектов Российской Федерации требуют доработки и незамедлительного приведения их в соответствие с федеральным законодательством.
До настоящего времени конституции и законы некоторых субъектов Российской Федерации содержат такие ограничения пассивного избирательного права на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, как достижение определенного возраста, продолжительность проживания на территории региона, обязательное владение государственными языками субъекта Российской Федерации (конституции Республики Татарстан, Республики Ингушетия).
Наиболее часто нарушения федеральных избирательных стандартов в региональных актах о выборах допускаются при установлении порядка назначения выборов, формирования избирательных комиссий, проведения предвыборной агитации, подведения итогов голосования, определения результатов выборов. Нередко закрепляется возможность сокращения полномочий органов государственной власти и местного самоуправления при назначении очередных выборов, а также сроков выдвижения кандидатов, не соблюдается Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 марта 2000 г. N 4-П при проведении выборов по многомандатным избирательным округам.
В законах ряда субъектов Российской Федерации (Удмуртская Республика, Краснодарский край) содержатся нормы, при применении которых выборы могут оказаться безрезультатными и носить перманентный характер.
В некоторых региональных законодательных актах о выборах имеются положения, грубо нарушающие важнейшие правила проведения выборов, установленные федеральным законодательством. Например, в Избирательном кодексе Владимирской области, принятом в июне текущего года, есть норма, допускающая перенос дня голосования на избирательном участке по решению вышестоящей избирательной комиссии на ближайший выходной.
Прошедшие избирательные кампании показали, что несоответствие регионального избирательного законодательства федеральному значительно затрудняет их проведение. Так, законы, по которым в 1999 году проводились выборы в Государственный Совет и в органы местного самоуправления Республики Татарстан одновременно с федеральными выборами, содержали многочисленные противоречия Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В случаях несоответствия норм региональных законов Федеральному закону Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан приходилось применять нормы Федерального закона. Это создавало определенные трудности, поскольку в Федеральном законе избирательные действия и процедуры закреплены не в полном объеме, необходимом для проведения различных видов региональных выборов.
Указанные и иные несоответствия и противоречия в избирательном законодательстве могут повлечь нарушения избирательных прав граждан и поставить в сложное положение избирательные комиссии субъектов Российской Федерации. Вместе с тем многочисленные несоответствия Федеральному закону, которые содержит региональная правовая база, свидетельствуют о недостаточном использовании полномочий избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, в том числе права законодательной инициативы.
Эффективность работы по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным в некоторых случаях снижается из-за отсутствия надлежащего взаимодействия избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и другими полномочными органами.
Следует отметить, что процесс совершенствования регионального избирательного законодательства в ряде случаев осложняется некоторыми недостатками федерального законодательства, требующими внесения изменений и дополнений с учетом опыта прошедших избирательных кампаний.
Руководствуясь пунктом "в" статьи 71, подпунктом "а" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и пунктом 7 статьи 22 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Обратить особое внимание органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации на необходимость формирования надлежащей правовой базы для проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, приведения действующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о выборах в соответствие с федеральным законодательством при участии избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, других полномочных органов.
2. Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации обеспечить строгое соблюдение избирательных прав граждан в ходе проводимых выборов, руководствоваться федеральным законодательством о выборах в случае несоответствия закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации федеральному законодательству.
3. Членам ЦИК России, взаимодействующим с избирательными комиссиями и органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, совместно с работниками Аппарата ЦИК России усилить контроль за соблюдением требований федерального законодательства в ходе проведения выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, оперативно реагировать на проблемы, связанные с нарушениями избирательных прав граждан.
4. Направить настоящее Постановление и записку о состоянии избирательного законодательства субъектов Российской Федерации и его соответствии федеральному законодательству (прилагается) полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах, в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, руководителям законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации для информирования и принятия мер в соответствии с федеральным законодательством.
5. Возложить контроль за выполнением настоящего Постановления на Секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации О.К. Застрожную.
6. Опубликовать настоящие Постановление и записку в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и направить в "Российскую газету", "Парламентскую газету".
Председатель
Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
А.А.ВЕШНЯКОВ
Секретарь
Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
О.К.ЗАСТРОЖНАЯ



Приложение
к Постановлению Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
от 29 сентября 2000 г. N 110/1163-3
ЗАПИСКА
О СООТВЕТСТВИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РЯДА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
В настоящее время правовая база регионального избирательного законодательства включает более 300 законов. Во всех регионах (кроме Чеченской Республики) имеются законы о выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в 87 - о выборах главы исполнительного органа государственной власти. Что касается регулирования выборов в органы местного самоуправления, то часть регионов приняли законы о выборах в органы местного самоуправления (53), а часть - законы о выборах глав муниципальных образований (43) и законы о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления (42).
В 14 субъектах Российской Федерации избирательное законодательство кодифицировано. В семи из них кодексы регулируют выборы всех уровней, в Костромской области приняты два кодекса - избирательный и о референдумах, в Свердловской области и Коми - Пермяцком автономном округе кодексы регулируют выборы и отзыв, еще в пяти регионах - выборы, референдумы и отзыв.
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) является основой для формирования законодательной базы региональных выборов. Законодатели субъектов Российской Федерации, регламентируя избирательные отношения, должны исходить из избирательных стандартов и правовых параметров, обязательных при проведении выборов органов государственной власти и местного самоуправления.
В связи с вступлением в силу 6 апреля 1999 года изменений и дополнений к Федеральному закону законодательными органами субъектов Российской Федерации при активном участии избирательных комиссий обновлено большинство региональных законов о выборах. В частности, в законы о выборах депутатов законодательного органа государственной власти были внесены изменения и дополнения почти во всех субъектах Российской Федерации. Не учтены изменения федерального законодательства в законах о выборах города Санкт - Петербурга, Новосибирской области.
При этом в период проведения федеральных и совмещенных с ними иных выборов работа законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации по приведению законодательства в соответствие с федеральным проводилась недостаточно активно и главным образом касалась внесения в региональные законы изменений в части процедуры голосования в соответствии с разъяснениями ЦИК России.
Процесс по внесению изменений в региональное законодательство значительно активизировался после завершения федеральных избирательных кампаний. Этот вопрос приобретает особую актуальность в связи с истечением до конца 2000 года полномочий органов государственной власти в 38 субъектах Российской Федерации: полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации истекают в 22 регионах, глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в 33 субъектах Российской Федерации. Кроме того, в Удмуртской Республике впервые проводятся выборы Президента Республики.
С учетом данной ситуации и в целях обеспечения гарантий избирательных прав граждан ЦИК России усилила внимание к проблеме приведения законодательства о выборах субъектов Российской Федерации в соответствие с требованиями федерального законодательства.
Только с мая 2000 года проанализировано более 40 законов и законопроектов. Наиболее проработанными и соответствующими федеральному законодательству являются законы о выборах органов государственной власти Архангельской области (выборы главы администрации - 3 декабря 2000 года), избирательные кодексы Свердловской и Костромской областей (выборы главы администрации Костромской области и областной Думы - 10 декабря 2000 года).
По направленным ЦИК России замечаниям и предложениям в региональные законы или их проекты во многих субъектах Российской Федерации вносятся или готовятся к внесению изменения и дополнения. Например, выявленные в проекте Закона Волгоградской области "О выборах главы администрации Волгоградской области" несоответствия Федеральному закону, касающиеся сроков назначения выборов и отсутствия права кандидатов снять свою кандидатуру, были устранены в Законе, принятом 31 августа 2000 года Волгоградской областной Думой (выборы главы администрации области назначены на 24 декабря 2000 года).
Правовую неопределенность породило принятие в Коми - Пермяцком автономном округе наряду с Избирательным кодексом еще четырех законов о выборах органов государственной власти и местного самоуправления. При этом большинство норм Избирательного кодекса и Закона "О выборах Главы администрации Коми - Пермяцкого автономного округа" противоречат друг другу. Подобный правовой дуализм мог повлечь нарушения избирательных прав граждан и поставить под сомнение результаты выборов. По рекомендации ЦИК России Думой автономного округа были внесены изменения и дополнения в указанные правовые акты (выборы главы администрации округа назначены на 3 декабря 2000 года).
В июне текущего года направленные ЦИК России замечания и предложения к проекту Закона "О выборах Президента Удмуртской Республики" были учтены при его доработке. Однако дополнительный анализ акта показал, что в результате его применения может сложиться ситуация, при которой выборы необходимо будет признать состоявшимися, но ни один из кандидатов не будет избран, так как избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов, но не менее 25 процентов от числа принявших участие в голосовании при "пороге явки" 25 процентов избирателей, включенных в списки, причем повторное голосование не предусматривается. ЦИК России предложила внести в указанный Закон необходимые изменения уже в ходе начавшейся избирательной кампании (день голосования - 15 октября 2000 года), что должно стать дополнительной гарантией избирательных прав граждан.
Возможность возникновения ситуации, при которой выборы будут носить перманентный характер, заложена в законах Краснодарского края "О выборах главы администрации (губернатора) Краснодарского края" и "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований в Краснодарском крае": при повторном голосовании избранным считается зарегистрированный кандидат, получивший более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если

РАСПОРЯЖЕНИЕ Минимущества РФ от 29.09.2000 n 621-р О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РАСПОРЯЖЕНИЕ МИНГОСИМУЩЕСТВА РОССИИ ОТ 17.03.2000 n 362-Р  »
Постановления и Указы »
Читайте также