ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 20.09.2000 n 635-iii ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПАРЛАМЕНТА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА ПЕРВОГО СОЗЫВА ОТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 2000 г. N 635-III ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ
ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПАРЛАМЕНТА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
ПЕРВОГО СОЗЫВА ОТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О выборах депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства первого созыва от Российской Федерации", внесенный Президентом Российской Федерации.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по государственному строительству до 20 ноября 2000 года.
3. Комитету Государственной Думы по государственному строительству доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ



Проект
Вносится Президентом
Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
ПАРЛАМЕНТА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА ПЕРВОГО СОЗЫВА
ОТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Свободные выборы являются одним из высших непосредственных выражений принадлежащей народу власти. Государством в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Договором о создании Союзного государства, общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства первого созыва от Российской Федерации, демократический характер выборов, защита демократических принципов и норм избирательного права, избирательных прав граждан Российской Федерации.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовая основа подготовки и проведения выборов депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства первого созыва от Российской Федерации. 1. Выборы депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства первого созыва от Российской Федерации проводятся на основе Конституции Российской Федерации, Договора о создании Союзного государства, настоящего Федерального закона, федеральных конституционных законов, иных федеральных законов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

Статья 3. Основные принципы участия граждан Российской Федерации в выборах депутатов Палаты Представителей. 1. Гражданин Российской Федерации свободно участвует в выборах депутатов Палаты Представителей на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Статья 4. Всеобщее избирательное право. 1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, постоянно или преимущественно проживающий на территории соответствующего избирательного округа, имеет право избирать депутата Палаты Представителей по данному избирательному округу. В случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом, гражданин Российской Федерации при наличии у него открепительного удостоверения на право участия в выборах депутатов Палаты Представителей вправе принять участие в голосовании на избирательном участке, где он пребывает в день голосования.

Статья 7. Свободное голосование. 1. Участие гражданина Российской Федерации в выборах депутатов Палаты Представителей является свободным и добровольным.

Статья 8. Тайное голосование. 1. Голосование на выборах депутатов Палаты Представителей является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя.

Статья 10. Избирательная система. 1. В соответствии с частью 3 статьи 39 Договора о создании Союзного государства от Российской Федерации избирается 75 депутатов Палаты Представителей. Выборы депутатов Палаты Представителей проводятся по правилам мажоритарной избирательной системы по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым на территории Российской Федерации.

Статья 11. Порядок назначения выборов депутатов Палаты Представителей. 1. Проведение выборов депутатов Палаты Представителей в сроки, установленные Договором о создании Союзного государства, является обязательным. Выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и Закона Республики Беларусь о выборах депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства первого созыва от Республики Беларусь. Исчисление указанного срока осуществляется со дня вступления в силу того из названных законов, который имеет более поздний срок вступления в силу.

Статья 12. Финансирование выборов депутатов Палаты Представителей и избирательной кампании кандидата, зарегистрированного кандидата. 1. Расходы на подготовку и проведение выборов депутатов Палаты Представителей производятся за счет средств федерального бюджета.

Статья 13. Гласность при подготовке и проведении выборов депутатов Палаты Представителей. 1. Подготовка и проведение выборов депутатов Палаты Представителей осуществляются открыто и гласно.

Статья 14. Подготовка и проведение выборов депутатов Палаты Представителей избирательными комиссиями. 1. Подготовка и проведение выборов депутатов Палаты Представителей, обеспечение и защита избирательных прав граждан Российской Федерации и контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии в пределах их компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

Статья 15. Право выдвижения кандидатов. 1. Кандидаты могут быть выдвинуты избирателем, избирателями, в порядке самовыдвижения, а также избирательными объединениями, избирательными блоками.

Статья 17. Право на предвыборную агитацию. 1. Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, политическим общественным объединениям свободу проведения предвыборной агитации в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

Статья 18. Использование государственной автоматизированной информационной системы. 1. При подготовке и проведении выборов депутатов Палаты Представителей могут использоваться государственная автоматизированная информационная система в целом либо отдельные ее технические средства.

Статья 20. Судебная защита избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов депутатов Палаты Представителей. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, избирательных комиссий, их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан Российской Федерации, могут быть обжалованы в соответствующий суд в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

Статья 21. Система и статус избирательных комиссий. 1. Подготовку и проведение выборов 75 депутатов Палаты Представителей, обеспечение и защиту избирательных прав граждан Российской Федерации осуществляют:

Статья 23. Порядок формирования (назначения части состава) избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. 1. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, сформированная в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации, осуществляет полномочия по подготовке и проведению выборов депутатов Палаты Представителей в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

Статья 24. Порядок и сроки возложения полномочий окружной избирательной комиссии (окружных избирательных комиссий) на избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. 1. В каждом избирательном округе Центральной избирательной комиссией Российской Федерации определяется избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, на которую возлагаются полномочия окружной избирательной комиссии.

Статья 25. Порядок и сроки формирования территориальных избирательных комиссий. 1. Территориальная (районная, городская и другие) избирательная комиссия формируется в количестве 7 - 9 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, политических и иных общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а также территориальной избирательной комиссии предыдущего состава, если она действовала на постоянной основе.

Статья 26. Порядок и сроки формирования участковых избирательных комиссий. 1. Участковая избирательная комиссия формируется вышестоящей территориальной избирательной комиссией на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, политических и иных общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы в следующем количестве в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка:

Статья 27. Порядок назначения членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса. 1. Каждый зарегистрированный кандидат вправе назначить по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в соответствующую окружную избирательную комиссию, в каждую избирательную комиссию субъекта Российской Федерации (если территория округа включает в себя два и более субъекта Российской Федерации), территориальную и участковые избирательную комиссию того избирательного округа, по которому он зарегистрирован. Зарегистрированный кандидат вправе поручить назначение члена территориальной, участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса своему доверенному лицу.

Статья 28. Статус члена избирательной комиссии. 1. Членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления, выборные должностные лица органов государственной власти и выборные должностные лица местного самоуправления, члены иных выборных органов местного самоуправления, судьи, прокуроры, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, члены избирательных комиссий по выборам депутатов Палаты Представителей с правом совещательного голоса, супруги и близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушки, бабушки) кандидатов, зарегистрированных кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, а в соответствующем избирательном округе - также лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов, зарегистрированных кандидатов.

Статья 29. Полномочия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации при подготовке и проведении выборов депутатов Палаты Представителей в пределах своих полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами:

Статья 30. Полномочия окружной избирательной комиссии. 1. Окружная избирательная комиссия на соответствующей территории:

Статья 31. Полномочия избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. 1. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обеспечивает реализацию и защиту избирательных прав граждан Российской Федерации при проведении выборов депутатов Палаты Представителей в пределах территории субъекта Российской Федерации, оказывает необходимое содействие территориальным и участковым избирательным комиссиям при подготовке и проведении выборов, а также осуществляет иные полномочия в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

Статья 32. Полномочия территориальной (районной, городской и других) избирательной комиссии. 1. Территориальная избирательная комиссия на соответствующей территории:

Статья 33. Полномочия участковой избирательной комиссии. 1. Участковая избирательная комиссия на территории избирательного участка:

Статья 34. Организация деятельности избирательных комиссий. 1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется коллегиально.

Статья 35. Аппарат, органы и службы избирательных комиссий. 1. В соответствии с федеральным законодательством избирательные комиссии, действующие на постоянной основе, в пределах выделенных им бюджетных средств имеют аппарат, структуру и штат которого устанавливают самостоятельно. Работники аппарата соответствующей избирательной комиссии являются соответственно государственными или муниципальными служащими.

Статья 36. Содействие деятельности избирательных комиссий. 1. Избирательные комиссии вправе обращаться с представлением о проведении проверки и пресечении нарушений настоящего Федерального закона, других федеральных законов в части, касающейся подготовки и проведения выборов депутатов Палаты Представителей, в правоохранительные органы, которые обязаны в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - незамедлительно, принять установленные законом меры по пресечению этих нарушений. Если факты, содержащиеся в обращении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

Статья 37. Гласность и открытость в деятельности избирательных комиссий. 1. На всех заседаниях любой избирательной комиссии, а также при подсчете голосов избирателей и осуществлении соответствующей участковой, территориальной избирательной комиссией работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, открепительными удостоверениями для голосования на выборах депутатов Палаты Представителей, протоколами об итогах голосования, о результатах выборов вправе присутствовать члены и представители вышестоящих избирательных комиссий, кандидат, зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, уполномоченный представитель кандидата, зарегистрированного кандидата по финансовым вопросам. Для присутствия на заседаниях соответствующей избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами перечисленным лицам не требуется дополнительное разрешение избирательной комиссии. На заседаниях соответствующей избирательной комиссии, при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации.

Статья 38. Информационное обеспечение деятельности избирательных комиссий. 1. В период подготовки и проведения выборов депутатов Палаты Представителей общероссийские государственные организации телерадиовещания безвозмездно предоставляют Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не менее 15 минут эфирного времени, а региональные государственные организации телерадиовещания - окружным избирательным комиссиям не менее 10 минут эфирного времени еженедельно на своих каналах для разъяснения избирательного законодательства Российской Федерации, информирования избирателей о сроках и порядке осуществления необходимых избирательных действий, ходе избирательной кампании, а также для ответов на вопросы избирателей. Расходы указанных организаций покрываются за счет текущего бюджетного финансирования телерадиокомпаний.

Статья 39. Государственная регистрация (учет) избирателей. 1. При подготовке и проведении выборов депутатов Палаты Представителей регистрации (учету) в качестве избирателей подлежат все граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, находящиеся за пределами территории Российской Федерации и обладающие активным избирательным правом в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

Статья 40. Образование и порядок утверждения схемы образования избирательных округов. 1. Для проведения выборов депутатов Палаты Представителей образуется 75 избирательных округов на основании представленных в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации данных о числе избирателей, зарегистрированных в соответствии с требованиями статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на территориях субъектов Российской Федерации.

Статья 41. Образование избирательных участков и порядок опубликования списков избирательных участков. 1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах депутатов Палаты Представителей образуются избирательные участки на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территориях муниципальных образований в соответствии с требованиями статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Статья 42. Составление списков избирателей. 1. Списки избирателей составляются соответствующими избирательными комиссиями отдельно по каждому избирательному участку по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Статья 43. Порядок включения граждан Российской Федерации в список избирателей и исключения из него. 1. В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

Статья 44. Ознакомление избирателей со списками избирателей. 1. Список избирателей представляется участковой избирательной комиссией для ознакомления избирателей и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования.

Статья 45. Списки избирателей при проведении повторных и дополнительных выборов депутатов Палаты Представителей. Для проведения повторных и дополнительных выборов депутатов Палаты Представителей составляются новые списки избирателей в порядке и сроки, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Статья 47. Избирательное объединение. 1. Список избирательных объединений составляется Министерством юстиции Российской Федерации. На основании запроса Центральной избирательной комиссии Российской Федерации указанный список по состоянию на день получения запроса направляется в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в 10-дневный срок со дня получения запроса.

Статья 48. Избирательный блок. 1. Правами избирательного объединения обладает избирательный блок.

Статья 49. Уполномоченные представители избирательного объединения, избирательного блока. 1. Избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие список кандидатов, назначают представителей, уполномоченных в соответствии с настоящим Федеральным законом представлять избирательное объединение, избирательный блок по всем вопросам, связанным с участием избирательного объединения, избирательного блока в выборах депутатов Палаты Представителей.

Статья 50. Порядок выдвижения кандидатов непосредственно избирателями. 1. Каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, в соответствии с пунктом 2 статьи 4 настоящего Федерального закона вправе выдвинуть кандидата на территории соответствующего избирательного округа, представив письменное уведомление об этом в соответствующую окружную избирательную комиссию. Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, вправе выдвинуть себя кандидатом, представив письменное уведомление об этом в соответствующую окружную избирательную комиссию. Кандидат, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком, не может быть выдвинут избирателем, группой избирателей, а также в порядке самовыдвижения.

Статья 51. Порядок выдвижения кандидатов избирательным объединением, избирательным блоком. 1. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвинуть только одного кандидата по соответствующему одномандатному избирательному округу. Кандидат, выдвинутый непосредственно избирателями либо в порядке самовыдвижения, не может быть выдвинут избирательным объединением, избирательным блоком.

Статья 52. Обеспечение равного статуса кандидатов. 1. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Статья 53. Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата. 1. Избиратель, группа избирателей, выдвинувшие кандидата, кандидат, а также избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие список кандидатов, обязаны собрать в поддержку кандидата не менее 1500 подписей избирателей соответствующего избирательного округа.

Статья 54. Представление избирательных документов для регистрации кандидата. 1. Для регистрации кандидат или уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока не ранее чем за 80 дней и не позднее чем за 54 дня до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию следующие избирательные документы:

Статья 55. Проверка достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, инициаторами выдвижения кандидатов. 1. Окружная избирательная комиссия проверяет соответствие требованиям настоящего Федерального закона порядка выдвижения каждого кандидата, чьи документы представлены для регистрации, а также достоверность сведений, содержащихся в подписных листах в поддержку этого кандидата. Окружная избирательная комиссия вправе проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, избирателем, группой избирателей, избирательным объединением, избирательным блоком, выдвинувшими список кандидатов, в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 56. Регистрация кандидата. 1. Окружная избирательная комиссия не позднее чем через 10 дней после приема подписных листов и иных необходимых для регистрации кандидата документов обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации кандидата. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в решении окружной избирательной комиссии о регистрации отмечается факт выдвижения кандидата соответствующим избирательным объединением, избирательным блоком. В решении о регистрации кандидата указываются дата и время (час, минуты) регистрации. При решении вопроса о регистрации присутствие кандидата на заседании окружной избирательной комиссии не является обязательным.

Статья 57. Обеспечение равного статуса зарегистрированных кандидатов. 1. Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Статья 58. Гарантии деятельности зарегистрированного кандидата. 1. Администрация организации, командир воинской части, руководитель органа внутренних дел Российской Федерации, в которых работает, служит, проходит военные сборы, учится зарегистрированный кандидат, со дня регистрации кандидата в окружной избирательной комиссии до дня официального опубликования общих результатов выборов обязаны по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы, службы, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока. В случае освобождения от работы, службы окружная избирательная комиссия за счет средств федерального бюджета, выделенных ей на подготовку и проведение выборов депутатов Палаты Представителей, выплачивает зарегистрированному кандидату денежную компенсацию в размере его средней месячной заработной платы (денежного содержания, денежного довольствия), но не превышающую минимальный размер оплаты труда более чем в 10 раз. Денежная компенсация выплачивается зарегистрированному кандидату за время освобождения от основной работы на основании приказа по основному месту его работы или службы о предоставлении неоплачиваемого отпуска.

Статья 59. Основания и порядок утраты статуса зарегистрированного кандидата. 1. Зарегистрированный кандидат вправе в любое время, но не позднее чем за пять дней до дня голосования, снять свою кандидатуру, подав письменное заявление в окружную избирательную комиссию. Указанное заявление не подлежит отзыву. На основании полученного заявления окружная избирательная комиссия в течение суток принимает решение об отмене регистрации подавшего заявление зарегистрированного кандидата.

Статья 60. Доверенные лица зарегистрированных кандидатов. 1. Зарегистрированный кандидат может иметь до 20 доверенных лиц. Указанные лица регистрируются в окружной избирательной комиссии. Регистрация доверенных лиц осуществляется в течение трех дней со дня поступления письменного заявления зарегистрированного кандидата о назначении доверенных лиц и письменного заявления самого гражданина Российской Федерации о согласии быть его доверенным лицом. В названных заявлениях указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес места жительства доверенного лица (наименование субъекта Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт, улица, номера дома и квартиры), а также серия, номер и дата выдачи паспорта или заменяющего его документа. Список доверенных лиц представляется в окружную избирательную комиссию в печатном и машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Доверенные лица должны обладать активным избирательным правом в соответствии с пунктом 1 статьи 4 настоящего Федерального закона. Доверенными лицами зарегистрированных кандидатов не могут быть лица, замещающие государственные или муниципальные должности, а также лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях.

Статья 61. Наблюдатели. 1. Каждый зарегистрированный кандидат, каждое избирательное объединение, каждый избирательный блок, каждое общественное объединение вправе назначить в соответствующие участковые избирательные комиссии несколько наблюдателей, которые в день голосования, в том числе в день досрочного голосования, имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Не допускается, чтобы в помещении для голосования одновременно находились два и более наблюдателей от одного зарегистрированного кандидата, одного общественного объединения, за исключением случаев, когда участковая избирательная комиссия рассматривает их заявления, предложения и замечания.

Статья 62. Иностранные (международные) наблюдатели. 1. Иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном федеральным законом, и аккредитуются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации при наличии соответствующего приглашения.

Статья 63. Представители средств массовой информации. 1. Представители средств массовой информации вправе:

Статья 64. Предвыборная агитация. 1. Граждане Российской Федерации, общероссийские политические общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами осуществлять предвыборную агитацию.

Статья 65. Сроки проведения предвыборной агитации. 1. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Статья 66. Недопустимость злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации. 1. При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации. Предвыборные агитационные материалы и выступления не должны содержать призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, Союзного государства, а также не должны быть направлены на пропаганду войны. Запрещаются агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, а также злоупотребление свободой массовой информации в иных формах, запрещенных законодательством Российской Федерации. Запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

Статья 68. Условия проведения предвыборной агитации посредством массовых мероприятий. 1. Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам и их доверенным лицам, а также избирателям в организации и проведении предвыборных собраний, встреч зарегистрированных кандидатов и их доверенных лиц с избирателями, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий.

Статья 69. Условия выпуска и распространения предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов. 1. Зарегистрированные кандидаты вправе беспрепятственно выпускать предвыборные печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 70. Общие условия проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях. 1. Эфирное время на каналах организаций телерадиовещания и печатная площадь в периодических печатных изданиях могут предоставляться зарегистрированным кандидатам в порядке, предусмотренном настоящей статьей, статьями 72 и 73 настоящего Федерального закона. Эфирное время на каналах организаций телерадиовещания может предоставляться бесплатно (бесплатное эфирное время) либо за плату, а печатная площадь в периодических печатных изданиях - только за плату.

Статья 71. Организации телерадиовещания и периодические печатные издания, используемые зарегистрированными кандидатами для проведения предвыборной агитации. 1. Зарегистрированные кандидаты для проведения предвыборной агитации могут пользоваться услугами следующих организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий:

Статья 72. Условия проведения предвыборной агитации на телевидении и радио. 1. Зарегистрированные по одномандатному избирательному округу кандидаты имеют право на предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах региональных государственных организаций телерадиовещания, осуществляющих вещание на территории округа или его части, на равных условиях (продолжительность предоставленного эфирного времени, время выхода в эфир и другие условия).

Статья 73. Условия проведения предвыборной агитации через периодические печатные издания. 1. Редакции общероссийских государственных и региональных государственных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны резервировать печатную площадь для проведения предвыборной агитации зарегистрированными кандидатами за плату. Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов. Общий объем печатной площади, резервируемой для предоставления за плату каждой редакцией государственного периодического печатного издания, должен составлять не менее 5 процентов общего объема еженедельной печатной площади соответствующего издания в период, установленный пунктом 5 статьи 70 настоящего Федерального закона.

Статья 74. Опросы общественного мнения, иные исследования, связанные с выборами депутатов Палаты Представителей. 1. При опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, иных исследований, связанных с выборами депутатов Палаты Представителей, организации, осуществляющие теле- и радиовещание, средства массовой информации, а также лица или органы, размещающие результаты исследований, связанных с указанными выборами в общедоступных информационных системах, обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, регион проведения опроса, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности.

Статья 75. Финансовое обеспечение выборов депутатов Палаты Представителей. 1. Расходы на подготовку и проведение выборов депутатов Палаты Представителей, на обеспечение деятельности избирательных комиссий в течение срока их полномочий производятся за счет средств федерального бюджета.

Статья 76. Финансовое обеспечение деятельности избирательных комиссий. 1. Расходование средств, выделенных на подготовку и проведение выборов депутатов Палаты Представителей и обеспечение деятельности избирательных комиссий, производится избирательными комиссиями на цели, определенные настоящим Федеральным законом.

Статья 77. Состав и функции контрольно - ревизионных служб при избирательных комиссиях. 1. В состав контрольно - ревизионной службы входят руководитель контрольно - ревизионной службы, его заместитель (заместители), назначенные в контрольно - ревизионную службу члены соответствующей избирательной комиссии и специалисты контрольно - ревизионной службы из числа работников государственных (правоохранительных, финансовых и других) и иных органов, организаций и учреждений, включая Центральный банк Российской Федерации и Сберегательный банк Российской Федерации. Указанные органы, организации и учреждения по запросу соответствующей избирательной комиссии не позднее чем через месяц со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Палаты Представителей обязаны направить специалистов в распоряжение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на срок не менее шести месяцев, в распоряжение избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальной избирательной комиссии - на срок соответственно не менее четырех и трех месяцев.

Статья 78. Избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов. 1. Кандидат обязан создать собственный избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании.

Статья 79. Специальный избирательный счет. 1. Кандидат, выдвинутый избирателем, группой избирателей либо в порядке самовыдвижения, обязан открыть в избирательном округе специальный избирательный счет своего избирательного фонда после уведомления окружной избирательной комиссии о выдвижении. Кандидат, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком, обязан открыть в избирательном округе избирательный счет своего избирательного фонда после представления в соответствующую окружную избирательную комиссию заверенной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации копии списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам. Кандидат обязан открыть специальный избирательный счет не позднее чем за пять дней до дня представления документов для его регистрации в окружную избирательную комиссию.

Статья 80. Добровольные пожертвования в избирательный фонд кандидата, зарегистрированного кандидата. 1. Добровольные пожертвования в избирательный фонд кандидата, зарегистрированного кандидата вносятся в отделения связи, кредитные организации лично гражданином Российской Федерации из собственных средств с предъявлением при этом паспорта или заменяющего его документа с указанием соответственно в платежном поручении либо в денежном переводе своих фамилии, имени, отчества, даты рождения и адреса места жительства.

Статья 81. Отчетность по средствам избирательных фондов. 1. Порядок открытия и ведения специальных избирательных счетов, учета и отчетности, а также формы отчетности кандидатов, зарегистрированных кандидатов о поступлении и расходовании средств их избирательных фондов определяются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Кандидаты, зарегистрированные кандидаты обязаны вести учет поступления и расходования средств своих избирательных фондов.

Статья 82. Возврат денежных средств кандидатами, зарегистрированными кандидатами. 1. Кандидат, не зарегистрированный окружной избирательной комиссией, до представления итогового финансового отчета обязан возвратить неизрасходованные денежные средства избирательного фонда гражданам и юридическим лицам, осуществившим пожертвования в его избирательный фонд, пропорционально вложенным ими средствам за вычетом расходов на пересылку.

Статья 83. Помещение для голосования. 1. Помещение для голосования не позднее чем за один день до дня голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой соответствующего муниципального образования, а если уставом муниципального образования должность главы муниципального образования не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления. Не позднее чем за один день до дня голосования помещение для голосования должно быть обследовано органами пожарной охраны, внутренних дел Российской Федерации, органами санитарного надзора. О пригодности данного помещения для организации и проведения голосования составляется соответствующий акт.

Статья 84. Избирательные бюллетени. 1. Для голосования на выборах депутатов Палаты Представителей изготавливаются избирательные бюллетени. Избирательные бюллетени являются документами строгой отчетности, степень защиты которых определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Порядок изготовления избирательных бюллетеней, их число, а также требования, предъявляемые к изготовлению избирательных бюллетеней, утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем за 35 дней до дня голосования. Нумерация избирательных бюллетеней не допускается.

Статья 85. Открепительное удостоверение. 1. Открепительное удостоверение для голосования на выборах депутатов Палаты Представителей является документом строгой отчетности, степень защиты которого определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Форма открепительного удостоверения, порядок изготовления открепительных удостоверений, их количество, форма реестра выдачи открепительных удостоверений, а также требования, предъявляемые к изготовлению открепительных удостоверений, утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем за 60 дней до дня голосования.

Статья 86. Порядок использования избирательными комиссиями государственной автоматизированной информационной системы при установлении итогов голосования и определении результатов выборов депутатов Палаты Представителей. 1. При установлении итогов голосования и определении результатов выборов депутатов Палаты Представителей для оперативного получения, передачи и обработки указанной информации используется государственная автоматизированная информационная система в целом либо отдельные ее технические средства.

Статья 87. Организация работы группы контроля за использованием государственной автоматизированной информационной системы при установлении итогов голосования и определении результатов выборов депутатов Палаты Представителей. 1. Соответствующая избирательная комиссия своим решением образует из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса группу контроля за использованием государственной автоматизированной информационной системы либо отдельных ее технических средств.

Статья 88. Досрочное голосование. 1. Окружные избирательные комиссии вправе разрешить провести досрочно, но не ранее чем за 15 дней до дня голосования, голосование всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных на судах, которые в день голосования будут находиться в плавании, а также на полярных станциях, в отдаленных и труднодоступных местностях, за пределами территории Российской Федерации. В этом случае досрочное голосование проводится по правилам, установленным статьей 89 настоящего Федерального закона, и сразу по его окончании проводится подсчет голосов избирателей и устанавливаются итоги голосования в соответствии с требованиями статей 91 и 92 настоящего Федерального закона.

Статья 89. Порядок голосования. 1. Голосование в день голосования проводится с 8 до 20 часов по местному времени.

Статья 90. Порядок голосования вне помещения для голосования. 1. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые имеют право быть внесенными или внесены в список избирателей на данном избирательном участке и не могут по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности и другим причинам) самостоятельно прибыть в помещение для голосования. Участковая избирательная комиссия вправе на своем заседании признать причину вызова неуважительной и отказать в проведении голосования вне помещения для голосования.

Статья 91. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования. 1. Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования.

Статья 92. Порядок подсчета голосов избирателей и составления протоколов об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями. 1. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно непосредственно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в пункте 4 статьи 37 настоящего Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за ходом подсчета.

Статья 93. Установление итогов голосования территориальной избирательной комиссией. 1. На основании данных протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования, в том числе переданных по техническим каналам связи из участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных на судах, находящихся в плавании, на полярных станциях, в отдаленных или труднодоступных местностях, территориальная избирательная комиссия после предварительной проверки правильности составления протоколов не позднее чем через два дня после дня голосования путем суммирования всех содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории. Суммирование данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий об итогах голосования, осуществляют непосредственно члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса. При этом вправе присутствовать лица, указанные в пункте 4 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Статья 94. Установление итогов голосования избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. 1. В случае, если избирательный округ образован на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации на основании данных первых экземпляров протоколов территориальных избирательных комиссий об итогах голосования после предварительной проверки правильности их составления не позднее чем через четыре дня после дня голосования путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на территории субъекта Российской Федерации. Суммирование данных, содержащихся в протоколах территориальных избирательных комиссий об итогах голосования, осуществляют непосредственно члены избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса.

Статья 95. Определение результатов выборов депутата Палаты Представителей окружной избирательной комиссией. 1. На основании данных, содержащихся в протоколах об итогах голосования территориальных избирательных комиссий, а если избирательный округ образован на территориях двух и более субъектов Российской Федерации - в протоколах об итогах голосования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и протоколах об итогах голосования участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, в том числе переданных по техническим каналам связи из указанных участковых избирательных комиссий, избиратели которых приписаны к соответствующему одномандатному избирательному округу, окружная избирательная комиссия после предварительной проверки правильности их составления путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через десять дней после дня голосования определяет результаты выборов депутата Палаты Представителей. Содержащиеся в протоколах избирательных комиссий данные суммируют непосредственно члены окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Статья 96. Установление общих результатов выборов депутатов Палаты Представителей Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. 1. На основании первых экземпляров протоколов окружных избирательных комиссий Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем через две недели после дня голосования устанавливает общие результаты выборов депутатов Палаты Представителей.

Статья 97. Регистрация избранных депутатов. 1. Соответствующая окружная избирательная комиссия после подписания протокола о результатах выборов депутата Палаты Представителей извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом Палаты Представителей, который после установления Центральной избирательной комиссией Российской Федерации общих результатов выборов обязан представить в 7-дневный срок в окружную избирательную комиссию копию приказа (распоряжения) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, либо копии документов, удостоверяющих, что им в 3-дневный срок со дня получения извещения окружной избирательной комиссии было подано заявление об освобождении от таких обязанностей.

Статья 98. Обнародование и опубликование итогов голосования и результатов выборов депутатов Палаты Представителей. 1. Итоги голосования по каждому избирательному участку, каждой территории, каждому субъекту Российской Федерации, результаты выборов депутата Палаты Представителей по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколах соответствующих избирательных комиссий и непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, предоставляются для ознакомления избирателям, зарегистрированным кандидатам, их доверенным лицам, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию после подписания протокола об итогах голосования, о результатах выборов членами той избирательной комиссии, в которую поступило такое требование.

Статья 99. Повторные выборы депутатов Палаты Представителей. 1. В случае, если выборы депутатов Палаты Представителей признаны несостоявшимися или недействительными по соответствующему избирательному округу, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначает повторные выборы.

Статья 100. Дополнительные выборы депутатов Палаты Представителей. 1. Палата Представителей принимает постановление о прекращении полномочий депутата, избранного от Российской Федерации, не позднее чем через 10 дней после возникновения оснований, предусмотренных Договором о создании Союзного государства, федеральными законами, а в случае перерыва в его заседаниях - не позднее чем через 10 дней после их возобновления.

Статья 101. Избирательная документация. 1. Избирательные бюллетени, открепительные удостоверения для голосования на выборах депутатов Палаты Представителей, списки избирателей, протоколы избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов депутатов Палаты Представителей и приложенные к ним материалы, сводные таблицы, финансовые отчеты избирательных комиссий, итоговые финансовые отчеты зарегистрированных кандидатов являются документами строгой отчетности.

Статья 102. Порядок и сроки хранения избирательной документации. 1. Документация участковых избирательных комиссий (включая избирательные бюллетени), территориальных избирательных комиссий хранится в охраняемых помещениях и передается в вышестоящие избирательные комиссии не позднее окончания срока полномочий участковых, территориальных избирательных комиссий.

Статья 103. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан. 1. С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан Российской Федерации, могут обратиться избиратели, кандидаты, зарегистрированные кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки, иные общественные объединения, наблюдатели, а также избирательные комиссии. При этом, если указанные в жалобе (жалобах) нарушения касаются значительного числа граждан Российской Федерации либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации, который обязан рассмотреть жалобу по существу.

Статья 104. Основания для отказа в регистрации кандидата, отмены регистрации зарегистрированного кандидата. 1. В случае установления факта нарушения кандидатом, зарегистрированным кандидатом настоящего Федерального закона, иных федеральных законов окружная избирательная комиссия вправе вынести этим кандидату, зарегистрированному кандидату предупреждение, которое доводится до избирателей через средства массовой информации либо иным способом. Окружная избирательная комиссия вправе принять решение об отказе в регистрации кандидата, об отмене регистрации зарегистрированного кандидата, об отмене решения об итогах голосования, о результатах выборов депутата Палаты Представителей и в том случае, если такое предупреждение ею не было вынесено.

Статья 105. Основания для отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов депутатов Палаты Представителей. 1. В случае, если совершенные зарегистрированным кандидатом нарушения, указанные в статье 104 настоящего Федерального закона, будут обнаружены после официального опубликования результатов выборов депутатов Палаты Представителей, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации с представлением о признании избрания зарегистрированного кандидата недействительным.

Статья 106. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан. 1. Уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами несут лица:

Статья 107. Расформирование избирательной комиссии. 1. В случае нарушения окружной избирательной комиссией, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации избирательных прав граждан Российской Федерации, повлекшего признание недействительными результатов выборов депутата Палаты Представителей по соответствующему избирательному округу на основании судебного решения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, окружная избирательная комиссия, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации может быть расформирована судом соответственно подсудности, установленной настоящим Федеральным законом. С заявлением в суд о расформировании окружной избирательной комиссии вправе обратиться Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.

Статья 108. Вступление в силу настоящего Федерального закона. 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу на тридцатый день со дня его официального опубликования.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 20.09.2000 n 634-iii ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СТАТУСЕ ЧЛЕНА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ И СТАТУСЕ ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также