УКАЗАНИЕ МПС РФ от 19.09.2000 n Ш-2410у <О ПОЛОЖЕНИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ> (вместе с ПОЛОЖЕНИЕМ..., утв. МПС РФ 06.07.2000 n ЦЗТ-765)


МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 19 сентября 2000 г. N Ш-2410у
Министерство путей сообщения Российской Федерации приказывает ввести в действие с 1 октября 2000 года прилагаемое Положение об организации нормирования труда на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденное МПС России от 06.07.2000 N ЦЗТ-765, по согласованию с Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей (Постановление от 26.06.2000 N 16.17).
Первый заместитель Министра
М.В.ИВАНКОВ



Утверждаю
Первый заместитель
Министра путей сообщения
Российской Федерации
М.В.ИВАНКОВ
6 июля 2000 г. N ЦЗТ-765
Согласовано
Постановлением
Российского профсоюза
железнодорожников
и транспортных строителей
от 26 июня 2000 г. N 16.17
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Настоящее Положение устанавливает единый порядок организации нормирования труда, а также проведения нормативно - исследовательских работ по труду на федеральном железнодорожном транспорте (далее - железнодорожном транспорте) и определяет:
основные цели и задачи нормирования труда;
нормативные материалы и нормы труда, применяемые на железнодорожном транспорте;
организацию нормирования труда и нормативно - исследовательских работ;
организацию разработки и пересмотра нормативных материалов для нормирования труда;
порядок согласования и утверждения нормативных материалов;
основные требования к содержанию, построению, изложению и оформлению нормативных материалов;
порядок проверки нормативных материалов на соответствие достигнутому уровню техники, технологии, организации производства и труда;
порядок внедрения нормативных материалов для нормирования труда;
порядок обеспечения отраслевыми нормативными материалами для нормирования труда предприятий и организаций;
порядок планирования и финансирования нормативно - исследовательских работ по труду.
Настоящее Положение применяется на всех предприятиях и в организациях железнодорожного транспорта.
II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Главная задача нормирования труда состоит в установлении и постоянном поддержании на требуемом уровне качества таких норм трудовых затрат, использование которых позволит обеспечить дальнейший рост производительности труда и повышение эффективности работы всех подразделений железнодорожного транспорта.
Основными целями и задачами нормирования труда являются:
осуществление единых принципов и методов в области организации и нормирования труда на железнодорожном транспорте;
разработка мер по совершенствованию нормирования труда на основе анализа состояния нормирования труда в отрасли;
расширение сферы нормирования труда на все категории работников (рабочих, специалистов, руководителей, других служащих);
усиление роли нормирования труда в снижении трудоемкости производства и экономии затрат труда;
планирование численности работников по количеству, уровню их квалификации и определение загрузки на основе норм труда;
разработка норм и нормативов для нормирования труда на новые и не охваченные нормированием оборудование, технологии, работы и услуги;
разработка укрупненных и комплексных норм затрат труда на законченный объем работ, изделие, единицу продукции;
повышение качества разрабатываемых нормативных материалов и уровня их обоснования;
организация систематической работы по своевременному внедрению разработанных норм и нормативов для нормирования труда и обеспечение контроля за их правильным применением;
широкое применение современных экономико - математических методов обработки исходных данных и электронно - вычислительной техники, систем микроэлементного нормирования, видеотехники и других технических средств измерения затрат рабочего времени и изучения приемов и методов труда;
обеспечение постоянной прогрессивности действующих нормативных материалов для нормирования труда, приведение их в соответствие с осуществляемыми изменениями в технике, технологии, организации производства и труда;
изучение и распространение передового опыта работы по организации нормирования труда.
Совершенствование нормирования труда должно создавать условия для улучшения организации производства и труда, планирования и анализа использования трудовых ресурсов, развития коллективных форм труда, снижения трудоемкости выполняемых работ, установления равной оплаты за равнозначный труд в аналогичных условиях.
III. НОРМАТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И НОРМЫ ТРУДА,
ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Нормирование труда - это составная часть управления производством, определяющая необходимые затраты труда (времени) на выполнение работ (изготовление единицы продукции) отдельными работниками (бригадами) и устанавливающая на этой основе нормы труда.
Необходимыми считаются затраты, соответствующие эффективному для конкретных условий производства использованию трудовых ресурсов при условии соблюдения обоснованных режимов труда и отдыха.
К нормативным материалам для нормирования труда относятся:
нормативы режимов работы технических средств, оборудования, по которым устанавливаются оптимальные режимы протекания процесса и определяется основное (технологическое) машинное и машинно - ручное время;
нормативы по труду, включающие затраты труда (времени) на выполнение отдельных элементов (комплексов) трудовой операции, обслуживания единицы оборудования, рабочего места, а также численности работников, необходимых для выполнения отдельных производственных, управленческих функций или объема работ, принятого за единицу измерения в зависимости от конкретных организационно - технических условий.
Нормативные материалы для нормирования труда служат базой для расчета обоснованных норм затрат труда и предназначены для применения на предприятиях железнодорожного транспорта.
Нормативные материалы для нормирования труда должны отвечать следующим основным требованиям:
соответствовать современному уровню техники и технологии, организации производства и труда;
учитывать в максимальной степени влияние технико - технологических, организационных, экономических и психофизиологических факторов;
обеспечивать высокое качество устанавливаемых норм труда, оптимальный уровень напряженности (интенсивности) труда;
соответствовать требуемому уровню точности;
быть удобными для расчета по ним затрат труда на предприятиях и определения трудоемкости работ;
обеспечивать возможность использования их в автоматизированных системах и персональных электронно - вычислительных машинах для сбора и обработки информации, разработки норм труда.
Для нормирования труда рабочих и служащих применяются следующие виды норм труда: норма времени, норма выработки, норма обслуживания, норма численности.
Норма времени - это величина затрат рабочего времени, установленная для выполнения единицы работы работником или группой работников (бригадой) соответствующей квалификации в определенных организационно - технических условиях.
Норма выработки - это установленный объем работы (количество единиц продукции), который работник или группа работников (бригада) соответствующей квалификации обязаны выполнить в единицу рабочего времени в определенных организационно - технических условиях.
Норма выработки является величиной производной от нормы времени и определяется делением рабочего времени исполнителей нормируемой работы за учетный период (час, рабочий день, смену, месяц) на норму времени.
Норма времени обслуживания - это величина затрат рабочего времени, установленная для обслуживания единицы оборудования, производственных площадей или других производственных единиц в определенных организационно - технических условиях.
Норма обслуживания - это количество производственных объектов (единиц оборудования, рабочих мест и других объектов), которые работник или группа работников (бригада) соответствующей квалификации обслуживают в течение единицы рабочего времени в определенных организационно - технических условиях.
Нормы обслуживания предназначаются для нормирования труда работников, занятых обслуживанием оборудования, устройств, рабочих мест.
Разновидностью нормы обслуживания является норма управляемости, определяющая численность работников, которыми должен руководить один руководитель.
Норма численности - это установленная численность работников определенного профессионально - квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ в определенных организационно - технических условиях.
Нормированное задание - установленный на основе указанных выше видов норм затрат труда объем работ, который работник или группа работников (бригада) должны выполнять за рабочую смену, месяц или в иную единицу рабочего времени на повременно оплачиваемых работах.
Нормированные задания могут устанавливаться для всех категорий работников - рабочих, служащих, специалистов.
Нормированные задания разнообразны, однако принципы их определения одинаковы. Они разрабатываются на основе действующих норм затрат труда и могут содержать индивидуальные и коллективные затраты труда, устанавливаемые с учетом заданий по повышению производительности труда и экономии материальных ресурсов. Эти задания устанавливаются исходя из имеющихся на каждом рабочем месте возможностей. Поэтому нормированные задания в отличие от норм затрат труда могут устанавливаться только для конкретного рабочего места и с учетом только ему присущих особенностей и возможностей мобилизации внутрипроизводственных резервов повышения эффективности труда.
Применение нормированных заданий в сочетании с системой стимулирования труда за результаты их выполнения могут выступать в качестве основы улучшения организации и учета труда, эффективности производства.
Нормы труда устанавливаются:
- на отдельную операцию (операционная или дифференцированная норма);
- взаимосвязанную группу операций (укрупненные нормы);
- на законченный комплекс работ (комплексная норма).
Степень дифференциации или укрупнения норм определяется конкретными условиями организации производства и труда.
По сфере применения нормативные материалы подразделяются на межотраслевые, отраслевые и местные.
Межотраслевые нормы предназначаются для нормирования труда на работах, выполняемых на предприятиях двух и более отраслей экономики.
Отраслевые (ведомственные) нормы предназначаются для нормирования труда на работах, выполняемых на предприятиях одной отрасли экономики, в данном случае - на предприятиях железнодорожного транспорта.
Местные нормы труда разрабатываются на предприятиях в тех случаях, когда отсутствуют межотраслевые и отраслевые нормативные материалы, а также при создании на предприятии более прогрессивных организационно - технических условий или их несоответствии по сравнению с учтенными при разработке действующих отраслевых нормативных материалов.
Наряду с нормами, установленными на стабильные по организационно - техническим условиям работы, применяются временные и разовые нормы.
Временные нормы устанавливаются на период освоения тех или иных работ при отсутствии утвержденных нормативных материалов для нормирования труда.
Срок действия временных норм:
- разработанных на предприятии, не должен превышать 3 месяцев;
- разработанных железной дорогой, - не более 6 месяцев;
- разработанных Министерством путей сообщения Российской Федерации, - не более одного года.
Разовые нормы устанавливаются на отдельные работы, носящие единичный характер (внеплановые, аварийные, случайные и другие работы, не предусмотренные технологией), и действуют, пока эти работы выполняются, если для них не введены временные или постоянные нормы.
Установление количества необходимых затрат труда на выполнение работ органически связано с установлением квалификационных требований к исполнителям этих работ.
Тарификация - это установление разряда сложности работ, требующего наличия у работников, их выполняющих, определенного уровня квалификации.
Тарификация работ и определение квалификационных требований к работникам производятся в соответствии с Единым тарифно - квалификационным справочником работ и профессий рабочих, утверждаемым Министерством труда и социального развития Российской Федерации, который обязателен для применения на всех предприятиях независимо от форм собственности.
Нормирование труда и тарификация работ являются основой не только рациональной организации производства и труда, но и определения необходимой численности работников по количеству и уровню их квалификации.
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА
И НОРМАТИВНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Организация работ по нормированию труда на железнодорожном транспорте регламентируется законодательством о труде Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, постановлениями Министерства труда и социального развития Российской Федерации, а также нормативными актами Министерства путей сообщения Российской Федерации (далее МПС - России) и настоящим Положением.
Общее руководство организацией нормирования труда на железнодорожном транспорте осуществляется Управлением заработной платы и охраны труда МПС России.
Непосредственное руководство нормированием труда осуществляется:
в отраслевых департаментах и управлениях МПС России - экономическими отделами или специалистами, ведающими вопросами организации и нормирования труда;
на железных дорогах и в отделениях железных дорог - службами (отделами) организации труда и заработной платы;
в службах управлений железных дорог - инженерами, ведающими вопросами организации и нормирования труда;
в предприятиях, обособленных структурных подразделениях - инженерами по организации и нормированию труда;
в сменах, на производственных участках - мастерами, начальниками участков, прорабами.
Управление заработной платы и охраны труда МПС России:
определяет порядок и требования к уровню организации и нормирования труда на предприятиях железнодорожного транспорта; разрабатывает меры, обеспечивающие совершенствование организации и нормирования труда на предприятиях в целях снижения затрат труда;
разрабатывает отраслевые нормативные акты по нормированию труда;
организует проведение в отрасли нормативно - исследовательских работ по организации и нормированию труда, улучшению использования

ПРИКАЗ Госстандарта РФ от 19.09.2000 n 341 ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПРИКАЗА ГОССТАНДАРТА РОССИИ ОТ 2 МАРТА 1999 Г. n 84  »
Постановления и Указы »
Читайте также