УКАЗАНИЕ МПС РФ от 19.09.2000 n Ш-2410у <О ПОЛОЖЕНИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ> (вместе с ПОЛОЖЕНИЕМ..., утв. МПС РФ 06.07.2000 n ЦЗТ-765)


МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 19 сентября 2000 г. N Ш-2410у
Министерство путей сообщения Российской Федерации приказывает ввести в действие с 1 октября 2000 года прилагаемое Положение об организации нормирования труда на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденное МПС России от 06.07.2000 N ЦЗТ-765, по согласованию с Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей (Постановление от 26.06.2000 N 16.17).
Первый заместитель Министра
М.В.ИВАНКОВ



Утверждаю
Первый заместитель
Министра путей сообщения
Российской Федерации
М.В.ИВАНКОВ
6 июля 2000 г. N ЦЗТ-765
Согласовано
Постановлением
Российского профсоюза
железнодорожников
и транспортных строителей
от 26 июня 2000 г. N 16.17
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Настоящее Положение устанавливает единый порядок организации нормирования труда, а также проведения нормативно - исследовательских работ по труду на федеральном железнодорожном транспорте (далее - железнодорожном транспорте) и определяет:
основные цели и задачи нормирования труда;
нормативные материалы и нормы труда, применяемые на железнодорожном транспорте;
организацию нормирования труда и нормативно - исследовательских работ;
организацию разработки и пересмотра нормативных материалов для нормирования труда;
порядок согласования и утверждения нормативных материалов;
основные требования к содержанию, построению, изложению и оформлению нормативных материалов;
порядок проверки нормативных материалов на соответствие достигнутому уровню техники, технологии, организации производства и труда;
порядок внедрения нормативных материалов для нормирования труда;
порядок обеспечения отраслевыми нормативными материалами для нормирования труда предприятий и организаций;
порядок планирования и финансирования нормативно - исследовательских работ по труду.
Настоящее Положение применяется на всех предприятиях и в организациях железнодорожного транспорта.
II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Главная задача нормирования труда состоит в установлении и постоянном поддержании на требуемом уровне качества таких норм трудовых затрат, использование которых позволит обеспечить дальнейший рост производительности труда и повышение эффективности работы всех подразделений железнодорожного транспорта.
Основными целями и задачами нормирования труда являются:
осуществление единых принципов и методов в области организации и нормирования труда на железнодорожном транспорте;
разработка мер по совершенствованию нормирования труда на основе анализа состояния нормирования труда в отрасли;
расширение сферы нормирования труда на все категории работников (рабочих, специалистов, руководителей, других служащих);
усиление роли нормирования труда в снижении трудоемкости производства и экономии затрат труда;
планирование численности работников по количеству, уровню их квалификации и определение загрузки на основе норм труда;
разработка норм и нормативов для нормирования труда на новые и не охваченные нормированием оборудование, технологии, работы и услуги;
разработка укрупненных и комплексных норм затрат труда на законченный объем работ, изделие, единицу продукции;
повышение качества разрабатываемых нормативных материалов и уровня их обоснования;
организация систематической работы по своевременному внедрению разработанных норм и нормативов для нормирования труда и обеспечение контроля за их правильным применением;
широкое применение современных экономико - математических методов обработки исходных данных и электронно - вычислительной техники, систем микроэлементного нормирования, видеотехники и других технических средств измерения затрат рабочего времени и изучения приемов и методов труда;
обеспечение постоянной прогрессивности действующих нормативных материалов для нормирования труда, приведение их в соответствие с осуществляемыми изменениями в технике, технологии, организации производства и труда;
изучение и распространение передового опыта работы по организации нормирования труда.
Совершенствование нормирования труда должно создавать условия для улучшения организации производства и труда, планирования и анализа использования трудовых ресурсов, развития коллективных форм труда, снижения трудоемкости выполняемых работ, установления равной оплаты за равнозначный труд в аналогичных условиях.
III. НОРМАТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И НОРМЫ ТРУДА,
ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Нормирование труда - это составная часть управления производством, определяющая необходимые затраты труда (времени) на выполнение работ (изготовление единицы продукции) отдельными работниками (бригадами) и устанавливающая на этой основе нормы труда.
Необходимыми считаются затраты, соответствующие эффективному для конкретных условий производства использованию трудовых ресурсов при условии соблюдения обоснованных режимов труда и отдыха.
К нормативным материалам для нормирования труда относятся:
нормативы режимов работы технических средств, оборудования, по которым устанавливаются оптимальные режимы протекания процесса и определяется основное (технологическое) машинное и машинно - ручное время;
нормативы по труду, включающие затраты труда (времени) на выполнение отдельных элементов (комплексов) трудовой операции, обслуживания единицы оборудования, рабочего места, а также численности работников, необходимых для выполнения отдельных производственных, управленческих функций или объема работ, принятого за единицу измерения в зависимости от конкретных организационно - технических условий.
Нормативные материалы для нормирования труда служат базой для расчета обоснованных норм затрат труда и предназначены для применения на предприятиях железнодорожного транспорта.
Нормативные материалы для нормирования труда должны отвечать следующим основным требованиям:
соответствовать современному уровню техники и технологии, организации производства и труда;
учитывать в максимальной степени влияние технико - технологических, организационных, экономических и психофизиологических факторов;
обеспечивать высокое качество устанавливаемых норм труда, оптимальный уровень напряженности (интенсивности) труда;
соответствовать требуемому уровню точности;
быть удобными для расчета по ним затрат труда на предприятиях и определения трудоемкости работ;
обеспечивать возможность использования их в автоматизированных системах и персональных электронно - вычислительных машинах для сбора и обработки информации, разработки норм труда.
Для нормирования труда рабочих и служащих применяются следующие виды норм труда: норма времени, норма выработки, норма обслуживания, норма численности.
Норма времени - это величина затрат рабочего времени, установленная для выполнения единицы работы работником или группой работников (бригадой) соответствующей квалификации в определенных организационно - технических условиях.
Норма выработки - это установленный объем работы (количество единиц продукции), который работник или группа работников (бригада) соответствующей квалификации обязаны выполнить в единицу рабочего времени в определенных организационно - технических условиях.
Норма выработки является величиной производной от нормы времени и определяется делением рабочего времени исполнителей нормируемой работы за учетный период (час, рабочий день, смену, месяц) на норму времени.
Норма времени обслуживания - это величина затрат рабочего времени, установленная для обслуживания единицы оборудования, производственных площадей или других производственных единиц в определенных организационно - технических условиях.
Норма обслуживания - это количество производственных объектов (единиц оборудования, рабочих мест и других объектов), которые работник или группа работников (бригада) соответствующей квалификации обслуживают в течение единицы рабочего времени в определенных организационно - технических условиях.
Нормы обслуживания предназначаются для нормирования труда работников, занятых обслуживанием оборудования, устройств, рабочих мест.
Разновидностью нормы обслуживания является норма управляемости, определяющая численность работников, которыми должен руководить один руководитель.
Норма численности - это установленная численность работников определенного профессионально - квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ в определенных организационно - технических условиях.
Нормированное задание - установленный на основе указанных выше видов норм затрат труда объем работ, который работник или группа работников (бригада) должны выполнять за рабочую смену, месяц или в иную единицу рабочего времени на повременно оплачиваемых работах.
Нормированные задания могут устанавливаться для всех категорий работников - рабочих, служащих, специалистов.
Нормированные задания разнообразны, однако принципы их определения одинаковы. Они разрабатываются на основе действующих норм затрат труда и могут содержать индивидуальные и коллективные затраты труда, устанавливаемые с учетом заданий по повышению производительности труда и экономии материальных ресурсов. Эти задания устанавливаются исходя из имеющихся на каждом рабочем месте возможностей. Поэтому нормированные задания в отличие от норм затрат труда могут устанавливаться только для конкретного рабочего места и с учетом только ему присущих особенностей и возможностей мобилизации внутрипроизводственных резервов повышения эффективности труда.
Применение нормированных заданий в сочетании с системой стимулирования труда за результаты их выполнения могут выступать в качестве основы улучшения организации и учета труда, эффективности производства.
Нормы труда устанавливаются:
- на отдельную операцию (операционная или дифференцированная норма);
- взаимосвязанную группу операций (укрупненные нормы);
- на законченный комплекс работ (комплексная норма).
Степень дифференциации или укрупнения норм определяется конкретными условиями организации производства и труда.
По сфере применения нормативные материалы подразделяются на межотраслевые, отраслевые и местные.
Межотраслевые нормы предназначаются для нормирования труда на работах, выполняемых на предприятиях двух и более отраслей экономики.
Отраслевые (ведомственные) нормы предназначаются для нормирования труда на работах, выполняемых на предприятиях одной отрасли экономики, в данном случае - на предприятиях железнодорожного транспорта.
Местные нормы труда разрабатываются на предприятиях в тех случаях, когда отсутствуют межотраслевые и отраслевые нормативные материалы, а также при создании на предприятии более прогрессивных организационно - технических условий или их несоответствии по сравнению с учтенными при разработке действующих отраслевых нормативных материалов.
Наряду с нормами, установленными на стабильные по организационно - техническим условиям работы, применяются временные и разовые нормы.
Временные нормы устанавливаются на период освоения тех или иных работ при отсутствии утвержденных нормативных материалов для нормирования труда.
Срок действия временных норм:
- разработанных на предприятии, не должен превышать 3 месяцев;
- разработанных железной дорогой, - не более 6 месяцев;
- разработанных Министерством путей сообщения Российской Федерации, - не более одного года.
Разовые нормы устанавливаются на отдельные работы, носящие единичный характер (внеплановые, аварийные, случайные и другие работы, не предусмотренные технологией), и действуют, пока эти работы выполняются, если для них не введены временные или постоянные нормы.
Установление количества необходимых затрат труда на выполнение работ органически связано с установлением квалификационных требований к исполнителям этих работ.
Тарификация - это установление разряда сложности работ, требующего наличия у работников, их выполняющих, определенного уровня квалификации.
Тарификация работ и определение квалификационных требований к работникам производятся в соответствии с Единым тарифно - квалификационным справочником работ и профессий рабочих, утверждаемым Министерством труда и социального развития Российской Федерации, который обязателен для применения на всех предприятиях независимо от форм собственности.
Нормирование труда и тарификация работ являются основой не только рациональной организации производства и труда, но и определения необходимой численности работников по количеству и уровню их квалификации.
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА
И НОРМАТИВНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Организация работ по нормированию труда на железнодорожном транспорте регламентируется законодательством о труде Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, постановлениями Министерства труда и социального развития Российской Федерации, а также нормативными актами Министерства путей сообщения Российской Федерации (далее МПС - России) и настоящим Положением.
Общее руководство организацией нормирования труда на железнодорожном транспорте осуществляется Управлением заработной платы и охраны труда МПС России.
Непосредственное руководство нормированием труда осуществляется:
в отраслевых департаментах и управлениях МПС России - экономическими отделами или специалистами, ведающими вопросами организации и нормирования труда;
на железных дорогах и в отделениях железных дорог - службами (отделами) организации труда и заработной платы;
в службах управлений железных дорог - инженерами, ведающими вопросами организации и нормирования труда;
в предприятиях, обособленных структурных подразделениях - инженерами по организации и нормированию труда;
в сменах, на производственных участках - мастерами, начальниками участков, прорабами.
Управление заработной платы и охраны труда МПС России:
определяет порядок и требования к уровню организации и нормирования труда на предприятиях железнодорожного транспорта; разрабатывает меры, обеспечивающие совершенствование организации и нормирования труда на предприятиях в целях снижения затрат труда;
разрабатывает отраслевые нормативные акты по нормированию труда;
организует проведение в отрасли нормативно - исследовательских работ по организации и нормированию труда, улучшению использования рабочего времени и загрузки всех категорий работников;
разрабатывает и осуществляет меры, направленные на внедрение прогрессивных форм организации труда и производства, нормирования труда всех категорий работников как со сдельной, так и с повременной оплатой труда;
проверяет и организует пересмотр действующих нормативов по труду и разработку новых отраслевых норм по мере внедрения новых технических средств и технологий;
формирует банк данных отраслевых норм и нормативов по труду; создает методическое, программное и информационные обеспечение по нормированию труда;
проводит анализ положения с нормированием труда в отрасли, разрабатывает меры по устранению недостатков;
организует разработку тарифно - квалификационных характеристик для рабочих и квалификационных характеристик для служащих, осуществляет контроль за правильностью применения на предприятиях, в учреждениях и организациях железнодорожного транспорта Единого тарифно - квалификационного справочника работ и профессий рабочих, квалификационных характеристик и разрядов оплаты труда должностей руководителей, специалистов и служащих по отраслевой единой тарифной сетке, вносит предложения по изменению наименований профессий;
организует работу по совершенствованию и развитию коллективных форм организации и стимулирования труда, применению материальных стимулов за снижение трудовых затрат;
осуществляет анализ использования рабочего времени, подготавливает предложения по сокращению потерь рабочего времени.
Департаменты и управления МПС России:
организуют разработку прогрессивных обоснованных норм и нормативов по труду, проведение мероприятий по повышению уровня эффективности работы предприятий на основе изучения и распространения передового опыта в области организации и нормирования труда.
Служба (отдел) организации труда и заработной платы управления железной дороги (отделения железной дороги):
осуществляет руководство работой по организации и нормированию труда на отделениях и предприятиях железной дороги;
осуществляет контроль за внедрением прогрессивных норм затрат труда и их своевременной заменой на основе проведения организационно - технических мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда;
принимает участие в разработке отраслевых норм и нормативов по труду, развитию и совершенствованию нормативной базы по труду;
проводит анализ состояния нормирования труда на дороге (отделении), оценку эффективности труда на предприятиях и разрабатывает меры по устранению недостатков;
организует работу по расчету численности и осуществляет совместно со службами управления железной дороги анализ причин отклонения фактической численности работников от нормативной и разработку предложений по совершенствованию этой работы;
организует контроль за правильностью установления разрядов квалификации рабочим и разрядов выполняемых ими работ в соответствии с Единым тарифно - квалификационным справочником работ и профессий рабочих (далее - ЕТКС);
организует семинары и совещания, повышение квалификации работников.
Службы управления железной дороги:
осуществляют контроль за своевременностью внедрения и правильностью применения прогрессивных норм затрат труда, оказывают практическую помощь предприятиям в вопросах организации и нормирования труда.
На предприятиях непосредственную работу по нормированию труда осуществляет инженер по организации и нормированию труда, основными направлениями деятельности которого являются:
разработка и внедрение мероприятий по совершенствованию организации и нормирования труда и эффективности производства;
разработка и внедрение норм затрат труда на основе использования межотраслевых, отраслевых и других прогрессивных нормативов по труду по различным видам работ, их проверка, пересмотр, замена, в случаях изменений в технологии, совершенствования оснастки, других организационно - технических условий выполнения работ;
проверка норм и выявление ошибочных и не соответствующих применяемым технологиям и условиям производства для обеспечения введения новых прогрессивных норм труда, анализ уровня выполнения норм и причин их невыполнения и высокого перевыполнения;
обоснование необходимых затрат труда и трудоемкости работ при разработке новых технологических процессов и внедрении новой техники, изменении условий труда;
участие в подготовке проекта коллективного договора, разработка его разделов, касающихся организации и нормирования труда, анализ и контроль за его выполнением;
разработка, на основе принятых обязательств в коллективном договоре, календарных планов пересмотра норм и обеспечение его выполнения;
проведение тарификации выполняемых работ, участие в работе комиссии по присвоению работникам предприятия разрядов квалификации;
расчет сдельных расценок, ведение нормировочно - расценочной ведомости;
расчет нормированных заданий для работников с повременной оплатой труда;
организация и проведение фотохронометражных наблюдений, фотографий рабочего дня;
исследование затрат рабочего времени, анализ потерь рабочего времени;
обеспечение правильного применения тарифных ставок, должностных окладов, наименования профессий и установления рабочим разрядов квалификации в соответствии с ЕТКС и служащим в соответствии с квалификационными справочниками;
составление отчетности по нормированию труда по установленным формам;
внедрение передового опыта в области организации и нормирования труда и организация его внедрения.
Руководитель или по его поручению один из его заместителей несет ответственность за состояние нормирования труда, своевременное проведение организационно - технических мероприятий, внедрение рациональных технологических процессов, улучшение организации труда, обеспечение условий работы, принятых при проектировании норм, на предприятиях и в обособленных структурных подразделениях железных дорог.
Министерство путей сообщения Российской Федерации, железные дороги и отделения железных дорог систематически осуществляют контроль на подведомственных предприятиях за состоянием нормирования труда, принимая меры к устранению имеющихся недостатков и повышению его эффективности.
Ведущей организацией, осуществляющей методическое обеспечение и разработку отраслевых нормативных материалов для нормирования труда, является Проектный и внедренческий центр организации труда МПС России (ПВЦ МПС России).
В соответствии с возложенными на него задачами ПВЦ МПС России выполняет следующие основные функции:
разрабатывает нормативные и методические материалы и проектные решения по дальнейшему совершенствованию организации нормирования и стимулирования труда работников всех категорий;
разрабатывает новые отраслевые нормы и нормативы по труду, а также пересматривает действующие нормативные материалы, утверждаемые МПС России по согласованию с Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей; участвует в разработках межотраслевых норм и нормативов и их апробации на предприятиях отрасли;
оказывает предприятиям и организациям помощь в разработке и осуществлении мероприятий по повышению производительности труда, улучшению обслуживания и использования подвижного состава и технических средств;
информирует организации и предприятия о разработанных и изданных межотраслевых и отраслевых нормах и нормативах по труду;
разрабатывает по заказам предприятий и организаций нормы и нормативы по труду на различные виды работ, в том числе комплексные на конечные результаты труда при коллективных формах организации труда, нормированные задания для работников с повременной оплатой труда, оказывает помощь в их внедрении;
разрабатывает проекты тарифно - квалификационных справочников для рабочих и должностных характеристик служащих и специалистов; оказывает предприятиям помощь по тарификации работ и установлению рабочим разрядов квалификации;
изучает опыт нормирования труда на предприятиях железнодорожного транспорта и проводит работы по его распространению;
изучает и анализирует результаты внедрения межотраслевых и отраслевых нормативных материалов на предприятиях железнодорожного транспорта, правильность применения отраслевых нормативных материалов для расчета численности на предприятиях отрасли.
Дорожные лаборатории методов и нормирования труда и другие подразделения по нормированию труда на железных дорогах обеспечивают:
разработку предложений и рекомендаций по совершенствованию норм и нормативов трудовых затрат, улучшению организации труда, развитию прогрессивных форм организации труда;
участие в разработке методических материалов по организации и нормированию труда в соответствии с планами МПС России под методическим руководством ПВЦ МПС России;
организацию работы по широкому применению на предприятиях железной дороги обоснованных норм затрат труда, расширению сферы нормирования труда всех категорий работников;
проведение исследований трудовых процессов, сбор и анализ исходных данных для разработки нормативных материалов по труду;
проведение фотографий рабочего дня и хронометражных наблюдений в соответствии с планами железной дороги и разработку предложений по улучшению загрузки рабочего времени, увеличению зон обслуживания и объемов выполняемых работ;
изучение на предприятиях железной дороги и оказание им помощи в проведении работ по тарификации работ и присвоению разрядов квалификации рабочим и служащим в соответствии с тарифно - квалификационными справочниками;
анализ применения отраслевых нормативных материалов для расчета численности на предприятиях отрасли;
практическую помощь в разработке норм затрат труда.
V. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ И ПЕРЕСМОТРА НОРМАТИВНЫХ
МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА
Одной из задач нормирования труда на железнодорожном транспорте является определение всесторонне обоснованных норм затрат труда по каждой категории работающих.
Обоснованными нормами являются нормы, установленные аналитическим методом на основе комплексного обоснования величины затрат труда, учитывающего технические, организационные, экономические, психофизиологические и другие факторы.
Техническое обоснование учитывает выявление и анализ технических факторов, зависящих от производства, проектирование технологических режимов работы оборудования.
Организационное обоснование предполагает, что при расчете норм должны учитываться прогрессивные методы организации производства и труда.
Экономическое обоснование предусматривает анализ влияния разрабатываемых норм на производительность труда, качество и себестоимость продукции и другие показатели производства.
Психофизиологическое обоснование подразумевает выбор оптимального варианта трудового процесса, протекающего в благоприятных условиях с нормальной интенсивностью труда и рационального режима труда и отдыха в целях сохранения здоровья работающих, их высокой работоспособности и жизнедеятельности.
Качество норм затрат труда и их обоснованность зависит от методов, на основе которых они устанавливаются.
Нормы затрат труда могут быть установлены двумя методами: на основе детального анализа, осуществляемого на предприятии, и проектирования оптимального трудового процесса (аналитический метод); или на основе статистических отчетов о выработке, затратах времени на выполнение работы за предшествующий период, или экспертных оценок (суммарный метод).
Аналитический метод позволяет определять обоснованные нормы, внедрение которых способствует повышению производительности труда и в целом эффективности производства.
Суммарный же метод только фиксирует фактические затраты труда. Этот метод применяется в исключительных случаях при нормировании аварийных или опытных работ.
Нормы, разрабатываемые на основе аналитического метода, являются обоснованными, а нормы, установленные суммарным методом, - опытно - статистическими.
Разработка обоснованных нормативных материалов осуществляется одним из способов аналитического метода: аналитически - исследовательским или аналитически - расчетным.
При аналитически - исследовательском способе нормирования необходимые затраты рабочего времени по каждому элементу нормируемой операции определяют на основе анализа данных, полученных в результате непосредственного наблюдения за выполнением этой операции на рабочем месте, на котором организация труда соответствует принятым условиям.
При аналитически - расчетном способе затраты рабочего времени на нормируемую операцию определяют по нормативам времени на отдельные рабочие операции, разработанным ранее на основе хронометражных наблюдений, или расчетом, исходя из принятых режимов оптимальной работы технологического оборудования.
Аналитически - расчетный способ является наиболее рациональным и предпочтительным способом проектирования нормативных материалов, так как является наиболее совершенным и экономически эффективным способом нормирования.
Совершенствование аналитически - расчетного метода осуществляется путем разработки систем микроэлементных нормативов.
Преимущества аналитически - расчетного способа нормирования труда не исключают применения аналитически - исследовательского метода.
В целях обеспечения организационно - методического единства по организации разработки, пересмотра и совершенствования отраслевых нормативных материалов для нормирования труда, повышения их обоснованности и качества устанавливается следующий порядок выполнения работ:
1. Проведение подготовительных и организационно - методических работ.
При заключении договора на выполнение работы совместно с заказчиком определяются цели и задачи разработки нормативных материалов для нормирования труда, уточняются виды норм, составляется техническое задание.
Техническое задание разрабатывается организацией - исполнителем нормативно - исследовательской работы и утверждается организацией - заказчиком.
Изучаются действующая технология, инструкции, положения, организационно - технические условия и методы выполнения работы на рабочих местах, подбираются паспорта оборудования, характеристики применяемых инструментов, приспособлений, сырья, материалов, режимов работы оборудования, содержание технологических и трудовых процессов; устанавливается возможность разработки нормативных материалов с применением нормативов времени, в том числе микроэлементных, использования электронно - вычислительных машин для проектирования рациональных трудовых процессов и расчета норм труда.
Разрабатывается методическая программа проведения работ по разработке нормативного документа, отражающая следующие вопросы:
выбор предприятий, на основе организации производства и труда которых будут разрабатываться прогрессивные технологические (трудовые) процессы и рациональные организационно - технические условия их выполнения, предусматриваемые при проектировании норм затрат труда;
использование действующих нормативных материалов для нормирования труда, в том числе и микроэлементных нормативов;
определение факторов, влияющих на затраты времени при выполнении отдельных работ и обеспечивающих наибольшую точность нормативов и норм при наименьшей сложности и трудоемкости их разработки;
инструктаж работников, осуществляющих наблюдения и анализ затрат рабочего времени и проектирование норм и нормативов, использование для этой работы приборов, видеотехники, компьютерной техники, данных статистической, оперативной и другой отчетности;
проверку проекта нормативных материалов в производственных условиях;
оформление сборника нормативных материалов в целом.
Одновременно с методической программой разрабатываются макеты нормативных карт (таблиц).
2. Проведение изучения затрат рабочего времени на рабочих местах:
осуществляется подготовка к наблюдениям, выбираются исполнители, за работой которых будут вестись наблюдения, уточняется на выбранном предприятии соответствие технологии, организации рабочего места и его обслуживания проектируемым;
проводятся непосредственные замеры рабочего времени (хронометраж, фотографии рабочего времени, видеосъемка трудовых процессов и т.д.) или моментные наблюдения; при этом максимально используются материалы, связанные с установлением норм затрат труда на выбранных предприятиях;
проводятся технические расчеты, экспериментальные и другие исследовательские работы, обрабатываются собранные материалы.
Для выполнения работ этого этапа организация - разработчик привлекает по согласованию с железными дорогами работников нормативных подразделений дорог и специалистов предприятий, на базе которых разрабатываются нормативные материалы.
3. Проведение обработки собранных материалов включает в себя:
анализ и обобщение результатов изучения затрат рабочего времени, разработка нормативов (норм) затрат труда;
уточняются основные факторы, влияющие на величину затрат труда; выводятся эмпирические (основанные на опыте) формулы зависимостей между значениями влияющих факторов и величинами затрат труда;
подготавливается проект нормативного документа в первой редакции, а также инструктивные указания о порядке проведения его проверки непосредственно на предприятии;
определяются конкретные предприятия и организации для проведения на них проверки нормативных материалов;
направляется проект нормативного документа с инструктивными указаниями о порядке проведения его проверки на выбранные предприятия и организации.
4. Проверка нормативных материалов в производственных условиях:
Проверка нормативных материалов в производственных условиях производится на предприятиях соответствующего хозяйства железнодорожного транспорта.
Целью проверки является выявление характера уточнений и дополнений, подлежащих внесению в проект.
5. Подготовка окончательной редакции нормативных материалов:
Проводится анализ и изучение результатов проверки проекта нормативного документа в производственных условиях, обобщение полученных отзывов, замечаний и предложений.
Заключения по замечаниям и предложениям формулируются:
"Принято" - если принимается полностью и указывается новая редакция пункта документа;
"Принято частично" - излагается обоснование отклоненной части замечания и новая редакция документа, учитывающего частичное изменение;
"Отклонено" - излагается обоснование отклонения.
Допускается вместо обоснования заключения делать ссылку на порядковый номер обоснования предыдущего заключения (например, "Отклонено. См. заключение по п. 5").
При наличии принципиальных замечаний и разногласий Управление заработной платы и охраны труда МПС России проводит согласительное совещание, на которое приглашаются представители заказчика, разработчика, предприятия, отстаивающего соответствующие замечания, и железной дороги, в состав которой оно входит.
В необходимых случаях согласительное совещание созывается под председательством Первого заместителя министра.
Решение согласительного совещания оформляется протоколом, подписанным председателем и секретарем совещания.
Особые мнения излагаются отдельно и прилагаются к протоколу и подписываются.
На основании решения согласительной комиссии подготавливается окончательная редакция проекта нормативного документа.
В тех случаях, когда организационно - технические условия предприятия позволяют устанавливать нормы более прогрессивные, чем соответствующие межотраслевые или отраслевые, либо при отсутствии их, разрабатываются местные нормы одним из способов аналитического (как правило) метода нормирования труда.
VI. ПОРЯДОК СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ
НОРМАТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Проекты отраслевых нормативных материалов для нормирования труда с пояснительной запиской, содержание которой приведено в Приложении 1 к настоящему Положению, до представления на утверждение организацией - разработчиком должны быть согласованы руководством:
Проектного и внедренческого центра организации труда МПС России;
департамента (управления) МПС России, являющегося заказчиком разработки нормативного документа;
Управления заработной платы и охраны труда МПС России;
Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей.
Проекты отраслевых норм затрат труда нормативно - исследовательскими подразделениями, не входящими в состав ПВЦ МПС России, проекты нормативных материалов, методики, все документы, на основе которых устанавливается численность, должны проходить на договорной основе экспертизу и согласование в ПВЦ МПС России.
В случаях использования организациями в своих работах нормативных материалов других организаций согласование документа должно проходить на договорной основе с той организацией, чья работа была использована.
Согласованные проекты нормативных материалов по труду представляются на утверждение, при этом:
нормативные материалы, имеющие применение в нескольких хозяйствах железнодорожного транспорта, утверждаются первым заместителем министра путей сообщения;
нормативные материалы, применяемые в одном хозяйстве и выполненные по заказу отраслевого департамента, утверждаются заместителем министра путей сообщения, курирующим это хозяйство железнодорожного транспорта.
Запрещается представлять на утверждение нормативные материалы, не согласованные с установленными выше руководителями и профсоюзным органом.
Нормативные материалы вводятся в действие в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сроки их пересмотра, обновления и внесения дополнений устанавливаются по мере изменения технологических процессов, организационно - технических условий и внедрения новых технических средств, но не реже чем через 5 лет.
Нормативные материалы для нормирования труда, утвержденные МПС России, не позднее 30 дней после утверждения представляются в ПВЦ МПС России для регистрации.
Регистрация централизованно разработанных нормативных материалов для нормирования труда производится с целью:
осуществления единого учета нормативных материалов, действующих на железнодорожном транспорте;
создания банка централизованной информации о действующих на железнодорожном транспорте нормативных материалах;
исключения дублирования нормативных материалов.
Материалы на регистрацию должна направлять организация (подразделение), их разрабатывающая.
При регистрации нормативным документам присваивается обозначение - шифр.
VII. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ, ПОСТРОЕНИЮ,
ИЗЛОЖЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОТРАСЛЕВЫХ НОРМАТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ
ДЛЯ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА
Отраслевые нормативные материалы для нормирования труда оформляются в виде сборников, состоящих из:
титульного листа;
аннотации;
общей части;
технологии работы, характеристики применяемых технических средств и организации труда;
нормативной части;
приложений.
Наименование сборников нормативных материалов должно формулироваться предельно четко, однозначно и одновременно давать наиболее важную информацию об их содержании.
Для этого в названии должны содержаться следующие сведения:
в верхней части титульного листа указывается, что нормативные материалы являются отраслевыми, а именно, Министерства путей сообщения Российской Федерации;
вид нормативных материалов: нормы времени, выработки, обслуживания или нормативы времени и т.д.;
вид работ (категория, группа работников, для которых предназначены нормативные материалы).
"Титульный лист" нормативных материалов, кроме названия, должен содержать сведения об утверждении документа, его согласовании с Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей, дату его издания.
"Аннотация" к нормативному документу должна содержать: наименование, шифр регистрации, указание об отмене ранее действующих нормативов (норм), сведения об участниках разработки, наименование и адрес организации, ответственной за разработку сборника нормативных материалов.
В "Общей части" указывается, для каких работ и для какого типа производств (рабочих мест) предназначается нормативный материал сборника, излагаются условия его применения, общие методические указания о пользовании нормативным документом, основные формулы, по которым произведен расчет норм, примеры расчета.
Приводятся указания об особенностях применения нормативов (норм) при коллективных формах организации труда.
"Технология работ, характеристика применяемых технических средств и организация труда" должна содержать данные, учтенные при проектировании нормативов (норм):
виды и типы технологического оборудования, их основные технические характеристики; технические и эксплуатационные характеристики технологической оснастки; режимы работы технологического оборудования, требования, предъявляемые к качеству работ, содержание трудового процесса и рациональные методы его выполнения; разделение и кооперация труда внутри коллектива исполнителей работы, организацию рабочих мест, систему обслуживания рабочих мест;
материально - техническое обеспечение;
инструментальное и ремонтное обслуживание;
условия труда, соответствующие санитарно - гигиеническим нормам, требованиям техники безопасности.
При изложении организации труда допускается ссылка на типовые проекты организации труда.
В сборниках должны быть отражены технологические, технические и организационные условия, которые связаны с особенностями выполнения работ, на которые предусмотрены (нормативы) нормы.
Детализация описания этих условий должна соответствовать виду нормативного материала и степени его укрупнения.
Допускается объединение разделов "Общая часть" и "Характеристика применяемых технических средств, технологии работ, организация труда" в один раздел "Общая часть".
Условия, специфические для отдельных видов работ, указываются в соответствующих разделах, параграфах, таблицах.
Подробные технические и эксплуатационные данные применяемых технических средств могут приводится в разделе "Приложения".
Нормативная часть сборника должна состоять из нормативных карт, параграфов, таблиц, группируемых по технологическому процессу или в другом рациональном порядке, удобном для пользования.
Нормативная карта (параграф и др.) должна содержать:
организацию труда, характеристику технологического процесса и применяемого оборудования (если они не указаны в виде самостоятельных разделов сборника);
содержание работы;
количественный и квалификационный состав исполнителей или разряд работы;
таблицы норм или нормативов и расчетные формулы к ним;
поправочные коэффициенты к таблицам и необходимые пояснения к ним.
Изложение требований и указаний нормативного документа должно быть кратким (без повторений, пояснений и обоснований) и четким, исключающим возможность различного толкования.
При изложении обязательных требований в тексте документа должны применяться слова "должно", "следует", "необходимо" и производные от них.
Как исключение, допускается ограничивать обязательность требований словами "как правило", обозначающими, что данное требование является преобладающим, а отступление от него должно быть обосновано.
В нормативных материалах для нормирования труда должны применяться научно - технические термины, установленные межотраслевыми и отраслевыми (Министерства путей сообщения Российской Федерации) стандартами и документами.
В тексте нормативного документа не допускается:
применять для одного и того же понятия различные термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;
применять обороты разговорной речи, техницизмы и профессионализмы;
применять произвольные словообразования (например: саноборудование, технадзор и т.п.);
сокращать обозначения единиц измерения, если они употребляются без цифр, за исключением единиц измерения в расшифровке буквенных обозначений, входящих в формулы;
применять сокращения слов, кроме установленных стандартами и правилами русской орфографии;
заменять слова буквенными обозначениями, например, "L заготовки" вместо "длина заготовки";
применять условные сокращения стандартов (ГОСТ, ОСТ и др.) без регистрационного номера;
пользоваться телеграфной индексацией отдельных профессий железнодорожного транспорта (например, ДСП - дежурный по станции, ТЗ - машинист и др.).
В конце сборника нормативных материалов должно помещаться содержание, включающее названия разделов, подразделов, приложений с указаниями страниц.
Порядок округления значений нормативных величин приведен в Приложении 2 к настоящему Положению.
Проект нормативного документа должен быть выполнен на компьютере с учетом требований, предъявляемых издательствами.
VIII. ПОРЯДОК ПРОВЕРКИ НОРМАТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ
ДЛЯ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА НА СООТВЕТСТВИЕ ДОСТИГНУТОМУ
УРОВНЮ ТЕХНИКИ, ТЕХНОЛОГИИ, ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОИЗВОДСТВА И ТРУДА
Отраслевые нормативные материалы для нормирования труда за год до истечения срока их действия и включения в план пересмотра подлежат обязательной проверке на соответствие достигнутому уровню техники, технологии, организации производства и труда.
Организация проверки нормативных материалов проводится в плановом порядке и осуществляется ПВЦ МПС России и нормативно - исследовательскими организациями железных дорог и предприятиями по планам МПС России.
Проверки нормативных материалов для нормирования труда проводятся с целью:
изучения практики их применения на предприятиях и в организациях;
изучения соответствия нормативов (норм) достигнутому уровню организации производства и труда и подготовки решений о необходимости пересмотра и внесения необходимых изменений, дополнений;
подготовки предложений по улучшению применения на предприятиях проверяемых нормативов и норм;
определения целесообразности переиздания сборников нормативных материалов.
Одновременно проводится проверка эффективности применения данных нормативов, а также причин, сдерживающих их применение и вызывающих необходимость разработки и применения местных нормативов, а также полнота охвата нормативами основных и вспомогательных работ и работников.
По результатам проверки составляется пояснительная записка, в которой указывается:
количество предприятий, на которых проводилась проверка;
конкретные причины отклонений действующих норм от проверяемых;
соответствие принятой степени укрупнения нормативов (норм) фактическим условиям;
соответствие проверяемого нормативного материала условиям внедрения прогрессивных форм организации труда;
конкретные предложения о необходимых изменениях и дополнениях к нормативам;
заключение о целесообразности (или нецелесообразности) пересмотра проверяемых нормативов (норм) с предложениями по их изменению.
В целях поддержания прогрессивного уровня всех действующих на предприятии норм затрат труда они подлежат обязательной проверке.
Проверка качества действующих норм на предприятиях и в организациях осуществляется систематически.
Систематический контроль на основе оперативного и целевого анализа позволяет:
дать общую оценку качества всех действующих на предприятии норм;
оценить качество норм по отдельным подразделениям предприятия и группам рабочих (участку, видам работ, профессиям);
проверить качество норм на отдельных рабочих местах и операциях;
установить причины отклонений в уровне качества норм и разработать мероприятия по устранению выявленных недостатков.
Перед началом проверки качества норм на предприятии должна быть определена принадлежность нормы к одному из следующих видов (по сфере применения):
межотраслевые;
отраслевые;
местные.
При проверке межотраслевых и отраслевых норм затрат труда на их соответствие достигнутому уровню техники и технологии, организации производства и труда должно быть обращено внимание организации их применения, контролю за соблюдением установленной технологии, полному выполнению объемов работ, заложенных в расчет норм.
При проверке местных норм должна быть проверена их обоснованность, т.е. наличие соответствующей документации, подтверждающей, что нормы установлены из расчета рационального использования производственных возможностей рабочего места в результате тщательного изучения и учета передовых приемов и методов труда.
При проверке норм, применяемых для рабочих - повременщиков, анализируется степень выполнения нормированных заданий, использование рабочего времени, качество установленных норм обслуживания, численности. В процессе анализа осуществляется сопоставление норм обслуживания с фактическими зонами обслуживания, фактической численности с численностью, рассчитанной по межотраслевым или отраслевым нормативам.
В ходе проверки и анализа качества норм:
определяется полнота обеспеченности нормативными материалами, качество и срок действия;
определяется удельный вес в общем количестве норм: обоснованных (в т.ч. отраслевых и местных), опытно - статистических, проводится проверка достоверности статистической отчетности по труду в части характеристики норм;
устанавливается соответствие фактических условий выполняемых работ организационно - техническим условиям, предусмотренным отраслевыми нормами;
осуществляется анализ фактических затрат труда путем проведения фотографий рабочего времени и хронометражных наблюдений с оценкой темпа работы исполнителя; при проведении фотографий особое внимание уделяется выявлению простоев работника (оборудования) и нерациональных затрат рабочего времени при выполнении работы и на основе этих данных устанавливаются причины их возникновения, определяются меры по сокращению простоев и затрат рабочего времени;
проводится анализ причин перевыполнения норм, сравниваются уровни выполнения норм по различным видам работ и структурным подразделениям;
устанавливается правильность выбора и учета факторов, на основе которых рассчитаны нормы;
определяется охват нормами труда работ и работников;
подготавливаются предложения по совершенствованию организации нормирования труда и определению эффективности их реализации.
По результатам проверки по каждой норме принимается соответствующее решение.
Устаревшие и ошибочно установленные нормы подлежат пересмотру.
Устаревшими считаются нормы, применяемые для нормирования работ, трудоемкость которых уменьшилась в результате общего улучшения организации производства и труда, роста профессионального мастерства и совершенствования производственных навыков работников.
При проверке норм затрат труда администрация предприятия обязана обеспечить тщательную проверку выполнения предусмотренной нормами технологии на всех операциях трудового процесса, соответствия фактически выполненного объема работ объемам, заложенным при расчете норм. Одновременно администрация обязана исходя из конкретных производственных условий при проверке норм рационализировать технологические процессы тех операций, условия выполнения которых, предусмотренные нормами, не соответствуют достигнутому уровню организации производства и труда, передовому опыту.
Пересмотр устаревших норм осуществляется в сроки и в размерах, устанавливаемых руководством предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом в календарном плане замены и пересмотра норм.
Ошибочными считаются нормы, при установлении которых были неправильно учтены организационно - технические условия или допущены неточности в применении нормативных материалов либо в проведении расчетов.
Пересмотр ошибочных норм осуществляется по мере их выявления по согласованию с профсоюзным комитетом.
Применение работником, бригадой, подрядным коллективом по собственной инициативе новых приемов труда, передового опыта, совершенствование своими силами рабочих мест и достижение на этой основе высокого уровня выполнения норм в период между их проверками не может являться основанием для пересмотра норм труда по решению администрации (ст. 102 КЗоТ).
В целях планомерной работы по снижению трудовых затрат, обеспечению прогрессивности действующих норм на предприятии, до начала года разрабатывается календарный план замены и пересмотра норм труда.
Разработка календарного плана осуществляется на основе намеченных к внедрению мероприятий плана технического развития и совершенствования производства и других мероприятий, обеспечивающих повышение производительности труда, снижение трудоемкости выполнения работ и сокращение численности за счет сокращения трудовых затрат.
В календарном плане предусматривается:
разработка норм на новые работы и работы, ранее не охваченные нормированием труда;
пересмотр норм, признанных в результате их проверки устаревшими.
Размер пересмотра каждой устаревшей нормы затрат труда, указываемый в календарном плане и являющийся основой расчета экономического эффекта, определяется ориентировочно по результатам ее проверки.
Фактический размер пересмотра нормы может отличаться от предусмотренного в календарном плане.
Проект календарного плана замены и пересмотра норм затрат труда администрацией предприятия выносится на обсуждение трудового коллектива и с учетом его рекомендаций утверждается руководителем предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом.
Администрация предприятия обязана разъяснить каждому работнику основания пересмотра норм, ознакомить его с методами, приемами труда и условиями, при которых они должны применяться.
Мероприятия календарного плана замены и пересмотра норм обязательно должны быть тесно увязаны с соответствующими показателями экономического и социального развития предприятия и взаимными обязательствами коллективного договора, соглашения.
Форма календарного плана приведена в Приложении 3 к настоящему Положению.
IX. ПОРЯДОК ВНЕДРЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ
МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА
Утвержденные в установленном порядке нормативные материалы для нормирования труда внедряются на предприятиях и в организациях железнодорожного транспорта в соответствии с их областью применения и сферой действия.
Вводятся в действие они приказом руководителя по согласованию с выборным профсоюзным органом.
Нормативные материалы считаются внедренными на предприятии и в организации, если установленные по ним нормы труда применяются в соответствии с их назначением.
Для обеспечения эффективного внедрения и освоения нормативных материалов и норм, разработанных на их основе, на предприятиях и организациях следует провести следующие мероприятия:
проверить организационно - техническую подготовленность производственных участков и рабочих мест к работе по новым нормам (насколько организационно - технические условия выполнения работ соответствуют условиям, предусмотренным новыми нормами времени);
наметить и в короткие сроки реализовать организационно - технические мероприятия по устранению выявленных недостатков в организации труда и производства, а также по улучшению условий труда;
ознакомить с новыми нормами времени всех работающих, которые будут работать по ним, в сроки в соответствии с действующим законодательством.
Ознакомление с новыми нормами должно сопровождаться проведением массовой разъяснительной работы, инструктажа работающих, а в необходимых случаях и обучением их работе в новых организационно - технических условиях.
Если при проведении указанной подготовительной работы выяснится, что на предприятии существующие организационно - технические условия более совершенны, чем условия, предусмотренные в новых отраслевых нормах или нормативах, и действующие на предприятии местные нормы на соответствующие работы более прогрессивны, чем новые нормы, то новые отраслевые нормы или нормативы не внедряются.
На тех предприятиях, где фактические организационно - технические условия совпадают с условиями, предусмотренными в сборнике, новые нормы или нормативы вводятся без каких-либо изменений.
По мере внедрения на предприятии, в организации нового оборудования и технологической оснастки, более совершенной технологии и организации производства и труда, чем предусмотрено в нормативных материалах, обеспечивающих рост производительности труда, отраслевые нормы затрат труда, рассчитанные на их основе, должны быть заменены новыми, более прогрессивными местными нормами времени, о чем предприятие должно сообщить в дорожную лабораторию методов и нормирования труда, а она в ПВЦ МПС России.
На работы, не охваченные новыми нормативными материалами, устанавливаются местные обоснованные нормы времени, рассчитанные методами нормирования.
X. ПОРЯДОК ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТРАСЛЕВЫМИ НОРМАТИВНЫМИ
МАТЕРИАЛАМИ ДЛЯ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА
ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
Издание и переиздание отраслевых нормативных материалов осуществляется в соответствии с планом издательской работы, ежегодно утверждаемым и финансируемым МПС России.
Ответственным за издание и обеспечение предприятий и организаций нормативными материалами, применяемыми во всех или нескольких хозяйствах отрасли, является Управление заработной платы и охраны труда МПС России, а нормативных материалов, разрабатываемых по заказам департаментов (управлений) и утверждаемых их руководителями, - соответствующий департамент.
Отраслевые департаменты (управления) и Управление заработной платы и охраны труда МПС России определяют тираж издаваемых и переиздаваемых материалов, исходя из полного обеспечения ими подведомственных предприятий и организаций, и оформляют заказы с издательскими организациями.
Изданные нормативные материалы департаментами (управлениями) рассылаются на подведомственные предприятия и организации непосредственно или через соответствующие службы. При рассылке материалов через службы, последние через 20 дней после их получения сообщают в департамент разнарядку с указанием количества и даты их рассылки по предприятиям.
При этом департаментом направляется не менее 2-х экземпляров в ПВЦ МПС России, а службами железных дорог не менее 2-х экземпляров в службы (отделы) организации труда и заработной платы.
В случае разработки ПВЦ МПС России нормативных материалов для нормирования труда по заказам на коммерческой основе обеспечение дорог и предприятий осуществляется ПВЦ МПС России согласно их заказам, оплаченным в установленном порядке.
ПВЦ МПС России систематически (не реже чем один раз в 2 года) по заказу Управления заработной платы и охраны труда МПС России издает "Аннотированный перечень действующих на железнодорожном транспорте нормативных материалов для нормирования труда" и направляет его в службы (отделы) организации труда железных дорог для сообщения подведомственным предприятиям и организациям.
Предприятия и организации при отсутствии у них необходимых нормативных материалов, указанных в "Аннотированном перечне", могут заказать в ПВЦ МПС России их копии на договорной основе с оплатой расходов на их копирование и пересылку по почте.
XI. ПЛАНИРОВАНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ
НОРМАТИВНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
ПО ТРУДУ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Разработка и пересмотр отраслевых нормативных материалов для нормирования труда осуществляется ПВЦ МПС России и другими организациями - разработчиками в соответствии с перспективными и годовыми планами, утверждаемыми МПС России.
Планы нормативно - исследовательских работ по труду должны быть увязаны с соответствующими планами научно - технического развития МПС России и совершенствования организации производства и труда, учитывать сроки действия нормативных материалов, а также предложения железных дорог, предприятий и профсоюзных органов по их совершенствованию.
Перспективные планы разрабатываются на период от двух до пяти лет и включают в себя:
разработку нормативных материалов на новые виды работ, технологии, оборудования, а также работы, не охваченные отраслевыми централизованно разработанными нормами труда;
пересмотр действующих нормативных материалов для нормирования труда для обеспечения постоянной прогрессивности и приведения их в соответствие с существующими изменениями в технике и технологии, организации производства и труда;
совершенствование методического обеспечения нормативно - исследовательских работ.
Перспективные планы разрабатываются Управлением заработной платы и охраны труда МПС России и согласовываются с Департаментом технической политики, Департаментом экономики и отраслевыми департаментами (управлениями) МПС России в части их увязки с планами разработки и внедрения новой и модернизации действующих технических средств и технологий, а также источников финансирования.
Годовые планы разрабатываются на основе перспективных планов с разбивкой по кварталам и в дополнение к ним включают:
проверку и анализ прогрессивности и обоснованности действующих норм труда и соответствия их достигнутому уровню техники, технологии, организации производства и труда;
разработку дополнений и изменений к действующим нормативным материалам для нормирования труда;
изучение и анализ результатов внедрения отраслевых нормативных материалов на предприятиях и в организациях;
изучение и распространение передового опыта в организации разработки и внедрения нормативных и методических материалов для нормирования труда;
оказание железным дорогам, предприятиям и организациям методической и практической помощи в разработке и внедрении нормативных материалов по труду.
В целях исключения дублирования и параллелизма в работе копии планов нормативно - исследовательских работ по труду направляются на железные дороги.
Планы отраслевых нормативно - исследовательских работ по труду должны раскрывать содержание работы, их эффективность и представляться на утверждение по форме, приведенной в Приложении 4 к настоящему Положению.
Финансирование расходов на разработку и пересмотр отраслевых нормативных материалов по труду производится за счет централизованных средств, предусмотренных на эти цели в смете общеотраслевых расходов МПС через департаменты и управления МПС России, а на работы по разработке норм затрат труда на новые технические средства и технологии, разрабатываемые одновременно с ними, за счет фонда развития научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ.
Выполненные работы оплачиваются департаментами (управлениями) МПС России - заказчиками согласно договорам поэтапно в сроки, определенные календарными планами, на основании актов сдачи - приемки работ, подписанных исполнителем и заказчиком, и отчетных документов, подтверждающих выполнение договорных обязательств.



Приложение 1
к Положению
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ К ПРОЕКТУ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ
РЕДАКЦИИ НОРМАТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ
ДЛЯ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА
1. Основание для разработки нормативного материала.
2. Краткий обзор фактического состояния нормирования труда на работах, охваченных проектом документа, цели и задачи работы.
3. Перечень материалов, положенных в основу разработанных норм (нормативов), и объемы выполненных нормативно - исследовательских работ (количество наблюдений, число охваченных наблюдениями рабочих и служащих, количество предприятий, на которых проводилась проверка документа и т.п.).
4. Характеристика существующих и принятых в проекте технических и организационных условий труда.
5. Необходимые важнейшие рекомендации по улучшению организации производства и труда, учтенные при проектировании норм и нормативов.
6. Данные о количестве предприятий, организаций и работников, охватываемых проектом норм (нормативов).
7. Описание использованных методов расчета норм (нормативов) с указанием примененных при расчете формул.
8. Анализ результатов проверки проекта норм (нормативов) на предприятиях и в организациях с расчетами ожидаемого выполнения проектируемых норм и размеров снижения действующих норм времени (повышение норм выработки).
9. Анализ данных об использовании рабочего времени и оборудования на нормируемых работах.
10. Анализ замечаний и предложений, полученных при проверке проекта норм (нормативов). По несогласованным вопросам в пояснительной записке излагается существо принципиальных разногласий, предложений сторон и их обоснование.
11. Предложение о сроках и порядке введения нормативных материалов.
12. Ожидаемая экономическая эффективность внедрения разработанного проекта норм (нормативов).
13. Сводка затрат на выполнение работы.
К пояснительной записке прилагаются:
1. Перечень организаций и предприятий, принявших участие в работе по теме, должности и фамилии руководителей темы в каждой из организаций.
2. Сводка отзывов по проекту нормативного документа.
3. Сводные сопоставительные таблицы результатов проверки проекта норм (нормативов) на предприятиях и в организациях.
4. Расчет ожидаемой экономической эффективности внедрения норм (нормативов).



Приложение 2
к Положению
ПОРЯДОК
ОКРУГЛЕНИЯ ЗНАЧЕНИЙ НОРМАТИВНЫХ ВЕЛИЧИН
Все нормативные величины в сборниках норм и нормативов времени округляются до третьей значащей цифры, если первая из этих цифр 1 (единица), и до второй значащей цифры - во всех остальных случаях. (Значащие цифры - все цифры от 1 до 9.)
Если первая из отбрасываемых цифр 5 и больше, то последняя сохраняемая цифра увеличивается на единицу.
Если первая из отбрасываемых цифр меньше 5, то последняя сохраняемая цифра не меняется.
ПРИМЕРЫ ОКРУГЛЕНИЯ
--------------------------------T--------------------------------¬
¦ Значения нормативной величины ¦ Значения н

ПРИКАЗ Госстандарта РФ от 19.09.2000 n 341 ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПРИКАЗА ГОССТАНДАРТА РОССИИ ОТ 2 МАРТА 1999 Г. n 84  »
Постановления и Указы »
Читайте также