ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ В МИНИСТЕРСТВЕ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МОСКОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ИМЕНИ П.И. ЧАЙКОВСКОГО И РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА ВОПРОСА ПОЛНОТЫ ПОСТУПЛЕНИЯ, ЦЕЛЕВОГО И ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, ВЫДЕЛЕННЫХ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЕ И СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1997 - 1999 ГОДЫ) В ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ ДАРОВАНИЙ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (утв. Счетной палатой РФ, Протокол от 15.09.2000 n 32)


Рассмотрен и утвержден
коллегией Счетной палаты
Российской Федерации
(протокол заседания коллегии
от 15 сентября 2000 г. N 32)
ОТЧЕТ
О РЕЗУЛЬТАТАХ
ПРОВЕРКИ В МИНИСТЕРСТВЕ
КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
МОСКОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ИМЕНИ
П.И. ЧАЙКОВСКОГО И РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ТЕАТРАЛЬНОГО
ИСКУССТВА ВОПРОСА ПОЛНОТЫ ПОСТУПЛЕНИЯ, ЦЕЛЕВОГО
И ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА, ВЫДЕЛЕННЫХ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ И СОХРАНЕНИЕ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(1997 - 1999 ГОДЫ)" В ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ ДАРОВАНИЙ И РАЗВИТИЯ
СИСТЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО
И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Основание для проверки:
Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации", план работы Счетной палаты Российской Федерации на 2000 год.
Цель проверки:
Определить полноту поступления, целевое и эффективное использование средств федерального бюджета, выделенных на реализацию Президентской федеральной целевой программы "Развитие и сохранение культуры и искусства в Российской Федерации (1997 - 1999 годы)" в части государственной поддержки молодых дарований и развития системы художественного и культурологического образования.
Объекты проверки:
Министерство культуры Российской Федерации, Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, Российская академия театрального искусства.
Перечень оформленных актов:
1. Акт проверки в Министерстве культуры Российской Федерации полноты поступления, целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных на реализацию Президентской федеральной целевой программы "Развитие и сохранение культуры и искусства в Российской Федерации (1997 - 1999 годы)" в части государственной поддержки молодых дарований и развития системы художественного и культурологического образования.
2. Акт проверки полноты поступления, целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, внебюджетных источников и федеральной собственности в Российской академии театрального искусства за 1998 - 1999 годы.
3. Акт проверки полноты поступления, целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, внебюджетных источников и федеральной собственности в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского - особо ценном объекте культурного наследия народов России.
Кроме того, в ходе проверки Российской академии театрального искусства было составлено 9 промежуточных актов проверки по отдельным вопросам: в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского - 7 промежуточных актов проверки по отдельным вопросам и 6 актов встречных проверок в организациях, учрежденных консерваторией. Акты проверок подписаны с замечаниями, на которые даны заключения.
Проверки проводились Направлением деятельности по контролю расходов федерального бюджета на социальную сферу и науку.
Проверки проводились выборочным методом. Проверялось выполнение Федеральных законов о федеральном бюджете за проверяемые годы: "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "О бухгалтерском учете", "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", Градостроительного кодекса Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и других нормативно - правовых актов, касающихся вопросов организации и деятельности в области высшего и среднего специального образования, приказов, росписей и смет расходов, банковских платежных документов, документов бухгалтерского учета и отчетности Минкультуры России за 1998 - 1999 годы, связанных с реализацией мероприятий по поддержке молодых дарований и развития системы художественного и культурологического образования, предусмотренных в одном из разделов Президентской федеральной целевой программы "Развитие и сохранение культуры и искусства в Российской Федерации (1997 - 1999 годы)".
Основным государственным исполнителем вышеназванного раздела программы является Министерство культуры Российской Федерации и находящиеся в его ведении учреждения образования. Положением о Минкультуры России, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 1997 г. N 679, на министерство наряду с проведением государственной политики в области культуры возложена также задача определения целей и приоритетов в развитии образования, а также подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере культуры.
Целями реализации мероприятий раздела "Поддержка молодых дарований и развитие системы художественного и культурологического образования" являлись: обеспечение повышения качества подготовки специалистов и приведение структуры специальностей в соответствие с требованиями жизни: организационного переустройства сети образовательных учреждений и принципов ее финансирования; разработка методик раннего выявления таланта и его поддержки; формирование отраслевой системы социальной поддержки работников культуры; поддержки и жизнедеятельности образовательных учреждений, находящихся в ведении Минкультуры России, в первую очередь, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации. При этом предусматривалось задание по обеспечению подготовки в 1997 - 1999 гг. 25,5 тыс. специалистов в высших учебных заведениях и 2,2 тыс. специалистов в средних специальных образовательных учреждениях. Кроме того, предполагалось создание системы стимулов для более широкого привлечения к преподавательской работе в высших и средних образовательных учреждениях культуры и искусства, прежде всего имеющих федеральное значение: увеличение числа стипендий, устанавливаемых Минкультуры России наиболее талантливым учащимся средних и высших образовательных учреждений (до 600 стипендий в год); введение контрактной формы подготовки специалистов высшей квалификации; обеспечение на базе действующих институтов и курсов обучения работников искусства и культуры основам менеджмента и маркетинга.
Для достижения этих целей по данному разделу предусматривалось финансирование за счет средств федерального бюджета в объеме 1531,6 млрд. рублей (в ценах 1996 года), в том числе на текущие расходы на образование образовательных учреждений, находящихся в ведении Минкультуры России, - 1389,6 млрд. рублей, из них на 1998 г. - 461,8 млрд. рублей и на 1999 г. - 508,0 млрд. рублей.
Основным механизмом реализации программы, как было установлено Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 1996 г. N 715, являлось ежегодное утверждение планов мероприятий по развитию культуры, заключение договоров с исполнителями отдельных мероприятий. В ходе проверки установлено, что "План приоритетных программных мероприятий Министерства культуры Российской Федерации на 1998 год" не утверждался, а "План общероссийских и международных мероприятий Министерства культуры Российской Федерации" был утвержден министром 4 февраля 1999 года без определения их объемов финансирования. В ходе проверки установлено, что утвержденный перечень образовательных учреждений федерального подчинения, входящих в систему Минкультуры России, отсутствует.
Министерству культуры Российской Федерации представляют бухгалтерские отчеты об использовании средств федерального бюджета 47 высших учебных заведений, в том числе 3 филиала и 1 негосударственный вуз (Академия эвритмического искусства), по 3 высшим учебным заведениям росписи расходов и бухгалтерская отчетность представляются как по средним учебным заведениям (Академия русского балета имени А.Я. Вагановой, Академия хорового искусства и Музыкально - педагогический институт имени Ипполитова - Иванова) и Московская академия хореографии - как высшее и среднее специальное учебное заведение.
По средним специальным учебным заведениям представляют отчетность министерству 11 специальных школ и училищ. Переподготовка и повышение квалификации специалистов отрасли, финансируемых из федерального бюджета, осуществляется в 3 учебных заведениях: Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма; Высшей школе деятелей сценического искусства (самостоятельные юридические лица) и на курсах повышения квалификации при Государственном музыкальном училище имени Гнесиных (структурное подразделение).
Особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации являются высшие учебные заведения - Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского, Санкт - Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского - Корсакова и среднее специальное учебное заведение - Академия русского балета имени А.Я. Вагановой.
В ходе выполнения мероприятий Программы по поддержке молодых дарований и развития системы художественного и культурологического образования Минкультуры России не в полной мере обеспечено выполнение действующего законодательства в области образовательной деятельности.
Так, министерством не соблюдается положение ст. 11 Закона Российской Федерации "Об образовании" в части заключения договоров между Минкультуры России и высшими образовательными учреждениями. Не были представлены сведения о наличии заключенных договоров и сами договоры по учрежденным министерством учебным заведениям. Кроме того, Министерством культуры Российской Федерации не были пересмотрены уставы образовательных учебных заведений, утвержденные министерством в 1992 - 1994 гг. По состоянию на 01.01.2000 не были пересмотрены и переутверждены уставы по 8 высшим учебным заведениям и по 3 средним специальным учебным заведениям. По Государственному музыкальному училищу эстрадно - джазового искусства министерство не располагает данными о наличии устава.
В соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации "Об образовании" и ст. 10 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" право юридического лица на ведение финансово - хозяйственной и образовательной деятельности, предусмотренной уставом, возникает с момента выдачи ему лицензии. Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается государственным органом управления образованием.
Проверкой установлено, что все 47 высших учебных заведений и филиалы, находящиеся в ведении Минкультуры России, имеют лицензии, выданные Минобразованием России в апреле 1999 года. В то же время из 15 средних специальных учебных заведений лицензии по трем учебным заведениям отсутствуют. При этом в нарушение ст. 33 Закона Российской Федерации "Об образовании" лицензия на ведение образовательной деятельности государственному образовательному учреждению Центральная средняя специальная музыкальная школа при Московской консерватории имени П.И. Чайковского неправомерно выдана Минкультуры России (В.П. Демин), а не Минобразованием России, как это предусмотрено Законом.
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" аттестация высших учебных заведений проводится федеральным органом управления образованием. Аттестация средних специальных учебных заведений в соответствии с письмом Госкомвуза России от 11.03.94 N 15-35-7ин/15-15 должна проводиться Минкультуры России по доверенности, выданной Госкомвузом России. Проверкой установлено, что аттестация в 5 учебных заведениях, а также государственная аккредитация средних специальных учебных заведений министерством не проводилась, несмотря на то, что указанная работа возлагалась на министерство (п. 27) Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 1997 г. N 679 "Об утверждении Положения о Министерстве культуры Российской Федерации".
Проверкой в Российской академии театрального искусства установлено, что подготовка специалистов в академии ведется по 6 специальностям, из которых аттестованы только 5, и на момент проверки не аттестована специальность "Театрально - декорационное искусство" (подготовка специалистов ведется с 1991 г., выпуск с 1996 г.).
Выполнение условий в области образовательной деятельности, связанных с государственной аккредитацией высших учебных заведений Минкультуры России, в соответствии с Постановлением Госкомвуза России от 30.11.94 N 6 находится в компетенции Минобразования России. Минкультуры России не располагает данными по государственной аккредитации вузов, проведенной Минобразованием России. Что касается аккредитации средних специальных учебных заведений, то она должна осуществляться в соответствии с вышеуказанным Постановлением Госкомвуза России Министерством культуры Российской Федерации. Министерством аккредитация средних специальных учреждений не осуществлялась.
Реализация предусмотренных Президентской федеральной целевой программой мероприятий в определенной мере позволила поддержать одаренную молодежь и систему художественного и культурологического образования. Министерством культуры обеспечено выполнение задания по подготовке специалистов с высшим образованием за 1997 - 1999 гг. в количестве 25511, специалистов против 25000 специалистов, предусмотренных программой за счет средств федерального бюджета, также выполнено задание по подготовке специалистов со средним специальным образованием. Превышение установленного задания по подготовке специалистов с высшим образованием соответственно произошло за счет превышения контрольных цифр приема студентов на очное отделение.
Объемы финансирования
на содержание учреждений образования
Источниками финансирования подготовки специалистов системы Минкультуры России являются средства федерального бюджета, средства местных бюджетов, а также внебюджетные средства.
Законами о федеральном бюджете на 1998 и 1999 годы расходы по разделу "Образование" не входили в состав их программной части, а устанавливались Минкультуры России по ведомственной структуре расходов федерального бюджета ниже объемов, предусмотренных программой. Так, эти расходы в 1998 году предусматривались в размере 296367,3 тыс. рублей, или только 64,2 процента, и в 1999 году - 345368,6 тыс. рублей, или 68,0%, к объемам, предусмотренным в программе на эти периоды.
Фактическое финансирование Минкультуры России по ведомственной структуре расходов федерального бюджета на 1998 год по разделу 14 "Образование" составило 209403,7 тыс. рублей, или 70,6%, в 1999 году - 345348,3 тыс. рублей, или 100%.
На финансирование предусмотренных программой мероприятий по поддержке молодых дарований и развития системы художественного и культурологического образования наряду со средствами федерального бюджета использовались также внебюджетные источники, причем размер этих средств практически соответствовал объемам бюджетного финансирования. Так, объем внебюджетных источников составлял в 1998 году 193,2 млн. рублей, или 92,3%, и в 1999 году - 332,8 млн. рублей, или 96,4%, от объемов бюджетного финансирования.
В рамках выполнения

ПРИКАЗ Гохрана РФ от 15.09.2000 n 187 (Извлечение) О ПОРЯДКЕ ВВЕДЕНИЯ ИЗВЕЩЕНИЯ n 4 ОБ ИЗМЕНЕНИИ КЛАССИФИКАТОРА К 47-01-92 АЛМАЗЫ ПРИРОДНЫЕ  »
Постановления и Указы »
Читайте также