ПИСЬМО Минобразования РФ от 21.08.2000 n 22-06-916 О НАРУШЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ УСЫНОВЛЕНИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 августа 2000 г. N 22-06-916
О НАРУШЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОБ УСЫНОВЛЕНИИ ДЕТЕЙ - СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
В соответствии с п. 3 Приказа Министерства образования Российской Федерации от 26.08.99 N 214 "О нарушениях законодательства об усыновлении детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Управлением инспекционно - аналитической работы осуществлен ряд инспекционных проверок по данной проблеме в 1999/2000 учебном году.
Инспекционные проверки показали, что, несмотря на то, что Министерство образования Российской Федерации неоднократно обращало внимание руководителей на эту проблему, еще низка эффективность принимаемых мер.
В результате недостаточной активности органов опеки и попечительства, ослабления исполнительской дисциплины и правовой неграмотности должностных лиц, занимающихся вопросами усыновления детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также сложного материального положения семей уменьшается число усыновлений детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей российскими гражданами, в то время как международное усыновление растет из года в год.
В ходе проверок были выявлены многочисленные факты нарушений Семейного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 03.08.96 N 919 "Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей" органами опеки и попечительства, руководителями образовательных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей.
В частности, не выполняются положения о постановке на централизованный учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в первую очередь детей старше 6 лет, находящихся в детских домах и школах - интернатах, детей с ограниченными возможностями здоровья.
Некоторые руководители учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) учреждений для детей с отклонениями в развитии не направляют сведений о воспитанниках в органы опеки и попечительства, ссылаясь на то, что эти дети не имеют перспективы усыновления.
К наиболее характерным недостаткам деятельности органов опеки и попечительства относятся:
задержка сроков установления правового статуса ребенка (что увеличивает срок передачи сведений о ребенке в региональный банк данных);
несвоевременная передача органами опеки и попечительства сведений о детях, подлежащих усыновлению, в региональный и федеральный банк данных;
недостаточное использование информации о детях, подлежащих усыновлению, опубликованной в информационных бюллетенях Минобразования России;
слабая информированность населения о практике усыновления, недостаточное использование средств массовой информации;
отсутствие информации об условиях жизни и воспитания детей, усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства и вывезенных за рубеж;
ненадлежащее оформление журналов учета усыновителей как документов строгой отчетности, отсутствие в них необходимых данных (нарушение требований Постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.95 N 917);
большая задолженность по выплате денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), которая достигает в некоторых районах одного года - полутора лет.
В целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, повышения эффективности контроля органов управления образованием субъектов Российской Федерации за соблюдением законодательства об усыновлении детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устранения отмеченных недостатков Управление полагает целесообразным.
Органам управления образованием субъектов Российской Федерации:
взять на контроль, провести выборочные проверки исполнения должностными лицами органов управления образованием местного самоуправления, детских домов и школ - интернатов законодательства Российской Федерации по усыновлению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
провести совместную коллегию или семинар - совещание со специалистами органов опеки и попечительства по вопросам охраны прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приглашением всех заинтересованных ведомств.
Рекомендовать руководителям структурных подразделений, в функции которых входят вопросы опеки и попечительства:
принять меры по неукоснительному соблюдению законодательства Российской Федерации об устройстве детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
руководствоваться принципами приоритета усыновителей из числа российских граждан при решении вопросов, связанных с усыновлением;
направить в региональный банк данных сведения о детях, подлежащих усыновлению, своевременно и в полном объеме;
систематически контролировать исполнение должностными лицами домов ребенка, детских домов, школ - интернатов законодательства Российской Федерации об усыновлении;
проверить состояние работы по выявлению и учету детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и принять меры по защите прав воспитанников;
организовать цикл радиопередач и публикаций в местной печати, направленных на формирование позитивного отношения общества к обеспечению прав детей жить и воспитываться в семье.
Начальник Управления
инспекционно - аналитической работы
В.Ф.САУТКИН

ПРИКАЗ Минпромнауки РФ от 21.08.2000 n 20 О ПОРЯДКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ В 2001 ГОДУ ПОСТАВОК МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И КОМПЛЕКТУЮЩИХ ИЗДЕЛИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ, ПО МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫМ СОГЛАШЕНИЯМ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ - УЧАСТНИКАМИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (вместе с ПОЛОЖЕНИЕМ О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЕЧНЕЙ ПРОДУКЦИИ, ПОСТАВЛЯЕМОЙ ПО КООПЕРАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ)  »
Постановления и Указы »
Читайте также