<ПИСЬМО> Рособрнадзора от 31.08.2005 n 01-354/05-01 <О ПРАКТИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ИНСПЕКЦИОННЫХ ПРОВЕРОК СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ПРИЕМЕ В ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ Г. МОСКВЫ>


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ПИСЬМО
от 31 августа 2005 г. N 01-354/05-01
В соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 05.07.2005 N 1622 "О проведении инспекционной проверки соблюдения прав граждан при приеме в высшие учебные заведения Российской Федерации, расположенные на территории г. Москвы" комиссия Рособрнадзора провела выборочную проверку организации работы приемных комиссий ряда вузов, находящихся в ведении Федерального агентства по образованию, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федерального агентства связи, министерства образования Московской области, департамента образования города Москвы, по приему документов граждан, поступающих в вузы (абитуриентов).
При ознакомлении с локальными актами высших учебных заведений, регламентирующими вопросы приема, в отдельных вузах выявлен ряд нарушений Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Порядка приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти, утвержденного Приказом Минобразования России от 14.01.2003 N 50, зарегистрированного Минюстом России 06.02.2003 N 4188, Положения о проведении единого государственного экзамена, утвержденного Приказом Минобразования России от 09.04.2002 N 1306, зарегистрированного Минюстом России 08.05.2002 N 3420.
В частности в некоторых вузах:
1. Отсутствует перечень категорий граждан, которым в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации предусмотрены льготы при поступлении в вузы.
2. Предоставляются льготы при поступлении (внеконкурсное зачисление, преимущественное право при зачислении) отдельным категориям граждан, не предусмотренным законодательством.
3. Устанавливаются ограничения (квоты) по приему граждан, имеющих льготы при поступлении в вузы в соответствии с законодательством, в частности детей-инвалидов и инвалидов 1 и 2 групп.
4. Устанавливаются ограничения по признаку пола.
5. Вводятся дополнительные вступительные испытания для лиц, поступающих в вузы по результатам единого государственного экзамена (ЕГЭ).
6. В правилах подачи и рассмотрения апелляций не предусматривается возможность присутствия одного из родителей (законных представителей) абитуриентов до 18 лет.
7. Не оговаривается возможность направления заказным письмом документов граждан, поступающих по результатам ЕГЭ.
8. Вводится плата за изготовление комплекта формализованных бланков документации абитуриентов.
При анализе информации, представленной на стендах приемных комиссий, установлены следующие нарушения:
1. Не представлены копии приложений к лицензии и свидетельству о государственной аккредитации, копии уставов вузов.
2. Правила подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний либо не представлены, либо представлены не в полном объеме.
3. Не указано количество мест для приема на первый курс в соответствии с утвержденными контрольными цифрами приема, а также количество выделенных целевых мест.
4. Информация о количестве мест, финансируемых из государственного бюджета, не соответствует установленному государственному заданию на подготовку специалистов.
5. В перечень документов, требуемых от абитуриентов, введены документы, не предусмотренные Порядком приема (медицинские справки, приписные свидетельства).
6. Не представлен образец договора об оказании платных образовательных услуг.
7. Дата представления подлинника документа об образовании либо не указана, либо не соответствует дате, установленной Порядком приема.
8. Не предусмотрено проведение предэкзаменационных консультаций абитуриентов.
9. Установлено ограничение времени подачи документов (4 часа в день, 3 раза в неделю и т.д.).
Учитывая изложенное, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки информирует государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования о своем решении продолжить практику проведения как плановых, так и внеплановых инспекционных проверок работы приемных комиссий вузов с целью контроля качества организации приема в вузы на всех этапах проведения приемной кампании, в том числе выявления и пресечения фактов нарушения вузами законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов федерального органа управления образованием.
В соответствии с "Положением о государственной аккредитации высшего учебного заведения", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.1999 N 1323, в случае выявления грубых нарушений действующего законодательства Рособрнадзор оставляет за собой право принимать соответствующие меры вплоть до приостановления действия либо аннулирования свидетельства о государственной аккредитации высшего учебного заведения.
Обращаем внимание учредителей высших учебных заведений и ректоров вузов на то, что согласно Закону Российской Федерации "Об образовании" в случае нарушения образовательным учреждением законодательства Российской Федерации и (или) своего устава государственные органы управления образованием вправе своим предписанием приостановить в этой части деятельность образовательного учреждения до решения суда.
Информируем также, что в целях осуществления мер предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений высшими учебными заведениями обязательных требований в установленной сфере деятельности, и с учетом многочисленных обращений приемных комиссий вузов Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки предполагает совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации возобновить в 2005/06 учебном году практику проведения обучающих семинаров-совещаний ответственных секретарей приемных комиссий высших учебных заведений.
Руководитель
В.А.БОЛОТОВ

<ПИСЬМО> ФСС РФ от 31.08.2005 n 02-18/07-8584 О СОЗДАНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ КОМИССИЙ ПО ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ  »
Постановления и Указы »
Читайте также