ПОСТАНОВЛЕНИЕ СФ ФС РФ от 26.07.2000 n 231-СФ О КРУГЛОМ СТОЛЕ НА ТЕМУ О СОСТОЯНИИ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ И МЕРАХ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ПРАВОПОРЯДКА И ЗАКОННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2000 г. N 231-СФ
О "КРУГЛОМ СТОЛЕ" НА ТЕМУ "О СОСТОЯНИИ БОРЬБЫ
С ПРЕСТУПНОСТЬЮ И МЕРАХ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ПРАВОПОРЯДКА
И ЗАКОННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Рассмотрев рекомендации по результатам "круглого стола" на тему "О состоянии борьбы с преступностью и мерах по укреплению правопорядка и законности в Российской Федерации", Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Одобрить положения и выводы, изложенные в рекомендациях по результатам "круглого стола" на тему "О состоянии борьбы с преступностью и мерах по укреплению правопорядка и законности в Российской Федерации" (прилагаются).
2. Направить указанные рекомендации Президенту Российской Федерации, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Генеральную прокуратуру Российской Федерации, законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
Е.С.СТРОЕВ



Приложение
к Постановлению
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
от 26 июля 2000 г. N 231-СФ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ "КРУГЛОГО СТОЛА"
НА ТЕМУ "О СОСТОЯНИИ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ И МЕРАХ
ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Заслушав и обсудив сообщения руководителей федеральных правоохранительных органов на тему "О состоянии борьбы с преступностью и мерах по укреплению правопорядка и законности в Российской Федерации", а также обменявшись мнениями по обсуждаемому вопросу, участники "круглого стола" отмечают следующее.
Несмотря на меры, принимаемые органами государственной власти и правоохранительными органами, добиться в 1999 году существенных сдвигов в укреплении правопорядка и законности в стране не удалось, криминогенная обстановка продолжала обостряться. И в 2000 году положение с преступностью не улучшается.
В 1999 году количество зарегистрированных преступлений превысило трехмиллионный рубеж и по сравнению с 1998 годом увеличилось на 16,3 процента.
В структуре преступности продолжают доминировать тяжкие и особо тяжкие преступления (их доля составляет 61,6 процента). Возросло число убийств, в том числе заказных, похищений граждан, захватов заложников и других опасных преступлений против личности. Повысились организованность, профессионализм и вооруженность преступников, усилились их жестокость и агрессивность. В общем количестве преступлений увеличилась доля хищений оружия и боеприпасов. На этом фоне растет прямое противодействие преступников правоохранительным органам. За год от преступных посягательств погибло около 400 работников правоохранительных органов и свыше 700 работников получили телесные повреждения.
Среди совершивших преступления увеличилось почти на 20 процентов количество лиц, не имеющих постоянного источника дохода, и более чем на 12 процентов - количество ранее судимых лиц.
Тревогу вызывает изменение числа преступлений, совершенных группой лиц или лицами в составе организованных преступных групп. Эти показатели увеличились соответственно на 20,5 процента и 14,5 процента.
Определяющее воздействие на углубление кризиса оказывает организованная преступность, укрепляющая свои позиции в органах государственной власти. Ничто так не подрывает авторитет власти и доверие к ней граждан, не отравляет моральный климат в обществе и не разрушает государственность, как откровенное и беззастенчивое использование чиновниками и руководителями различных рангов своего служебного положения в корыстных интересах. Так, в 1999 году выявлено на 12,7 процента больше подобных преступлений по сравнению с 1998 годом. При этом количество пресеченных фактов взяточничества возросло на 18,3 процента. Сегодня эти явления превращаются в угрозу для национальной безопасности страны и существования самого российского государства.
Наиболее тяжелое положение сложилось в сфере экономической деятельности. Расширяются интересы криминальных структур в кредитно - финансовой и внешнеэкономической сферах, на рынке ценных бумаг. Растет количество противоправных сделок по вывозу сырьевых, энергетических и других ресурсов за рубеж. Ежегодное число выявленных преступлений экономической направленности возрастает на 17 - 20 процентов. По экспертным оценкам, организованными преступными группировками контролируется до 50 процентов частных предприятий и до 60 процентов государственных предприятий. Продолжается отток отечественных капиталов за рубеж, он составляет ежемесячно от 1 до 1,5 млрд. долларов США.
Такая ситуация обусловлена тем, что реформирование экономики (прежде всего в вопросах собственности) по-прежнему проводится без разработки адекватного механизма защиты государства и добросовестного предпринимательства от противоправных посягательств.
Серьезную тревогу вызывает все больший рост числа преступлений, связанных с доставкой, распространением и хранением наркотиков. Эти показатели возросли по сравнению с 1998 годом на 13,8 процента.
Продолжает оставаться высоким уровень преступности среди несовершеннолетних. Отмечается значительное "омоложение" преступности - средний возраст правонарушителей составляет 14 - 15 лет. В последние годы все чаще подростковая преступность носит групповой характер с признаками организованности и особой жестокости. Ежегодно до 100 тысяч подростков и более совершают общественно опасные деяния, не достигнув возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
Обострение криминогенной обстановки связано как с отсутствием на деле единого правового пространства, так и с многочисленными нарушениями законности, в том числе допускаемыми в ходе расследования преступлений и судебного рассмотрения уголовных дел. Во многих регионах России органами государственной власти принимаются правовые акты, противоречащие Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Участники "круглого стола" отмечают, что проблема укрепления законности и правопорядка в стране, способность государства обеспечить конституционное право граждан на личную безопасность превратились в политический фактор, влияющий на авторитет государственной власти и ход реформ в стране. Реальных же рычагов воздействия на преступность пока не создано. Отсутствует целостный механизм контроля государства и общества за исполнением законов.
Совет Федерации на протяжении всей своей деятельности считает одной из основных задач создание и расширение правовой базы в области борьбы с преступностью, в области деятельности правоохранительных органов. Неоднократно эти проблемы обсуждались на заседаниях Совета Федерации, "круглых столов" и на парламентских слушаниях. Однако компетентные органы не в должной мере реализуют предложения Совета Федерации по укреплению правопорядка и усилению борьбы с преступностью.
В частности, не учтено большинство рекомендаций, изложенных в Постановлениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 сентября 1997 г. N 308-СФ "О парламентских слушаниях "О состоянии борьбы с преступностью и об укреплении правопорядка в Российской Федерации в современных условиях" и от 4 сентября 1998 г. N 392-СФ "Об информации и.о. Министра внутренних дел Российской Федерации и директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации о криминогенной обстановке в Российской Федерации, принимаемых мерах по укреплению законности, пресечению фактов коррупции и проникновения криминальных элементов в органы государственной власти".
Участники "круглого стола" считают, что для повышения эффективности противодействия преступности, укрепления правопорядка и законности в стране необходимо принятие целого комплекса дополнительных общегосударственных мер.
В этих целях участники "круглого стола" вносят следующие рекомендации.
1. Просить Президента Российской Федерации:
провести в 2000 году съезд или всероссийскую конференцию работников правоохранительных органов страны под председательством Президента Российской Федерации, на которых с учетом складывающейся криминогенной обстановки определить дополнительные меры по укреплению правопорядка и законности в Российской Федерации;
создать вневедомственный орган, координирующий деятельность правоохранительных органов в области борьбы с коррупцией;
разработать с привлечением Федерального Собрания Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и правоохранительных органов пакет законопроектов, направленных на усиление борьбы с организованной преступностью и коррупцией, на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, а также разработать проект концепции обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
2. Предложить Правительству Российской Федерации:
представить на утверждение Президенту Российской Федерации проект основ государственной политики в области борьбы с преступностью, разработанный правоохранительными органами в 1999 году;
поручить Министерству иностранных дел Российской Федерации внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации федеральные законы о ратификации подписанных Российской Федерацией Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990 г.), Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (1999 г.) и Европейской конвенции о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия (1978 г.);
ускорить решение вопроса о присоединении России к Европейской конвенции о передаче судопроизводства по уголовным делам (1972 г.), Европейской конвенции об осуществлении прав детей (1996 г.), Европейской конвенции о гражданско - правовой ответственности за коррупцию (1999 г.);
завершить разработку проекта программы возвращения из-за рубежа незаконно вывезенных валютных средств и их конфискации, предусмотрев, в частности, создание правительственной комиссии с участием в ней представителей правоохранительных органов, Министерства юстиции Российской Федерации, Главного контрольного управления Президента Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации и органов валютного контроля. Предусмотреть в указанном проекте программы "ревизию" экспортно - импортных контрактов за последние четыре - пять лет по сделкам с нефтью и сопутствующими материалами, газом, металлами, оружием и компонентами к нему, пищевыми продуктами и агропромышленным оборудованием. В этих же целях поручить органам и агентам валютного контроля страны определить, сколько валюты было незаконно переведено за рубеж, через какие кредитные учреждения, по поручениям каких клиентов банков, в адрес каких стран, банков и фирм эти деньги были незаконно переведены;
принять меры по выполнению изложенного в Постановлении Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 4 сентября 1998 г. N 392-СФ предложения о воссоздании Межведомственной комиссии по социальной профилактике правонарушений Правительства Российской Федерации;
разработать систему криминологической экспертизы законопроектов;
рассмотреть вопрос о создании единой централизованной независимой системы судебных экспертиз с финансированием ее из федерального бюджета на базе Российского федерального центра судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации и Республиканского Центра судебно - медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Российской Федерации;
разработать и осуществить меры, предусматривающие взаимодействие правоохранительных органов с другими заинтересованными министерствами и ведомствами по вопросу контроля за сделками, которые совершаются с участием фирм, зарегистрированных в оффшорных зонах;
пересмотреть порядок государственной регистрации юридических лиц в целях предотвращения регистрации фирм по утраченным паспортам или по паспортам умерших лиц;
установить единый порядок доступа сотрудников правоохранительных и налоговых органов к данным государственных реестров предприятий и организаций, а также к банкам данных Пенсионного фонда Российской Федерации.
3. Рекомендовать Федеральному Собранию Российской Федерации:
доработать и принять Федеральные законы "Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка", "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", "Об адвокатуре в Российской Федерации", "О военной полиции", "О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству";
ускорить принятие новых Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральных законов "О государственной системе профилактики правонарушений", "О государственном финансовом контроле", "Об основах государственной системы предупреждения преступлений", "О политическом экстремизме";
возвратиться к вопросу о наделении Генерального прокурора Российской Федерации правом законодательной инициативы и правом обращения с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации.
4. Предложить органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
ускорить работу по приведению конституций, уставов и других нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с требованиями Конституции Российской Федерации и федерального законодательства;
продолжить работу по созданию конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.
5. Рекомендовать руководителям правоохранительных органов разработать порядок взаимодействия правоохранительных органов в области:
использования и реализации оперативной информации о деятельности юридических лиц, находящихся под контролем организованных преступных групп (сообществ);
налаживания и поддержания контактов с правоохранительными органами зарубежных стран по вопросам выявления сфер деятельности российских организованных преступных группировок за рубежом с использованием возможностей Национального центрального бюро Интерпола в Российской Федерации;
регулярного обмена информацией об источниках и каналах контрабандного вывоза и ввоза валюты, стратегически важных товаров, а также товаров военного и двойного назначения.
6. Просить Верховный Суд Российской Федерации изучить практику применения судами уголовного закона в части конфискации имущества по уголовным делам о преступлениях в сфере экономической деятельности и при необходимости внести этот вопрос на рассмотрение Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СФ ФС РФ от 26.07.2000 n 229-СФ О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также