ПРИКАЗ Минобразования РФ от 18.10.1999 n 574 О РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЯ КОЛЛЕГИИ ОТ 28 СЕНТЯБРЯ 1999 Г. n 19 (вместе с ПРОГРАММОЙ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ НА 1999 - 2001 ГОДЫ)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 октября 1999 г. N 574
О РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЯ КОЛЛЕГИИ
ОТ 28 СЕНТЯБРЯ 1999 Г. N 19
В соответствии с решением коллегии от 28.09.99 N 19 "Об основных направлениях развития воспитания в системе образования" приказываю:
1. Утвердить в целом представленную Программу развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы. Считать воспитание важнейшей стратегической задачей в системе образования.
2. Включить Программу развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы (далее - Программа) в федеральную программу развития образования.
3. Управлению послевузовского и дополнительного профессионального образования (В.В. Безлепкину) совместно с Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи (В.А. Березиной) до 01.06.2000 разработать проекты государственных требований к программам дополнительного профессионального образования в области воспитания для преподавателей региональных институтов повышения квалификации работников образования.
4. Управлению воспитания и дополнительного образования детей и молодежи (В.А. Березиной):
4.1. Совместно с Управлением дошкольного образования (Р.Б. Стеркиной), Департаментом общего среднего образования (М.Р. Леонтьевой), Управлением среднего профессионального образования (П.Ф. Анисимовым), Управлением начального профессионального образования (Е.Я. Бутко), Управлением образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования (Г.К. Шестаковым), Управлением экономики (Г.В. Боровским) конкретизировать сроки исполнения мероприятий по реализации Программы в соответствии со своей компетенцией.
4.2. Совместно с Управлением образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования (Г.К. Шестаковым) до 01.11.99 внести дополнения в Программу научно - методического обеспечения содержания образования в целях реализации Программы развития воспитания в системе образования в России на 1999 - 2001 годы.
4.3. Совместно с Управлением послевузовского и дополнительного профессионального образования (В.В. Безлепкиным) в соответствии с задачами Программы развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы до 01.12.99 составить план совместных действий по повышению квалификации специалистов по внеурочной и внеучебной деятельности образовательных учреждений разных типов и видов на базе Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования.
4.4. Доработать Положение о Совете по проблемам развития, воспитания и психолого - педагогической поддержки личности (Приказ Минобразования России от 19.06.97 N 1252) и до 01.11.99 внести предложения по его составу.
4.5. Провести 11 - 12 ноября 1999 года совещание заместителей руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации по вопросам реализации Программы.
5. Пресс - службе (С.В. Омельченко) обеспечить пропаганду основных идей Программы, организовать дискуссию в средствах массовой информации с целью создания в Минобразовании России банка предложений общественности по совершенствованию воспитания подрастающего поколения.
6. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации Программу развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы для разработки региональных программ воспитания.
7. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя министра Е.Е. Чепурных.
Министр
В.М.ФИЛИППОВ



Утверждена
Приказом Минобразования России
от 18 октября 1999 г. N 574
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
НА 1999 - 2001 ГОДЫ
Введение
Духовно - нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Выражением государственной политики в области воспитания стали сформулированные в Законе Российской Федерации "Об образовании" <*> принципы гуманистического характера образования. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; взаимодействие семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений составляют основу такой политики.
--------------------------------
<*> В редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ.
Разработка и принятие Программы развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы является важнейшим направлением реализации принципов государственной политики России в сфере образования. Программа ориентирована на повышение общественного статуса образовательных учреждений, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта, обеспечения многомерности и интегрированности учебного и воспитательного процессов, баланса государственного, общественного и семейного воспитания, современных механизмов воспитания и его приоритетов в образовательных учреждениях всех типов. В период социальных преобразований в современном российском обществе актуальность приобретают формирование ценностных мировоззренческих оснований воспитания, нового воспитательного потенциала системы образования; обеспечение преемственности между поколениями россиян на основе общественного согласия, в духе формирования культуры мира и терпимости.
Программа определяет цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в системе образования, а также первоочередные меры, связанные с развитием воспитательной практики образовательных учреждений.
Программа имеет ведомственный статус, предназначена прежде всего для органов управления образованием, а также образовательных учреждений всех типов и видов. Данная Программа является основой для разработки региональных и местных программ.
1. Основные тенденции и проблемы воспитания детей
и учащейся молодежи в Российской Федерации
Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений, религиозных организаций. В то же время реформирование вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения и другие негативные последствия.
Эти изменения отрицательно сказались на российской семье. Отмечаются резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей. Многие люди не сумели приспособиться к новым условиям, сформировать защитные механизмы. Происходит дальнейшая дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся нравственно - этические нормы и традиции семейного уклада. Вследствие правовой, моральной, экономической незащищенности усилилась конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми. Отмеченные негативные тенденции сопровождаются резким снижением воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей. Неблагополучие многих семей, высокий уровень безработицы, а с другой стороны - чрезмерная занятость родителей во многих благополучных семьях, неблагоприятные семейные отношения обусловливают отчужденность детей, проявления жестокости и насилия по отношению к ним, рост социального сиротства и влекут за собой резкие формы асоциального поведения.
Дети, растущие в неблагополучных, конфликтных семьях, характеризуются широким спектром психических аномалий и отклонений в поведении. Ухудшается состояние здоровья детей и молодежи; получают распространение болезни, имеющие социальную обусловленность (туберкулез, сифилис, ВИЧ-инфекция); учащаются стрессы, неврозы, проявления агрессивности.
Угрожающие масштабы приобрели безнадзорность и беспризорность детей. Быстро растет число не обучающихся и не работающих подростков. Увеличивается доля детей младшего возраста и девочек - подростков среди несовершеннолетних правонарушителей. Наблюдается тенденция роста детской преступности, укрепления ее связей с организованной преступностью. Особую тревогу вызывает распространение наркомании среди учащейся молодежи. Высокий уровень социальной патологии в детской и молодежной среде является мощным дестабилизирующим фактором длительного действия, угрожает социальной безопасности.
Современное развитие средств массовой информации и коммуникаций, введение конституционного запрета на цензуру резко расширили и преобразили информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. В условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, Интернет и др., на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, проституцию, наркоманию, секс.
В общественном развитии существенно возросла роль этнического фактора. С одной стороны, это выявляет социализирующий потенциал этнической среды, но с другой - порождает усиление межнациональной напряженности. В то же время эти тенденции недостаточно учитываются в психолого - педагогической практике.
В обществе сформировалась новая религиозная ситуация: произошла переоценка роли религии в истории развития России. Признается ее большое влияние на духовно - нравственное развитие человека. Религиозным организациям предоставлена возможность обучать детей религии вне рамок образовательных программ.
Новые черты приобрело и участие молодежных и детских общественных объединений в воспитательном процессе. Если в прошлом пионерская и комсомольская организации в образовательных учреждениях были частью единой системы воспитания, то в начале 90-х годов многочисленные молодежные и детские объединения, как правило, в основном действуют за пределами учреждений образования, их социально - педагогический потенциал не востребован государством в полном объеме. В то же время существование детских общественных объединений и организаций, как одного из важнейших факторов социализации ребенка, является мощнейшим инструментом, позволяющим эффективно решать сложные педагогические задачи, закладывать основы развития демократического государства в новом тысячелетии.
В этих сложных условиях образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания, особенно в сельской местности. Большинство образовательных учреждений стремится реализовать все имеющиеся возможности для достижения основной цели современного образования - развития физически, нравственно здоровой личности, ее гражданского потенциала.
Существенно ослабляет воспитательную деятельность образовательных учреждений хроническое отставание их материально - технической базы от современных запросов; научно - методическая необеспеченность; отсутствие необходимых финансовых средств на организацию деятельности; неустроенность и нахождение за чертой бедности большинства членов педагогического коллектива. Огромный ущерб нанесен социальной инфраструктуре для детей. Резко уменьшилась доступность культурных центров, театров, музеев, спортивных сооружений. Инфраструктура детского досуга коммерциализируется и часто ориентируется на обслуживание интересов лишь высокооплачиваемой части населения.
Недостаточный объем производства и издания современной научно - методической литературы, посвященной проблемам воспитания, во многом связан с сокращением соответствующего бюджетного финансирования. Периодические журналы, освещающие проблемы воспитания и образования, оказались практически недоступными для образовательных учреждений. Крайне ограничены возможности обеспечения современной научно - методической базы воспитательного процесса и у органов управления образованием.
В 90-е годы в законодательстве страны произошло обновление многих правовых норм образования, что выразилось в признании вариативности, многообразия систем и участников воспитательного процесса. Наметилась тенденция создания современных отечественных концепций воспитания подрастающих поколений.
В них выделены ценности активной социокультурной жизни, личного и национального достоинства, общекультурной и профессиональной компетентности, культуры гражданства, семьи, ответственности перед собой и другими. Формируются новые культурные основания воспитания - плюрализм и вариативность воспитательной практики, демократизация отношений субъектов учебно - воспитательного процесса, ответственность государства за воспитание детей и молодежи.
Но главной проблемой сегодняшнего дня является отсутствие государственной стратегии в вопросах воспитания детей и молодежи, что становится существенным сдерживающим фактором в развитии наметившихся положительных тенденций. Государство несет ответственность за состояние воспитания детей так же, как и за реализацию прав человека и гражданина, а это предполагает необходимость разработки и реализации государственной политики в области воспитания подрастающих поколений.
Государственная политика в сфере воспитания должна включать в себя цели и задачи воспитания, стратегии их решения, разработку законодательства, государственных программ, выделение ресурсов, поддержку социально значимых воспитательных проектов, определение механизмов контроля. В совокупности все это должно способствовать созданию необходимых условий для формирования системы воспитания подрастающих поколений в соответствии с их потребностями и общественными запросами. Гражданское и патриотическое воспитание составляет одно из важнейших направлений государственной политики в образовании. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского воспитания. Особого внимания заслуживает вопрос о сочетании стратегии и тактики в его развитии, создании современных динамических методов воспитательной работы с учетом целей и задач образовательных учреждений различных типов и видов.
Предлагаемый проект Программы развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы следует рассматривать как шаг на пути к разработке и реализации государственной политики в сфере воспитания подрастающих поколений.
2. Цель и задачи Программы
Цель программы - обеспечение необходимых научно - методических, организационных, кадровых, информационных и других условий для развития воспитательных систем в образовательных учреждениях всех типов и видов; упорядочение их деятельности, содействующей развитию социальной и культурной компетентности личности, ее самоопределению в социуме, формированию человека - гражданина, семьянина - родителя, специалиста - профессионала.
Задачи Программы:
повышение социального

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФЭК РФ от 14.07.2000 n 35/9 О ПРОДЛЕНИИ СРОКА ДЕЙСТВИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ КОМИССИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 21 ЯНВАРЯ 2000 Г. n 4/3 И ОТ 21 ЯНВАРЯ 2000 Г. n 4/7  »
Постановления и Указы »
Читайте также