ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.06.1995 n 606 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ РАБОТ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СЕЙСМОСТОЙКОСТИ ОБЪЕКТОВ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1995 - 1999 ГОДЫ СЕЙСМОЗАЩИТА
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 1995 г. N 606
О
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ
РАБОТ ПО
ОБЕСПЕЧЕНИЮ СЕЙСМОСТОЙКОСТИ
ОБЪЕКТОВ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1995 - 1999 ГОДЫ
"СЕЙСМОЗАЩИТА"
В целях обеспечения
жизнедеятельности населения и
бесперебойного функционирования объектов
народного хозяйства Камчатской области в
условиях сейсмического воздействия
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить
представленную Министерством экономики
Российской Федерации и администрацией
Камчатской области согласованную с
Министерством финансов Российской
Федерации, Министерством охраны окружающей
среды и природных ресурсов Российской
Федерации, Министерством Российской
Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий,
Министерством обороны Российской
Федерации, Министерством строительства
Российской Федерации и другими
заинтересованными министерствами и
ведомствами Российской Федерации
прилагаемую федеральную целевую
комплексную программу работ по обеспечению
сейсмостойкости объектов народного
хозяйства Камчатской области на 1995 - 1999 годы
"Сейсмозащита" (далее именуется - программа
"Сейсмозащита").
2. Определить
государственным заказчиком программы
администрацию Камчатской области.
3.
Министерству экономики Российской
Федерации, Министерству финансов
Российской Федерации, Министерству
Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий,
администрации Камчатской области
предусматривать ежегодно выделение
средств на реализацию мероприятий,
намеченных в Программе.
Предусматривать в проекте федерального
бюджета на соответствующий год
финансирование расходов Министерства
обороны Российской Федерации на
обеспечение сейсмостойкости зданий и
сооружений этого Министерства,
расположенных на территории Камчатской
области.
4. Администрации Камчатской
области, Министерству Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий совместно с
Министерством Российской Федерации по
атомной энергии, Министерством топлива и
энергетики Российской Федерации,
Министерством сельского хозяйства и
продовольствия Российской Федерации,
Министерством путей сообщения Российской
Федерации, Министерством строительства
Российской Федерации, Министерством
обороны Российской Федерации,
Государственным комитетом
санитарно-эпидемиологического надзора
Российской Федерации, Комитетом Российской
Федерации по государственным резервам,
Комитетом Российской Федерации по
химической и нефтехимической
промышленности, Министерством финансов
Российской Федерации в месячный срок
разработать и утвердить комплексный план
мероприятий, предусматривающих повышение
устойчивости функционирования экономики
Камчатской области, обратив особое
внимание на потенциально опасные объекты,
создание и размещение в безопасных местах
запасов материально-технических ресурсов и
продовольствия на случай чрезвычайных
ситуаций, повышение готовности к
практическим действиям сил Российской
системы предупреждения и действий в
чрезвычайных ситуациях.
Председатель
Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 июня 1995 г. N
606
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ
ПРОГРАММА РАБОТ ПО
ОБЕСПЕЧЕНИЮ
СЕЙСМОСТОЙКОСТИ ОБЪЕКТОВ НАРОДНОГО
ХОЗЯЙСТВА
КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1995 - 1999
ГОДЫ "СЕЙСМОЗАЩИТА"
I. Обоснование
разработки программы
Федеральная
целевая комплексная программа работ по
обеспечению сейсмостойкости объектов
народного хозяйства Камчатской области на
1995 - 1999 годы "Сейсмозащита" (далее именуется -
программа "Сейсмозащита") разработана во
исполнение Постановления Правительства
Российской Федерации от 18 марта 1994 г. N 205 "О
неотложных мерах по государственной
поддержке социально-экономического
развития Камчатской области" и решения
Комиссии Правительства Российской
Федерации по оперативным вопросам от 7
декабря 1994 года.
Территория Камчатской
области имеет сложное геологическое
строение и относится к сейсмоактивным
районам Земли. Здесь сконцентрированы и
интенсивно проявляются наиболее опасные
природные процессы и явления:
землетрясения, вулканы, цунами, морские
приливы, наводнения. В районе г.
Петропавловск-Камчатский находится около
100 лавиноопасных участков. Юго-восточная
часть полуострова входит в зону активного
Тихоокеанского сейсмического пояса, и
основной опасностью на этой территории
являются землетрясения. За последние 45 лет
здесь произошли разрушительные
землетрясения в 1952, 1959, 1971 годах и дважды в
1993 году.
В 1985 году Институтом
вулканологии был дан официальный прогноз
сильного землетрясения на территории
области в ближайшие годы. В связи с тем, что
действовавшими до 1969 года строительными
нормами сейсмическая опасность на Камчатке
недооценивалась, основная часть старой
застройки в г. г. Петропавловск-Камчатский,
Елизово, Вилючинск, Ключи и пос.
Усть-Камчатск имеет недостаточную
сейсмостойкость. Кроме того, область
удалена от других экономических районов
Дальнего Востока, что создает
дополнительные транспортные проблемы при
оказании ей помощи в чрезвычайных
ситуациях.
Обеспечение
сейсмостойкости объектов народного
хозяйства Камчатской области представляет
собой крупную народно - хозяйственную
проблему, требующую принятия
соответствующей федеральной программы.
II. Основные программные решения
В
порядке подготовки к прогнозируемому
землетрясению был принят ряд решений
Правительства, во исполнение которых в 1987 -
1994 годах осуществлены мероприятия по
частичной инженерной защите от
сейсмической опасности. В частности, в 1989
году завершена паспортизация жилья,
объектов социально-культурного назначения,
производственных зданий и сооружений, в
ходе которой выявлена необходимость сноса
312 и сейсмоусиления 486 зданий, в том числе 17
школ, 30 детских садов, 17 объектов
здравоохранения. С 1991 года ведутся работы
по сейсмоусилению первоочередных объектов.
За прошедшее время снесено 107 сейсмоопасных
жилых домов, проведено сейсмоусиление 6
школ, 6 больниц, жилых домов общей площадью
36,7 тыс. кв. метров.
Программа
"Сейсмозащита" рассчитана на 5 лет и
представляет собой комплекс минимально
необходимых мер, направленных на
предотвращение гибели людей и снижение
материального ущерба от сильного
землетрясения на сейсмоопасной территории
области.
Программа "Сейсмозащита" имеет
два основных направления:
инженерно-технические мероприятия по
подготовке к землетрясению, направленные
на уменьшение ущерба от его воздействия и
предотвращение вторичных природных и
техногенных чрезвычайных ситуаций;
организационно-технические мероприятия по
подготовке к землетрясению, направленные
на организацию спасательных работ,
жизнеобеспечение населения и ликвидацию
чрезвычайной ситуации.
Одно
направление включает в себя разработку и
реализацию мер по профилактике и смягчению
бедствия инженерными методами и учитывает
при прогнозировании возможность
возникновения и развития вторичных опасных
процессов природного и техногенного
происхождения и их воздействия на
сооружения, жилую застройку и население, а
также учитывает реальное состояние системы
жизнеобеспечения,
организационно-технической и
экономической готовности территории к
чрезвычайной ситуации. Другое направление
нацелено на снижение
социально-экономического ущерба путем
заблаговременной подготовки
ответственного персонала и населения,
эффективного управления и скорейшей
ликвидации чрезвычайной ситуации в случае
землетрясения.
В программе
"Сейсмозащита" выделены первоочередные
работы, осуществляемые в 1995 году:
повышение сейсмостойкости зданий,
инженерных сооружений, сетей, коммуникаций
и других объектов инженерного
обеспечения;
организационно-техническая подготовка
аварийно-спасательных и восстановительных
работ, медицинского обеспечения, эвакуации
населения и другие работы организационного
характера.
Общие затраты на реализацию
программы "Сейсмозащита" в 1995 - 1999 годах
составят 839,5 млрд. рублей (в ценах 1994 года), в
том числе на осуществление
инженерно-технических мероприятий - 748,1
млрд. рублей и подготовку населения к
чрезвычайным ситуациям и действиям в
условиях стихийного бедствия, организацию
аварийно - спасательных работ,
жизнеобеспечения населения, ликвидацию
последствий землетрясения 91,4 млрд. рублей.
Гражданские и специальные объекты
Минобороны России, расположенные в
сейсмоопасных районах Камчатской области,
финансируются отдельно по смете этого
Министерства. В Приложении к настоящей
программе приведено распределение объемов
финансирования по годам.
III.
Эффективность программных мероприятий
Мероприятия программы "Сейсмозащита"
направлены на предотвращение гибели людей
и снижение материального ущерба от
стихийного бедствия. Реализация этих
мероприятий позволит повысить
сейсмостойкость объектов гражданского и
производственного назначения, в том числе 30
зданий дошкольных учреждений на 3850 мест, 393
жилых домов общей площадью 950 тыс. кв.
метров, 14 объектов здравоохранения, 6 -
тепло- и энергоснабжения, 2 - водоснабжения, 5
- пищевой промышленности, 6 - утилизации,
санитарии и охраны окружающей среды.
В
результате выполнения мероприятий будет
завершено строительство экспериментальных
зданий с различными системами
сейсмозащиты, сооружений лавинозащиты,
повышена устойчивость склонов, откосов и
грунтовых оснований в черте населенных
пунктов. Предусматривается усиление и
оснащение аварийно-спасательных
формирований постоянной готовности,
создание резерва материально - технических
ресурсов.
Расчетная величина
предотвращенного ущерба от стихийного
бедствия составит 8100 млрд. рублей (в ценах
1994 года), в том числе предотвращенные прямые
потери - 4630 млрд. рублей. Эффективность
программы "Сейсмозащита" составит не менее
13,4 тыс. рублей на один затраченный рубль.
Приложение
к федеральной
целевой комплексной
программе работ по
обеспечению
сейсмостойкости объектов
народного
хозяйства Камчатской
области
на 1995 - 1999 годы "Сейсмозащита"
МЕРОПРИЯТИЯ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ
ПРОГРАММЫ РАБОТ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
СЕЙСМОСТОЙКОСТИ
ОБЪЕКТОВ НАРОДНОГО
ХОЗЯЙСТВА КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 1995 - 1999
ГОДЫ "СЕЙСМОЗАЩИТА"
(млн. рублей в ценах 1994 года)
------------------------------------T--------T-------T---------------------------------------T----------------¬
¦ ¦ Срок ¦ Стои- ¦
В том числе ¦ Исполнители ¦
¦
¦исполне-¦мость
-+-------T-------T-------T-------T-------+ ¦
¦
¦ ния ¦ всего ¦1995 г.¦1996 г.¦1997
г.¦1998 г.¦1999 г.¦ ¦
+-----------------------------------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------------+
¦
¦
¦
Инженерно-технические мероприятия по
подготовке к
¦
¦ землетрясению, направленные на
уменьшение ущерба от его
¦
¦ воздействия и
предотвращение вторичных природных и
¦
¦
техногенных чрезвычайных ситуаций
¦
¦
¦
¦Проведение анализа и организация
¦1996 - ¦ 7080¦ - ¦ 3140¦ 2452¦ 796¦
692¦Минстрой России ¦
¦мониторинга
комплексного риска ¦1999 гг.¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦МЧС России ¦
¦на
сейсмоопасных территориях, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Минздравмедпром ¦
¦разработка мероприятий по преду- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦России с
участием ¦
¦преждению землетрясения и
смяг- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Российской акаде- ¦
¦чению его
воздействия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦мии наук ¦
¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦
¦ в том числе: ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ уточнение
сейсмической ¦1996 - ¦ 984¦ - ¦ 468¦ 192¦
184¦ 140¦Минстрой России с ¦
¦
опасности с учетом локальных ¦1999 гг.¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦участием Россий- ¦
¦ эффектов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ской академии наук¦
¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ выявление и
оценка воздействия¦1996 - ¦ 480¦ - ¦ 240¦ -
¦ 120¦ 120¦Минстрой России ¦
¦ на
застройку и население ¦1999 гг.¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦МЧС России ¦
¦
вторичных природных и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦
техногенных процессов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦
¦ организация
мониторинга ¦1996 - ¦ 1380¦ - ¦ 694¦ 686¦
- ¦ - ¦Минстрой России ¦
¦ опасных
вторичных природных и ¦1997 гг.¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦МЧС России ¦
¦
техногенных процессов и оценка¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦
уязвимости при сейсмическом ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦
воздействии и возникновении ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦
вторичных опасных факторов ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦