ПРИКАЗ ГТК РФ от 07.05.1997 n 242 (ред. от 27.08.1998) О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ РУКОВОДСТВА ПО ТАМОЖЕННОМУ КОНТРОЛЮ ДЕЛЯЩИХСЯ И РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЯХ РЕГИОНАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (вместе с ВРЕМЕННЫМ РАЗРЕШЕНИЕМ..., утв. Госатомнадзором РФ 14.02.1997 n 07/226-07-01)

ПРИКАЗ
от 7 мая 1997 г. N 242
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
РУКОВОДСТВА ПО ТАМОЖЕННОМУ КОНТРОЛЮ ДЕЛЯЩИХСЯ
И РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЯХ
РЕГИОНАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
(в ред. Приказов ГТК РФ
от 19.05.1998 N 333, от 27.08.1998 N 589)
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии и обращения с источниками ионизирующего излучения при организации и осуществлении таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами и во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 1 сентября 1996 г. N 1052 "О Федеральной целевой программе развития таможенной службы Российской Федерации на 1996 - 1997 годы и на период до 2000 года", в целях дальнейшего развертывания работ по обеспечению таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами (ТКДРМ) приказываю:
1. Ввести в действие Руководство по таможенному контролю делящихся и радиоактивных материалов (Приложение 2).
(п. 1 в ред. Приказа ГТК РФ от 19.05.1998 N 333)
2. Создать в Региональном информационно-техническом таможенном управлении самостоятельное структурное подразделение - отдел таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами (отдел ТКДРМ) штатной численностью 14 шт. ед. за счет выделения дополнительной штатной численности в количестве 11 шт. ед. и перераспределения 3 шт. ед. Регионального информационно-технического таможенного управления. Возложить на этот отдел выполнение функций Службы ТКДРМ ГТК России, определенных Временным разрешением Госатомнадзора России, и полного объема функций, предусмотренных Общим положением о службе таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами таможенного органа Российской Федерации, согласованным с Госкомсанэпиднадзором России и введенным в действие Приказом ГТК России от 5 мая 1995 г. N 303.
3. Управлению кадров и учебных заведений (Ю.Ф. Азаров) ввести в штатное расписание Регионального информационно-технического таможенного управления дополнительную штатную численность согласно Приложению 3.
4. Исключить из штатного расписания Западного таможенного управления 2 шт. ед. (главный инспектор - 1, ведущий инспектор - 1).
5. Финансовому управлению (П.Г. Городецкий) выделить денежные средства Региональному информационно-техническому таможенному управлению на содержание введенных 11 шт. ед. в пределах сметы расходов на содержание таможенной системы Российской Федерации на 1997 год и внести соответствующие изменения в сметы расходов Регионального информационно-технического таможенного управления и Западного таможенного управления.
6. Региональному информационно-техническому таможенному управлению (А.Н. Чупланов) в месячный срок разработать Положение о Службе ТКДРМ ГТК России и согласовать его с Оперативно-организационным управлением.
7. В целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии и обращения с источниками ионизирующего излучения действующих приказов ГТК России внести соответствующие изменения и дополнения в Общее положение о службе таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами таможенного органа Российской Федерации (Приложение 4) и Положение о Региональном информационно-техническом таможенном управлении (Приложение 5).
(п. 7 в ред. Приказа ГТК РФ от 19.05.1998 N 333)
8. Утратил силу. - Приказ ГТК РФ от 19.05.1998 N 333.
9. Утратил силу. - Приказ ГТК РФ от 19.05.1998 N 333.
10. Региональному информационно-техническому таможенному управлению (А.Н. Чупланов) и Управлению кадров и учебных заведений (Ю.Ф. Азаров) согласовывать с Госатомнадзором России разрабатываемые документы, регламентирующие обеспечение и контроль радиационной безопасности при проведении ТКДРМ и программы обучения сотрудников служб ТКДРМ.
11. Утратил силу. - Приказ ГТК РФ от 19.05.1998 N 333.
12. Утратил силу. - Приказ ГТК РФ от 19.05.1998 N 333.
Контроль за выполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
Председатель Комитета
А.С.КРУГЛОВ



Приложение 1
к Приказу ГТК России
от 7 мая 1997 г. N 242
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ ПО ЯДЕРНОЙ
И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
14 февраля 1997 г. N 07/226-07-01
ВРЕМЕННОЕ РАЗРЕШЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОМУ ТАМОЖЕННОМУ КОМИТЕТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Утратило силу. - Приказ ГТК РФ от 19.05.1998 N 333



Приложение 2
к Приказу ГТК России
от 7 мая 1997 г. N 242
Утверждаю
Заместитель Председателя
Государственного
таможенного комитета
Российской Федерации
С.М.БЕКОВ
Согласовано
Заместитель Председателя
Федерального надзора России
по ядерной и радиационной
безопасности
А.М.ЖОКИН
27 июля 1995 года
Заместитель Министра
Российской Федерации
по атомной энергии
Н.Н.ЕГОРОВ
8 ноября 1995 года
Заместитель Председателя
Государственного комитета
санитарно-эпидемиологического
надзора Российской Федерации
А.А.МОНИСОВ
29 мая 1995 года
РУКОВОДСТВО
ПО ТАМОЖЕННОМУ КОНТРОЛЮ ДЕЛЯЩИХСЯ И РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ
(в ред. Приказов ГТК РФ
от 19.05.1998 N 333, от 27.08.1998 N 589)
Настоящее Руководство разработано рабочей группой, в которую вошли:
Барковский А.Н. (Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт радиационной гигиены - С.-П. НИИРГ), Брук Г.Я. (С.-П. НИИРГ), Ершов Э.Б. (секретарь, С.-П. НИИРГ), Иванов Е.В. (зам. руководителя, С.-П. НИИРГ), Комаров Е.И. (С.-П. НИИРГ), Кравченко Н.Э. (ГТК России), Либерман А.Н. (руководитель работ, С.-П. НИИРГ), Рамзаев П.В. (С.-П. НИИРГ), Рикунов В.А. (Госатомнадзор России), Тихонов Н.С. (Всероссийский научно-исследовательский проектный институт энерготехники - ВНИПИЭТ), Яновская Н.С. (Межотраслевой координационный центр "Нуклид" - МКЦ "Нуклид").
В подготовке и обсуждении материалов Руководства принимали участие:
Анохин А.Н. (Северо-Европейский округ Госатомнадзора России), Васильев И.И. (ГТК России), Громов А.Б. (служба ТКДРМ Западного таможенного управления), Граве А.В. (служба ТКДРМ Пулковской таможни), Дзенковский В.Г. (служба ТКДРМ Выборгской таможни), Довгиленко А.С. (МКЦ "Нуклид"), Ершов В.Н. (ВНИПИЭТ), Жаров А.В. (МКЦ "Нуклид"), Зубков Е.Л. (отдел ТКДРМ Уральского таможенного управления), Камынов Ш.В. (МКЦ "Нуклид"), Козырева О.И. (МКЦ "Нуклид"), Макаревич И.М. (МКЦ "Нуклид"), Михайлов М.В. (Госатомнадзор России), Попов А.С. (служба ТКДРМ Кингисеппской таможни), Рямо А.А. (служба ТКДРМ Северо-Западной базовой таможни), Семенов А.А. (МКЦ "Нуклид"), Трейман Г.О. (МКЦ "Нуклид").
1. ВВЕДЕНИЕ
Таможенный контроль и таможенное оформление делящихся и радиоактивных материалов, являясь функциями таможенных органов Российской Федерации, направлены на недопущение незаконного перемещения этих материалов через таможенную границу Российской Федерации. Список сокращений, используемых в Руководстве, приведен в Приложении 1.
Необходимость осуществления таможенного контроля ДРМ определяется в первую очередь тем, что радиационные грузы представляют собой товары, имеющие значительную ценность, незаконное перемещение которых через таможенную границу Российской Федерации может нанести экономический ущерб государству.
Кроме того, следует учитывать, что ДРМ относятся к категории опасных грузов, которые в случае нарушения требований, предъявляемых к их перевозке, могут нанести вред здоровью людей и вызвать радиоактивное загрязнение транспортных средств, территории, помещений и окружающей среды. Поэтому по возможным последствиям незаконное перемещение радиационного груза через границу должно рассматриваться как аварийная ситуация.
Целями настоящего Руководства являются:
- установление основных положений по организации производства таможенного оформления и порядка проведения таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;
- установление общих требований к порядку и методам проведения таможенного контроля для пресечения попыток незаконного перемещения через границу делящихся и радиоактивных материалов;
- установление требований к планированию и осуществлению мероприятий по предотвращению попыток и ликвидации возможных последствий незаконного перемещения ДРМ через таможенную границу России.
Руководство предназначено для всех таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль ДРМ, содержит нормативные требования и справочно-методические материалы по ТКДРМ.
На основе настоящего Руководства в таможенных органах Российской Федерации с учетом конкретных условий должны быть разработаны инструкция по взаимодействию с территориальными органами федеральных ведомств в случае выявления попытки незаконного перемещения ДРМ через таможенную границу Российской Федерации и план мероприятий на случай аварий, связанных с этими материалами. Инструкция и план должны быть согласованы с региональными (территориальными) органами Минздрава, Госатомнадзора, МВД России и утверждены руководителями таможенных органов.
Ответственность за выполнение требований настоящего Руководства несут руководители таможенных органов.
Руководство разработано на основе требований отечественных регламентирующих документов - Федерального закона "О радиационной безопасности населения", НРБ-96, ОСП-72/87, ПБТРВ-73, ОПБЗ-83, ПВСР-92, и в нем учтены рекомендации, содержащиеся в документах международных организаций - Международных нормах радиационной безопасности (МАГАТЭ, 1994), Правилах безопасной перевозки радиоактивных веществ (МАГАТЭ, 1985) и других документах, а также в законодательных актах по вопросам безопасной транспортировки и радиационного контроля ряда стран (США, Франция, Германия, Швеция и др.). В Руководстве использован накопленный отечественный опыт радиационного контроля за безопасной транспортировкой радиационных грузов, а также опыт планирования и реализации мероприятий по предотвращению радиационных аварий и ликвидации их последствий.
2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящей главе приведены основные термины и определения, использованные в настоящем Руководстве.
2.1. Альфа-излучение - ионизирующее излучение, состоящее из альфа-частиц (ядер гелия), испускаемых при ядерных превращениях.
2.2. Альфа-излучатели низкой токсичности - природный уран, обедненный уран, природный торий, уран-235, 238, торий-232, 228 и 230, содержащиеся в рудах или в форме физических и химических концентратов, альфа-излучатели с периодом полураспада менее 10 дней.
2.3. А1 и А2 - величины активности, используемые в Правилах МАГАТЭ при определении типа упаковочного комплекта для перевозки отдельных радиоактивных материалов. А1 - для радиоактивных материалов особого вида, А2 - для радиоактивных материалов, не относящихся к особому виду.
2.4. Бета-излучение - электронное (и позитронное) ионизирующее излучение, состоящее из электронов или позитронов с непрерывным энергетическим спектром, испускаемое при ядерных превращениях. Характеризуется граничной энергией спектра.
2.5. Беккерель (Бк) - единица активности источника, равная 1
радиоактивному распаду в секунду - 1 расп./с (1 Ки = 3,7 x
10
10 Бк).
2.6. Внешнее облучение - облучение тела от находящихся вне его источников ионизирующего излучения.
2.7. Внутреннее облучение - облучение тела от находящихся внутри него радионуклидов.
2.8. Гамма-излучение - фотонное (электромагнитное) ионизирующее излучение, испускаемое при ядерных превращениях.
2.9. Грузоотправитель - любое лицо, которое представляет груз для перевозки и именуется грузоотправителем в перевозочных документах.
2.10. Грузополучатель - любое лицо, которое получает груз или в адрес которого он направлен.
2.11. Грузовой контейнер - предмет транспортного оборудования, сконструированный для облегчения транспортировки грузов, упакованных или неупакованных, одним или несколькими видами транспорта без промежуточной перегрузки этих грузов. Он не должен самопроизвольно открываться, должен иметь достаточную жесткость и прочность, обеспечивающую его повторное использование, и должен быть снабжен устройствами, облегчающими работу с ним, особенно при перегрузке с одного вида транспорта на другой.
2.12. Доза - сокращенное наименование эквивалентной дозы (если она приведена в бэрах или зивертах) или экспозиционной (если она приведена в рентгенах).
2.13. Дополнительный радиационный контроль - второй этап радиационного контроля.
2.14. Делящиеся (ядерные) материалы - материалы, в которых может возникать цепная реакция деления, что требует соблюдения дополнительных мер ядерной безопасности, исключающих возможность возникновения критической массы при их перевозке. В Правилах МАГАТЭ к делящимся материалам отнесены материалы, содержащие уран-233, 235, плутоний-238, 239, 241 или любые сочетания этих радионуклидов в количестве более 15 г при условии их содержания в материалах более 0,7% по массе.
Природный или обедненный уран, если они не облучены или облучены лишь в реакторах на тепловых нейтронах, не рассматриваются как делящиеся материалы.
2.15. Естественный фон излучения - эквивалентная доза ионизирующего излучения, создаваемого космическим излучением и излучением естественно распределенных природных радионуклидов в поверхностных слоях Земли, приземной атмосфере, продуктах питания, воде и организме человека.
2.16. Зиверт (Зв) - единица эквивалентной дозы; 1 Зв = 100 бэр.
2.17. Изотоп - нуклид с числом протонов в ядре, свойственным данному элементу.
2.18. Изотоп радиоактивный - изотоп, обладающий радиоактивностью.
2.19. Ионизирующее излучение - излучение, которое взаимодействуя с веществом приводит к образованию в этом веществе ионов разного знака. Ионизирующее излучение состоит из заряженных и незаряженных частиц. К последним относятся также фотоны.
2.20. Источник ионизирующего излучения - устройство или радиоактивное вещество, испускающее или способное испускать ионизирующее излучение.
10
2.21. Кюри (Ки) - единица радиоактивности, 1 Ки = 3,7 x 10
расп./с (Бк).
2.22. Компетентный орган - организация, наделенная правом представлять государство или международный орган при решении вопросов, связанных с перевозкой радиоактивных веществ, а также несущая ответственность за обеспечение применения Правил МАГАТЭ и наделенная соответствующими полномочиями. Основным источником информации о компетентных органах различных стран является перечень компетентных органов по перевозке радиоактивных веществ (публикуется МАГАТЭ ежегодно), который будет рассылаться ГТК России по таможенным органам. В России государственным компетентным органом по ядерной и радиационной безопасности при перевозках ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них является Минатом России.
2.23. Материал (вещество) с низкой удельной активностью (НУА или LSA) - это радиоактивный материал, который имеет природную или искусственную низкую активность на единицу массы (удельная активность). В соответствии с Правилами МАГАТЭ такие материалы делятся на три группы: LSA-I, LSA-II, LSA-III (Приложение 2).
2.24. Мощность дозы - сокращенное наименование мощности эквивалентной или экспозиционной дозы.
2.25. Неснимаемое (фиксированное) радиоактивное загрязнение поверхности - радиоактивное вещество, которое самопроизвольно или при эксплуатации не переходит с загрязненной поверхности в окружающую среду и не удаляется применяемыми способами дезактивации.
2.26. Нуклид - вид атомов с данными числами протонов и нейтронов в ядре, характеризующийся массовым числом А (атомная масса) и атомным номером Z.
2.27. Обедненный или обогащенный уран - уран, содержащий соответственно меньшее и большее в процентном отношении количество урана-235 по массе, чем природный уран (0,72%).
2.28. Объекты с поверхностным радиоактивным загрязнением (ОПРЗ или SCO) - это твердые нерадиоактивные объекты, поверхность которых имеет радиоактивное загрязнение. В соответствии с Правилами МАГАТЭ такие объекты делятся на две категории - SCO-I и SCO-II, отличающиеся друг от друга уровнями фиксированного (неснимаемого) и нефиксированного (снимаемого) загрязнений (Приложение 2).
2.29. Первичный радиационный контроль - первый этап радиационного контроля.
2.30. Перевозчик - любое лицо, фактически перемещающее товары либо являющееся ответственным за оборудование и использование транспортного средства.
2.31. Период полураспада радионуклида - время, в течение которого число ядер данного радионуклида в результате самопроизвольных ядерных превращений уменьшается в два раза.
2.32. Персонал - лица, работающие с техногенными источниками (группа А) или находящиеся по условиям работы в сфере их воздействия (группа Б).
2.33. Правила МАГАТЭ - документы МАГАТЭ, регламентирующие международные правила безопасной перевозки ДРМ. К ним относятся: Правила безопасной перевозки радиоактивных веществ, 1985 (1-е изд.), 1991 (2-е изд.); Серия изданий по безопасности N 6, МАГАТЭ, Вена, 1991; Справочный материал к Правилам МАГАТЭ по безопасной перевозке радиоактивных веществ, 1985 (1-е изд.), 1991 (2-е изд.); Серия изданий по безопасности N 37, МАГАТЭ, Вена, 1991; Перечни требований по перевозке определенных типов грузов радиоактивных веществ; Серия изданий по безопасности N 80, МАГАТЭ, Вена, 1991.
2.34. Правила - нормативные документы, регламентирующие правила перевозки ДРМ в России (ПБТРВ-73, ОПБЗ-83, ПВСР-92).
2.35. Природный торий - химически выделенный торий, содержащий природную смесь изотопов тория.
2.36. Природный уран - химически выделенный уран, содержащий природную смесь изотопов урана (99,28% урана-238 и 0,72% урана-235 по массе).
2.37. Промышленная упаковка - упаковка, которая используется для транспортирования материалов с НУА и ОПРЗ. Существует три типа промышленных упаковок.
2.38. Промышленная упаковка типа 1 (IP-1) - упаковка, которая должна соответствовать общим требованиям Правил МАГАТЭ ко всем упаковочным комплектам и упаковкам, а также выдерживать повышенные значения температуры и давления.
2.39. Промышленная упаковка типа 2 (IP-2) - упаковка, которая должна соответствовать требованиям к упаковке типа IP-1, а также выдерживать испытания на свободное падение и укладку штабелем.
2.40. Промышленная упаковка типа 3 (IP-3) - упаковка, которая должна соответствовать требованиям к упаковкам IP-1 и IP-2, а также выдерживать испытания на обрызгивание водой и разрушение в глубине.
2.41. Радиационный контроль - таможенный контроль радиационных параметров груза, который может осуществляться с использованием специальных технических средств как самостоятельно, так и в сочетании с иными формами этого контроля.
2.42. Радиационный груз (товар) - это упаковка(и) с радиоактивным материалом или неупакованный радиоактивный материал, представленные для транспортирования.
2.43. Радиоактивный материал (радиоактивное вещество) - любое вещество или материал, суммарная и удельная активность радионуклида в котором превышает допустимые значения (табл. П-4 НРБ-96).
При наличии нескольких радионуклидов в материале он считается радиоактивным, если сумма отношений фактических значений их суммарных и удельных активностей и допустимых (табл. П-4 НРБ-96) больше единицы.
Все делящиеся материалы относятся к радиоактивным материалам (веществам), так как их удельная активность всегда больше предельно допустимой.
2.44. Радиоактивный материал (радиоактивное вещество) особого вида - нерассеивающийся твердый радиоактивный материал либо радиоактивный материал в герметичной капсуле, конструкция которой делает невозможным ее открытие без разрушения. Радиоактивное вещество или капсулу относят к особому виду, если они имеют по крайней мере один из размеров не менее 5 мм и выдерживают специальные испытания на падение, удар, изгиб и нагрев.
2.45. Радиоактивные отходы (РаО) - растворы, изделия, материалы, биологические объекты, не подлежащие дальнейшему использованию на данном или каком-либо другом производстве и в экспериментальных исследованиях и содержащие радиоактивные вещества в количествах, превышающих значения, установленные действующими нормами и правилами. Жидкие отходы считаются радиоактивными, если содержание в них отдельных радионуклидов или их смесей превышает допустимые концентрации, установленные НРБ-96 для воды. В соответствии с ОСП-72/87 жидкие радиоактивные отходы по значению удельной активности разделяются на следующие категории:
- слабоактивные - менее 370 кБк/л;
- среднеактивные - от 370 до 37 ГБк/л;
- высокоактивные - более 37 ГБк/л.
Твердые отходы считаются радиоактивными, если их удельная
-6
активность превышает 74 кБк/кг (2 x 10 Ки/кг). В зависимости от
мощности дозы на расстоянии 10 см от их поверхности твердые
радиоактивные отходы делятся на три группы:
- I - менее 30 мбэр/ч (менее 0,3 мЗв/ч);
- II - от 30 до 1000 мбэр/ч (от 0,3 до 10 мЗв/ч);
- III - более 1000 мбэр/ч (более 10 мЗв/ч) (см. СПОРО-85).
2.46. Радионуклид - радиоактивный атом с данным массовым числом и атомным номером.
2.47. Радионуклидный прибор - прибор, аппарат, установка, частью которого является встроенный радионуклидный источник.
2.48. Радиоактивное загрязнение - наличие радиоактивных веществ на поверхности в количестве более 0,4 Бк/кв. см для бета-, гамма- и альфа-излучателей низкой токсичности или 0,04 Бк/кв. см для всех других альфа-излучателей.
2.49. Снимаемое (нефиксированное) радиоактивное загрязнение поверхности - радиоактивные вещества, которые самопроизвольно или при эксплуатации могут переходить с загрязненной поверхности в окружающую среду и удаляться применяемыми способами дезактивации.
2.50. Специальные условия - условия, при выполнении которых разрешается транспортировать партии радиационных грузов, отвечающих не всем требованиям Правил. Специальные условия утверждаются компетентными органами, в России - Минатомом России.
2.51. Средства индивидуальной защиты - технические средства защиты персонала от поступления радиоактивных веществ внутрь организма, радиоактивного загрязнения кожных покровов и внешнего облучения.
2.52. Транспортный индекс - число, присвоенное упаковке,
связке, резервуару, грузовому контейнеру или партии грузов для
осуществления контроля за партиями упаковок в целях минимизации
ядерной критичности и риска облучения. В соответствии с ПБТРВ-73
его значение равно предельно допустимому значению мощности дозы
-2
излучения мбэр/ч (10 мЗв/ч) на расстоянии 1 м от любой точки
поверхности радиационной упаковки. Для делящихся материалов
транспортный индекс определяется исходя из соображений их
критического состояния (Приложение 3).
2.53. Транспортное средство - средство транспортирования упаковки (железнодорожный вагон, автомобиль, морское или воздушное судно).
2.54. Транспортный упаковочный комплект - система элементов, необходимых для удержания радиоактивного содержимого и предупреждения возникновения самоподдерживающейся цепной реакции при нормальных условиях перевозки. Комплект может включать поглощающие материалы, дистанционирующие конструкции, устройства для защиты от излучений, для охлаждения и тепловой изоляции, амортизаторы. Транспортный упаковочный комплект с радиоактивным содержимым составляет упаковку.
2.55. Углубленное радиационное обследование - третий этап радиационного контроля.
2.56. Упаковка, не подпадающая под действие Правил, - упаковка, которая может перевозиться при ограниченном административном контроле и без видимых предупреждающих этикеток на наружной поверхности. Уровень излучения в любой точке поверхности таких упаковок не должен превышать 0,5 мбэр/ч (5 мкЗв/ч) для предотвращения чрезмерного облучения людей и чувствительных фотоматериалов, находящихся в непосредственной близости от них.
Упаковки, не подпадающие под действие Правил, должны отвечать только следующим требованиям:
- их содержимое должно сохраняться в условиях, вероятных для обычной перевозки;
- уровень излучения в любой точке на их поверхности не должен превышать 0,5 мбэр/ч (5 мкЗв/ч);
- должны иметь маркировку "Радиоактивно", нанесенную на внутреннюю поверхность так, чтобы ее было видно при их открывании.
2.57. Упаковка типа А - предназначена для безопасной и экономически выгодной перевозки сравнительно небольших количеств радиоактивных материалов.
Упаковки типа А должны иметь сертификат-разрешение. Конструкция их должна удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к упаковке IP-3. Кроме того, такие упаковки должны выдерживать более тяжелые испытания, если их радиоактивное содержимое находится в жидкой или газообразной форме. Они должны строго соответствовать техническим условиям относительно размера, условий окружающей среды, внутреннего давления и герметизации, не распространяемых на промышленные упаковки. Предполагается, что такие упаковки сохранят свою целостность в условиях неправильного обращения, которые считаются нормальными, а также в следующих возможных ситуациях при перевозках:
- падение с транспортного средства или с аналогичной высоты;
- нанесение удара острым предметом с нарушением целостности упаковки;
- воздействие атмосферных осадков;
- укладка других грузов поверх упаковок.
Допускается, что упаковки типа А могут быть повреждены в результате тяжелой аварии и что может произойти утечка части их содержимого. Поэтому в Правилах МАГАТЭ предусмотрено ограничение максимального количества радионуклидов, допустимого для перевозки в них. Суммарная активность радиоактивного материала, перевозимого в упаковках типа А, не должна превышать А1 для радиоактивных материалов особого вида и А2 - для радиоактивных материалов, не относящихся к особому виду. При соблюдении этих условий в случае утечки обеспечивается низкий риск внешнего облучения или загрязнения.
2.58. Упаковка типа В - используется для перевозки значительно больших количеств радиоактивных веществ, чем в упаковке типа А. Упаковки типа В должны выдерживать большинство ситуаций, перечисленных в п. 2.57, без нарушения герметичности и без повышения уровня излучения до значений, при которых может возникнуть опасность для здоровья населения и персонала, участвующего в работах по ликвидации последствий аварии. Правилами МАГАТЭ предусмотрено проведение механических и высокотемпературных испытаний упаковок типа В, имитирующих условия аварий. В принципе упаковки типа В рассчитаны на любое количество радиоактивного материала любого вида при условии соблюдения всех требований Правил МАГАТЭ. Утверждение упаковочных комплектов типа В может быть односторонним [B(U)] либо многосторонним [B(M)]. Одностороннее утверждение означает получение сертификата-разрешения лишь от компетентного органа страны происхождения упаковки, многостороннее - это утверждение соответствующих сертификатов-разрешений еще и компетентными органами стран, через территорию которых перевозится упаковка или на территорию которых она ввозится.
2.59. Упаковка, предназначенная для перевозки делящихся материалов (веществ), - используется в тех случаях, когда радиоактивное содержимое способно поддерживать цепную реакцию деления. Для таких упаковок необходимы специальные виды контроля. Они должны иметь сертификаты-разрешения компетентных органов каждой страны, через территорию которой они перевозятся или на территорию которой они ввозятся.
2.60. Ядерные материалы - уран (обедненный, естественный или обогащенный, включая уран-233), плутоний, торий и нептуний-237, а также любое из этих веществ в форме металла, сплава, химического соединения, концентрата, свежего или отработавшего реакторного топлива.
3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
НАЛИЧИЯ ДРМ В ТОВАРАХ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ,
ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ
Все радиоактивные материалы (в том числе и делящиеся) в процессе радиоактивного распада испускают различного вида излучения. Основные из них:
- нейтронное излучение;
- гамма-излучение;
- бета-излучение;
- альфа-излучение.
Фиксируя инструментально указанные виды излучения, можно определять наличие ДРМ в различных объектах.
Нейтронное и гамма-излучение относятся к так называемым проникающим излучениям, так как они достаточно легко проходят через различные материалы. В связи с этим для радиационных грузов, испускающих эти виды излучений, требуется специальная конструктивная защита, которая позволит обеспечить радиационную безопасность при их транспортировке. Вследствие высокой проникающей способности именно эти два вида излучений являются индикатором наличия ДРМ в перемещаемых через границу товарах и транспортных средствах. Современные технические средства позволяют надежно регистрировать достаточно малые уровни этих излучений. Минимально достижимый уровень их регистрации определяется только радиационным фоном в точке измерений и чувствительностью используемой аппаратуры.
Бета-излучение полностью поглощается любым металлом толщиной 2 - 3 мм, а альфа-излучение - даже слоем обычной бумаги, поэтому они практически не могут быть индикатором обнаружения ДРМ. В то же время радионуклиды с альфа- и бета-излучением представляют значительную радиационную опасность при попадании внутрь организма человека. Поэтому при выявлении факта незаконной перевозки ДРМ следует тщательно измерить поверхностное загрязнение упаковки указанными радионуклидами и только после этого приступать к ее изъятию или перемещению для идентификации содержащегося в ней груза.
В материале защитных капсул, в которых находятся бета-излучатели, может возникать тормозное гамма-излучение, достигающее значительных уровней в зависимости от максимальной энергии бета-частиц и суммарной активности источника. Это обстоятельство может использоваться для обнаружения ДРМ.
Большинство радионуклидов испускает гамма-излучение, регистрация которого наиболее проста и информативна. Наиболее простым и надежным способом обнаружения незаконно перевозимых радиационных грузов является регистрация внешнего гамма-излучения. Гамма-излучение эффективно ослабляется материалами высокой плотности, такими как сталь, медь, свинец, ртуть, вольфрам и т.д. Наиболее часто при перевозке источников гамма-излучения используются защитные контейнеры из свинца. Их же используют и для маскировки при незаконной перевозке источников гамма-излучения, поскольку при этом мощность дозы последнего ниже уровня регистрации измерительной аппаратуры, используемой для таможенного контроля ДРМ. В связи с этим находящиеся в перевозимых через границу товарах предметы непонятного назначения из тяжелого материала, могущие служить защитными контейнерами для гамма-излучающих радионуклидов, должны обязательно подвергаться таможенному контролю, в том числе и дополнительному радиационному контролю высокочувствительными приборами (например, типа МКС-01Р, РХГ-01 и т.п.). При этом следует учитывать, что для небольших по размеру источников (а именно такие источники перевозят обычно в защитных контейнерах) мощность дозы внешнего гамма-излучения уменьшается пропорционально квадрату расстояния от источника. Например, мощность дозы на расстоянии 100 см от источника более чем в 10 раз меньше, чем на расстоянии 30 см от него. Учитывая это обстоятельство, для повышения вероятности обнаружения незаконного перемещения ДРМ измерения необходимо проводить на поверхности контейнера в точке, ближайшей от предполагаемого расположения источника.
Следует отметить, что энергетический спектр гамма-излучения большинства радионуклидов имеет линейчатую структуру, то есть представляет собой набор отдельных гамма-линий. Этот набор уникален для каждого радионуклида и может служить его своеобразным "паспортом" (Приложение 4). Используя гамма-спектрометры, можно надежно определять наличие того или иного радионуклида в составе товаров и транспортных средствах без вскрытия упаковки. Таким образом, гамма-излучение является наиболее информативным фактором идентификации ДРМ при невозможности вскрытия упаковки. При этом, однако, необходимо учитывать возможное изменение спектральной характеристики излучения в результате поглощения защитным материалом контейнера (УКТ) гамма-линий с малой энергией.
Нейтронное излучение является, как правило, результатом спонтанного деления делящихся материалов либо результатом (альфа, n-реакции) на легких ядрах, для чего нужен мощный источник альфа-излучения, которым могут быть некоторые тяжелые ядра, в том числе большинство изотопов U, Pu и других трансурановых элементов. Таким образом, наличие нейтронного излучения может служить серьезным основанием для подозрения о наличии в перевозимом грузе делящихся материалов. Для защиты от нейтронного излучения используются материалы с высокой концентрацией атомов водорода, такие как вода, парафин, полиэтилен, гидриды металлов и т.п. Контейнеры из этих материалов могут применяться и для незаконной перевозки ДРМ, испускающих нейтронное излучение. Хорошим материалом защиты от нейтронов является бетон, который достаточно эффективно ослабляет и гамма-излучение. Разного рода сборки или "домики" из толстых бетонных блоков могут служить идеальным средством для маскировки самых разнообразных радиационных грузов. Единственной возможностью их выявления является измерение локальных "прострелов" гамма- и нейтронного излучения в щелях в импровизированной бетонной кладке. Во всех подозрительных случаях для повышения вероятности обнаружения источника нейтронного излучения измерения следует вести на минимально возможном расстоянии от предполагаемого места их размещения.
При незаконных перевозках ДРМ в качестве экрана, препятствующего их обнаружению, могут использоваться стенки транспортного средства, другие средства, особенно металлоемкие или массивные бетонные конструкции. В случае рассеиваемой формы ДРМ также могут использоваться герметичные емкости простейшей конструкции. Для экранирования ДРМ с нейтронным излучением могут также использоваться водородсодержащие материалы, в том числе древесина, баки с водой и т.п.
4. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ТАМОЖЕННОМУ ОФОРМЛЕНИЮ
РАДИАЦИОННЫХ ГРУЗОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ,
НА КОТОРЫХ ОНИ ПЕРЕМЕЩАЮТСЯ
4.1. Взаимодействие таможенных органов
с федеральными органами исполнительной власти при выдаче
разрешительных документов на внешнеэкономические
операции с ДРМ
4.1.1. Все ядерные материалы, радиоактивные изотопы, радиоактивные вещества и изделия на их основе при вывозе из Российской Федерации или ввозе в Российскую Федерацию подлежат таможенному контролю и таможенному оформлению в соответствии с законодательством Российской Федерации и с порядком, определенным ГТК России, если иное не установлено актами законодательства Российской Федерации.
4.1.2. Вывоз из Российской Федерации и ввоз в Российскую Федерацию ядерных материалов осуществляется только по лицензиям Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации, а радиоактивных изотопов, радиоактивных веществ и изделий на их основе, как правило, по лицензиям, выдаваемым Министерством внешних экономических связей и торговли Российской Федерации в соответствии с установленным порядком.
Министерство Российской Федерации по атомной энергии и Министерство здравоохранения Российской Федерации ежегодно направляют в Государственный таможенный комитет Российской Федерации взаимосогласованные перечни радиоизотопной продукции по закрепленной номенклатуре, ввоз и вывоз которой не требуют лицензий, и предварительно согласованные с Министерством внешних экономических связей и торговли Российской Федерации и Федеральным надзором России по ядерной и радиационной безопасности.
4.1.3. Перемещение через таможенную границу Российской Федерации ядерных материалов, радиоактивных изотопов, радиоактивных веществ и изделий на их основе осуществляется при условии представления специальных разрешительных документов (табл. 4.1), которые могут использоваться для производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля ДРМ.
Таблица 4.1
----T------------------------T-----------------------------------¬
¦ N ¦ Организация ¦ Документ ¦
¦п/п¦ ¦ ¦
+---+------------------------+-----------------------------------+
¦1. ¦МВЭС России ¦Лицензия. Выдается на основании ¦
¦ ¦ ¦заявления установленного образца, ¦
¦ ¦ ¦предварительно согласованного с ¦
¦ ¦ ¦Минатомом России. Лицензии выдаются¦
¦ ¦ ¦юридическим лицам, имеющим разреше-¦
¦ ¦ ¦ние (лицензию) Госатомнадзора ¦
¦ ¦ ¦России на право проведения работ по¦
¦ ¦ ¦производству, хранению, транспорти-¦
¦ ¦ ¦ровке, оказанию посреднических ус- ¦
¦ ¦ ¦луг по реализации радиоизотопной ¦
¦ ¦ ¦продукции и радиоактивных веществ ¦
+---+------------------------+-----------------------------------+
¦2. ¦Комиссия по экспортному ¦Заключение о возможности реализации¦
¦ ¦контролю Российской ¦контрактов (соглашений, договоров) ¦
¦ ¦Федерации при ¦на экспорт ядерной продукции, кри- ¦
¦ ¦Правительстве Российской¦тичной с точки зрения нераспростра-¦
¦ ¦Федерации ¦нения ядерного оружия. ¦
¦ ¦ ¦В случае внесения в текст контракта¦
¦ ¦ ¦(договора, соглашения) на экспорт ¦
¦ ¦ ¦ядерной продукции изменений, касаю-¦
¦ ¦ ¦щихся предметов экспорта, мест ис- ¦
¦ ¦ ¦пользования экспортируемых товаров ¦
¦ ¦ ¦и конечных пользователей ранее ¦
¦ ¦ ¦выданное заключение Комиссией по ¦
¦ ¦ ¦экспортному контролю Российской ¦
¦ ¦ ¦Федерации при Правительстве ¦
¦ ¦ ¦Российской Федерации о возможности ¦
¦ ¦ ¦его реализации подлежит обязатель- ¦
¦ ¦ ¦ному переоформлению ¦
+---+------------------------+-----------------------------------+
¦3. ¦Федеральный надзор ¦Разрешения (лицензии) изготовителю ¦
¦ ¦России по ядерной и ра- ¦и экспортеру - посреднику на право ¦
¦ ¦диационной безопасности ¦проведения работ по производству, ¦
¦ ¦- Госатомнадзор России ¦хранению, транспортировке, оказанию¦
¦ ¦ ¦посреднических услуг по реализации ¦
¦ ¦ ¦ядерных материалов, радиоизотопной ¦
¦ ¦ ¦продукции и радиоактивных веществ. ¦
¦ ¦ ¦Разрешения (лицензии) импортеру на ¦
¦ ¦ ¦право применения, хранения, пере- ¦
¦ ¦ ¦работки, транспортировки и оказания¦
¦ ¦ ¦посреднических услуг по приобрете- ¦
¦ ¦ ¦нию ядерных материалов, радиоизо- ¦
¦ ¦ ¦топной продукции и радиоактивных ¦
¦ ¦ ¦веществ ¦
+---+------------------------+-----------------------------------+
¦4. ¦Минатом России - компе- ¦Сертификат-разрешение на РВОВ, ¦
¦ ¦тентный национальный ¦сертификат-разрешение на конструк- ¦
¦ ¦орган по безопасной ¦цию УКТ и сертификат-разрешение на ¦
¦ ¦перевозке ДРМ ¦перевозку радиоактивного содержимо-¦
¦ ¦ ¦го в УКТ данным видом транспорта с ¦
¦ ¦ ¦учетом маршрута. ¦
¦ ¦ ¦Выдается изготовителю и (или) гру- ¦
¦ ¦ ¦зоотправителю на основании заявок ¦
¦ ¦ ¦установленного образца. ¦
¦ ¦ ¦Примечания. 1. Допускается совме- ¦
¦ ¦ ¦щение сертификатов-разрешений на ¦
¦ ¦ ¦конструкцию УКТ и его перевозку. ¦
¦ ¦ ¦2. Сертификат-разрешение на РВОВ ¦
¦ ¦ ¦необходим, если в сертификате-раз- ¦
¦ ¦ ¦решении на конструкцию указано, что¦
¦ ¦ ¦УКТ предназначен только для пере- ¦
¦ ¦ ¦возки РВОВ ¦
+---+------------------------+-----------------------------------+
¦5. ¦Госстандарт России или ¦Сертификат соответствия радиоактив-¦
¦ ¦органы по сертификации ¦ного содержимого и конструкции УКТ ¦
¦ ¦соответствия системе ¦национальным нормативным докумен- ¦
¦ ¦ГОСТ Р, аккредитованные ¦там. ¦
¦ ¦Госстандартом России ¦Выдается изготовителям радионуклид-¦
¦ ¦ ¦ной продукции и УКТ в соответствии ¦
¦ ¦ ¦с системой ГОСТ Р. ¦
¦ ¦ ¦Примечание. До выхода нормативных ¦
¦ ¦ ¦актов, регулирующих обращение с ¦
¦ ¦ ¦ДРМ, сертификация соответствия яв- ¦
¦ ¦ ¦ляется добровольной. При этом ¦
¦ ¦ ¦возможно совмещение сертификатов ¦
¦ ¦ ¦соответствия и сертификатов-разре- ¦
¦ ¦ ¦шений на РВОВ и УКТ ¦
+---+------------------------+-----------------------------------+
¦6. ¦Минздрав России ¦Разрешение (санитарный паспорт ор- ¦
¦ ¦ ¦ганов санэпиднадзора на соответ- ¦
¦ ¦ ¦ствующую производственную деятель- ¦
¦ ¦ ¦ность с ИИИ, выданный изготовителю,¦
¦ ¦ ¦получателю или перевозчику). ¦
¦ ¦ ¦Представляется Госатомнадзору ¦
¦ ¦ ¦России для получения лицензии или ¦
¦ ¦ ¦временного разрешения. ¦
¦ ¦ ¦Согласовывает заявление на выдачу ¦
¦ ¦ ¦лицензии на ввоз радиоизотопной ¦
¦ ¦ ¦продукции медицинского назначения ¦
+---+------------------------+-----------------------------------+
¦7. ¦Таможенные органы ¦Грузовая таможенная декларация, ¦
¦ ¦Российской Федерации ¦разрешение на переработку, разреше-¦
¦ ¦ ¦ние на временный ввоз (вывоз), раз-¦
¦ ¦ ¦решение на транзит ДРМ и др. ¦
¦ ¦ ¦Оформляется на основе заявления ¦
¦ ¦ ¦установленного образца и комплект- ¦
¦ ¦ ¦ности в соответствии с нормативными¦
¦ ¦ ¦актами ГТК России ¦
+---+------------------------+-----------------------------------+
¦8. ¦Уполномоченные ¦Страховой полис на перемещение ДРМ ¦
¦ ¦Росстрахнадзором России ¦через таможенную границу России или¦
¦ ¦(путем лицензирования) ¦другой документ, подтверждающий фи-¦
¦ ¦специализированные ¦нансовую гарантию на случай возме- ¦
¦ ¦страховые компании ¦щения ущерба от радиационного воз- ¦
¦ ¦ ¦действия и экологическую безопас- ¦
¦ ¦ ¦ность при перевозке ДРМ. ¦
¦ ¦ ¦Оформляется грузоотправителем (пе- ¦
¦ ¦ ¦ревозчиком или грузополучателем, ¦
¦ ¦ ¦если это оговорено их договором с ¦
¦ ¦ ¦грузоотправителем). ¦
¦ ¦ ¦Примечание. До выхода нормативных ¦
¦ ¦ ¦актов, регулирующих порядок страхо-¦
¦ ¦ ¦вания при перевозке ДРМ, страхова- ¦
¦ ¦ ¦ние является добровольным ¦
L---+------------------------+------------------------------------
4.1.4. Госатомнадзор России и национальный компетентный орган по перевозкам ДРМ в лице Минатома России сами или через свои рабочие органы в соответствии с согласованными процедурами должны уведомлять ГТК России о выданных ими разрешениях (лицензиях) и сертификатах-разрешениях соответственно.
4.2. Документы и сведения, необходимые
для производства таможенного оформления и проведения
таможенного контроля радиационного груза
4.2.1. Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, необходимых для производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля радиационного груза.
4.2.2. Перечень указанных документов и сведений, основные их образцы и порядок их представления таможенным органам устанавливается нормативными актами ГТК России.
Одним из основных документов, представляемым таможенным органам лицами, перемещающими радиационные грузы, и декларантами, является Спецификация на партию радиационного груза, содержащая о нем основную информацию (Приложение 5), подтвержденную разрешением (лицензией) Госатомнадзора России, а также сертификатами-разрешениями Минатома России.
Перечень обязательных данных о ДРМ и транспортном упаковочном комплекте, позволяющих контролировать перемещаемый груз и вносимых в Спецификацию на партию радиационного груза, приведен в Приложении 6.
При таможенном оформлении товаров, перевозимых в упаковочных комплектах типа А и содержащих неделящиеся радиоактивные материалы, представление таможенным органам сертификатов-разрешений Минатома России на конструкцию и (или) перевозку этих упаковочных комплектов не требуется. При этом представляются подтверждения Минатома России о соответствии упаковочного комплекта указанному типу.
(абзац введен Приказом ГТК РФ от 27.08.1998 N 589)
Не требуется также представление сертификатов-разрешений Минатома России на:
- конструкцию упаковочных комплектов типов B(U), B(M), AF и IF (типов IP-2, IP-3, предназначенных для перевозок ядерных материалов), содержащих уран-235 при перевозке на условиях полного груза (исключительного использования) на одном транспортном средстве и в общем количестве урана-235 не более 100 г, при условии представления заключения Госатомнадзора России и Минатома России на соответствие указанных упаковочных комплектов требованиям действующих норм и правил в области использования атомной энергии;
- конструкцию и перевозку упаковочных комплектов типа B(U), B(U)F, B(M), B(M)F, AF и IF (типов IP-2, IP-3, предназначенных для перевозки делящихся веществ) в случае разовой перевозки указанных упаковочных комплектов при условии представления совместного решения Минатома России, Госатомнадзора России и Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России.
(абзац введен Приказом ГТК РФ от 27.08.1998 N 589)
4.2.3. Таможенные органы вправе затребовать дополнительные документы и сведения, необходимые для таможенных целей.
4.3. Порядок производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля радиационных грузов и транспортных средств, на которых они перемещаются, устанавливается ГТК России.
4.4. При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации и вывозе с этой территории радиоактивных материалов их таможенное оформление производится в приоритетном порядке.
5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
ПРИ ИДЕНТИФИКАЦИИ ДРМ И ДАЛЬНЕЙШИХ ДЕЙСТВИЯХ С НИМИ
С целью координации взаимодействия таможенных органов с федеральными органами исполнительной власти для подготовки рекомендаций и принятия решения по факту пресечения незаконного перемещения ДРМ через таможенную границу Российской Федерации, для организации работ по их идентификации и выработке предложений о дальнейших действиях с радиационным грузом при таможенных органах создаются межведомственные комиссии по контролю за перемещением ДРМ через таможенную границу соответственно:
- при ГТК России - центральная комиссия;
- при региональных таможенных управлениях - региональные комиссии;
- при таможнях - местные комиссии.
Комиссии действуют с учетом функций, которые надлежит им выполнять согласно настоящему Руководству. Комиссии формируются по должностному принципу. В их состав входят должностные лица различных федеральных органов исполнительной власти (п. п. 5.1 - 5.3), причем в центральную комиссию входят представители непосредственно федеральных органов, в региональные и местные - представители их территориальных органов. Комиссии формируются руководством соответствующих таможенных органов на неопределенный срок и обновляются по мере смены соответствующих должностных лиц. Компетенция членов комиссий определяется их ведомственной принадлежностью. Работа в комиссиях включается в должностные обязанности ее членов специальными распоряжениями соответствующих федеральных и территориальных органов исполнительной власти. При отсутствии кого-либо из членов комиссии его функции выполняет лицо, исполняющее его обязанности, или его заместитель по должности. При необходимости руководство таможенного органа может привлекать к работе в комиссиях представителей других федеральных органов исполнительной власти и организаций.
5.1. Центральная комиссия
Центральная комиссия создается на основании приказа ГТК России. Председателем комиссии назначается представитель ГТК России. В состав центральной комиссии входят представители ГТК России, Госатомнадзора России, Минздрава России, Минатома России, а также МО России, МВД России, ФСБ России, МВЭС России, МИД России, МЧС России по согласованию с их руководством.
ГТК России создает систему оповещения и вызова членов центральной комиссии в необходимых случаях. В состав задач центральной комиссии входят:
- выработка рекомендаций для принятия решений по случаям попыток незаконного перемещения через таможенную границу России делящихся материалов и материалов, подпадающих под действие Договора о нераспространении ядерного оружия;
- подготовка предложений Правительству и федеральным органам исполнительной власти, направленных на исключение возможности незаконного перемещения ДРМ через таможенную границу России;
- координация деятельности и разработка рекомендаций по повышению эффективности работы региональных комиссий;
- подготовка предложений о внесении изменений и дополнений в настоящее Руководство.
5.2. Региональная комиссия
Региональные комиссии создаются на основании приказов начальников региональных таможенных управлений по согласованию с территориальными органами представленных в них министерств и ведомств.
В состав региональных комиссий входят должностные лица территориальных органов министерств и ведомств, представленных в центральной комиссии (кроме МВЭС и МИД России), или другие уполномоченные лица, если министерство или ведомство не имеет соответствующего территориального органа.
Региональное таможенное управление создает и обеспечивает систему оповещения и вызова членов региональных комиссий в необходимых случаях.
В задачи региональной комиссии входят:
- координация деятельности и разработка рекомендаций по повышению эффективности работы местных комиссий;
- организация работ по идентификации радиационного груза;
- выработка предложений о дальнейших действиях с радиационным грузом;
- подготовка предложений для центральной комиссии об улучшении координации работы министерств и ведомств для исключения возможности незаконного перемещения ДРМ через таможенную границу России.
5.3. Местные комиссии
Местные комиссии создаются на основании приказов начальников таможен по согласованию с руководителями территориальных органов представленных в комиссии министерств и ведомств.
В состав местных комиссий входят должностные лица территориальных органов, представленных в региональной комиссии, или другие уполномоченные лица, если министерство или ведомство не имеет соответствующего территориального органа. По согласованию с региональной комиссией состав местной комиссии может быть при необходимости увеличен или уменьшен, в зависимости от местных условий.
Поскольку незаконное перемещение ДРМ через границу квалифицируется настоящим Руководством как аварийная ситуация, сбор местной комиссии должен осуществляться в срок не более 12 часов с момента оповещения комиссии. Для этого таможенный орган создает систему экстренного оповещения и вызова членов местной комиссии. По решению руководителя таможенного органа с учетом конкретной ситуации местная комиссия может собираться в неполном составе, причем в ее работе могут участвовать лишь представители тех органов, которые непосредственно участвуют в решении конкретной задачи.
Главная задача местной комиссии - подготовка рекомендаций начальнику таможни по действиям в случае выявления незаконного перемещения ДРМ через таможенную границу Российской Федерации и по принятию решения в случаях неправильного оформления документов, необходимых для таможенного контроля, перемещения товаров с повышенной естественной радиоактивностью или загрязненных в результате аварии на ЧАЭС и других радиационных аварий. Для этой цели сотрудниками службы ТКДРМ таможни проводится первичная идентификация ДРМ, содержащихся в радиационном грузе.
С учетом результатов первичной идентификации радиационного груза и предварительной оценки его возможной стоимости местная комиссия разрабатывает обоснованные предложения о возможных дальнейших действиях с ним:
- о возврате грузоотправителю;
- о пропуске через таможенную границу;
- о привлечении к идентификации радиационного груза и выработке предложений по дальнейшим действиям с ним региональной комиссии;
- о проведении экспертизы радиационного груза.
Дальнейшие действия с незаконно перемещаемым радиационным грузом осуществляются в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации и с учетом предложений местной комиссии.
6. МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ
РАДИАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ
Таможенные органы осуществляют деятельность по эксплуатации радиоактивных веществ при проведении таможенного контроля согласно лицензии Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзора России), выданной Государственному таможенному комитету Российской Федерации, а также согласно действующему законодательству Российской Федерации, соответствующим нормативно-техническим документам.
(абзац в ред. Приказа ГТК РФ от 19.05.1998 N 333)
6.1. Этапы радиационного контроля и рекомендации
по выбору места его проведения
6.1.1. Радиационный контроль может быть условно разбит на три этапа:
I - первичный радиационный контроль всех объектов, перемещаемых через таможенную границу;
II - дополнительный радиационный контроль;
III - углубленное радиационное обследование.
6.1.2. Первичный радиационный контроль рекомендуется проводить на въезде (входе) в зону таможенного контроля пограничных пунктов пропуска. Дополнительный радиационный контроль проводят там же, где и таможенный досмотр товаров и транспортных средств и личный досмотр физических лиц, пересекающих таможенную границу. Если согласно результатам дополнительного радиационного контроля необходимо углубленное радиационное обследование либо углубленное обследование с использованием других методов контроля (взвешивание, просвечивание на рентгеновском аппарате и т.п.) без нарушения целостности упаковки перемещаемого груза, то его проводят (включая личный досмотр) в местах, отведенных для углубленного таможенного досмотра, или в других специально отведенных для этой цели местах (п. 6.2) с привлечением специалистов службы ТКДРМ таможенного органа, которому предоставлено право таможенного оформления ДРМ.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа. 6.1.2. Вскрытие радиационных грузов и упаковок в местах таможенного досмотра и углубленного таможенного досмотра не допускается.
6.1.3. Если груз не декларирован как радиационный, а по степени радиационной опасности относится к III или IV категории (п. 6.6.2), то его углубленное обследование следует проводить только в специально отведенных для этой цели местах с привлечением специалистов службы ТКДРМ таможенного органа, которому предоставлено право таможенного оформления ДРМ.
Перечень таможенных органов, которым предоставлено право таможенного оформления ДРМ и углубленного их обследования, устанавливается ГТК России.
6.2. Первичный радиационный контроль
6.2.1. Первичный радиационный контроль проводится при помощи стационарных постоянно действующих систем радиационного контроля, смонтированных на пограничных пунктах пропуска. Ему подвергаются все без исключения люди, пересекающие таможенную границу России, и перемещаемые через нее животные, товары и транспортные средства. Целью первичного радиационного контроля является выделение из указанного потока людей, товаров и транспортных средств с ДРМ.
6.3. Дополнительный радиационный контроль
Дополнительный радиационный контроль проводится с использованием высокочувствительных переносных универсальных радиометров после предъявления должностному лицу таможенных органов грузовой таможенной декларации и всех сопроводительных документов на радиационный груз. По целевому назначению и основаниям для проведения данный контроль можно разделить на три вида:
- дополнительный радиационный контроль всех объектов (кроме декларированных как радиационные), вызвавших срабатывание стационарной системы первичного радиационного контроля;
- дополнительный радиационный контроль объектов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать о наличии незаявленных ДРМ (оперативная информация, несоответствие сопроводительных документов);
- дополнительный радиационный контроль груза, декларированного как радиационный.
6.3.1. Дополнительный радиационный контроль всех объектов (кроме декларированных как радиационные), вызвавших срабатывание стационарной системы первичного радиационного контроля. Задачи этого вида контроля следующие:
- выяснение причин срабатывания детекторов нейтронного или гамма-излучения стационарной системы первичного радиационного контроля;
- определение места расположения источника ионизирующего излучения в составе радиационного груза (локализация);
- отделение от радиационного груза людей, животных и изоляция выявленного объекта, содержащего ДРМ, в соответствии с требованиями техники безопасности и оперативной обстановкой.
При срабатывании стационарной системы первичного радиационного контроля проводится дополнительный радиационный контроль выявленного объекта с целью уточнения причин срабатывания, локализации вызвавшего его радиоактивного источника и оценки степени радиационной опасности груза. Если срабатывание стационарной системы первичного радиационного контроля произошло по гамма-каналу, контроль ведется с помощью гамма-радиометра в поисковом режиме независимо от того, имело ли место срабатывание и по нейтронному каналу. Если же срабатывание произошло только по нейтронному каналу, контроль ведется с помощью нейтронного радиометра в поисковом режиме.
Методика дополнительного радиационного контроля заключается в следующем. Если объект имеет значительную протяженность (железнодорожный вагон, грузовой автомобиль, контейнер и т.п.) и заполнен однородным грузом (щебенка, порошок, мелкие детали и т.п.), то измерения проводят по средней линии (по высоте) длинной боковой стенки объекта. Шаг измерений - 1 - 3 м. Для точки, показания прибора в которой максимальны, проводят измерения в серединах промежутков между ней и двумя соседними точками измерений. Эту процедуру повторяют несколько раз, пока не определят положение по линии измерений точки, в которой значение измеряемой величины максимально. Для этой точки проводят аналогичную процедуру в вертикальном направлении. Таким образом определяют точку на боковой поверхности объекта, в которой значение измеряемой величины максимально. Аналогичную процедуру проводят и для противоположной боковой поверхности. Если максимальное и минимальное показания прибора в этой серии измерений отличаются друг от друга более чем в 10 раз, можно считать, что источник имеет локальный характер и расположен в месте обнаруженного максимума измеряемой величины. Если максимум и минимум величины разнятся в 2 раза, источник радиации следует считать распределенным по всему объему груза. В промежуточных случаях размеры источника следует считать сравнимыми с размерами объекта. После установления наличия источника ионизирующего излучения в объекте, выявленного при первичном радиационном контроле, и оценки степени локализации содержащегося в нем радиоактивного источника измеряют в точке максимума на поверхности объекта мощность дозы гамма-излучения и плотность потока нейтронов, а также плотность поверхностного загрязнения объекта альфа- и бета-излучающими радионуклидами.
Если объект имеет значительную протяженность (железнодорожный вагон, грузовой автомобиль, контейнер и т.п.) и заполнен грузом в виде отдельных упаковок (коробки, ящики, канистры и т.п.), то измерения проводят на поверхности каждой упаковки с целью нахождения той упаковки, показания прибора на поверхности которой максимальны. Критерием того, что радиоактивный источник содержится именно в данной упаковке, может служить уменьшение показаний прибора при удалении его от найденной упаковки на расстояние, равное не менее чем четырем максимальным поперечным размерам упаковки. Если упаковка достаточно велика, проводят дополнительные измерения по вышеописанной схеме с целью максимально возможной локализации радиоактивного источника в пределах упаковки и выявления максимальных значений плотности потока нейтронов и мощности дозы гамма-излучения на ее поверхности, а также поверхностного загрязнения ее альфа- и бета-излучающими радионуклидами.
Если объект имеет небольшие размеры (чемодан, сумка и т.п.), то следует убедиться, что на его поверхности действительно имеется повышенный уровень излучения, определить точку, в которой оно максимально, и измерить в ней мощность дозы гамма-излучения, плотность потока нейтронов и уровень поверхностного загрязнения альфа- и бета-излучающими радионуклидами.
6.3.2. Дополнительный радиационный контроль объектов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать о наличии незаявленных ДРМ. При наличии достаточных оснований полагать о незаконной перевозке ДРМ в составе какого-либо объекта или соответствующих оперативных данных о нем проводится дополнительный радиационный контроль работником таможни, прошедшим специальную подготовку, с использованием переносных приборов типа МКС-01Р, РХГ-01 и ДРС-РМ1401. Для объектов малого размера (сумка, чемодан и т.п.) достаточно измерить в средней части его поверхности мощность дозы гамма-излучения и плотность потока нейтронов предназначенными для этого приборами, включенными в Государственный реестр и имеющими действующее свидетельство о поверке. Если измеренные величины превышают их фоновые значения не более чем на одно среднеквадратичное отклонение (Приложение 7), объект признают не содержащим ДРМ и на этом радиационный контроль заканчивают. Если измеренные величины превышают фоновые значения не менее чем на три среднеквадратичных отклонения, то объект считается содержащим ДРМ и должен быть подвергнут уг

Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности. К полномочиям Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности относится:

Статья 9. Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности. Устанавливаются следующие основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения на территории Российской Федерации в результате использования источников ионизирующего излучения:

Статья 11. Производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности. 1. Организации, осуществляющие деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, производят производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности.

Статья 19. Защита населения и работников (персонала) от радиационной аварии. Организации, в которых возможно возникновение радиационной аварии, обязаны иметь:

Статья 20. Обязанности организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, по обеспечению радиационной безопасности при радиационной аварии. В случае радиационной аварии организация, осуществляющая деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, обязана:

Статья 26. Право граждан на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, обусловленного облучением ионизирующим излучением, а также в результате радиационной аварии, и на возмещение причиненных им убытков. 1. Граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх установленных настоящим Федеральным законом основных пределов доз, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 29. Вступление настоящего Федерального закона в силу. 2. Абзацы второй, третий, четвертый, пятый, шестой и седьмой пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона вводятся в действие с 1 января 2000 года.

ПРИКАЗ ГТК РФ от 07.05.1997 n 242 О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ВРЕМЕННОГО РАЗРЕШЕНИЯ ГОСАТОМНАДЗОРА РОССИИ, РУКОВОДСТВА ПО ТАМОЖЕННОМУ КОНТРОЛЮ ДЕЛЯЩИХСЯ И РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЯХ РЕГИОНАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (вместе с ВРЕМЕННЫМ РАЗРЕШЕНИЕМ..., утв. Госатомнадзором РФ 14.02.1997 n 07/226-07-01)  »
Постановления и Указы »
Читайте также