<ПИСЬМО> ГТК РФ от 05.07.2000 n 08-414/5761 О ПРИКАЗЕ МОСКОВСКОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ПРОКУРАТУРЫ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ СЛЕДСТВИЕМ И ДОЗНАНИЕМ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ МОСКОВСКОГО ТРАНСПОРТНОГО РЕГИОНА (вместе с ПРИКАЗОМ Генпрокуратуры РФ от 07.06.1999 n 14п-99)


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 июля 2000 г. N 08-414/5761
О ПРИКАЗЕ МОСКОВСКОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ПРОКУРАТУРЫ
"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ
СЛЕДСТВИЕМ И ДОЗНАНИЕМ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ
МОСКОВСКОГО ТРАНСПОРТНОГО РЕГИОНА"
Направляем для изучения и руководства в практической деятельности поступивший в ГУБК ГТК России Приказ Московской транспортной прокуратуры N 14п-99 от 07.06.99 "Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием в правоохранительных органах Московского транспортного региона".
Начальникам вышеуказанных таможенных управлений необходимо довести Приказ до сведения нижестоящих таможенных органов.
Заместитель Начальника
Главного управления
по борьбе с контрабандой,
полковник таможенной службы
М.Р.ФАЙЗУЛИН



Приложение
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПРОКУРАТУРА
ПРИКАЗ
от 7 июня 1999 г. N 14п-99
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ
СЛЕДСТВИЕМ И ДОЗНАНИЕМ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ
МОСКОВСКОГО ТРАНСПОРТНОГО РЕГИОНА
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 18.06.97 N 31 "Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием" определены положения организации прокурорского надзора за точным и единообразным исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.
Вместе с тем некоторые специфические особенности надзора за расследованием преступлений на объектах транспорта, а также в таможенных органах в Приказе не могли быть предусмотрены. Они связаны прежде всего с урегулированием вопросов, касающихся ускоренного реагирования органов дознания, следователей на сигналы, заявления и сообщения о преступлениях, особой активностью действий на первоначальных этапах разбирательства. Динамизм развития ситуации обусловлен быстрым изменением обстановки в связи с перемещением транспортных средств, пассажиров, очевидцев преступления, лиц, их совершивших, потерпевших. Все это существенно ограничивает возможности для воспроизводства обстановки происшествия, сбора и закрепления доказательств, затрудняет формирование свидетельской базы, ставит перед необходимостью направления международных следственных поручений.
Определенная специфика имеется и в методике расследования уголовных дел о преступлениях, совершаемых в таможенной сфере; нарушениях Правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта, повлекших тяжкие последствия; о посягательствах на провозимые транспортом грузы; о преступлениях против личности в пути следования транспорта; о травматизме на производственных транспортных объектах.
Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве дознания и предварительного следствия по таким делам должен увязываться не только с требованиями уголовного и уголовно - процессуального закона, но и ведомственными нормативно - правовыми актами МПС, воздушного и водного транспорта, ГТК РФ, регламентирующими деятельность этих органов.
В условиях значительного обновления кадров следователей, лиц, производящих дознание, работников оперативно - розыскных служб линейных органов внутренних дел и таможни некоторые направленные на места указания до вновь принятых на работу в органы прокуратуры работников не доводятся.
В целях четкого определения задач по надзору за предварительным следствием и дознанием приказываю:
1. Обязать транспортных прокуроров Московской транспортной прокуратуры обеспечить надзор за раскрытием и расследованием преступлений в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, приказов и указаний Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
2. С получением сообщений о совершении тяжких и особо тяжких преступлений, подследственных следователям органов прокуратуры, а также преступлений повышенной общественной значимости, районным транспортным прокурорам лично выезжать на место происшествия, возглавлять работу следственно - оперативной группы (СОГ) по его осмотру, производству неотложных следственных действий. В случае невозможности выезда на место происшествия прокурора (на правах районного) по уважительной причине обеспечивать выезд его заместителя либо другого ответственного лица прокуратуры. В каждой транспортной прокуратуре (на правах районной) совместно с руководством линейного подразделения органа внутренних дел и поднадзорных таможенных органов разработать систему оповещения, сбора и выезда на место происшествия в течение 24 часов, обеспечения СОГ транспортом, криминалистической техникой с привлечением экспертов, криминалистов и специалистов из транспортных и иных учреждений.
3. На месте происшествия при наличии признаков преступления незамедлительно решать вопрос о возбуждении уголовного дела и в соответствии с уголовно - процессуальным законодательством производить неотложные следственные и оперативно - розыскные действия по "горячим" следам: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей, исследование вещественных доказательств с участием экспертов и т.д. Обеспечивать должное взаимодействие органов дознания и предварительного следствия.
4. Извещать в любое время суток по телефону через дежурного или руководство Следственного управления и управления по надзору за исполнением законов таможенными органами и расследованием преступлений в таможенной сфере, Московского транспортного прокурора или его заместителей о совершенных преступлениях областной подсудности, организованных преступных проявлениях и иных преступных деяниях особой общественной значимости. Не позднее следующего дня направлять в МТП спецдонесение с подробным описанием события преступления, результатах осмотра места происшествия и неотложных следственных действиях, а также лицах, подозреваемых либо задержанных по делу. В спецдонесениях отражать причину невыезда райпрокурора на место происшествия. Кроме того, направлять в Московскую транспортную прокуратуру спецдонесения о преступлениях, совершенных работниками таможенных органов, и о возбуждении в отношении них уголовных дел.
5. Принимать активные и исчерпывающие меры к раскрытию преступления, установлению виновных лиц и привлечению их в установленном порядке к уголовной ответственности.
В ходе следствия районным транспортным прокурорам лично участвовать в производстве наиболее важных следственных действий, давать по делам письменные указания и контролировать их исполнение. Участвовать в разработке плана оперативно - следственных мероприятий, проверке всех выдвинутых версий, направленных на раскрытие преступления. Обеспечить своевременное назначение и производство экспертиз, всестороннее исследование вещественных доказательств, используя современные научные возможности.
6. Эффективно влиять на работу по раскрытию преступления во взаимодействии с оперативно - розыскными подразделениями других правоохранительных органов, используя предоставленные законом права и средства по установлению следственным и оперативным путем причастных к совершению преступления лиц. Систематически, не реже одного раза в месяц, проверять работу оперативно - розыскной группы, совместно с руководством отделов внутренних дел и таможни принимать меры и добиваться реализации планов, направленных на раскрытие преступлений.
7. Внимательно и принципиально подходить к решению вопроса об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, по нереабилитирующим основаниям. Выяснять, доказано ли событие преступления, совершено ли оно лицом, в отношении которого решается вопрос об освобождении от ответственности, признало ли оно себя виновным в его совершении, подпадают ли действия этого лица под понятие "переставшими быть общественно опасными", согласно ли оно на прекращение дела по этим основаниям. Без выяснения этих вопросов, а также при неустановлении местонахождения самого лица и без его допроса и согласия на принятие этого процессуального решения согласие прокурора на прекращение дела не может быть признано правомерным и подлежит отмене в установленном порядке.
8. Считать важнейшей обязанностью прокурорско - следственных работников обеспечение прав и законных интересов участников процесса. Внимательно подходить к рассмотрению их жалоб и обращений, исключить проявление бездушия и формализма, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению ущерба, обеспечению их личной безопасности.
9. Исключить факты прекращения и приостановления уголовных дел, пока не исчерпаны все возможности для сбора доказательств и изобличения лиц, причастных к преступлению.
Ввести в практику работы транспортного прокурора (на правах районного) порядок, при котором исключалось бы принятие незаконного решения по делу. При принятии решения о прекращении дела либо о приостановлении по нему следствия прокурор безотлагательно проверяет законность и обоснованность принятого решения. Уголовные дела и материалы проверок, находящиеся на контроле в Следственном управлении либо управлении по надзору за исполнением законов таможенными органами и расследованием преступлений в таможенной сфере, в недельный срок высылать в Московскую транспортную прокуратуру с заключением прокурора о законности принятого решения. При несогласии с решением по делу прокурор в кратчайшие сроки мотивированно отменяет вынесенное постановление и направляет дело на новое расследование, уведомляя о принятых мерах, в том числе в отношении лиц, допустивших волокиту, Московскую транспортную прокуратуру с приложением копий принятых процессуальных решений.
10. Обращать особое внимание на обоснованность предъявления обвинения, задержания и ареста лиц, дела в отношении которых прекращены по реабилитирующим основаниям. По каждому факту нарушения конституционных прав и свобод граждан принимать меры к восстановлению нарушенных прав и высылать в Московскую транспортную прокуратуру предложения о принятии мер к следователям, допустившим нарушения закона. Не реже одного раза в квартал изучать практику избрания меры пресечения в виде заключения под стражу с точки зрения законности и обоснованности принимаемых решений, при этом особое внимание обращать на причины оставления на свободе лиц, совершивших впоследствии новые тяжкие и особо тяжкие преступления, скрывшихся от следствия и суда или взятых судом под стражу при вынесении приговора.
11. Исключить случаи представления уголовных дел с обвинительными заключениями в Московскую транспортную прокуратуру с нарушением установленных законом процессуальных сроков.
Обвинительные заключения по делам, по которым в ходе следствия допущены нарушения прав граждан, а также процессуальные нарушения, утверждению не подлежат, должны быть возвращены прокурором на дополнительное расследование с конкретными письменными указаниями об устранении имеющихся недостатков и нарушений закона.
12. В каждом случае возвращения судом уголовного дела для производства дополнительного расследования или оправдания подсудимого, а также прекращения уголовных дел по реабилитирующим основаниям в отношении лиц, которые арестовывались либо привлекались к уголовной ответственности, районному прокурору в 10-дневный срок после поступления дела из суда или принятия решения о прекращении производства по делу организовывать обсуждение на оперативном совещании причин принятия таких решений. Протокол совещания вместе с судебными и следственными решениями высылать в Московскую транспортную прокуратуру. В случае принесения протеста на судебные решения их копии также представлять в Московскую транспортную прокуратуру. Для обеспечения единого учета дел, направленных судами для производства дополнительного расследования, вся информация должна быть предоставлена старшему помощнику Московского транспортного прокурора по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам, который передает ее после ознакомления соответствующим подразделениям Московской транспортной прокуратуры.
13. Обеспечить упреждающий надзор за законностью производства дознания и следствия по делам о преступлениях в таможенной сфере. Решительно пресекать процессуальные нарушения, допускаемые таможенными органами в стадии возбуждения уголовного дела, в том числе факты, когда нарушители после их допроса при наличии признаков преступления не задерживаются и в результате от следствия скрываются. В случае установления в действиях лиц, совершивших таможенное правонарушение, состава преступления возбуждать уголовные дела и решать вопрос о применении мер прокурорского реагирования, вплоть до возбуждения уголовного дела, в отношении работников, допустивших сокрытие преступления, в том числе руководителей таможенных органов.
14. При осуществлении прокурорского надзора за следствием и дознанием в органах внутренних дел и таможен решительно пресекать процессуальные нарушения, допускаемые при расследовании преступлений. В этих целях:
14.1. Неукоснительно выполнять требования пункта 1 ст. 211 УПК РСФСР об осуществлении надзорных проверок соблюдения законности при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, а также обоснованности принятых по ним решений, не реже одного раза в месяц проводить проверки исполнения требований закона и ведомственных нормативных актов в этом направлении. В ходе проверок надлежит использовать сводки органов внутренних дел и таможен, сигналы средств массовой информации и другие исходные данные. По выявленным нарушениям порядка приема, регистрации, учета заявлений и сообщений принимать меры реагирования, вплоть до возбуждения по данным фактам уголовного дела.
14.2. Пресекать волокиту в проведении доследственных проверок, требовать при наличии признаков состава преступления немедленного возбуждения уголовного дела и производства качественного расследования.
14.3. Принципиальнее реагировать на необоснованные решения о возбуждении уголовного дела, а также на незаконные решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Требовать объяснения от следователей и лиц, производящих дознание, о причинах допущенных нарушений закона. Ставить вопрос об ответственности виновных в этом должностных лиц. По фактам принятия заведомо незаконных решений принимать решения в порядке ст. 109 УПК РСФСР, вплоть до возбуждения уголовного дела.
14.4. По возбужденным уголовным делам не допускать необоснованных задержаний граждан. Требовать от органов дознания и следователей тщательных проверок данных о личности задержанного, его склонности и намерения скрыться от следствия и суда, представления в необходимых случаях задержанного прокурору для допроса при решении вопроса об аресте или другой меры пресечения.
14.5. Ежедневно проверять законность содержания лиц, задержанных в ЛОВД - ЛУВД и ИВС. Незаконно задержанных немедленно освобождать из-под стражи, учитывать таких лиц и отражать в установленной отчетности.
14.6. Не допускать использования задержания и ареста граждан в качестве условий для получения от них признательных показаний в совершении преступлений.
14.7. При решении вопроса о санкции на арест в качестве меры пресечения лиц, явившихся с заявлением о явке с повинной, а также несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого прокурорам лично производить их допрос.
15. Внимательно относиться к жалобам обвиняемых на незаконное привлечение их к уголовной ответственности, задержание, арест, применение недозволенных методов ведения следствия и дознания, обысков, лишение права на защиту, при получении заявления задержанного о применении к нему незаконных методов следствия немедленно проводить проверку всех доводов с принятием решения об отказе либо возбуждении уголовного дела. В установленный трехдневный срок после поступления жалобы уведомлять ее автора о результатах рассмотрения и принятом решении. При невозможности разрешения таких жалоб сообщать заявителям о причинах задержки сообщения о результатах проверки. С целью обеспечения объективности расследования приобщать к материалам уголовного дела жалобы и заявления процессуальных лиц по делу, а также ответы должностных лиц о результатах проверки доводов заявителей.
16. Средствами прокурорского надзора добиваться повышения роли руководителей следственных подразделений и подразделений дознания ЛОВД - ЛУВД на транспорте и таможен по осуществлению контроля за сроками и качеством следствия, устранению процессуальных нарушений, обеспечению полноты расследования по конкретным делам, раскрытию преступлений.
17. При возбуждении ходатайств перед Московской транспортной прокуратурой или Генеральной прокуратурой Российской Федерации о продлении сроков следствия и содержания обвиняемых под стражей транспортным прокурорам (на правах районного) независимо от подследственности лично рассматривать такие ходатайства и в случае его поддержания подтверждать своей подписью, строго соблюдать при этом установленные указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации N 38/36 от 18.06.98 сроки обращения, порядка составления этого процессуального документа, обстоятельно излагать причины задержки расследования и расчет времени для производства необходимых следственных действий. При этом вместе с ходатайством представлять план дальнейшего расследования по уголовному делу с указанием мер, направленных на его завершение в испрашиваемые сроки. В дальнейшем не реже одного раза в месяц высылать в МТП подробную информацию о ходе следствия и результатах рассмотрения дела в суде.
18. Регулярно проводить работу по повышению профессионального мастерства прокурорско - следственных работников, овладению ими современной методикой расследования преступлений, научными рекомендациями, криминалистической техникой и возможностями криминалистических экспертиз.
19. Транспортным прокурорам (на правах районного) лично осуществлять надзор за следствием по делам следователей прокуратуры, постоянно совершенствовать организацию их работы. Повышать требовательность к соблюдению сроков расследования уголовных дел, их качеству, полноте нагрузки на одного следователя.
Систематически контролировать исполнение возложенных обязанностей и осуществление надзорных функций подчиненными заместителями и помощниками. Требовать от них не реже одного раза в квартал анализа состояния работы на закрепленном участке, копии аналитических справок по направлениям надзора представлять в МТП не позднее 5 дней после истечения отчетного периода.
Установить порядок, при котором каждый следователь и прокурор транспортной прокуратуры учитывал бы свою работу, ежемесячно отчитывался о результатах своего труда и его влиянии на укрепление законности в следственной работе.
Ставить вопросы перед руководством Московской транспортной прокуратуры о поощрении прокурорско - следственных работников за конкретные положительные результаты в работе.
20. Следственному управлению и управлению по надзору за исполнением законов в таможенных органах и расследованием преступлений в таможенной сфере Московской транспортной прокуратуры не реже одного раза в полугодие анализировать статистические данные о состоянии преступности в регионе, результатах следственной работы, выявлять как положительные, так и негативные тенденции в уровне и динамике преступности, состоянии законности при производстве следствия и дознания в подчиненных транспортных прокуратурах. Самокритично оценивать роль отделов управлений и их влияние на результативность прокурорского надзора. Систематически контролировать ход и результаты следствия по конкретным делам, своевременно принимать меры к полному и квалифицированному расследованию преступлений, устранению процессуальных нарушений. При необходимости проводить контрольные проверки дел независимо от намеченных плановых мероприятий.
Изучать дела, по которым вынесены оправдательные приговоры или по которым содержащиеся под стражей лица освобождены из-под стражи с полной их реабилитацией. На основе этих анализов проводить детальное разбирательство допущенных ошибок и вносить предложения о мерах по их предупреждению.
21. Старшему помощнику Московского транспортного прокурора по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам проверять и законность вынесенных судами оправдательных приговоров, составлять заключения об их обоснованности. По выявленным нарушениям материального и процессуального законов, допущенных при расследовании этих дел, информировать руководство Московской транспортной прокуратуры для принятия соответствующих мер к виновным лицам.
22. Считать утратившим силу Приказ Московского транспортного прокурора N 20-6п-97 от 07.05.97.
Контроль за исполнением Приказа по направлениям деятельности возложить на первого заместителя Московского транспортного прокурора Попова Г.Ф., заместителей Московского транспортного прокурора Конина В.П. и Абубакарова В.А. и начальников управлений Говорова Ю.К. и Ремизова А.Б.
Московский транспортный прокурор,
Государственный советник
юстиции 3 класса
А.А.СКУЗ

<ПИСЬМО> МПР РФ от 05.07.2000 n АН-61/3138 О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также