<ПИСЬМО> Минобразования РФ от 23.06.2000 n 22-06-728 <О СПРАВКЕ О СОСТОЯНИИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИНСПЕКЦИОННЫХ ПРОВЕРОК>


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 июня 2000 г. N 22-06-728
Во исполнение п. 1.8 Приказа Минобразования России от 15.06.2000 N 1777 "О состоянии исполнения законодательства Российской Федерации в системе образования по результатам инспекционных проверок" Министерство образования Российской Федерации направляет для использования в работе справку по данному вопросу, подготовленную Управлением инспекционно - аналитической работы.
Первый заместитель Министра
А.Ф.КИСЕЛЕВ



СПРАВКА
О СОСТОЯНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИНСПЕКЦИОННЫХ ПРОВЕРОК
В течение последнего десятилетия социально - политические изменения, произошедшие в России, значительно изменили содержание управленческих функций в сфере образования. Жесткая регламентация деятельности органа управления образованием, образовательного учреждения, учителя, характерная для прошлой системы образования, постепенно уступает место более свободным формам регулирования: происходит перераспределение полномочий между субъектами управления разных уровней, смещаются акценты государственного контроля в сторону изучения условий осуществления образовательного процесса, надзора за соблюдением законодательных норм и прав участников образовательного процесса.
Наиболее опасная тенденция современной практики управления образованием в России проявляется в неисполнении и игнорировании норм образовательного права должностными лицами органов власти и управления. В этой связи чрезвычайно остро встает проблема государственного контроля исполнения законодательства в сфере образования.
Переход на правовую основу регулирования системы образования является сегодня важным фактором, определяющим процессы реформирования системы образования.
Сегодня интересы и сферу деятельности образовательных учреждений затрагивают нормы более пятидесяти действующих законов. Эти законодательные акты по существу определяют возможности государственных и муниципальных образовательных учреждений осуществлять свои функции.
В целом можно отметить позитивное влияние правового регулирования на положение дел в образовании, но существует и целый ряд проблем, требующих своего решения.
Некоторые нормы действующего законодательства в области образования сегодня не исполняются. Это прежде всего обеспечение федеральным и местными бюджетами приоритетности образования.
Не нашли своего широкого практического применения такие нормы, как финансирование образовательных учреждений на основе государственных нормативов, принятие государственных образовательных стандартов основного общего образования. Вследствие этого в сфере образования развиваются негативные процессы:
- снижается возможность реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на образование;
- обозначилась проблема неравного доступа к образованию;
- нарастает процесс коммерциализации образования;
- изнашивается материально - техническая база образования;
- отсутствуют средства на оплату коммунальных услуг;
- учебно - методическое обеспечение не отвечает современным требованиям к организации образовательного процесса;
- крайне низкий уровень заработной платы работников образования, который не обеспечивает им нормальных условий жизни;
- во многих субъектах сохранилась еще задолженность по заработной плате.
В отдельных регионах многими образовательными учреждениями до сих пор не исполнено требование Закона Российской Федерации "Об образовании", согласно которому образовательное учреждение должно быть юридическим лицом. Это дало повод органам социальной защиты при оформлении пенсий педагогическим работникам многих школ не включать им в педстаж время работы на педагогических должностях со дня вступления Закона в силу до времени оформления школы как юридического лица.
Низка практическая эффективность ряда норм законодательства в области образования: по государственным гарантиям прав граждан на образование, по процедуре лицензирования образовательной деятельности, по управлению системой образования, по социальной защищенности обучающихся и работников сферы образования.
Фактически отсутствует персональная ответственность должностных лиц за неисполнение норм законодательства.
В условиях становления демократии, автономности образовательных учреждений, децентрализации процесса управления образованием все острее ощущается необходимость государственного контроля за деятельностью образовательных учреждений, соответствием ее законодательству Российской Федерации.
Осуществление государственного контроля в области образования прежде всего направлено на:
- обеспечение прав в области образования и гарантий качества образования;
- выявление и диагностику нарушений законодательства в системе образования, проблем функционирования и развития системы образования, требующих первоочередного государственного регулирования;
- профилактику нарушений права граждан на образование, законодательства Российской Федерации в области образования.
Анализируя исполнение контрольных функций, осуществляемых Министерством образования Российской Федерации, следует отметить, что чаще всего они сводятся к анализу информации о тех или иных нарушениях, отмеченных Генпрокуратурой России, Счетной палатой Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, в средствах массовой информации, конкретных обращениях граждан и вскрытых при посещениях образовательных учреждений.
Осуществление комплексного, тематического и оперативного контроля возложено на Управление инспекционно - аналитической работы. В состав комиссий по проведению инспекционных проверок привлекаются специалисты профильных структурных подразделений.
Инспекционно - контрольная деятельность осуществляется в плановом и оперативном режиме. Однако проведение плановых инспекционных проверок затруднено в связи с дефицитом финансирования.
За период существования Управления инспекционно - аналитической работы (с 1998 г.) сотрудники Управления изучили деятельность 69 субъектов Российской Федерации, 130 муниципальных органов управления образованием. Проинспектированы 36 учреждений дошкольного образования, 328 общеобразовательных учреждений, 15 спецучреждений, 30 детских домов и школ - интернатов, 22 учреждения начального профессионального образования, 6 учреждений среднего профессионального образования, 27 государственных вузов и 29 филиалов государственных вузов, 10 негосударственных вузов и 12 филиалов негосударственных вузов.
Решения, принятые руководством министерства по итогам инспектирования, устранение отмеченных недостатков и нарушений находились под постоянным контролем специалистов Управления инспекционно - аналитической работы. В случаях, когда нарушения носили типичный характер, разрабатывались и направлялись в адрес руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации, руководителей министерств и ведомств, имеющих в своем подчинении образовательные учреждения, руководителей образовательных учреждений, приказы, инструктивные письма Минобразования России по вопросам обеспечения выполнения законодательства Российской Федерации в сфере образования.
На местах, исходя из необходимости осуществления контроля как функции управления и как средства, гарантирующего сохранение единства образовательного пространства, защиту конституционного права граждан на образование, стала формироваться собственная правовая основа контрольных и инспекционных функций. Однако в условиях отсутствия должного правового анализа и контроля такая практика нередко сопровождается нарушениями норм законодательства Российской Федерации в области образования и со всей очевидностью требует усиления надежной государственной защиты интересов граждан - системы государственного контроля за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования.
Центр тяжести контроля за управлением общеобразовательными учреждениями смещается на муниципальный уровень. Поэтому в настоящее время все острее ощущается необходимость государственного контроля за решениями, принимаемыми органами местного самоуправления, их соответствием законодательству Российской Федерации в области образования. Основная часть предметов контроля находится в поле зрения руководителей и специалистов органов управления образованием, идет процесс делегирования функций инспекционного контроля на муниципальный уровень.
Наибольшую подготовленность специалисты органов управления образованием проявляют по вопросам и видам контроля, касающимся организации образовательного процесса, однако они недостаточно компетентны в вопросах финансового и материально - технического обеспечения, учредительства и соучредительства, нормативного, правового и методического обеспечения реализации образовательных программ в соответствии с образовательными стандартами, контроля качества образования (определения адекватной системы критериально - оценочной деятельности), объективной оценки уровня подготовки и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
Контроль за образовательными учреждениями осуществляется их руководителями. Результаты инспекционных проверок свидетельствуют о том, что он в основном сводится к текущему контролю за осуществлением образовательной деятельности и имеет узконаправленный характер. Его содержание, как правило, не связано с проверкой исполнения норм законодательства и нормативных документов. В то же время автономность образовательных учреждений и предоставление академических свобод участникам образовательного процесса требуют усиления регулирования не только контрольно - оценочной деятельности в рамках управления качеством образования, но и всей уставной деятельности образовательного учреждения.
В связи с этим в последнее время возникла проблема организации образовательными учреждениями всех уровней образования, типов и видов деятельности.
Нельзя не отметить, что большинство участников образовательного процесса начинают ориентироваться на правовые нормы, но большие трудности при этом вызывают:
- бессистемность и несовершенство законодательной базы;
- недостаточные знания в применении нормативной законодательной базы системы образования;
- низкий уровень исполнительской дисциплины;
- отсутствие четкого разграничения компетенции, баланса полномочий и ответственности участников образовательного процесса;
- определение границ самостоятельности и ответственности учреждений образования;
- установление четких оснований, а также механизма привлечения к ответственности руководителей образовательных учреждений за нарушения норм законодательства Российской Федерации в сфере образования.
Управлением инспекционно - аналитической работы в целях обеспечения государственного контроля в сфере образования, формирования и дальнейшего развития нормативной правовой и организационной основы системы государственного контроля:
- завершен цикл мероприятий по формированию сети "базовых площадок" по вопросам осуществления государственного контроля, инспекционных функций в современных условиях. С этой целью проведены семинары, координационные совещания и консультации. Заключены соглашения о совместной работе по нормированию контрольно - оценочной деятельности в сфере образования с 9 субъектами Российской Федерации (Республика Северная Осетия - Алания, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Ивановская, Калининградская, Рязанская, Сахалинская, Тверская области);
- проводится систематическая работа по организации совместного инспектирования органов управления образованием, образовательных учреждений, совершенствованию правовых основ инспекционной деятельности, разработке критериев оценки результатов деятельности руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений;
- в текущем учебном году подготовлены и проведены 4 межрегиональных семинара - совещания по вопросам контроля и инспектирования в системе образования, в которых приняли участие около 430 человек из более чем 60 субъектов Российской Федерации, где были обозначены основные направления инспекционно - аналитической деятельности органов управления образованием, актуальные, приоритетные темы инспекционных проверок;
- в целях передачи опыта и организации учебы для лиц, осуществляющих инспекционно - контрольную деятельность, по просьбе муниципальных органов управления образованием проведены 10 семинаров - совещаний с руководителями образовательных учреждений по теме: "Нормативное правовое обеспечение деятельности образовательных учреждений", в которых приняли участие более тысячи человек;
- в помощь органам управления образованием и образовательным учреждениям были подготовлены и опубликованы методические материалы по осуществлению инспектирования.
С 1998 года Управление инспекционно - аналитической работы Минобразования России и кафедра управления образованием Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в рамках Проекта "Проблемы изучения и государственно - общественной оценки эффективности управления качеством образования" ведут планомерную и согласованную работу по координации усилий органов управления и системы повышения квалификации педагогов, обобщению опыта, его анализу и представлению в виде рекомендаций, инструкций и нормативов для упорядочения контрольно - оценочной деятельности органов управления образованием.
Для системы повышения квалификации специалистов органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений и преподавателей ИПК в ходе плановой научной, опытно - экспериментальной и учебной работы совместно с академией отработаны элементы содержания нового учебного курса, раскрывающего проблемы современной контрольно - оценочной и инспекционной деятельности в образовании.
По проблемам инспекционной деятельности в образовании проведены консультации с международными экспертами в рамках программы Tacis "Менеджмент в образовании".
Результаты проведенной работы позволили разработать проект программы повышения квалификации по проблеме "Инспектирование в образовании".
В целях правового и методического обеспечения контрольной деятельности органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений в адрес руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации направлены письма Минобразования России:
"О работе с Рекомендациями об инспектировании в системе Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации" от 11.06.98 N 33;
"Об обеспечении инспекционно - контрольной деятельности" от 10.09.99 N 22-06-874;
"О предоставлении права инспектирования в

<ПИСЬМО> Минфина РФ от 23.06.2000 n 5-12-7/51 <ОБ ОТКРЫТИИ УНИТАРНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ЛИЦЕВЫХ СЧЕТОВ В ОРГАНАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА>  »
Постановления и Указы »
Читайте также