ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 21.06.2000 n 104-О ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНИНА КУЧИНА МИХАИЛА ВИКТОРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЕМ СТАТЬИ 4 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ТАРИФАХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ НА 1997 ГОД


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 июня 2000 г. N 104-О
ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНИНА КУЧИНА МИХАИЛА ВИКТОРОВИЧА
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЕМ
СТАТЬИ 4 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТАРИФАХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО
СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ФОНДЫ
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ НА 1997 ГОД"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, Т.Г. Морщаковой, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы гражданина М.В. Кучина требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
установил:
1. Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Свердловской области от 21 января 1999 года (оставленным в силе Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 ноября 1999 года) с гражданина М.В. Кучина - предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, взыскана недоимка по уплате страховых взносов в фонд обязательного медицинского страхования за 1997 год.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин М.В. Кучин требует признать не соответствующей статье 57 Конституции Российской Федерации статью 4 Федерального закона от 5 февраля 1997 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год". По мнению заявителя, он не обязан уплачивать страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования на основании этой нормы, поскольку индивидуальные предприниматели без образования юридического лица не названы в ней в качестве плательщиков этих страховых взносов.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" уведомлял гражданина М.В. Кучина о несоответствии его жалобы требованиям названного Закона. Однако в жалобе, поступившей 28 марта 2000 года, заявитель настаивает на принятии Конституционным Судом Российской Федерации решения по поставленному им вопросу.
2. Довод гражданина М.В. Кучина о том, что он как индивидуальный предприниматель без образования юридического лица не обязан уплачивать страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования, поскольку он не указан в качестве их плательщика в статье 4 Федерального закона от 5 февраля 1997 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год", не согласуется с действующим законодательством в этой области. В соответствии с Законом Российской Федерации от 28 июня 1991 года "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, отнесены к числу плательщиков страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования (часть вторая статьи 2), и каждому гарантируется бесплатная медицинская помощь в объеме, определяемом программами обязательного медицинского страхования (статьи 4, 22 и 23).
Нормативную базу для уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, в том числе в фонды обязательного медицинского страхования, составляют ежегодно принимаемые федеральные законы о тарифах страховых взносов, в соответствии с которыми, начиная с 1992 года, индивидуальные предприниматели, как подлежащие обязательному медицинскому страхованию, должны уплачивать страховые взносы, выступающие конституционной базой для финансирования медицинской помощи, оказываемой гражданам государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения бесплатно (статья 41, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Такая правовая позиция изложена Конституционным Судом Российской Федерации в сохраняющем свою силу Постановлении от 23 декабря 1999 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 4 января 1999 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" и статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год". Исходя из взаимосвязанных положений статей 6 (часть 2), 7 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, обязательность уплаты страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования, в том числе для индивидуальных предпринимателей, признана Конституционным Судом Российской Федерации не противоречащей Конституции Российской Федерации.
Следовательно, содержащая по сути такое же положение норма статьи 4 Федерального закона от 5 февраля 1997 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год", по смыслу статей 79 и 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", может быть истолкована только на основе правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в указанном Постановлении, т.е. как не противоречащая Конституции Российской Федерации и не нарушающая какие-либо права и свободы.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 2 и 3 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кучина Михаила Викторовича как не отвечающей критерию допустимости обращений в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", а также поскольку по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
М.В.БАГЛАЙ
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Н.В.СЕЛЕЗНЕВ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 21.06.2000 n 159-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАН КУЛДАШЕВА РОМАНА ХАМИДОВИЧА И КУЛДАШЕВОЙ НИНЫ СЕМЕНОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЕМ СТАТЬИ 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОЛГОВЫХ ТОВАРНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ  »
Постановления и Указы »
Читайте также