АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ И МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ. ГОСТ Р 51709-2001 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 01.02.2001 n 47-ст) (ред. от 26.08.2005)


Утвержден
Постановлением
Госстандарта России
от 1 февраля 2001 г. N 47-ст
Дата введения -
1 января 2002 года
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ
И МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ
MOTOR VEHICLES AND THEIR TRAILERS.
SAFETY REQUIREMENTS FOR TECHNICAL CONDITIONS
AND METHODS OF INSPECTION
ГОСТ Р 51709-2001
(в ред. поправки от 01.09.2002, ИУС N 9, 2002,
Изменения N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования
от 26.08.2005 N 215-ст)
Предисловие
1. Разработан Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ), Научно-исследовательским центром по испытаниям и доводке автомобильной техники (НИЦИАМТ), Научно-исследовательским центром Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (НИЦ ГИБДД МВД России).
Внесен Техническими комитетами по стандартизации ТК 315 "Эксплуатация автотранспортных средств" и ТК 278 "Безопасность дорожного движения".
2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 1 февраля 2001 г. N 47-ст.
3. Введен впервые.
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы (далее - автотранспортные средства), эксплуатируемые на дорогах.
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 26.08.2005 N 215-ст)
Стандарт устанавливает:
- требования безопасности к техническому состоянию автотранспортных средств (АТС);
- предельно допустимые значения параметров технического состояния АТС, влияющих на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды;
- методы проверки технического состояния АТС в эксплуатации.
Стандарт не распространяется на АТС, максимальная скорость которых, установленная изготовителем, не превышает 25 км/ч, и на внедорожные АТС.
Требования 4.1.1 - 4.1.7, 4.7.13, 4.7.19 не распространяются на прицепы (полуприцепы) - тяжеловозы.
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 26.08.2005 N 215-ст)
Стандарт должен применяться при проверках технического состояния эксплуатируемых АТС по критериям безопасности.
Требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, жизни и здоровья людей, сохранности их имущества и охраны окружающей среды.
К техническому состоянию АТС могут предъявляться дополнительные требования, устанавливаемые соответствующими нормативными документами.
Зарегистрированные АТС, в конструкцию которых (в том числе в конструкцию составных частей и предметов дополнительного оборудования) были внесены изменения, влияющие на обеспечение безопасности дорожного движения, проверяют согласно процедурам, утвержденным в установленном порядке.
Основные термины, используемые в стандарте, и их определения приведены в разделе 3.
Классификация АТС по категориям приведена в Приложении А.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52033-2003. Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния;
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 26.08.2005 N 215-ст)
ГОСТ Р 17.2.2.06-99. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерения содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах газобаллонных автомобилей;
ГОСТ 5727-88. Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия;
Абзац исключен. - Изменение N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 26.08.2005 N 215-ст;
ГОСТ 9921-81. Манометры шинные ручного пользования. Общие технические условия;
ГОСТ Р 52160-2003. Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния;
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 26.08.2005 N 215-ст)
ГОСТ 27902-88. Стекло безопасное для автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин. Определение оптических свойств;
ГОСТ Р 50574-2002. Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования;
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 26.08.2005 N 215-ст)
ГОСТ Р 50577-93. Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования;
ГОСТ Р 41.104-2002. Единообразные предписания, касающиеся сертификации светоотражающей маркировки для транспортных средств большой длины и грузоподъемности;
(в ред. поправки от 01.09.2002, ИУС N 9, 2002)
ГОСТ Р 41.27-2001 (Правила ЕЭК ООН N 27). Единообразные предписания, касающиеся сертификации предупреждающих треугольников;
(введено Изменением N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 26.08.2005 N 215-ст)
ГОСТ Р 52051-2003. Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения;
(введено Изменением N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 26.08.2005 N 215-ст)
ГОСТ Р 52231-2004. Внешний шум автомобилей в эксплуатации. Допустимые уровни и методы измерения.
(введено Изменением N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 26.08.2005 N 215-ст)
3. Определения
В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. Автопоезд: комбинация транспортных средств, состоящая из тягача и полуприцепа или прицепа(ов), соединенных тягово-сцепным(и) устройством(ами).
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 26.08.2005 N 215-ст)
3.1а. Автоматический корректор фар: устройство для автоматического регулирования наклона пучка ближнего и (или) дальнего света в зависимости от загрузки АТС, профиля дороги и условий видимости.
(п. 3.1а введен Изменением N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 26.08.2005 N 215-ст)
3.1б. Автоматическое (аварийное) торможение: торможение прицепа (полуприцепа), выполняемое тормозной системой без управляющего воздействия водителя при разрыве магистралей тормозного привода.
(п. 3.1б введен Изменением N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 26.08.2005 N 215-ст)
3.2. Антиблокировочная тормозная система (АБС): тормозная система АТС с автоматическим регулированием в процессе торможения степени проскальзывания колес транспортного средства в направлении их вращения.
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 26.08.2005 N 215-ст)
3.2а. Блокирование колеса: прекращение качения колеса в дорожных условиях при наличии его перемещения по опорной поверхности или прекращение вращения колеса, установленного на роликовый стенд АТС, при продолжающемся вращении роликов стенда.
(п. 3.2а введен Изменением N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 26.08.2005 N 215-ст)
3.2б. Негабаритные АТС: автотранспортные средства, движение которых по дорогам допускается только по специальным правилам [1] ввиду превышения габаритами и (или) осевой массой установленных ограничений.
(п. 3.2б введен Изменением N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 26.08.2005 N 215-ст)
3.2в. Внешние световые сигнальные приборы (сигнальные огни): устройства для наружной световой сигнализации.
(п. 3.2в введен Изменением N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 26.08.2005 N 215-ст)
3.3. Время срабатывания тормозной системы: интервал времени от
начала торможения до момента времени, в который замедление АТС
принимает установившееся значение при проверках в дорожных
условиях (обозначено тау в приложении Б - не приводится), либо
ср
до момента, в который тормозная сила при проверках на стендах
или принимает максимальное значение, или происходит блокировка
колеса АТС на роликах стенда.
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования
от 26.08.2005 N 215-ст)
3.4. Время запаздывания тормозной системы: интервал времени от
начала торможения до момента появления замедления (тормозной
силы). Обозначено тау в приложении Б.
с
3.5. Время нарастания замедления: интервал времени монотонного
роста замедления до момента, в который замедление принимает
установившееся значение. Обозначено тау в приложении Б.
н
3.6. Вспомогательная (бесконтактная или износостойкая) тормозная система: тормозная система, предназначенная для уменьшения энергонагруженности тормозных механизмов рабочей тормозной системы АТС.
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 26.08.2005 N 215-ст)
3.7. Заднее защитное устройство: часть конструкции АТС
категорий N , N , O и O , предназначенная для защиты от попадания
2 3 3 4
под них автомобилей категорий M и N при наезде сзади.
1 1
3.8. Запасная тормозная система: тормозная система, предназначенная для снижения скорости АТС при выходе из строя рабочей тормозной системы.
3.9. Исправное состояние АТС: состояние, соответствующее всем требованиям нормативных документов, предъявляемым к конструкции и техническому состоянию АТС.
3.10. Изменение конструкции АТС: исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией АТС составных частей и предметов оборудования, влияющих на его характеристики безопасности.
3.10а. Каплепадение: падение капель, повторяющееся с интервалом не более 20 с.
(п. 3.10а введен Изменением N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 26.08.2005 N 215-ст)
3.11. Категория АТС: (См. Приложение А).
(п. 3.11 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 26.08.2005 N 215-ст)
3.12. Исключен. - Изменение N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 26.08.2005 N 215-ст.
Класс зеркала указывается в маркировке на сертифицированных зеркалах заднего вида римскими цифрами.
3.13. Колесные тормозные механизмы: устройства, предназначенные для создания искусственного сопротивления движению АТС за счет трения между невращающимися частями и тормозным диском (барабаном).
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 26.08.2005 N 215-ст)
3.14. Конец торможения: момент времени, в который исчезло искусственное сопротивление движению АТС или оно остановилось. Обозначено точкой К в приложении Б.
3.15. Контурная маркировка АТС: ряд полос из светоотражающего материала, нанесенных на АТС с целью указания его габаритов (очертаний) сбоку (боковая маркировка) и сзади (задняя маркировка).
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 26.08.2005 N 215-ст)
3.15а. Контурные огни: источники света, монтируемые на конструктивно возможной наибольшей высоте у крайней точки габаритной ширины АТС и предназначенные для точного указания его габаритной ширины.
(п. 3.15а введен Изменением N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 26.08.2005 N 215-ст)
3.16. Коридор движения: часть опорной поверхности, правая и левая границы которой обозначены для того, чтобы в процессе движения горизонтальная проекция АТС на плоскость опорной поверхности не пересекала их ни одной точкой.
3.16а. Коэффициент сцепления колеса с опорной поверхностью: отношение результирующей продольной и поперечной сил реакций опорной поверхности, действующих в контакте колеса с опорной поверхностью, к величине нормальной реакции опорной поверхности на колесо.
(п. 3.16а введен Изменением N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 26.08.2005 N 215-ст)
3.17. Место крепления ремней безопасности: часть конструкции кузова (кабины) или какой-либо другой части АТС (например, каркаса сиденья), к которой крепится ремень безопасности.
3.17а. Масса транспортного средства в снаряженном состоянии (снаряженная масса): масса порожнего транспортного средства с кузовом и сцепным устройством в случае тягача или масса шасси с кабиной, если завод-изготовитель не устанавливает кузов и (или) сцепное устройство, включая массы охлаждающей жидкости, масла, 90% топлива, 100% других жидкостей (за исключением использованной воды), инструментов, запасного колеса, массу водителя (75 кг) и - для городских и междугородных автобусов - массу члена экипажа (75 кг), если в транспортном средстве предусмотрено для него сиденье.
(п. 3.17а введен Изменением N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 26.08.2005 N 215-ст)
3.18. Начало торможения: момент времени, в который тормозная система получает сигнал о необходимости осуществить торможение. Обозначено точкой Н в приложении Б.
3.18а. Начало поворота управляемого колеса: угол поворота управляемого колеса на (0,06 +/- 0,01)°, измеряемый от положения прямолинейного движения.
(п. 3.18а введен Изменением N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 26.08.2005 N 215-ст)
3.19. Начальная скорость торможения - скорость АТС в начале торможения.
3.20. Нейтральное положение рулевого колеса (управляемых колес): положение, соответствующее прямолинейному движению АТС при отсутствии возмущающих воздействий.
3.20а. Оптическая ось прибора для проверки и регулировки фар: линия, проходящая через центр объектива на экране, встроенном в прибор для проверки и регулировки фар, или на матовом экране.
(п. 3.20а введен Изменением N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 26.08.2005 N 215-ст)
3.20б. Оптический центр (центр отсчета): точка пересечения оси отсчета с наружной поверхностью рассеивателя светового прибора.
(п. 3.20б введен Изменением N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 26.08.2005 N 215-ст)
3.20в. Ось отсчета светового прибора: линия пересечения плоскостей, проходящих через оптический центр светового прибора параллельно продольной центральной плоскости АТС и опорной поверхности.
(п. 3.20в введен Изменением N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 26.08.2005 N 215-ст)
3.21. Орган управления тормозной системы: совокупность устройств, предназначенных для подачи сигнала начать торможение и для управления энергией, поступающей от источника или аккумулятора энергии к тормозным механизмам.
3.22. Органолептическая проверка: проверка, выполняемая с помощью органов чувств квалифицированного специалиста без использования средств измерений.
3.22а. Осевая масса: масса, соответствующая статической вертикальной нагрузке,

АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ И МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ. ГОСТ Р 51709-2001 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 01.02.2001 n 47-ст) (ред. от 01.09.2002)  »
Постановления и Указы »
Читайте также