АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ И МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ. ГОСТ Р 51709-2001 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 01.02.2001 n 47-ст)


Утвержден
Постановлением
Госстандарта России
от 1 февраля 2001 г. N 47-ст
Дата введения -
1 января 2002 года
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ
И МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ
MOTOR VEHICLES AND THEIR TRAILERS.
SAFETY REQUIREMENTS FOR TECHNICAL CONDITIONS
AND METHODS OF INSPECTION
ГОСТ Р 51709-2001
Предисловие
1. Разработан Государственным научно - исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ), Научно - исследовательским центром по испытаниям и доводке автомобильной техники (НИЦИАМТ), Научно - исследовательским центром Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (НИЦ ГИБДД МВД России).
Внесен Техническими комитетами по стандартизации ТК 315 "Эксплуатация автотранспортных средств" и ТК 278 "Безопасность дорожного движения".
2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 1 февраля 2001 г. N 47-ст.
3. Введен впервые.
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы (далее - автотранспортные средства), эксплуатируемые на автомобильных дорогах.
Стандарт устанавливает:
- требования безопасности к техническому состоянию автотранспортных средств (АТС);
- предельно допустимые значения параметров технического состояния АТС, влияющих на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды;
- методы проверки технического состояния АТС в эксплуатации.
Стандарт не распространяется на АТС, максимальная скорость которых, установленная изготовителем, не превышает 25 км/ч, и на внедорожные АТС.
Требования 4.1.1 - 4.1.7, 4.1.13, 4.1.19, 4.1.21 не распространяются на тяжеловозы.
Стандарт должен применяться при проверках технического состояния эксплуатируемых АТС по критериям безопасности.
Требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, жизни и здоровья людей, сохранности их имущества и охраны окружающей среды.
К техническому состоянию АТС могут предъявляться дополнительные требования, устанавливаемые соответствующими нормативными документами.
Зарегистрированные АТС, в конструкцию которых (в том числе в конструкцию составных частей и предметов дополнительного оборудования) были внесены изменения, влияющие на обеспечение безопасности дорожного движения, проверяют согласно процедурам, утвержденным в установленном порядке.
Основные термины, используемые в стандарте, и их определения приведены в разделе 3.
Классификация АТС по категориям приведена в Приложении А.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 17.2.2.03-87. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерения содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Требования безопасности;
ГОСТ Р 17.2.2.06-99. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерения содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах газобаллонных автомобилей;
ГОСТ 5727-88. Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия;
ГОСТ 8769-75. Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости;
ГОСТ 9921-81. Манометры шинные ручного пользования. Общие технические условия;
ГОСТ 21393-75. Автомобили с дизелями. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений. Требования безопасности;
ГОСТ 27902-88. Стекло безопасное для автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин. Определение оптических свойств;
ГОСТ Р 50574-93. Автомобили, автобусы и мотоциклы специальных и оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования;
ГОСТ Р 50577-93. Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования;
ГОСТ Р 51253-99. Автотранспортные средства. Цветографические схемы размещения светоотражающей маркировки. Технические требования.
3. Определения
В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. Автопоезд: транспортное средство, состоящее из тягача и полуприцепа или прицепа(ов), соединенных тягово - сцепным(и) устройством(ами).
3.2. Антиблокировочная тормозная система: тормозная система АТС с автоматическим регулированием в процессе торможения степени проскальзывания колес транспортного средства в направлении их вращения.
3.3. Время срабатывания тормозной системы: интервал времени от
начала торможения до момента времени, в который замедление АТС
принимает установившееся значение при проверках в дорожных
условиях (обозначено тау в приложении Б) <*>, либо до момента, в
ср
который тормозная сила при проверках на стендах или принимает
максимальное значение, или происходит блокировка колеса АТС на
роликах стенда. При проверках на стендах измеряют время
срабатывания по каждому из колес АТС.
--------------------------------
<*> Не приводится.
3.4. Время запаздывания тормозной системы: интервал времени от
начала торможения до момента появления замедления (тормозной
силы). Обозначено тау в приложении Б.
с
3.5. Время нарастания замедления: интервал времени монотонного
роста замедления до момента, в который замедление принимает
установившееся значение. Обозначено тау в приложении Б.
н
3.6. Вспомогательная тормозная система: тормозная система, предназначенная для уменьшения энергонагруженности тормозных механизмов рабочей тормозной системы АТС.
3.7. Заднее защитное устройство: часть конструкции АТС категорий N2, N3, O3 и O4, предназначенная для защиты от попадания под них автомобилей категорий M1 и N1 при наезде сзади.
3.8. Запасная тормозная система: тормозная система, предназначенная для снижения скорости АТС при выходе из строя рабочей тормозной системы.
3.9. Исправное состояние АТС: состояние, соответствующее всем требованиям нормативных документов, предъявляемым к конструкции и техническому состоянию АТС.
3.10. Изменение конструкции АТС: исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией АТС составных частей и предметов оборудования, влияющих на его характеристики безопасности.
3.11. Категория АТС: подразделение АТС в соответствии с классификацией, принятой в Женевском соглашении [1] (см. Приложение А).
3.12. Класс зеркал заднего вида: вид зеркал, характеризуемых одним из следующих сочетаний характеристик и функций: класс 1 - внутренние зеркала заднего вида плоские или сферические; класс 2 - основные внешние зеркала заднего вида сферические; класс 3 - основные внешние зеркала заднего вида плоские или сферические (допускается меньший радиус кривизны; чем для зеркал класса 2); класс 4 - широкоугольные внешние зеркала заднего вида сферические; класс 5 - внешние зеркала бокового обзора сферические.
Класс зеркала указывается в маркировке на сертифицированных зеркалах заднего вида римскими цифрами.
3.13. Колесные тормозные механизмы: устройства, предназначенные для создания искусственного сопротивления движению АТС за счет трения между вращающимися и неподвижными частями колеса.
3.14. Конец торможения: момент времени, в который исчезло искусственное сопротивление движению АТС или оно остановилось. Обозначено точкой К в приложении Б.
3.15. Контурная маркировка АТС: ряд полос из светоотражающего материала, предназначенных для нанесения на АТС с целью указания его габаритов (очертаний) сбоку (боковая маркировка) и сзади (задняя маркировка).
3.16. Коридор движения: часть опорной поверхности, правая и левая границы которой обозначены для того, чтобы в процессе движения горизонтальная проекция АТС на плоскость опорной поверхности не пересекала их ни одной точкой.
3.17. Место крепления ремней безопасности: часть конструкции кузова (кабины) или какой-либо другой части АТС (например, каркаса сиденья), к которой крепится ремень безопасности.
3.18. Начало торможения: момент времени, в который тормозная система получает сигнал о необходимости осуществить торможение. Обозначено точкой Н в приложении Б.
3.19. Начальная скорость торможения - скорость АТС в начале торможения.
3.20. Нейтральное положение рулевого колеса (управляемых колес): положение, соответствующее прямолинейному движению АТС при отсутствии возмущающих воздействий.
3.21. Орган управления тормозной системы: совокупность устройств, предназначенных для подачи сигнала начать торможение и для управления энергией, поступающей от источника или аккумулятора энергии к тормозным механизмам.
3.22. Органолептическая проверка: проверка, выполняемая с помощью органов чувств квалифицированного специалиста без использования средств измерений.
3.23. Ось отсчета: линия пересечения плоскостей, проходящих через центр рассеивателя светового прибора параллельно продольной центральной плоскости АТС и опорной поверхности.
3.24. Полное торможение: торможение, в результате которого АТС останавливается.
3.25. Продольная центральная плоскость АТС: плоскость, перпендикулярная к плоскости опорной поверхности и проходящая через середину колеи АТС.
3.26. Разрешенная максимальная масса: максимальная масса снаряженного АТС с грузом (пассажирами), установленная изготовителем в качестве максимально допустимой согласно эксплуатационной документации.
3.27. Работоспособность АТС и его частей: состояние, при котором значения параметров, характеризующих способность АТС выполнять транспортную работу, соответствуют требованиям нормативных документов.
3.28. Рабочая тормозная система: тормозная система, предназначенная для снижения скорости АТС.
3.29. Светоотражающий маркировочный материал: поверхность или устройство, от которых при наличии излучения в их направлении отражается относительно значительная часть световых лучей первоначального излучения.
3.30. Снаряженное состояние АТС: состояние АТС без груза (пассажиров) с заполненными емкостями систем питания, охлаждения и смазки, с комплектом инструментов и принадлежностей (включая запасное колесо), предусмотренных изготовителем АТС согласно эксплуатационной документации.
3.31. Составные части и предметы оборудования АТС: агрегаты, узлы и детали, устанавливаемые и (или) используемые в конструкции АТС, к которым предъявляют требования, регламентируемые нормативными документами.
3.32. Стояночная тормозная система: тормозная система, предназначенная для удержания АТС неподвижным.
3.33. Суммарный люфт в рулевом управлении: угол поворота рулевого колеса от положения, соответствующего началу поворота управляемых колес АТС в одну сторону, до положения, соответствующего началу их поворота в противоположную сторону.
3.34. Техническое состояние АТС: совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств и установленных нормативными документами параметров АТС, определяющая возможности его применения по назначению.
3.35. Торможение: процесс создания и изменения искусственного сопротивления движению АТС.
3.36. Тормозная сила: реакция опорной поверхности на колеса АТС, вызывающая торможение. Для оценки технического состояния тормозных систем используют максимальные величины тормозных сил.
3.37. Тормозная система: совокупность частей АТС, предназначенных для его торможения при воздействии на орган управления тормозной системы.
3.38. Тормозное управление: совокупность всех тормозных систем АТС.
3.39. Тормозной привод: совокупность частей тормозного управления, предназначенных для управляемой передачи энергии от ее источника к тормозным механизмам с целью осуществления торможения.
3.40. Тормозной путь: расстояние, пройденное АТС от начала до конца торможения.
3.41. Удельная тормозная сила: отношение суммы тормозных сил на колесах АТС к произведению массы АТС на ускорение свободного падения (для тягача и прицепа или полуприцепа рассчитывают раздельно).
3.42. Установившееся замедление: среднее значение замедления
за время торможения тау от момента окончания периода времени
уст
нарастания замедления до конца торможения. Обозначено j в
уст
приложении Б.
3.43. Устойчивость АТС при торможении: способность АТС двигаться при торможениях в пределах коридора движения.
3.44. Фары типов R, HR: фары дальнего света.
3.45. Фары типов C, HC: фары ближнего света.
3.46. Фары типов CR, HCR: фары ближнего и дальнего света.
3.47. Фары типа B: фары противотуманные.
3.48. "Холодный" тормозной механизм: тормозной механизм, температура которого, измеренная на поверхности трения тормозного барабана или тормозного диска, менее 100 °С.
3.49. Экстренное торможение: торможение с целью максимально быстрого уменьшения скорости АТС.
3.50. Эффективность торможения: мера торможения, характеризующая способность тормозной системы создавать необходимое искусственное сопротивление движению АТС.
4. Требования к техническому состоянию АТС
4.1. Требования к тормозному управлению
4.1.1. Рабочая тормозная система АТС должна обеспечивать выполнение нормативов эффективности торможения на стендах согласно таблице 1 либо в дорожных условиях - таблице 2 или 3. Начальная скорость торможения при проверках в дорожных условиях - 40 км/ч. Масса АТС при проверках не должна превышать разрешенной максимальной.
Примечание. Применение показателей эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении, а также методов их проверки приведено в 5.1.
4.1.2. В дорожных условиях при торможении рабочей тормозной системой с начальной скоростью торможения 40 км/ч АТС не должно ни одной своей частью выходить из нормативного коридора движения шириной 3 м.
Таблица 1
НОРМАТИВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОРМОЖЕНИЯ
АТС РАБОЧЕЙ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМОЙ ПРИ ПРОВЕРКАХ НА СТЕНДАХ
-----------------T-------------T------------------T--------------¬
¦ АТС ¦Категория АТС¦Усилие на органе ¦ Удельная ¦
¦ ¦ ¦управления, P , H,¦ тормозная ¦
¦ ¦ ¦ п ¦ сила, гамма ,¦
¦ ¦ ¦ не более ¦ т ¦
¦ ¦ ¦ ¦ не менее ¦
+----------------+-------------+------------------+--------------+
¦Пассажирские ¦M1 ¦490 ¦0,59 ¦
¦и грузопассажир-+-------------+------------------+--------------+
¦ские автомобили ¦M2, M3 ¦686 ¦0,51 ¦
+----------------+-------------+------------------+--------------+
¦Грузовые ¦N1, N2, N3 ¦686 ¦0,51 ¦
¦автомобили ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------+-------------+------------------+---------------
Таблица 2
НОРМАТИВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОРМОЖЕНИЯ
АТС РАБОЧЕЙ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМОЙ ПРИ ПРОВЕРКАХ
В ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЯХ
--------------T-----------------T-----------------T--------------¬
¦ АТС ¦ Категория АТС ¦Усилие на органе ¦Тормозной путь¦
¦ ¦(тягача в составе¦ управления, P , ¦ АТС, S , м, ¦
¦ ¦ автопоезда) ¦ п ¦ т ¦
¦ ¦ ¦ H, не более ¦ не более ¦
+-------------+-----------------+-----------------+--------------+
¦Пассажирские ¦M1 ¦490 ¦14,7 ¦
¦и грузопас- +-----------------+-----------------+--------------+
¦сажирские ав-¦M2, M3 ¦686 ¦18,3 ¦
¦томобили ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------+-----------------+-----------------+--------------+
¦Легковые ав- ¦M1 ¦490 ¦14,7 ¦
¦томобили с ¦ ¦ ¦ ¦
¦прицепом ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------+-----------------+-----------------+--------------+
¦Грузовые ав- ¦N1, N2, N3 ¦686 ¦18,3 ¦
¦томобили ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------+-----------------+-----------------+--------------+
¦Грузовые ав- ¦N1, N2, N3 ¦686 ¦19,5 ¦
¦томобили с ¦ ¦ ¦ ¦
¦прицепом (по-¦ ¦ ¦ ¦
¦луприцепом) ¦ ¦ ¦ ¦
L-------------+-----------------+-----------------+---------------
Таблица 3
НОРМАТИВЫ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОРМОЖЕНИЯ АТС РАБОЧЕЙ ТОРМОЗНОЙ
СИСТЕМОЙ ПРИ ПРОВЕРКАХ В ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЯХ
---------------T---------T-----------T--------------T------------¬
¦ АТС ¦Категория¦Усилие на ¦Установившееся¦ Время ¦
¦ ¦АТС ¦ органе ¦ замедление, ¦срабатывания¦
¦ ¦(тягача в¦управления,¦j , м/кв. с,¦ тормозной ¦
¦ ¦составе ¦ P , H, ¦ уст ¦ системы, ¦
¦ ¦автопоез-¦ п ¦ не менее ¦ тау , с, ¦
¦ ¦да) ¦ не более ¦ ¦ ср ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ не более ¦
+--------------+---------+-----------+--------------+------------+
¦Пассажирские ¦M1 ¦490 ¦5,8 ¦0,6 ¦
¦и грузопас- +---------+-----------+--------------+------------+
¦сажирские ¦M2, M3 ¦686 ¦5,0 ¦0,8 (1,0) ¦
¦автомобили ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+---------+-----------+--------------+------------+
¦Легковые ¦M1 ¦490 ¦5,8 ¦0,6 ¦
¦автомобили с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦прицепом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+---------+-----------+--------------+------------+
¦Грузовые ¦N1, N2, ¦686 ¦5,0 ¦0,8 (1,0) ¦
¦автомобили ¦N3 ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+---------+-----------+--------------+------------+
¦Грузовые ¦N1, N2, ¦686 ¦5,0 ¦0,9 (1,3) ¦
¦автомобили с ¦N3 ¦ ¦ ¦ ¦
¦прицепом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(полуприцепом)¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------+---------+-----------+--------------+-------------
Примечание. Значения в скобках - для АТС, изготовленных до 01.01.81.
4.1.3. При проверках на стендах допускается относительная разность тормозных сил колес оси (в процентах от наибольшего значения) для АТС категорий M1, M2, M3 и передних осей автомобилей и прицепов категорий N1, N2, N3, O2, O3, O4 не более 20%, а для полуприцепов и последующих осей автомобилей и прицепов категорий N1, N2, N3, O2, O3, O4 - 25%.
4.1.4. При проверках на стендах рабочей тормозной системы прицепов и полуприцепов (за исключением прицепов - роспусков и полуприцепов с числом осей более трех) удельная тормозная сила должна быть не менее 0,5 для прицепов с двумя и более осями и не менее 0,45 для прицепов с одной (центральной) осью и полуприцепов.
4.1.5. Стояночная тормозная система для АТС разрешенной максимальной массы должна обеспечивать удельную тормозную силу не менее 0,16 или неподвижное состояние АТС на опорной поверхности с уклоном не менее 16%. Для АТС в снаряженном состоянии стояночная тормозная система должна обеспечивать расчетную удельную тормозную силу, равную 0,6 отношения снаряженной массы, приходящейся на оси, на которые воздействует стояночная тормозная система, к снаряженной массе, или неподвижное состояние АТС на поверхности с уклоном не менее 23% для АТС категорий M1 - M3 и не менее 31% - для категорий N1 - N3.
Усиление, прикладываемое к органу управления стояночной тормозной системы для приведения ее в действие, должно быть не более 392 H для АТС категории M1 и 588 H - для АТС остальных категорий.
4.1.6. Вспомогательная тормозная система, за исключением моторного замедлителя, при проверках в дорожных условиях в диапазоне скоростей 25 - 35 км/ч должна обеспечивать установившееся замедление не менее 0,5 м/кв. с для АТС разрешенной максимальной массы и 0,8 м/кв. с - для АТС в снаряженном состоянии с учетом массы водителя. Моторный замедлитель должен быть работоспособен.
4.1.7. Запасная тормозная система, снабженная независимым от других тормозных систем органом управления, должна обеспечивать соответствие нормативам показателей эффективности торможения АТС на стенде согласно таблице 4 либо в дорожных условиях согласно таблице 5 или 6. Начальная скорость торможения при проверках в дорожных условиях - 40 км/ч.
Таблица 4
НОРМАТИВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОРМОЖЕНИЯ АТС ЗАПАСНОЙ
ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМОЙ ПРИ ПРОВЕРКАХ НА СТЕНДАХ
-----------------T-------------T------------------T--------------¬
¦ АТС ¦Категория АТС¦ Усилие на органе ¦ Удельная ¦
¦ ¦ ¦управления, P , H,¦ тормозная ¦
¦ ¦ ¦ п ¦ сила, гамма ,¦
¦ ¦ ¦ не более ¦ т ¦
¦ ¦ ¦ ¦ не менее ¦
+----------------+-------------+------------------+--------------+
¦Пассажирские и ¦M1 ¦490 (392 <*>) ¦0,295 ¦
¦грузопассажир- +-------------+------------------+--------------+
¦ские автомобили ¦M2, M3 ¦686 (589 <*>) ¦0,255 ¦
+----------------+-------------+------------------+--------------+
¦Грузовые ¦N1, N2, N3 ¦686 (589 <*>) ¦0,220 ¦
¦автомобили ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------+-------------+------------------+---------------
--------------------------------
<*> Для АТС с ручным управлением запасной тормозной системой.
Таблица 5
НОРМАТИВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОРМОЖЕНИЯ
АТС ЗАПАСНОЙ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМОЙ ПРИ ПРОВЕРКАХ
В ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЯХ
--------------T-----------------T-----------------T--------------¬
¦ АТС ¦ Категория АТС ¦Усилие на органе ¦Тормозной путь¦
¦ ¦(тягача в составе¦ управления, P , ¦ АТС, S , м, ¦
¦ ¦ автопоезда) ¦ п ¦ т ¦
¦ ¦ ¦ H, не более ¦ не более ¦
+-------------+-----------------+-----------------+--------------+
¦Пассажирские ¦M1 ¦490 (392 <*>) ¦25,3 ¦
¦и грузопасса-+-----------------+-----------------+--------------+
¦жирские ¦M2, M3 ¦686 (589 <*>) ¦30,6 ¦
¦автомобили ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------+-----------------+-----------------+--------------+
¦Легковые ¦M1 ¦490 (392 <*>) ¦25,3 ¦
¦автомобили ¦ ¦ ¦ ¦
¦с прицепом ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------+-----------------+-----------------+--------------+
¦Грузовые ¦N1, N2, N3 ¦686 (589 <*>) ¦33,8 ¦
¦автомобили ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------+-----------------+-----------------+--------------+
¦Грузовые ¦N1, N2, N3 ¦686 (589 <*>) ¦35,0 ¦
¦автомобили с ¦ ¦ ¦ ¦
¦прицепом (по-¦ ¦ ¦ ¦
¦луприцепом) ¦ ¦ ¦ ¦
L-------------+-----------------+-----------------+---------------
--------------------------------
<*> Для АТС с ручным управлением запасной тормозной системой.
Таблица 6
НОРМАТИВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОРМОЖЕНИЯ
АТС ЗАПАСНОЙ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМОЙ ПРИ ПРОВЕРКАХ
В ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЯХ
--------------T---------T-------------T-----------T--------------¬
¦ АТС ¦Категория¦ Усилие на ¦Установив- ¦Время срабаты-¦
¦ ¦АТС ¦ органе ¦шееся за- ¦вания тормоз- ¦
¦ ¦(тягача в¦ управления, ¦медление, ¦ной системы, ¦
¦ ¦составе ¦ P , H ¦j , м/кв.¦тау , с, не ¦
¦ ¦автопоез-¦ п ¦ уст ¦ ср ¦
¦ ¦да) ¦ ¦с, не менее¦более ¦
+-------------+---------+-------------+-----------+--------------+
¦Пассажирские ¦M1 ¦490 (392 <*>)¦2,9 ¦0,6 ¦
¦и грузопасса-+---------+-------------+-----------+--------------+
¦жирские ¦M2, M3 ¦686 (589 <*>)¦2,5 ¦0,8 (1,0 <**>)¦
¦автомобили ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------+---------+-------------+-----------+--------------+
¦Легковые ¦M1 ¦490 (392 <*>)¦2,9 ¦0,6 ¦
¦автомобили ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦с прицепом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------+---------+-------------+-----------+--------------+
¦Грузовые ¦N1, N2, ¦686 (589 <*>)¦2,2 ¦0,8 (1,0 <**>)¦
¦автомобили ¦N3 ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------+---------+-------------+-----------+--------------+
¦Грузовые ¦N1, N2, ¦686 (589 <*>)¦2,2 ¦0,9 (1,3 <**>)¦
¦автомобили с ¦N3 ¦ ¦ ¦ ¦
¦прицепом (по-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦луприцепом) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-------------+---------+-------------+-----------+---------------
--------------------------------
<*> Для АТС с ручным управлением запасной тормозной системой.
<**> Для АТС, изготовленных до 01.01.81.
4.1.8. Допускается падение давления воздуха в пневматическом или пневмогидравлическом тормозном приводе при неработающем двигателе не более чем на 0,05 МПа от значения нижнего предела регулирования регулятором давления в течение:
30 мин. - при свободном положении органа управления тормозной системы;
15 мин. - после полного приведения в действие органа управления тормозной системы.
Утечки сжатого воздуха из колесных тормозных камер не допускаются.
4.1.9. Для АТС с двигателем давление на контрольных выводах ресиверов пневматического тормозного привода при работающем двигателе допускается от 0,65 до 0,85 МПа, а для прицепов (полуприцепов) - не менее 0,48 МПа при подсоединении к тягачу по однопроводному приводу и не менее 0,63 МПа при подсоединении по двухпроводному приводу.
4.1.10. Наличие видимых мест перетирания, коррозии, механических повреждений, перегибов или нарушения герметичности трубопроводов или соединений в тормозном приводе, подтекания тормозной жидкости, деталей в тормозном приводе с трещинами и остаточной деформацией не допускается.
4.1.11. Система сигнализации и контроля тормозных систем, манометры пневматического и пневмогидравлического тормозного привода, устройство фиксации органа управления стояночной тормозной системы должны быть работоспособны.
4.1.12. Гибкие тормозные шланги, передающие давление сжатого воздуха или тормозной жидкости колесным тормозным механизмам, должны соединяться друг с другом без дополнительных переходных элементов (для АТС, изготовленных после 01.01.81). Расположение и длина гибких тормозных шлангов должны обеспечивать герметичность соединений с учетом максимальных деформаций упругих элементов подвески и углов поворота колес АТС. Набухание шлангов под давлением, трещины и наличие на них видимых мест перетирания не допускаются.
4.1.13. Расположение и длина соединительных шлангов пневматического тормозного привода автопоездов должны исключать их повреждения при взаимных перемещениях тягача и прицепа (полуприцепа).
4.1.14. Действие рабочей и запасной тормозных систем должно быть регулируемым:
- уменьшение или увеличение силы торможения должно обеспечиваться путем воздействия на орган управления тормозной системы во всем диапазоне регулирования силы торможения;
- сила торможения должна изменяться в том же направлении, что и воздействие на орган управления;
- сила торможения должна регулироваться плавно и без затруднений.
4.1.15. Давление на контрольном выводе регулятора тормозных сил в составе тормозного пневмопривода в положениях разрешенной максимальной массы и снаряженного состояния АТС или усилие натяжения свободного конца пружины регулятора, снабженного рычажной связью с задним мостом, в составе тормозного гидропривода должно соответствовать значениям, указанным в установленной на АТС табличке изготовителя или эксплуатационной документации.
4.1.16. АТС, оборудованные антиблокировочными тормозными системами (АБС), при торможениях в снаряженном состоянии (с учетом массы водителя) с начальной скоростью не менее 40 км/ч должны двигаться в пределах коридора движения без видимых следов увода и заноса, а их колеса не должны оставлять следов юза на дорожном покрытии до момента отключения АБС при достижении скорости движения, соответствующей порогу отключения АБС (не более 15 км/ч). Функционирование сигнализаторов АБС должно соответствовать ее исправному состоянию.
4.1.17. Свободный ход устройства управления инерционного тормоза прицепов категорий O1 и O2 должен соответствовать требованиям, установленным изготовителем АТС в эксплуатационной документации.
4.1.18. При отсоединенном приводе инерционного тормоза прицепов категории O1 усилие вталкивания сцепного устройства прицепа должно быть не менее 200 H, а прицепов категории O2 - не менее 350 H.
4.2. Требования к рулевому управлению
4.2.1. Изменение усилия при повороте рулевого колеса должно быть плавным во всем диапазоне угла его поворота.
4.2.2. Самопроизвольный поворот рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при неподвижном состоянии АТС и работающем двигателе не допускается.
4.2.3. Суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать предельных значений, указанных изготовителем АТС в эксплуатационной документации, или, если такие значения изготовителем не указаны, следующих предельных допустимых значений:
- легковые автомобили и созданные на базе их агрегатов грузовые автомобили и автобусы - 10°;
- автобусы - 20°;
- грузовые автомобили - 25°.
4.2.4. Максимальный поворот рулевого колеса должен ограничиваться только устройствами, предусмотренными конструкцией АТС.
4.2.5. Подвижность рулевой колонки в плоскостях, проходящих через ее ось, рулевого колеса в осевом направлении, картера рулевого механизма, деталей рулевого привода относительно друг друга или опорной поверхности не допускается. Резьбовые соединения должны быть затянуты и зафиксированы. Люфт в соединениях рычагов поворотных цапф и шарнирах рулевых тяг не допускается. Устройство фиксации положения рулевой колонки с регулируемым положением рулевого колеса должно быть работоспособно.
4.2.6. Применение в рулевом механизме и рулевом приводе деталей со следами остаточной деформации, с трещинами и другими дефектами не допускается.
4.2.7. Натяжение ремня привода насоса усилителя рулевого управления и уровень рабочей жидкости в его резервуаре должны соответствовать требованиям, установленным изготовителем АТС в эксплуатационной документации. Подтекание рабочей жидкости в гидросистеме усилителя не допускается.
4.3. Требования к внешним световым приборам и светоотражающей маркировке
4.3.1. Количество и цвет установленных на АТС внешних световых приборов должны соответствовать ГОСТ 8769. Изменение предусмотренных изготовителем АТС мест расположения внешних световых приборов не допускается.
4.3.2. Допускается установка фары - прожектора или прожектора - искателя, если она предусмотрена изготовителем. Допускается установка дополнительных сигналов торможения и замена внешних световых приборов на используемые на АТС других марок и моделей.
4.3.3. Сигнализаторы включения световых приборов, находящиеся в кабине (салоне), должны быть работоспособны.
4.3.4. Фары типов C (HC) и CR (HCR) должны быть отрегулированы так, чтобы плоскость, содержащая левую (от АТС) часть светотеневой границы пучка ближнего света, была расположена так, как это задано указанными на рисунке 1 <*> и в таблице 7 значениями расстояния L от оптического центра фары до экрана, высотой H установки фары по центру рассеивателей над плоскостью рабочей площадки и угла альфа наклона светового пучка к горизонтальной плоскости или расстоянием R по экрану от проекции центра фары до световой границы пучка света и расстояниями L и Н.
--------------------------------
<*> Не приводится.
Таблица 7
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
РАСПОЛОЖЕНИЯ СВЕТОТЕНЕВОЙ ГРАНИЦЫ ПУЧКА БЛИЖНЕГО СВЕТА
ФАР НА МАТОВОМ ЭКРАНЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЫСОТЫ УСТАНОВКИ
ФАРЫ И РАССТОЯНИЯ ДО ЭКРАНА
-----------------------T----------------T------------------------¬
¦Высота установки фары ¦ Угол наклона ¦Расстояние R от проекции¦
¦(по центру рассеивате-¦светового пучка ¦центра фары до световой ¦
¦ля), H, мм ¦ в вертикальной ¦ границы пучка света по ¦
¦ ¦плоскости, альфа¦ экрану, мм, удаленному ¦
¦ ¦ ¦ на L, м ¦
¦ ¦ +-----------T------------+
¦ ¦ ¦ 5 ¦ 10 ¦
+----------------------+----------------+-----------+------------+
¦До 600 ¦ 34" ¦ 50 ¦ 100 ¦
¦От 600 до 700 ¦ 45" ¦ 65 ¦ 130 ¦
¦-"- 700 -"- 800 ¦ 52" ¦ 75 ¦ 150 ¦
¦-"- 800 -"- 900 ¦ 60" ¦ 88 ¦ 176 ¦
¦-"- 900 -"- 1000 ¦ 69" ¦ 100 ¦ 200 ¦
¦-"- 1000 -"- 1200 ¦ 75" ¦ 110 ¦ 220 ¦
¦-"- 1200 -"- 1600 ¦ 100" ¦ 145 ¦ 290 ¦
L----------------------+----------------+-----------+-------------
При этом точка пересечения левого горизонтального и правого наклонного участков светотеневой границы пучка ближнего света должна находиться в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета.
На АТС, фары которых снабжены корректирующим устройством, последнее при загрузке АТС должно устанавливаться в соответствующее загрузке положение.
4.3.5. Сила света каждой из фар типов C (HC) и CR (HCR) в режиме "ближний свет", измеренная в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета, должна быть не более 750 кд в направлении 34" вверх от положения левой части светотеневой границы и не менее 1600 кд в направлении 52" вниз от положения левой части светотеневой границы.
4.3.6. Фары типа R (HR) должны быть отрегулированы так, чтобы угол наклона наиболее яркой (центральной) части светового пучка в вертикальной плоскости находился в диапазоне 0 - 34" вниз от оси отсчета. При этом вертикальная плоскость симметрии наиболее яркой части светового пучка должна проходить через ось отсчета.
4.3.7. Сила света фар типа CR (HCR) в режиме "дальний свет" должна измеряться в направлении 34" вверх от положения левой части светотеневой границы режима "ближний свет" в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета.
4.3.8. Сила света фар типа R (HR) должна измеряться в центре наиболее яркой части светового пучка.
4.3.9. Сила света всех фар типов R (HR) и CR (HCR), расположенных на одной стороне АТС, в режиме "дальний свет" должна быть не менее 10000 кд, а суммарная сила света всех головных фар указанных типов не должна быть более 225000 кд.
4.3.10. Противотуманные фары (тип В) должны быть отрегулированы так, чтобы плоскость, содержащая верхнюю светотеневую границу пучка, была расположена, как это указано в таблице 8.
Таблица 8
---------------------T------------------T------------------------¬
¦ Высота установки ¦Угол наклона ¦Расстояние R от проекции¦
¦ фар, H, мм ¦плоскости, содер- ¦ центра отсчета фары до ¦
¦ ¦жащей верхнюю ¦ верхней светотеневой ¦
¦ ¦светотеневую гра- ¦границы светового пучка ¦
¦ ¦ницу пучка, альфа ¦ по экрану, мм, ¦
¦ ¦ ¦ удаленному на L, м ¦
¦ ¦ +-----------T------------+
¦ ¦ ¦ 5 ¦ 10 ¦
+--------------------+------------------+-----------+------------+
¦От 250 до 500 ¦ 34" ¦ 50 ¦ 100 ¦
¦-"- 500 -"- 750 ¦ 58" ¦ 100 ¦ 200 ¦
¦-"- 750 -"- 1000 ¦ 140" ¦ 200 ¦ 400 ¦
L--------------------+------------------+-----------+-------------
При этом верхняя светотеневая граница пучка противотуманной фары должна быть параллельна плоскости рабочей площадки, на которой установлено АТС.
4.3.11. Сила света противотуманных фар, измеренная в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета, должна быть не более 625 кд в направлении 3° вверх от положения верхней светотеневой границы и не менее 1000 кд в направлении 3° вниз от положения верхней светотеневой границы.
4.3.12. Противотуманные фары должны включаться при включенных габаритных огнях независимо от включения фар дальнего и (или) ближнего света.
4.3.13. Сила света каждого из светосигнальных огней (фонарей) в направлении оси отсчета должна быть в пределах, указанных в таблице 9.
Таблица 9
--------------------------------------------------T--------------¬
¦ Наименование огня ¦Сила света, кд¦
¦ +------T-------+
¦ ¦ не ¦ не ¦
¦ ¦менее ¦ более ¦
+-----------------------T-------------------------+------+-------+
¦Габаритный огонь ¦передний ¦ 2 ¦ 60 ¦
¦(в т.ч. верхний) +-------------------------+------+-------+
¦ ¦задний ¦ 1 ¦ 12 ¦
+-----------------------+-------------------------+------+-------+
¦Сигнал торможения ¦с одним уровнем ¦ 20 ¦ 100 ¦
¦(в т.ч. дополнительный)+-------------------T-----+------+-------+
¦ ¦с двумя уровнями ¦днем ¦ 20 ¦ 520 ¦
¦ ¦ +-----+------+-------+
¦ ¦ ¦ночью¦ 5 ¦ 80 ¦
+-----------------------+-------------------+-----+------+-------+
¦Указатель поворота ¦передний ¦ 80 ¦ 700 ¦
¦ +------T------------------+------+-------+
¦ ¦задний¦с одним уровнем ¦ 40 ¦ 200 ¦
¦ ¦ +------------T-----+------+-------+
¦ ¦ ¦с двумя ¦днем ¦ 40 ¦ 400 ¦
¦ ¦ ¦уровнями +-----+------+-------+
¦ ¦ ¦ ¦ночью¦ 10 ¦ 100 ¦
+-----------------------+------+------------+-----+------+-------+
¦Противотуманный фонарь ¦задний ¦ 45 ¦ 300 ¦
L-----------------------+-------------------------+------+--------
4.3.14. Сила света парных симметрично расположенных на разных сторонах АТС (передних или задних) фонарей одного функционального назначения не должна отличаться более чем в два раза.
4.3.15. Габаритные, контурные огни, а также опознавательный знак автопоезда должны работать в постоянном режиме.
4.3.16. Сигналы торможения (основные и дополнительные) должны включаться при воздействии на органы управления тормозных систем и работать в постоянном режиме.
4.3.17. Фонарь заднего хода должен включаться при включении передачи заднего хода и работать в постоянном режиме.
4.3.18. Указатели поворотов и боковые повторители указателей должны быть работоспособны. Частота следования проблесков должна находиться в пределах (90 +/- 30) проблесков в минуту или (1,5 +/- 0,5) Гц.
4.3.19. Аварийная сигнализация должна обеспечивать синхронное включение всех указателей поворота и боковых повторителей в проблесковом режиме.
4.3.20. Фонарь освещения заднего государственного регистрационного знака должен включаться одновременно с габаритными огнями и работать в постоянном режиме.
4.3.21. Задние противотуманные фонари должны включаться только при включенных фарах дальнего или ближнего света либо противотуманных фарах и работать в постоянном режиме.
4.3.22. На АТС должна быть нанесена светоотражающая маркировка по ГОСТ Р 51253. Повреждения и отслоения светоотражающей маркировки не допускаются.
4.4. Требования к стеклоочистителям и стеклоомывателям
4.4.1. АТС должно быть оснащено стеклоочистителями и стеклоомывателями ветрового стекла.
4.4.2. Частота перемещения щеток по мокрому стеклу в режиме максимальной скорости стеклоочистителей должна быть не менее 35 двойных ходов в минуту.
4.4.3. Стеклоомыватели должны обеспечивать подачу жидкости в зоны очистки стекла.
4.5. Требования к шинам и колесам
4.5.1. Высота рисунка протектора шин должна быть не менее:
- для легковых автомобилей - 1,6 мм;
- для грузовых автомобилей - 1,0 мм;
- для автобусов - 2,0 мм;
- для прицепов и полуприцепов - та же, что и для тягачей, с которыми они работают.
Шина не пригодна к эксплуатации при:
- наличии участка беговой дорожки приведенных в 5.5.1.1 размеров, высота рисунка протектора по всей длине которого меньше указанной нормативной;
- появлении одного индикатора износа (выступа по дну канавки беговой дорожки, высота которого соответствует минимально допустимой высоте рисунка протектора шин) при равномерном износе или двух индикаторов в каждом из двух сечений при неравномерном износе беговой дорожки.
4.5.2. Сдвоенные колеса должны быть установлены так, чтобы вентильные отверстия в дисках были совмещены для обеспечения возможности измерения давления воздуха и подкачивают шин. Не допускается замена золотников заглушками, пробками и другими приспособлениями.
4.5.3. Местные повреждения шин (пробои, вздутия, сквозные и несквозные порезы), которые обнажают корд, а также местные отслоения протектора не допускаются.
4.5.4. АТС должны быть укомплектованы шинами в соответствии с требованиями изготовителя согласно эксплуатационной документации изготовителя или Правил эксплуатации автомобильных шин [2].
4.5.5. На легковых автомобилях и автобусах класса 1 <*> допускается применение шин, восстановленных по классу 1 <**>, а на их задних осях, кроме того, восстановленных по классам 2 и Д <**>.
На средних и задней осях автобусов классов 2 и 3 <*> допускается применение шин, восстановленных по классу 1 <**>. Установка восстановленных шин на передних осях этих автобусов не допускается.
На всех осях грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов допускается применение шин, восстановленных по классам 1, 2, 3 <**>, а на их задних осях, кроме того, еще и по классу Д <**>.
На задней оси легковых автомобилей и автобусов классов 1, 2, 3 <*>, средних и задней осях грузовых автомобилей, на любых осях прицепов и полуприцепов допускается применение шин с отремонтированными местными повреждениями и рисунком протектора, углубленным методом нарезки.
--------------------------------
<*> Определение классов автобусов - по Приложению А.
<**> Определения классов восстановления шин - по Правилам эксплуатации автомобильных шин [2].
4.5.6. Отсутствие хотя бы одного болта или гайки крепления дисков и ободьев колес, а также ослабление их затяжки не допускаются.
4.5.7. Наличие трещин на дисках и ободьях колес не допускается.
4.5.8. Видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий в дисках колес не допускаются.
4.6. Требования к двигателю и его системам
4.6.1. Предельно допустимое содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах АТС с бензиновыми двигателями - по ГОСТ 17.2.2.03.
4.6.2. Предельно допустимый уровень дымности отработавших газов АТС с дизелями - по ГОСТ 21393.
4.6.3. Предельно допустимое содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах газобаллонных АТС - по ГОСТ 17.2.02.06.
4.6.4. Подтекания топлива в системе питания бензиновых двигателей и дизелей не допускаются. Запорные устройства топливных баков и устройства перекрытия топлива должны быть работоспособны. Крышки топливных баков должны фиксироваться в закрытом положении, повреждения уплотняющих элементов крышек не допускаются.
4.6.5. Газовая система питания газобаллонных АТС должна быть герметична. Не допускается использование на газобаллонных АТС баллонов с истекшим сроком периодического их освидетельствования.
4.6.6. В соединениях и элементах системы выпуска отработавших газов не должно быть утечек, а для АТС, оборудованных нейтрализаторами отработавших газов, не допускаются утечки в атмосферу, минуя нейтрализатор.
4.6.7. Рассоединение трубок в системе вентиляции картера двигателя не допускается.
4.7. Требования к прочим элементам конструкции
4.7.1. АТС должно быть укомплектовано зеркалами заднего вида согласно таблице 10, а также стеклами, звуковым сигналом и противосолнечными козырьками.
Таблица 10
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОСНАЩЕНИЮ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
ЗЕРКАЛАМИ ЗАДНЕГО ВИДА
--------T-----------T-------------T-----------------T------------¬
¦Катего-¦Применение ¦Количество и ¦ Характеристика ¦ Класс <*> ¦
¦рия АТС¦ зеркала ¦расположение ¦ зеркала ¦ зеркала ¦
¦ ¦ ¦зеркал на АТС¦ ¦ ¦
+-------+-----------+-------------+-----------------+------------+
¦M1, N1 ¦Обязательно¦Одно внутри ¦Внутреннее ¦1 ¦
¦ ¦только при ¦АТС ¦ ¦ ¦
¦ ¦наличии об-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦зора через ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦него ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-----------+-------------+-----------------+------------+
¦ ¦Обязательно¦Одно слева ¦Наружное основное¦3 (или 2) ¦
¦ +-----------+-------------+ ¦ ¦
¦ ¦Обязательно¦Одно справа ¦ ¦ ¦
¦ ¦при недос- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦таточном ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обзоре че- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рез внут- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦реннее зер-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦кало, в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦остальных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦случаях ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦допускается¦ ¦ ¦ ¦
+-------+-----------+-------------+-----------------+------------+
¦M2, M3 ¦Обязательно¦Одно справа, ¦Наружное основное¦2 ¦
¦ ¦ ¦одно слева ¦ ¦ ¦
¦ +-----------+-------------+-----------------+------------+
¦ ¦Допускается¦Одно справа ¦Наружное широко- ¦4 ¦
¦ ¦ ¦ ¦угольное ¦ ¦
¦ ¦ ¦ +-----------------+------------+
¦ ¦ ¦ ¦Наружное бокового¦5 <**> ¦
¦ ¦ ¦ ¦обзора ¦ ¦
+-------+-----------+-------------+-----------------+------------+
¦N2 (до ¦Обязательно¦Одно справа, ¦Наружное основное¦2 (или 3 ¦
¦7,5 т) ¦ ¦одно слева ¦ ¦на одном ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦кронштейне ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦с 4) ¦
¦ +-----------+-------------+-----------------+------------+
¦ ¦Допускается¦Одно внутри ¦Внутреннее ¦1 ¦
¦ ¦ ¦АТС ¦ ¦ ¦
¦ ¦ +-------------+-----------------+------------+
¦ ¦ ¦Одно справа ¦Наружное широко- ¦4 ¦
¦ ¦ ¦ ¦угольное ¦ ¦
¦ ¦ ¦ +-----------------+------------+
¦ ¦ ¦ ¦Наружное бокового¦5 <**> ¦
¦ ¦ ¦ ¦обзора ¦ ¦
+-------+-----------+-------------+-----------------+------------+
¦N2 (св.¦Обязательно¦Одно справа, ¦Наружное основное¦2 (или 3 на ¦
¦7,5 т),¦ ¦одно слева ¦ ¦одном крон- ¦
¦N3 ¦ ¦ ¦ ¦штейне с 4 -¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦только для ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦N2) ¦
¦ +-----------+-------------+-----------------+------------+
¦ ¦Допускается¦Одно справа ¦Наружное широко- ¦4 ¦
¦ ¦ ¦ ¦угольное ¦ ¦
¦ ¦ ¦ +-----------------+------------+
¦ ¦ ¦ ¦Наружное бокового¦5 <**> ¦
¦ ¦ ¦ ¦обзора ¦ ¦
¦ ¦ +-------------+-----------------+------------+
¦ ¦ ¦Одно внутри ¦Внутреннее ¦1 ¦
¦ ¦ ¦АТС ¦ ¦ ¦
L-------+-----------+-------------+-----------------+-------------
--------------------------------
<*> Класс зеркал заднего вида см. в 3.12.
<**> Зеркало должно располагаться на высоте не менее 2 м от уровня опорной поверхности.
4.7.2. Наличие трещин на ветровых стеклах АТС в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя, не допускается.
4.7.3. Не допускается наличие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя (за исключением зеркал заднего вида, деталей стеклоочистителей, наружных и нанесенных или встроенных в стекла радиоантенн, нагревательных элементов устройств размораживания и осушения ветрового стекла).
В верхней части ветрового стекла допускается крепление полосы прозрачной цветной пленки шириной не более 140 мм, а на АТС категорий M3, N2, N3 - шириной, не превышающей минимального расстояния между верхним краем ветрового стекла и верхней границей зоны его очистки стеклоочистителем. Светопропускание стекол, в том числе покрытых прозрачными цветными пленками, должно соответствовать ГОСТ 5727.
Примечания. 1. При наличии жалюзи и штор на задних стеклах легковых автомобилей необходимы наружные зеркала с обеих сторон.
2. На боковых и задних окнах автобусов класса 3 допускается применение занавески.
4.7.4. Замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн, механизмы регулировки и фиксирующие устройства сидений водителя и пассажиров, звуковой сигнал, устройство обогрева и обдува ветрового стекла, предусмотренное изготовителем АТС противоугонное устройство, аварийный выключатель дверей и сигнал требования остановки на автобусе, аварийные выходы автобуса и устройства приведения их в действие, приборы внутреннего освещения салона автобуса, привод управления дверями и сигнализация их работы должны быть работоспособны.
Замки боковых навесных дверей АТС должны быть работоспособны и фиксироваться в двух положениях запирания: промежуточном и окончательном.
4.7.5. Аварийные выходы в автобусах должны быть обозначены и иметь таблички по правилам их использования. Не допускается оборудование салона автобуса дополнительными элементами конструкции, ограничивающими свободный доступ к аварийным выходам.
4.7.6. Средства измерения скорости (спидометры) и пройденного пути должны быть работоспособны. Тахографы должны быть работоспособны, метрологически поверены в установленном порядке и опломбированы.
4.7.7. Ослабление затяжки болтовых соединений и разрушения деталей подвески и карданной передачи АТС не допускаются.
Рычаг регулятора уровня пола (кузова) АТС с пневмоподвеской в снаряженном состоянии должен находиться в горизонтальном положении. Давление на контрольном выводе регулятора уровня пола АТС с пневмоподвеской, изготовленных после 01.01.97, должно соответствовать указанному в табличке изготовителя.
4.7.8. На АТС категорий N2, N3 и O2 - O4 демонтирование установленного изготовителем заднего защитного устройства (ЗЗУ) не допускается. ЗЗУ по длине должно быть не более длины задней оси и не короче ее более чем на 100 мм с каждой стороны.
4.7.9. Деформации передних и задних бамперов легковых автомобилей, автобусов и грузовых автомобилей, при которых радиус кривизны выступающих наружу частей бампера (за исключением деталей, изготовленных из неметаллических эластичных материалов) менее 5 мм, не допускаются.
4.7.10. Видимые разрушения, короткие замыкания и следы пробоя изоляции электрических проводов не допускаются.
4.7.11. Замок седельно - сцепного устройства седельных автомобилей - тягачей должен после сцепки закрываться автоматически. Ручная и автоматическая блокировки седельно - сцепного устройства должны предотвращать самопроизвольное расцепление тягача и полуприцепа. Трещины и местные разрушения деталей сцепных устройств не допускаются.
Прицепы должны быть оборудованы предохранительными цепями (тросами), которые должны быть исправны. Длина предохранительных цепей (тросов) должна предотвращать контакт сцепной петли дышла с дорожной поверхностью и при этом обеспечивать управление прицепом в случае обрыва (поломки) тягово - сцепного устройства. Предохранительные цепи (тросы) не должны крепиться к деталям тягово - сцепного устройства или деталям его крепления.
Прицепы (кроме одноосных и роспусков) должны быть оборудованы устройством, поддерживающим сцепную петлю дышла в положении, облегчающем сцепку и расцепку с тяговым автомобилем.
Продольный люфт в беззазорных тягово - сцепных устройствах с тяговой вилкой для сцепленного с прицепом тягача не допускается.
Тягово - сцепные устройства легковых автомобилей должны обеспечивать беззазорную сцепку сухарей замкового устройства с шаром. Самопроизвольная расцепка не допускается.
4.7.12. Передние буксирные устройства АТС (за исключением прицепов и полуприцепов), оборудованных этими устройствами, должны быть работоспособны.
4.7.13. Диаметр сцепного шкворня сцепных устройств полуприцепов разрешенной максимальной массой до 40 т должен быть в пределах от номинального, равного 50,9 мм, до предельно допустимого, составляющего 48,3 мм, а наибольший внутренний диаметр рабочих поверхностей захватов сцепного устройства - от 50,8 до 55 мм.
Диаметр в продольной плоскости зева тягового крюка тягово - сцепной системы "крюк - петля" грузовых автомобилей - тягачей должен быть в пределах от минимального, составляющего 48,0 мм, до предельно допустимого, равного 53,0 мм, а наименьший диаметр сечения прутка сцепной петли - от 43,9 до 36 мм.
Диаметр шкворня беззазорных тягово - сцепных устройств с тяговой вилкой должен быть в пределах от номинального, составляющего 38,5 мм, до предельно допустимого, равного 36,4 мм.
Диаметр шара тягово - сцепного устройства легковых автомобилей должен быть в пределах от номинального, равного 50,0 мм, до предельно допустимого, составляющего 49,6 мм.
4.7.14. АТС должны быть оснащены ремнями безопасности согласно требованиям эксплуатационных документов.
Не допускается эксплуатация ремней безопасности со следующими дефектами:
- надрыв на лямке, видимый невооруженным глазом;
- замок не фиксирует "язык" лямки или не выбрасывает его после нажатия на кнопку замыкающего устройства;
- лямка не вытягивается или не втягивается во втягивающее устройство (катушку);
- при резком вытягивании лямки ремня не обеспечивается прекращение (блокирование) ее вытягивания из втягивающего устройства (катушки), оборудованного механизмом двойной блокировки лямки.
4.7.15. АТС должны быть оснащены медицинской аптечкой, знаком аварийной остановки (или мигающим красным фонарем), а АТС категорий M3, N2, N3, кроме того, еще и противооткатными упорами (не менее чем двумя). Легковые и грузовые автомобили должны быть оснащены не менее чем одним огнетушителем, а автобусы и грузовые автомобили, предназначенные для перевозки людей, - двумя, один из которых должен размещаться в кабине водителя, а второй - в пассажирском салоне (кузове). Использование огнетушителей без пломб и (или) с истекшими сроками годности не допускается. Медицинская аптечка должна быть укомплектована пригодными для использования препаратами.
4.7.16. Поручни в автобусах, запасное колесо, аккумуляторные батареи, сиденья, а также огнетушители и медицинская аптечка на АТС, оборудованных приспособлениями для их крепления, должны быть надежно закреплены в местах, предусмотренных конструкцией АТС.
4.7.17. На АТС, оборудованных механизмами продольной регулировки положения подушки и угла наклона спинки сиденья или механизмом перемещения сиденья (для посадки и высадки пассажиров), указанные механизмы должны быть работоспособны. После прекращения регулирования или пользования эти механизмы должны автоматически блокироваться.
4.7.18. Высота подголовника от подушки сиденья в свободном (несжатом) состоянии на АТС, изготовленных после 01.01.99 и оборудованных нерегулируемыми по высоте подголовниками, должна быть не менее 800 мм, высота регулируемого подголовника в среднем положении - (800 +/- 5) мм. Для АТС, изготовленных до 01.01.99, допускается уменьшение указанного значения до (750 +/- 5) мм.
4.7.19. АТС должны быть оборудованы предусмотренными конструкцией надколесными грязезащитными устройствами. Ширина этих устройств должна быть не менее ширины применяемых шин.
4.7.20. Вертикальная статическая нагрузка на тяговое устройство автомобиля от сцепной петли одноосного прицепа (прицепа - роспуска) в снаряженном состоянии не должна быть более 490 Н. При вертикальной статической нагрузке от сцепной петли прицепа более 490 Н передняя опорная стойка должна быть оборудована механизмом подъема - опускания, обеспечивающим установку сцепной петли в положение сцепки (расцепки) прицепа с тягачом.
4.7.21. Держатель запасного колеса, лебедка и механизм подъема - опускания запасного колеса должны быть работоспособны. Храповое устройство лебедки должно четко фиксировать барабан с крепежным канатом.
4.7.22. Полуприцепы должны быть оборудованы опорным устройством, которое должно быть работоспособно. Фиксаторы транспортного положения опор, предназначенные для предотвращения их самопроизвольного опускания при движении АТС, должны быть работоспособны. Механизмы подъема и опускания опор должны быть работоспособны. Храповое устройство лебедок подъема и опускания опор должно четко фиксировать барабан с крепежным канатом, не допуская его провисания.
4.7.23. Каплепадение масел и рабочих жидкостей из двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на АТС гидравлических устройств не допускается.
4.7.24. Оборудование АТС специальными световыми и (или) звуковыми сигналами, нанесение специальной цветографической окраски по ГОСТ Р 50574 без соответствующего разрешения не допускаются.
4.7.25. Цветографические схемы окраски АТС оперативных и специальных служб, специальные световые и звуковые сигналы должны соответствовать ГОСТ Р 50574.
4.7.26. Размещение специальных световых сигналов не на крыше кузова (кабины) АТС не допускается.
4.8. Требования к маркировке АТС
4.8.1. На АТС, изготовленных после 01.01.2000, должна быть нанесена маркировка, содержание и место расположения которой должны соответствовать требованиям нормативных документов.
4.8.2. Государственные регистрационные знаки на АТС должны быть установлены и закреплены на предусмотренных местах по ГОСТ Р 50577.
4.8.3. УАТС, оснащенных газовой системой питания, на наружной поверхности газовых баллонов должны быть нанесены их паспортные данные, в том числе даты действующего последующего освидетельствования.
5. Методы проверки
5.1. Методы проверки тормозного управления
5.1.1. Характеристики методов проверки тормозного управления:
5.1.1.1. Эффективность торможения и устойчивость АТС при торможении проверяют на стендах или в дорожных условиях.
5.1.1.2. Рабочую и запасную тормозные системы проверяют по эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении, а стояночную и вспомогательную тормозные системы - по эффективности торможения. Использование показателей и методов проверки эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении различными тормозными системами в обобщенном виде представлено в Приложении В.
5.1.1.3. Средства измерений, применяемые при проверке, должны быть работоспособны и метрологически поверены. Погрешность измерения не должна превышать при определении:
- тормозного пути - +/- 5,0%;
- начальной скорости торможения - +/- 1,0 км/ч;
- тормозной силы - +/- 3,0%;
- усилия на органе управления - +/- 7,0%;
- времени срабатывания тормозной системы - +/- 0,03 с;
- времени запаздывания тормозной системы - +/- 0,03 с;
- времени нарастания замедления - +/- 0,03 с;
- установившегося замедления - +/- 4,0%;
- давления воздуха в пневматическом или пневмогидравлическом тормозном приводе - +/- 5,0%;
- усилия вталкивания сцепного устройства прицепов, оборудованных инерционным тормозом - +/- 5,0%;
- продольного уклона площадки для выполнения торможений - +/- 1,0%;
- массы транспортного средства - +/- 3,0%.
Примечание. Требование к погрешности измерения тормозного пути не распространяется на расчетное определение данного показателя по Приложению Г.
5.1.1.4. Допускается проверять показатели эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении методами и способами, эквивалентными установленным настоящим стандартом, если они регламентированы нормативными документами.
5.1.2. Условия проведения проверки технического состояния тормозного управления:
5.1.2.1. АТС подвергают проверке при "холодных" тормозных механизмах.
5.1.2.2. Шины проверяемого на стенде АТС должны быть чистыми, сухими, а давление в них должно соответствовать нормативному, установленному изготовителем АТС в эксплуатационной документации. Давление прове

ПРИКАЗ Минюста РФ от 25.08.2005 n 141 О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РАБОТЫ ПО ВЕДЕНИЮ ИНТЕРНЕТ-САЙТОВ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ  »
Постановления и Указы »
Читайте также