ПИСЬМО Минобразования РФ от 15.06.2000 n 22-06-697 ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 июня 2000 г. N 22-06-697
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ НОРМАТИВНОГО
ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с планом работы Минобразования России в 2000 году Управлением инспекционно - аналитической работы были проведены инспекционные проверки деятельности органов управления образованием и образовательных учреждений в субъектах Российской Федерации, в том числе были изучены:
законодательные и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по реализации государственной политики и ее принципов в области образования;
разграничение компетенции между органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области образования;
реализация компетенции органов местного самоуправления в области образования, установленной законодательством Российской Федерации.
В последние годы органы управления образованием субъектов Российской Федерации провели значительную работу по подготовке законодательных, нормативных правовых актов, обеспечивающих функционирование региональных систем в новых условиях. Органы местного самоуправления и образовательные учреждения, находящиеся в их ведении, разработали необходимые нормативные правовые документы для реализации своей компетенции, определенной законодательством Российской Федерации в области образования и документами Минобразования России.
Законодательство субъектов Российской Федерации в области образования в основном обеспечивает разграничение полномочий в сфере образования, но требует существенных изменений для приведения его в соответствие с законодательством Российской Федерации, например:
на региональном уровне проводится разграничение компетенции структур местного самоуправления, что противоречит основным принципам регулирования деятельности этих органов, т.к. этот вопрос может быть решен только местным самоуправлением самостоятельно;
происходит дублирование прав органов представительной и исполнительной власти местного самоуправления, а поэтому четкое определение ответственности за решение вопросов, отнесенных к компетенции местного самоуправления, затруднительно;
содержатся нормы, обязывающие выпускника учреждения профессионального образования, поступившего по квоте исполнительной власти субъекта Российской Федерации, возвратиться на работу по месту жительства, что противоречит конституционным правам граждан Российской Федерации.
Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации утверждается федеральный компонент Базисного учебного плана. Ввиду того, что утверждение федерального компонента является компетенцией Российской Федерации, в лице органов ее исполнительной власти, переутверждение данного компонента не требуется.
Органы управления субъектов Российской Федерации принимают участие в разработке законодательных нормативных правовых актов, издаваемых государственными органами законодательной и исполнительной власти регионов. Как правило, законодательные и нормативные акты, изданные органами государственной власти, действующие в региональных системах образования, были или разработаны, или проходили экспертизу в региональных органах управления образованием. При этом следует отметить, что в некоторых документах допускаются нарушения законодательных норм федерального законодательства. Например, в территориальных положениях об аттестации педагогических и руководящих кадров назначение на должность руководителя образовательного учреждения допускается без прохождения соответствующей аттестации, подтверждающей уровень теоретической и практической подготовки соискателя на данную должность.
Разработка нормативных правовых документов, регулирующих деятельность местного самоуправления в области образования и образовательных учреждений, осуществляется по схемам, установленным региональными нормативными правовыми актами, и в основном реализует решения, принятые вышестоящими органами государственной власти. Планирование деятельности органов управления образованием субъектов Российской Федерации и местного самоуправления проводится в соответствии с требованиями, установленными для соответствующих органов исполнительной власти. Планы работ и их реализация удовлетворительны.
Значительных изучений спроса населения на образовательные услуги как на региональном, так и местном уровнях не проводилось. При этом сеть образовательных учреждений качественно изменяется за счет увеличения количества образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы повышенного уровня и различной направленности.
Информационное обеспечение региональных систем образования проводится с учетом финансовых средств, выделяемых на эти цели.
Анализ справок и информации региональных и муниципальных органов управления образованием по результатам проверок показал, что инспектирование и контроль направлены на повышение качества образования и соблюдение установленных норм, обеспечивающих регулирование деятельности органов управления образованием и образовательных учреждений в рамках законодательства. Но при этом документы по результатам проверки содержат недостаточно аналитического материала.
Разработка нормативных и правовых актов, регламентирующих деятельность муниципальных систем образования, происходит на основании актов вышестоящих государственных органов управления образованием.
В настоящее время в большинстве муниципальных образований:
не разработаны местные нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений. Причиной этого является финансирование системы образования только по "защищенным" статьям 110100 "Оплата труда", 110200 "Начисления на оплату туда";
нет ежегодных публикаций среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях.
Деятельность муниципальных органов управления образованием регулируется положениями о них, утвержденными главами местного самоуправления. Анализ положений показал, что данные нормативные правовые акты (положения) издаются в нарушение гражданского законодательства Российской Федерации. Так, многие муниципальные органы управления образованием в своих положениях заявляются юридическими лицами, но не проходят государственную регистрацию в соответствии с требованиями закона, а также не имеют всех атрибутов юридического лица (самостоятельный баланс или смету).
Нормативные правовые акты, изданные муниципальными органами управления образованием и регламентирующие деятельность подведомственных образовательных учреждений, дублируют основные положения документов, изданных вышестоящими органами государственной власти. В основном разрабатываются только нормативные правовые документы, когда на это есть указания в них. В основном приказы муниципальных органов управления образованием издаются для организации и проведения массовых мероприятий для обучающихся, воспитанников или решения вопросов финансово - хозяйственной деятельности.
Информационное обеспечение образовательных учреждений муниципальными органами управления образованием заключается в пересылке (раздаче) приказов, методических писем государственных органов исполнительной власти без соблюдения соответствующего порядка информирования и уточнения, как реализовать данные документы в деятельности образовательных учреждений. Отсутствует система разработки нормативных правовых актов для подведомственных образовательных учреждений и, как следствие, низкий уровень документов, издаваемых образовательными учреждениями.
Система соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования муниципальными образовательными учреждениями осуществляется муниципальными органами управления образованием только в виде проверок документов на соответствие законодательству, при этом проверки проводятся крайне редко.
Анализ документации показал следующее.
По-прежнему в уставах общеобразовательных учреждений не указаны:
организационно - правовая форма образовательного учреждения;
формы получения образования. Часто они ограничены только семейным образованием, самообразованием, экстернатом;
органы управления образовательным учреждением (педагогический совет);
основания отчисления обучающихся, воспитанников;
порядок приема на обучение, воспитание;
формы и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся;
порядок комплектования работников и условия оплаты их труда;
виды локальных актов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения (вместо этого указан перечень локальных актов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения).
Имеются случаи, когда в уставах зафиксировано требование возмещения родителями ущерба, причиненного школе их детьми.
В ряде посещенных образовательных учреждений на момент проверки либо не было должностных инструкций работников, либо они были разработаны без соблюдения требований, установленных для данного документа.
Многие образовательные учреждения предъявили лицензии на право ведения образовательной деятельности, но при этом к данным лицензиям иногда не было приложений, что в соответствии с п. 19 Положения о порядке лицензирования образовательных учреждений, утвержденного Приказом Минобразования России от 17.11.94 N 442, определяет их как недействительные.
Указанные нарушения законодательства Российской Федерации в области образования и требований нормативных правовых документов Министерства образования Российской Федерации произошли вследствие:
недостаточного уровня квалификации работников органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений;
низкого уровня исполнительской дисциплины работников;
отсутствия механизма реализации законодательных, нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность системы образования.
В связи с этим предлагается.
1. Государственным органам власти субъектов Российской Федерации:
1.1. Привести региональное законодательство в области образования в соответствие с законодательными актами Российской Федерации.
1.2. Обеспечить финансирование повышения квалификации муниципальных служащих, работающих в системе образования.
2. Органам управления образованием субъектов Российской Федерации:
2.1. Разработать и внести в установленном порядке предложения о внесении изменений и дополнений в законодательство субъектов Российской Федерации в области образования с целью приведения его в соответствие с законодательством Российской Федерации в области образования.
2.2. Организовать повышение квалификации муниципальных служащих органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по вопросам применения законодательства и нормативных правовых документов в системе образования.
2.3. Обеспечить эффективный государственный контроль в региональных системах образования за деятельностью муниципальных органов управления образованием и подведомственных им образовательных учреждений по соблюдению законодательства и нормативных правовых актов, действующих в системе образования.
Первый заместитель Министра
А.Ф.КИСЕЛЕВ

<ПИСЬМО> МНС РФ от 15.06.2000 n ВГ-8-02/2602 <ОБ ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДАХ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, НЕ ЯВЛЯЮЩИХСЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ>  »
Постановления и Указы »
Читайте также