ПИСЬМО Минобразования РФ от 14.06.2000 n 22-06-689 ОБ УСИЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 июня 2000 г. N 22-06-689
ОБ УСИЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Материалы проверок образовательных учреждений, проведенные Генеральной прокуратурой и территориальными органами прокуратуры Российской Федерации, Министерством образования Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Счетной палатой Российской Федерации, администрациями субъектов Российской Федерации, данные Центра социологических исследований Минобразования России, письма и обращения граждан свидетельствуют о многочисленных нарушениях конституционных прав граждан на получение профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях: проблемы необеспечения равной доступности получения высшего и среднего профессионального образования, коммерциализации образования, снижения качества образования, несоблюдения бесплатности и конкурсной основы получения образования и другие.
Особую тревогу вызывают проявления фактов коррупции в образовательных учреждениях, взимания денежных средств со студентов, абитуриентов, их родителей.
Чаще всего подобные нарушения допускаются при осуществлении образовательными учреждениями среднего и высшего профессионального образования процедур приема, вступительных испытаний, а также текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов образовательных учреждений.
К наиболее характерным из них относятся такие нарушения законодательства, как:
взимание отдельной платы за восстановление, перевод студентов из одного образовательного учреждения в другое, с одной формы обучения на другую, с одной образовательной программы на другую, ликвидацию академической задолженности, пересдачу контрольных работ, коллоквиумов, зачетов, курсовых и государственных экзаменов, лабораторных, практических работ, прохождение производственной (профессиональной) и научно - исследовательской практик;
распространение преподавателями высших и средних специальных учебных заведений за деньги студентам своих авторских методических материалов взамен сдачи экзаменов или зачетов;
взимание со студентов, обучающихся за счет средств бюджета, отдельной платы за обучение работе на компьютере, преддипломные консультации;
взимание платы за вступительные испытания и зачисление в средние специальные и высшие учебные заведения, выдачу студенческого билета и зачетной книжки, диплома при окончании учебного заведения;
снижение требований при текущей и итоговой аттестации для студентов, принятых на обучение с оплатой по договорам;
снижение требований при обучении в форме экстерната и нарушение установленного порядка подготовки специалистов через экстернат;
взимание платы за прием и оформление документов от поступающих;
вымогательство денег при поступлении в образовательные учреждения, на подготовительные отделения, а также курсы, которые осуществляются на платной, договорной основе;
проведение преподавателями вуза, задействованными в работе приемных комиссий, так называемых репетиторских индивидуальных занятий с абитуриентами и т.п.
Анализ причин, способствующих развитию подобных негативных явлений, свидетельствует о том, что их проявление во многом провоцируется недостаточной правовой грамотностью руководителей учебных заведений, преподавателей, студентов и абитуриентов в области действующего законодательства об образовании и защите прав потребителей, несовершенством организационно - правовой основы деятельности учреждений профессионального образования, недостаточной информацией об условиях приема в высшие и средние специальные учебные заведения, распространением в рекламе недостоверной и неполной информации об образовательном учреждении, превышением или занижением контрольных цифр приема при зачислении в число студентов вуза, необоснованными ограничениями при приеме в вуз, установлением платы за обучение по договорам в размерах, не соответствующих фактическим затратам образовательного учреждения.
Со стороны администрации учреждений профессионального образования не осуществляется должный контроль за соблюдением законодательства в области образования, норм и правил организации образовательного процесса, отсутствует ответственность за допущенные нарушения. Несмотря на то, что процедура вступительных испытаний должна находиться под строгим контролем ректора вуза, нередки случаи, когда руководители образовательных учреждений преднамеренно уходят в отпуск в период проведения вступительных экзаменов.
В связи с вышеизложенным, а также с учетом важности укрепления законности в сфере образования, совершенствования защиты права граждан на получение среднего и высшего профессионального образования Министерство образования Российской Федерации предлагает руководителям средних специальных и высших учебных заведений:
1. Принять меры по обеспечению организационно - правового механизма контроля за соблюдением норм законодательства Российской Федерации в области образования и защиты прав потребителей, предусмотрев меры ответственности за их нарушение, в том числе применение строгих мер дисциплинарной ответственности в рамках действующего законодательства, вплоть до увольнения и привлечения к уголовной ответственности по каждому факту вымогательства денег у абитуриентов, студентов или их родителей.
По фактам грубых правонарушений, вымогательства денег взаимодействовать с правоохранительными органами.
2. Все случаи нарушений законодательства рассматривать с представителями коллектива, профсоюзных организаций. Создать атмосферу гласности и нетерпимости к проявлениям противоправных действий, приводящих к ущемлению и нарушению прав граждан на получение образования.
3. Усилить работу с абитуриентами по вопросам гарантий их прав при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения, соблюдения порядка и правил приема, предоставления платных образовательных услуг.
Провести беседы, распространить памятку абитуриенту, оформить стенд с соответствующими разъяснениями о правилах приема и условиях обучения в образовательном учреждении.
Организовать работу телефона, почты доверия, горячих линий при приеме, дать разъяснения, куда обращаться в случаях каких-либо нарушений и противоправных действий со стороны преподавателей или администрации образовательного учреждения.
4. В соответствии с нормами действующего законодательства разработать форму договоров на обучение, на получение дополнительных платных образовательных услуг, предусмотрев в них обязательные пункты с описанием конкретных прав сторон, с определением условий расторжения договора.
5. Исключить установление отдельной оплаты за пересдачу экзаменов, контрольных работ, зачетов, итоговую аттестацию и т.п., а также безвозмездных единовременных сумм на содержание образовательного учреждения.
6. Взять под строгий контроль процедуру вступительных испытаний с осуществлением последующей выборочной проверки и анализа экзаменационных материалов на предмет объективности оценки и действий приемной комиссии по обеспечению законных прав гражданина при поступлении в учреждения профессионального образования.
7. В обязательном порядке своевременно доводить до сведения профессорско - преподавательского состава образовательного учреждения, студентов и абитуриентов законодательные и иные нормативные правовые акты, затрагивающие их интересы.
8. Преимущественно использовать письменные формы проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, вступительных испытаний.
Предусмотреть проведение ректорских контрольных работ.
9. В обязательном порядке знакомить студентов, зачисленных на первый курс, с письмами Госкомвуза России от 02.04.96 N 31-32-38ин/03 "О дополнительных образовательных услугах" и Минобразования России от 16.12.98 N 01-50-25ин/32-03 "О недопустимости установления платы за образовательные услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями в рамках основных образовательных программ". Организовать изучение студентами, используя факультативные занятия, основ законодательства по правам студентов при получении профессионального образования и о защите прав потребителей.
В свою очередь Министерством образования Российской Федерации с целью обеспечения защиты конституционного права граждан на образование, оказания помощи руководителям образовательных учреждений по обеспечению соблюдения законодательства Российской Федерации при осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, проведении образовательными учреждениями вступительных испытаний создана комиссия и разработан план мероприятий по организации работы по предупреждению и предотвращению в образовательных учреждениях правонарушений, явлений коррупции, взимания денежных средств у абитуриентов, обучающихся, их родителей (законных представителей) из представителей Минобразования России, Центрального комитета профсоюза работников народного образования и науки, Российского союза ректоров, Союза директоров средних специальных учебных заведений России, Всероссийской ассоциации "Роспрофтех", Российской ассоциации профсоюзных организаций студентов (РАПОС).
Министерство образования Российской Федерации обращает еще раз внимание всех руководителей образовательных учреждений на необходимость ознакомления и строгого исполнения перечисленных ниже документов:
Порядок приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти (утвержден Приказом Минобразования России N 500 от 24.02.98, зарегистрирован Минюстом России 23.04.98, N 1516), с изменениями и дополнениями, утвержденными Приказом Минобразования России N 640 от 16.03.99 (зарегистрирован Минюстом России 05.05.99, N 1775);
Рекомендации образовательным учреждениям высшего профессионального образования по основным процедурным вопросам функционирования приемных, предметных экзаменационных и апелляционных комиссий (письмо Минобразования России N 14-51-580ин/12 от 06.12.99);
Порядок перевода студентов из одного учебного заведения в другое (Приказ Минобразования России N 501 от 24.02.98);
письмо Минобразования России N 01-50-205ин/32-03 от 16.12.98 о недопустимости установления платы за образовательные услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями в рамках основных образовательных программ;
письмо Минобразования России N 14-52-277ин/13 от 28.05.99 о порядке установления платы за обучение по договорам в государственных вузах;
Рекомендации по организации и проведению единых экзаменов для выпускников общеобразовательных учреждений, взаимодействующих с образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями) (письмо Госкомвуза России N 10-34-055ин/018 от 15.03.96);
письмо Минобразования России N 54/26-5 от 11.02.99 о неудовлетворительном исполнении органами управления образованием субъектов Российской Федерации законодательства о защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учреждениях высшего профессионального образования;
Положение об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации (Приказ Минобразования России от 14.10.97 N 2033, зарегистрировано Минюстом России 30.10.97, N 1403);
письмо Минобразования России N 14-55-156ин/15 от 30.03.99 о подготовке специалистов по сокращенным программам;
Приказ Минобразования России от 05.03.99 N 573, зарегистрированный в Минюсте России 16.04.99 N 1753, об утверждении Порядка приема в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения) Российской Федерации;
письмо Минобразования России N 12-52-78ин/12-23 от 27.05.97 об организации работы приемной комиссии в средних специальных учебных заведениях;
письмо Минобразования России от 16.04.99 N 16-52-66ин/16-13 о рекомендациях по организации вступительных испытаний при приеме в образовательные учреждения среднего профессионального образования.
Министр
В.М.ФИЛИППОВ

ПИСЬМО Минобразования РФ от 14.06.2000 n 22-06-687 О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ  »
Постановления и Указы »
Читайте также