ПРИКАЗ Минобразования РФ от 06.06.2000 n 1705 О КОНЦЕПЦИИ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2001 - 2005 ГОДЫ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 6 июня 2000 г. N 1705
О КОНЦЕПЦИИ НАУЧНОЙ, НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ
И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2001 - 2005 ГОДЫ
В целях активизации научной, научно - технической и инновационной деятельности в вузах и научных организациях системы образования, во исполнение решения коллегии Минобразования России от 11.04.2000 N 9/3 "О Концепции научной, научно - технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001 - 2005 годы" приказываю:
1. Утвердить Концепцию научной, научно - технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001 - 2005 годы (Приложение N 1).
2. Утвердить План мероприятий по реализации Концепции научной, научно - технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001 - 2005 годы (предварительный этап) (Приложение N 2).
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра Б.А. Виноградова.
Министр
В.М.ФИЛИППОВ



Приложение N 1
к Приказу Минобразования России
от 6 июня 2000 г. N 1705
КОНЦЕПЦИЯ
НАУЧНОЙ, НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 2001 - 2005 ГОДЫ
Концепция научной, научно - технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001 - 2005 годы (далее - Концепция) подготовлена на основании Федеральных законов "Об образовании", "О науке и государственной научно - технической политике" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
Концепция учитывает основные положения доктрины развития российской науки, концепции реформирования российской науки, концепции инновационной политики Российской Федерации, концепции национальной безопасности Российской Федерации и Федеральной программы развития образования.
Концепция была согласована с Миннауки России, одобрена Научно - техническим советом и коллегией Минобразования России, собранием научной общественности системы образования и утверждена Приказом Минобразования России от 06.06.2000 N 1705.
Введение
На современном этапе общественного развития образование превращается в одну из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая теснейшим образом переплетена со всеми другими областями общественной жизни. Способность системы образования удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах определяет перспективы экономического и духовного развития страны. При этом важное значение в подготовке специалистов, научных и научно - педагогических кадров имеют научные исследования, проводимые в системе образования.
В связи с необходимостью перехода страны на инновационный путь развития и использование научных достижений в реальном секторе экономики и с целью активизации научной, научно - технической и инновационной деятельности в вузах и научных организациях системы образования Российской Федерации необходима разработка государственной политики развития науки и механизмов ее реализации. Это обусловлено и тем, что истек срок действия Концепции развития вузовского сектора науки в условиях перехода к рыночной экономике, принятой коллегией Комитета по высшей школе Миннауки России от 21.07.92, одной из основных целей которой являлось сохранение научно - технического потенциала высшей школы.
Предлагаемая Концепция научной, научно - технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001 - 2005 годы ставит главной целью переход от сохранения к развитию научно - технического потенциала высшей школы, устанавливает взаимосвязь науки и образования, науки и производства в новых социально - экономических условиях.
Концепция является составной частью государственной научно - технической политики Российской Федерации и разработана с учетом, с одной стороны, необходимости государственной поддержки науки в системе образования с целью повышения качества специалистов, научно - педагогических кадров и, с другой, - активизации деятельности самих высших учебных заведений и научных учреждений в решении социально - экономических проблем страны, в реализации федеральных целевых, отраслевых и региональных программ, в первую очередь связанных с технологическим развитием отраслей. Большое значение при формировании научной, научно - технической и инновационной политики приобретает не только выработка четкой стратегии и ее нацеленность на дальнейшее совершенствование системы образования, но и возможность использования всех механизмов прямого и косвенного государственного регулирования с учетом реальных ресурсов для ее осуществления.
1. Принципы научной, научно - технической
и инновационной политики
Научная, научно - техническая и инновационная политика в системе образования осуществляется исходя из следующих основных принципов:
- единство научного и образовательного процессов и их направленность на экономическое, социальное и духовное развитие общества;
- оптимальное сочетание государственного регулирования и самоуправления;
- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях исследований, проведение полного цикла исследований и разработок, заканчивающихся созданием готовой продукции;
- поддержка ведущих ученых, научных коллективов, научных и научно - педагогических школ, способных обеспечить опережающий уровень образования и научных исследований, развитие научно - технического творчества молодежи;
- многообразие форм организации, обеспечение конкурсности при формировании тематических планов, научных, научно - технических и инновационных программ;
- поддержка предпринимательской деятельности в научно - технической сфере;
- интеграция науки и образования в международное сообщество.
2. Цель и основные задачи научной, научно - технической
и инновационной политики в системе образования
Главной целью научной, научно - технической и инновационной политики системы образования является обеспечение подготовки специалистов, научных и научно - педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований, эффективное использование ее образовательного, научно - технического и инновационного потенциала для развития экономики и решения социальных задач страны.
Направления научных исследований и инновационной деятельности должны согласовываться с приоритетами федеральной и региональной научной, научно - технической и инновационной политики с учетом специфики системы образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:
- развитие научных исследований как основы фундаментализации образования, базы подготовки современного специалиста;
- органическое сочетание фундаментальных, поисковых и прикладных исследований с конкурентоспособными разработками коммерческого характера;
- приоритетное развитие научных исследований, направленных на совершенствование системы образования всех его уровней, широкое использование новых образовательных и информационных технологий, совершенствование научно - методического обеспечения учебного процесса, улучшение качества подготовки и повышения квалификации научно - педагогических кадров;
- дальнейшее совершенствование системы планирования и финансирования научной, научно - технической и инновационной деятельности подведомственных организаций, создание условий для правовой и иной поддержки инновационных предприятий и молодежных научных организаций, созданных вузами и другими образовательными учреждениями;
- поддержка разработок в сфере высоких технологий с целью производства на их основе товаров и услуг и выхода на внутренние и внешние рынки, расширение международной интеграции в этой области, создание условий для привлечения зарубежных инвестиций;
- создание условий для подготовки и переподготовки кадров в области инноваций и научно - технического предпринимательства, обеспечивающих повышение инновационной активности в системе образования, коммерциализацию результатов научных исследований;
- развитие правовой базы науки, регулирующей правоотношения в процессе создания объектов промышленной собственности и авторского права (интеллектуальной собственности), их правовой охраны и введения в хозяйственный оборот путем обеспечения сбалансированности прав и законных интересов субъектов правоотношений - авторов, вузов и организаций системы образования, включая инвентаризацию результатов научно - технической деятельности, полученных за счет средств федерального бюджета;
- привлечение в систему образования дополнительных внебюджетных финансовых средств.
При решении сформулированных задач необходимо обеспечить:
- участие совместно с Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Российской академией наук в определении и поддержке приоритетных направлений фундаментальных, поисковых и прикладных НИР, а также инновационной деятельности;
- участие совместно с Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и другими ведомствами в подготовке нормативных правовых и законодательных актов;
- проведение фундаментальных, поисковых и прикладных исследований по широкому спектру направлений развития науки и техники, определяемому не только непосредственной заинтересованностью в использовании новых научных результатов в отраслях экономики и социальной сфере, но и необходимостью участия в научно - исследовательской работе всех субъектов образовательного процесса, а именно: студентов, аспирантов, докторантов, профессорско - преподавательского состава и научных работников;
- развитие интеграционных процессов фундаментальной науки и образования, более тесное взаимодействие высших учебных заведений с научными учреждениями Российской академии наук и других государственных академий, а также взаимодействие образовательных и научно - исследовательских учреждений системы образования с институтами Российской академии образования;
- достижение максимального вклада ученых системы образования в создание наукоемких технологий, в том числе технологий двойного назначения, структурные преобразования производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, тесное партнерство с отраслями, регионами, ассоциациями экономического сотрудничества, концернами, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами;
- активизацию деятельности НИИ, исследовательских лабораторий, опытно - конструкторских бюро, экспериментальных и опытных заводов, повышение эффективности технопарков, инкубаторов технологий, инновационно - технологических центров, инновационно - промышленных комплексов, созданных при участии вузов, центров лицензирования и сертификации, лизинга, маркетинга и т.д.;
- совершенствование послевузовского профессионального образования в соответствии с приоритетными направлениями науки и техники, расширение образовательных функций аспирантуры, улучшение планирования и формирования контингента аспирантов и докторантов, повышение их академической мобильности, опережающее развитие послевузовского профессионального образования в высших учебных заведениях и научных организациях, имеющих авторитетные научные и научно - педагогические школы;
- развитие системы подготовки и переподготовки менеджеров для инновационной деятельности в научно - технической сфере на базе высших учебных заведений, учреждений дополнительного профессионального образования;
- проведение аттестации и аккредитации учреждений высшего и послевузовского профессионального образования с учетом взаимосвязи научной и инновационной деятельности с образовательным процессом;
- ответственную автономию и подотчетность образовательных учреждений;
- активное участие ученых системы образования в федеральных целевых программах, научных, научно - технических и инновационных программах и конкурсах грантов, объявляемых Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, другими министерствами и ведомствами, государственными научными фондами (Российским фондом фундаментальных исследований, Российским гуманитарным научным фондом, Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно - технической сфере и др.), Российской академией наук и другими государственными академиями;
- реализацию научно - технической политики на региональном уровне;
- эффективное международное сотрудничество в научной, образовательной и инновационной сферах, широкое участие ученых системы образования в международных научных и образовательных программах, создание условий для привлечения зарубежных инвестиций в систему образования с целью использования результатов совместной деятельности на внутреннем и международном рынках наукоемкой продукции.
3. Ресурсы и механизмы реализации научной,
научно - технической и инновационной
деятельности системы образования
Как следует из Концепции долгосрочного социально - экономического развития страны, основными факторами, обеспечивающими рост экономики, ее эффективность и конкурентоспособность, повышение уровня жизни населения, являются научно - технический потенциал, природные ресурсы, интеграция в мировую экономику. Возможности экономического роста связаны с развитием научно - технического потенциала для создания и восприятия инноваций, концентрацией ресурсов для выполнения крупных проектов, опережающей подготовкой инженерного и научного корпуса, охватывающего весь спектр специальностей и технологий.
Финансовые ресурсы. Федеральные бюджетные ресурсы науки системы образования должны быть сконцентрированы, в первую очередь, на решении важнейших задач развития образования, обеспечении опережающей подготовки высококвалифицированных кадров для науки и реального сектора экономики.
Региональные бюджетные ресурсы должны быть задействованы наукой системы образования для ее активного участия в научных и научно - технических проектах для нужд региона.
Необходимо активизировать работу внебюджетных научно - технических и инновационных фондов системы образования, развивать сеть региональных и межрегиональных внебюджетных фондов, использовать их для финансирования высокотехнологичных инновационных и социальных проектов. С активным участием вузов должны быть созданы механизмы привлечения к финансированию научно - технических и инновационных проектов различных внебюджетных источников, в том числе внебюджетных средств самих вузов, развиты механизмы венчурного финансирования, взаимодействия с банковскими и другими финансовыми структурами.

РАСПОРЯЖЕНИЕ Минимущества РФ от 06.06.2000 n 33-р О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПЛАН ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРДЕНОВ ЛЕНИНА И ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ТРЕСТА ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ВНЕКЛАССНЫХ И БОЛЬШИХ МОСТОВ МОСТОТРЕСТ  »
Постановления и Указы »
Читайте также