БЮДЖЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ Президента РФ Федеральному Собранию от 31.05.2000 О БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ НА 2001 ГОД И НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ


31 мая 2000 годаБЮДЖЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ
О БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ НА 2001 ГОД
И НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной год.
1. Роль бюджетной политики. Достижения и проблемы
Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами. При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики - ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости. Федеральный бюджет должен стать надежным финансовым фундаментом сильного демократического государства.
В последние годы сделаны значительные шаги по созданию эффективной бюджетной системы. Сокращение нерациональных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов. Мы вплотную приблизились к бездефицитному федеральному бюджету, отказались от его эмиссионного финансирования. Одновременно удалось несколько смягчить остроту проблемы государственного долга.
Была сформирована и функционирует трехуровневая бюджетная система. Финансовые взаимоотношения между бюджетами разных уровней совершенствуются с каждым годом. Каждый регион (субъект, город, район) Российской Федерации, учитывая свои конкретные проблемы и особенности, самостоятельно определяет приоритеты социального и экономического развития и расходует в соответствии с ними находящиеся в его распоряжении средства. Бюджетный процесс регламентируется вступившим в действие с 1 января 2000 г. Бюджетным кодексом Российской Федерации. Созданы основы казначейской системы, уже играющей положительную роль в процессе исполнения федерального бюджета.
Решаются задачи, поставленные в Послании Правительству Российской Федерации "О бюджетной политике на 2000 год". Продолжается реализация Программы экономии государственных расходов. Завершаются выверка и урегулирование кредиторской задолженности федерального бюджета. Оздоровление федерального бюджета и бюджетов государственных социальных фондов благотворно сказывается на экономическом климате и настроениях в российском обществе.
Таким образом, в основном завершен этап, связанный с формированием ядра новой бюджетной системы России. Появилась хорошая основа для проведения качественной бюджетной политики. Однако мы еще не завершили формирование бюджетной системы, отвечающей требованиям ускоренного экономического развития.
Наиболее острой бюджетной проблемой, определяющей весь характер социально - экономических отношений между государством и обществом, является несбалансированность ресурсов и обязательств. Она присуща всем уровням бюджетной системы, и ответственность за сложившуюся ситуацию в значительной мере лежит именно на федеральных органах государственной власти.
В результате государство по-прежнему не исполняет часть взятых на себя обязательств. Это касается прежде всего социальных гарантий, предусмотренных законами. Мы не обеспечиваем в полном объеме финансирование льгот и социальной помощи ветеранам и инвалидам. Накопилась значительная задолженность по детским пособиям. Эти и другие федеральные обязательства, исполнение большей части которых возложено на региональные и местные бюджеты, финансируются приблизительно на треть. При этом если в Москве и Санкт - Петербурге они исполняются на 100 процентов, то есть регионы, где они финансируются лишь на 5 - 10 процентов.
Государство продолжает перекладывать социальные расходы на предприятия, устанавливая низкие тарифы для населения и бюджетных организаций. Тем не менее их задолженность за потребленные энергетические ресурсы продолжает расти. Оказывая помощь всем сразу, мы не можем реально защитить малообеспеченных граждан.
Существующее положение закрепляет своеобразный "контракт" между государством и обществом, одна из сторон которого не в полной мере исполняет свои обязательства, а другая пользуется зачетами, льготами, отсрочками, чтобы не исполнять свои. Такой "контракт" является одной из главных причин неравных условий конкуренции, масштабного кризиса неплатежей и оттока капитала.
Избыточные обязательства государства породили высокие и слишком сложные налоги. Многочисленные льготы и неравное отношение налоговых органов к налогоплательщикам делают налоговую систему несправедливой. По всей стране процветают "налоговые оазисы", создающие легальную основу для массового уклонения от налогов. Налоговое администрирование пока не достигло уровня, при котором платить налоги выгоднее, чем уходить от них.
Налоговая система еще содержит большое количество плохо собираемых налогов, осложняющих хозяйственную деятельность предприятий, способствующих уходу бизнеса в тень. Медленно идет процесс инвентаризации государственного имущества, хотя под вывесками бюджетных организаций часто прячутся от налогов обычные коммерческие предприятия. Поэтому задерживается подготовка необходимых мер по совершенствованию использования каждого имущественного объекта. Это приводит к недостаточному поступлению неналоговых доходов в федеральный бюджет.
Сегодня бюджетная несбалансированность усугубляется недостаточно четким разграничением полномочий бюджетов различных уровней. Региональные и местные органы власти зачастую не могут определить сферу своей финансовой ответственности, выполняют функции, находящиеся в компетенции федерального центра. В то же время вину за недостаточное финансирование не только федеральных, но и собственных обязательств они переносят на федеральное правительство.
При этом ни региональные власти, ни органы местного самоуправления не обеспечены источниками собственных доходов для выполнения имеющихся обязательств. Финансовая помощь является то недостаточной, то чрезмерной, к тому же предоставляется она нерегулярно. В ситуации, когда более 60 процентов налоговых доходов сосредоточено в 12 регионах, трудно обеспечить минимально необходимое выравнивание экономических условий в стране. Многие регионы - как в силу объективных факторов, так и из-за своей безответственной политики - тонут в зачетах и долгах.
В бюджетном планировании у нас до сих пор господствует метод "от достигнутого". Оценка эффективности осуществляемых расходов в большинстве случаев отсутствует. Это ведет к перерасходу средств на выполнение не самых важных функций государства и одновременно к недостаточной концентрации ресурсов на решении ключевых для страны задач.
Большинство государственных инвестиционных программ не решают задачи обновления инфраструктуры. Работа по инвентаризации и сокращению перечня федеральных целевых программ во многом превратилась в профанацию. Вместо реального оздоровления этой сферы бюджетной политики дело свелось к тому, что многие программы были просто переименованы в разделы и подпрограммы. Сменились вывески, а суть осталась прежней.
Сегодняшняя структура бюджетных расходов не отвечает целевым ориентирам экономического развития России.
Система управления государственными финансами характеризуется не только серьезными изъянами бюджетного планирования, в особенности на региональном уровне, но и недостаточно эффективными механизмами исполнения бюджетов, учета и контроля. Казначейская система пока не охватывает существенную часть расходов силовых министерств. На региональном уровне процесс перехода к казначейской системе только начинается.
Многие целевые бюджетные, а также внебюджетные фонды остаются за рамками казначейского контроля. Многочисленные федеральные и региональные фонды с собственными источниками доходов являются свидетельством неэффективности бюджетной системы, недостаточной гибкости бюджетной политики и возможным источником нецелевого расходования средств и коррупции.
Бюджеты всех уровней остаются недостаточно прозрачными. Это прежде всего относится к процедурам государственных закупок. Обязательность конкурсов, публичность их проведения, регистрация контрактов - лишь первые шаги по совершенствованию механизмов государственных закупок и экономии бюджетных средств. Необходимо обеспечить реальный конкурентный режим при размещении заказов на производство товаров и услуг для государственных нужд.
Без решения этих проблем невозможно не только достижение финансовой и социальной стабильности и создание надежных предпосылок для устойчивого экономического роста, но и повышение эффективности государственной власти, являющееся фундаментом поступательного развития общества.
2. Стратегические направления и ориентиры
Определяя основные проблемы бюджетной политики, следует отметить, что они в большинстве своем известны уже не первый год. Было много обсуждений, резолюций, но мало хороших результатов и дел. Сейчас нужно перейти от констатации проблем к реальному продвижению в их решении. В этом - основной смысл бюджетной политики на перспективу.
Какими видятся главные цели? В среднесрочной перспективе - это снижение налоговой нагрузки на экономику, упорядочивание государственных обязательств, концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных задач, снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен, создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.
Налоговая реформа призвана снизить налоговое бремя на налогоплательщиков, упростить налоговую систему, выровнять условия налогообложения и повысить качество налогового администрирования. В письме Президента Российской Федерации в Государственную Думу (от 23 мая 2000 г. N Пр-1058) изложены основные элементы налоговой реформы. Это, в частности, отмена неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность налогов и льгот, снижение налогообложения фонда оплаты труда и общего размера отчислений в социальные внебюджетные фонды, уменьшение налоговых ставок. Любые специальные соглашения с налогоплательщиками, зачеты и отсрочки должны остаться в прошлом.
Налогоплательщики должны быть защищены от произвола налоговых и таможенных инспекторов, в том числе с помощью эффективных судебных механизмов. В то же время должна быть ужесточена ответственность налогоплательщиков за неуплату налогов.
Необходимо пересмотреть объем и структуру обязательств государства, которые остаются неподъемными для федерального бюджета. Переход к адресной социальной поддержке подразумевает необходимость уточнения и сокращения большого комплекса социальных обязательств, установленных федеральным законодательством. Мы не отказываемся от наиболее важных социальных гарантий населению. Напротив, мы должны твердо гарантировать социальную поддержку наиболее нуждающимся гражданам.
Следует уходить от перекрестных субсидий, сдерживающих развитие эффективной экономики. Для ускорения этого процесса мы будем, во-первых, гарантировать социальную поддержку людям, которые могут лишиться рабочих мест в результате реструктуризации предприятий, а во-вторых, ограничим участие органов государственной власти в хозяйственной жизни.
Не менее сложной задачей является сокращение, а затем полный отказ от покрытия убытков предприятий жилищно - коммунального хозяйства. Основным источником их доходов станут не прямые дотации из бюджетов всех уровней, а деньги, поступающие непосредственно от потребителей их услуг. Четкая зависимость от конечных получателей даст дополнительный стимул к повышению качества предоставляемых услуг. Для решения этой задачи будем совершенствовать систему предоставления адресных жилищных субсидий во всех регионах страны. Только ответственный подход к этой проблеме принесет желаемый результат без возникновения социальной напряженности в обществе.
Расходы на государственное управление станут еще одним источником экономии бюджетных средств. Избыточность функций государственной власти ослабляет, а не усиливает государство. Бюджетная политика на среднесрочную перспективу будет соответствовать основным ориентирам реформы власти - разумному уменьшению численности государственных служащих с одновременным повышением заработной платы занятых в этой сфере.
В следующем году следует добиться полного финансового обеспечения федеральных органов власти исключительно за счет средств федерального бюджета, что оставит в прошлом сомнительную практику их частичного финансирования из внебюджетных источников.
Надо пересмотреть реализуемые государством инвестиционные программы с точки зрения их эффективности. Государство сохранит свою роль в развитии хозяйственной инфраструктуры, но не по затратным инвестиционным схемам, а на основе открытого конкурсного размещения заказов.
В основе пересмотра функциональной и экономической структуры бюджетных расходов лежит их инвентаризация и оценка эффективности. Главными приоритетами в бюджетных расходах будут обеспечение внутренней и внешней безопасности страны, судебная система, воспроизводство научного потенциала, социальная сфера.
Переход к адресной социальной помощи и реформа пенсионной системы позволят увеличить размер пособий и других выплат наиболее нуждающимся. Расходы на образование и здравоохранение в перспективе возрастут. Мы будем тратить деньги на учреждения социальной сферы таким образом, чтобы размер бюджетных расходов прямо зависел от конечного результата деятельности каждого такого учреждения.
Расходы на национальную оборону будут соответствовать утвержденной военной доктрине. Они будут учитывать необходимость перевооружения армии, сокращения избыточной численности отдельных родов войск. В рамках существующих бюджетных ограничений это станет возможным только в случае реализации военной реформы, поэтапного перевода части армии на профессиональную основу. Будем также совершенствовать структуру расходов на правоохранительную систему и обеспечение национальной безопасности.
Необходимо перейти к полному финансированию судебной системы исключительно из федерального бюджета и значительно улучшить ее материальное обеспечение. Благодаря этому будет достигнута реальная независимость судей, в том числе от региональных властей. Кроме того, судейский корпус будет увеличен до размеров, отвечающих требованиям современного гражданского общества и экономики.
Важнейший приоритет бюджетной политики - борьба с бедностью. Для нас неприемлема ситуация, когда у трети населения денежные доходы ниже и без того невысокого прожиточного уровня. Наша цель на ближайшие несколько лет - ежегодно направлять

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 31.05.2000 n 433-iii ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также