<ПИСЬМО> Минфина РФ от 23.05.2000 n 28-01-21/1161 <О РЕШЕНИИ РАСШИРЕННОЙ КОЛЛЕГИИ МИНФИНА РФ ОТ 14.03.2000 n 4/1>


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 мая 2000 г. N 28-01-21/1161
Департамент государственного финансового контроля и аудита направляет решение коллегии Министерства финансов Российской Федерации от 14 марта 2000 г. N 4/1 "Об итогах исполнения федерального бюджета за 1999 год и задачах органов финансовой системы Российской Федерации на 2000 год" для руководства в практической деятельности контрольно - ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации в субъекте Российской Федерации и Финансовую газету N 21, май 2000 г., с материалами по вопросу необходимости укрепления государственного финансового контроля в системе исполнительной власти Российской Федерации.
Заместитель Руководителя
Департамента
А.И.КРЫЛОВ



МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ РАСШИРЕННОЙ КОЛЛЕГИИ
от 14 марта 2000 г. N 4/1
ОБ ИТОГАХ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА ЗА 1999 ГОД И ЗАДАЧАХ ОРГАНОВ ФИНАНСОВОЙ
СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2000 ГОД
Заслушав и обсудив доклад Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра финансов Российской Федерации Касьянова М.М., коллегия отмечает, что министерство и финансовые органы субъектов Российской Федерации в 1999 году осуществляли работу по стабилизации государственных финансов и созданию предпосылок для экономического роста.
Деятельность Министерства финансов Российской Федерации в 1999 году была направлена на обеспечение полного финансирования расходов федерального бюджета, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год", достижение макроэкономической стабильности, выполнение бюджетных обязательств, укрепление финансового контроля за государственными финансами.
Основными направлениями деятельности Министерства финансов в 1999 году являлись продолжение совершенствования налоговой системы, осуществление оптимизации структуры расходов, снижение долговой нагрузки на бюджет, совершенствование межбюджетных отношений, усиление контроля за расходованием бюджетных средств.
В 1999 году Минфином России продолжена работа по совершенствованию налоговой системы. Министерством финансов были подготовлены поправки в налоговое законодательство, направленные на формирование рациональной и справедливой налоговой системы. Министерством финансов также осуществлялась подготовка к принятию в целом второй части Налогового кодекса, регулирующего конкретный порядок взимания федеральных, региональных и местных налогов. Некоторые разделы Кодекса практически подготовлены к окончательному принятию.
Расходование бюджетных средств производилось исходя из обеспечения приоритетов в области национальной безопасности, социальной сферы, экономически значимых программ и мероприятий. Особое внимание уделялось реализации второго этапа Программы экономии государственных расходов. Значительная работа проделана по выверке и определению источников погашения кредиторской задолженности, образовавшейся по состоянию на 1 января 1999 года. Начато погашение кредиторской задолженности, образовавшейся в предыдущие годы.
В 1999 году Минфином России было обеспечено полное финансирование расходов, предусмотренных законом о бюджете. Исполнение бюджета позволило впервые за 10 лет обеспечить финансирование социальных расходов в объеме, соответствующем параметрам бюджета. Министерству финансов удалось предотвратить нарастание кредиторской задолженности бюджетных организаций. Это стало результатом безусловного выполнения обязательств, предусмотренных в бюджете, а также обеспечения жесткого контроля за целевым использованием бюджетных средств.
Особое внимание Министерство финансов Российской Федерации уделяло финансовому обеспечению региональной политики, в частности двум ее основным вопросам: реализации Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 - 2001 годах и ходу выполнения соглашений о мерах по оздоровлению государственных финансов и условиях оказания финансовой помощи в 1999 - 2000 гг. бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
Поставленные на первом этапе реализации Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 - 2001 годах задачи в целом были решены. Новая методика распределения трансфертов позволила сосредоточить средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в наименее обеспеченных регионах и тем самым повысить социальную эффективность финансовой помощи. Создан и успешно работает постоянно действующий координационный орган - трехсторонняя рабочая группа по совершенствованию межбюджетных отношений. Результаты реализации Концепции позволили выполнить условия кредитования России в части, касающейся реформы межбюджетных отношений, международными финансовыми организациями.
Вместе с тем обеспечение реального равноправия субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, единства бюджетной политики и соблюдения на всей территории страны федерального налогового и бюджетного законодательства остается одной из наиболее актуальных проблем формирования в России бюджетного федерализма.
В 1999 году была продолжена работа по контролю за выполнением субъектами Российской Федерации условий соглашений об оздоровлении государственных финансов. За полтора года, прошедших с их подписания, накоплен опыт по дополнительной мобилизации имеющихся резервов для оздоровления государственных финансов и сокращению задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы. К контролю за своевременным и полным поступлением доходов и экономным расходованием средств привлечены органы исполнительной власти всех уровней, что обеспечило рост денежной составляющей доходной части бюджетов. Удельный вес всех доходов, поступивших в денежной форме, составил за 1999 год 65,5%, против 47,6% за 1998 год.
Наряду с ростом собственных доходов бюджетов субъектов Российской Федерации значительная помощь оказывалась органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в виде бюджетных ссуд на обеспечение выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и подготовку бюджетных учреждений для работы в зимних условиях. Всего в 1999 году выдано ссуд на сумму 7,2 млрд. рублей.
Совместные усилия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации позволили в 1999 году сократить кредиторскую задолженность по заработной плате на 7,6 млрд. рублей.
Важной задачей Министерства финансов в 1999 году было восстановление доверия инвесторов к государству как к надежному заемщику. В течение 1999 года Министерство финансов осуществляло гибкую политику управления государственным долгом, направленную прежде всего на оптимизацию объема новых заимствований для финансирования дефицита федерального бюджета, ограничение монетарного финансирования дефицита бюджета, а также достижение договоренностей с иностранными кредиторами о частичном списании и реструктуризации внешнего долга бывшего СССР. В течение 1999 года были выполнены все обязательства по погашению и обслуживанию государственного долга, установленные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год", при этом финансирование дефицита федерального бюджета по итогам года сложилось в меньшем объеме, чем запланировано в бюджете.
Минфином России предприняты необходимые меры по усилению казначейского контроля за расходованием бюджетных средств. В целях развития системы органов федерального казначейства, повышения эффективности управления и контроля за государственными финансовыми ресурсами Минфином России подготовлена и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.99 N 677 утверждена Федеральная целевая программа развития органов федерального казначейства на 2000 - 2004 годы, которая определяет поэтапный подход к полномасштабному переходу на казначейскую систему исполнения федерального бюджета. Работа органов федерального казначейства уже приносит положительные результаты.
В истекшем году продолжалось совершенствование и усиление государственного финансового контроля за целевым использованием средств федерального бюджета. Разработана Федеральная целевая программа перспективного развития контрольно - ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации на 2001 - 2004 годы. Усилилось взаимодействие территориальных контрольно - ревизионных органов министерства с территориальными органами федерального казначейства и правоохранительными органами.
Исполнение федерального бюджета осуществлялось в рамках утвержденных Правительством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств и составило по доходам 611,7 млрд. рублей, что на 29,1% выше уровня доходов, предусмотренных законом о бюджете, по расходам - 674,0 млрд. рублей - на 17,2% больше годовых бюджетных назначений. Дефицит федерального бюджета определился в сумме 62,3 млрд. рублей и составил 61,5% к предельному объему, установленному Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год".
Коллегия Министерства финансов Российской Федерации постановляет:
1. Заместителям Министра, руководителям самостоятельных структурных подразделений министерства и руководителям финансовых органов субъектов Российской Федерации в ходе осуществления экономической и контрольной работы в 2000 году исходить из необходимости реализации следующих приоритетных задач финансовой политики:
- поддержание экономического роста, начавшегося в 1999 году, в т.ч. путем создания условий, благоприятных для инвестирования, а также выделения бюджетных средств на эти цели;
- увеличение доходной базы бюджетов за счет повышения собираемости налогов, ликвидации практики использования субъектами Российской Федерации зачетных схем при исполнении бюджетов;
- ограничение размера государственного долга, оптимизация его структуры, что позволит сократить процентные расходы бюджета;
- недопущение образования кредиторской задолженности по бюджетным расходам и принятие мер по погашению образовавшейся кредиторской задолженности;
- укрепление предварительного, текущего и последующего финансового контроля за счет расширения сферы деятельности федерального казначейства, перевода на кассовое обслуживание органами федерального казначейства исполнения бюджета высокодотационных регионов и ЗАТО, развития и укрепления материально - технической и информационной базы контрольно - ревизионного аппарата Министерства финансов Российской Федерации;
- формирование реалистичных бюджетов на 2001 год.
2. Главному управлению федерального казначейства (Нестеренко Т.Г.):
- совместно с Юридическим департаментом (Жинкин А.А.) при участии Банка России и Минюста России разработать порядок исполнения взыскания средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета с лицевых счетов, открытых им в органах федерального казначейства для учета бюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности бюджетных учреждений и организаций, состоящих на федеральном бюджете;
- обеспечить ежемесячное перечисление субъектам Российской Федерации сумм трансфертов из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации согласно сводной росписи федерального бюджета;
- впредь до формирования в Чеченской Республике органов государственной власти осуществлять перечисление средств, причитающихся Чеченской Республике из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, и других средств, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" на финансирование организаций и учреждений, расположенных на территории Чеченской Республики, Представительству Правительства Российской Федерации в Чеченской Республике. Совместно с Департаментом межбюджетных отношений (Максимова Н.С.) подготовить проект соответствующего приказа Министра финансов Российской Федерации;
- совместно с управлениями федерального казначейства по мере технической готовности органов федерального казначейства принять в 2000 году на кассовое обслуживание исполнение бюджетов Республики Алтай, Республики Дагестан, Республики Тыва, Кемеровской области, Коми - Пермяцкого автономного округа, Эвенкийского автономного округа;
- совместно с Департаментом межбюджетных отношений (Максимова Н.С.) внести в Правительство Российской Федерации предложения по переводу на кассовое обслуживание органами федерального казначейства исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, систематически не обеспечивающих своевременную выплату текущей заработной платы работникам бюджетных организаций;
- совместно с Департаментом отраслевого финансирования (Белов В.С.), Департаментом оборонного комплекса и правоохранительных органов (Куделина Л.К.), другими департаментами министерства с привлечением уполномоченных коммерческих банков провести инвентаризацию задолженности предприятий и организаций перед федеральным бюджетом по средствам, предоставленным им на условиях возвратности, платности и срочности.
3. Департаменту бюджетной политики (Голикова Т.А.):
- разработать проект федерального бюджета на 2001 год, обеспечив продолжение проводимой в текущем году бюджетной политики, направленной на стабилизацию макроэкономических условий, сокращение долговой нагрузки на экономику и бюджет, полное выполнение предусмотренных федеральным бюджетом обязательств;
- в срок до 15 июня подготовить анализ исполнения Программы экономии государственных расходов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 1998 г. N 600, и представить в Правительство Российской Федерации;
- при участии Главного управления федерального казначейства (Нестеренко Т.Г.) разработать порядок исполнения сводной росписи федерального бюджета, предусматривающий механизм доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета в 2000 году;
- совместно с департаментами министерства разработать в 2000 г. предложения по внесению изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и представить на рассмотрение руководству министерства.
4. Департаменту макроэкономической политики и банковской деятельности (Силуанов А.Г.):
- разработать совместно с Минэкономики России основные макроэкономические показатели, используемые при подготовке проекта федерального бюджета на 2001 год;
- совместно с Департаментом бюджетной политики (Голикова Т.А.) и другими заинтересованными департаментами министерства разработать концепцию бюджетной политики на 2001 год и среднесрочную перспективу;
- осуществлять ежемесячный мониторинг макроэкономической ситуации и исполнения налогово

<ПИСЬМО> ГТК РФ от 23.05.2000 n 05-16/13635 ОБ УКАЗЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также