ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО Минобразования РФ от 01.03.1999 n 3 ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО
от 1 марта 1999 г. N 3
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Минобразованием России в результате обмена информацией как с органами управления образованием субъектов Российской Федерации, так и с руководителями государственных и муниципальных образовательных учреждений системы общего и профессионального образования установлено:
- неэффективное использование рабочего времени педагога - психолога при существующих нормативных документах, регламентирующих его деятельность;
- отсутствие возможности постоянного и систематического повышения своей профессиональной компетенции, что приводит к снижению эффективности деятельности педагога - психолога в образовательных учреждениях различных типов и видов;
- при существующей организации деятельности педагога - психолога происходит быстрая профессиональная дисквалификация его как специалиста, вследствие чего в отдельных регионах Российской Федерации отмечается заметная текучесть психологических кадров.
Исходя из вышеизложенного, руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений следует руководствоваться тем, что нагрузка педагога - психолога в образовательных учреждениях составляет 36 часов в неделю, как у всех категорий педагогических работников образовательных учреждений (Закон Российской Федерации "Об образовании", статья 55, пункт 5), из них:
- индивидуальная, групповая работа с обучающимися, воспитанниками, консультативная работа с учителями, воспитателями и родителями обучающихся, воспитанников составляет 24 часа в неделю;
- подготовка к индивидуальной и групповой работе, обработка, анализ, обобщение результатов деятельности, интерпретация полученных данных и заполнение отчетной документации (см. Приложение), затраты времени на повышение профессиональной компетенции педагога - психолога составляют 12 часов в неделю, что не требует обязательного присутствия педагога - психолога в образовательном учреждении.
Руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации при осуществлении инспекционных проверок рекомендуется использовать установленное распределение рабочего времени педагога - психолога как критерий оценки эффективности его деятельности.
Заместитель Министра
Е.Е.ЧЕПУРНЫХ



Приложение
к инструктивному письму
от 1 марта 1999 г. N 3
ФОРМЫ
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТЧЕТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ - ПСИХОЛОГОВ
Педагоги - психологи, работающие в образовательных учреждениях различного типа и вида, образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого - педагогической и медико - социальной помощи детям (центре), ведут учет проводимой работы по следующим формам <*>:
--------------------------------
<*> Формы отчетной деятельности составлены на основании имеющегося опыта регионов Российской Федерации и апробированы региональным центром социопсихологических исследований и диагностики Самарской области.
1. План работы педагога - психолога образовательного учреждения (форма N 1).
2. Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования (форма N 2).
3. Журнал консультаций психолога (форма N 3).
4. Журнал учета групповых форм работы (форма N 4).
5. Карта психолого - медико - социальной помощи ребенку (формы N 5, 5А, 5Б, 5В).
6. Программа работы педагога - психолога с группой (формы N 6, 6А).
7. Коррекционная работа (форма N 7).
8. Программа коррекционно - развивающих занятий (форма N 8).
9. Требования к авторским программам (форма N 9).
10. Аналитический отчет о работе педагога - психолога (форма N 10).
11. Аналитический отчет руководителя (методиста) муниципальной методической службы (форма N 11).
По итогам года педагоги - психологи представляют аналитический отчет о своей работе (форма N 10) руководителю образовательного учреждения и руководителю муниципальной психологической службы.
Данный отчет включается в отчетную документацию образовательного учреждения. Руководитель психологической службы муниципального уровня представляет по итогам года аналитический отчет (форма N 11) руководителю муниципального органа управления образованием и руководителю психологической службы региона.

ФОРМА N 1
(обязательна)
ТРЕБОВАНИЯ
К ПЛАНУ РАБОТЫ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА
УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
1. При составлении плана необходимо учитывать:
- цели и задачи образовательной деятельности своего учебного заведения;
- приоритет прав и интересов ребенка в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации "Об образовании", "Конвенцией о правах ребенка", нормативными документами Минобразования России, приказами и распоряжениями субъектов Российской Федерации;
- нормы расхода времени на каждый вид деятельности (см. материалы коллегии Министерства образования Российской Федерации от 29 марта 1995 г. "О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в России").
2. План работы должен включать следующие графы:
----T--------T----------T----------T------------T----------------¬
¦ N ¦Название¦ Условия ¦Ответст- ¦ Срок ¦ Предполагаемый ¦
¦п/п¦ работы ¦проведения¦венный ¦ проведения ¦ результат ¦
+---+--------+----------+----------+------------+----------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦
L---+--------+----------+----------+------------+-----------------
- Пункт 2 может содержать как название разового мероприятия (собрание, консультации, беседа, урок...), так и название программы деятельности по определенному направлению (напр.: проведение диагностического обследования или сопровождения класса коррекции и т.п.). Во втором случае должны быть подпункты пункта 2, каждый из которых имеет свой срок и результат.
- Пункт 6 должен быть изложен в форме конкретных результатов, допускающей контроль за исполнением.
- В пункте 4, если ответственность за исполнение распределяется между несколькими исполнителями, должно быть указано содержание ответственности (напр.: оформление помещения, подбор участников, проведение тренинга и т.д.).
3. План работы составляется на периоды, принятые как отчетные в данном образовательном учреждении. Например, на неделю, месяц, квартал и т.д. или на учебную четверть.
Перспективный план работы, включающий цели и направления работы психолога в данном учреждении, должен составляться на год.

ФОРМА N 2
(обязательна)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННОГО ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ (СТРУКТУРА И ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ)
1. Причина исследования (в изложении обратившегося).
2. Разработка плана исследования, построение гипотезы, обоснование выбора методик психодиагностического исследования (разработчик: Ф.И.О., должность, место работы, рабочий телефон).
3. Диагносты (Ф.И.О., должность по месту работы).
4. Сроки проведения исследования.
5. Применение методики описать по следующей схеме:
----T---------T----------------T--------------T------------------¬
¦ N ¦Название ¦ Автор теста, ¦ Исследуемая ¦ Фактор, влияющий ¦
¦п/п¦ шкалы ¦ название теста ¦ функция ¦ на результат ¦
+---+---------+----------------+--------------+------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
L---+---------+----------------+--------------+-------------------
6. Название оценочных шкал, принятых как значимые в данном
исследовании (например: вербальный интеллект,
осведомленность,
понятливость,
речевое развитие,
общая оценка).
7. Результаты исследования:
а) количественные данные представлены в таблицах на каждый класс (группу) (см. схему учета результатов тестирования);
б) обобщенная интерпретация данных:
аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам;
в) рекомендации по результатам исследования.
СХЕМА УЧЕТОВ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ
----T------------T--------------------------------------T--------¬
¦ N ¦ Ф.И.О. ¦Результаты выполнения диагностического¦Заключе-¦
¦п/п¦тестируемого¦ задания ¦ ние ¦
+---+------------+---------T---------T----------T-------+--------+
¦ ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ *** ¦ N ¦ ¦
L---+------------+---------+---------+----------+-------+---------
Дата: Ф.И.О., должность составителя заключения, подпись

ФОРМА N 3
(обязательна)
ЖУРНАЛ
КОНСУЛЬТАЦИЙ ПСИХОЛОГА
ПОЛНОЕ НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
-----T------T---------------T-------T--------T----------T--------¬
¦Дата¦Время ¦Консультируемый¦Повод ¦Проблема¦Результат ¦Консуль-¦
¦ ¦прове-¦ ¦обраще-¦ ¦консульти-¦тант ¦
¦ ¦дения ¦ ¦ния ¦ ¦рования ¦ ¦
+----+------+----T-----T----+ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦воз-¦ пол ¦имя ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦раст¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------+----+-----+----+-------+--------+----------+--------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3а ¦ 3б ¦ 3в ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦
L----+------+----+-----+----+-------+--------+----------+---------
Графа 3в заполняется полным именем обратившегося или знаком под анонимным обращением.
Графа 7 вводится, если в учреждении работает несколько психологов и журнал психологических консультаций общий для всех психологов.
Отметка времени начала и окончания консультаций позволяет вести учет расхода времени на консультации в месяц, год и, следовательно, учитывать это при планировании работы на следующий год.

ФОРМА N 4
(обязательна)
ЖУРНАЛ
УЧЕТА ГРУППОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ
-----------T--------T--------T-------------T----------T----------¬
¦ Список ¦Тема или¦ Даты ¦ Отметки ¦ Ведущий ¦Примечание¦
¦участников¦название¦ встреч ¦о посещениях ¦ ¦ ¦
¦ п/п N, ¦тренинга¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Ф.И.О. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------+--------+--------+-------------+----------+----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦
L----------+--------+--------+-------------+----------+-----------
К групповым формам работы психолога в учреждении образования можно отнести:
- тренинг с детьми или взрослыми (педагогами, родителями);
- коррекционные или развивающие занятия с детьми по определенной программе;
- семинары, лекции, методические занятия с педагогами.
Если последнее учитывается в специальном журнале учреждения образования, необходимо вносить туда сведения о них по установленному в журнале образцу.

ФОРМА N 5
(обязательна)
КАРТА
ПСИХОЛОГО - МЕДИКО - СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ
Карта N ____________________ Обследование проводит
_____________________
Дата ________________
Фамилия ___________________ Имя __________________________________
Дата рождения _________ Учреждение образования (д/с, школа и т.д.)
___________________________ Класс (группа) _______________________
Адрес _____________________ Телефон ______________________________
Фамилия, имя, отчество родителей _________________________________
__________________________________________________________________
Кем направлен ____________________________________________________
Причина обращения ________________________________________________
Анамнестические сведения _________________________________________
__________________________________________________________________
Семья ____________________________________________________________
Условия проживания _______________________________________________
Биологические факторы ____________________________________________
_________________________________ леворукость ____________________
Особенности раннего развития _____________________________________
Воспитание до учреждения образования _____________________________
Наблюдение специалистов __________________________________________
Жалобы в настоящий момент ________________________________________
Проблемы, связанные с учреждением образования ____________________
------------T------------T---------------------------------------¬
¦ Перемена ¦ Повторение ¦ Сфера нарушения школьной адаптации ¦
¦учреждения ¦ класса ¦ ¦
¦образования¦ ¦ ¦
+-----------+------------+---------------------------------------+
¦ ¦ ¦Сложности в обучении, воспитании ______¦
¦ ¦ ¦Итоговые оценки по основным предметам ¦
¦ ¦ ¦_______________________________________¦
¦ ¦ ¦трудности в освоении норм поведения ___¦
¦ ¦ ¦_______________________________________¦
¦ ¦ ¦особенности социальных контактов ______¦
L-----------+------------+----------------------------------------
Заключение _______________________________________________________
__________________________________________________________________
Рекомендации _____________________________________________________
__________________________________________________________________

ФОРМА N 5А
-----------------------------------------------------------------¬
¦ Психосоциальная ситуация развития ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦актуальный конфликт, время его возникновения ¦
¦ ¦
¦оценка социальной ситуации в учреждении образования ¦
¦ ¦
¦оценка семейной

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 19.05.2000 n 381-iii ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ЧАСТЬ ПЕРВУЮ СТАТЬИ 16 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЯХ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ  »
Постановления и Указы »
Читайте также