<ИНФОРМАЦИЯ> ЦБ РФ ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС И ВНЕШНЯЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ РОССИИ В 1999 ГОДУ


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ
ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС И ВНЕШНЯЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ РОССИИ
В 1999 ГОДУ
I. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС
Произошло кардинальное улучшение состояния платежного баланса страны.
Основной причиной явилось беспрецедентное сокращение импорта, ставшее следствием девальвации 1998 года. Банк России, используя меры валютной и денежно - кредитной политики, поддерживал реальный валютный курс рубля на уровне, сложившемся после многократной девальвации в 1998 году, не допуская излишнего укрепления национальной валюты. В результате российские производители получили конкурентные преимущества, стимулировавшие развитие экспортных отраслей и импортозамещающих производств.
Положительную роль сыграла и благоприятная динамика мировых цен на топливно - энергетические ресурсы, обеспечившая дополнительную выручку от экспорта данной группы товаров в 2,4 млрд. долларов.
СЧЕТ ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ
Активное сальдо по счету текущих операций составило 25 млрд. долларов и в два раза превысило его абсолютный максимум, зафиксированный в 1996 году.
Во взаимоотношениях со странами дальнего зарубежья баланс текущих операций достиг 23,4 млрд. долларов (в 1998 году он был отрицательным -0,5 млрд. долларов), со странами СНГ - 1,6 млрд. долларов (в 1998 году - 1,6 млрд. долларов).
СООТНОШЕНИЕ БАЗОВЫХ ПАРАМЕТРОВ СЧЕТА ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ
В ПЛАТЕЖНЫХ БАЛАНСАХ РОССИИ ЗА 1994 - 1999 ГГ.
1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г.
млрд. 36 T---------------------------------------------------------------------T 36
долл. ¦ 35,3--¬ ¦
США ¦ ¦ ¦ ¦
32 +-------------------------------------------------------------+ +-----+ 32
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
28 +-------------------------------------------------------------+ +-----+ 28
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦*25 ¦
24 +-------------------------------------------------------------+ +-----+ 24
¦ 22,9 ¦ ¦ ¦
¦ 20,7 --¬ ¦ ¦ ¦
20 +-------------T-T---------+ +---------------------------------+ +-----+ 20
¦17,7 ¦ ¦ ¦ ¦ 17,4 17,1 ¦ ¦ ¦
¦ --¬ ¦ ¦ ¦ ¦ --¬ --¬ ¦ ¦ ¦
16 +-+1+---------+1+---------+1+---------+1+---------+1+---------+1+-----+ 16
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ *12,4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
12 +-+ +---------+ +---------+ +---------+ +---------+ +---------+ +-----+ 12
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ *8,9 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
8 +-+ +---------+ +-*8------+ +---------+ +---------+ +---------+ +-----+ 8
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
4 +-+ +---------+ +---------+ +---------+ +---------+ +---------+ +-----+ 4
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 0,1 ¦ ¦ 0,1 ¦ ¦ *2,5 ¦ ¦ ¦ ¦ 0,5¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ --¬ ¦ ¦ --¬ ¦ ¦ ¦ ¦ *1 ¦ ¦ --+
0 +-+-+-T-T-T-+-+-+-T-+-+-+-+-+-T-+-+-+-+-+-T-T-T-+-+-+-T-T-T-+-+-+-T-+-+ 0
¦ ¦2¦3+-- ¦2¦3¦ ¦2¦3¦ ¦2¦3+-- ¦2¦3+-- ¦2¦3¦ ¦
¦ ¦ +---0,3 ¦ +-- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦-0,4 L-+ ¦ -0,4 L-+ ¦ ¦
¦ ¦ ¦-1,8 ¦ ¦-3,4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -3,9¦ ¦ -3,3¦ ¦ ¦
-4 +---+ +---------+ +---------+ ¦ +-------+ ¦ +---------+ +---------+ +-+ -4
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L-+-- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -5,1 -5,4 L-+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ L---6,7 ¦ ¦ -5,8¦ ¦ ¦ ¦ -7,5L-- ¦
-8 +---------------+ +-----------------------+ +---------+ +-------------+ -8
¦ ¦ ¦ L-- ¦ ¦ ¦
¦ L-- -8,7 ¦ ¦ ¦
¦ -9,4 L-- -11,8 ¦
-12 +---------------------------------------------------------------------+ -12
---¬
¦1 ¦ - Сальдо торгового баланса
L---
---¬
¦2 ¦ - Сальдо баланса услуг
L---
---¬
¦3 ¦ - Сальдо доходов
L---
---¬
¦ ¦ - Сальдо текущих трансфертов
L---
* - Сальдо текущих операций
Внешнеторговый оборот превысил 114 млрд. долларов и сократился по отношению к предыдущему году на 14 процентов. Стоимость экспорта практически не изменилась, в то время как стоимость импорта упала почти на треть. В результате положительное сальдо торгового баланса достигло 35,3 млрд. долларов, т.е. увеличилось вдвое по сравнению с предыдущим годом.
По итогам за год сокращение цен на импорт опережало снижение цен на экспорт на 10 процентных пунктов. Это означает, что потери от сокращения цен на вывезенные товары были меньше, чем экономия от удешевления импорта.
ИЗМЕНЕНИЕ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА ТОВАРОВ В 1999 ГОДУ
ПО СРАВНЕНИЮ С 1998 ГОДОМ
(млрд. долларов США)
-----------------T---------------T-------------------------------¬
¦ ¦ Прирост (+), ¦ В том числе за счет изменения:¦
¦ ¦ снижение (-) -+----------------T--------------+
¦ ¦ всего ¦ физических ¦ цен ¦
¦ ¦ ¦ объемов ¦ ¦
+----------------+---------------+----------------+--------------+
¦Экспорт товаров ¦ -0,2 ¦ +6,7 ¦ -6,9 ¦
¦Импорт товаров ¦ -18,4 ¦ -10,8 ¦ -7,6 ¦
¦Внешнеторговый ¦ -18,6 ¦ -4,1 ¦ -14,5 ¦
¦оборот ¦ ¦ ¦ ¦
¦Сальдо торгового¦ +18,2 ¦ +17,5 ¦ 0,7 ¦
¦баланса ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------+---------------+----------------+---------------
Экспорт товаров сложился в размере 74,7 млрд. долларов, в том числе в страны дальнего зарубежья - 62,4 млрд. долларов, в страны СНГ - 12,2 млрд. долларов. Стоимость вывоза в страны дальнего зарубежья выросла на 6%, в страны СНГ, напротив, сократилась на 23 процента.
Наблюдалась крайне неровная ценовая динамика на основную составляющую российского экспорта - топливно - энергетическую продукцию. В первом квартале контрактные цены на сырую нефть находились на минимальной за последние годы отметке, затем произошел их стремительный рост, в четвертом квартале они превысили соответствующий показатель января - марта в 2,5 раза. Это обстоятельство в совокупности с отмеченным к концу года интенсивным ростом цен на природный газ позволило уменьшить на треть по сравнению с уровнем, сложившимся к началу четвертого квартала, потери экономики от снижения экспортных цен в целом. Сводный индекс контрактных цен на вывезенную продукцию по кругу товаров, зарегистрированных ГТК, составил 92%.
В течение всего года для экспортеров сохранялся стимулирующий эффект девальвации 1998 года: рублевый эквивалент экспортных цен увеличился по сравнению с 1998 годом в 2,3 раза, а рост внутренних цен на товары в стране не превысил 1,7 раза.
Физические объемы поставок за рубеж выросли на 10%, в том числе экспорт древесины и изделий из нее возрос почти на четверть, продукции нефтехимической и химической промышленности, черных и цветных металлов и изделий из них - на 19 процентов.
Наиболее высокие темпы роста вывоза наблюдались в первом полугодии (17%), вследствие чего внутри страны периодически возникал дефицит на отдельные товары. В целях защиты интересов российских предприятий - потребителей и повышения доходов федерального бюджета Правительство страны в течение года неоднократно повышало ставки экспортных таможенных пошлин.
Разнонаправленное воздействие на объемы вывоза товаров оказали факторы внешнего спроса.
Экономический подъем в странах Юго - Восточной Азии обусловил увеличение физических объемов поставок в этот регион в два раза.
В то же время со стороны стран - партнеров действовало свыше 80 разного рода ограничений на импорт из России, в большинстве случаев - антидемпинговых санкций.
Из-за недостаточной платежеспособности импортеров поставки товаров в страны СНГ в физической массе даже в условиях заметного снижения цен остались примерно на уровне предыдущего года. В итоге удельный вес стран СНГ в объеме экспорта составил 16% против 21% в 1998 году.
Наиболее крупными торговыми партнерами оставались Германия, на долю которой приходилось 9% экспорта России, Украина и США (по 7%), Белоруссия - 5 процентов.
Импортировано товаров на 39,4 млрд. долларов, в том числе из стран дальнего зарубежья - 28,9 млрд. долларов, из стран СНГ 10,4 млрд. долларов. Снижение стоимости продукции, ввезенной из дальнего зарубежья, составило 34%, из стран СНГ - 27 процентов.
Обвальное падение импорта происходило на фоне одновременного снижения физических объемов ввоза (на 16%) и контрактных цен (на 18%).
Столь значимые изменения не оказали влияния на отраслевую структуру импортных закупок: преобладающими, как и в предыдущие годы, оставались продукция машиностроения и металлообработки (33%), а также продовольственные товары и сырье для их производства (27%). Однако структура импорта с точки зрения использования продукции указывает на смещение акцента в пользу промежуточных товаров.
Сжатие внутреннего потребительского спроса вследствие падения реальных располагаемых доходов населения обусловило снижение ввоза таких товаров, как готовые пищевые продукты, одежда, обувь, на 40 - 73 процента. Наряду с этим импорт сырья для шерстяной, шелковой и хлопчатобумажной промышленности превысил уровень предыдущего года.
В сложившихся условиях отчетливо проявилась способность экономики к импортозамещению, в первую очередь в части производства продукции для населения: выпуск отечественных потребительских товаров вырос на 8 - 20 процентов. На фоне снижения импорта железнодорожных и автомобильных транспортных средств на 40 - 54% объемы производства аналогичной продукции в стране увеличились на 9 - 15 процентов.
Что касается каналов нерегистрируемой торговли, то размеры такого ввоза, по оценкам Банка России, сократились примерно на 40 процентов.
Наиболее крупными официальными поставщиками, по данным ГТК, в отчетном периоде были Германия (14% российского импорта), Белоруссия (11%), США и Украина (по 8%).
Баланс услуг сведен с отрицательным сальдо в размере - 3,3 млрд. долларов, однако его абсолютная величина упала на 13 процентов. Экспорт снизился на 27%, импорт - на 23 процента.
Определяющими для данной категории международных операций были услуги, учитываемые в платежном балансе по статьям "Транспорт" и "Поездки", на долю которых приходилось свыше двух третей внешнего оборота.
Предоставленные иностранцам услуги, связанные с туризмом, частными и деловыми поездками, оценивались в 3,7 млрд. долларов, что на 43% меньше, чем в предыдущем году. В основном такая динамика была связана с уменьшением долларового выражения индивидуальных расходов нерезидентов на пребывание в России лишь отчасти скомпенсированным увеличением количества въехавших иностранных граждан.
Уменьшение экспорта услуг транспорта составило 4%, в том числе воздушного - 12 процентов.
Снижение совокупного платежеспособного спроса экономики нашло свое отражение в динамике импорта услуг.
Расходы резидентов, учитываемые в статье "Поездки", сократились на 21%, в том числе по линии туризма в дальнее зарубежье - на 29 процентов.
Импорт транспортных услуг упал почти на треть, что было связано со снижением ввоза товаров из-за рубежа, с постепенным переходом к использованию более дешевых видов транспорта и развитием импортозамещения в транспортной сфере, выразившегося в росте перевозок импортных грузов отечественными средствами.
Баланс оплаты труда впервые за последние годы сформировался с положительным сальдо 0,3 млрд. долларов против отрицательного итога в -0,2 млрд. долларов в 1998 году. Главная причина - девальвация национальной валюты, приведшая к трехкратному снижению общей суммы средств в инвалюте, выплаченных нерезидентам, поскольку именно так обесценение рубля сказалось на долларовом выражении средней номинальной заработной платы в отраслях, использующих труд иностранных работников. Кроме того, происходило сокращение численности привлеченной рабочей силы, составившее примерно 13 процентов. Оплата иностранного наемного труда в целом за год оценивалась в 0,2 млрд. долларов. Две трети этой суммы приходились на работников из стран СНГ.
В то же время доходы россиян, трудоустроенных за рубежом, увеличились на 41% и составили 0,4 млрд. долларов, что было обусловлено как ростом трудовой миграции, так и ее качественным составом.
Отрицательное сальдо баланса доходов от инвестиций составило -7,8 млрд. долларов против - 11,6 млрд. долларов в предыдущем году.
Ожидаемые к получению суммы оценивались в 3,4 млрд. долларов, что на 15% меньше уровня 1998 года. Подавляющая их часть, как и в прежние годы, приходилась на обслуживание кредитов, предоставленных еще бывшим СССР.
Размер доходов, подлежащий выплате, составил 11,2 млрд. долларов и снизился на 29 процентов.
Основная нагрузка по текущему обслуживанию долговых обязательств приходилась на сектор государственного управления. При этом начисленные к выплате суммы распределялись примерно в равных долях между кредитами и ценными бумагами. Однако если платежи процентов по кредитам практически сохранились на уровне 1998 года, то по портфельным инвестициям они снизились на 43% за счет уменьшения доходов по рублевым ценным бумагам в долларовом выражении. Начисленные доходы по ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, выросли за год на 10 процентов.
По текущим трансфертам зафиксировано положительное сальдо 0,5 млрд. долларов. В 1998 году оно было отрицательным и составляло -0,4 млрд. долларов.
СЧЕТ ОПЕРАЦИЙ С КАПИТАЛОМ И ФИНАНСОВЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ
Счет операций с капиталом
Сальдо операций между резидентами и нерезидентами, не предполагающих встречных потоков экономических ценностей и классифицируемых в платежном балансе как капитальные трансферты (в основном это операции, связанные с миграцией населения), сложилось отрицательным в размере -0,3 млрд. долларов (-0,4 млрд. долларов в 1998 году).
Направление, интенсивность и стоимостные характеристики миграционных потоков формировались под воздействием политико - экономических итогов кризиса 1998 года. С одной стороны, количество эмигрантов несколько (на 1%) выросло по сравнению с 1998 годом, а иммигрантов, напротив, резко упало на 26%. С другой - долларовая оценка имущества и финансовых активов выезжающих за границу после девальвации резко снизилась, а соответствующий показатель для въезжающих не претерпел столь значительных изменений. Влияние стоимостного фактора на счет операций с капиталом оказалось более существенным, и в результате было зафиксировано уменьшение его дефицита.
Как и в 1998 году, подавляющую долю (97%) полученных трансфертов составили трансферты прибывших из стран СНГ, а среди выплаченных преобладали переводы российских эмигрантов в страны дальнего зарубежья (64%).
Финансовый счет
По итогам года зафиксирован нетто - отток капитала: отрицательное сальдо финансового счета в аналитическом представлении (без учета изменения официальных валютных резервов) составило -15,9 млрд. долларов (в 1998 году, напротив, инвестиции из-за рубежа превышали вложения резидентов в иностранные активы на 3,0 млрд. долларов).
Иностранные обязательства экономики увеличились лишь на 1,3 млрд. долларов (в 1998 году - на 20,5 млрд. долларов), т.е. отмечено резкое снижение показателя, характеризующего поступление капитала нерезидентов в страну. При этом прирост иностранных обязательств преимущественно был связан с увеличением накопленной задолженности по процентам перед Парижским и Лондонским клубами кредиторов. Можно констатировать, что вновь поступивших в 1999 году иностранных инвестиций было недостаточно для рефинансирования уже имевшихся обязательств перед нерезидентами.
Вместе с тем сокращение объемов иностранных вложений сопровождалось позитивными с точки зрения устойчивости платежного баланса изменениями в структуре внешнего финансирования. Во-первых, рост внешних обязательств происходил преимущественно в форме прямых инвестиций (в 1998 году их доля не превышала 14%), а по портфельным и прочим инвестициям в отчетном периоде вообще отмечено снижение обязательств перед нерезидентами. Во-вторых, если в 1998 году основным реципиентом иностранного капитала был сектор государственного управления (72%) и привлекаемые средства использовались главным образом для решения бюджетных проблем, то в отчетном году инвестиции нерезидентов направлялись в основном в реальный сектор экономики.
СТРУКТУРА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ <*>
В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ В 1999 ГОДУ
(млрд. долларов США)
------------T-------T-------T--------T-------T--------T----------¬
¦ Вид ¦ I кв. ¦II кв. ¦III кв. ¦IV кв. ¦1999 г. ¦Справочно:¦
¦инвестиций ¦1999 г.¦1999 г.¦1999 г. ¦1999 г.¦ ¦ 1998 г. ¦
+-----------+-------+-------+--------+-------+--------+----------+
¦Прямые ¦ 0,6 ¦ 0,8 ¦ 0,7 ¦ 0,8 ¦ 2,9 ¦ 2,8 ¦
+-----------+-------+-------+--------+-------+--------+----------+
¦Портфельные¦ 0,1 ¦ -0,4 ¦ -0,4 ¦ -0,1 ¦ -0,8 ¦ 8,9 ¦
+-----------+-------+-------+--------+-------+--------+----------+
¦Прочие ¦ 1,1 ¦ -0,4 ¦ -0,2 ¦ -1,4 ¦ -0,8 ¦ 8,8 ¦
+-----------+-------+-------+--------+-------+--------+----------+
¦Всего ¦ 1,9 ¦ 0,0 ¦ 0,1 ¦ -0,6 ¦ 1,3 ¦ 20,5 ¦
L-----------+-------+-------+--------+-------+--------+-----------
--------------------------------
<*> Нетто - прирост обязательств перед нерезидентами.
Примечание. Знак "-" означает снижение иностранных обязательств резидентов.
Динамика иностранных обязательств сектора государственного управления определялась необходимостью осуществлять крупные платежи по накопленному внешнему долгу в условиях отсутствия достаточного финансирования со стороны международных финансовых организаций, а также невозможности привлекать средства мировых рынков капитала по приемлемым процентным ставкам. Если в 1998 году увеличение обязательств данного сектора перед нерезидентами составило 14,7 млрд. долларов, то в отчетном - всего 0,8 млрд. долларов.
После финансового кризиса 1998 года портфельные инвестиции перестали быть ключевым инструментом привлечения ресурсов нерезидентов: обязательства перед ними в этой форме даже несколько снизились - на 0,9 млрд. долларов (напротив, в 1998 году данный показатель вырос на 8,3 млрд. долларов).
Правительство Российской Федерации и местные органы власти не размещали еврооблигации на внешних рынках (в 1998 году c использованием этого инструмента было привлечено 5,4 млрд. долларов) и не погашали ранее эмитированные выпуски (за исключением досрочного выкупа Правительством Москвы еврооблигаций на сумму 0,2 млрд. долларов).
Что касается рублевых государственных ценных бумаг, то в отчетном году был практически завершен процесс реструктуризации ГКО - ОФЗ, выплаты по которым были заморожены в августе 1998 года. В результате проведенной новации нерезиденты обменяли почти весь свой портфель (99%) и объем выпуска новых ценных бумаг по номинальной стоимости оценивался в 2,9 млрд. долларов.
Иностранные обязательства сектора государственного управления в форме ГКО - ОФЗ по итогам новации, а также регулярных операций нерезидентов с этими ценными бумагами увеличились на 0,3 млрд. долларов (в 1998 году снижение соответствующего показателя составляло 0,4 млрд. долларов).
В форме ссуд и займов сектором государственного управления было привлечено иностранных ресурсов на 2,7 млрд. долларов (в 1998 году - 6,7 млрд. долларов), в том числе 1,3 млрд. долларов - в рамках несвязанного финансирования (кредиты международных финансовых организаций - около 1,0 млрд. долларов, а также кредит Банка международного сотрудничества Японии на сумму 0,3 млрд. долларов). Возобновившееся в июле 1999 года финансирование России со стороны МВФ по механизму резервного кредитования было вновь прервано в сентябре, когда в связи с возникшими расхождениями в оценках степени выполнения согласованной экономической программы (в части структурных критериев) МВФ отложил предоставление второго транша кредита.
ДВИЖЕНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ РОССИИ ПЕРЕД МВФ И МБРР
В 1999 ГОДУ
(млрд. долларов США)
--------------------------T----------T--------T--------T-------T----------¬
¦ Механизм кредитования ¦Задолжен- ¦Исполь- ¦Погашено¦Курсо- ¦Задолжен- ¦
¦ ¦ность на ¦зовано в¦ в ¦вые ¦ность на ¦
¦ ¦01.01.1999¦отчетном¦отчетном¦разницы¦01.01.2000¦
¦ ¦ ¦периоде ¦периоде ¦ ¦ ¦
+-------------------------+----------+--------+--------+-------+----------+
¦Кредиты МВФ ¦ 19,3 ¦ 0,6 ¦ 4,2 ¦ -0,5 ¦ 15,2 ¦
+-------------------------+----------+--------+--------+-------+----------+
¦Кредит системной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦трансформации, 1993 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1994 гг. ¦ 2,7 ¦ 0 ¦ 0,5 ¦ -0,1 ¦ 2,1 ¦
+-------------------------+----------+--------+--------+-------+----------+
¦Резервный кредит, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1995 - 1996 гг. ¦ 5,5 ¦ 0 ¦ 2,8 ¦ -0,1 ¦ 2,5 ¦
+-------------------------+----------+--------+--------+-------+----------+
¦Расширенное кредитование,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1996 - 1998 гг. ¦ 7,2 ¦ 0 ¦ 0 ¦ -0,2 ¦ 7,0 ¦
+-------------------------+----------+--------+--------+-------+----------+
¦Компенсационное и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦чрезвычайное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦финансирование <*>, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1998 г. ¦ 3,0 ¦ 0 ¦ 0 ¦ -0,1 ¦ 3,0 ¦
+-------------------------+----------+--------+--------+-------+----------+
¦Дополнительный механизм ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦пополнения резервов <*>, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1998 г. ¦ 1,0 ¦ 0 ¦ 0,9 ¦ -0,0 ¦ 0 ¦
+-------------------------+----------+--------+--------+-------+----------+
¦Резервный кредит, 1999 г.¦ 0 ¦ 0,6 ¦ 0 ¦ +0,0 ¦ 0,6 ¦
+-------------------------+----------+--------+--------+-------+----------+
¦Кредиты МБРР ¦ 6,3 ¦ 0,5 ¦ 0,1 ¦ 0,0 ¦ 6,7 ¦
L-------------------------+----------+--------+--------+-------+-----------
--------------------------------
<*> Задолженность Банка России.
По привлеченным ссудам и займам сектором государственного управления было фактически погашено 7,2 млрд. долларов (5,6 млрд. долларов - по основному долгу и 1,6 млрд. долларов - по процентам) из подлежащих выплате 12,2 млрд. долларов (7,6 и 4,6 млрд. долларов соответственно), просрочено платежей на сумму около 3,0 млрд. долларов.
После массированного оттока иностранного капитала из банковского сектора во II полугодии 1998 года, спровоцированного финансовым кризисом и составившего 8,3 млрд. долларов, в отчетном году ситуация в целом стабилизировалась: обязательства перед нерезидентами снизились лишь на 0,9 млрд. долларов. Пик платежей по внешним долгам пришелся на июль - октябрь. При этом если в I полугодии 1999 года банки испытывали определенные трудности с выполнением иностранных обязательств (просроченная задолженность выросла почти на 0,7 млрд. долларов), то в июле - декабре наряду со своевременно произведенными текущими платежами была частично погашена просроченная ранее задолженность на сумму около 0,4 млрд. долларов. Имел место рост иностранного участия в капитале банковской системы России: доля нерезидентов в совокупном капитале коммерческих банков увеличилась в 1,7 раза и составила на 1 января 2000 года 10,7 процента. При этом, если в 1998 году прямые инвестиции нерезидентов в данный сектор экономики оценивались в 0,3 млрд. долларов, то в отчетном они составили уже 0,5 млрд. долларов (с учетом субординированных кредитов).
Внешнее финансирование сектора нефинансовых предприятий существенно сократилось: прирост иностранных обязательств составил лишь 2,2 млрд. долларов против 8,3 млрд. долларов в 1998 году. Определяющим стало снижение портфельных инвестиций, а также ссуд и займов. Несмотря на повышенный уровень инвестиционных рисков, приток прямых иностранных инвестиций сократился незначительно: с 2,5 до 2,4 млрд. долларов. Продолжали осуществлять вложения инвесторы, стратегической целью которых является расширение присутствия на российском рынке. Кроме того, ряд текущих конъюнктурных факторов, среди которых низкая стоимость российских активов, сложившаяся после финансового кризиса и девальвации рубля, быстрый рост внутреннего спроса на продукцию импортозамещения и, начиная со II квартала увеличение мировых цен на энергоносители также стимулировали рост прямых иностранных инвестиций. Инвесторы (преимущественно резиденты США и Германии) отдавали предпочтение вложениям в предприятия пищевой промышленности, транспорта, торговли и топливной промышленности.
Иностранные инвестиции в форме ссуд и займов, ранее являвшиеся основной формой вложений нерезидентов в реальный сектор экономики России, существенно сократились. Так было привлечено финансовых кредитов в 2,6 раза меньше, чем в предыдущем году, что оказалось недостаточно даже для рефинансирования накопленной задолженности, и иностранные обязательства в этой форме сократились на 0,3 млрд. долларов (в 1998 году их увеличение оценивалось в 4,6 млрд. долларов).
Зарегистрированный прирост иностранных активов резидентов в 1999 году составил 17,2 млрд. долларов. Таким образом, вывоз капитала сохранился примерно на уровне предыдущего года (17,3 млрд. долларов).
Как и годом ранее, основной формой вложений резидентов за границей оставались прочие инвестиции, при этом их доля несколько снизилась - с 92 до 89 процентов.
СТРУКТУРА ИНВЕСТИЦИЙ <*> РЕЗИДЕНТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ИНОСТРАННЫЕ АКТИВЫ (КРОМЕ РЕЗЕРВНЫХ АКТИВОВ)
В 1999 ГОДУ
(млрд. долларов США)
------------T-------T-------T--------T-------T--------T----------¬
¦ Вид ¦ I кв. ¦II кв. ¦III кв. ¦IV кв. ¦1999 г. ¦Справочно:¦
¦инвестиций ¦1999 г.¦1999 г.¦1999 г. ¦1999 г.¦ ¦ 1998 г. ¦
+-----------+-------+-------+--------+-------+--------+----------+
¦Прямые ¦ 0,4 ¦ 0,6 ¦ 0,6 ¦ 0,6 ¦ 2,1 ¦ 1,0 ¦
+-----------+-------+-------+--------+-------+--------+----------+
¦Портфельные¦ 0 ¦ 0,2 ¦ -0,3 ¦ -0,2 ¦ -0,3 ¦ 0,3 ¦
+-----------+-------+-------+--------+-------+--------+----------+
¦Прочие ¦ 6,3 ¦ 0,5 ¦ 5,4 ¦ 3,1 ¦ 15,3 ¦ 16,0 ¦
+-----------+-------+-------+--------+-------+--------+----------+
¦Всего ¦ 6,7 ¦ 1,2 ¦ 5,7 ¦ 3,5 ¦ 17,2 ¦ 17,3 ¦
L-----------+-------+-------+--------+-------+--------+-----------
--------------------------------
<*> Нетто - прирост иностранных активов резидентов.
Примечание. Знак "-" означает снижение иностранных активов резидентов.
В структуре прочих инвестиций произошли существенные изменения. Во-первых, быстрый рост иностранных активов коммерческих банков привел к тому, что доля этого сектора в инвестициях резидентов за границу в данной форме многократно увеличилась и достигла 20 процентов. Во-вторых, отмечено значительное снижение показателей, ассоциируемых с несанкционированным вывозом капитала ("непоступление экспортной выручки", "непоступление товаров и услуг по импортным авансам").
Прирост иностранных активов сектора государственного управления (1,3 млрд. долларов) представлял собой, как и в предыдущем году, накопление требований по невыплаченным процентам по кредитам, предоставленным иностранным правительствам бывшим СССР, а также Россией - странам СНГ.
Из подлежащих к получению в соответствии с графиком 6,5 млрд. долларов (основной долг и проценты) по государственным активам бывшего СССР нерезиденты погасили лишь 0,3 млрд. долларов. В дополнение к этому было погашено 0,4 млрд. долларов просроченной ранее задолженности.
В рамках соглашения между правительствами России и Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота, ратифицированного в июне 1999 года, был реструктурирован долг Украины перед Россией: перенесены на более поздние сроки платежи на сумму порядка 1,2 млрд. долларов, а урегулировано (зачтено в погашение) около 1 млрд. долларов. Другие страны СНГ (кроме Украины) фактически не обслуживали задолженность перед Россией. Общая сумма просроченных в 1999 году платежей (по основному долгу и процентам) превысила 0,6 млрд. долларов.
Рост иностранных активов банковского сектора в 1999 году составил 3,5 млрд. долларов. В условиях сохранявшихся высокого уровня валютного риска, политической неопределенности и отсутствия адекватно сложившейся ситуации рублевых финансовых инструментов банки предпочитали вкладывать средства в валютные активы. Накопление требований к нерезидентам происходило главным образом в форме роста остатков на текущих счетах и в краткосрочных депозитах (доля краткосрочных финансовых инструментов в банковских активах по сравнению с началом года выросла с 71 до 82%).
По состоянию на 1 января 2000 года иностранные активы коммерческих банков составляли 12,7 млрд. долларов (из них краткосрочные - 10,4 млрд. долларов).
Показатель чистой международной инвестиционной позиции банковской системы, имевший отрицательное значение в начале отчетного года (-0,2 млрд. долларов), стал положительным уже в I квартале, а на 1 января 2000 года иностранные активы банков превышали их иностранные обязательства уже на 4,5 млрд. долларов.
Зарегистрированный объем прямых и портфельных инвестиций за границу сектора нефинансовых предприятий в I квартале 1999 года находился на уровне соответствующего периода предыдущего года (0,3 млрд. долларов). В апреле - декабре рост доходов экспортеров в связи с улучшающейся конъюнктурой мировых товарных рынков позволил предприятиям (прежде всего топливно - энергетического сектора) расширить участие в инвестиционных проектах за рубежом. По итогам года совокупный показатель прямых и портфельных инвестиций за границу вырос почти в 2 раза: с 1,1 до 2,1 млрд. долларов.
Наиболее значимой для платежного баланса формой вывоза капитала (в том числе в несанкционированном виде) оставались операции, связанные с внешней торговлей. За год реализация экспортно - импортных схем привела к росту иностранных активов сектора нефинансовых предприятий на 11,1 млрд. долларов (в 1998 г. соответствующий показатель равнялся 15,8 млрд. долларов).
Прирост иностранных активов по предоставленным нерезидентам торговым кредитам и авансам в 1999 году составил 5,7 млрд. долларов (в 1998 году - 6,9 млрд. долларов).
Вместе с тем меры по ужесточению валютного контроля, предпринятые Банком России, привели к сокращению вывоза капитала с нарушениями валютного законодательства.
Суммарный показатель прироста иностранных активов резидентов, возникающих вследствие непоступления в установленные сроки товаров и услуг в счет погашения импортных авансов, а также экспортной выручки составил 5,4 млрд. долларов (включая активы по межгосударственным товарным поставкам). Таким образом, зафиксировано снижение данного показателя по сравнению с 1998 годом как в абсолютном выражении - на 3,5 млрд. долларов, так и в относительном - с 7 до 5% внешнеторгового оборота.
Дополнительным косвенным свидетельством сокращения несанкционированного оттока капитала может служить снижение абсолютного значения "чистых ошибок и пропусков" в платежном балансе (с 8,9 млрд. долларов в 1998 году до 7,0 млрд. долларов в 1999 году). Устойчивый дебетовый (отрицательный) характер этой статьи частично объясняется принципиальной невозможностью учета внешнеэкономических операций, осуществленных с нарушениями законодательства.
Важную роль в платежном балансе страны традиционно играют операции с наличной иностранной валютой. По оценкам Банка России, в 1999 году произошло сокращение запасов наличной свободно конвертируемой валюты (СКВ) в небанковском секторе, составившее 1,0 млрд. долларов (в предыдущем году они снизились на 0,8 млрд. долларов). Такая динамика объясняется девальвацией рубля и падением реальных доходов населения, существенно сократившими спрос экономических субъектов на наличную валюту как средство накопления (домашних хозяйств) и обращения (теневой сектор). Во II квартале 1999 года среднеквартальный показатель доли покупки иностранной валюты в структуре использования денежных доходов населения был минимальным за последние пять лет - 7,2 процента. По сравнению с 1998 годом снижение указанного показателя составило четыре процентных пункта: с 12,4 до 8,5 процента. Коммерческие банки адекватно отреагировали на изменившуюся ситуацию на внутреннем рынке наличной валюты: объемы ее ввоза снизились почти в 2 раза.
БАЛАНС ДВИЖЕНИЯ НАЛИЧНОЙ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ В 1999 ГОДУ
(млрд. долларов США)
-------------------T-------T-------T-------T-------T-------T-------¬
¦ ¦ I ¦ II ¦ III ¦ IV ¦1999 г.¦Спра- ¦
¦ ¦квартал¦квартал¦квартал¦квартал¦ ¦вочно: ¦
¦ ¦1999 г.¦1999 г.¦1999 г.¦1999 г.¦ ¦1998 г.¦
+------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦1. Ввезено, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ всего ¦ 2,5 ¦ 1,9 ¦ 3,9 ¦ 3,4 ¦ 11,7 ¦ 20,7 ¦
+------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦- банковской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ системой ¦ 1,9 ¦ 1,1 ¦ 2,8 ¦ 2,6 ¦ 8,3 ¦ 16,2 ¦
+------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦- иммигрантами ¦ 0,1 ¦ 0,1 ¦ 0,1 ¦ 0,1 ¦ 0,4 ¦ 0,8 ¦
+------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦- туристами ¦ 0,5 ¦ 0,6 ¦ 1,0 ¦ 0,6 ¦ 2,7 ¦ 3,2 ¦
+------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦- по каналам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ нерегистрируемой¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ торговли ¦ 0,0 ¦ 0,0 ¦ 0,1 ¦ 0,1 ¦ 0,2 ¦ 0,5 ¦
+------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦2. Вывезено, всего¦ 2,6 ¦ 2,9 ¦ 3,5 ¦ 3,6 ¦ 12,6 ¦ 21,6 ¦
+------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦- банковской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ системой ¦ 0,1 ¦ 0,1 ¦ 0,1 ¦ 0,1 ¦ 0,4 ¦ 0,4 ¦
+------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦- эмигрантами ¦ 0,1 ¦ 0,1 ¦ 0,1 ¦ 0,1 ¦ 0,4 ¦ 0,7 ¦
+------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦- туристами ¦ 0,9 ¦ 1,3 ¦ 1,6 ¦ 1,5 ¦ 5,3 ¦ 6,2 ¦
+------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦- по каналам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ нерегистрируемой¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ торговли ¦ 1,3 ¦ 1,2 ¦ 1,4 ¦ 1,5 ¦ 5,4 ¦ 12,4 ¦
+------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦- прочие ¦ 0,3 ¦ 0,3 ¦ 0,3 ¦ 0,3 ¦ 1,1 ¦ 2,0 ¦
+------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦3. Прирост (+) / ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ уменьшение (-) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ наличной СКВ у ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ резидентов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ всего ¦ -0,1 ¦ -1,0 ¦ -0,4 ¦ -0,1 ¦ -0,9 ¦ -0,9 ¦
+------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦- в банковском ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ секторе ¦ 0,1 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0,0 ¦ 0,1 ¦ -0,1 ¦
+------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦- в секторе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ нефинансовых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ предприятий и в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ секторе домашних¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ хозяйств ¦ -0,2 ¦ -1,0 ¦ -0,4¦ -0,2 ¦ -1,0 ¦ -0,8 ¦
L------------------+-------+-------+-------+-------+-------+--------
Значительное активное сальдо счета текущих операций в совокупности с повышением эффективности валютного контроля обеспечили в 1999 году на внутреннем рынке превышение предложения иностранной валюты над спросом. Банк России в рамках реализуемой валютной и курсовой политики выступил нетто - покупателем СКВ. В то же время в условиях низких объемов иностранного кредитования государственного сектора он был вынужден использовать часть валютных резервов для финансирования платежей по государственному внешнему долгу.
По итогам отчетного года рост официальных валютных резервов в результате операций, отражаемых в платежном балансе, составил 1,8 млрд. долларов. На 1 января 2000 года международные золотовалютные резервы России равнялись 12,5 млрд. долларов, находясь на уровне, достаточном для финансирования импорта товаров и нефакторных услуг в течение 2,9 месяца, что практически соответствует принятому в международной практике критерию их достаточности, что значительно превосходит показатель предыдущего года (1,9 месяца).
II. ВНЕШНЯЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ
Задолженность всех резидентов перед иностранными контрагентами составила, по оценкам на 1 января 2000 года, 175,6 млрд. долларов.
Более половины имеющихся в экономике внешних пассивов связаны с операциями еще бывшего СССР (97,7 млрд. долларов), а 44% (77,9 млрд. долларов) приходится на обязательства, сформировавшиеся в 1992 - 1999 годах (новый российский долг).
Доля государственного сектора во внешней задолженности находилась к концу отчетного года на уровне 82%, сектора нефинансовых предприятий - 12%, коммерческих банков - 4%, Банка России - 2%.
За год внешние долговые пассивы снизились на 10,5 млрд. долларов, что явилось результатом одновременного действия следующих разнонаправленных факторов.
С одной стороны, были осуществлены новые заимствования на 8,0 млрд. долларов, и еще на 4,8 млрд. долларов долг увеличился в связи с накоплением задолженности по процентам перед Парижским и Лондонским клубами кредиторов, а также по другим категориям задолженности бывшего СССР. С другой - погашено внешних обязательств с учетом операций на вторичном рынке на 14,2 млрд. долларов (кроме того, сумма выплаченных процентов оценивается в 5,5 млрд. долларов).
Также в связи с падением курса основных валют к доллару США и рядом других причин задолженность сократилась на 9,1 млрд. долларов.
Отмеченное уменьшение иностранных обязательств зафиксировано впервые с 1992 года. При этом по сектору государственного управления они сократились на 7,9 млрд. долларов, долговые обязательства Банка России упали на 0,7 млрд. долларов, коммерческих банков - на 2,3 млрд. долларов. Несколько (на 0,4 млрд. долларов) увеличил свои обязательства сектор нефинансовых предприятий.
Несмотря на снижение внешней задолженности в абсолютном выражении, ее размер по отношению к ВВП вследствие девальвации 1998 года резко возрос (с 59 до 96%), что означало для чистых заемщиков (сектор государственного управления и сектор нефинансовых предприятий) существенное утяжеление бремени обслуживания долга.
Правительство Российской Федерации в целях обеспечения необходимых выплат в пользу нерезидентов было вынуждено, как отмечалось, прибегнуть к помощи Банка России, который в соответствии с Федеральным законом от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" выделил на эти цели из своих валютных резервов 4,5 млрд. долларов.
В целом, несмотря на просрочки по обслуживанию задолженности бывшего СССР, обслуживание нового государственного долга обеспечивалось в полном объеме и в установленные сроки.
Заместитель Председателя
Банка России
О.В.МОЖАЙСКОВ



Приложение 1
ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 1999 ГОД
(АНАЛИТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ)
(млн. долларов США)
----------------------------------T---------------------------------------T-------¬
¦ ¦ 1999 г. ¦ Спра- ¦
¦ ¦ ¦ вочно:¦
¦ +-------T-------T-------T-------T-------+-------+
¦ ¦ I ¦ II ¦ III ¦ IV ¦1999 г.¦1998 г.¦
¦ ¦квартал¦квартал¦квартал¦квартал¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦СЧЕТ ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ ¦ 4 716¦ 4 406¦ 5 628¦ 10 239¦ 24 990¦ 1 037¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Торговый баланс ¦ 6 531¦ 6 886¦ 9 204¦ 12 681¦ 35 302¦ 17 097¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ Экспорт ¦ 15 538¦ 16 953¦ 18 651¦ 23 521¦ 74 663¦ 74 888¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ Импорт ¦ -9 007¦-10 067¦ -9 447¦-10 840¦-39 361¦-57 791¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Баланс услуг ¦ -681¦ -757¦ -890¦ -1 014¦ -3 342¦ -3 851¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ Экспорт ¦ 1 784¦ 2 292¦ 2 600¦ 2 408¦ 9 083¦ 12 371¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ Импорт ¦ -2 465¦ -3 049¦ -3 490¦ -3 422¦-12 425¦-16 222¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Баланс оплаты труда ¦ 63¦ 67¦ 62¦ 68¦ 260¦ -164¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Баланс инвестиционных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦доходов (проценты, дивиденды) ¦ -1 148¦ -1 866¦ -2 955¦ -1 795¦ -7 764¦-11 637¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ К получению от нерезидентов ¦ 2 166¦ 600¦ 299¦ 344¦ 3 409¦ 4 000¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ в т.ч. сектором государствен- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ного управления ¦ 1 987¦ 331¦ 109¦ 59¦ 2 485¦ 2 575¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ К выплате нерезидентам ¦ -3 314¦ -2 466¦ -3 253¦ -2 139¦-11 173¦-15 637¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ в т.ч. сектором государствен- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ного управления ¦ -2 806¦ -1 812¦ -2 719¦ -1 687¦ -9 023¦-12 443¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Баланс текущих трансфертов ¦ -48¦ 76¦ 206¦ 300¦ 534¦ -409¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦СЧЕТ ОПЕРАЦИЙ С КАПИТАЛОМ И ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ФИНАНСОВЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ ¦ -4 957¦ -1 266¦ -5 696¦ -4 313¦-16 231¦ 2 622¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ Счет операций с капиталом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ (капитальные трансферты) ¦ -97¦ -33¦ -81¦ -122¦ -333¦ -382¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ Финансовый счет (кроме ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ резервных активов) <*> ¦ -4 860¦ -1 233¦ -5 615¦ -4 191¦-15 899¦ 3 004¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ Обязательства ("-" - снижение, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ "+" - рост) ¦ 1 854¦ 6¦ 75¦ -648¦ 1 288¦ 20 473¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ Операции сектора государствен-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ного управления ¦ 1 200¦ -1 064¦ 811¦ -132¦ 814¦ 14 652¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ Портфельные инвестиции ¦ 142¦ -533¦ -414¦ -101¦ -906¦ 8 273¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ Ценные бумаги в российских ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ рублях (ГКО - ОФЗ) ¦ -528¦ 651¦ -91¦ 245¦ 277¦ -362¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ Ценные бумаги в иностранной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ валюте ¦ 670¦ -1 184¦ -323¦ -346¦ -1 183¦ 8 635¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ федеральные еврооблигации ¦ 82¦ -187¦ 35¦ -117¦ -186¦ 4 897¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ еврооблигации местных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ органов власти ¦ 30¦ -73¦ -57¦ -41¦ -140¦ 534¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ облигации, выпущенные по со-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ глашению с Лондонским клубом¦ 424¦ -427¦ 308¦ -473¦ -168¦ 919¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ облигации, связанные с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ реструктуризацией ГКО - ОФЗ ¦ -63¦ 77¦ -627¦ 296¦ -317¦ 2 144¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ ОВГВЗ Минфина России ¦ 196¦ -374¦ 18¦ -12¦ -172¦ -190¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ прочие ¦ 0¦ -200¦ 0¦ 0¦ -200¦ 330¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ Ссуды и займы ¦ -1 273¦ -1 141¦ 3 231¦ -928¦ -110¦ 1 860¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ использовано ¦ 414¦ 339¦ 1 197¦ 796¦ 2 746¦ 6 654¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ погашено (по графику) ¦ -1 867¦ -1 793¦ -1 979¦ -1 946¦ -7 585¦ -7 214¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ перенесено ¦ 180¦ 313¦ 4 013¦ 222¦ 4 728¦ 2 420¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ Просроченная задолженность ¦ 2 237¦ 752¦ -2 014¦ 880¦ 1 855¦ 4 307¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ Прочие обязательства ¦ 94¦ -143¦ 8¦ 17¦ -24¦ 212¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ Операции Центрального банка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ (в части кредитов МВФ) ¦ 0¦ 0¦ -454¦ -464¦ -917¦ 3 781¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ Операции банков ¦ -12¦ -38¦ -932¦ 131¦ -851¦ -6 262¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ Операции прочих секторов ¦ 666¦ 1 108¦ 650¦ -183¦ 2 242¦ 8 302¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ Прямые инвестиции ¦ 476¦ 646¦ 553¦ 720¦ 2 396¦ 2 500¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ Портфельные инвестиции ¦ -38¦ 239¦ -41¦ 18¦ 179¦ 831¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ Ссуды и займы ¦ 123¦ 145¦ 90¦ -697¦ -338¦ 4 649¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ Торговые кредиты и авансы ¦ 105¦ 77¦ 48¦ -224¦ 6¦ 322¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ Прочие обязательства ¦ 0¦ 0¦ 0¦ 0¦ 0¦ 0¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ Активы, кроме резервных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ("+" - снижение, "-" - рост) ¦ -6 714¦ -1 239¦ -5 689¦ -3 543¦-17 186¦-17 469¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ Операции сектора государствен-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ного управления ¦ -1 865¦ 23¦ 519¦ 35¦ -1 289¦ -1 478¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ Ссуды и займы ¦ 2 156¦ 2 136¦ 259¦ 28¦ 4 578¦ 5 679¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ Просроченная задолженность ¦ -4 048¦ -1 205¦ -225¦ -191¦ -5 669¦ -7 137¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ Прочие активы ¦ 27¦ -908¦ 485¦ 198¦ -198¦ -21¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ Операции банков ¦ -1 328¦ -941¦ -936¦ -294¦ -3 499¦ 485¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ Операции прочих секторов ¦ -3 521¦ -322¦ -5 272¦ -3 284¦-12 399¦-16 476¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ Прямые и портфельные инвести-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ции ¦ -326¦ -636¦ -579¦ -567¦ -2 108¦ -1 060¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ Наличная иностранная валюта ¦ 191¦ 972¦ -369¦ 164¦ 958¦ 843¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ Торговые кредиты и авансы ¦ -2 049¦ 751¦ -3 073¦ -1 330¦ -5 701¦ -6 883¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ Непоступление экспортной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ выручки ¦ -873¦ -267¦ -620¦ -564¦ -2 323¦ -4 622¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ Непоступление товаров и услуг¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в счет погашения импортных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ авансов ¦ -300¦ -1 135¦ -634¦ -990¦ -3 060¦ -4 257¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ Прочие активы ¦ -165¦ -6¦ 3¦ 4¦ -164¦ -496¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ЧИСТЫЕ ОШИБКИ И ПРОПУСКИ ¦ -728¦ -1 529¦ -1 024¦ -3 700¦ -6 981¦ -8 963¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ИЗМЕНЕНИЕ ВАЛЮТНЫХ РЕЗЕРВОВ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦("+" - снижение, "-" - рост) ¦ 969¦ -1 611¦ 1 091¦ -2 227¦ -1 778¦ 5 305¦
L---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+--------



Приложение 2
ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗА 1994 - 1999 ГОДЫ (НЕЙТРАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ)
ОСНОВНЫЕ АГРЕГАТЫ
(млн. долларов США)
-------------------T------T------T------T------T-------T-------T-------T-------T------T-------T-------T-------T-------T------¬
¦ ¦ 1994 ¦ 1995 ¦ 1996 ¦ 1997 ¦ I ¦ II ¦ III ¦ IV ¦ 1998 ¦ I ¦ II ¦ III ¦ IV ¦ 1999 ¦
¦ ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦квартал¦квартал¦квартал¦квартал¦ г. ¦квартал¦квартал¦квартал¦квартал¦ г. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1998 г.¦1998 г.¦1998 г.¦1998 г.¦ ¦1999 г.¦1999 г.¦1999 г.¦1999 г.¦ ¦
+------------------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+------+
¦СЧЕТ ТЕКУЩИХ ¦ 8850¦ 8025¦ 12448¦ 2545¦ -2228¦ -3325¦ -165¦ 6755¦ 1037¦ 4716¦ 4406¦ 5628¦ 10239¦ 24990¦
¦ОПЕРАЦИЙ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+------+
¦Товары и услуги ¦ 10958¦ 11323¦ 17809¦ 11611¦ -351¦ 134¦ 3944¦ 9520¦ 13246¦ 5850¦ 6129¦ 8314¦ 11667¦ 31960¦
+------------------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+------+
¦ Экспорт ¦ 76250¦ 93481¦103844¦103088¦ 21389¦ 22103¦ 21689¦ 22079¦ 87259¦ 17322¦ 19244¦ 21251¦ 25929¦ 83746¦
+------------------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+------+
¦ Импорт ¦-65292¦-82158¦-86035¦-91476¦ -21740¦ -21969¦ -17745¦ -12559¦-74013¦ -11472¦ -13116¦ -12937¦ -14262¦-51786¦
+------------------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+------+
¦ Товары ¦ 17675¦ 20726¦ 22933¦ 17361¦ 790¦ 1546¦ 4752¦ 10009¦ 17097¦ 6531¦ 6886¦ 9204¦ 12681¦ 35302¦
+------------------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+------+
¦ Экспорт ¦ 67826¦ 82913¦ 90563¦ 89008¦ 18558¦ 18866¦ 18125¦ 19340¦ 74888¦ 15538¦ 16953¦ 18651¦ 23521¦ 74663¦
+------------------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+------+
¦ Импорт ¦-50152¦-62188¦-67629¦-71647¦ -17768¦ -17320¦ -13373¦ -9330¦-57791¦ -9007¦ -10067¦ -9447¦ -10840¦-39361¦
+------------------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+------+
¦ Услуги ¦ -6717¦ -9403¦ -5124¦ -5750¦ -1141¦ -1413¦ -808¦ -490¦ -3851¦ -681¦ -757¦ -890¦ -1014¦ -3342¦
+------------------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+------+
¦ Экспорт ¦ 8424¦ 10567¦ 13281¦ 14080¦ 2831¦ 3237¦ 3564¦ 2739¦ 12371¦ 1784¦ 2292¦ 2600¦ 2408¦ 9083¦
+------------------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+------+
¦ Импорт ¦-15141¦-19970¦-18406¦-19829¦ -3972¦ -4649¦ -4372¦ -3229¦-16222¦ -2465¦ -3049¦ -3490¦ -3422¦-12425¦
+------------------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+------+
¦Доходы от ¦ -1802¦ -3371¦ -5434¦ -8706¦ -1724¦ -3296¦ -4067¦ -2713¦-11801¦ -1085¦ -1799¦ -2892¦ -1728¦ -7504¦
¦инвестиций и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦оплата труда ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+------+
¦ К получению ¦ 3500¦ 4278¦ 4333¦ 4366¦ 2478¦ 835¦ 584¦ 404¦ 4301¦ 2267¦ 711¦ 409¦ 446¦ 3834¦
+------------------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+------+
¦ К выплате ¦ -5302¦ -7649¦ -9767¦-13072¦ -4202¦ -4131¦ -4652¦ -3117¦-16102¦ -3352¦ -2511¦ -3302¦ -2173¦-11338¦
+------------------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+------+
¦ Оплата труда ¦ -114¦ -303¦ -406¦ -342¦ -89¦ -71¦ -32¦ 29¦ -164¦ 63¦ 67¦ 62¦ 68¦ 260¦
+------------------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+------+
¦ Полученная ¦ 108¦ 166¦ 102¦ 227¦ 51¦ 74¦ 82¦ 94¦ 301¦ 102¦ 111¦ 111¦ 102¦ 425¦
+------------------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+------+
¦ Выплаченная ¦ -222¦ -469¦ -507¦ -568¦ -141¦ -145¦ -114¦ -65¦ -465¦ -38¦ -45¦ -48¦ -34¦ -165¦
+------------------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+------+
¦ Доходы от ¦ -1688¦ -3068¦ -5028¦ -8364¦ -1635¦ -3225¦ -4035¦ -2742¦-11637¦ -1148¦ -1866¦ -2955¦ -1795¦ -7764¦
¦ инвестиций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+------+
¦ К получению ¦ 3392¦ 4112¦ 4232¦ 4140¦ 2426¦ 761¦ 503¦ 310¦ 4000¦ 2166¦ 600¦ 299¦ 344¦ 3409¦
+------------------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+------+
¦ К выплате ¦ -5080¦ -7181¦ -9259¦-12504¦ -4061¦ -3986¦ -4538¦ -3052¦-15637¦ -3314¦ -2466¦ -3253¦ -2139¦-11173¦
+------------------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+------+
¦Текущие трансферты¦ -306¦ 73¦ 72¦ -360¦ -153¦ -163¦ -42¦ -52¦ -409¦ -48¦ 76¦ 206¦ 300¦ 534¦
+------------------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+------+
¦ Полученные ¦ 238¦ 810¦ 773¦ 410¦ 79¦ 73¦ 52¦ 65¦ 269¦ 52¦ 220¦ 330¦ 425¦ 1027¦
+------------------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+------+
¦ Выплаченные ¦ -543¦ -738¦ -700¦ -770¦ -232¦ -236¦ -94¦ -117¦ -678¦ -100¦ -143¦ -124¦ -125¦ -493¦
+------------------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+------+
¦СЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ¦ -8614¦ 756¦ -6707¦ 5471¦ 4545¦ 6134¦ 3797¦ -6549¦ 7926¦ -3988¦ -2877¦ -4604¦ -6539¦-18009¦
¦С КАПИТАЛОМ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦И ФИНАНСОВЫМИ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ИНСТРУМЕНТАМИ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+------+
¦Счет операций ¦ 2410¦ -347¦ -463¦ -797¦ -92¦ -189¦ 15¦ -116¦ -382¦ -97¦ -33¦ -81¦ -122¦ -333¦
¦с капиталом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+------+
¦Капитальные ¦ 2410¦ -347¦ -463¦ -797¦ -92¦ -189¦ 15¦ -116¦ -382¦ -97¦ -33¦ -81¦ -122¦ -333¦
¦трансферты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+------+
¦ Полученные ¦ 5882¦ 3122¦ 3066¦ 2137¦ 341¦ 537¦ 475¦ 351¦ 1704¦ 198¦ 208¦ 192¦ 285¦ 882¦
+------------------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+------+
¦ Выплаченные ¦ -3472¦ -3469¦ -3529¦ -2934¦ -433¦ -726¦ -460¦ -468¦ -2086¦ -295¦ -240¦ -273¦ -406¦ -1215¦
+------------------+------+------+------+------+-------+-------+-------+-------+------+-------+-------+-------+-------+------+
¦Финансовый счет ¦-11024¦ 1103¦ -6244¦ 6268¦ 4637¦ 6323¦ 3782¦ -6433¦ 8309¦ -3891¦ -2844¦ -4523¦ -6418¦-17676¦
+------------------+------+------+-

ПРИКАЗ Минобразования РФ от 15.05.2000 n 1405 О ВОССТАНОВЛЕНИИ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ КАДРАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также